Луи ленен биография кратко
Обновлено: 02.07.2024
Антуан (Antoine) (ок. 1588 — 25 мая 1648), Луи (Louis) (ок. 1593 — 23 мая 1648) и Матье (Mathieu) (1607 — 20 апреля 1677) Ленен (фр. Le Nain) — французские художники.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Французские художники родились в Лане.
Тот же Л’Элле утверждал, что первым учителем Антуана был иностранный живописец. В. Н. Лазарев предполагает, что им мог быть фламандец, и находит подтверждение этому в несколько тяжеловесном реализме и сочном широком письме, свойственных картинам Антуана. Из четырнадцати подписных и датированных картин братьев Ленен Антуану приписывались четыре.
По мнению ученых, их объединяет: пристрастие к образам детей, статичность композиции, распадающейся на отдельные группы, некоторое однообразие приемов письма, колорит с преобладанием ярких локальных цветов. Таким образом. Антуан считался художником небольшим, на всю жизнь оставшимся провинциалом. Его творчество было в стороне от магистральной линии развития французской живописи XVII века.
В результате был сделан вывод: искусство братьев Ленен — продукт коллективного труда и вычленить отдельные индивидуальности не представляется возможным.
ТВОРЧЕСТВО
Крестьяне у Лененов естественны, серьезны, полны чувства собственного достоинства. Ничего подобного ни в литературе того времени, ни в живописи не было.
Картины братьев Ленен вызывают восхищение и своими художественными достоинствами, прежде всего композицией. Непосредственность и естественность поведения людей, изображенных в привычной для них обстановке, за привычными занятиями — работой, трапезой или беседой, — сочетаются со сложно продуманной композиционной системой, где каждому участнику сцены отведено свое, строго определенное место. Фигуры, расположенные в разных пространственных планах, так, что ни одна не заслоняет другую, тесно спаяны между собой в единое нерасторжимое целое. Все они находятся на одном уровне, подобно героям античных рельефов, и от этого сцена приобретает величественность и торжественность. Такой принцип построения композиции говорит о близости братьев Ленен к господствовавшему в то время классицизму.
Другое, не менее ценное достоинство картин братьев Ленен — богатство колорита, чувство цвета. Их излюбленная гамма строится на сочетаниях спокойных серых, коричневых и белых цветов с небольшими вкраплениями более ярких красок. Такую мягкость тона, прозрачность, такую выразительность фактуры можно встретить лишь у очень одаренных колористов.
При упоминании братьев Ленен именно Луи Ленен выступает как главная творческая фигура.
Картины Луи Ленена лишены оттенка будничного прозаизма, в них всегда чувствуется что-то значительное. Истинно французский мастер, Луи Ленен внутренне близок к Жоржу де Латуру и Пуссену, хотя и идет своим путем.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ БРАТЬЕВ ЛЕНЕН
Они были холостяками.
Более известен Луи, ему приписывают преобладающую часть картин из крестьянской жизни. Преобладающую часть миниатюр приписывают Антуану, портреты — Матье.
Автор:
Павел Ин
Луи Ленен (1593-1648)
Луи Ленен — один из братьев Ленен — французских живописцев, работавших в XVII веке, когда искусство их страны было, в основном, придворным. Но братья Ленен не расписывали церквей и дворцов, их произведения не претендовали на парадную величавость и торжественность. Антуан, Луи и Матье Ленен вошли в историю французского изобразительного искусства как родоначальники бытового жанра.
Семья Ленен жила в провинциальном городке Лане. Отец был королевским сержантом при судебной камере, разбогатевшим благодаря собственной предприимчивости. Первым учителем братьев Ленен считают иностранца, возможно фламандского живописца, жившего в Лане. В 1629 году старший брат Антуан вступил в корпорацию сэн-жерменских живописцев в Париже и стал во главе общей с братьями мастерской. Вероятно, Ленены никогда не порывали связей с родным Ланом, хотя и жили в Париже. Полудеревенская, полугородская среда зажиточных крестьян прочно входит в их произведения, составляя как сюжетную основу, так и постоянно обновляющийся источник образного содержания. Известность братьев Ленен росла, в Париже у них составился определенный круг заказчиков, и в 1648 году они были приняты в Королевскую Академию живописи и скульптуры.
Визит к бабушке
Луи Ленен был наиболее талантливым из трех братьев. Начальные уроки живописи он получил у брата Антуана, и его первые самостоятельные работы трудно выделить из множества совместно написанных ими картин.
Пейзаж с крестьянами
У них очень продуманная композиция с контрастом между легкой воздушностыо пейзажа и ощутимой материальностью первоплановых фигур, с четким почти геометрически правильным построением и равновесием масс. Колористическая гамма несколько скупа, но очень благородна в сочетании серых, белых, коричневых тонов с ударами розово-красного, желтого, синего, зеленого цветов при доминанте серебристо-серого. Точный рисунок, национальный типаж лиц, какое-то эпическое спокойствие общей эмоциональной атмосферы картин составляют основные особенности творческой манеры Луи Ленена.
Крестьянская телега (также Повозка, Возвращение с сенокоса)
Образам крестьян в его картинах одинаково чужды и грубость и слащавая идеализация. Это серьезные люди — труженики с честными открытыми лицами и уверенной неторопливостью в движениях. Их манеры полны достоинства, в облике угадывается сознание собственной силы. Такая трактовка образов простолюдинов была достаточно смелой и новаторской по тем временам. Мир крестьян Ленена — это отнюдь не мир униженных и оскорбленных: ни тени забитости, житейской подавленности. Наоборот, внутреннее благородство, огромная человечность при совершенной художественной убедительности.
Ленен был подлинным реалистом, далеким от натуралистического понимания задач художника, активно, творчески осваивавшим мир.
Вундеркинды живописи Братья Ленен являются одними из самых выдающихся французских художников XVII века наряду с Николя Пуссеном и Жоржем де Ла Тур. Их картины были приобретены известными историческими фигурами (даже самой Екатериной II!). А сейчас их работы украшают стены крупнейших музеев. Загадка братьев Ленен очаровывала искусствоведов и вызывала споры на протяжении более века.
Биография братьев
Творчество братьев Ленен - одна из величайших загадок французской живописи XVII века. Было три брата Ленен: старший Антуан, затем Луи и, наконец, Матье. Все они родились в Лане (север Франции) между 1600 и 1610 годами. О биографии братьев известно крайне мало. Они переехали в Париж в 1629 году в роскошный квартал Сен-Жермен-де-Пре, где обычно жили художники из провинции или из-за границы. В то время только Антуан был признан мастером и руководителем мастерской, а два его брата просто работали вместе с ним.
Братья Ленен практиковали все жанры: религиозную и мифологическую живопись, индивидуальный и групповой портрет, жанровое искусство. В 1630-е годы у них преобладали заказы на религиозные картины. Затем братья обратились к крестьянскому жанровому искусству, показывая беднейших людей с необычайным чувством человеческого достоинства. Хотя популярным в то время было изобразить крестьян в карикатурных и насмешливых образах. В этот период братья переняли принципы голландской групповой портретной живописи, и их искусство приблизилось к совершенству.
В чем же загадочность братьев?
Загадка №2.
Но тайна, окружающая братьев Ленен, на этом не заканчивается. Помимо предполагаемого разнообразия их личностей, завеса тайны также окутывает многие их композиции. Откуда такой особый интерес к крестьянским сценам у представителей парижской элиты? Как сформировалось столь нестандартное сочетание популярных крестьянских элементов с элементами буржуазии, которое никогда не встречается в действительности? Откуда, наконец, это чрезмерное присутствие детей, иногда одетых в жалкие, а иногда и буржуазные наряды - и все это в одной картине? Некоторые видят в этом особое сочувствие братьев Ленен к благотворительным действиям.
Роль каждого брата
Исходя из множественных споров искусствоведы привели свою интерпретацию о роли каждого из братьев:
1. Антуан, старший, был автором небольших групповых портретов в несколько архаичном стиле и неуклюжих пропорциях. Он любил свободную и яркую палитру, детские сцены.
3. Матье - самая спорная фигура в семье, и мнения о нем широко расходятся. Тот факт, что он пережил двух своих братьев, которые умерли в 1648 году, похоже, играет не в его пользу. После 1648 года Матье потерял все самые лучшие качества, наработанные в мастерской вместе с братьями. Его картины приобрели более нелепую форму искусства без необходимости поддерживать собственную художественную репутацию или репутацию студии. Хотя, обогащенный репутацией мастерской и преемственностью своих братьев, Матье приложил все усилия для совершенствования семейного дела. Ему приписывают мастерство, чувство расстановки позы, ракурса и более разнообразную цветовую гамму. Как и его братья, Матье был портретистом. При этом он добился гражданских и воинских почестей и даже дворянства.
Творчество братьев-художников - свидетельство того ошеломительного успеха, которого они достигли при жизни. Как и многие гениальные художники они позже были забыты, а заново открыты искусствоведом и апостолом реализма Шанфлери лишь в середине XIX века. Шанфлери видел в братьях предшественников, отражающих на полотнах истину о жалкой реальности крестьянской ситуации своего времени. Это художники, которые, несмотря на свою преимущественно парижскую карьеру, по-прежнему были сильно привязаны к сельской местности своего родного края. Тайна окутывает братьев Ленен, которые, как это ни парадоксально, были самыми талантливыми и заслуженно известными художниками своего времени. Работы братьев Ленен являются сегодня иконами французского искусства.
Ленен Луи (Le Nain Louis) (около 1593-1648), французский живописец, мастер групповых портретов из жизни крестьян. Смена вкусов в раннем XVII веке, приведшая к заинтересованности в сюжетах из повседневной жизни, в каждой школе породила особые концепции. Творчество Луи Ленена и двух его братьев, Антуана и Матье, которые были родом из Лана в Нормандии, принципиально не похоже ни на чье другое.
Семейство молочницы, 1641,
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Трапеза крестьян, 1642,
Музей Лувр, Париж
Посещение бабушки, 1645-1648,
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Луи Ленен чаще всего изображал семейные сцены вокруг скудно накрытого стола, незамысловатую крестьянскую жизнь, как правило, вне дома, на пути с поля домой. Луи Ленен трактовал свои сюжеты с торжественной монументальностью. Серьезные персонажи этих картин, представленные сидящими вокруг низких столов, так же сдержанны, как и само представленное здесь существование, умеренное и бережливое. В них нет ничего от развеселости буйных сцен, изображавшихся в Харлеме, ничего от итальянизирующего снобизма Утрехтской школы. В караульных комнатах не происходит сомнительных дел и экзотичных развлечений солдатни. Нет вообще ничего комичного или галантного, плутовского или покровительственного. Мало предметных деталей, которые позволили бы обнаружить в картине присутствие натюрморта; нет морализации, равно как и ничего аморального.
Вся выразительность заключается в серьезности изображаемого, в собранности этого затененного пространства с приглушенным светом. Свет, падающий сбоку, усиливает убедительность моделировки фигур, которые пребывают в задумчивом ожидании, будто ждут, пока их напишут. Запечатлена трудовая жизнь в условиях, близких к бедности, и все же в ней явственно звучит то философское спокойствие, с каким переносится нужда и сдерживается расточительность. В других картинах Ленена сюжеты, взятые из Евангелий или мифологии, представлены со сходным сдержанным тактом и впечатляют такой же весомой портретностью.
Может создаться убеждение, что это монументально ясное и простое состояние людей было в такой же степени запомнено или изобретено, в какой и наблюдаемо в жизни. Понятно, что того последовательно выдержанного равновесия и классически уравновешенного настроения, которое отличает лучшие картины братьев Ленен (а они все кажутся исполненными кистью Луи), было трудно не только достичь, но и сохранить. Существует много подражаний манере братьев Ленен – подражаний, которым всегда чего-то недоставало, чтобы стать столь же возвышенным и достичь той же выверенности всех элементов картины и самого ее строя. Взамен этого появлялась детская умильность или нарочитая наивность, создававшая совсем иное настроение.
Характерно, что идея классической простоты в домашнем обиходе то и дело появляется во французской живописи, иногда в не менее содержательной трактовке, но чаще – с ощущением поверхностного равновесия, лишь внешне созвучного с тем идеалом человека, который преподал нам Луи Ленен.
Читайте также: