Лондонская конвенция 1841 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Лондонская конвенция о проливах 1841 года — конвенция, заключенная в Лондоне 13 июля 1841 года между Россией, Великобританией, Францией, Австрией и Пруссией.

С заключением Лондонской конвенции Россия утратила преимущественное положение в проливах, созданное Ункяр-Искелессийским договором от 1833 года, который обязывал Турцию закрывать Проливы по требованию России, а также предусматривал совместную оборону проливов Турцией и Россией.

Современный статус проливов регулирует Конвенция Монтрё о статусе проливов от 1936 года.

Последствия

С британской точки зрения, Лондонская конвенция предотвратила появление мощного российского черноморского флота в Средиземном море, сохранив таким образом баланс сил (благоприятный для Англии) в этом регионе. С российской точки зрения, конвенция поощрила агрессивную политику Великобритании в Средиземном море, что явилось важной предпосылкой Крымской войны.

Источники

См. также

  • Морское право
  • Международные договоры Австрии
  • Международные договоры Великобритании
  • Международные договоры Пруссии
  • Международные договоры Российской империи
  • Международные договоры Франции
  • Международные договоры XIX века
  • Международные договоры Османской империи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Лондонская конвенция о проливах (1841)" в других словарях:

ЛОНДОНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПРОЛИВАХ 1841 г — ЛОНДОНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПРОЛИВАХ 1841 г. первая многосторонняя конвенция, устанавливающая международную регламентацию режима проливов. Подписана 1(13) июля Россией, Англией, Австрией, Пруссией, Турцией и Францией. Подтвердила т.н. «древнее… … Юридическая энциклопедия

Конвенция Монтрё о статусе проливов (1936) — Конвенция Монтрё 1936 года[1] конвенция, восстановившая суверенитет Турции над проливами из Черного в Средиземное море, принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов, проходившей 22 июня 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария). При… … Википедия

Конвенция Монтрё о статусе проливов — Конвенция Монтрё 1936 года[1] конвенция, восстановившая суверенитет Турции над проливами из Черного в Средиземное море, принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов, проходившей 22 июня 21 июля 1936 года в г. Монтрё… … Википедия

Конвенция Монтре — Конвенция Монтрё 1936 года[1] конвенция, восстановившая суверенитет Турции над проливами из Черного в Средиземное море, принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов, проходившей 22 июня 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария). При… … Википедия

Конвенция Монтре о Статусе Проливов (1936) — Конвенция Монтрё 1936 года[1] конвенция, восстановившая суверенитет Турции над проливами из Черного в Средиземное море, принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов, проходившей 22 июня 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария). При… … Википедия

Конвенция Монтрё — 1936 года[1] конвенция, восстановившая суверенитет Турции над проливами из Черного в Средиземное море, принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов, проходившей 22 июня 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария). При этом Турция… … Википедия

Конвенция Монтрё о Статусе Проливов — Конвенция Монтрё 1936 года[1] конвенция, восстановившая суверенитет Турции над проливами из Черного в Средиземное море, принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов, проходившей 22 июня 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария). При… … Википедия

Конвенция Монтрё о Статусе Проливов (1936) — Конвенция Монтрё 1936 года[1] конвенция, восстановившая суверенитет Турции над проливами из Черного в Средиземное море, принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов, проходившей 22 июня 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария). При… … Википедия

Конвенцией Монтре о Статусе Проливов — Конвенция Монтрё 1936 года[1] конвенция, восстановившая суверенитет Турции над проливами из Черного в Средиземное море, принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов, проходившей 22 июня 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария). При… … Википедия


Лондонская конвенция о проливах 1841 года — конвенция, заключенная в Лондоне 13 июля 1841 года между Россией, возглавляемой Николаем I, Великобританией, Францией, Австрией и Пруссией.

Предыстория

Конвенция была подписана после истечения срока действия Ункяр-Искелесийского договора от 1833 года, который вызывал обеспокоенность Франции и Англии, воспринявших его положения как угрозу своему влиянию в Средиземном море.

Предыстория этой конвенции также включала Турецко-египетскую войну (1839—1841). В это время Россия, Великобритания, Франция, Австрия и Пруссия выступали единым фронтом в поддержку Османской империи.

Конвенция призвала на Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды (июнь 1972 года, Стокгольм), договор был составлен на Межправительственной конференции по Конвенции о сбросе отходов в море (13 ноября 1972 г. , Лондон) и он был открыт для подписания 29 декабря 1972 г. Она вступила в силу 30 августа 1975 , когда 15 стран ратифицировали. По состоянию на 1 октября 2001 года насчитывалось 78 Договаривающихся сторон Конвенции. Международная администрация функций Конвенции посредством консультативных совещаний , проводимых в Международной морской организации (ИМО) в штаб — квартире в Лондоне.

Последствия

С заключением Лондонской конвенции Россия утратила преимущественное положение в проливах, созданное Ункяр-Искелессийским договором, который обязывал Турцию закрывать Проливы по требованию России, а также предусматривал совместную оборону проливов Турцией и Россией.

За султаном сохранялось право выдавать разрешения на проход лёгких военных судов, состоящих в распоряжении посольств дружественных стран. О режиме проливов во время войны в конвенции ничего не говорилось.

С британской точки зрения, Лондонская конвенция предотвратила появление мощного российского черноморского флота в Средиземном море, сохранив таким образом баланс сил (благоприятный для Англии) в этом регионе. С российской точки зрения, конвенция поощрила агрессивную политику Великобритании в Средиземном море, что явилось важной предпосылкой Крымской войны.

Современный статус проливов регулирует Конвенция Монтрё о статусе проливов от 1936 года.

Реализация


С момента своего вступления в силу в 1975 году Конвенция обеспечивает основу для международного контроля и предотвращения загрязнения морской среды , в рамках которого договаривающиеся стороны достигли непрерывного прогресса в сохранении океанов в чистоте. Среди его вехи являются 1993 запрет на распоряжение океана радиоактивных отходов низкого уровня и резолюций для завершения сброса и сжигания промышленных отходов. Усилия Сторон поддерживаются постоянным секретариатом , организованном Международной морской организации (ИМО). Консультативное совещание договаривающихся сторон Лондонской конвенции является руководящим и принятием политических решений органа конвенции. Он принимает рекомендации по вопросам , требующим мультидисциплинарного экспертизы от Объединенной группы экспертов по научным аспектам защиты морской среды (ГЕСАМП) , которая состоит из специализированных экспертов , назначенных ИМО , ФАО , ЮНЕСКО , МОК , ВМО , ВОЗ , МАГАТЭ , ООН и ЮНЕП . Научная группа по сбросу, состоящая из правительственных экспертов из сторон конвенции ответственного решения любых научных запросов от консультативного совещания, включая подготовку перечней вредных веществ, разработку GUIDE-линию по осуществлению Конвенции, и поддержание осознание воздействия на морскую среду материалов , полученных от всех источников отходов.

Конвенция реализуется в Соединенных Штатах через Название I по защите морской, исследований и святилищ Act (MPRSA) , который направляет подзаконные акты должны применяться обязательными требованиями LC до такой степени , что это не расслабить MPRSA.

СТАТЬЯ II

Закрытие Дарданельского и Босфорского проливов, как оно было установлено сепаратной конвенцией 30 марта 1856 г., сохраняет свою силу, с правом, предоставленным е.и.в. султану, открывать сказанные проливы в мирное время для военных судов дружественных и союзных держав в том случае, когда Блистательная Порта найдет это необходимым для обеспечения исполнения постановлений Парижского трактата 30 марта 1856 года.

Стороны

государства — участники — (87 в 2013) Афганистан, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Австралия, Азербайджан, Барбадос, Беларусь (ратифицирована в Белорусской ССР ), Бельгия, Бенин, Боливия, Бразилия, Болгария, Канада, Кабо — Верде, Чили, Народной Республики Китай, Демократическая Республика Конго, Коста — Рика, Кот — д’Ивуар, Хорватия, Куба, Кипр, Дания, Доминиканская Республика, Египет, Экваториальная Гвинея, Финляндия, Франция, Габон, Германия, Греция, Гватемала, Гаити, Гондурас, Венгрия , Исландия, Иран, Ирландия, Италия, Ямайка, Япония, Иордания, Кения, Кирибати, Южная Корея, Ливия, Люксембург, Мальта, Мексика, Монако, Марокко, Науру, Нидерланды, Новая Зеландия, Нигерия, Норвегия, Оман, Пакистан , Панама, Папуа — Новая Гвинея, Перу, Польша, Португалия, Россия (ратифицирована в качестве Советского Союза ), Сент — Люсия, Сент — Винсент и Гренадины, Сербия (ратифицированные в Сербии и Черногории ), Сейшельские острова, Сьерра — Леоне, Словения, Соломон острова, Южная Африка, Испания, Суринам, Швеция, Швейцария, Сирия, Танзания, чтобы нга, Тунис, Украина (ратифицирована в Украинской ССР ), Объединенные Арабские Эмираты, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, и Вануату.

СТАТЬЯ IV

Учрежденная в силу XVI статьи Парижского трактата Комиссия, в которой подписавшие трактат державы имеют каждая своего представителя, в лице делегата, и которой поручено наметить и привести в исполнение необходимые работы, начиная от Исакчи, чтобы очистить гирла Дуная, равно как и прилегающие к ним части Черного моря, от песка и других заграждающих их препятствий и тем поставить эту часть реки и означенные части моря в наилучшие условия судоходства, сохраняется в настоящем своем составе. Срок существования этой Комиссии устанавливается на последующее время в 12 лет, считая с 24-го апреля 1871 года, т.е. по 24-е апреля 1883 года, в каковой срок погашается заем, заключенный Комиссией и гарантированный Великобританией, Германией, Австро-Венгрией, Францией, Италией и Турцией.

СТАТЬЯ V

Условия нового собрания береговой комиссии, учрежденной XVII статьей Парижского трактата 30 марта 1856 г., будут определены по предварительному соглашению между прибрежными державами с соблюдением при этом постановления, касающегося трех дунайских княжеств; что касается изменения статьи XVII названного трактата, то таковое составит предмет особой конвенции между державами, его подписавшими.

Источники

СТАТЬЯ VI

Прибрежные державы, прилегающие к той части Дуная, где пороги и Железные Ворота ставят препятствия судоходству, сохраняют за собою право согласиться между собою о способах к устранению сих препятствий; с своей стороны, высокие договаривающиеся стороны признают за ними теперь же право взимать временный сбор с торговых судов всех флагов и отныне им пользоваться до полного погашения долга, заключенного для исполнения работ; они объявляют XV статью Парижского трактата неприменимой к этой части реки на все то время, какое необходимо для уплаты сказанного долга.

СТАТЬЯ VII

Все сооружения и всякого рода заведения, учрежденные Европейской комиссией во исполнение Парижского трактата 1856 года и настоящего трактата, будут продолжать пользоваться той же нейтральностью, под охраной которой они находились доселе и которая и в будущем во всех обстоятельствах будет уважаема высокими договаривающимися сторонами. Пользование преимуществами, из оной проистекающими, распространяется на весь административный и технический персонал комиссии. Однако разумеется само собой, что постановления этой статьи нисколько не затрагивают права Блистательной Порты посылать, как всегда, свои военные суда в Дунай, в качестве территориальной державы.

СТАТЬЯ VIII

Высокие договаривающиеся стороны вновь подтверждают все те постановления трактата 30 марта 1856 года, равно и всех к нему приложений, которые не отменены и не изменены настоящим трактатом.

СТАТЬЯ IX

Настоящий трактат будет ратификован, и ратификации будут разменены в течение шести недель, или и ранее, если возможно.

В удостоверение сего, и т.д.

В Лондоне, 1-го (13-го) марта 1871 года. ПОДПИСАЛИ:

  • БРУННОВ
  • БЕРНСТОРФ
  • АППОНЬИ
  • БРОЙЛЬ
  • ГРАНДВИЛЛЬ
  • КАДОРНА
  • МУССУРУС

(См. подписи уполномоченных)

Кол-во блоков: 20 | Общее кол-во символов: 15449
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:


Данное многостороннее соглашение, которое подписали Турция, Англия, Россия, Франция, Австрия и Пруссия, подтвердило порядок, при котором черноморские проливы объявлялись в мирное время закрытыми для военных судов всех держав. О режиме проливов в военный период в конвенции ничего не говорилось. Этот пункт позволял Турции во время войны пропускать корабли своих союзников через Босфор и Дарданеллы.

Хотя император Николай I и счел новый режим судоходства выгодным для России, дальнейшие события показали, что это было вовсе не так. В результате заключения Лондонской конвенции не был продлён Ункяр-Искелессийский договор о мире, дружбе и оборонительном союзе между Россией и Турцией, подписанный в июне 1833 года. Это соглашение, заключённое сроком на восемь лет, предусматривало военный союз между двумя империями в случае, если одна из них подвергалась нападению. Секретная дополнительная статья договора разрешала султану не посылать войска для оказания помощи царю, но требовала закрытия черноморских проливов для кораблей любых стран, кроме России. Тем самым Ункяр-Искелессийский договор позволял русским военным кораблям беспрепятственно выходить из Чёрного моря в Средиземноморье и в то же время давал России возможность блокировать прохождение военных судов третьих стран в обратном направлении.

Разумеется, русско-турецкий альянс вызвал обеспокоенность Англии и Франции, воспринявших его положения как угрозу своему влиянию в Малой Азии и на Балканах. Ведущие европейские державы опасались появления в Средиземноморье российского черноморского флота, что могло изменить баланс сил в этом регионе. Поэтому Лондон и Париж пообещали Стамбулу финансовую помощь за отказ от союзнических отношений с Россией. Более того, воспользовавшись неудачами Османской империи во время второй египетско-турецкой войны (1839 — 1841), английское и французское правительства приняли решение оказать военную помощь новому турецкому султану Абдул-Меджиду I в борьбе против восставшего правителя Египта Мухаммеда Али-паши. Летом 1840 г. англо-австрийский флот бомбардировал Бейрут и другие сирийские порты, находившиеся под властью египтян, а в сентябре того же года в Сирии с английских кораблей был высажен десант из турок, англичан и австрийцев. Заявляя о поддержке территориальной целостности Османской империи, западные державы преследовали две главные цели: расширить своё влияние в Турции и уменьшить здесь влияние России.

В результате действий европейской дипломатии султан Абдул-Меджид отказался от продления Ункяр-Искелессийского договора. Император Николай I не возражал. Стремясь не допустить появления в Европе антирусской коалиции и снизить русофобские настроения, он дал указание своему послу в Лондоне объявить о том, что Россия отказывается от возобновления Ункяр-Искелессийского договора и готова участвовать в коллективных гарантиях нового турецко-египетского соглашения.

За этот просчёт Николая I Россия заплатит высокую цену. В результате заключения Лондонской конвенции о проливах Россия не только утратит преимущественное положение на Босфоре и Дарданеллах, но и даст легитимную возможность союзнической англо-французской эскадре войти в Чёрное море и высадить десант в Крыму во время Крымской войны (1853 — 1856).

Проливы Босфор и Дарданеллы — единственный водный путь, соединяющий Черное море со Средиземным. Это транспортный коридор для государств, находящихся в бассейне Черного и Азовского морей, и потенциальный инструмент геополитического влияния на них. В XIX веке договоренности по государственным взаимоотношениям в отношении Босфора и Дарданелл неоднократно пересматривались. Россия принимала в этом деятельное участие, так как с конца XVIII века, когда страна приобрела территории на побережье, проблема использования черноморских проливов стала для нее насущной.

История изменения статуса проливов

Вопрос о контроле над проливами Босфор и Дарданеллы поднимался с незапамятных времен. В 219 году до н. э. Византия и Родос стали первыми государствами, официально определившими режим этих стратегических объектов. Согласно договору, в проливах провозглашалась свобода торгового мореплавания.

Пролив Дарданеллы желтый)и пролив Босфор красный

Проливы для России всегда были важным стратегическим объектом, но захватить их силой она не решалась, это было чревато войной не только с османами, но и с Европой. Применяя различного рода дипломатические и политические ухищрения, Россия старалась получить право на свободный проход торговых судов через проливы, одновременно ограничив маневры вражеского флота. В итоге к началу XIX века российский торговый флот свободно передвигался через проливы.

В 1833 году был заключен Ункяр-Искелесийский договор о мире, дружбе и оборонительном союзе с Турцией, выгодный для России, но ущемляющий интересы других государств. По секретной статье документа Босфор и Дарданеллы были закрыты для военных кораблей западноевропейских держав в обмен на помощь султану в случае начала турецко-египетского конфликта.

Россия в 19 в

Лондонская конвенция 1840 года

В конце XVIII — начале XIX века статус Черного моря и его проливов определялся по большей части двусторонними соглашениями между Россией и Турцией, но в 1840 году все изменилось. В регулировании режима Босфора и Дарданелл с этого момента принимали участие европейские государства, даже если они не имели причерноморских границ.

В апреле 1840 года в Лондоне собралась конференция европейских держав по разрешению турецко-египетского конфликта. 3 июля была заключена Лондонская конвенция, подписанная Великобританией, Пруссией, Австрией и Россией. Она стала основой, регулирующей международные взаимоотношения по использованию проливов и их статус вплоть до начала XX века. Конвенция 1840 года предусматривала ввод военных кораблей иностранных держав в проливы Черного моря, но исключительно с целью защиты Османской империи.

Лондонская конвенция 1841 года

В июле 1841 года Лондонская конвенция была пересмотрена, формальным поводом для отмены действия первого документа стало окончание конфликта между Турцией и Египтом. В отличие от первой, вторая Лондонская конвенция касалась лишь вопроса о проливах, причем в целом повторяла условия соглашений 1840 года.

В конвенции был прописан запрет прохода военных судов европейских государств через Босфор и Дарданеллы в мирное время. Единственное исключение составлял иностранный военный флот, призванный самим султаном на помощь Османской империи для ее защиты. На тот момент во внешней политике Порта отдавала предпочтение Великобритании, поэтому в случае войны именно она и ее союзники могли рассчитывать на лояльность султана.

Таким образом, Россия потеряла свое преимущество на Черном море, предоставленное ей согласно договору 1833 года. Более того, в случае объявления русско-турецкой войны на стороне Османской империи могли выступить военные суда европейских держав. Россия приобрела юридическую гарантию от нападения европейских держав со стороны черноморского побережья при сохранении нейтралитета Турции. Однако фактически русские военные суда не имели права защищать проход через проливы от вражеских кораблей, вследствие чего последние могли прорваться в Черное море.

Император Николай I напротив считал Лондонские конвенции 1840 и 1841 годов дипломатическим успехом. Он был сторонником коллективных решений европейских держав по вопросам, касающимся Черного моря. Тем не менее в дальнейшем положения конвенций стали одной из причин неудачной Крымской войны 1853-1856 годов, приведшей к ослаблению влияния России.

Крымская война

Парижский договор 1856 года

Лондонская конвенция была пересмотрена в 1856 году. Парижский договор, подписанный 18 марта, провозглашал Черное море со всеми его проливами нейтральной территорией. На его побережье нельзя было строить военные сооружения, а количество судов военно-морского флота России и Турции было сильно ограничено.

Порта получила небольшие привилегии в виде выдачи разрешений на проход легковых кораблей в распоряжение миссии дружественных держав. Последние также могли держать в устье Дуная по несколько военных судов.

Условия трактата 1856 года были невыгодны прежде всего для России. Она лишилась возможности иметь полноценный черноморский военный флот, а территория страны становилась уязвимой перед нападением вражеского флота. Турция также не могла развивать военно-морской флот на Черном море, но у нее остались базы на побережье Мраморного моря.

Подписание Парижского мирного договора. Художник Луи-Эдуард Дюбюф. 1856 г.

Лондонская конвенция 1871 года

После поражения Франции во франко-прусской войне 1870—1871 годов российские дипломаты развернули активную деятельность для отмены невыгодного договора 1856 года. Германия была благодарна России за ее невмешательство в войну, поэтому поддержала ее в этой борьбе. Осталось преодолеть сопротивление Австро-Венгрии и Великобритании, что и было сделано в октябре 1870 – мае 1871 года.

На Лондонской конференции, состоявшейся в мае 1871 года, нейтральный статус Черного моря был отменен. Россия наравне с Турцией получила право держать на нем военный флот и строить укрепления на побережье. Однако положения конвенции 1841 года и трактата 1856 года о закрытии проливов от военных кораблей все еще действовали. Теперь, согласно новому соглашению, при угрозе Османской империи султан имел право открыть Босфор и Дарданеллы для военного флота дружественных держав даже в мирное время.

Фактически флот России был заперт в Черном море, что вполне устраивало европейские державы, в первую очередь Великобританию. Полный контроль над Черным морем, включающий свободный вывод российских военных кораблей в Средиземное море и полный запрет на присутствие иностранных военных судов в Черном море, так и остался недостижимой задачей.

Читайте также: