Ложь дезинформация заблуждение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Истина - это цель, к которой устремлено познание, и как писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя знания и составляют отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Аристотель: истина - это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом признаков. Научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания.

Истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность. Благотворен ли дождь? Однозначного ответа быть не может, он зависит от условий.

Заблуждение - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Заблуждение – следствие ограниченности знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем.

Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. Ложь нередко принимает облик дезинформации - подмены из корыстных целей достоверного недостоверным, истинного ложным.

1) Так Декарт и Спиноза считали таким критерием ясность. Критерий этот субъективен, а потому и ненадежен: ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение.

2) Другой критерий: истинно то, что признается таковым большинством. Так мы часто пытаемся решать многие вопросы по большинству голосов, прибегая к голосованию?

3) Прагматический подход - истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина - несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему, может считаться истиной.

4) Практика, как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут.

Заблуждение - представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее они не соответствуют истине, фактическим обстоятельствам, предмету (материальная ошибка) или противоречат логическим законам (формальная ошибка). Источниками заблуждений могут быть: предубеждение, несовершенство умственных способностей, поспешность, недостаток энергии, сосредоточенности или устойчивости мышления; недостаточный познавательный материал; субъективные настроения, предрасположения, пристрастия; беспорядочная обработка, плохое знание источников ошибок, опрометчивые обобщения и т. д.

Ложь — утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания или поддержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине.

ДОСТОВЕРНОСТЬ - убеждение, основанное на знании и исключающее всякое сомнение.

Истина и педагогическая деятельность.

Истина-соответствие знаний действительности. При этом действительность представляется как в качестве объективной реальности, так и в виде субъективности. Истина в итоге адекватное отражение объекта, познающегося субъектом, воспроизводимая познавательный объект, так как он существует сам по себе вне сознания. Истина одновременно находится и в субъекте и вне его. Истина- соответствие субъективных представлений объекту(реальность), при этом это соответствие конкретно-чувственных и понятийных представлений объекту. Истина в любом случае носит конкретный характер. Конкретность истины-зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий места и времени, в которых они существуют и развиваются. Поэтому раз истина всегда конкретна, мы понимаем, что истина вообще без относительной действительности не существует.

Истина является целью пед. Деятельности, так как пед. Деятельность направлена на обучение, т.е на познание истин, даваемых науками и пед деятельность направлена на воспитание, в том числе понимаемая как нравственное усвоение нравственных норм.

Основной вопрос философии в гносеологии.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Вопрос о соотношении материи и сознания. И при этом утверждается приоритет материи. Она первична по отношению к сознанию. Вопрос об отношении мышления к бытию имеет для философии коренное значение потому, что от того или иного его решения радикальным образом зависит решение всех других философских вопросов и проблем.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях").

Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

• возможности познания неограничены.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

• возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

Истина - это достоверное знание о предметах и явлениях окружающего мира, цель человеческого познания.

Истина — это, прежде всего, соответствие представлений или утверждений реальному положению дел; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идеи, суждений, теорий, учений и целостной картины мира.

Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю. Эта традиция была продолжена в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, П.А. Гольбах, М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышев ский, Л. Фейербах и др.).

Объективная истина - это истина, которая соответствует объекту познания и не зависит ни от человека, ни от человечества.

Объективность истины говорит о том, что основой наших представлений о мире является сам материальный мир, существующий вне и независимо от нашего сознания. Другими словами, это факты, которые не зависят от человека, его желаний, интересов, стремлений и уровня знания.

Истину познают люди и объясняют ее в определенной форме (словах, символах, законах, теориях), что в свою очередь говорит о том, что истина зависит от человека, она - субъективна.

Субъективная истина - это факты, которые не могут существовать без субъекта (познающего).

Субъективность истины - это такая характеристика познавательного процесса, которая учитывает волю, желания, психический мир, стереотипы познавательного поведения человека, а также ограниченность чувственного уровня познания и связь познания с уровнем развития науки и техники.

Истина всегда конкретна, т.е. зависит от времени, условий и места.

Различают абсолютную и относительную истину.

Абсолютная истина - это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание об объекте. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. (Например, "Птицы имеют клюв", "Люди смертны" "Земля вращается вокруг Солнца. и т д.)

Однако большинство ученых рассматривают абсолютную истину лишь как предел, к которому постоянно стремится наше знание, т.к. претензия на абсолютное знание к тому же противоречит одной из основных черт научного познания — установке на критичность.

Относительная истина - это неполное, неточное знание, верное лишь на определенном уровне развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о Земле: плоская и стоит на трех слонах, в форме шара, вытянутая или приплюснутая, Солнце вращается вокруг Земли. С развитием науки и техники эти знания были опровергнуты, и возможно, в будущем появятся какие-то новые факты).

Относительность получаемых знаний обусловлена рядом причин:

1) непостоянность и изменчивость окружающего нас мира;

2) ограниченность человека в возможности познания, которые определяются различными факторами (уровень развития производства, духовной культуры, средств наблюдения и эксперимента). В результате этого человек в процессе познания получает неполные знания, о по мере их накопления относительная истина все более приближается по своему значению к абсолютной.

Разница между абсолютной и относительной истинами — в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.

Не всё в нашей жизни поддаётся оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

↑ Заблуждение и ложь

Непосредственная цель познания - истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины на всех этапах ее развертывания и углубления - заблуждение. Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны единого процесса познания.

Заблуждение - это знание, несоответствующее действительности, но принимаемое за истину.

Процесс познания невозможен без заблуждений, так как они всегда имеют под собой основание. Так, например, заблуждение о том, что Земля плоская объясняется особенностями восприятия человека - ведь мы видим землю до горизонта практически прямой. Заблуждение также появляются из-за того, что процесс познания ограничен в выборе средств и методов, а решаемые в ходе исследования задачи сложны и зачастую вызывают противоречия из-за трудности получения полной и достоверной информации об объектах.

Необходимо отличать заблуждение от лжи.

Ложь - это сознательное искажение фактов.

Другими словами, это просто обман, вымысел, либо утаение чего-либо.

Стоит отметить, что не все явления, события в жизни поддаются оценке с точки зрения истины. Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.


Точность информации - крайне важная характеристика. Из-за неточности информации легко можно получить ложные представления, которые впоследствии могут привести к негативным последствиям, как для отдельных людей, так для организаций или даже государств.

  • Непреднамеренная ошибка источника информации
  • Дезинформация

Частота проявления обоих связана с развитием телекоммуникационных технологий и со все большей вовлеченносью населения планеты в Интернет.


Понятие "дезинформация" тесно связана с понятиями "ложь" и "информация". Но определить его, как "ложную информацию" все-таки нельзя, т.к. дезинформация - такая информация, целью распространения которой является введение кого-либо в заблуждение. Но для того, чтобы это сделать вовсе не обязательно лгать - достаточно допускать двусмысленности, дабы реципиент сам додумывал наиболее вероятный вариант. Следуя подобным размышлениям Кристофер Фокс (Christopher Fox) привел еще несколько примеров (в главной роли с пойманным полицией преступником - назовем его. Джо), в которых дезинформация и ложь - различные понятия:

Цель дезинформации - обман

Джо обвиняется в преступлении, которое совершил и полицейский, допрашивающий его уверен, что это был Джо, но т.к. тот знает, что достаточных улик у полиции нет, Джо отрицает свою вину. Но делает это не пытаясь навязать ложные представления сотрудникам полиции о своей невиновности, а чтобы избежать наказания. Попытки ввести в заблуждение нет - значит нет и дезинформации.

Дезинформация - фактическая ложь

Одной попытки обмануть не достаточно, важно, чтобы озвученная ложь была объективной. Вот пример лжи субъективной:


Полиция интересуется, где прячется соучастник Джо. Тот убежден, что он прячется у своей тети в загородном домике, но пытаясь обмануть полицию, сообщает, что соучастник преступления прячется на кладбище, даже не подозревая, что тот действительно решил, что это место более подходит для укрытия от правосудия. Тем самым Джо солгал, но не дезинформировал.

Ввод в заблуждение правдой

Полиция спрашивает Джо о том, где они спрятали награбленное. Джо знает, где оно сейчас, но до этого он спрятал его на своем чердаке. Поэтому он говорит истинную правду: "Я спрятал его на чердаке своего дома", но тем самым он вводит полиция в заблуждение, а значит дезинформирует.

Чтобы дезинформировать нужно знать правду

У Джо интересуются, что собирается делать его сообщник дальше. Он слышал его разговор по телефону, в котором он говорил, что собирается уехать из страны. Но сообщник поступать так вовсе не собирался, а устроил маленький спектакль с разговором по телефону специально, чтобы дезинформировать Джо. Поэтому, если Джо ответит "правду" то дезинформирует полицию, сам о том не подозревая, а если солжет, что не знает, то никакой дезинформации не произойдет.

Дезинформация через ложные выводы


Свидетели сообщили полиции, что у одного из преступников был французский акцент. Из чего полиция делает вывод, что один соучастник Джо - француз (из дела Джо явно видно, что к франции он не имеет никакого отношения). Но на самом деле это Джо успешно имитировал французскую манеру говорить во время преступления, и, когда он сообщил, что его подельник тоже не француз, полиция решает, что он лжет. А значит несмотря на сказанную правду полиция осталась дезинформированной.

И напоследок. Стоит отметить, что дезинформировать можно не только человека, но и машину. На этом собственно основаны методы черной оптимизации сайтов, позволяющие обмануть поисковых роботов, дабы получить высокие рейтинги в поисковой выдаче.

Один хакер может причинить столько же вреда, сколько 10 000 солдат! Боитесь что ANONYMOUS опустошат ваши счета ? Хакеры объявили Кибервойну России! Узнай первым , как выжить в цифровом кошмаре!

Читайте также: