Луи ленен биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Антуан (Antoine) (ок. 1588 — 25 мая 1648), Луи (Louis) (ок. 1593 — 23 мая 1648) и Матье (Mathieu) (1607 — 20 апреля 1677) Ленен (фр. Le Nain) — французские художники.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Французские художники родились в Лане.

Тот же Л’Элле утверждал, что первым учителем Антуана был иностранный живописец. В. Н. Лазарев предполагает, что им мог быть фламандец, и находит подтверждение этому в несколько тяжеловесном реализме и сочном широком письме, свойственных картинам Антуана. Из четырнадцати подписных и датированных картин братьев Ленен Антуану приписывались четыре.

По мнению ученых, их объединяет: пристрастие к образам детей, статичность композиции, распадающейся на отдельные группы, некоторое однообразие приемов письма, колорит с преобладанием ярких локальных цветов. Таким образом. Антуан считался художником небольшим, на всю жизнь оставшимся провинциалом. Его творчество было в стороне от магистральной линии развития французской живописи XVII века.

В результате был сделан вывод: искусство братьев Ленен — продукт коллективного труда и вычленить отдельные индивидуальности не представляется возможным.

ТВОРЧЕСТВО

Крестьяне у Лененов естественны, серьезны, полны чувства собственного достоинства. Ничего подобного ни в литературе того времени, ни в живописи не было.

Картины братьев Ленен вызывают восхищение и своими художественными достоинствами, прежде всего композицией. Непосредственность и естественность поведения людей, изображенных в привычной для них обстановке, за привычными занятиями — работой, трапезой или беседой, — сочетаются со сложно продуманной композиционной системой, где каждому участнику сцены отведено свое, строго определенное место. Фигуры, расположенные в разных пространственных планах, так, что ни одна не заслоняет другую, тесно спаяны между собой в единое нерасторжимое целое. Все они находятся на одном уровне, подобно героям античных рельефов, и от этого сцена приобретает величественность и торжественность. Такой принцип построения композиции говорит о близости братьев Ленен к господствовавшему в то время классицизму.

Другое, не менее ценное достоинство картин братьев Ленен — богатство колорита, чувство цвета. Их излюбленная гамма строится на сочетаниях спокойных серых, коричневых и белых цветов с небольшими вкраплениями более ярких красок. Такую мягкость тона, прозрачность, такую выразительность фактуры можно встретить лишь у очень одаренных колористов.

При упоминании братьев Ленен именно Луи Ленен выступает как главная творческая фигура.

Картины Луи Ленена лишены оттенка будничного прозаизма, в них всегда чувствуется что-то значительное. Истинно французский мастер, Луи Ленен внутренне близок к Жоржу де Латуру и Пуссену, хотя и идет своим путем.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ БРАТЬЕВ ЛЕНЕН

Они были холостяками.

Более известен Луи, ему приписывают преобладающую часть картин из крестьянской жизни. Преобладающую часть миниатюр приписывают Антуану, портреты — Матье.

Павел Ин

Автор:
Павел Ин

Луи Ленен (1593-1648)

картины Луи Ленена

Луи Ленен — один из братьев Ленен — французских жи­вописцев, работавших в XVII веке, когда искусство их стра­ны было, в основном, придворным. Но братья Ленен не рас­писывали церквей и дворцов, их произведения не претендовали на парадную величавость и торжественность. Антуан, Луи и Матье Ленен вошли в историю французского изобразительного искусства как родоначальники бытового жанра.

Семья Ленен жила в провинциальном городке Лане. Отец был королевским сержантом при судебной камере, разбога­тевшим благодаря собственной предприимчивости. Первым учителем братьев Ленен считают иностранца, возможно фламандского живописца, жившего в Лане. В 1629 году старший брат Антуан вступил в корпорацию сэн-жерменских живописцев в Париже и стал во главе общей с братья­ми мастерской. Вероятно, Ленены никогда не порывали свя­зей с родным Ланом, хотя и жили в Париже. Полудеревен­ская, полугородская среда зажиточных крестьян прочно входит в их произведения, составляя как сюжетную осно­ву, так и постоянно обновляющийся источник образного со­держания. Известность братьев Ленен росла, в Париже у них составился определенный круг заказчиков, и в 1648 году они были приняты в Королевскую Академию живопи­си и скульптуры.

Визит к бабушке


Луи Ленен был наиболее талантливым из трех братьев. Начальные уроки живописи он получил у брата Антуана, и его первые самостоятельные работы трудно выделить из множества совместно написанных ими картин.

Пейзаж с крестьянами


У них очень про­думанная композиция с контрастом между легкой воздушностыо пейзажа и ощутимой материальностью первоплановых фигур, с четким почти геометрически правильным по­строением и равновесием масс. Колористическая гамма не­сколько скупа, но очень благородна в сочетании серых, бе­лых, коричневых тонов с ударами розово-красного, желто­го, синего, зеленого цветов при доминанте серебристо-серого. Точный рисунок, национальный типаж лиц, какое-то эпи­ческое спокойствие общей эмоциональной атмосферы кар­тин составляют основные особенности творческой манеры Луи Ленена.

Крестьянская телега (также Повозка, Возвращение с сенокоса)


Образам крестьян в его картинах одинаково чужды и гру­бость и слащавая идеализация. Это серьезные люди — тру­женики с честными открытыми лицами и уверенной нето­ропливостью в движениях. Их манеры полны достоинства, в облике угадывается сознание собственной силы. Такая трактовка образов простолюдинов была достаточно смелой и новаторской по тем временам. Мир крестьян Ленена — это отнюдь не мир униженных и оскорбленных: ни тени заби­тости, житейской подавленности. Наоборот, внутреннее бла­городство, огромная человечность при совершенной художе­ственной убедительности.


Ленен был подлинным реалистом, далеким от натурали­стического понимания задач художника, активно, творче­ски осваивавшим мир.



Вундеркинды живописи Братья Ленен являются одними из самых выдающихся французских художников XVII века наряду с Николя Пуссеном и Жоржем де Ла Тур. Их картины были приобретены известными историческими фигурами (даже самой Екатериной II!). А сейчас их работы украшают стены крупнейших музеев. Загадка братьев Ленен очаровывала искусствоведов и вызывала споры на протяжении более века.

Биография братьев

Творчество братьев Ленен - одна из величайших загадок французской живописи XVII века. Было три брата Ленен: старший Антуан, затем Луи и, наконец, Матье. Все они родились в Лане (север Франции) между 1600 и 1610 годами. О биографии братьев известно крайне мало. Они переехали в Париж в 1629 году в роскошный квартал Сен-Жермен-де-Пре, где обычно жили художники из провинции или из-за границы. В то время только Антуан был признан мастером и руководителем мастерской, а два его брата просто работали вместе с ним.

Братья Ленен практиковали все жанры: религиозную и мифологическую живопись, индивидуальный и групповой портрет, жанровое искусство. В 1630-е годы у них преобладали заказы на религиозные картины. Затем братья обратились к крестьянскому жанровому искусству, показывая беднейших людей с необычайным чувством человеческого достоинства. Хотя популярным в то время было изобразить крестьян в карикатурных и насмешливых образах. В этот период братья переняли принципы голландской групповой портретной живописи, и их искусство приблизилось к совершенству.

В чем же загадочность братьев?

Загадка №2.
Но тайна, окружающая братьев Ленен, на этом не заканчивается. Помимо предполагаемого разнообразия их личностей, завеса тайны также окутывает многие их композиции. Откуда такой особый интерес к крестьянским сценам у представителей парижской элиты? Как сформировалось столь нестандартное сочетание популярных крестьянских элементов с элементами буржуазии, которое никогда не встречается в действительности? Откуда, наконец, это чрезмерное присутствие детей, иногда одетых в жалкие, а иногда и буржуазные наряды - и все это в одной картине? Некоторые видят в этом особое сочувствие братьев Ленен к благотворительным действиям.

Роль каждого брата

Исходя из множественных споров искусствоведы привели свою интерпретацию о роли каждого из братьев:

1. Антуан, старший, был автором небольших групповых портретов в несколько архаичном стиле и неуклюжих пропорциях. Он любил свободную и яркую палитру, детские сцены.

3. Матье - самая спорная фигура в семье, и мнения о нем широко расходятся. Тот факт, что он пережил двух своих братьев, которые умерли в 1648 году, похоже, играет не в его пользу. После 1648 года Матье потерял все самые лучшие качества, наработанные в мастерской вместе с братьями. Его картины приобрели более нелепую форму искусства без необходимости поддерживать собственную художественную репутацию или репутацию студии. Хотя, обогащенный репутацией мастерской и преемственностью своих братьев, Матье приложил все усилия для совершенствования семейного дела. Ему приписывают мастерство, чувство расстановки позы, ракурса и более разнообразную цветовую гамму. Как и его братья, Матье был портретистом. При этом он добился гражданских и воинских почестей и даже дворянства.

Творчество братьев-художников - свидетельство того ошеломительного успеха, которого они достигли при жизни. Как и многие гениальные художники они позже были забыты, а заново открыты искусствоведом и апостолом реализма Шанфлери лишь в середине XIX века. Шанфлери видел в братьях предшественников, отражающих на полотнах истину о жалкой реальности крестьянской ситуации своего времени. Это художники, которые, несмотря на свою преимущественно парижскую карьеру, по-прежнему были сильно привязаны к сельской местности своего родного края. Тайна окутывает братьев Ленен, которые, как это ни парадоксально, были самыми талантливыми и заслуженно известными художниками своего времени. Работы братьев Ленен являются сегодня иконами французского искусства.

Ленен Луи (Le Nain Louis) (около 1593-1648), французский живописец, мастер групповых портретов из жизни крестьян. Смена вкусов в раннем XVII веке, приведшая к заинтересованности в сюжетах из повседневной жизни, в каждой школе породила особые концепции. Творчество Луи Ленена и двух его братьев, Антуана и Матье, которые были родом из Лана в Нормандии, принципиально не похоже ни на чье другое.

Ленен Семейство молочницы


Семейство молочницы, 1641,
Эрмитаж, Санкт-Петербург

Ленен Трапеза крестьян


Трапеза крестьян, 1642,
Музей Лувр, Париж

Ленен Посещение бабушки


Посещение бабушки, 1645-1648,
Эрмитаж, Санкт-Петербург

Луи Ленен чаще всего изображал семейные сцены вокруг скудно накрытого стола, незамысловатую крестьянскую жизнь, как правило, вне дома, на пути с поля домой. Луи Ленен трактовал свои сюжеты с торжественной монументальностью. Серьезные персонажи этих картин, представленные сидящими вокруг низких столов, так же сдержанны, как и само представленное здесь существование, умеренное и бережливое. В них нет ничего от развеселости буйных сцен, изображавшихся в Харлеме, ничего от итальянизирующего снобизма Утрехтской школы. В караульных комнатах не происходит сомнительных дел и экзотичных развлечений солдатни. Нет вообще ничего комичного или галантного, плутовского или покровительственного. Мало предметных деталей, которые позволили бы обнаружить в картине присутствие натюрморта; нет морализации, равно как и ничего аморального.

Вся выразительность заключается в серьезности изображаемого, в собранности этого затененного пространства с приглушенным светом. Свет, падающий сбоку, усиливает убедительность моделировки фигур, которые пребывают в задумчивом ожидании, будто ждут, пока их напишут. Запечатлена трудовая жизнь в условиях, близких к бедности, и все же в ней явственно звучит то философское спокойствие, с каким переносится нужда и сдерживается расточительность. В других картинах Ленена сюжеты, взятые из Евангелий или мифологии, представлены со сходным сдержанным тактом и впечатляют такой же весомой портретностью.

Может создаться убеждение, что это монументально ясное и простое состояние людей было в такой же степени запомнено или изобретено, в какой и наблюдаемо в жизни. Понятно, что того последовательно выдержанного равновесия и классически уравновешенного настроения, которое отличает лучшие картины братьев Ленен (а они все кажутся исполненными кистью Луи), было трудно не только достичь, но и сохранить. Существует много подражаний манере братьев Ленен – подражаний, которым всегда чего-то недоставало, чтобы стать столь же возвышенным и достичь той же выверенности всех элементов картины и самого ее строя. Взамен этого появлялась детская умильность или нарочитая наивность, создававшая совсем иное настроение.

Характерно, что идея классической простоты в домашнем обиходе то и дело появляется во французской живописи, иногда в не менее содержательной трактовке, но чаще – с ощущением поверхностного равновесия, лишь внешне созвучного с тем идеалом человека, который преподал нам Луи Ленен.

Читайте также: