Дюссек композитор биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ян Ладислав Дусек (крещение Ян Вацлав Дусик ) - чешский композитор и пианист , родившийся 12 февраля 1760 г. в Чаславе ( Чешское королевство ) и умер 20 марта 1812 г. в Сен-Жермен-ан-Ле (Франция).

Резюме

биография

Душек родился в Чаславе (сегодня Часлав), на старом пути между Прагой и Веной , всего через четыре года после Моцарта . Он родился в семье музыкантов: его отец был кантором и известным органистом . Он начал играть на фортепиано с пяти лет, на органе с девяти лет, а с 13 лет сочинил торжественную мессу. После 1778 года он последовательно останавливался в Гааге около Штадтхолдера , на службе у голландского графа Мэннера и начал карьеру концертного артиста. Опубликовал свои первые работы. В Гамбурге он отработал целый сезон с Карлом Филиппом Эмануэлем Бахом . Учитель побуждает его претворять в жизнь свои новые идеи.

В 1783 году он был в Санкт-Петербурге, где избежал депортации в Сибирь благодаря покровительству князя Радзивилла. Он направился в Париж, которого он достиг в 1786 году, пройдя через Берлин, Майнц, Кассель, Франкфор. Во время его пребывания в Париже его ученицей была пианистка и композитор Элен де Монжеру . Он покинул Францию ​​в 1789 году, во время Французской революции, чтобы найти убежище в Англии . Премьера состоялась в отеле Hanover Square Rooms на 1 - й июне 1789 . В течение 1790-х его произведения очень часто исполнялись, особенно на концертах Саломона в Лондоне , вместе с Джозефом Гайдном . Он знаком с Виотти , Клементи , Крамером и Драгонетти . Он также работал с Джоном Бродвудом , производителем фортепиано, над улучшением дизайна. В 1792 году он женился на арфистке Софии Корри , также певице и пианистке, и вместе с отцом Доменико Корри, известным учителем пения, основал издательство. В 1799 году дом оказался на грани банкротства. Чтобы избежать тюрьмы, Душек снова сбежал в Гамбург, оставив жену и детей. Он находится на службе у принца Пруссии Луи Фердинанда (1804–06), убитого в битве при Заальфельде. В 1802 году он выступал в своем родном городе Праге. Затем он поступил на службу к принцу Изенбургскому (1806–07), прежде чем вернуться в Париж и, закончив свои дни, удалился в Сен-Жермен-ан-Ле , страдая от приступов подагры.

Allgemeine Zeitung Musikalische из Октябрь 1811 г. сообщает музыкант:

«Из всех немецких художников, присутствующих здесь сегодня, Душек пользуется наибольшей славой без споров даже среди широкой публики . Его обычно считают реставратором истины. Считается, что он привносит во Францию ​​более глубокую, благородную и выразительную игру на фортепьяно, и на то есть веские причины. На самом деле в настоящий момент нельзя услышать ничего более достойного, более совершенного на фортепиано, чем игра Дуссека. Последний играет без усилий, не пытается навязать себя другим музыкантам удачными советами и уловками или танцами на канате, не пытается привлечь к себе толпу некоторыми небольшими соблазнениями, не пытается и не навязать это своей игрой. : он вкладывает свои огромные силы только в то, что может уважать в своем искусстве. [. ] О нем можно сказать больше, чем о других пианистах, что его игра красноречива [. ] он всегда знает, что он хочет передать таким образом разуму и сердцу, а также его просвещенным слушателям. В результате, когда он играет, его поддерживает эффект, производимый его интерпретациями, соответствующее спокойствие и гарантированная поддержка всего его существа, а также выражение индивидуальности, особенно присутствующей как в его композициях, так и в его работах. … его игра… От него исходит совершенно особенное очарование. "

Он умер там на 20 марта 1812 г. , 52 года.

Первичные работы

Ян Ладислав Дуссек оставил нам около 280 музыкальных произведений. Полный список в биографии Говарда Аллена Кроу (1964).

Ян Ладислав Дюссек (Дусик, Душек) (чеш. Jan Dusík, также Duschek или Düssek; 12 февраля 1760, Часлав, Королевство Богемия — 20 марта 1812, Сен-Жермен-ан-Ле, Франция) — чешский композитор и пианист, крупный представитель чешской музыки второй половины XVIII и начала XIX века; предвозвестник некоторых особенностей музыкального Романтизма.

Семья Дюссеков имеет чрезвычайно длинную историю профессиональных музыкантов, начиная, по крайней мере, еще с деда Ян Ладислава — Яна Йозефа Дюссека (с 1712 г.). Прочные музыкальные корни были также у моравской ветви семьи, по крайней мере до 1970-х годов. Мать Ян Ладислава, Вероника Дюссик (урожденной Штебетова), играла на арфе, инструмент, для которого её сын много писал, наряду с фортепиано. Его отец, Ян Йозеф, был также известным органистом и композитором. Ян Ладислав, старший из трёх детей, родился в чешском городе Часлав, где преподавал его отец, и играл на органе. Свои первые уроки музыки он получил от отца, который стал учить Яна фортепиано с 5-и лет и органу в возрасте 9 лет. У маленького Яна были также хорошие голосовые данные, поэтому он также пел в церковном хоре собора Святого Румбольда в Мехелене.



Дюссек изучал музыку в гимназии иезуитов в Йиглаве, где он учился у Ладислава Шпинара, директора хора. С 1774 года по 1776 год он учился в гимназии иезуитов в Кутна-Гора, где он также служил органистом в иезуитской церкви Святой Варвары. В 1776 году он отправился в новую городскую гимназию в Праге, где о нём отзывались как о ленивом студенте. В 1777 году поступил в университет в Праге, где его обучение продлилось лишь один семестр.


Собор Святой Варвары — самый известный архитектурный памятник Кутной-Горы, второй по величине и значимости готический храм Чехии

Творчество

Дюссек — один из первых пианистов-виртуозов, путешествовавших по всей Европе. Он выступал в концертных залах от Лондона до Санкт-Петербурга и Милана, и был знаменит своим техническим мастерством. Во время почти десятилетнего пребывания в Лондоне он сыграл важную роль в расширении размера фортепьяно, и был удостоен одним из первых 6-футовых (1,8 метра) пианино Джона Бродвуда.

Однако, ни его стиль игры, ни его состав, не имели никаких заметных долгосрочных последствий. Хотя высказано предположение, что Франц Лист был преемником Дюссека в области фортепианной виртуозности. И хотя его музыка продолжала быть популярной в Великобритании XIX века, сейчас она практически неизвестна.

Концерт для фортепиано с оркестром соль минор, Op.49 (1801)

Дюссек был предшественником романтических композиторов, особенно Шопена, Шумана и Мендельсона. Многие из его произведений поразительно расходятся с преобладающим стилем позднего классицизма других композиторов того времени. Однако, несмотря на его отход от основных идей современников Гайдна и Моцарта, стилистическое влияние Дюссека на более поздних композиторов было ограничено, поскольку его работы практически не известны за пределами Англии. Эволюция стиля у Дюссека показывает, что он проводил независимую линию развития, которая, однако, как предполагается, не оказала сильного влияния на развитие раннего романтизма (несколько в духе Джезуальдо).

Концерт для двух фортепиано с оркестром - 1 часть


Сочинения

Соната для арфы до минор (op. 35, no. 3)

Было высказано предположение, что это произведение на самом деле написано женой Яна Ладислава Дюссека, Софией Джустиной Дюссек. София Джустина Дюссек, урожденная Corri, позже Moralt (1775-1831) была шотландской певицей, пианисткой, арфисткой и композитором итальянского происхождения. Она была хорошо известна как сопрано и автор песен. В 1792 году София вышла замуж за композитора Яна Ладислава Дюссека.

Sophia Giustina/Jan Ladislav Dussek

Каталогизация работ имеет свою собственную историю. Творчество Дюссека исторически было трудно организовать, отчасти из-за числа издателей, которые первоначально публиковали его работы, а также по причине того, что некоторые из его работ были опубликованы более чем одним издателем. Некоторым работам, опубликованным несколькими издателями, были присвоены различные опусы, иногда разным опусам различными издательствами был присвоен тот же номер.

Соната для фортепиано op.9 no.1 - Allegro non tanto

Трио для арфы, скрипки и виолончели (1797)

Дюссек — автор нескольких работ об искусстве игры на фортепиано или клавесине, опубликованных в Англии, Австрии, Дании и Италии.


Иоганн Ладислав Дуссек , а также Иоганн Людвиг Дуссек ; Чешский : Ян Ладислав Дуссек ; Французский : Жан Луи Дуссек ; оригинальное чешское написание: Dussik ; Новейший чех: Душик (родился 12 февраля 1760 г. в Чаславе в Среднечешском крае , † 20 марта 1812 г. в Сен-Жермен-ан-Ле недалеко от Парижа ) был чешским пианистом и композитором . Dussek - орфография самого композитора и обычная форма немецкой и англоязычной специальной литературы; запись в реестре крещений гласит: Венцеслав Иоаннес Дуссик .

Иоганн Ладислав Душек не идентичен и не связан с чешским пианистом и композитором Францем Ксавером Душком (чешский: Франтишек Ксавер Душек ).

Оглавление

Семья и ранние годы

Иоганн Ладислав Душек был первенцем учителя музыки Иоганна (Яна) Йозефа Душика (* 1738 г. в Млазовице (Млазовице) близ Неупаки, † 1818 г. в Чаславе) и арфистки Вероники, урожденной Штеветовой (1735–1807). Его отец был руководителем хора и органистом в Чаславе до 1808 года. Дядей Иоганна Ладислава Дуссека был Венцель Георг Дуссек (Дусик) (1751-1815), органист из Оломоуца, кантор из Гросбиртеша и Мохелно, потомки которых были известными органистами в районе Брно в Моравии . Его тетя Катарина Виктория (* 1769 в Часлау, † 1833 в Лондоне) вышла замуж за Чианкеттини, выступала с концертами как певица, пианистка и арфистка.

Иоганн Ладислав получил музыкальное образование в качестве певца в церкви миноритов в Иглау в Моравии и посещал иезуитские семинары в Чаславе и в основном в Куттенберге . С 1776 по 1778 год он посещал гимназию Нойштедтер - такую ​​же, как Густав Малер около ста лет спустя, - а затем в течение одного семестра изучал теологию и философию в Карловом университете в Праге . В Куттенберге он получил свою первую работу органиста и стал учителем игры на фортепиано для детей губернатора. Отсюда он отправился в Мехелен , где есть сведения о публичном концерте 16 декабря 1779 года. Во время дальнейших гастролей в Амстердаме и Гааге его пианист встречал бурные аплодисменты. Именно в это время были созданы первые работы, подходящие для лекций и публикаций, в том числе: первый концерт для фортепиано си-бемоль мажор (C. 1), композиция которого задокументирована около 1779 года, но теперь считается утерянной. Состав трех фортепианных концертов ( до мажор , ми мажор , соль мажор ) op.1 №№ 1-3 (C. 2-4) также упал в этот период ; работы были доступны для публикации в 1783 году.

Концертные туры по Европе


Возможно, Дуссек встретил Карла Филиппа Эмануэля Баха в Гамбурге в 1782/83 году . В этот период он выступал как пианист и композитор в Берлине и других близлежащих городах с большим успехом, как на фортепиано, так и на стеклянной гармонике .

В том же году Душек играл в Санкт-Петербурге перед Екатериной Великой . Однако ему пришлось бежать из России, потому что его обвинили в участии в спланированном нападении на царицу. Затем он устроился капельмейстером князя Кароля Станислава Радзивилла (1734-1790) на два года в его замке в Нясвише , где князь содержал оркестр и оперный ансамбль. Душек вступил в тайную связь с женой брата Радзивилла, Иеронимом Винценти Радзивиллом , принцессой Софи Фридерике фон Турн унд Таксис . 17 января 1784 года она и Душек бежали через прусскую границу в Тильзит . Кароль Станислав Радзивилл сообщил об этом в письме от 25 января. Оттуда они отправились в Гамбург , откуда принцесса отправилась одна в Регенсбург, чтобы увидеть свою семью и примирилась с мужем.

Дуссек переехал в Париж примерно в 1786 году после того, как успешно дал концерты в нескольких городах Германии в течение предыдущих двух лет. С 1786 по 1789 год он работал пианистом, композитором и учителем в Париже, где он был другом французской королевской четы и многих других французских личностей. Он также часто посещал салон Пьера-Огюстена Карона де Бомарше . Только однажды он посетил своего брата Франца Иосифа Дуссека (* 1765 в Часлау, умер после 1816 года в Ситтихе в Крайне / Югославии), включая репетитора и военного капельмейстера 1798 года в Венеции . В 1788 году он отправился с концертным туром по нескольким городам Италии , в том числе. в Милан . Распространился слух, что Мария-Антуанетта испробовала все возможные средства, чтобы удержать его от этого концертного турне.

Оставайся в лондоне


В 1792 году он женился на успешной певице, пианистке и арфистке Софии Корри (1775-1831), которая ранее также была его ученицей после того, как он развелся со своей первой женой Анн-Мари Крампхольц (1755-1824). Анн-Мари ранее бросила своего мужа Жан-Батиста Крампхольца ради Душека.

Но около 1799 года стал поворотным моментом в жизни Душека. В то время как его дочь Оливия Франциска родилась в 1799 году, банкротство угрожало существованию семей Корри и Дуссек. Брак двух музыкантов тоже перестал быть счастливым, у обоих супругов были разные отношения на стороне. После окончательного банкротства издательства Дуссек уехал из Лондона в Гамбург, опасаясь правосудия , и его тесть был арестован. Утрата семьи, а также приемных родных Англии и Лондона и лондонской публики тяжело пережила композитора. Некоторое время между Душеком и его женой все еще продолжался обмен письмами, но с годами он тоже прервался. Как и его дочь и свекор, он больше никогда ее не видел.

Отношения с принцем Луи Фердинандом Прусским


Бежав в Гамбург, Душек встретил Луи Фердинанда Прусского в начале февраля 1800 года . Сам принц был способным музыкантом, о котором Бетховен сказал, что он вообще не играл по-королевски или по-королевски, а играл как способный пианист. Говорят, что Луи Фердинанд взял у Дуссека уроки композиции, но 18 февраля принц покинул Гамбург. Контакт между ними должен был продолжиться, потому что в 1803 году Дюссек посвятил князю свой фортепианный квартет ми-бемоль мажор (C. 197). В 1804 году Луи Фердинанд пригласил его в Берлин. В это время он уже написал свои первые сочинения; на первом исполнении его фортепианного квинтета соч. 1 Душек исполнил партию фортепиано. В мае Луи Фердинанд отвез его в гарнизонный город Магдебург . С тех пор и до смерти Луи Фердинанда, Дуссек был учителем, партнером по камерной музыке , капельмейстером, партнером и собутыльником принца, без заключения фиксированного контракта. Благодаря отношениям Луи Фердинанда, Душек также имел доступ к таким выдающимся личностям, как Иоганн Вольфганг фон Гете и Луи Шпор .

Мало что известно об уроках, которые Дуссек дал принцу; взаимное влияние не исключено. Нет сомнений в том, что между Душеком и принцем были очень дружеские и интимные отношения; Об этом свидетельствует, например, записка адъютанта Луи Фердинанда Карла Графа фон Ностица:

Дуссек, уже имевший опыт издательской деятельности, взял на себя публикацию произведений князя, который на самом деле писал их только для себя. 10 октября 1806 года, за 4 дня до битвы при Йене и Ауэрштедте, князь пал как командующий прусским авангардом, сражавшимся с наполеоновскими войсками . Незадолго до этого он, как говорят, исполнил в лагере произведения Дуссека и его собственные произведения на фортепиано. С его фортепианной сонатой Elegie Harmonique сюр - ла - Морт - де - Сон Altesse Royale Le Prince Louis Фердинанд де Prusse ан Forme де Sonate пур ле Piano-Forte в фа - диез минор Op. 61 год, Дуссек установил музыкальный памятник князю и самому себе.

Последние несколько лет


Композиции


Признательность как композитор

Иоганн Ладислав Дуссек зарабатывал себе на жизнь не продажей своих произведений, а виртуозным заработком и пожертвованиями своих покровителей. Как позже Ференц Лист , он объездил всю Европу. Его обширная работа (Каталог C. согласно Говарду Аллену Кроу называет 287 + 17 работ), если кто-то хочет оценить ее большое значение, может быть сокращен до меньшего выбора. Как виртуоз он сочинял в основном для своего инструмента, наряду с сольными произведениями также камерную фортепианную музыку и сольные концерты; некоторые увертюры , пасхальная кантата и струнные квартеты op.60 относятся к жанру без фортепиано оркестровой или инструментальной музыки. Относительно большая часть его фортепианной сольной музыки была разработана для быстро усваиваемой техники; Произведения, которые быстро записывались и легко игрались. Он сочинил большинство этих сонатоподобных сонат между 1789 и 1799 годами.

Характеристика и значение его фортепианной музыки

Что сразу же отличает его сонаты от сонат современников, так это формальная структура его произведений: большинство его сонат состоит из двух частей; только три сонаты состоят из четырех частей. Тот факт, что среди первых есть выдающиеся композиции, показывает, что меньшее количество движений не должно ассоциироваться с низким качеством. Здесь и в разнообразном сочетании различных типов движений (например, Adagio non troppo - Vivace con spiritio in op. 10/2; Allegro maestoso e moderato ми мажор - Presto con fuoco ми минор соч. 10/3; Allegro con spirito - Andantino espressivo, ma non troppo (тема и вариации) в соч. 39/3) - особая привлекательность фортепианных сонат Дуссека, к которой интерпретатор должен подходить на концерте или сольном концерте совершенно иначе, чем с в основном трех- или четырехчастными. сонаты Йозефа Гайдна , Вольфганга Амадея Моцарта или Людвига ван Бетховена .

Пять поздних сонат , из Harmonique Элегия в фа диез минор, соч. 61 до L'вызова в фа минор, соч. 77 (за исключением соната ре мажор, соч. 69/3) являются одними из самых Dussek Важные произведения Качество фортепианных сонат других мастеров того времени ничем не уступает. В то время как Элиджи-гармоник - свободное, почти рапсодическое произведение, три сонаты присутствуют в ля-бемоль мажор op.64 (написана по случаю его возвращения в Париж; также как op.71 и 71), ми-бемоль мажор op.75 и Фа минор, соч.77, типичный для позднего Дуссека стиль, который можно найти в последнем фортепианном концерте ми-бемоль мажор op.70 или Сонате для четырех рук си-бемоль мажор op.74. Он отличается элегантным, почти салонным блеском, требовательной полифонией (например, в Сонате op.64: восходящая шестнадцатая строка с одновременно восходящими четвертями в правой руке), необычайно плотной тематической проработкой и смелой гармонией. Близость этих поздних работ к Иоганну Непомуку Хуммелю , Францу Шуберту и Карлу Марии фон Веберу , а иногда и к Фредерику Шопену , Роберту Шуману или даже Иоганнесу Брамсу , не может быть отрицана.

Помимо фортепианных сонат, из его фортепианного творчества выделяются сонатины op.20. Несмотря на свою простоту, эти шесть небольших композиций (известное произведение которых, 1-я сонатина соль мажор , сегодня не может избежать почти ни один изучающий фортепиано) очень популярны среди студентов, учителей и пианистов, что в основном связано с огромной мелодичностью и фигуративностью. изобретательность. Сонатины иногда даже можно без угрызений совести поставить над некоторыми из его более слабых фортепианных сонат.

Немаловажно и большое количество сочинений для арфы по сравнению с другими композиторами. Душек был окружен арфистами на протяжении долгих периодов своей жизни: его мать была талантливой арфисткой, его жена София Корри и, наконец, его дочь Оливия (составительница большой сонаты для арфы соло , которую долгое время приписывали Душеку). Недавно чешка Яна Бускова записала все арфовые сочинения Душека, за исключением арфовых концертов.

Предположение (упомянутое , среди прочего, композитором Вацлавом Яном Кржтителем Томашеком ) о том, что Душек первым повернул пианино боком к публике, якобы для того, чтобы представить дамам свой стройный профиль, стало легендарным . Фактически, примерно в то же время Луи Шпор представил то же новшество в своих концертах, потому что он правильно понял, что таким образом звуковые волны могут лучше излучаться в направлении аудитории. Поскольку оба композитора могли знать друг друга во время знакомства с принцем Луи Фердинандом, взаимный обмен этой идеей не за горами.

Работает

Концерты

  • 3 концерта для фортепиано с оркестром C, Eb, G op. 1 c2–4 (до 1783 г.)
  • Концерт для фортепиано с оркестром ми-бемоль op.3 c33 (1787)
  • Концерт для арфы / фортепиано с оркестром E-бемоль op.15 c53, c265 (1789); также как op.26
  • Концерт для фортепиано с оркестром F op.14 c77 (1791?)
  • Концерт для фортепиано / арфы с оркестром F op.17 c78, c266 (ок. 1792)
  • Концерт для фортепиано с оркестром B op.22 c97 (1793)
  • Концерт для фортепиано с оркестром F op.27 c104 (1794)
  • Концерт для фортепиано с оркестром C op.29 c125 (1795)
  • Концерт для фортепиано / арфы с оркестром C op.30 c129, c267 (1795)
  • Военный концерт, фортепианный концерт B op.40 c153 (1798)
  • Концерт для фортепиано / арфы с оркестром F c158 (1798?)
  • Концерт для фортепиано с оркестром g op.49 c187 (1801); также как op.50
  • Концерт для двух фортепиано с оркестром B op.63 c206 (1805-06)
  • Концерт для фортепиано с оркестром ми-бемоль op.70 c238 (1810)

Камерная музыка

Сонаты для фортепиано и скрипки

  • 3 сонаты B, G, C op. 1 c5–7 (1782)
  • 3 сонаты C, F, c op. 2 c14–16 (ок. 1786)
  • 6 сонат C, F, B, C, D, G op.3 c17-22 (около 1786 г.); также как op.46
  • 3 сонаты C, B, F op. 1 c27–29 (1787)
  • 3 сонаты F, Eb, f op. 4 c37–39 (1787)
  • 3 сонаты G, B, A-бемоль op. 5 c41–43 (1788)
  • 3 сонаты C, F, A op. 8 c54–56 (ок. 1789)
  • 3 сонаты B, C, D op. 9 c57–59 (ок. 1789)
  • 3 сонаты A, g, E op.10 c60–62 (ок. 1789)
  • 3 сонаты F, B, C op.12 c64–66 (1790)
  • 3 сонаты B, D, G op. 13 c67–69 (1790)
  • 3 сонаты C, G, F op. 14 c71–73 (1791)
  • 3 сонаты C, F, G op.16 c74-76 (1791); также как op.17 и op.18
  • 3 сонаты B, A, E-бемоль op.18 c79–81 (ок. 1792)
  • Соната B op.24 c96 (1793); также как op.23 и op.27
  • 6 сонат C, F, B, D, g, E-бемоль op.28 c118–123 (1795)
  • Соната C op.36 c154 (1798)
  • 3 сонаты B, G, D op.69 c240–242 (1811); № 2

Сонаты для фортепиано и флейты или скрипки

  • 3 сонаты G, D, C op. 4 c23-25 ​​(около 1786 г.); также как op.51
  • 6 сонатин G, C, F, A, C, E бемоль op. 19 c88–93 (1793); также как op.20
  • 3 сонаты F, D, G op. 25 c126–128 (1795)

Сонаты для фортепиано и виолончели

  • 3 сонаты C, F, A op. 20/21 c54–56 (ок. 1789); Переложение из скрипичных сонат op.8

Больше камерной музыки

  • 3 сонаты для фортепиано, скрипки и виолончели C, B, e op. 2 c30–32 (1787)
  • 3 сонаты для фортепиано и флейты C, G, E бемоль op. 7 c50–52 (1789)
  • Соната для фортепиано, флейты и виолончели C op.21 c94 (1793)
  • Дуэт для фортепиано / арфы и фортепиано F op.26 c102 (ок. 1794)
  • 3 сонаты для фортепиано, скрипки / флейты и виолончели B, D, C op.31 c132-134 (ок. 1795)
  • 3 сонаты для фортепиано, скрипки и виолончели F, D, B c141–143 (1796); также как op.24 и op.29
  • 2 сонаты для арфы, скрипки и виолончели ми-бемоль, B op. 34 c147–148 (1797)
  • Соната для фортепиано, скрипки и виолончели ми-бемоль op.37 c169 (1799)
  • Дуэт для фортепиано / арфы, фортепиано и 2–3 валторн ad lib. Это op.38 c170 (1799); также как op.36
  • Квинтет для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса f op.41 c172 (1799, rev.1803); также как op.47
  • 3 струнных квартета соль, си, ми бемоль op. 60 c208–210 (1807)
  • Трио для фортепиано, флейты и виолончели F op.65 c214 (1807)
  • Концертная музыка для фортепиано, скрипки и валторны ad lib. Это op.68 c233 (1809); также как op.69
  • 3 сонаты для арфы и фортепиано Bb, Eb, F op.69 c234, 239, 243 (1810–11); также как op.74, 72, 73
  • 2 сонаты для фортепиано, скрипки и контрабаса Eb, B op. Posth. C260–261 (1812); № 2 незавершенный

Фортепианная музыка

Сонаты для фортепиано

Сонаты для фортепиано в четыре руки

  • Большая увертюра , Соната C c144 (1796); также как op.32 и op.33
  • Соната C op.48 c186 (ок.1801)
  • Сонатина C c207 (1806)
  • 3 сонаты C, F, B op.66 c230–232 (1809); также как op.67
  • Соната B op.74 c234 (1811); Переложение сонаты для арфы и фортепиано op.69,1
  • Соната ми-бемоль op.72 c239 (1810)
  • Соната F op.73 c243 (1813); Переложение сонаты для арфы и фортепиано op.69,3 сейф

литература

Дискография

веб ссылки

Индивидуальные доказательства

    Эта страница последний раз была отредактирована 27 мая 2021 в 19:56.

Чешский композитор и пианист, крупный представитель чешской музыки второй половины 18 и начала 19 века. Предвозвестник некоторых особенностей музыкального Романтизма.

Семья Дюссеков имеет чрезвычайно длинную историю как профессиональных музыкантов, начиная, по крайней мере еще в деда Ян Ладислава, Яна Йозефа Дюссека (с 1712). Прочные музыкальные корни были также у Моравской ветви семьи, по крайней мере до 1970-х. Мать Ян Ладислава, Вероника Дюссик (урожденная Штебетова), играла на арфе, инструмент, для которого, наряду с фортепиано, ее сын также много писал. Его отец, Ян Йозеф, был также известным органист и композитор. Ян Ладислав, старший из трех детей, родился в чешские города Каслав, где преподавал его отец, и играл на органе. Свои первые уроки музыки он получил от отца, который стал учить Яна фортепиано с 5-и лет и органа в возрасте 9 лет. У маленького Яна были также хорошие голосовые данные, поэтому он также пел в церковном хоре собора Святой Румбольд в Мехелен.

Показать полностью Свернуть

Дюссек изучал музыку в гимназии иезуитов в Йиглаве, где он учился у Ладислав Шпинаром, директора хора. С 1774 по 1776 он учился в гимназии иезуитов в Кутна Гора, где он также служил органистом в церкви иезуитов Санта-Барбара. В 1776 году отправляется в новую городскую гимназию в Праге, где о нем отзываются как о ленивом студенте. В 1777 году поступает в университет в Праге, где его обучение продлилось лишь один семестр.

Дюссек один из первых фортепианных виртуозов путешествовавших по всей Европе. Он выступал в концертных залах от Лондона до Санкт-Петербурга и Милана, и был знаменит своим техническим мастерством. Во время почти десятилетнего пребывания в Лондоне, он сыграл важную роль в расширении размера фортепьяно, и был удостоен одним из первых 6-футовых (1,8 метра) пианино Джона Бродвуда.

Однако, ни его стиль игры, ни его состав, не имели никаких заметных долгосрочных последствий. Хотя существует высказано предположение, что Франц Лист был преемником Дюссека в области фортепианной виртуозности. И хотя его музыка продолжала быть популярной в 19-веке Великобритании, сейчас практически неизвестна.

Дюссек был предшественником романтических композиторов, особенно Шопена, Шумана и Мендельсона. Многие из его произведений поразительно расходятся с преобладающим стилем позднего классицизма других композиторов того времени. Однако, несмотря на его отход от основных идей современников Гайдна и Моцарта, стилистические влияния Дюссека над поздними композиторами были ограничены, поскольку его работы практически неизвестны за пределами Англии. Эволюция стиля у Дюссека показывает, что он проводил независимую линию развития, которая однако предполагается, не оказала сильного влияния на развитие раннего романтизма (несколько в духе Джезуальдо).

Его наиболее известные работы включают несколько крупных сольных пьес для фортепиано, фортепианные сонаты, много фортепианных концертов, сонат для скрипки и фортепиано, музыкальную драму, а также различные произведения камерной музыки, в том числе Трио для фортепиано, валторны и скрипки, и необычные сонаты для фортепиано, скрипки, виолончели и ударных, озаглавленных Морской бой, что является чрезвычайно редким примером камерной музыки, предшествующей 20 веку, которая включает перкуссии.

Каталогизация работ имеет свою собственную историю. Творчество Дюссека исторически было трудно организовать, отчасти из-за числа издателей, которые первоначально публиковали его работы, а также по причине того, что некоторые из его работ были опубликованы более чем одним издателем. Некоторым работам опубликованым несколькими издателями были присвоены различные опусы, иногда разным опусам различными издательствами был присвоен тот же номер.

Компания Артария опубликовала тематический каталог его произведений, которые является неполным, новый тематический каталог был разработан в 1964 году. Работы пронумерованы в возрастающем порядке и им был предписан префикс "С" или "Craw", работам сомнительного происхождения, перечисленым в отдельном разделе даны номера с префиксом "Craw D".

Дюссек автор нескольких работ об искуссте игры на фортепиано или клавесине опубликованных в Англии, Австрии, Дании и Италии.

Читайте также: