Ломоносов годы от рыбака до академика кратко

Обновлено: 05.07.2024

Великий русский учёный, химик, физик, художник и поэт Михаил Васильевич Ломоносов был рождён 19-ого ноября 1711-ого года в Архангельской губернии. С раннего детства Михаил Ломоносов тянулся к знаниям. Очень рано ему удалось освоить грамоту. Будущий великий учёный и поэт проживал с отцом и мачехой, которая никогда не любила пасынка. Когда юный Ломоносов узнаёт, что отец хочет его женить, он претворяется больным. После чего, получив паспорт, сбегает из родного дома и идёт пешком в Москву, чтобы продолжить своё дальнейшее образование. Придя в Москву, Михаил Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Он живёт очень бедно, голодает, мёрзнет. Не смотря на сложившиеся тяжелейшие обстоятельства, ему удаётся преодолевать все преграды при помощи своего трудолюбия, упорства и усидчивости. В результате этого, спустя пять лет, Ломоносов заканчивает курс обучения, который обычно все проходят за двенадцать лет. И заканчивает Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов с огромным успехом, благодаря чему его отправляют в Германию, чтобы он мог там продолжить своё образование. Это очень важный поворот в биографии Ломоносова. Годы обучения в Германии пролетают очень быстро, каждый день, проведённый за границей, был очень насыщенным. Ломоносов много учится, экспериментирует, читает лекции, сочиняет стихи. В 1741-ом году Михаил Васильевич возвращается в Россию. И тут в биографии Ломоносова происходит новый поворот – его назначают адъюнктом физики в академию наук Петербурга. И уже в 1744-ом году он получает звание профессора химических наук. Невозможно оценить тот вклад, который внёс Ломоносов в развитие многих наук – химии, физики, астрономии, географии, геологии и многих других – настолько велики его достижения. В 1754-ом году происходит, пожалуй, самое важно событие в биографии Ломоносова Михаила Васильевича – он начинает разрабатывать проект Московского университета. Спустя года он станет главным высшим учебным заведением России, и будет назван в честь своего создателя. Михаил Васильевич Ломоносов умер 15-ого апреля 1765-ого года в Санкт-Петербурге.

Ломоносов родился в семье рыбака. Он первый использовал слова термометр, поршень манометр, атмосфера, упругость, барометр и др. Родился он в 1711 году в Архангельской губернии. Он выучился и после неудачной попытки поступить в Холмогорское училище, куда ему как крестьянина был запрещен законом, он без ведома отца ушел в Москву пешком. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Он стал баснописцем, он был профессором химии.

1. Родился Михаил Ломоносов 20 ноября 1711 года в Архангельской губернии, село Денисовка. Отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, был известным купцом, довольно образованным, так как выучился в Москве на священника.
2. Михаил Ломоносов, когда решил ехать в Москву в 1730 году, был уже грамотным, так как его отец занимался обучением своего сына.
3. Приехав в Москву, Ломоносов, благодаря своей образованности, поступил Московское высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию.
Следующие интересные факты из жизни Ломоносова.

4. По инициативе Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет.
5. Он писал стихи, был ученым физиком, химиком, астрономом, создал первую русскую грамматику.
6. Ломоносов в 1761 году сделал открытие, что на планете Венера есть атмосфера и это только использовав небольшую трубу для наблюдения.
7. Что интересно, Ломоносов владел в совершенстве двенадцатими языками, а на 19ти еще мог неплохо разговаривать.
8. Предсказал то, что существует Антарктида в 1763 году.
И последние интересные факты из жизни Ломоносова
9. Некоторые ученые, которые исследуют жизнь Ломоносова, утверждают, что Михаил Ломоносов является сыном Петра I. Об этом пишет и Василий Карельский. В чем причина такого утверждения? А в том, что так объясняют некоторые факты и поступки из его жизни:
– смог выучиться на академика, безнаказанно мог побить палкой своих коллег, тоже академиков, даже иностранных ученых;
– драл за уши даже сына Павла Петровича (наследника престола, сын Петра I), что другим было неповадно.
Ломоносов (400x480, 70Kb)Интересные факты из жизни Ломоносова можно дополнить еще такими
10. Он был полным, веселым, быстрым, добрым. В определенные моменты его нрав мог превратиться в крутой, яростный. Был такой случай, когда Ломоносова хотели ограбить три человека. Он пришел в ярость и в результате они разбежались в испуге с разбитыми лицами.
11. Женой Михаила Ломоносова была Елизавета-Христина Цильх из Германии. У них было три дочери: Екатерина – Елизавета, Елена, Софья, а также сын Иван. К сожалению, дочь Софья умерла во младенчестве, сын прожил около года и с его смертью род Ломоносовых закончился по линии Михаила Васильевича.

Ломоносов родился в семье рыбака. Он первый использовал слова термометр, поршень манометр, атмосфера, упругость, барометр и др. Родился он в 1711 году в Архангельской губернии. Он выучился и после неудачной попытки поступить в Холмогорское училище, куда ему как крестьянина был запрещен законом, он без ведома отца ушел в Москву пешком. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Он стал баснописцем, он был профессором химии.

1. Родился Михаил Ломоносов 20 ноября 1711 года в Архангельской губернии, село Денисовка. Отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, был известным купцом, довольно образованным, так как выучился в Москве на священника.
2. Михаил Ломоносов, когда решил ехать в Москву в 1730 году, был уже грамотным, так как его отец занимался обучением своего сына.
3. Приехав в Москву, Ломоносов, благодаря своей образованности, поступил Московское высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию.
Следующие интересные факты из жизни Ломоносова.

4. По инициативе Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет.
5. Он писал стихи, был ученым физиком, химиком, астрономом, создал первую русскую грамматику.
6. Ломоносов в 1761 году сделал открытие, что на планете Венера есть атмосфера и это только использовав небольшую трубу для наблюдения.
7. Что интересно, Ломоносов владел в совершенстве двенадцатими языками, а на 19ти еще мог неплохо разговаривать.
8. Предсказал то, что существует Антарктида в 1763 году.
И последние интересные факты из жизни Ломоносова
9. Некоторые ученые, которые исследуют жизнь Ломоносова, утверждают, что Михаил Ломоносов является сыном Петра I. Об этом пишет и Василий Карельский. В чем причина такого утверждения? А в том, что так объясняют некоторые факты и поступки из его жизни:
– смог выучиться на академика, безнаказанно мог побить палкой своих коллег, тоже академиков, даже иностранных ученых;
– драл за уши даже сына Павла Петровича (наследника престола, сын Петра I), что другим было неповадно.
Ломоносов (400x480, 70Kb)Интересные факты из жизни Ломоносова можно дополнить еще такими
10. Он был полным, веселым, быстрым, добрым. В определенные моменты его нрав мог превратиться в крутой, яростный. Был такой случай, когда Ломоносова хотели ограбить три человека. Он пришел в ярость и в результате они разбежались в испуге с разбитыми лицами.
11. Женой Михаила Ломоносова была Елизавета-Христина Цильх из Германии. У них было три дочери: Екатерина – Елизавета, Елена, Софья, а также сын Иван. К сожалению, дочь Софья умерла во младенчестве, сын прожил около года и с его смертью род Ломоносовых закончился по линии Михаила Васильевича.

Михаил Васильевич Ломоносов человек удивительной судьбы. Он прошел путь от сына рыбака до ученого мужа, ставшего первым русским академиком. В XVIII веке это было практически нереально для простолюдинов. Но Ломоносову удалось обхитрить чиновников с их законами и достичь своей цели – постичь науку. Этот гениальный человек заложил первый кирпичик в развитие образования в Российской империи.

Детство и юность Михаила Ломоносова

8 ноября 1711 года в семье зажиточного рыбака из Архангельской губернии родился сын Михаил. Василий Ломоносов с раннего детства приучал наследника к тяжелому труду, брал с собой на рыбалку. В 9-летнем возрасте мальчик потерял мать, оставшись один на один с жестоким отцом. Михаил тяжело трудился, а вечерами самостоятельно изучал арифметику, азбуку и грамматику.

Михаил Ломоносов

Ломоносов перечитал все книги, какие только смог отыскать. В школу его не принимали, поскольку был крестьянским сыном. Тогда юноша решился на непростой шаг – ушел в Москву с рыбацким обозом. Ему на тот момент было 19 лет. Неизвестно, какие меры предпринял Михаил, но в январе 1931 года его зачислили в Московскую славяно-греко-латинскую академию.

Обучение за границей

В период обучения в академии Ломоносов получал мизерную стипендию. Ему приходилось жить на 3 копейки в день, терпеть издевательства и насмешки от богатых учеников дворянского происхождения. Но Михаил все равно был счастлив, ведь он окунулся в мир науки, свободно пользовался книгами. Ломоносов получил отличную подготовку в области гуманитарных знаний, в совершенстве изучил латинский язык, став лучшим латинистом Европы.

Старательного ученика заметили и в 1735 году отправили для дальнейшего обучения в Петербургскую Академию наук. Уже через год Ломоносова еще с двумя студентами послали в Германию. Михаилу Васильевичу выдали 300 рублей на дорогу. Ежегодная стипендия составляла 400 рублей. По тем временам это были баснословные деньги.

Учеба за границей

Михаил Ломоносов за границей обучался естественным и гуманитарным наукам. В идеале изучил химию, горное дело. Своим учителям запомнился не только старательностью, но и буйным характером. Он отказывался выполнять грязную работу, мог кричать, ругаться, стучать кулаками в стену. Но талантливому студенту все сходило с рук. Ломоносову лишь урезали стипендию.

Возвращение в Россию

В 1741 году Михаил Васильевич возвратился в Санкт-Петербург. Уже в начале 1742 Ломоносов был зачислен в штат Петербургской Академии наук в качестве адъюнкта Физического класса. Через 3 года был повышен до профессора химии. Михаил Васильевич обладал неуемной жаждой знаний. Он одновременно занимался естественными и гуманитарными науками, работал над литературными произведениями.

Современники отмечали не только незаурядный ум академика, но и его неукротимый нрав. Так, весной 1743 года пьяный Ломоносов обматерил профессоров академии, обозвал их ворами и неучами. За такой проступок полагалось тюремное наказание, а то и каторга. Но Михаил лишь заплатил штраф и немного посидел под домашним арестом.

Ломоносов в Академии наук

Многие образованные люди понимали авантюризм немецких преподавателей, но лишь Ломоносов осмелился высказать правду. Возможно, именно поэтому он понес легкое наказание. С Михаилом Васильевичем мало кто спорил. Перед ним трепетали как в самой академии, так и во дворце. Но вместе с тем он был добродушным и справедливым человеком.

Научная деятельность Ломоносова

Михаил Васильевич был разносторонне развитым человеком. Ему покорились все известные в XVIII веке отрасли науки:

  • экономика;
  • горное дело;
  • естествознание;
  • филология;
  • история;
  • химия;
  • металлургия;
  • литература;
  • языкознание;
  • искусство.

При Академии наук Ломоносов открыл химическую лабораторию, в которой разрабатывал составы фарфора, стекла, смальты. Ученый самостоятельно сконструировал исследовательские химические и оптические приборы. В период с 1741 по 1761 год занимался астрономическими наблюдениями, проводил физические и химические опыты. Увлекался метеорологией, краеведением.

Ломоносов стал первым преподавателем Академии наук, читающим лекции на русском языке. В 1755 году он инициировал открытие Московского университета для всех желающих независимо от происхождения. С 1758 года Михаил Васильевич курировал Историческое собрание, Географический департамент, университет и гимназию при Академии наук.

Ломоносов в лаборатории

Отношение современников к Ломоносову

Немногие оценили гениальность первого русского академика. Современники в первую очередь воспринимали его как поэта, писателя, а не ученого. Михаил Васильевич оставил огромное творческое наследие. Он самостоятельно писал оды, а также занимался переводом поэм, стихов, псалмов.

Незаурядный ум в сочетании с острым языком помогли Ломоносову обзавестись большим количеством недругов. Одни были обижены на ученого, другие же попросту завидовали. Михаил Васильевич умер 4 апреля 1765 года. На его похороны пришли как поклонники, так и заклятые враги.

Поэт Сумароков прославился тем, что в своей прощальной речи обозвал Ломоносова дураком, который, наконец, угомонился и не будет шуметь. В подобном ключе высказался и наследник престола Павел, отметив, что покойный попусту растрачивал деньги из казны, ничего толком не сделав. Время показало, насколько заблуждались эти люди.

Ломоносов – первый русский академик

В его биографии множество загадок. В январе 1731 г. Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию. Указ Святейшего Синода строжайше запрещал принимать крестьянских детей в академию. Обмануть руководство академии почти невозможно. Похоже, Ломоносов - единственный счастливчик, которому это удалось. Более того, ему выдавали стипендию в размере 10 рублей в год. В итоге в академии он получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве и впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

Очередная загадка - его встреча с могущественным тогда правителем Академической канцелярии Шумахером, наслышанным уже обо всех его европейских эскападах. Будущий злейший враг Ломоносова по непонятной причине встретил дерзкого студента весьма милостиво и зачислил в штат академии. В 1742 г. Ломоносов был назначен адъюнктом Физического класса, а в 1745 г. - профессором химии (академиком) Петербургской академии наук.

М.В. ЛОМОНОСОВ. ХРОНИКА ЖИЗНИ

1722-1723. Михаиле Ломоносов начинает учиться грамоте.

1730, декабрь. Уходит с обозом в Москву продолжать учение.

1731, 15 января. Зачислен учеником в Московскую Славяно-греко-латинскую академию.

1734, Некоторое время обучается в Киево-Могилянской академии; возвращается в Москву.

1735, 23 декабря. В числе лучших двенадцати учеников отправлен в Петербургскую Академию наук для дальнейшего обучения.

1736, 23 сентября. В числе лучших трех учеников послан за границу для изучения горного дела.

1742, 8 января. Зачислен в штат сотрудников Петербургской Академии наук адъюнктом физики.

1754. июнь-июль. Составляет проект организации Московского университета.

1758. 8 марта. Назначение директором Географического департамента Петербургской Академии наук.

ЛОМОНОСОВ И ОСНОВАНИЕ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ПИСЬМО К И.И. ШУВАЛОВУ 1754 г

Милостивый государь Иван Иванович!

Полученным от вашего превосходительства черновым доношением Правительствующему Сенату к великой моей радости я уверился, что объявленное мне словесно предприятие подлинно в действо произвести намерились к приращению наук, следовательно, к истинной пользе и славе отечества. При сем случае довольно я ведаю, сколь много природное ваше несравненное дарование служить может и многих книг чтение способствовать. Однако и тех совет вашему превосходительству небесполезен будет, которые сверх того университеты не токмо видали, но и в них несколько лет обучались, так что их учреждения, узаконения, обряды и обыкновения в уме их ясно и живо, как на картине, представляются. Того ради, ежели Московский университет по примеру иностранных учредить намереваетесь, что весьма справедливо, то желал бы я видеть план, вами сочиненный. Но ежели ради краткости времени или ради других каких причин того не удостоюсь, то, уповая на отеческую вашего превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить мое мнение о учреждении Московского университета кратко вообще.

1) Главное мое основание, сообщенное вашему превосходительству, весьма помнить должно, чтобы план Университета служил во все будущие роды. Того ради, несмотря на то, что у нас ныне нет довольства людей ученых, положить в плане профессоров и жалованных (находящихся на содержании государства. - Сост.) студентов довольное число. Сначала можно проняться теми, сколько найдутся. Со временем комплет наберется. Остальную с порожних мест сумму полезнее употребить на собрание университетской библиотеки, нежели, сделав ныне скудный и узкий план по скудости ученых, после, как размножатся, оный снова переделывать и просить о прибавке суммы.

2) Профессоров в полном университете меньше двенадцати быть не может в трех факультетах

В Юридическом три

1. Профессор всей юриспруденции вообще, который учить должен натуральные и народные права, также и узаконения Римской древней и новой империи.

II. Профессор юриспруденции российской, который, кроме вышеписанных, должен знать и преподавать внутренние государственные права.

III. Профессор политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были в прошедшие веки и как состоят в нынешнее время.

В Медицинском 3 же

I. Доктор и профессор химии.

II. Доктор и профессор натуральной истории (изучала минералы, травы, животных - Сост.)

III. Доктор и профессор анатомии.

В Философском шесть

I. Профессор философии.

VI. - древностей и критики.

3) При Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян. О ее учреждении хотел бы я кратко здесь вообще предложить, но времени краткость возбраняет. Не в указ вашему превосходительству советую не торопиться, чтобы после не переделывать. Ежели дней полдесятка обождать можно, то я целый полный план предложить могу, непременно с глубоким высокопочитанием пребывая вашего превосходительства всепокорнейший слуга Михаил Ломоносов.

libking

Игорь Сухих - Михаил Васильевич Ломоносов краткое содержание

Михаил Васильевич Ломоносов - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Михаил Васильевич Ломоносов1

Годы: от рыбака до академика

Современники и потомки не скупились на характеристики Ломоносова. Его сравнивали с античными одописцами Пиндаром и Вергилием, со знаменитым живописцем эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, с Галилеем и Гёте.

Ломоносову находили и русские параллели. “Петром Великим русской литературы” назовет его В. Г. Белинский. Ф. М. Достоевский предложит уже собственно литературный ряд: “Бесспорных гениев, с бесспорным “новым словом” во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь” (“Дневник писателя”. 1877. Июль–август. Глава вторая).

А сам бесспорный гений следующей эпохи, много думавший как об императоре Петре, так и о Ломоносове, оставил восторженные и в то же время точные отзывы о нем. “Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка. ” (А. С. Пушкин. О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова, 1825).

Через десятилетие поэт предложил другую замечательную формулу: “Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом” (А. С. Пушкин. Путешествие из Москвы в Петербург, 1834).

Уникальность ломоносовской судьбы — не только в разнообразии занятий и достижений, благодаря которым его сравнивали с титанами эпохи Возрождения. Она и в другом, в поразительной борьбе с неблагоприятными обстоятельствами, в невероятной жизненной траектории, уложившейся всего в 53 года.

Михаил Васильевич Ломоносов был единственным сыном зажиточного крестьянина-помора. Он родился на севере, близ села Холмогоры Архангельской губернии 8 (19) ноября 1711 года. Судьба вроде бы предначертала ему путь обычного выходца из крестьянской семьи. Он рано начал заниматься каждодневным сельским трудом: пас скот, помогал в поле и на постройках. Уже с десяти лет он начал ходить на отцовском судне на рыбный промысел.

Биографии многих знаменитых писателей и ученых начинаются с неистового увлечения книгой. По легенде, обучавший мальчика дьячок вскоре упал перед ним на колени, признавшись, что больше ничему не может его научить.

Поначалу любимым чтением Ломоносова были жития святых, но в доме односельчанина обнаружились и две светские книги, которые мальчику с большими трудами удалось получить: “Грамматика” М. Смотрицкого и “Арифметика” Л. Магницкого. “От сего самого времени, — вспоминал современник, — не расставался он с ними никогда, носил везде с собою и, непрестанно читая, вытвердил наизусть. Сам он потом называл их вратами своей учености” (М. И. Веревкин. Жизнь покойного Михайла Васильевича Ломоносова, 1784).

На почве чтения произошел и семейный конфликт. Через много лет в письме покровителю Ломоносов будет вспоминать: “Я имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по пустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных местах и терпеть стужу и голод, пока не ушел в Спасские школы” (И. И. Шувалову, 31 мая 1753 года).

Рассказанное Ломоносовым напоминает сказочную фабулу: добрый, но слабохарактерный отец, злая мачеха (родная мать умерла, когда мальчику было семь или восемь лет), трудолюбивый, жаждущий учения отрок, вынужденный бежать из дома. Но других источников о жизни Ломоносова в эти годы нет. Можно лишь догадываться, что подтолкнуло юношу (ему уже 19 лет) совершить один из главных поступков в жизни. В конце 1730 года Ломоносов уходит с караваном мороженой рыбы в Москву.

Ровно через столетие Пушкин торжественным гекзаметром опишет это событие в коротком стихотворении-эпиграмме “Отрок”:

Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;

Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!

Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:

Будешь умы уловлять, будешь помощник цapям.

Этот уход (или побег) стал возможен в том числе и по социальной причине: Русский Север никогда не знал крепостного права, там жили свободные крестьяне. “Родись Ломоносов в какой-нибудь помещичьей деревне центральной России, ему, пожалуй, не пришлось бы сопровождать своего отца дальше, чем до господской усадьбы и до господской пашни, — с полным основанием предположил Г. В. Плеханов. — Ему чрезвычайно помогло то обстоятельство, что он был именно архангельским мужиком, мужиком-поморцем, не носившим крепостного ошейника” (“М. В. Ломоносов”, 1915).

Тем не менее при поступлении в Славяно-греко-латинскую академию (ее также называли Спасскими школами) Ломоносову пришлось выдать себя за сына дворянина. Потом он побывает и сыном поповича и лишь после специального следствия вынужден будет назвать свое истинное происхождение.

Москва и академия стали началом новой жизни. Странствия по северным морям сменились скитаниями по России и Европе. Теперь ломоносовская жизнь напоминает уже не волшебную сказку или балладу, а приключенческий роман или “роман испытания”.

На первых порах в Москве великовозрастный ученик терпит лишения, преодолевает многочисленные преграды, но его страсть к познанию, “алчное любопытство” (А. Н. Радищев) лишь укрепляется. “Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели, — вспоминал Ломоносов. — С одной стороны, отец, никогда детей кроме меня не имея, говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все довольство (по тамошнему состоянию), которое он для меня кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. С одной стороны, пишут, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут, которые и в мою там бытность предлагали; с другой стороны, школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри де, какой болван лет в двадцать пришел латине учиться!” (И. И. Шувалову, 10 мая 1753 года).

Читайте также: