Майя плисецкая вклад в культуру кратко

Обновлено: 02.07.2024

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в городе Москва. Появилась на свет в семье консула. По материнской линии в роду Майи находилось сразу несколько знаменитостей: тетя Суламифь Мессерер и дядя Асаф являлись звездами балета и пользовались особым покровительством вождя. Тетка Елизавета, также актриса, и именно ей маленькая Майя обязана своей любовью к театру. Мать будущей балерины играла в немом кино, а отец имел более приземленную профессию, занимая высокие хозяйственные должности при правительстве.

Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене, Германия, от тяжелого сердечного приступа. Согласно завещанию, прах балерины будет соединен воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией .

Звания и Награды Майи Плисецкой

Герой Социалистического Труда (1985) - за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства

Заслуженный артист России (1951)

Народный артист России (1956)

Народный артист СССР (1959)

Ленинская премия (1964) - за исполнение партий в балетных спектаклях советского и классического репертуара на сцене ГАБТ

Три ордена Ленина (1967, 1976, 1985)

Орден Трудового Красного Знамени (1981)

Золотая медаль Парижа (1977)

Орден Почетного легиона (Франция)
кавалер ордена (1986)

офицер ордена (2012)

Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984)

Орден Изабеллы Католической (Испания, 1991)

Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса (Литва)

Орден Барборы Радвилайте (Литва, 2005)

Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011)

Медаль Моцарта ЮНЕСКО (2005)

Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949)

Премия им. Анны Павловой Парижской академии танца (1962)

Премия принцессы Астурийской (2005, Испания)

Международная Императорская премия Японии (2006)

Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах

Доктор Сорбонны (1985)

Почетный профессор Московского государственного университета (1993)

Почетный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008)

Почетный гражданин Испании

Творчество Майи Плисецкой

Репертуар

Большой театр

На других сценах

Фильмография

Роли

Участие в фильмах

Архивные кадры

1971 - Адажио (документальный)
2005 - Ave Майя (документальный фильм) (режиссер Н. Тихонов)
2005 - Стихия по имени Майя (документальный) (режиссер Н. Тихонов)
2012 - Отражения Юрия Роста (документальный)
2016 - Большой

Мемуары

Сорт пионов, выведенный в 1963 году.

Астероид (4626) Плисецкая, открытый 23 декабря 1984 года астрономом Крымской астрофизической обсерватории Л. Карачкиной (астероиду 4625, открытому в 1982 году тем же первооткрывателем, было дано имя (4625) Щедрин).

В октябре 2013 года бразильские художники Э. Кобра (Eduardo Kobra) и А. Брито (Agnaldo Brito) посвятили балерине одну из своих работ. Граффити длиной 16 м и шириной 18 м, включающее в себя изображение балерины в образе лебедя, находится на стене дома в Москве по адресу Большая Дмитровка, д. 16, к. 1.

В 2015 году, в день 90-летия со дня рождения балерины, имя Майи Плисецкой было присвоено скверу на Большой Дмитровке, между домами 12/1 стр. 1 и 16 к. 1. Доска с названием сквера и информацией о нем размещена на правой стене дома 16 к. 1 - там же, где находится граффити Э. Кобра и А. Брито.

В ноябре 2016 года в сквере Майи Плисецкой состоялось открытие памятника балерине.

Семья Майи Плисецкой

Отец - Михаил Эммануилович Плисецкий (1899-1938), хозяйственный деятель, дипломат.
Мать - Рахиль Михайловна Мессерер (1902-1993), актриса немого кино.

Брат - Александр (1931-1985), балетмейстер, солист балета Большого театра
Брат - Азарий (род. 1937), артист балета, педагог и хореограф.

В 1956 году вышла замуж за солиста балета Мариса Лиепу (1936-1989), однако через три месяца они развелись.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина (род. 1932). Детей у них не было.


"Великие балерины — Уланова, Плисецкая — они олицетворяли разные полюса русского балетного искусства второй половины ХХ века. Уланова, стремящаяся к гармонии, и Плисецкая, которая из дисгармонии творила великое искусство танца.

Она была удивительно изысканна и одновременно резка — каждая роль была вызовом общепринятому, и в этом смысле ее творчество было действительно уникально", добавил собеседник агентства.

Как говорит Швыдкой, Плисецкая обладала редким даром быть участливой, понимать музыку, неслучайно ее союз с Щадриным был столь счастливым.

"Она понимала, как претворить музыку в пластику , а это дано немногим, только великим. Как горько, что мы не сможем поздравить ее с 90-летием, к которому все готовились. Она была женщиной, которая умела говорить правду в глаза, но ее любили, любили как великое и неповторимое явление жизни и искусства. И это место никем не будет занято", — заключил он .


Балерина умерла от сердечного приступа. Врачи боролись за ее жизнь, но не смогли спасти.
Свои соболезнования в связи со смертью Плисецкой выразил президент Владимир Путин, сообщила пресс-служба Кремля.

Бывший министр культуры РФ Михаил Швыдкой назвал смерть балерины великой трагедией. "Мне всегда казалось, что Плисецкая будет жить вечно. Мы готовились отмечать ее 90-летие. Она была великой балериной, великой актрисой, великой женщиной, великой женой - ее брак с Родионом Щедриным был образцовым явлением семейного счастья", - отметил экс-министр.

Кратко о жизни и творчестве Майи Плисецкой

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. После окончания Московского хореографического училища в 1943 году ее приняли в труппу Большого театра. В 1960 году народная артистка СССР стала примой балета Большого театра.

Одними из самых известных партий балерины являются Одетта-Одиллия в "Лебедином озере", Аврора в "Спящей красавице", Раймонда в одноимённом балете Глазунова, Хозяйка медной горы в "Каменном цветке" Прокофьева, Кармен в "Кармен-сиюте".
Плисецкая удостоена множества наград и премий, кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством"


Кончина Майи Плисецкой означает потерю для мировой культуры. Такое мнение ТАСС высказала первый зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко.
"Майя Плисецкая - это целая эпоха, не только в балетном искусстве, но и вообще в культуре России. Она олицетворяла целую плеяду наших мастеров искусств середины прошлого века. Поэтому , конечно, это очень большая утрата для мировой культуры, а не только для российской", - сказала Драпеко.

По ее словам, Плисецкая олицетворяла пик достижений российского искусства вообще и балетного в частности.
"Для моего поколения она была в ряду великих людей, которыми гордилась Россия. На протяжении долгих лет она сохраняла творческую молодость и радовала нас удивительными премьерами. Это был эталон ", - отметила Драпеко.

Танец Лебедя звучит как реквием по великой балерине.

Насладитесь прекрасным танцем. со слезами на глазах.


Майя Плисецкая об искусстве балета

Пока мы смотрим спектакли и монологи великой балерины ,

Майя Плисецкая — гений русского балета

Майя Плисецкая

Дорогие друзья! Сегодняшний пост о Майе Плисецкой — выдающейся всемирно известной приме русского балета, одной из величайших балерин 20-го века, настоящей легенде балетного мастерства. Ее выступления — воплощенная магия захватывающего танца. Она одна заслуживала самых длинных оваций публики на всех континентах. Многолетний опыт выступлений на лучших сценах всего мира подтверждает: Майя Михайловна – настоящий гений и одна из самых ярких и талантливых представителей балетного искусства.

Майя Плисецкая_Умирающий Лебедь

Время ей не подвластно: и в тридцать, и в сорок, и в пятьдесят лет она всегда была молодой и красивой женщиной, хорошеющей год от года. Даже будучи в 70-летнем возрасте, Плисецкая вышла к обожающей ее публике танцевать на пуантах, что является абсолютным рекордом балета! При этом она выглядела потрясающе и великолепно, чем вызвала бурю аплодисментов и овации зрителей.

Очевидно, танцоры никогда не стареют и, возможно, только им известны секреты сохранения жизненной молодости. Несомненно, что сокровенные тайны вечной молодости Майи Плисецкой возвели ее в ранг божественной, недостижимой, полумифической балерины, которая стала объектом поклонения целого поколения. Все женщины мира хотели бы также подольше оставаться молодыми. Однако, вопреки желаниям, время разрушает человеческий организм, незаметно забирая молодость. Наверное, только сильное внутреннее свечение давало ей мощный творческий жизненный накал и вечно горящий огонь в душе.

Майя Плисецкая. Ранние годы

Майя Плисецкая родилась в семье, где только мама была связана с творчеством. Она снималась в немом кино. Отец занимался угольными шахтами. В 1932 году он был назначен генеральным консулом и руководителем шахт на северный остров Шпицберген, куда переселился вместе со всей семьей. Несмотря на юный возраст, маленькая Майя обожала танцевать. Она даже принимала участие в постановке оперы для жителей русской колонии, совершенно не избалованных театральными зрелищами. Майе нравилось выступать и она постоянно просила родителей отдать ее в школу балета. Но исполниться мечте суждено было только в 1934 году, когда семья смогла вернуться с острова в Москву. Ее первой наставницей стала бывшая солистка Большого театра Евгения Долинская. С огромной радостью девочка начала осваивать азы балета, однако вскоре родители снова должны были вернуться обратно, на суровый полярный архипелаг Шпицберген. Несмотря на то, что в Москве у них были родственники, родители не стали оставлять девочку на их попечение, и она снова уехала вместе с ними из Москвы на север.

Новая арктическая зима на острове длилась для Майи особенно медленно. Она жаждала танцевать, но это больше походило на увлечение. Видя тоску дочери по балету, отец с наступлением весны и первыми дрейфующими льдами отправил дочь на материк. Закономерно, что Майе пришлось догонять своих одноклассниц, ведь она так много пропустила. И помогла ей в этом ее новая учительница (Элизавета Гердт) — опытный преподаватель, мудрость и профессионализм которой позволили увидеть в маленькой девочке большой талант. Просто отпустить Майю она уже не смогла.

Упорные занятия дали свой результат, но на протяжении всей своей длительной творческой деятельности Майя Михайловна всегда сожалела, что не смогла получить полного, классического балетного образования. Очень многое в балетном танце ей приходилось открывать самостоятельно, через собственные испытания, ошибки и раны на ногах.

Училась она очень упорно, не пропуская ни единого занятия. И казалось, что впереди ее ждет все самое прекрасное. Однако планам снова не суждено было сбыться. В семью неожиданно ворвались события тридцать седьмого года. Накануне радостных первомайских торжеств, к которым увлеченно готовилась юная Майя, в рассветной тишине в дом ворвались чужие люди в сапогах и с пугающим видом. А за ними — привычный зловещий сценарий тридцатых годов: арест отца и мамы, выселение в никуда из квартиры. Так внезапно оборвалось детство Майи и исчезла их семья.

Девочка попала в семью родственников, к тете Суламиф, которая сама тоже была балериной. По воспоминаниям Майи Михайловны с ней было очень нелегко, потому что тетя часто ее оскорбляла. Тем не менее, благодаря ей, девочка не жила в детском доме и могла заниматься любимым делом – танцевать в балете.

Много позже, с помощью добрых людей Майе удалось собрать сведения о судьбе матери. Некогда успешная актриса, жена бывшего генерального консула была отправлена на ссылку в Казахстан. Об отце Майя долгое время ничего не знала, и только в 1989 году великая балерина по справке о реабилитации получила ответ на давно мучивший вопрос – отца в живых не было, его расстреляли в далеком тридцать седьмом.

Майя Плисецкая. Творчество

Майя Плисецкая_Лебединое озеро

В последний мирный день сорок первого года состоялся первый дебют Майи Плисецкой перед взыскательной московской публикой на заключительном концерте, который проходил в Большом Драматическом театре. Не успели утихнуть аплодисменты, как снова возникла необходимость покинуть Москву. В условиях военного времени она была эвакуирована в Свердловск, где работа и учеба в очередной раз прервались, поскольку в городе негде было учиться и не было балета. Отчаявшись от безвыходной ситуации, Плисецкая решила без разрешения, самостоятельно возвратиться в столицу. Она не жалела о потерянном времени, хотела танцевать и потому снова пошла учиться, поступила в класс Марии Леонтьевой. Весной сорок третьего года Майя сдала выпускной экзамен на пятерку, это открыло ей дорогу к работе в Большом театре.

Майя всегда стремилась к идеальному танцу и потому постоянно работала над собой. Кроме большой сцены она не стеснялась работать и в маленьких клубах, сцены которых были часто плохо приспособленными, небольших размеров, холодными и плохо освещенными. После таких выступлений Майя становилась более уверенной в себе, кроме того они хорошо оплачивались, что дало ей возможность решить свои финансовые проблемы. Каждое выступление молодой балерины на любой сцене, каждый ее прыжок казались фантастическими и вызывали бурю аплодисментов. У Майи Плисецкой появились первые поклонники и фанаты.

Майя Плисецкая. Мировая известность

Уверенная в своем творчестве, гениальная Майя Плисецкая знает себе цену, мир знает цену ей – она обладает абсолютным талантом, блестящая в танце, смелая и гордая в жизни и вечно молодая. Ей 88 лет — она не кокетничает перед публикой и выглядит замечательно. Сегодня она продолжает работать с молодыми артистами в Швейцарии, Японии, Германии. Ее обожает весь мир, она в ответ платит ему тем же. А за всем этим – любимое дело, любовь к людям и их взаимное чувство к ней.

Английcкий caмoyчитeль для тex, ктo ничeгo нe знaeт .

Брижит Бардо – самая подробная биография и лучшие фото Биография Брижит Бардо Брижит Бардо.

Эрих Мария Ремарк: коллекционер любви Для многих читателей во всем мире книги Ре.

Как Франция прощалась со своим любимым актёром - Жан-Поль Бельмондо ?! .

Памяти великого французского актёра - Жан-Поль Бельмондо! Жан-Поль Бе.

-Всегда под рукой

-Ссылки

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Статистика

g_d39a5a10f572582bafb32f46f62d627d_2_1400x1100.jpg


В июне 1934 года Плисецкая поступила в Московское хореографическое училище, которое окончила в 1943 году. Окончила школу Плисецкая в классе педагога Марии Леонтьевой, но лучшим своим педагогом она считает Агриппину Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре, куда ее приняли 1 апреля 1943 года, после окончания училища. С Вагановой она готовила партию Маши в балете Чайковского "Щелкунчик".


В Большом Плисецкую зачислили в составе кордебалета, однако вскоре ей стали давать интересный для нее репертуар. В 1945 году Плисецкая стала первой исполнительницей партии феи Осени в "Золушке" Сергея Прокофьева. Позднее в ее репертуаре появились другие ведущие партии. В 1947 году она впервые танцевала Одетту и Одилию в "Лебедином озере" Петра Чайковского, в 1948 году исполнила роль Заремы в "Бахчисарайском фонтане". В 1960-е годы Плисецкая официально считалась первой балериной Большого театра. 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра была впервые показана "Кармен-сюита" Бизе — Щедрина, поставленная знаменитым кубинским балетмейстером Альберто Алонсо специально для Плисецкой. Ее Кармен стала одной из главных ролей балерины в репертуаре Большого театра и навсегда вошла в историю мировой хореографии.

g_4a8629d952e8617e18ed3c2324798880_2_1400x1100.jpg


В 1972 году в Большом театре состоялась премьера балета Родиона Щедрина "Анна Каренина", где Плисецкая не только исполнила роль главной героини, но и впервые попробовала себя в качестве хореографа. В 1980 году Плисецкая как хореограф поставила на сцене Большого театра балет Щедрина "Чайка".


В 1983 году Плисецкая получила предложение стать художественным руководителем балета Римской оперы. За те полтора года, пока она занимала этот пост, Плисецкая показала на сцене Римской оперы свою "Айседору", организовала возобновление "Федры" и нескольких других балетов. В 1984 году в Оперном театре в Термах Каракаллы (Рим) она осуществила постановку "Раймонды" для открытой сцены.

В 1987-1990 годах Плисецкая преимущественно работала в Испании, возглавляя мадридскую балетную труппу "Театро лирико насиональ".

В 1990-е годы Плисецкая продолжила сотрудничество с выдающимися хореографами мира, в частности с "Марсельским балетом" Ролана Пети и "Балетом XX века" Мориса Бежара. В 1992 году в театре "Эспас Пьер Карден" состоялась премьера балета "Безумная из Шайо" на музыку Щедрина, где Плисецкая исполнила главную партию.

4002002.jpg

54651_128993.jpg


В августе 1994 года в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра состоялся Первый Международный балетный конкурс "Майя", где Майя Плисецкая была председателем жюри и сама формировала его состав.
В 1995 году Плисецкая была избрана почетным президентом труппы "Имперский Русский Балет", созданной по ее инициативе.

54651_128998.jpg
4002021.jpg

665@495@0f4c0bb2675cf8e1ade7296aadbdd48a-N2NmYTQ2NDlmMQ.jpg

Плисецкая М. на

4001979.jpg


Плисецкая с 1958 года замужем за композитором Родионом Щедриным. Супруг — Щедрин Родион Константинович (1932 г. рожд.), композитор, Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий. В 1991 году Плисецкая и Щедрин переехали в Германию, в Мюнхен. Супружеская чета жила на три дома — большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве.

maja-plisiecka-czego-tu-zalowac-7704_l.jpg

g_6facecb5837f0113e0d15f1fafab74c6_2_1400x1100.jpg

687474703a2f2f68656c656e67612e72752f77702d636f6e74656e742f67616c6c6572792f6e65707265767a6f7964656e6e6179612d6d617979612d706c69736574736b6179612f3030312e6a7067.jpg
g_04e3cca43f3040b78e13af5fd88f0297_2_1400x1100.jpg

4002020.jpg

420235


2


Плисецкая много снималась в кино и на телевидении. Ее можно увидеть в кинофильме-концерте "Мастера русского балета" (1953), кинофильмах-балетах "Лебединое озеро" (1957), "Сказка о Коньке-Горбунке" (1961), "Анна Каренина" (1975), в кинофильме-опере "Хованщина" (1959), в кино- и телеэкранизациях "Кармен" (1969, 1978), а также телеэкранизациях балетов "Болеро" и "Айседора" ("Поэзия танца", 1977), "Чайка" (1982), "Дама с собачкой" (1986). Снималась и как драматическая актриса: "Анна Каренина" Александра Зархи (1968, роль княгини Бетси Тверской), "Чайковский" Игоря Таланкина (1970, роль певицы Дезире), телевизионный фильм "Фантазия" Анатолия Эфроса по повести Ивана Тургенева, "Вешние воды" (1976, роль Полозовой), "Зодиак" Ионаса Вайткуса (1985, роль музы художника Микалоюса Чюрлениса).

44388

g_c579d73ca1ce3114c9eb7fcd5d324190_2_1400x1100.jpg

451104.jpg

376871.jpg

f8a95b22.jpg

g_d5a7f801f53175fbc4ba3faf9610ecdf_2_1400x1100.jpg

g_3533faac2d6b63f2db57582af6a36fe6_2_1400x1100.jpg

g_9b86f0fc4a6b76d73c50bd742be02009_2_1400x1100.jpg

g_ca5a27b07232c694fe337cef3c28775c_2_1400x1100.jpg

g_636d68f62cfbcc1d1064cc23ba6a4682_2_1400x1100.jpg

g_7c2008b8075fc2a075264f12281511aa_2_1400x1100.jpg

g_4a276b2e8cf1b357dc06605d0bcabede_2_1400x1100.jpg


2 мая 2015 года легендарная балерина, хореограф, писатель и актриса Майя Михайловна Плисецкая скончалась от сердечного приступа в Германии. Прощание с Майей Плисецкой состоится в Германии только в кругу родных и близких. По завещанию тела супругов после смерти сожгут, а прах развеют над Россией.


Признание и награды

Читайте также: