Ложь с точки зрения религии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Обман, ложь - является одним из серьезных человеческих грехов. Допустимо ли православному человеку обманывать кого-либо, вводить в заблуждения исключительно из "благих" мотивов? Например, чтобы потом было все хорошо и благоприятно в той или иной степени. Не все так категорично и стоит порассуждать для получения ответа на данный вопрос..

Вряд ли кто-либо из нас не совершал в своей жизни лживых поступков, хоть как-то не обманывал. " Ложь говорит каждый своему ближнему. " ( Пс. 11,3) На обмане, к сожалению, построена немалая часть жизни современного (да и не только) человека. " С самого рождения. от утробы матери заблуждаются, говоря ложь." (Пс.57,4) Христианство призывает нас бороться с ложью, как впрочем и со всеми другими многочисленными нашими грехами. Апостол Павел наставляет нас: "Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему. " (Еф.4,25)

Несомненно все это касается нашей повседневной лжи, которую мы исполняем ради какой-либо наживы, выгоды, спокойствия нашего, а порой и просто так, между делом, особо не задумываясь о причинах и следствиях нашей лжи для себя и ближних наших. Такая ложь просто недопустима для православного христианина! А можно ли использовать ложь во благо? Хотя бы не изо дня в день, не из раза в раз, ну а хотя бы в порядке исключения?

Анализируя ответы священников, жития святых приходишь к выводу что такое порой допустимо. Оговорюсь все же, что однозначного рецепта я не даю и лучше по данному вопросу посоветоваться с духовников именно для вашего данного, конкретного случая.

Стоит отметить, что и правда порой может быть губительна, в несравнимое количество раз хуже, чем ложь. Предав Христа, Иуда, поцеловав Его не солгал пришедшим за Ним, Иуда сказал правду, что Иисус есть Христос. Многие из нас читали эту евангельскую историю. Протоиерей Г. Горбачук приводит историю "спасительной лжи" и из своей жизни.

В советское время, когда его вызывали в КГБ и спрашивали о крещеных им людях - действительно ли Таинство Крещения совершалось, он сказал, что нет. Хотя крестил указанных комитетчиками людей. В противном случае у них были бы неприятности. Так мотивами "благой лжи" послужила в жизни о. Георгия забота о ближних единоверцах.

Напоследок приведу пример из жития преподобного Афанасия , описанного в книге "Афонский Патерик" за июля 5. Хоть он и рано осиротел, но грамоте и многим наукам вразумлен был. Кроме того, он "умерщвлял плоть свою строгой жизнью и воздержанием" , молился Богу с детства верил и хотел послужить Ему.

Сначала он подвизался в одном монастыре, из которого ушел, не хотя славы, когда братия готовилась выбрать Афанасия игуменом, после смерти бывшего игумена. Отправился на Афон. Там он поселился у одного пустынника, назвав себя другим именем Варнава. Кроме того, Афанасий сказавшись безграмотным (хотя в грамоте, как отметил выше разумел) попросил старца учить его. Причем он делал вид, что никак не может научиться азбуке. Со временем то, что Афанасий грамотно читает было выяснено.

Несомненно суть данных фактов из жизнеописания святого преподобного Афанасия была не обмануть кого-либо. Просто он избегал славы людской, не хотел ставить себя выше кого-либо не было, учиться и постигать смирение. Преподобный Афанасий достиг святости и прославлен в лике святых!

Итак, в жизни бывают всякие ситуации и ложь во спасение. наверное, все-таки бывает! Но, как говорится, имеются очень сильные противопоказания - стоит обращаться к духовнику, к священнику, а не заниматься "самолечением".


В данной статье феномен лжи и обмана рассматривается с позиций мировых религий — буддизма, ислама, христианства; обозначены черты сходства и отличия разных религиозных подходов к вопросам наказуемости лжи и её дозволительности в жизни человека; представлены положения духовных доктрин, касающиеся уникальных моментов религиозного общения, представляющего собой многоплановую совокупность специфических коммуникативных актов.

Ключевые слова: религия, ложь, грех, буддизм, ислам, христианство, такийя, церковная икономия, добродетельный обман, наказание, карма.

Феномен лжи и обмана, сегодня изучаемый множеством исследователей под разными углами, очень интересен при его рассмотрении в рамках этико-религиозного подхода. Выступая с точки зрения социологии системами взглядов и поступков, вдохновлённых Высшим Разумом, посредством которых разрешаются основные вопросы человеческой жизни, религиозные учения задают устойчивые моральные ориентиры, руководствуясь которыми люди могут найти выход из серьёзных жизненных затруднений — в том числе совершить выбор между правдой и ложью.

Однако же традиционно выступающие копилками нравственности мировые религии обнаруживают различные этические преломления духовного подхода по отношению к данному вопросу, при этом единодушно признавая природу обмана греховной — таковой она считается с позиций как христианской, так и мусульманской, и буддисткой морали.

В соответствии же с хадисом, в исламе ложь прямо дозволяется в трёх случаях: Ибн Шихаб сказал: «И я не слышал, чтобы людям разрешалось лгать, если не считать трёх [случаев]: [когда дело касается] войны, [попыток] примирения людей между собой, а также того, что муж говорит своей жене и что жена говорит своему мужу ". [5, 49:1831]

Однако же православные учёные-богословы в своих трудах всё же уделяют внимание так называемой вынужденной лжи, используемой для церковной пользы — например, для спасения чьей-либо жизни. Но практика икономии (допустимости уступок ради церковной пользы) в данном случае рассматривается не как основание для признания лжи безгреховной, но как порой неизбежный повод для последующего глубочайшего раскаяния. Инок Всеволод в своей работе приводит слова преподобного аввы Дорофея: “. когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться безпечальным, а (должен) каяться и плакать перед Богом, и считать такой случай временем искушения. И на такое уклонение решаться не часто, а разве однажды из многих случаев”. [7]

Таким образом, обобщая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что суть обмана признаётся греховной с точки зрения каждой из мировых религий. И буддистское, и мусульманское, и христианское учения обещают лжецам жестокую кару — негативные кармические последствия или же пребывание в аду в Загробной жизни. Наиболее сурово осуждается религиозная ложь — искажения учения Будды в буддизме, показная набожность, прикрывающая неверие в исламе, ложные клятвы в христианстве. Буддистское и христианское учение обнаруживают ко лжи бескомпромиссное отношение, в то время как ислам допускает такийю и несколько житейских случаев, в которых ложь считается дозволительной. Однако же и в христианстве принцип церковной икономии предполагает возможность вынужденной лжи, в которой, тем не менее, верующему человеку следует неустанно каяться.

Основные термины (генерируются автоматически): Аллах, ложь, верующий, грех, ислам, обман, христианское учение, добродетельный обман, духовная практика, жестокая кара.

Ключевые слова

религия, ложь, грех, буддизм, ислам, христианство, такийя, церковная икономия, добродетельный обман, наказание, карма

Похожие статьи

Даже можно рекомендовать молодым историкам изучать и использовать на практике методологию Беруни.

Открытая защита этих учений в тот период, когда идеи зороастризма и манихейства жестоко преследовались сторонниками ислама, говорит об отваге ученого.

Религия и наука: проблема взаимоотношения (на примере ислама)

Но за какие грехи Бог наказал годовалого безгрешного ребенка, ведь в отличие от христианства, ислам не признает

И почему Бог, если он всесильный, не останавливает бомбежки мирных жителей, смерть безвинных людей в террористических актах, обман и зло?

В XX веке ислам имел самые высокие темпы роста числа верующих среди других мировых религий.

На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они рассматривались как неверные (джяур), подлежащие или истреблению, или.

Концепция Абу Хамида Газали о нравственном облике человека

И это достоинство окружают два порока: обман и слабоумие.

Благородство (карам) — среднее между высокомерием и вульгарностью, когда человек

Человек, по — мнению Газали, должен всю свою жизнь стремиться получать знания, чтобы уметь отличать истину ото лжи.

Значение справедливости в жизни великого полководца Амира.

1. Духовный труд — искупление первородного греха.

Согласно христианским учениям человек имеет право отдыхать: «Шесть дней работай, а в

Труд в Исламе рассматривается также как способ приближенности к Аллаху, считается одним из видов поклонений Аллаху.

Религия и наука: союз или противостояние? | Статья в журнале.

В духовной сфере общества научные идеи часто перекрещиваются с религиозными.

Почему бизнесмен, делающий свой бизнес на крови и обмане, живет в шикарном особняке, отдыхает в

Рахматуллин Р. Ю. Религия и наука: проблема взаимоотношения (на примере ислама).

Особенности развития социально-этической мысли в Средней.

Только начиная с XIII в. в ходе дальнейшего развития феодальных отношений влияние ислама на все сферы духовной жизни начинает возрастать.

Так, призывы накшбанди к честному труду, умеренности, его отрицательное отношение к лжи, обману, лицемерию, притеснению.

Система запретов как нравственный регулятор христианской.

Основные нравственные регуляторы христианской религии содержатся в Нагорной

большие деньги, пользуясь их бедой) и всякое присвоение чужой собственности путем обмана.

Всякая ложь недостойна христианина и не согласна с любовью и уважением к ближним.

Даже можно рекомендовать молодым историкам изучать и использовать на практике методологию Беруни.

Открытая защита этих учений в тот период, когда идеи зороастризма и манихейства жестоко преследовались сторонниками ислама, говорит об отваге ученого.

Религия и наука: проблема взаимоотношения (на примере ислама)

Но за какие грехи Бог наказал годовалого безгрешного ребенка, ведь в отличие от христианства, ислам не признает

И почему Бог, если он всесильный, не останавливает бомбежки мирных жителей, смерть безвинных людей в террористических актах, обман и зло?

В XX веке ислам имел самые высокие темпы роста числа верующих среди других мировых религий.

На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они рассматривались как неверные (джяур), подлежащие или истреблению, или.

Концепция Абу Хамида Газали о нравственном облике человека

И это достоинство окружают два порока: обман и слабоумие.

Благородство (карам) — среднее между высокомерием и вульгарностью, когда человек

Человек, по — мнению Газали, должен всю свою жизнь стремиться получать знания, чтобы уметь отличать истину ото лжи.

Значение справедливости в жизни великого полководца Амира.

1. Духовный труд — искупление первородного греха.

Согласно христианским учениям человек имеет право отдыхать: «Шесть дней работай, а в

Труд в Исламе рассматривается также как способ приближенности к Аллаху, считается одним из видов поклонений Аллаху.

Религия и наука: союз или противостояние? | Статья в журнале.

В духовной сфере общества научные идеи часто перекрещиваются с религиозными.

Почему бизнесмен, делающий свой бизнес на крови и обмане, живет в шикарном особняке, отдыхает в

Рахматуллин Р. Ю. Религия и наука: проблема взаимоотношения (на примере ислама).

Особенности развития социально-этической мысли в Средней.

Только начиная с XIII в. в ходе дальнейшего развития феодальных отношений влияние ислама на все сферы духовной жизни начинает возрастать.

Так, призывы накшбанди к честному труду, умеренности, его отрицательное отношение к лжи, обману, лицемерию, притеснению.

Система запретов как нравственный регулятор христианской.

Основные нравственные регуляторы христианской религии содержатся в Нагорной

большие деньги, пользуясь их бедой) и всякое присвоение чужой собственности путем обмана.

Всякая ложь недостойна христианина и не согласна с любовью и уважением к ближним.


Девятая заповедь учит, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Она запрещает ложь во всех её проявлениях, равно как и всевозможные сплетни и пересуды.

Источник лжи

Нужно отметить, что некоторые философы, социологи, антропологи оправдывают ложь с точки зрения истории общества. Дескать, если бы не было лжи, люди не смогли бы строить отношения друг с другом: есть ситуации, когда, сказав правду, к ближнему просто не найдёшь подход. Получается, большая заслуга в развитии человеческого социума заключается именно в способности людей лгать друг другу. Думаю, это неоднозначное утверждение, оставим его мыслителям, а мы как люди верующие рассмотрим ложь с точки зрения христианской аскетики.

Как люди лгут?

Ложь словами — это наиболее частое проявление лжи, когда человек оправдывает себя, скрывает свои поступки или пытается добиться желаемой цели любым путём. Стоит ли говорить, что она способна разрушить и нормальные человеческие отношения, и дружбу, и семью? Поэтому совет: прежде чем солгать, нужно мысленно положить на чашу весов то, что вы хотите получить, и то, что вы имеете, но можете потерять вследствие лжи. Думаю, это может отрезвить и помочь принять правильное решение. Как показывает жизненный опыт, неприятная и горькая правда, требующая от человека огромной внутренней работы, лучше, чем лёгкая и на первый взгляд многообещающая ложь. Однако хочу сразу сказать, что это не универсальное правило и не готовое решение для всех проблем.

Ложь своей жизнью происходит тогда, когда наше внутреннее содержание не отвечает нашим внешним поступкам. Преподобный Дорофей приводит такие примеры: когда сознательный блудник говорит о воздержании или человек жадный рассуждает о том, как хорошо творить милостыню и делиться с неимущим. В нашей жизни такая ложь нередко наблюдается в соцсетях, когда люди постят яркие красивые фотографии при скучной жизни или публикуют умные мысли, чаще всего чужие, в отсутствие собственных соображений. Тем самым человек пытается выглядеть умнее, остроумнее или счастливее, чем есть на самом деле. Может быть, он таким образом ищет одобрения окружающих, но не думаю, что такая двойственность способна сделать его жизнь более осмысленной или содержательной.

Ложь во благо

Это очень сложный вопрос, потому что, размышляя над ним, можно впасть в казуистику и разделить ложь на хорошую и плохую, а ведь ложь всегда остаётся ложью, как и правда — правдой. Однако, поскольку наш мир не чёрно-белый, но гораздо сложнее, то бывают ситуации, когда правда может просто-напросто сломать человека. Пример: в семье случилась трагедия — измена. Человек осознал, что был неправ, покаялся перед Богом. Стоит ли ему вываливать правду на голову своей второй половины? Ведь она может и семью разрушить, и его самого раздавить. Хотелось бы подчеркнуть, что я сейчас не даю советы, я ставлю вопрос — в том числе и самому себе. Как этому человеку поступить? Думаю, ему нужно проявить серьёзную житейскую мудрость, чтобы принять верное решение.

Ложь во благо, оставаясь ложью, напоминает о трагическом несовершенстве нашего мира и человечества. Она побуждает человека исправляться и исправлять трагическую ситуацию, которая возникла в его жизни.

Как найти золотую середину между правдорубством и неискренностью?

Говорите правду, чтобы ваш ближний мог работать над собой. Если же он этого не хочет или боится этой работы — не спешите, человек может быть просто к ней не готов. Возможно, для искреннего разговора с ним нужно подготовить почву, подумать, насколько вы близки, чтобы открывать ему на что-то глаза. В таких ситуациях полезно не вмешиваться в чужую жизнь, а обратить внимание на себя и разобраться с тем, насколько честна ваша собственная жизнь.


Содержание

Библейские отрывки

Патристические взгляды

Августин уделял много внимания лжи, которая, по его мнению, всегда была неправильной. Он рассмотрел эту тему в четырех работах (De magistro, De doctrina christiana, De trinitate, и Энхиридион) и написал два трактата, De mendacio и Contra mendacium, в частности, о лжи. [1] По словам Августина, только четыре типа лжи не были ложью, потому что не было желания обманывать: объяснение чужой точки зрения, повторение заученных слов, оговорка или неправильная речь. [11] Августин различал различные ситуации лжи по обвинению, но утверждал, что всякая ложь - грех. [12] Ученые сходятся во мнении, что Августин не считал ложь необходимой или оправданной, даже для спасения невинной жизни. [13]

Позже взгляды

Известные христианские богословы, которые утверждали, что ложь никогда не допустима для христиан, включают: Фома Аквинский и Джон Кальвин. [15] [16] И Августин, и Аквинский считали, что всегда можно поступить правильно и безупречно в любых обстоятельствах. Защитники лжи в некоторых случаях, такие как Кассиан и Х. Тристрам Энгельгардт, был склонен придерживаться противоположной точки зрения: иногда это правда моральные дилеммы возникают. [17]

Общественное мнение

Читайте также: