Людвиг мис ван дер роэ биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Главной темой его творчества всегда был и оставался непреложный функционализм, отказ от погони за голым формализмом и желание ответить на вопрос, что есть главная задача архитектуры.

Сложный ландшафт с крутым склоном лишь сыграл Мису на руку: с одной стороны здание выглядит одноэтажным, а с другой — двухэтажным, как и положено.

Людвиг Мис ван дер Роэ родился в 1886 году в Аахене. Первые уроки строительного искусства получил благодаря своему отцу — простому тесальщику камня. После трудного периода ремесленной школы и различных мастерских в 1905 году он переезжает в Берлин, где поступает на работу в архитектурное бюро немецкого классициста Петера Беренса (Peter Behrens). Именно здесь закладываются истоки его философии во главе с конструктивизмом, как первоосновой архитектуры. Благодаря службе в бюро также происходит его знакомство с молодыми Вальтером Гропиусом (Walter Gropius) и Ле Корбюзье (Le Corbusier).

В 1913 году Людвиг Мис ван дер Роэ открывает собственное бюро, а в конце 1920-х его приглашают принять участие в проектировании поселка Вайсенхоф. Вниманию общественности немецкий архитектор представляет трехэтажный жилой дом со свободной планировкой. Основные секции, лестничные клетки, кухни и санузлы внутри помещений были зафиксированы, для всего остального оставались подвижные перегородки. Т.е. внутри каждой отдельной квартиры оставалась возможность образования новых произвольных форм.

Поселок Вайсенхоф (1927) создавался под девизом рациональности, доступности, качества и комфорта в ответ на дефицит жилья после окончания Первой мировой войны. Доказательством качественного проектирования и строительства является тот факт, что даже спустя почти сто лет существования, комплекс до сих пор остается заселенным.

Павильон в Барселоне с его роскошными материалами не создан для постоянного навязчивого человеческого присутствия. Царственные умиротворенные помещения свободны от всех сдерживающих факторов архитектуры.

Кстати, именно для павильона Германия был разработан культовый предмет мебели кресло Barcelona. Силуэт объекта был основан на курульном кресле древнеримской знати, хотя от старого образа остались лишь Х-образные ножки. Каркас был выполнен из излюбленного материала немецкого гения — хромированной стали.

В этом материале вы узнаете:

  • О начале жизни Людвига Мис ван дер Роэ и становлении его личности;
  • Об основных принципах и характерных чертах его работ;
  • О самых знаменитых работах архитектора;
  • Об интересных фактах из жизни и творчества архитектора.

1886-1912 Ранние годы

Родился 27 марта 1886 года в курортном городке Ахене близ границы Германии с Бельгией и Недерландами. Учился в обыкновенной ремесленной школе, а затем стал помогать отцу на семейном поприще в качестве каменотёса. Позднее молодой человек перешел на работу в мастерскую к Петеру Беренсу, который помог самоопределиться Мису и найти свой собственный подход в проектировании сооружений.

Анализируя истоки творчества Миса, угадывались в его взглядах философские проблески Фомы Аквинского, а также Спинозы. И, действительно, неотомизм, который провозглашает вещи как соединение материи и формы, прослеживается в структурной грамматике его работ.

В последний год своей работы с Петером Беренсом Мис руководил проектом здания немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге.

Мис ван дер Роэ

Здание Германского Посольства. Санкт-Петербург, 1914. Петер Беренс

После завершения проекта Беренса уже опытный архитектор покидает Россию и едет в Берлин как независимый архитектор.

1912-1921 Начало карьеры

Людвига Миса ван дер Роэ всегда тянуло к прозрачности и блеску стекол, поэтому он выступал с предложением проекта стеклянных небоскребов в Берлине. Нестандартные идеи архитектора всегда вызывали немалое количество ажиотажа и противоречивых мнений среди критиков. Кто-то считал, что использование таких материалов, как стекло и сталь, помогает постройкам выглядеть элегантно. Кто-то, напротив, утверждал, что такие материалы могут придать монументу сухой и равнодушный вид, который годен только в машинной индустрии, а людям нужен уют. Ни один эксперт не оставался в стороне от оценки идейности Миса, и не раз простота его архитектуры давала повод для размышления.

После окончания Первой мировой войны у общества сформировался некий нигилизм в отношении всей культуры и появилась потребность в свежих идеях и модернизме. Мис незамедлительно начал проводить метаморфозы с таким привычным ему неоклассическим стилем и в 1921 году трансформировал свой старый подход к градостроению, создав проект стеклянного небоскреба Friedrichstrasse. К сожалению, он остался нереализованным, но несмотря на это замысел прославил архитектора. Это стало отправной точкой в его карьере.

Мис ван дер Роэ

Позднее данный эскиз воплотился в реальность в построенных небоскребах в Чикаго и Нью-Йорке.

Мис ван дер Роэ

В своих проектах Людвиг выносил на передний план функциональность, которая диктовала будущую форму, в отличие от Ле Карбюзье, который считал, что форма — первоочередное звено во всем проекте.

Мис ван дер Роэ

Павильон на выставке в Барселоне

Мис ван дер Роэ

В 30-х годах Людвига пригласили на должность директора школы Баухауза, и он охотно согласился. Но тогдашний политический радикализм не позволил директору раскрыть весь свой профессиональный потенциал, и уже спустя 3 года Баухауз закрылся, а Людвиг переехал с концами в США. Там-то и начался основной период его профессионального развития.

1930 – 1946 Признание в США

На Людвига Мис ван дер Роэ переезд в Америку оказал сильное влияние. В работах, которые были спроектированы в Германии, присутствовал кирпич, а теперь основными материалами стали металл и стекло. В связи с тем, что в Америке демократия влияет на все сферы жизни общества, в том числе на территорию их участков, то стоит отметить политику расчерченной территории. Это означало, что каждый квадратик территории на участке является собственностью владельца, и каждый может распоряжаться им по своему желанию. Такая социальная стратегия государства регламентировалась законодательно, и ей уделялось особое внимание. По этой причине Мис ван дер Роэ в своих работах начал использовать модульную сетку. Это было новаторство архитектора, связанное с переменами в его мировоззрении.

Как только Мис обосновался в Чикаго, архитектору предложили стать главой Иллинойского технологического института, и он с радостью согласился. У него появился еще один шанс раскрыться на академической должности. В 1946 году с большим энтузиазмом архитектор принялся делать перестройку всей территории института. Был создан план всего комплекса в виде модульной сетки 7,2 х 7,2 м, чтобы не нарушать целостность всей территории. Также Мис спроектировал отдельные здания, самым знаменитым из них стал Crown hall для архитектурной школы. Здание имеет два этажа: нижний, словно утопленный в землю, и верхний — сделанный из стекла павильон, который будто парит, зависая на двух мощных рамах. Как обычно, сталь и стекло сделали своё дело.

В целом философия Людвига Миса ван дер Роэ базировалась на понимании того, что здание как строение не имеет ценности само по себе. Оно является всего лишь зеркальным отражением текущей эпохи. Строение приобретает свою ценность, когда в нее вкладывается высший смысл.

С 1952 года Иллинойский технологический институт как архитектурный объект обретает свою популярность. Crown hall по сей день неразрывно связан с именем Людвига Миса ван дер Роэ.

Мис ван дер Роэ

Иллинойский технологический институт, 1950-1956

Мис ван дер Роэ

Мис ван дер Роэ

Мис ван дер Роэ

Мис ван дер Роэ

1946-1958 Новый этап в творчестве

Мис ван дер Роэ, Дом Фарнсуорт, Farnsworth House

Мис ван дер Роэ, Дом Фарнсуорт, Farnsworth House

Мис ван дер Роэ, Дом Фарнсуорт, Farnsworth House

Чикагские и нью-йоркские небоскребы тоже сыграли большую роль в творческом портфолио архитектора. Наиболее известными жилыми небоскребами Людвига являются строения на Лейк Шор Драйв 860/880 (1952 г.), которые занесены в список официальных достопримечательностей Чикаго. Самым знаменитым небоскребом в Нью-Йорке стал Сигрэм Билдинг в 1958 году. Конструкцию Сигрэма можно наблюдать и сейчас на многих бизнес-центрах по всему миру. Очередное новаторство Миса заключалось в предложении сдвинуть небоскрёб от основной линии вглубь квартала. Таким образом оставалось пространство, чтобы расположить перед строением фонтан. Людвиг стремился уйти от основных принципов функционализма, чтобы вписать дизайн здания в облик города. Для этого он навесил на строение внешние профили, которые использовались в качестве декорирующих элементов. Такие элементы не играли роли в конструкции, лишь визуально украшали небоскреб. Все несущие части разместились внутри здания и были скрыты.

Небоскребы Лэйк Шор-Драйв в Чикаго, 1952 Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке, 1958

1961-1969 Последние годы

Основные принципы и характерные черты работ

В проектах Людвига Мис ван дер Роэ всегда присутствовали некоторые закономерности, которых он придерживался. Архитектор вывел 3 главных принципа:

В своих лекциях студентам Людвиг старался объяснить различия между главными понятиями в его принципах, приводя в пример стиль древних построек римлян. По его мнению, не существует какого-то грандиозного творческого подхода в создании шедевра, где здание могло бы удивительным образом удовлетворять функциональные потребности общества и при этом влюблять в свой внешний облик. Перед архитектором стоит конкретная цель — отобразить стандартные и обезличенные вещи, которые присущи эпохе.

Мис считал, что не имеет смысла пытаться раскрывать свой художественный потенциал, когда людям нужно всегда нечто определенное. Любые ухищрения бесполезны, потому как попасть в точку можно лишь благодаря пониманию настроя общества.

Структурная грамматика для Людвига Мис ван дер Роэ — это результат перехода конструкции в структуру. Проще говоря, пока кирпичная стена — это способ кладки, то это конструкция. Когда происходит отбор среди всех вариаций конструкций, то это уже структура. А когда есть и конструкция, и структура, то весь процесс перехода от одного этапа к другому — это и есть структурная грамматика.

Характерные черты работ Миса:

1. Всевозможные перестановки конструкций, пересечение плоскостей и избегание углов

Все стены в проекте играли больше декоративную роль, так как архитектор стремился уйти от громоздкой несущей стены. На первый взгляд они напоминают, скорее, перегородки.

2. Полная или выборочная замкнутость всего строения

Дома имеют внешний невидимый контур, который обрамляет всю композицию и разделяет мир гармонии от остального пространства. Стены могут либо оставаться в очерченном периметре, либо пересекать его.

3. Металлический каркас

Наиболее яркий пример — это небоскребы в Чикаго и Нью Йорке. Так или иначе, каркас можно разглядеть во всех сооружениях Людвига Миса ван дер Роэ. В 2011 году в Канаде завершили реконструкцию бывшей автозаправочной станции Imperial Oil, которая была спроектирована Мисом в 1969 году. Во время реконструкции первое, что сделали строители — это покрасили в черный цвет стоечно-балочный каркас, который был сварен из стальных деталей.

Мис ван дер Роэ, imperial oil

Автозаправочная станция, 1969. Реконструкция в общественный центр, 2011



Мис ван дер Роэ, imperial oil

Знаменитые работы Людвига Мис ван дер Роэ

Мис оставил после себя самое главное культурное наследие, а именно — свой стиль. Его старалось повторить большое количество архитекторов, но тем не менее прототипов работ, которые бы полностью передавали мисовскую идеологию и логику, так и не было спроектировано. Рука мастера имела свой уникальный и неповторимый почерк. В его честь в наше время создали архитектурную премию — Премия имени Людвига Миса ван дер Роэ. Раз в два года жюри номинирует и награждает выдающиеся проекты.

Дом Риля

Мис ван дер Роэ

Дом Риль в Потсдаме, 1908

Свой самый первый самостоятельный архитектурный проект — дом Риля — Людвиг построил, когда ему был всего лишь 21 год. В проекте здания еще нельзя увидеть характерных черт профессионального архитектора. Работа выглядит сдержанно и никак не выделяется среди остальных жилых домов. Знаменитый Мисовский почерк сформировался позднее, но начало было положено .

Вилла Тугендхат

Мис ван дер Роэ, Вилла Тугендхат

Мис ван дер Роэ, Вилла Тугендхат

Мис ван дер Роэ, Вилла Тугендхат

Мис ван дер Роэ, Вилла Тугендхат

Мис ван дер Роэ, Вилла Тугендхат

Мис ван дер Роэ, Кресло Тугенадт

Мис ван дер Роэ, Кресло Тугенадт

Кресло Brno

Кресло Brno

Увлеченный этим проектом Людвиг Мис ван дер Роэ создал мебель, подходящую под заданный интерьер. Кресла Тугендхат и Брно до сих пор находятся в массовом производстве, и даже смена эпохи не способствовала устареванию этих моделей. Стоимость одного такого кресла на текущий момент колеблется в пределах от 2000-2500$.

В настоящий момент Вилла Тугендхат внесена ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, а само здание используется как музей и является одной из главных достопримечательностей Брно.

Кресло Barcelona

Кресло Barcelona, 1929

Кресло Barcelona, 1929

Мис считал, что кресло — это сложный предмет, так как оно должно быть и крепким, и легким, и удобным. Однажды он даже пошутил, что сложность в строительстве небоскребов не сравнится со сложностью проектирования хорошего кресла. Действительно, мебельное производство очень затягивало Миса, и такая увлеченность архитектора дизайном принесла большие плоды. В наше время стоимость одного кресла Barcelona от 70 000 рублей.

Людвиг стремился сделать свою мебель элегантной, солидной и не для всех. Больше он ориентировался на людей высшего общества. Потому такая высокая стоимость кресла абсолютно оправдана, ведь даже король и королева Испании использовали его как трон.

Здание новой Национальной галереи

Здание новой Национальной галереи

Здание новой Национальной галереи в Берлине, 1962-1968

В 1968 году Новая национальная галерея открылась. Это был последний проект в жизни архитектора.

Мемориальная библиотека им. Мартина Лютера Кинга

Мемориальная библиотека имени Мартина Лютера Кинга

Мемориальная библиотека имени Мартина Лютера Кинга в Вашингтоне, 1972

После смерти Людвига некоторые из нереализованных при жизни проектов достраивались. Одним из таких проектов стала Библиотека им. Мартина Лютера Кинга (единственная работа архитектора в Америке). Строение стало символом модернизма в Вашингтоне.

Интересные факты из жизни и творчества архитектора

А вот наша статья про еще одного влиятельного и знаменитого архитектора — Ле Корбюзье . Как и Роэ, он был революционером в архитектуре своего времени, чьи идеи впечатляют и вдохновляют нас до сих пор.

Людвиг Мис Ван Дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe) – немецкий архитектор, основоположник рационалистического направления. Родился 27 марта 1886 в Ахене. Настоящее имя – Мариа Людвиг Михаэль Мис, к которому позже была добавлена фамилия матери.

Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe)

Он не оканчивал профессиональных образовательных учреждений. Сферу строительства ценил с молодых лет благодаря отцу – каменщику. В 15 лет Людвиг Мис ван дер Роэ стал помощником архитектора, работая с чертежами.

Людвиг Мис ван дер Роэ, фото которого узнают во многих странах, один совершил поездку в Берлин, где трудился с Бруно Паулем, а затем у Петера Беренса. Работая в мастерской Беренса, стремился вместе с коллегами достичь нового. В то время зародилось движение ар нуво. Именно в мастерской он становился архитектором, освоил новые идеи, технико-промышленные аспекты. Знаменитые проекты Людвига Мис ван дер Роэ отражают его стиль. Видение также сформировала берлинская выставка 1910. В 1912 архитектор переехал в Гаагу, где спустя год открыл собственное проектное бюро.

Новый подход к строениям

Биография Людвига Мис ван дер Роэ

Мис развивал философию неотомизма и добивался универсальности в строительстве. Это выражается в проекте, имеющем нестандартное для того времени сплошное остекление. Прочность сохранялась за счет стального каркаса. Здание поражало не только уходом от прочных конструкций по периметру, но и гибкостью планировки. На своем месте оставались только несущие стены. Остальные легкие перегородки позволяли быстро сделать перепланировку. Обилие стекла наполняло естественным светом интерьеры.

Хотя в то время Людвиг Мис ван дер Роэ придерживался правильной геометрии и абстракции, он выступил против идеи функционализма, когда основой любой постройки является ее конфигурация.

Автор нововведений скончался 17 августа 1969.

Проекты

Здания Людвига Мис ван дер Роэ возведены во многих городах мира: Барселоне, Чикаго, Санкт-Петербурге и других.

Знаменитые архитекторы

Здание в поселке Вайсенхоф

Людвиг Мис ван дер Роэ был участником оформления Вайсенхофа – поселка с образцовым жильем. Центральным объектом стал трехэтажный дом со свободным типом планировки, где можно менять размеры квартир. Нельзя было корректировать только санузлы и кухни.

Среди других проектов выделяются:

Проекты Людвиг Мис ван дер Роэ

Павильон Германии, проект Людвиг Мис ван дер Роэ

Павильон Германии Людвиг Мис ван дер Роэ спроектировал специально для Барселонской международной выставки. Вместо декора внимание привлекает геометрия и натуральные материалы. Важный элемент постройки – бассейны. Водная гладь отражает конструкцию, чем подчеркивается красота проекта. Огромный вес кровли удерживают опоры из мрамора и оникса, благодаря чему внешние стены из стекла остаются тонкими.

Знаменитые здания мира

Виллы Тугендгат отчасти напоминают павильон в Барселоне, Людвиг Мис ван дер Роэ сделал строение в два уровня, применив к светской зоне свободную планировку. Стены также избавились от функции несущих и стали стеклянными. Их можно снять и объединить интерьер с природой.

Людвиг Мис ван дер Роэ

Стеклянный дом Франсуорт

Франсуорт – Людвиг Мис ван дер Роэ потратил немало труда на стеклянный дом, разработку универсального строения. Постройка словно парит за счет белого тона и сплошного остекления. Устойчивость конструкции обеспечивает фундамент и внутренние стойки. Из комнат замкнуты только санузел и подсобные помещения. Остальные комнаты выполнены в открытой планировке. Сейчас эта работа Людвига Мис ван дер Роэ в Иллинойсе считается памятником.

Архитектура Людвига Мис ван дер Роэ

Высотные здания. Созданный Людвигом Мис ван дер Роэ Сигрем-билдинг наиболее известный небоскреб архитектора. Он возведен в Нью-Йорке в 1958 году. Проект взят за основу для возведения корпоративных зданий в разных точках Земли.

Национальная галерея в Берлине

Национальная галерея в Берлине

Последним детищем архитектора Людвига Мис ван дер Роэ стала Национальная галерея в Берлине.

Мебель

Людвиг также занимался интерьерами, создавая для своих проектов оригинальную мебель. При жизни автора изделия чаще использовались в офисах, отелях, кинотеатрах. Сейчас мебель Людвига Мис ван дер Роэ че чаще можно увидеть в домашних интерьерах. По задумке дизайнера мебель дополняла воздушные и светлые пространства без излишеств, создавая уют и поддерживая определенную строгость.

Стул Барселона

Самым знаменитым проектом стал стул Barcelona из нержавеющей стали, которая дает высокую прочность изделию. Совершенные линии и фактурные сидения сделали модель известной во всем мире. Эта вещь была придумана на этапе работы над павильоном в 1929.

Мебель Ludwig Mies van der Rohe

Среди работ Мис ван дер Роэ можно найти:

  • изящные табуреты;
  • стильные стулья;
  • кушетки, которые поражают плавностью, текучестью линий;
  • классические кресла и диваны;
  • барные стулья из стали.

Задуманные при жизни автора изделия популярны и сейчас, поскольку стиль намного опередил время. Предметы мебели настолько совершенны, что подходят даже к королевским покоям. Надежные и роскошные ткани, ротанг, дерево – использовались только лучшие материалы. Светлые, солнечные, просторные помещения стоит заполнять соответствующей мебелью. Именно такая возможность появилась благодаря труду Людвига Мис ван дер Роэ.

Людвиг Мис ван дер Роэ биография и лучшие работы архитектора

Будущий великий архитектор Людвиг Мис родился в 1886 году в немецком Ахене, где поначалу учился в ремесленной школе, а затем работал каменотесом на предприятии своего отца. Затем он переехал в Берлин и начал работать у знаменитого интерьерного дизайнера Бруно Поля, который впоследствии стал директором Национальной школы изобразительного и прикладного искусства – одного из главных конкурентов школы Баухауз.

Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969)

В это же время 21-летний Мис (так его называли чаще всего) под началом Поля создает свой первый проект – дом для семьи в Потсдаме. Мис полностью повторяет классический немецкий стиль Бруно Поля в этом доме с красной черепичной крышей, ничем не выделяющемся среди других. Его собственный стиль проявится чуть позже – после того, как он присоединился к мастерской еще одного немецкого архитектора Питера Беренса, который был учителем не только для Миса, но и наставником в разные годы для Вальтера Гропиуса и Ле Корбюзье.

Штаб-квартира школы Баухауз в Дессау

После Первой мировой войны Мис продолжает создавать дома в неоклассическом стиле, однако общество явно требует нового подхода к архитектуре и дизайну, отрицающего искусственность классических стилей и провозглашающего движение к будущему и новым материалам. Мис ван дер Роэ в ответ на это начинает придумывать совершенно новые архитектурные конструкции, одна из которых стала его модернистским дебютом – в 1921 году он представил на конкурсе проект полностью стеклянного небоскреба Friedrichstrasse. Он не был построен, но через какое-то время мир увидел воплощения этого проекта по другую сторону океана. Пожалуй, с этого проекта началась история Людвига Мис ван дер Роэ как великого модерниста XX века.

Павильон Германии в Барселоне

В 1938 году архитектор, не желая мириться с политикой Гитлера, переезжает в США, обосновывается в Чикаго, и с этого начинается новая страница его творческой и академической карьеры. Знаменитый стеклянный дом для семьи Франсуорт – апогей интернационального стиля, кампус Иллинойсского технологического инстиутта, небоскребы абсолютно нового уровня, ставшие прототипами для будущих корпоративных офисов по всему миру: Сигрем-билдинг, здание IBM и многие другие. За год до смерти, в 1968 году, архитектор строит свою последнюю крупную работу на родине – Новую национальную галерею в Западном Берлине.

Мис ван дер Роэ - жизнь и творчество

Архитекторы и арх. бюро

Есть имена, без которых невозможно рассказать историю современной архитектуры. Имя Людвига Миса ван дер Роэ принадлежит к их числу. Он создал легкоузнаваемый образ архитектурного сооружения: высотное здание из стекла и металла. Образ этот так широко растиражирован последователями мастера, так обманчив в своей простоте и универсален, что не потерял актуальности и сегодня, спустя почти век после появления.

Начало карьеры

Людвиг Мис ван дер Роэ (Мария Людвиг Михаэль Мис) появился на свет 27 марта 1886 года в Аахене — немецком городе на границе с Голландией, бывшей столице Германской империи, на родине Карла Великого. Людвиг был самым младшим, пятым ребенком в семье мастера-каменщика Якоба Миса и Амалии Роэ (позже он прибавит к фамилии отца фамилию матери).

В 1905 году Мис уехал в Берлин, где работал сначала у малоизвестного архитектора, специализирующегося на деревянном строительстве, а позже перешел в бюро Бруно Пауля, одного из лучших в то время специалистов по архитектуре и оборудованию интерьеров.

Первый проект — дом Риля

Свой первый дом — дом Риля в Потсдаме — Людвиг построил, когда ему был всего 21 год. Он ничем не отличается от других частных домов тех лет и внешне выдержан в традициях местного строительства.

Дом Риля. Фрагмент

Старый Свет начала XX века все еще находится под влиянием эклектики, традиции классицизма, но модерн, несмотря на недолговечность, ясно продемонстрировал новые пути для развития архитектурной мысли, став своеобразным катализатором к созданию чего-то принципиально нового. Позднее Мис ван дер Роэ писал:

Интернациональный стиль

Обучение у Беренса

Возвращаясь к проектному бюро Питера Беренса, следует сказать, что Беренс также отдал дань стилю модерн. Собственный дом он создал как тотальное произведение искусства (Gesamtkunstwerk): кроме самого здания он спроектировал и сделал своими руками мебель и разработал дизайн тканей. После успеха постройки в вреде профессионалов Беренса пригласили для создания единого стиля компании по выпуску турбин AEG. Отношение к конструкции выдвинуло Беренса в новаторы, у которого многие хотели учиться. В 1907 году он основал архитектурное бюро в Берлине, где в числе прочих обучались трое молодых людей, которые позже напишут историю современной архитектуры: Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ.

Поселок Вайсенхоф. Вид сверху

Так и не получив профильного архитектурного образования, он всему учился на практике и всегда очень много читал. Пока шло накопление знаний, Мис выполнял частные заказы, строил дома в богатых пригородах Берлина.

Открытие собственного бюро

С помощью своего первого заказчика, господина Риля, Мис вошел в общество, где познакомился с будущей супругой Адой Брун. Они поженились в апреле 1913 года, в этом же году архитектор открыл свое проектное бюро в Берлине. В браке у них родились три девочки: Доротея, Марианна и Вальтраут. Несмотря на то что семья жены была богата и обладала связями, Людвига призвали в армию в октябре 1915 года. Служил он рядовым в Румынии, где не участвовал в боевых действиях, и в 1919 году вернулся к родным. Отношения с женой были очень эмоциональными, и в 1921-м супруги расстались; в этом же году Мария Людвиг Михаэль Мис присоединяет к своему имени фамилию матери и становится Людвигом Мисом ван дер Роэ. Немного времени спустя, в 1925 году, Мис познакомился с дизайнером текстиля Лили Рейх. Она стала его спутницей, менеджером и соратником вплоть до его отъезда из Германии в 1938 году, а после отъезда через нее архитектор поддерживал финансовые отношения со своими дочерьми и женой.

Проекты Миса ван дер Роэ

Время после открытия бюро было очень насыщенным, Мис активно взаимодействовал с другими новаторами в архитектуре. Свои собственные идеи Мис воплощает в серии проектов. Особенного внимания заслуживают три проекта: во-первых, потому что в них ясно видны ключевые точки в формировании творческой концепции мастера, а во-вторых, они представляют собой своеобразный манифест новой европейской архитектуры. Это стеклянный небоскреб 1921 года, кирпичный и бетонный дома, 1921-1923 годов.

Стеклянное административное здание на Фридрихштрассе представляет собой сооружение из трех симметричных башен с острыми углами, с планом в виде трехчастного кленового листа, где центр — транспортное ядро. Однако новизна этого проекта не в плане: это была одна из попыток исследовать стекло как новый строительный материал.

В классической архитектуре одним из средств выражения пластики сооружения всегда была светотень. В современных прозрачных зданиях этот эффект отсутствует, потому что плоскости остекленных стен, расположенные под различными углами друг к другу, отражают на своей поверхности соседние дома и природное окружение и таким образом становятся гигантскими зеркалами, отчего архитектура здания как бы растворяется и отступает на второй план.

Дом Эстер. Крефельд, Германия

Авангардное течение

Дом Ланге и дом Эстер 1930 года — виллы, основанием на проекте кирпичного дома 1923 года. Стена уже не рассматривается как подчиненный элемент замкнутый со всех сторон коробки здания — она приобретает самостоятельное значение, выведена за пределы внутреннего пространства, связывая его с окружающей средой. Вместо отдельных, вставленных в стены окон применены сплошные остекленные поверхности, контрастирующие с глухими участками стен. Авангардисты — современники Миса ван дер Роэ стремились питать стены гладкими и таким образом подчеркивали их геометрию.

Павильон на выставке в Барселоне

Несмотря на кризис, который охватил всю Европу, в 1930 году Мис строит в Брно (тогда Чехословакия) виллу для семьи известных чешских промышленников Тугендхатов. В 1932 году он создает последнюю свою постройку в Германии — дом семьи Лемке. Главная уникальная особенность дома — две стеклянные стены, которые своей прозрачностью соединяют внутреннее пространство дома с природной средой своеобразного дворика.

Дом Лемке. Берлин, Германия. Арх. Мис ван дер Роэ

Переезд в США

Большую часть 1937 года Мис провел в США, где встретился с американским архитектором-новатором Фрэнком Ллойдом Райтом. В их эстетике много общего: концепция пространства и использование самых лучших отделочных материалов никогда не приносятся в угоду функциональности. В 1938 году Мис ван дер Роэ принял приглашение стать директором архитектурной школы Чикагского технологического института вооружений, который вскоре станет Иллинойским технологическим институтом. Впоследствии маэстро назначили главным проектировщиком новых зданий и генерального плана университетской территории.

В 1946 году архитектурное бюро процветало, Мис тогда считался одной из авторитетнейших фигур мировой архитектуры. На одной из светских вечеринок он познакомился с известным чикагским доктором Эдит Фарнсворт и принимает ее предложение построить небольшой загородный дом на реке Фокс, на участке более 40 гектаров.

Сама постройка представляет собой предельно простую структуру из восьми двутавровых стоек, которые держат две одинаковые по площади горизонтальные плоскости — потолок и подиум. При этом нижняя плоскость приподнята над землей на высоту в 1,6 метра, что создает эффект подвешенной стены, которая в данном случае сделана из стекла. Стойки, расставленные по периметру вытянутых сторон здания на расстоянии 7 метров одна от другой, не доходят до углов, оставляя их свободными, что усиливает эффект приподнятости всей конструкции.

С одной из сторон к зданию примыкает третья плоскость — меньшая по площади терраса, опирающаяся на шесть невысоких стоек. Призматический объем здания и плоская терраса образуют асимметричную ком-позицию, состоящую из двух симметричных элементов, и целых три разных пространства: застекленный основной объем, крытую террасу и открытую террасу.

Подиум, терраса и ступени отделаны травертином, а открытые металлические элементы после тщательной шлифовки швов выкрашены белой эмалью. Внутреннее пространство никак не разграничено, только в центре выделено сантехническое ядро (душевая и туалет), скрытое фанерными стенами.

Высотные постройки

Благодаря этому проекту американский интернациональный стиль распространился по всему миру. Несмотря на множество недостатков и неудобств, выявившихся после заселения жильцов, рождение эталона состоялось.

Сигрэм-билдинг

Сигрэм-билдинг

В структуре фасадов здания повторен метод, применявшийся в зданиях на Лейк-Шор-драйв, но здесь облицовка сделана не из стали, а из бронзы, а прозрачное стекло заменено затемненным дымчатым. Верхний объем небоскреба, выполненный в идеальном пропорциональном соотношении к основному объему, вообще не застеклен и не имеет горизонтального членения, как бы венчая башню сплошным коробом, что усложняет композицию и придает ей большую выразительность.

Свою последнюю работу — здание Новой национальной галереи в Берлине Мис завершил в 1968 году. Архитектор умер 17 августа 1969 года — через год после окончания строительства галереи, которое курировал лично. После кремации его прах захоронен на чикагском кладбище Грэйслэнд.

Читайте также: