М ю лермонтов поэт и общество кратко

Обновлено: 08.07.2024

Однако после поражения восстания декабристов (время наступления реакции) по мере развития взглядов на мир образ поэта в творчестве Лермонтова изменяется, посколь­ку творец жаждал сердечного отклика, простоты, света, а мир отвечал ему обманом, злобой, пороком. И Лермонтов начинает понимать свое коренное отличие от предшествен­ников:

Поэт, полный сил и энергии, но не знающий, куда их приложить, по мнению Лермонтова, уподобляется кинжа­лу, который раньше был серьезным оружием, но теперь превратился в ценное украшение:

Но как же тогда быть поэту, чье творчество призвано служить обществу? И стихи Лермонтова наполняются стра­данием, болью, чувством непреодолимого одиночества. Твор­цу, как воздух, необходимы близкие и родные по духу люди, но одинаковость людей и их безмыслие, холодность дела­ют общение с ними невозможным:

“Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.
Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении “Пророк”. Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем “Пророке”: “С тех пор, как вечный судия мне дал все видение пророка…”

/> Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показал нам уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: “В меня все ближние мои бросали бешено каменья”. “Шумный град” встречает лермонтовского героя насмешками “самолюбивой” пошлости, презрением.
Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом

облике. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы:
…Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!
У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежд и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично.
Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как “Смерть поэта” и “Поэт”, “Журналист, читатель и писатель” и др.
Так стихотворение “Смерть поэта” стало не только тем произведением, которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу,- за него поэт был сослан на, Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина,’ поэт клеймит тех, “кто жадною толпой” стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они – гонители таланта, сплетники, наушники, “свободы, гения и славы палачи” стали причиной смерти поэта.
В другом стихотворении, названном Лермонтовым “Поэт”, эта тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием, прием параллелизма образов. Стихотворение можно разбить на две части.

В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал “как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных”) забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий:
Проснешься ль ты опять,
Осмеянный пророк,
Иль никогда на голос мщенъя
Из золотых ножон не вырвешь
Свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья!
Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, богом данной поэзии. Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.

Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта — это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.

В этих строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Затем была неразделенная любовь. И снова -одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими.

Поэт постепенно свыкается с участью одинокого скитальца и уже не мыслит себя с близкими ему людьми.

Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с легкостью и беспечностью. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски.

Лирика Лермонтова — это исповедь бесконечно одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности.

Мир отвергает героя, но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

Огромную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества.

Тема поэта и поэзии, назначение поэта стала одной из значительных тем в русской литературе.

Погиб Поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой…

И Россия обрела нового великого поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Обрела, чтобы через четыре года оплакать его гибель.

Начало своей поэтической деятельности Лермонтов относит к 1828 году, отзываясь пренебрежительно: “Когда я начал марать стихи в 1828 году…”. Традиционно творческий путь Лермонтова делят на три периода. Первый – с 1828 по 1832 год – время ученичества, поиска себя: своего голоса, своего мира, осознание своего дарования. Замечательно, что этот период как бы завершается стихотворением:

Сочинение на тему герой и толпа в романтической концепции лермонтова

6 стр., 2657 слов

На пути к реализму

Примеры похожих учебных работ

Творчество лермонтова и пушкина

… в лирике А.С. Пушкина через призму […] Поэт-пророк у Пушкина и Лермонтова: черты сходства и различия Тема поэта и поэзии … Посмотрите эти сочинения Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение Любовная лирика занимает одно …

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА И М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

… это находит свое подтверждение в историях героев поэмы, например, жизнь возлюбленной главного героя обрывается в одном из наводнений, случившихся в Петербурге. У Михаила Юрьевича Лермонтова, как и у Пушкина, …

А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

… и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. В заключение следует сказать, что и Пушкин, и Лермонтов внесли новое в понимание темы поэта и … идеи свободы, равенства, братства, откликаться на все нужды. Лермонтов же, сравнивая поэта с кинжалом …

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (2)

Как он гонимый миром странник,, Но только с русскою душой.

Неслучайно это сравнение с Байроном. И поэзия, и сама судьба великого английского романтика, которым безумно увлекался юный Лермонтов, определяют и принадлежность к одному литературному направлению – бунтарскому романтизму, и близкое мировосприятие. В лермонтовском стихотворении звучат уже главные мотивы его будущего творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире. Лермонтов описал состояние души и путь русского поэта “эпохи безвременья”.

Тема поэта и поэзии вообще занимает значительное место в лирике Лермонтова. Особо надо выделить уже упомянутое мною стихотворение “Смерть поэта”, написанное на смерть Пушкина. Автор гневно обличает общество, не сумевшее уберечь светоч русской поэзии. Последние строки направлены против царских палачей, которые также виновны в гибели Пушкина. Главное даже не в том, насколько удалось Лермонтову изобразить великого русского поэта, а в том, что он сумел постичь вечные проблемы. Ведь в “Смерти поэта” – трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого гения с его ранимостью, непонятной для других душой. А появление убийцы и человека, который лишь смеялся над чужой культурой, — следствие существования любого бездуховного общества. А именно в таком обществе, презирающем человеческие ценности и законы морали, жил поэт:

Общество времени жизни Лермонтова – масса жестоких, эгоистичных, самовлюбленных людей. Лишь единицы были исключениями. Но жизни большинства из них длились недолго. Лермонтов прочувствовал свое время, писал об утрате поэзией своего высокого назначения, об обреченности поэта на презрение толпы. Лермонтов показывал в своих стихай судьбу поэта, живущего в государстве, где подавляется личность и правит невежество и бездуховность.

Тема поэта и поэзии — одна из важнейших в творчестве многих поэтов. М. Ю. Лермонтов — не исключение. Довольно многие его стихотворения посвящены месту поэта в обществе, его роли и назначению. Лермонтов, так же как и Пушкин, видит задачу поэта в том, чтобы своим искусством служить людям, обществу. Однако следует отметить тот факт, что, говоря о поэте, его судьбе, Лермонтов почти не пишет о задачах и целях поэзии как таковой, о творческом процессе, в отличие от Пушкина.

Это было обусловлено особенностью лирического героя Лермонтова, особенностями мировоззрения и мировосприятия самого автора. Дело в том, что одним из главных мотивов лирики Лермонтова, пронизывающим все его творчество, является мотив одиночества, противопоставления общества и мятущейся одинокой личности. Поэт пишет о своем одиночестве, о непонимании его толпой. Лермонтов — романтик, и его герой — романтик, одинокий человек, живущий в конфликте с окружающим его миром. Для Лермонтова поэт — это человек с легко ранимой душой и высокими устремлениями, которые непонятны и недоступны обществу. Более того, светская толпа не приемлет поэта, насмехается над ним и его устремлениями. Неприятие общества и противопоставленность лирического героя толпе лежит в основе творчества Лермонтова, поэтому он меньше говорит о том, каковы должны быть задачи поэзии, а больше о том, какова же участь поэта в обществе. Резкая критика светского общества, которое губит поэтов, прозвучала в стихотворении “Смерть поэта”, сделавшем Лермонтова известным: Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой… Эти строки — начало стихотворения, и уже в начале его мы видим осуждение тех, кто “оклеветал” поэта. Его гонители, “толпою жадною стоящие у трона”, “сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар”, а теперь лицемерно оплакивают его.

Мой любимый поэт Серебряного века (поэзия М. Цветаевой)

… поэтов “серебряного века” прошли через испытания, потребовавшие огромных душевных затрат. Однако талант нельзя растерзать и покорить. Доказательством этой мысли стало творчество прекрасной русской поэтессы М. Цветаевой. … ”, вложила М. Цветаева в стихотворения о родине. Россия … это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные … что отразилось в поэзии Цветаевой на решении всех … Мой милый, что тебе я сделала?” Цветаева …

Лермонтов скорбит по поводу смерти Пушкина, величайшего национального поэта. Главный пафос этого стихотворения — обвинение той толпе, которая стала причиной смерти гения. Ведь Дантес, “убийца хладнокровный”, — часть этой толпы — …хладнокровно Навел удар… спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет. Это стихотворение — прямой вызов всем, кто упрекал поэта за его “свободный, смелый дар”. Совсем еще юный Лермонтов не боится обвинить свет в убийстве национальной гордости России. Знаменательно то, что он не сразу называет имя Пушкина, говоря о его смерти. Являясь непосредственным откликом на смерть великого поэта, стихотворение, в то же время, выходит на уровень обобщения, становится рассуждением о судьбе поэта в обществе вообще. За что же поэт подвергается гонениям? Что вызывает злобу у светской толпы? Понять это можно, проанализировав стихотворение Лермонтова “Пророк”. Оно явилось прямым полемическим откликом на стихотворение Пушкина с таким же названием. Пушкин формулирует задачу, стоящую перед поэтом, так: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Поэт должен быть гражданином, нести людям Божий глас, так как свой дар он получает свыше.

Та же судьба и у современного Лермонтову поэта. В прошлом голос поэта-гражданина звучал, “как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”. Именно в этом заключалась задача поэзии — быть колоколом, гласом народа. Но нынче поэзия также не выполняет свое предназначение. Лермонтов обвиняет своих современников-поэтов, которые сами виноваты в том, что отреклись от борьбы, от своей миссии, предпочитая “золотую отделку”. Он обращается с вопросом к современным поэтам: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья. Итак, мы видим, что в понимании роли поэта и поэзии в обществе Лермонтов остается верен традициям Пушкина, считая, что основное предназначение поэта — откликаться на насущные нужды народа, служить ему своим творчеством. Но при этом особое внимание он уделяет судьбе непонятого толпой поэта, противостоянию жестокой толпы и благородного служителя муз.

14 стр., 6569 слов

Доклад по литературе "Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова"

Значительную часть своего творчества М.Ю.Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта - это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.

В этих строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Затем была неразделенная любовь. И снова -одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими.

Поэт постепенно свыкается с участью одинокого скитальца и уже не мыслит себя с близкими ему людьми.

Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с легкостью и беспечностью. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски.

Лирика Лермонтова - это исповедь бесконечно одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности.

Мир отвергает героя, но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

Огромную часть своего творчества М.Ю.Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества.

Тема поэта и поэзии, назначение поэта стала одной из значительных тем в русской литературе.

Читайте также: