Ломоносов и религия кратко

Обновлено: 04.07.2024

М.В. Ломоносов – человек веры или человек разума? (Часть вторая)

О том, был ли М.В. Ломоносов деистом, как понимал соотношение науки и религии, разума и веры, когда была мифологизирована его личность и биография и чем советский миф о Ломоносове отличен от дореволюционного, – в продолжении беседы с доктором филологических наук, доцентом филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимиром Леонидовичем Коровиным.

– Как Ломоносов понимал соотношение религии и науки, веры и разума, и как решал для себя эту проблему?

– Это очень важный для Ломоносова вопрос. Чтобы на него правильно ответить, нужно представить положение науки в России XVIII века. Ломоносову не было надобности, как, например, европейским ученым Нового времени, защищать свободу научного исследования от контроля Церкви. Такой необходимости не было. В России Церковь не контролировала Академию наук. Хотя бы потому, что там заседали в основном немцы, по вероисповеданию лютеране.

Ломоносов в химической лаборатории Линогравюра Н. Г. Наговицына, 1958 г.

Ломоносов в химической лаборатории Линогравюра Н. Г. Наговицына, 1958 г.

– Надо сказать, что это достаточно традиционные для ученых того времени воззрения.

– Зачем же это тогда открывать, если Премудрый Бог скрывает?

Ломоносов не был деистом. Приписывать ему деистические взгляды стали с начала ХХ века

– В советское время писали, что Ломоносов был деистом. Это правда?

– Неправда. Приписывать Ломоносову деистические взгляды стали с начала ХХ века, в предреволюционное время, а раньше это никому и в голову не приходило. Да и в советское время, когда это мнение популяризировалось, не все авторы его поддерживали.

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик Творец?

Научные ответы на первые три вопроса, по Ломоносову, могут быть только гипотезами, а последний и вовсе должен привести ученых к молчанию, поскольку находится в ведении не науки, а Откровения, здесь только оно и может восполнить несовершенство человеческого знания.

Екатерина II с княгиней Дашковой и другими вельможами в кабинете Ломоносова в 1764 году. Художник: А.Д. Кившенко

Екатерина II с княгиней Дашковой и другими вельможами в кабинете Ломоносова в 1764 году. Художник: А.Д. Кившенко

– Каково было отношение Ломоносова к монархии и самодержавию? Как в целом можно охарактеризовать его воззрения на русскую историю?

Отсюда видно, что Ломоносов относится к России как к особой, богоизбранной стране. Это средневековое представление, в котором он тоже не был оригинален. Ведь Россия в то время – единственное православное государство. Об особом благоволении Божием к России он говорит не только в процитированном мной отрывке, но и в других сочинениях. В похвальных одах, например, многократно, хотя это можно списать на поэтическое преувеличение.

Представление, которое окончательно сформируется у Карамзина, что Россия от разномыслия погибала, а единодержавием укреплялась, присутствует уже у Ломоносова.

В нем вообще было немало напоминающего человека допетровской Руси. Проиллюстрирую это одним примером.

У Ломоносова были конфликты с Александром Петровичем Сумароковым. Наряду с Ломоносовым и Василием Кирилловичем Тредиаковским это один из создателей новой русской литературы. Кстати, Тредиаковский и Ломоносов стали первыми русскими академиками Петербургской Академии наук, причем в один и тот же день. Тредиаковский стал профессором российской и латинской словесности, Ломоносов – профессором химии. А Сумароков был дворянин, талантливый литератор, поэт и драматург, но не человек науки.

Однажды, когда граф Шувалов пытался помирить Ломоносова с Сумароковым, тот ему написал большое, очень известное и часто цитируемое письмо, одну фразу из которого очень любил Пушкин:

– Каковы религиозные мотивы в поэзии Ломоносова? И какие выводы о его мировоззрении мы можем сделать из анализа его стихотворений?

Основные темы духовных од Ломоносова – это не вопросы мироустройства, как можно было бы ожидать от ученого-естественника. В них во всех есть одна сквозная тема – о страдающем праведнике и торжествующих грешниках.

Счастлива жизнь моих врагов!
Но те светлее веселятся,
Ни бурь, ни громов не боятся,
Которым Вышний Сам покров.

Ломоносов обладал властным и неуживчивым характером, в Академии наук у него было много врагов. Давно обращается внимание на автобиографический подтекст в его переложениях псалмов. Тема праведного и грешного путей в жизни, за которые Бог рано или поздно воздаст человеку, одна из главных в этих стихотворениях Ломоносова.

Господь на праведных взирает
И их в пути своем хранит;
От грешных взор Свой отвращает
И злобный путь их погубит.

Сие, о смертный, рассуждая,
Представь Зиждителеву власть,
Святую волю почитая,
Имей свою в терпеньи часть.

Он всё на пользу нашу строит,
Казнит кого или покоит.
В надежде тяготу сноси
И без роптания проси.

Творец! Покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи,
И, на Твою взирая тварь,
Хвалить Тебя, бессмертный Царь.

В духовных одах Ломоносова картина мира полемична по отношению к картине мира деистов. В них как раз подчеркивается активное участие Бога в жизни человека.

Два разных культа Ломоносова

Императорский Московский университет

Императорский Московский университет

– Когда возник Московский университет, в нем было три факультета: философский, юридический и медицинский. А почему не было богословского факультета, который, как правило, всегда был в европейских университетах?

– Потому что были Московская духовная академия, Славяно-греко-латинская академия.

– То есть не было необходимости в таком факультете?

– Конечно, поскольку Московский университет – светское учебное заведение.

– Но в зарубежных светских учебных заведениях были теологические факультеты.

– Там своя история. Собственно, европейские университеты возникали не как светские учебные заведения. Потом они трансформировались, но в силу традиции богословские факультеты там сохранились. А у нас богословием должны были заниматься духовные лица, а не просто светски образованные люди.

– А почему именно философский факультет возник в университете в числе первых?

– Под философией понимался весь спектр наук, в частности физика. И потом, надо сказать несколько слов об участии Ломоносова в создании Московского университета. Его имени в документах об основании университета нет. Основательницей университета является императрица Елизавета Петровна, а главным действующим лицом при его основании был граф Шувалов – первый куратор университета. Ломоносов же был советчиком, с советами которого далеко не всегда считались.

– Когда университет назвали именем Ломоносова?

– В советское время. До этого он назывался Императорский Московский университет.

– Можно сказать, что в советское время был культ Ломоносова?

– А почему это миф?

– Миф – это не обязательно неправда. Миф, в частности, может существовать как система представлений о легендарной личности. Дореволюционный миф о Ломоносове – это верноподданнический миф.

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.

А вывод-то какой:

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, –
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Владимир Леонидович Коровин

Владимир Леонидович Коровин

Здесь речь идет о том, что русский человек вопреки лицемерной заботе власть имущих достигнет таких же высот, как Ломоносов достиг просвещения, преодолевая все препятствия по своей и Божьей воле. Только Бог ему помогал, а не обстоятельства, не Церковь, не монархия, не императрица Елизавета Петровна и не граф Шувалов.

А в советское время культ Ломоносова устанавливается в особенности в послевоенное время. Это связано с вознесением его научных заслуг перед современными ему европейскими учеными, хотя их и преувеличивать-то не надо – они и так достаточно велики. Но вопрос о приоритете Ломоносова в ряде научных открытий – это отдельная тема.

– Полностью это звучит так:

Независимость, умение заниматься своим делом вопреки недоброжелателям – это восхищало Пушкина в Ломоносове

Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.

Это принципиальный вопрос для тех, кто не может представить, как веру можно совместить с наукой?!
Итак, как же к вере относятся лучшие умы человечества?

Ломоносов – величайший русский учёный мирового значения, поэт, энциклопедист, архитектор и и т.д. Перечисление того, в чём он преуспел, займёт не одну страницу. Но нас интересует другое - Как он относился к науке и вере? Был ли он атеистом-материалистом или верующим православным человеком?
Чтобы выяснить это, достаточно прочитать некоторые высказывания и стихи Ломоносова.

Словно предчувствуя, что через два столетия про него будут писать, что он был "материалистом", Ломоносов слагает такие строки в переложении псалма 26-го:

Услыши, Господи, мой глас, Когда к тебе взываю,
И сохрани на всякий час: К Тебе я прибегаю.
Меня в сей жизни не отдай Душам людей безбожных,
Твоей десницей покрывай От клеветаний ложных.
Ко свету Твоего лица Вперяю взор душевный,
И от Всещедрого Творца Приемлю луч вседневный.

Сколько у Ломоносова таких строк! Его классическая Ода об Иове начинается:
О ты, что в горести напрасно На Бога ропщешь, человек.

Ломоносов считает, что наука только подтверждает Величие БОЖИЕ и БОЖИЮ Премудрость, создавшую наш мир. А Любовь БОГА к людям явлена тем, что ОН ради их спасения, послал на страдания своего единородного Сына.

Сколь созданных вещей пространно естество,
О сколь велико их создавше Божество!
О сколь велика к нам щедрот Его пучина,
Что на землю послал возлюбленного Сына!
Не погнушался он на малый шар сойти,
Чтобы погибшего страданием спасти.

Ломоносов как учёный восхищается Творением БОЖИИМ:

В безмерном углубля пространстве разум свой,
Из мысли ходим в мысль, из света в свет иной,
Везде Божественну мы мудрость почитаем.
В благоговении весь дух свой погружаем.
Чудимся быстрине, чудимся тишине,
Что Бог устроил нам в безмерной глубине.

А это к неверующим и ложно верующим, не понимающим сути Духовности, Православной веры и Церкви.

О вы, что Божество в пределах чтите тесных.
Вперите мысль, чему Святитель сей учил,
Что ныне нам гласит от лика горних сил.
На милость Вышнего, на истину склонитесь,
И к Матери своей вы Церкви примиритесь.

Ломоносов считал, что вера не противоречит науке и не отрицает её. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Ломоносов не просто глубоко верующий человек, но он защитник науки и веры.

Ломоносов, вероятно, верил к бога, но к государственной церкви несомненно относился резко критически, поэтому

". Синод православной христианской церкви обвинил великого русского ученого в распространении в рукописи антиклерикальных произведений по ст.ст. 18 и 149 Воинского Артикула Петра I, предусматривавшим смертную казнь. Представители духовенства требовали сожжения Ломоносова.
Архимандрит Д.Сеченов — духовник императрицы Елизаветы Петровны — был серьезно встревожен падением веры, ослаблением интереса к церкви и религии в русском обществе. Характерно, что именно архимандрит Д.Сеченов в своем пасквиле на Ломоносова, требовал сожжения учёного".

вот такие отношения
так что не надо пристёгивать Ломоносова к официальной религии.

о вере здесь не говорим,
тем более, что в то время невозможно было открыто исповедовать иные взгляды, чем у государственной церкви - могли бы сжечь, как других "еретиков" сжигали тысячами и во время Раскола и ещё раньше.

Ув. Артазар, очень вредно бродить по Инетовским помойкам и подбирать чьи-то лживые измышления и домыслы, и выдавать их за документальные факты.

Что касается Архимандрита Дмитрия (Сеченова), которого Вы некрасиво оклеветали, то и Архимандрит Дмитрий и Ломоносов всегда боролись за продвижение русских людей Ломоносов - в Академии, и Дмитрий Сеченов - в управлении церковными делами.
Будьте более разборчивы в источниках знаний.

Будь стражем бдительным стремлений и желаний,
разумно выбирай источник вдохновения и знаний -
не издревле манящий пруд с гнилою, мутною водой,
а чистый и живой Родник Святой.

Уважаемый Славен Любомиров 3, у Ваших розовых очков очень толстые стекла )
Не уверен, что есть смысл тратить время на опровержение Вашей благостной картины истории российской госцеркви.

Подумаю.
будет настроение и досуг - подкину инфы.

Только не надо ложной инфы.) Нет смысла?) Приведите подтверждённые документами факты, если сможете, или признайте, что Вами сказанное об Арх. Дмитрии и намерении сжечь Ломоносова - клевета. Это будет честно с Вашей стороны.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+



Имя Михаила Ломоносова ассоциируется сегодня с громкой исторической фигурой, но при этом его действительные научные заслуги известны не всем. Четверть века этот человек трудился как два научных института - естествознаний и гуманитарный. Объем его ученых наработок поражает воображение. Считая основой своего призвания химическую научную специализацию, он прославился в кругах физиков, астрономов, историков, слыл и талантливым поэтом. Но известна и еще одна сторона личности Ломоносова – антицерковная. При этом всю жизнь ученый оставался глубоко верующим человеком.

Детская вера и переломный момент

Прижизненное издание трудов М.В.Ломоносова, отпечатанное в типографии Московского университета./Фото: letopis.msu.ru

Религиозные основы Ломоносову прививались с раннего детства. Его мать происходила из семьи дьякона и просвирницы. Елена Ивановна видела в сыне потенциал для духовного служения, поэтому старательно посвящала его в христианскую веру. Отец мальчика активно участвовал в возведении новой церкви в родной деревне. А пока шло строительство, местные прихожане собирались у них в доме.

Первое образование Ломоносов получал по псалтыри у деревенского дьячка, который и приобщил ребенка к регулярным церковным службам. Академическая биография ученого свидетельствует, что в детском возрасте он уже считался лучшим чтецом в приходской церкви, осмеливаясь даже делать профессиональные замечания официальным служителям прихода. Но после ранней смерти матери и женитьбы отца на новой избраннице мальчик впал в духовный кризис, что сильно отразилось на его взаимоотношениях с церковью. В исповедальной церковной книге отмечалось, что Михаил отказался посещать исповедь с причастием в компании отца и мачехи. Через некоторое время путь будущего светила отечественной науки пролег к раскольничеству.

Ломоносов-старообрядник

Из изобразительных искусств Ломоносов предпочитал самое прикладное и связанное с его любовью к физике и минералам — искусство мозаики./Фото: b1.culture.ru

Биографы связывали тяготение юного Ломоносова к старообрядникам несколькими причинами. Например, автор монографии о Михаиле Ломоносове Шубинский полагал, что поводом стало неприятие сурового затворнического образа жизни, который он рассмотрел во время пребывания в Соловецкой обители. Но основной версией считается то, что причина кроется в неуёмном стремлении к знаниям, чтению литературы, постижению сути явлений.

Борьба с церковными ритуалами

Императрица с вельможами в мастерской Ломоносова. Художник А.Маковский./Фото: rad.lot-online.ru

Учёные интересы Михаила Васильевича поставили его перед серьезной дилеммой — где граница между религиозными убеждениями в истинности церкви и научными познаниями? Ломоносов начал все чаще сомневаться в непоколебимости христианских догм о мироустройстве и стремился проверять научным опытом всякие явления. Способствовали такой позиции и настроения века Просвещения, давшие старт переосмыслению устоявшихся ценностей.

Но больше всех досталось от великого ученого священнослужителям. Противником самого института церкви Ломоносов не был. Но его возмущали неприкрытые пороки некоторых представителей православного духовенства. В своих литературных работах он осуждал развратников, пьяниц, ханжей, невежд среди провинциальных священнослужителей. По мнению ученого, духовным учителем мог называться только такой служитель алтаря, который способен вести истинно праведную жизнь по заповедям божьим. В качестве таких примеров для подражания Михаил Васильевич приводил имена протестантских немецких пасторов, с которыми был знаком.

В своих духовных предпочтениях Ломоносов был близок к западным просветителям-деистам XVIII века, бог для которых был принципом жизни природы по ее законам. Настоящий ученый для него был открывателем божьего творения, познающим гармонию божьего замысла, воплощающегося в природе. Такое мировоззрение с точки зрения недружной с наукой православной церкви воспринималось как неверие, поэтому Ломоносов регулярно подвергался давлению церковников, высказывавшим в проповедях нападки на естествознание.

Осуждение Синода и жалобы императрице

Гениальный ученый Михаил Ломоносов старался всем явлениям дать научную оценку./Фото: pravoslavie.ru

На ученого памфлетами и пасквилями напали все его недруги, полемика этих литературных дуэлей была агрессивной и грубой. И этот случай был далеко не единственным публичным скандалом между достопочтенным академиком, сторонниками традиционной церкви и Святейшим синодом. Но при этом именно Ломоносов был автором хвалебной надписи на надгробии святого Димитрия Ростовского, заслуженного церковнослужителя. Будучи нетерпимым к несовершенству Синода и призывая к реформированию утопического церковного быта, Ломоносов оставался человеком верующим.


В этом году исполняется 310 лет со дня рождения Ломоносова, его портреты и сейчас висят в школьных аудиториях, его эрудиция и разносторонняя развитость поражают ум, многие знают о его достижениях в области естествознания, но мало кто слышал о его религиозных взглядах, а здесь всё непросто. Советские исследователи жизни и идей русского гения, как правило, выставляют его образцом рационализма, сторонником просвещения и борцом против религии. Да, Ломоносова действительно можно отнести к рационалистам и просветителям, но уж точно не к безбожникам.

Судьба его была достаточно сложной. Родившись в православной семье, он с самого детства приучался к христианскому образу жизни. Основы религиозности в него заложила мать, мечтавшая о церковном служении сына. Однако она рано умирает, Михаилу Васильевичу тогда было всего девять лет. Грамоте он обучается у дьячка Сабельникова С. Н., как велось в то время, по Псалтири и Часослову. Когда мальчику исполнилось 13, его отец женится третий раз, что провоцирует в нем душевный кризис. Отношения с новой мачехой не сложились, и в качестве протеста Михаил Васильевич отказывается от Причастия. Все переживания в итоге привели юношу к старообрядцам беспоповцам. Два года он проводит в Выговской общине, руководимой братьями Андреем и Семёном Денисовыми. Основной причиной обращения в старообрядчество исследователи жизни Ломоносова называют тягу к знаниям. Братья Денисовы закончили Киевскую духовную академию и считались образованными людьми своего времени. Благодаря лояльному отношению к власти Петр I лично разрешил существование Выговской пустыни, и когда в нее попал Михаил Васильевич, она переживала свой расцвет. Здесь была библиотека с богатым письменным наследием Древней Руси. По всей видимости, эти сокровища мудрости и привели пытливого юношу в старообрядчество.

Далее Михаила Васильевича мы уже видим как светского ученого. Отход от православия во многом был спровоцирован еще тем, что во время стажировки в Германии он женится на Елизавете-Христине Цильх, принадлежавшей к реформаторской церкви. Понимая существующие тогда ограничения, свой брак Ломоносов устраивает тайно. Венчание происходит у протестантов, там же он крестит и детей. Вернувшись с Россию, ученый целых два года всё скрывал и никак не контактировал с семьей. Однако, убедившись, что никаких санкций на него наложено не будет, перевозит жену с детьми в Петербург.

Эпоха жизни Михаила Васильевича Ломоносова была непростой. Это время секуляризации русской культуры, время поиска новых познаний. Взгляды великого ученого были не столько антирелигиозными, сколько антиклерикальными. Да, он вылил много критики на священнослужителей, но, справедливости ради, нужно сказать, что критика эта была объективной. Возможно, если бы тогда духовенство соответствовало тому идеалу, которым оно и должно быть, то отношения Ломоносова с Церковью и вообще его взгляд на мир были бы совсем иными. Мне кажется, что изложенная история весьма поучительна, а потому из нее стоит сделать выводы, чтоб никогда не повторять того безобразия, которое имело место среди духовенства XVIII–XIX веков, ведь печальные последствия нам всем хорошо известны.

О метаниях молодой души мало что известно, но для нас важно, что Ломоносов никогда не был железным прагматиком, холодным рационалистом и скептиком, голос Евангелия постоянно звучал в его сердце.

О метаниях молодой души мало что известно, но для нас важно, что Ломоносов никогда не был железным прагматиком, холодным рационалистом и скептиком, голос Евангелия постоянно звучал в его сердце.

19 ноября 2011 года – 300 лет со дня рождения великого русского просветителя М.В.Ломоносова.


300 лет назад, в селе Мишанинском Куроостровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии в семье помора, черносошного крестьянина, родился человек, о котором мы вспоминаем с почтением и восторгом.

Когда в досужем разговоре или учёной беседе возникает тема Ломоносова – даже самые надменные мыслители нередко переходят на восторженный лепет.

Он, умирая, сомневался,
Зловещей думою томим…
Но Бог недаром в нем сказался —
Бог верен избранным Своим…

Да, велико его значенье —
Он, верный Русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему,-

Как тот борец ветхозаветный,
Который с Силой неземной
Боролся до звезды рассветной
И устоял в борьбе ночной.

Патриотизм был для него средством борьбы с искушениями, которые особенно опасны для одарённых и деятельных людей. Это снобизм, тщеславие, эгоизм, гордыня. Ведь для творческого человека снобизм – как водка для эвенка. Мгновенно подчиняет и уничтожает душу. А, когда ты бьёшься за Отечество, как Ломоносов, – ты уже не заносчивый сверхчеловек, а солдат. Это, помимо прочего, отличное средство борьбы с ощущением собственного величия…

Для Отечества, которое едино в прошлом, настоящем и будущем, Ломоносов создавал риторику, открывал законы физики и химии, проникал в искусство мозаики. Боролся, как мог, с комплексом национальной неполноценности, составляя патриотический вариант истории Руси. И вот парадокс: хотя Ломоносов был откровенно пристрастным историком, многие его предположения, как показало время, оказались ближе к научной правде, чем гипотезы тех учёных, которые гордились своей холодной объективностью…


Борис Ливанов в роли Ломоносова

Когда властям требовалось пробудить в русском народе самоуважение – они обращались к наследию Ломоносова. Так было при Александре III, так случилось в 1930 – 50-е годы… В каждом школьном классе был портрет Ломоносова, а в кино его играли лучшие актёры нашей страны – Николай Симонов из Александринки, Борис Ливанов из Художественного театра. Богатыри ломоносовской породы!

Где великая слава – там нет покоя ниспровергателям. Время от времени приходится слышать: заслуги Ломоносова перед наукой преувеличены, это всё придумал Сталин, когда решил доказать, что Россия – родина слонов…

Здесь нужно оговорить, что инициаторами патриотического поворота в идеологии 1940-х (здесь и история науки, и отношение к родному языку) были вовсе не политики, а такие учёные и писатели, как Пётр Леонидович Капица, Леонид Максимович Леонов, Лев Иванович Гумилевский… Политики только сделали ставку на давно назревшее общественное движение – и, конечно, допустили немало перегибов. В годы борьбы с космополитизмом и впрямь в пылу национального самоутверждения было принято преувеличивать заслуги русских учёных, политиков, изобретателей… Но возвышение Ломоносова было благом. Он как никто другой заслужил место на пьедестале и в каждом школьном классе.

В православном мире принято критическое отношение к просветителям XVIII века. И это неудивительно. Идеология французской революции – агрессивное безбожие. Многим казалось очевидным и неизбежным, что развитие науки ведёт к материализму. Но все попытки приписать Ломоносова к предтечам научного атеизма выглядели бледно.

Во многом Ломоносов был родственной душой для своих современников – французских и немецких просветителей. Как и они, он стремился к познанию материального мира, видел в развитии просвещения ключ к исправлению нравов. Но при этом русский просветитель понимал, что есть и другое измерение бытия, которое невозможно усовершенствовать лабораторными экспериментами.

Религиозность Ломоносова подчас объясняют его происхождением.

Ведь его родительница – урождённая Елена Ивановна Сивкова – была дочерью дьячка Воскресенской церкви Николаевских Матигор и просвирни. Дядя – Лука Леонтьевич, в доме которого Ломоносовы жили вплоть до смерти Елены Ивановны, – был приходским старостой.

Елена Ивановна умерла, когда Михайле было восемь. Он рано повзрослел, трагедия обострила духовные искания. Подростком Ломоносов на некоторое время примкнул к беспоповцам, потом вернулся в лоно Церкви. В детстве он много страдал и возмужал до срока – даже по северорусским меркам XVIII века.

О тех метаниях молодой души мало что известно, но для нас важно, что Ломоносов никогда не был железным прагматиком, холодным рационалистом и скептиком, голос Евангелия постоянно звучал в его сердце. Это нельзя объяснить влиянием матери или деда. Сотни поповичей, уйдя в науку, а то и в революцию, стали убеждёнными богоборцами или, подобно академику Павлову, скептиками…

Норов у Михайлы Васильевича был неуёмный, свободолюбивый. И Ломоносов пришёл к вере, осознанно избрав смирение критического ума – все остальные дороги вели в сторону от храма.

Он всю жизнь напряжённо размышлял о соотношении науки и религии в мире, в обществе и в собственном сердце. Постараемся осмыслить эти рассуждения Ломоносова:

Дети умеют ценить логику и эмоциональную убеждённость, присущую великому просветителю, – конечно, сперва учителю придётся снимать коросту равнодушия, заново открывая Ломоносова. Но этого требует любое знание.


М.В.Ломоносов. Художник К.Рудаков.

Рациональное и духовное, земное и недостижимое – в мировоззрении Ломоносова эти начала уживались если не бесконфликтно, то мирно. Мало кто из неутомимых исследователей природы с такой светлой убеждённостью благословлял всё сущее…

Быть гением – это, прежде всего, обременительный долг. Ломоносову приходилось бороться с куда более сильными искушениями, чем те, которые одолевают нас… Он бывал и вспыльчивым, и гневливым, подчас держался гордецом.

Красиво! И всё-таки это слова гордеца…

Ломоносов в переписке не разводил дипломатию, изъяснялся откровенно. Прямодушие, доходившее до горячности, нередко сказывалось и в устном общении. Но до уровня исповеди он поднимался, пожалуй, только в духовной лирике – и это говорит о многом.

Сама идея переложения псалмов чёткими четырёхстопными ямбами – безусловно, дерзновенная. Но у Ломоносова получились стихи чистосердечные, нисколько не эгоцентричные.

В Литинституте русскую литературу XVIII века нам читал Евгений Николаевич Лебедев – биограф Ломоносова, умевший взволнованно, прочувствованно и без суетливого наукообразия мыслить и рассказывать о поэзии давно минувших дней. Своим поставленным артистическим баритоном он оживлял стихи, которые многим казались архаичными. Чаще всего он декламировал переложение 26-го псалма – со слезой в голосе, как будто признавался в чём-то личном:

Меня оставил мой отец
И мать еще в младенстве;
Но восприял меня Творец
И дал жить в благоденстве.

Настави, Господи, на путь
Святым твоим законом,
Чтоб враг не мог поколебнуть
Крепящегося в оном.

Меня в сей жизни не отдай
Душам людей безбожных,
Твоей десницей покрывай
От клеветаний ложных…

Я чаю видеть на земли
Всевышнего щедроты
И не лишиться николи
Владычния доброты.

Ты, сердце, духом укрепись,
О Господе мужайся,
И бедствием не колеблись,
На Бога полагайся.

А ведь и для Ломоносова это были очень личные стихи.

С отцом у него сложились непростые отношения: Василий Ломоносов подчас тиранил свободолюбивого сына, не поладил Ломоносов и со второй своей мачехой.

И всё-таки в веках сохранилась легенда: в 1741-м году, находясь вдали от семьи, Ломоносов увидел провидческий сон. Отец умирал после кораблекрушения на безвестном острове и молил, чтобы его похоронили по-христиански. Всё это и впрямь случилось с Василием Ломоносовым в те дни. Михайло Васильевич сообщил поморам, где искать отца. И тело его действительно нашли на острове…

Прошёл год или два – и осиротевший Ломоносов напишет эти строки:

Меня оставил мой отец
И мать еще в младенстве…

Каких бы успехов ни достигал Ломоносов в науке и политике, а также в сочинении ежегодных од императрицам – он не бросал духовную поэзию, которая была для него голосом души. И славил Творца – не только во весь голос, но и шёпотом, наедине с молитвой.

Читайте также: