М бакунин и анархизм кратко
Обновлено: 04.07.2024
Выдающийся русский мыслитель М.А. Бакунин был революционером, теоретиком и практиком анархизма. Главной идеей его жизни была свобода, являвшаяся мотивом теоретической и революционно-практической деятельности. Он был фанатичным приверженцем свободы и видел в свободе ту среду, в которой может развиваться ум, достоинство и счастье людей.
М.А. Бакунин родился в Тверской губернии, в дворянской семье в 1814 г. Его злейшими врагами стали бог и государство, а его деятельность условно делится на два периода: 30-40-е годы и 60-70-е годы 19 века. Между этими периодами было тюремное заключение и ссылка. Как участник Пражского и Дрезденского восстаний он был приговорен к смертной казни и выдан русскому правительству в 1851 г. Бакунин был заключен в Петропавловскую крепость, затем сослан в Сибирь, откуда бежал в 1861 г.
В 1844 г в Париже происходит его первая встреча с К. Марксом, оказавшая на мировоззрение Бакунина определенное воздействие, но позже у них появились резкие разногласия, которые в рамках Первого Интернационала перешли во фракционную борьбу.
Вторая половина 40-х годов характеризуется увлечением идеями панславизма – в частности, его привлекла идея создания всемирной и свободной славянской федерации. В основе панславянских идей лежали концепции славянофилов о том, что славянские народы самобытны и молоды и у них великая историческая миссия. Мировоззрение и основы анархистской концепции Бакунина сформировались в 40-е годы под влиянием гегелевской диалектики.
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 1. Анархизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Активная революционная и пропагандистская деятельность Бакунина приходится на 60-70-е годы. В это время оформились его социальные идеи, которые распространились в целом ряде стран Европы и в России.
Взгляды Бакунина на государство
К идеологии радикального анархизма М.А. Бакунин пришел от критического восприятия действительности через революционно-демократический этап. Анархизм представляет собой разновидность социалистической идеологии, проповедующей создание общества будущего на принципах равенства и справедливости.
Футурология и теория революции являются важными составляющими идеологии анархизма. Футурология раскрывает идеал общества будущего, а теория революции показывает каким способом можно осуществить этот идеал в условиях государства.
Отрицая тождество общества и государства, Бакунин считает, что общество является естественной формой существования человека, который вполне благополучно и долго существовал без государства.
Государство, по его мнению, имеет искусственный путь возникновения. Он отрицает договорные формы появления государства и считает, что в природе существуют объективные предпосылки, приводящие к возникновению государственной формы существования общества.
Анархия – безвластие, что является основной сущностью этого понятия, а наличие власти ведет к существованию всех негативных социальных явлений.
Государство в человеческом обществе является социальным выражением власти и состоит из законодательства, судебной системы, аппарата управления.
Любая власть по убеждению Бакунина, создает привилегии для её обладателей, поэтому от неё необходимо избавиться, чтобы она, как явление, навсегда ушла из человеческого общества. Отвергает он и политическую власть, считая, что в её основе тоже лежит принуждение.
Разрабатывая свою теорию борьбы с существующим строем и, анализируя взгляды ученых, он приходит к новым положениям, которые стали основой его историософии.
Для образования государства, считает М.А. Бакунин, существуют субъективные и объективные предпосылки. Субъективные предпосылки заключаются в рабской психологии масс, позволяющей навязать себе государственную форму правления, а объективные предпосылки связаны с борьбой за существование и инстинктом власти.
Взгляды Бакунина на общественное управление
В этом проекте Бакунин выступает как радикальный социалистический федералист. Он считает, что централизованное государство надо заменить децентрализованной федерацией на 3-х уровнях – низовом, региональном, общегосударственном.
Каждая организация, по мнению Бакунина, должна идти от общины к центральному единству, т. е. снизу вверх, путем федерации. Между общинами должен находиться хотя бы один автономный посредник в лице департамента, области или провинции.
Признает он и принцип представительной демократии и выступает за прямое избрание народом всех представителей или советников – общественных, судебных, гражданских служащих, путем предоставления права голоса всем взрослым мужчинам и женщинам.
Государство является центром концентрации власти и чем выше в вертикали власти находится какой-либо государственный институт, тем большими полномочиями он обладает.
При сохранении определенной свободы местных органов, центральный орган имеет право отменить их решения, если они идут вразрез с интересами государства и противоречат его законам.
Без всякого контроля она сама распоряжается своим имуществом и финансами, издает собственные законы, без утверждения свыше, сама определяет свое внутреннее устройство.
По проекту Бакунина общины могут объединяться в провинциальные федерации. Провинция избирает одно или двух - палатный провинциальный парламент, который не вмешивается во внутреннее управление общинами.
Парламент должен выбрать провинциальную конституцию, утверждать законы провинции, устанавливать налоги, контролировать работу выборного правительства, а также утверждать или отменять его решения.
Нация, считает Бакунин, это не что иное, как федерация автономных провинций. В проекте был предусмотрен и Национальный суд.
Эти же самые принципы должны лежать в основе строительства интернациональной федерации стран и народов.
Будущее общество, по мнению Бакунина, является строем ничем не ограниченной свободы и независимости человека от всякой власти.
История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)
Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) был одним из основателей анархизма.
Увлечение идеями классической философии
Здесь он увлекся идеями немецкой классической философии, но, будучи романтиком, идеи Шеллинга, Гегеля и Фихте интерпретировал в романтическом духе. Он сблизился с Герценом и Белинским, которые, как и он, входили в кружок Станкевича.
Николай Владимирович Станкевич – русский философ, выпускник Московского университета. Он одним из первых организовал в России кружок, где обсуждались философские проблемы, в частности, немецкий идеализм, поскольку Станкевич был увлечен учением этого немецкого философа, хотя до конца так и не стал истинным гегельянцем, в то же время был сторонником гегелевской философии истории.
Бакунин решает уехать в Германию, чтобы глубже изучить немецкую философию и жизнь, но как-то незаметно для себя переходит с философской позиции к политике. У него постепенно меняется круг друзей, в который уже входят лидер левых гегельянцев А. Руге, поэт-демократ Г. Гервег, композитор Р. Вагнер, проповедник утопического коммунизма В. Вейтлинг, французские социалисты П. Леру, Л. Блан, П. Ж. Прудон, коммунист Э. Кабе, деятели польского освободительного движения, А. Мицкевич, Карл Маркс — будущий идейный и политический противник, а пока уважаемый им человек. Его взгляды постепенно приобретают революционно-демократический характер, появляются первые политические статьи.
С 1843 г. он начинает менять места жительства в связи с тем, что на него начинаются гонения со стороны официальных властей, которые подстрекают царские дипломаты. В России его заочно приговаривают к каторжным работам в Сибири, таким образом Бакунин окончательно становится политическим эмигрантом и политическим борцом.
Камера Бакунина в Петропавловской крепости
«Ваше императорское величество,
Когда меня везли из Австрии в Россию, зная строгость русских законов, зная Вашу непреоборимую ненависть ко всему, что только похоже на непослушание, не говоря уже о явном бунте против воли Вашего императорского величества, зная также всю тяжесть моих преступлений, которых не имел ни надежды, ни даже намерения утаить или умалить перед судом, я сказал себе, что мне остается только одно — терпеть до конца, и просил у Бога силы для того, чтобы выпить достойно и без подлой слабости горькую чашу, мною же самим уготованную. Я знал, что, лишенный дворянства тому назад несколько лет приговором правительствующего сената и указом Вашего императорского величества, я мог быть законно подвержен телесному наказанию, и, ожидая худшего, надеялся только на одну смерть как на скорую избавительницу от всех мук и от всех испытаний.
А вот ее окончание:
«Государь! я — преступник великий и не заслуживающий помилования! Я это знаю, я, если бы мне была суждена смертная казнь, я принял бы ее как наказание достойное, принял бы почти с радостью: она избавила бы меня от существования несносного и нестерпимого. Но граф Орлов сказал мне от имени Вашего императорского величества, что смертная казнь не существует в России. Молю же Вас, государь, если по законам возможно и если просьба преступника может тронуть сердце Вашего императорского величества, государь, не велите мне гнить в вечном крепостном заключении! Не наказывайте меня за немецкие грехи немецким наказанием. Пусть каторжная работа самая тяжкая будет моим жребием, я приму ее с благодарностью, как милость, чем тяжелее работа, тем легче я в ней позабудусь! В уединённом же заключении все помнишь и помнишь без пользы; и мысль и память становятся невыразимым мучением, и живешь долго, живешь против воли и, никогда не умирая, всякий день умираешь в бездействии и в тоске. Нигде не было мне так хорошо, ни в крепости Кенигштейн, ни в Австрии, как здесь в Петропавловской крепости, и дай Бог всякому свободному человеку найти такого доброго, такого человеколюбивого начальника, какого я нашел здесь, к своему величайшему счастью! И несмотря на то, если бы мне дали выбрать, мне кажется, что я вечному заключению в крепости предпочел бы не только смерть, но даже телесное наказание.
Другая же просьба, государь! Позвольте мне один и в последний раз увидеться и проститься с семейством; если не со всем, то по крайней мере со старым отцом, с матерью и с одною любимою сестрою, про которую я даже не знаю, жива ли она (Татьяна Александровна).
Окажите мне сии две величайшие милости, всемилостивейший государь, и я благословлю провидение, освободившее меня из рук немцев, для того чтобы предать меня в отеческие руки Вашего императорского величества.
Потеряв право называть себя верноподданным Вашего императорского величества, подписываюсь oт искреннего сердца
Освобождение
Н. Ге "Портрет Михаила Александровича Бакунина"
Основные положения этого произведения:
- Отрицание Бога.
- Человеческий разум признается единственным критерием истины. Почитание человечества должно заменить культ божества.
- Свобода индивида может быть осуществлена лишь в равенстве всех. Осуществление свободы в равенстве есть справедливость.
- Вся политическая и экономическая организация в целом не должна, как в наши дни, исходить сверху вниз, от центра к периферии по принципу единства, а снизу вверх, от периферии к центру, по принципу свободного объединения и федерации.
- Упразднение всякой официальной — охраняемой и оплачиваемой государством — церкви. Абсолютная свобода совести и культуры с неограниченным правом для каждого строить храмы своим богам и оплачивать свое духовенство.
- Абсолютная свобода каждого индивида, признание политических прав лишь за теми, кто живет собственным трудом, при условии, что они уважают свободу других.
- Всеобщее право голоса, безграничная свобода печати, пропаганды, слова и собраний (как для частных, так и для общественных собраний).
- Нация должна представлять лишь федерацию провинций, желающих добровольно к ней принадлежать.
- Отмена права наследования. Фонд общественного воспитания один будет иметь право наследовать, ибо на нем будет лежать обязанность содержания, надзора, воспитания и обучения детей, от их рождения до совершеннолетия.
- Равенство мужчины и женщины во всех политических и социальных правах.
- Упразднение легальной семьи, основанной на гражданском праве и имуществе.
- Свободный брак. Дети не принадлежат ни родителям, ни обществу. Верховная опека над детьми, их воспитание и обучение принадлежат обществу.
- Школа заменит церковь. Ее задача — создать свободного человека.
- Уничтожение института тюрем и палача. Уважение к старикам, неспособным к труду, и больным и забота о них.
- Основное убеждение заключается в том, что так как свобода всех народов солидарна, то и отдельные революции в отдельных странах должны тоже быть солидарны; что отныне в Европе и во всем цивилизованном мире нет больше революции, а существует лишь одна всеобщая революция, точно так же как существует лишь единая европейская и мировая реакция.
В это время в поле его зрения появляется фигура С. Нечаева, который убедил Бакунина в том, что в России существует мощная революционная организация.
"Государственность и анархия" М. Бакунина
Главной движущей силой своих идей и главным способом пропаганды среди этих масс он считал систему постоянных мелких восстаний и бунтов, аграрных волнений и т. п., называя это пропагандою фактами.
Итог
Но опыт анархистов XX в. в России, Испании и др. странах показал, что это была дорога, ведущая куда угодно, но только не в царство свободы, справедливости и братства.
1 июля 1876 г. Михаил Александрович Бакунин скончался в Берне. На его похоронах не было ни одного русского.
Автопортрет М. А. Бакунина
Человек действия
Всяким развлечениям Бакунин предпочитал споры о философии. В 1840 году он переехал в Берлин, продолжил заниматься философией. В 1843 году, уже в Цюрихе, Бакунин проникается коммунистическими идеями. Из-за опубликованных им статей на эту тему возникает дипломатический конфликт. Бакунина вызывают в Петербург, он не возвращается, следует лишение его российского подданства с угрозой ареста по возвращении на родину. В середине 1840-х годов Бакунин в Париже знакомится со многими теоретиками коммунизма (в самом широком смысле), в том числе с Прудоном и Марксом. Последний станет для Бакунина другом и соратником, затем противником и даже врагом по I Интернационалу, да таким, что обе стороны доходили до совершенно гнусных пасквилей в адрес друг друга. Затем Бакунин заведет дружбу с немецким композитором Вагнером, а также лидером итальянского национально-освободительного движения Гарибальди и другими. Бакунин был человеком действия, что отличало его от большинства теоретиков-революционеров того времени. В 1848 году он принимал участие в революционных событиях в Париже. В 1849 году на стороне восставших участвовал в Дрезденском восстании, был арестован, приговорен к смертной казни, замененной на пожизненное заключение. Затем были австрийские тюрьмы, снова смертный приговор, замененный высылкой в Россию, заключение в Петропавловской крепости, Шлиссельбурге. После восьми лет тюрем Бакунин, сильно подорвавший здоровье, благодаря хлопотам родственников был отправлен на вечную каторгу в Сибирь. Там Михаил женился и затем, в 1861 году, бежал. До последних лет Бакунин продолжал заниматься революционной деятельностью, скончавшись 1 июля 1876 года в Швейцарии.
Выступление М.А. Бакунина перед членами I Интернационала
Идеи
При слове "анархия" большинство людей представляют себе полный беспорядок, где каждый творит, что его душе угодно, а в обществе царят полный хаос и кошмар. В народном сознании еще живы образы революционных матросов-анархистов или батьки Махно с его бандой разношерстных бандитов, творивших беспредел в послереволюционные годы. В результате и возникла современная негативная коннотация этого слова.
Между тем анархия изначально определялась как проявление истинной свободы, создающей как раз порядок. Появление анархизма как философского учения и общественного движения произошло в XIX веке, когда интерес к проблемам классов и классовой борьбы очень возрос, а понятие справедливого устройства общества стало тесно связываться с идеей ликвидации социального неравенства.
На фоне других социалистических учений тогда и возник анархизм. Его основные идеи изложил француз Пьер Прудон, который заявил, что анархия есть взаимная свобода, которая "не дочь, а мать порядка". Русский отец анархизма, Михаил Бакунин, был полностью с этим согласен.
Жизнь Бакунина полна таких приключений, что до сих пор странно, почему не снят увлекательный сериал про него. Там есть все - молодость, полная интеллектуальных поисков, знакомства с выдающимися людьми, эмиграция, участие в революционных выступлениях и восстаниях по всей Европе, смертный приговор, заточение к крепости, ссылка, побег, общественная деятельность. При этом Бакунин успевал писать книги, организовал издательство, вместе с К Марксом создал организацию Интернационал и т.д. И обосновывал идеи анархизма.
В чем же состоит его позиция?
Основная ценность анархизма - свобода личности. Бакунин считал, что она должна быть ограничена только естественными границами, которые имеют объективный характер. Изначально люди еще очень сильно зависят от природы, мало знают, довольно дики в моральном отношении. Поэтому они нуждаются во внешнем понукании, во власти, в регламентации их жизни.
Но чем развитее становится общество, тем свободнее становится человек. Он становится умнее, в нем укрепляются моральные принципы, и как результат, людей начинает тяготить внешний диктат. Они готовы жить без него, опираясь на взаимную солидарность, взаимопомощь, разумно управляя жизнью общества, исходя из общих интересов.
Между тем власть принадлежит не народу, а меньшинству, которые создали государство для того, чтобы умножать свое собственное богатство и подавлять народ, который работает на них. Отсюда Бакунин делал вывод о том, что государство постепенно изживет себя как ненужный аппарат насилия, когда люди научатся самостоятельно и свободно управлять обществом.
Будучи не только теоретиком, но и революционером, Михаил Бакунин считал, что надо всеми средствами активно бороться за любые проявления свободы и приближать тот момент, когда государство отомрет.
Ну, что сказать. Наивный XIX век, вот что я скажу. Анархизм, по сути, утопическое учение, и как бы ни были прекрасны его теоретические положения, реальное воплощение этих идей показало людей отнюдь не в лучшем виде.
Человек, по словам Бакунина, вступает в противоречие с общественными институтами, ограничивающими его свободу. Тем более он борется с государством как аппаратом чиновников, перерастающим в их бюрократическую корпорацию, подавляющую народ и существующую за счет его порабощения. Сегодня это звучит весьма актуально.
Восприняв ряд социалистических идей Прудона, Бакунин развил их в своей теории социализма и федерализма. Основные из этих идей сводятся к тому, что социализм как общественный строй должен быть основан на личной и коллективной свободе, на деятельности свободных ассоциаций. В нем не должно быть никакой правительственной регламентации деятельности людей и никакого покровительства со стороны государства, последнее вообще должно быть устранено. Все должно быть подчинено удовлетворению потребностей и интересов личности, коллективов промышленных и иных ассоциаций и общества как совокупности свободных людей. Отношения между всеми субъектами общества строятся на принципах федерализма, т.е. их свободного и равноправного союза.
Социалист-анархист, по заявлению Бакунина, живя для самого себя, в то же время служит всему обществу. Он естествен, умеренно патриотичен, но зато всегда очень человечен. Такая вот занимательная характеристика свободного анархического социалиста.
Проблемам нравственного регулирования отношений между людьми П. Кропоткин придавал большое значение. Он считал, что нравственные чувства глубоко коренятся в биологической природе людей. В процессе общественной жизнедеятельности эти их чувства получают дальнейшее развитие и обогащение, приобретают социальный смысл и значение. Таковы изначальные нравственные чувства взаимной поддержки и солидарности, лежащие в основе морали.
. принцип, в силу которого следует обращаться с другими так же, как мы желаем, чтобы обращались с нами, представляет собой не что иное, как начало равенства, т.е. основное начало анархизма. Равенство — это справедливость. Равенство во всем — синоним справедливости. Это и есть анархия.
И еще: становясь анархистами, мы объявляем войну не только отвлеченной троице: закону, религии и власти. Мы вступаем в борьбу со всем этим грязным потоком обмана, хитрости, эксплуатации, развращения, порока — со всеми видами неравенства, которые влиты в наши сердца управителями, религией и законом. Мы объявляем войну их способу действовать, их форме мышления.
Принцип равенства толкуется как уважение к личности. Оказывая нравственное влияние на личность, нельзя ломать человеческую природу во имя какого бы то ни было нравственного идеала. Мы, подчеркивает Кропоткин, ни за кем не признаем этого права; мы не хотим его и для себя.
Мы признаем полнейшую свободу личности. Мы хотим полноты и цельности ее существования, свободы развития всех ее способностей.
Таковы теоретические и практические установки анархизма, изложенные его российскими вождями. Они опровергают те стереотипы в представлении об этом течении русской и мировой общественной мысли, которые навязывались нам до недавнего времени официальной литературой. Последняя преподносила анархизм как явление теоретически и практически сугубо негативное, оправдывающее под флагом анархистского понимания свободы всякие беспорядки и потому в основе своей разрушительное.
И все-таки в России анархизм не стал доминирующим течением общественной мысли, в том числе и в области социологии. Наибольшее влияние на умы людей анархизм имел в 70-х годах прошлого столетия. Затем влияние пошло на убыль. В начале 80-х годов российская философско-социологическая мысль по сути дела отмежевалась от анархизма, а в ряде случаев открыто порвала с ним. В дальнейшем были свои приливы и отливы влияния анархизма на общественное сознание, обусловленные исторической обстановкой и, конечно же, тем, что отдельные идеи анархизма до сих пор не утратили своей привлекательности в силу их либеральной и гуманистической направленности.
3.
Человек, по словам Бакунина, вступает в противоречие с общественными институтами, ограничивающими его свободу. Тем более он борется с государством как аппаратом чиновников, перерастающим в их бюрократическую корпорацию, подавляющую народ и существующую за счет его порабощения. Сегодня это звучит весьма актуально.
Восприняв ряд социалистических идей Прудона, Бакунин развил их в своей теории социализма и федерализма. Основные из этих идей сводятся к тому, что социализм как общественный строй должен быть основан на личной и коллективной свободе, на деятельности свободных ассоциаций. В нем не должно быть никакой правительственной регламентации деятельности людей и никакого покровительства со стороны государства, последнее вообще должно быть устранено. Все должно быть подчинено удовлетворению потребностей и интересов личности, коллективов промышленных и иных ассоциаций и общества как совокупности свободных людей. Отношения между всеми субъектами общества строятся на принципах федерализма, т.е. их свободного и равноправного союза.
Социалист-анархист, по заявлению Бакунина, живя для самого себя, в то же время служит всему обществу. Он естествен, умеренно патриотичен, но зато всегда очень человечен. Такая вот занимательная характеристика свободного анархического социалиста.
Проблемам нравственного регулирования отношений между людьми П. Кропоткин придавал большое значение. Он считал, что нравственные чувства глубоко коренятся в биологической природе людей. В процессе общественной жизнедеятельности эти их чувства получают дальнейшее развитие и обогащение, приобретают социальный смысл и значение. Таковы изначальные нравственные чувства взаимной поддержки и солидарности, лежащие в основе морали.
. принцип, в силу которого следует обращаться с другими так же, как мы желаем, чтобы обращались с нами, представляет собой не что иное, как начало равенства, т.е. основное начало анархизма. Равенство — это справедливость. Равенство во всем — синоним справедливости. Это и есть анархия.
И еще: становясь анархистами, мы объявляем войну не только отвлеченной троице: закону, религии и власти. Мы вступаем в борьбу со всем этим грязным потоком обмана, хитрости, эксплуатации, развращения, порока — со всеми видами неравенства, которые влиты в наши сердца управителями, религией и законом. Мы объявляем войну их способу действовать, их форме мышления.
Принцип равенства толкуется как уважение к личности. Оказывая нравственное влияние на личность, нельзя ломать человеческую природу во имя какого бы то ни было нравственного идеала. Мы, подчеркивает Кропоткин, ни за кем не признаем этого права; мы не хотим его и для себя.
Мы признаем полнейшую свободу личности. Мы хотим полноты и цельности ее существования, свободы развития всех ее способностей.
Таковы теоретические и практические установки анархизма, изложенные его российскими вождями. Они опровергают те стереотипы в представлении об этом течении русской и мировой общественной мысли, которые навязывались нам до недавнего времени официальной литературой. Последняя преподносила анархизм как явление теоретически и практически сугубо негативное, оправдывающее под флагом анархистского понимания свободы всякие беспорядки и потому в основе своей разрушительное.
И все-таки в России анархизм не стал доминирующим течением общественной мысли, в том числе и в области социологии. Наибольшее влияние на умы людей анархизм имел в 70-х годах прошлого столетия. Затем влияние пошло на убыль. В начале 80-х годов российская философско-социологическая мысль по сути дела отмежевалась от анархизма, а в ряде случаев открыто порвала с ним. В дальнейшем были свои приливы и отливы влияния анархизма на общественное сознание, обусловленные исторической обстановкой и, конечно же, тем, что отдельные идеи анархизма до сих пор не утратили своей привлекательности в силу их либеральной и гуманистической направленности.
Читайте также: