Лядов интересные факты из жизни кратко

Обновлено: 06.07.2024

Введение Анатолий Константинович Лядов – мастер музыки, талантливый исполнитель и композитор, увековечивший свое имя в истории русского искусства. Он сочинял нечасто и понемногу, не оставил после себя симфоний или опер, но, тем не менее, встал в один ряд с такими мэтрами, как Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Глазунов. Каждое творение Лядова – изысканный и утончённый деликатес, в который он вложил частичку своей души.

Творчество, быт и судьба Анатолия Лядова заслуживает внимания не только профессиональных музыкантов, но и тех, кто просто неравнодушен к культуре и искусству. В статье собраны самые интересные факты из жизни маэстро.

Прирожденный, но немного ленивый музыкант. Будущий композитор появился на свет 30 апреля 1855 года в семье Константина Лядова – известного дирижера и пианиста. Наследственность дала о себе знать: уже в пять лет мальчик получал уроки музыки, а в 1870 году был принят в Петербургскую консерваторию, где занимался по специальности скрипки и фортепиано, а в последствие и по классу теории под руководством Римского-Корсакова. Однако, трудолюбие не было сильной стороной Анатолия. Лядов перестал появляться на занятиях и экзаменах, а затем был исключён за неуспеваемость. В дальнейшем Анатолий восстановился и закончил обучение с отличием.

Разносторонний и одаренный

Анатолий Лядов был не только талантливым сочинителем. В полной мере проявился в нем исполнительский дар, хотя сам Анатолий Константинович, не считая себя мастером, никогда не давал публичных концертов.

Еще одним увлечением музыканта стало изобразительное искусство. Лядов часто рисовал для своих детей и создавал даже маленькие выставки своих собственных картин.

Также композитор писал стихи, многие из которых сохранились и по сей день.

Любовь – это для двоих

Никто и никогда не мог сказать что-либо о личной жизни Лядова: здесь он был замкнут и предпочитал не открывать подробностей. В 1884 году он в секрете даже от самых близких друзей женился на Надежде Толкачевой, которая стала его спутницей на всю оставшуюся жизнь и подарила ему двоих детей.

Феноменальная память

Работая в Мариинском театре, Константин Лядов нередко брал с собой сына на представления. Мальчику было интересно запоминать, а затем и воспроизводить целые партии артистов. Кроме того, порой он даже играл на самой сцене в качестве статиста.

Особенность творчества

При большом разнообразии творчества, во всех, за редким исключением, произведениях композитора можно наблюдать общие черты: довольно короткая длительность, зачастую в 3-5 минут, ведущая роль фортепиано. На вопрос о лаконичности его творений Лядов отвечал, что просто не может выдерживать музыку дольше 5 минут.

Глубокие переживания

Друзья и знакомые маэстро нередко замечали, что тот весьма мрачен и пессимистичен, всегда готовится к неприятностям и трудностям, ожидает печального конца. Похоже, композитор так и не смог побороть привычку давать свободу тяжелым мыслям.

Лень или кропотливая работа?

Все знали Лядова как весьма ленивого человека. Композитор писал гениальные произведения, но делал это редко.

Талантливый читатель

Лядов обожал чтение и часто жаловался, что на это занятие у него просто не остается времени. Наиболее любимыми его авторами стали Достоевский и Чехов, однако о творчестве Толстого и Горького композитор отзывался весьма нелестно.

Заключение

Анатолий Константинович Лядов не нес в себе неиссякаемого источника энергии, не стремился к немедленной, сиюминутной славе. Свои немногочисленные, но бесподобные произведения он всегда кому-то посвящал. Эти творения создавались для людей, с душой и старанием. Пожалуй, именно это и является главным достоянием мастера. Тем самым, которое его обессмертило.

Интересные факты об Анатолии Лядове

Факт 1. Решающее влияние на жизнь Анатолия Лядова оказал его отец, который был опытным дирижёром. Именно она начал давать своему пятилетнему сыну уроки музыки, привив ему любовь к музыкальному искусству. В результате Анатолий Константинович ещё в юном возрасте определил свой дальнейший жизненный путь, решив стать музыкантом и композитором.

Факт 2. В краткой биографии Анатолия Лядова упомянуто, что он был лично знаком с такими знаменитостями, как Римский-Корсаков и Мусоргский. Это так, но они оба в то время уже были достаточно известными композиторами, поэтому дружбы между ними и их юным учеником быстро сложиться не могло. Впрочем, Мусоргский очень высоко отзывался о таланте Анатолия Константиновича, а с Римским-Корсаковым он позднее наладил дружеские отношения.

Факт 3. С юных лет мечтая поступить в Санкт-Петербургскую консерваторию, Лядов исполнил это желание. В её стенах он начал учиться играть на скрипке и пианино, а также изучать музыкальную теорию. Что, впрочем, не мешало ему регулярно прогуливать занятия, и в результате он был отчислен из-за этих самых прогулов. Спустя два года он восстановился в консерватории и всё-таки закончил обучение, причём с отличием.

Факт 4. Отец композитора работал в Мариинском театре, и часто брал с собой сына на работу. Юному Анатолию Лядову доставляло удовольствие запоминать целые партии выступающих певцов, которые он потом воспроизводил удивительно талантливо. Но ещё больше ему нравилось играть на сцене, выступая в качестве одного из многочисленных статистов.

Факт 5. В вопросах, касавшихся личной жизни, Анатолий Лядов был чрезвычайно скрытным человеком. До того скрытным, что он, женившись, не стал сообщать о своём бракосочетании даже ближайшим друзьям, и никого из них не познакомил со своей женой. С супругой композитор прожил много счастливых лет, и она подарила ему двоих детей.

Факт 6. Современники Анатолия Константиновича отмечали, что он всю жизнь оставался весьма мрачным и пессимистично настроенным человеком. Лядов постоянно ожидал каких-то неприятностей, а вместе с ними и неизбежного печального конца. Давая волю своим грустным мыслям, он, судя по всему, никогда не мог отвлечься от них до конца.

Факт 7. Анатолий Лядов был разносторонне одарённым человеком. Он не только сочинял музыку, дирижировал и великолепно играл сам, но еще и писал стихи, многие из которых дошли до наших дней. Также он был отличным художником – полотен он не писал, но рисунки у него получались просто изумительные.

Факт 8. Творчество Лядова довольно разнообразно, но почти все его произведения написаны для фортепиано, и они отличаются короткой длительностью, обычно в пределах 3-5 минут. Когда композитора спрашивали, почему, он отшучивался и говорил, что не может выдерживать музыку более 5 минут.

Факт 9. Многие современники критиковали Анатолия Лядова за низкую творческую продуктивность – произведения он сочинял великолепные, но их было немного. Разгадка проста: композитор всю жизнь испытывал финансовые затруднения, а потому много времени вынужден был уделять работе в качестве музыкального педагога. На этом поприще он, кстати, добился огромного успеха. Одним из его учеников был прославившийся впоследствии композитор Сергей Прокофьев.

Факт 10. Анатолий Константинович обожал читать, и часто сокрушался, что на чтение у него не хватает времени. Своими любимыми писателями он считал Достоевского и Чехова. При это не все русские классики были ему по душе – к примеру, произведения Максима Горького и Льва Толстого Лядов резко критиковал, и они ему не нравились.

Факты об Анатолии Лядове

Анатолий Константинович Лядов

  • Вся биография Анатолия Лядова неразрывно связана с музыкой. Пойдя по стопам родителей, он с детства заинтересовался ею, и уже ребёнком в качестве статиста часто принимал участие в спектаклях, на которых дирижировал его отец.
  • Этот выдающийся композитор великолепно играл на фортепиано и на скрипке, которые были первыми освоенными им музыкальными инструментами. Но теория музыки интересовала его, пожалуй, даже больше, чем музицирование как таковое.
  • Музыка пришла в жизнь Анатолия Лядова очень рано, когда он был ещё совсем ребёнком. Его отец, Константин Лядов, был известным в Российской империи дирижёром, и он начал обучать сына музыке, когда тому едва исполнилось пять лет. Мать его была талантливой пианисткой, но она рано умерла.
  • Не все современники оценивали творчество Анатолия Константиновича высоко, хватало у него и критиков. Но похвалы всё-таки звучали чаще – так, знаменитый Модест Мусоргский отзывался о его таланте очень высоко.
  • В консерватории одним из преподавателей Анатолия Лядова был знаменитый Римский-Корсаков. Однако, Анатолия Константиновича отчислили за прогулы, хотя спустя два года он восстановился доучился и даже получил приглашение на работу преподавателем в этой самой консерватории.

Анатолий Лядов

Дизайн советской почтовой марки, посвящённый А. К. Лядову

Анатолий Константинович Лядов

Анатолий Константинович Лядов

Этот композитор не сочинял больших произведений, в его творческом наследии нет ни опер, ни симфоний, но, тем не менее, в русской музыке он занял видное место и внёс немалый вклад в её развитие. Его имя Анатолий Константинович Лядов – непревзойдённый мастер музыкальной миниатюры. Он написал немного произведений, но каких! Его творения - это настоящие шедевры, в которых он филигранно оттачивал каждую ноту. Лядов был человеком ярким и самобытным, в своём искусстве он хотел отразить то, чего не хватало ему в обыденной жизни - сказку.

Краткую биографию Анатолия Лядова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Лядова

11 мая 1855 года в семье известного в музыкальных кругах Санкт-Петербурга дирижёра императорского театра оперы и балета Константина Николаевича Лядова произошло радостное событие: родился мальчик, которому счастливые родители дали красивое имя Анатолий. Мама малыша Екатерина Андреевна была талантливой пианисткой, но, к большому сожалению, она рано ушла из жизни, оставив на мужа дочь Валентину и сынишку Толю, которому в то время шёл шестой год. Отец очень любил своих детей, но чтобы обеспечивать семью, ему приходилось много работать, поэтому брат и сестра, росшие без материнского внимания, заботы и любви, фактически были предоставлены сами себе. В доме царила беспорядочная богемная атмосфера, которая негативно отразилась на формировании личности будущего композитора. Пассивность, внутренняя несобранность и безволие – такие приобретённые с детства психологические черты впоследствии неблагоприятно сказывались на его творческой работе.

место рождения Анатолия Лядова

Театральное детство

Биография Лядова гласит, что уже с раннего возраста у мальчика стали проявляться удивительные разносторонние таланты, причём не только музыкальная одарённость, но также прекрасные художественные и поэтические способности. Первые уроки игры на фортепиано Анатолий получал у своей тёти В.А. Антиповой, хотя нужно отметить, что эти занятия были непостоянными, а вот первой школой, где музыкальное развитие мальчика происходило очень интенсивно, стал Мариинский театр (отец частенько брал детей к себе на работу). Интересное общение с талантливыми людьми, присутствие на репетициях музыкальных спектаклей, возможность слушать оперную и симфоническую музыку – всё это благотворно влияло на будущего музыканта. Он выучивал наизусть партии многих оперных героев и затем эмоционально изображал их дома перед зеркалом. Кроме того, в театре у Анатолия было ещё одно занятие, которое он с удовольствием выполнял - это роль статиста: мальчик участвовал в различных массовых сценах.

Учёба в консерватории

Лядов и Римский-Корсаков

Неординарные музыкальные способности предопределили будущее младшего Лядова и в 1867 году родные направили его для обучения в Петербургскую консерваторию. С родительским домом Анатолию пришлось расстаться, так как по семейным обстоятельствам (болезнь отца) его поселили в пансионат А.С. Шустова, откуда в праздничные и каникулярные дни мальчика на отдых забирали родственники по материнской линии. Консерваторскими преподавателями Лядова были А.А. Панов (класс скрипки ), А.И. Рубц (теория музыки), Ю. Иогансен (теория, гармония), Ф. Бегров и А. Дубасов (класс фортепиано). Учёба не доставляла молодому человеку особого удовольствия, он не отличался особым прилежанием и часто пропускал занятия. Однако Лядов проявлял заинтересованность к теоретическим дисциплинам и углублённо изучал контрапункт. У Анатолия было большое желание попасть в класс по композиции к Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову и ему это удалось. Осенью 1874 года молодой человек становится учеником выдающегося маэстро, который сразу высоко оценил его дарование. Тем не менее, авторитет знаменитого преподавателя не мог повлиять на нерадивого ученика: весной 1875 года он не явился на экзамен, а через полгода был исключён из числа учащихся.

Лядов, Глазунов и Римский-Корсаков

Творческий подъём

Лядов

подпись Анатолия Лядова

Трудные годы двадцатого века

Лядов почти никуда не выходил, только лишь иногда посещал консерваторию. Тем не менее, заслуги композитора были ярко отмечены в 1913 году. В Петербургской консерватории запоминающе отпраздновали 35- летие его творческой деятельности. Затем вновь были сильные потрясения. Осенью 1913 года умерла любимая старшая сестра Лядова - Валентина Константиновна Помазанская, а летом следующего композитор проводил на военную службу своего старшего сына. Переживания сломили Анатолия Константиновича. Композитор скончался 28 августа 1914 года в деревне Полыновка – имении жены, расположенном недалеко от города Боровичи.

Анатолий Константинович Лядов
Анатолий Константинович Лядов биография

Анатолий Константинович Лядов краткая биография
Лядов биография

Интересные факты о Лядове

Лядов интересные факты

  • Современники композитора вспоминали, что Анатолий Константинович был добрейшим человеком. С ним всегда было приятно общаться, так как он умел легко поддержать разговор и быть интересным собеседником. Помимо этого Лядова ещё характеризовали как беспечнейшего человека, который очень любил покутить и повеселиться, что возможно и сказалось на подрыве здоровья и раннем уходе из жизни.
  • Сразу после кончины Анатолия Лядова похоронили в Петербурге на Новодевичьем кладбище, но в 1936 году его останки были перенесены в Некрополь Александро-Невской лавры.
  • Несмотря на показную богемность композитор был человеком скрытным и к своей личной жизни не подпускал даже друзей. В 1882 году в городе Боровичи он познакомился с Толкачевой Надеждой - выпускницей Высших Женских курсов и в 1884 году обвенчался с ней, никого не поставив в известность. В 1887 году супруга осчастливила композитора рождением сына, которого назвали Михаил. В 1889 году в семье Лядовых появился второй сын – Владимир. Михаил и Владимир Лядовы умерли в 1942 году во время блокады.
  • Значимое место в жизни Лядова занимала педагогическая деятельность. Преподавать он начал сразу после окончания консерватории и трудился на этом поприще до последних дней. Учениками выдающегося маэстро были Б. Асафьев, Н. Мясковский, С. Прокофьев , С. Майкапар, А. Оленин, В. Золотарёв - замечательные личности, внесшие неоценимый вклад в развитие русской, а затем и советской музыкальной культуры.

ученик Лядова Сергей Прокофьев

  • Анатолий Константинович очень любил читать и живо интересовался новинками, которые появлялись в литературе. Он на всё имел собственное мнение, которое не боялся высказывать. Например, всем было известно, что он превозносил Достоевского и Чехова и не любил Горького и Толстого.
  • Композитор, находясь в тяжёлом состоянии и предчувствуя свою кончину, перед смертью сжёг наброски всех начатых им произведений.

Творчество Анатолия Лядова

творчество Анатолия Лядова

Оставленное Анатолием Лядовым творческое наследие сравнительно невелико. Композитор так много занимался педагогической деятельностью, что на сочинение музыки почти не оставалось времени и в год ему удавалось написать два, в лучшем случае три произведения. Анатолий Константинович отдавал предпочтение малым музыкальным формам, поэтому все его сочинения, а до нынешнего времени дошло более шестидесяти нумерованных и около двадцати ненумерованных опусов, - это небольшие произведения, лаконичные миниатюры, многие из которых признаны непревзойдёнными шедеврами музыкального искусства. Лядов работал над пьесами очень тщательно, ювелирно оттачивая каждую деталь, благодаря чему сочинения композитора, пропитанные духом русского народного эпоса, покоряют своей выразительностью, мелодической напевностью, нежной лиричностью и ясностью музыкального мышления, а некоторые творения просто очаровывают жизнерадостностью и юмором.

Лядов сказочные картинки

Помимо этих прекрасных творений Анатолий Константинович оставил потомкам в наследие шесть камерно - инструментальных произведений, около двухсот обработок народных песен, восемнадцать детских песен, кантату и несколько хоров.

Театрально - музыкальная династия Лядовых

Анатолий Константинович принадлежал к знаменитой в России театрально - музыкальной династии, основателем которой был дед композитора - Николай Лядов. Он занимал должность капельмейстера в Филармоническом обществе Санкт-Петербурга. У Николая Григорьевича было девять детей, семеро из которых связали свою жизнь с музыкой, а пятеро из них служили в придворных театрах.

Старший сын Николай играл на виолончели в оркестре Императорской итальянской оперы.

Александр работал дирижером русского балета и придворного бального оркестра.

Елена была хористкой в Императорской итальянской опере.

Владимир - пел в хоре Мариинского театра и иногда исполнял второстепенные басовые партии в оперных спектаклях.

Константин – отец композитора, служил дирижером русской оперной труппы, первым дирижёром Мариинского театра.

Впоследствии Императорский театр пополнился следующим поколением семьи Лядовых. В труппу вошли две кузины Анатолия Константиновича Вера и Мария.

Родная сестра композитора - Валентина стала драматической актрисой, выступавшей на сцене Александрийского театра, но оба её мужа - М. Сариотти и И. Помазанский, были профессиональными музыкантами.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм о Лядове

Читайте также: