Логика в экскурсии кратко

Обновлено: 03.07.2024

Борис Васильевич Емельянов

Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта.

Формирование кадров туристско-экскурсионной организации – это процесс воспроизводства и воспитания таких квалифицированных работников, которые в максимальной степени отвечали бы требованиям, предъявляемым к технологии обслуживания туристов и экскурсантов. Важная роль при этом отводится подготовке экскурсоводов и качественной разработке самой экскурсии, освоению методики и техники ее проведения.

Не осталось в стороне от этого потока исследований и публикаций экскурсионное дело, в своем нынешнем виде представляющее самостоятельную отрасль культурно-просветительной работы.

Мы можем вести споры о роли экскурсий в жизни человека, выслушивать сторонников деполитизации этого вида культурных мероприятий, изменять экскурсионную тематику, дополнять и изменять содержание экскурсионных тем, давать иное толкование историческим событиям и отдельным этапам в жизни страны. Все это закономерно.

В этой книжке автор раскрывает особенности показа и рассказа, основные методические приемы проведения экскурсии. Впервые были намечены принципы дифференцированного подхода к экскурсантам, предложено их деление на определенные группы. Критерии оценки экскурсионных объектов, названные в книжке, сохранили свое значение до настоящего времени. Многие предложения стали основой организации экскурсионного дела. Назовем лишь некоторые: введение в обиход двух видов текста экскурсии – контрольного и индивидуального; определение роли и структуры методической разработки основных положений подготовки профессиональных экскурсоводов.

Предлагаемый учебник – итоговый труд Бориса Васильевича Емельянова (1918–2001 гг.), который был одним из создателей экскурсионного дела в нашей стране.

С 1969 по 1989 г. он возглавлял Главное экскурсионное управление Центрального совета по туризму и экскурсиям. В последние годы жизни преподавал в Российской международной академии туризма.

Учебник впервые увидел свет в 1999 г. С тех пор неоднократно переиздавался. В нем наиболее полно отражаются теория, методика и практика экскурсионного дела.

Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

В эти годы был осуществлен переход лидерства от учреждений Министерства культуры к профсоюзам – Центральному совету по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) ВЦСПС и его организациям на местах. Большую роль сыграло создание почти тысячи бюро путешествий и экскурсий, экскурсионных бюро в городах, рабочих и курортных поселках страны.

Развитие экскурсионного дела потребовало разработки методологических и теоретических основ. Ведущую роль в этом сыграли Главное экскурсионное управление ЦСТЭ и Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций (ныне Российская международная академия туризма).

После двадцати лет работы, в которой приняла участие экскурсионная кафедра названного института, были определены функции, признаки и аспекты экскурсий, сущность и особенности двух важнейших элементов – показа и рассказа – экскурсионного метода; выработаны классификация экскурсий и дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию населения; разработаны основы методологии и методики, элементы экскурсионной педагогики и психологии, а также определены составные части экскурсионного дела и особенности профессионального мастерства экскурсовода.

Возникновение экскурсионной теории – результат активной познавательной деятельности на местах, обобщения практики десятков тысяч экскурсоводов и методистов. Теория предстала перед нами как комплекс взглядов, представлений и идей, лежащих в основе современного экскурсионного дела.

Наличие индивидуального текста не означает, что он весь должен заучиваться наизусть и доноситься до экскурсантов слово в слово.

Логические переходы

ПРИЕМ (СДАЧА) ЭКСКУРСИИ

УТВЕРЖДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ

При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.
До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела.
Все другие экскурсоводы, в дальнейшем самостоятельно подготовившие данную тему, проводят пробную экскурсию в обычном порядке. Экскурсоводы (независимо от стажа работы) к проведению экскурсии на новую для них тему допускаются только при наличии у них индивидуального текста после прослушивания и издания соответствующего приказа.
Подготовка новой экскурсионной темы представляет сложный процесс. Эта работа считается завершенной, когда подготовленными будут все необходимые документы.
Документация по экскурсионным темам хранится в методическом кабинете.

Таблица 2.2 Документация, необходимая для каждой темы
Контрольные вопросы:

1. Что включает в себя подготовка к экскурсии?
2. Каковы основные этапы подготовки экскурсии?
3. Какие основные направления можно выделить в работе по подготовке новой экскурсии?
4. Кому поручается подготовка новой экскурсии?
5. Какова схема экскурсии?
6. Назовите перечень основных документов, необходимых для проведения экскурсии.
7. Что общего и каково различие между контрольным и индивидуальным текстом?
8. Что такое логический переход и какие виды переходов бывают?
9. Каково значение методической разработки?

2.4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОКАЗА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАССКАЗА

Содержание материала любой экскурсии, форма препод­несения экскурсионного материала и показ объектов, должны строиться на основе требований логики — науки о законах и формах, в которых протекает человеческое мышление. Эти законы должны найти отражение в экскурсионном рассказе, построении речи экскурсовода, а также в видах экскурсион­ного анализа.

К числу логических законов относятся: определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность. Логическая форма — структура, строение мыслей. Логические приемы — сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Методистам и экскурсоводам при создании экскурсии сле­дует учитывать действие основных законов мышления: тожде­ства, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания 2 .

Закон тождества. В экскурсии он находит выражение в том, что в рассказе экскурсовода о каком-либо объекте (событии или явлении) данный объект не должен подменять­ся другим, чтобы понятия в рассказе не имели разного смыс­ла. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тож­дественной сама себе.

Закон противоречия. Он требует, чтобы в ходе рассказа об объекте (явлении, событии) последний не рассматривался как нечто отличное от того, что он собой представляет (т. е. две противоположные мысли не могут быть истинными в одно и то же время, если они относятся к одному и тому же предмету или явлению и по своему содержанию противоре­чат друг другу). Это означает, что какая-либо мысль в рас­сказе экскурсовода не может менять свое содержание в те­чение всей экскурсии (т. е. никакое суждение не может быть одновременно истинным и ложным). Авторы экскур­сии не должны допускать противоречий в толковании исто­рических событий или оценке объектов, высказывать по­лярные (т. е. противоположные) мнения по одному и тому же вопросу.

Закон исключенного третьего говорит о том, что между ут-

верждением и отрицанием чего-либо нет ничего третьего. Если одна мысль утверждает, другая — отрицает, то истинным явля­ется одно из этих мнений, а не какая-то третья мысль. При выдвижении в экскурсионном рассказе вариантных суждений по поводу одного события или объекта, экскурсовод выбирает предпочтительный вариант, тем самым утверждая его истин­ность. При этом к другому варианту высказывается отрица­тельное отношение.

Закон достаточного основания требует, чтобы всякая мысль была обоснованной. Только при этом условии она может быть признана истинной. Любая истинная мысль должна быть подтверждена другими мыслями, истинность которых бесспорна, т. е. доказана. В рассказе экскурсовода следует избегать голословных, необоснованных суждений. Всякое суждение должно быть надлежащим образом обос­новано.

Владение законами логики позволяет методистам и экскур­соводам успешно решать следующие логические проблемы:

• обеспечение доказательного изложения экскурсион­ного материала с помощью убедительных доводов и прежде всего умелого использования зрительных аргументов;

• определение логической последовательности в освеще­нии исторических событий, характеристике фактов и приме­ров;

• формулирование выводов, заключающих словесную часть экскурсии и ее зрительный ряд;

• выбор логической схемы в использовании каждого ме­тодического приема показа и рассказа;

• выработка оптимальной композиции экскурсии, ее структуры, обеспечивающей логическое раскрытие темы.

Выполнение требований логики в экскурсии имеет свои особенности. Главная из них состоит в том, что словесно изложенные тезисы и положения поясняются в основном с помощью зрительных аргументов.

В процессе познания действительности человек приобре­тает новые знания. Они подразделяются на две части: а) знания, получаемые при воздействии предметов окру­жающего нас мира на наши органы чувств; б) знания, полу­чаемые путем выведения из знаний, уже имеющихся. По­следние получили название выводных или опосредованных знаний 1 . Большое значение для практики имеет владение экскур­соводом логической формой получения знаний. Такой фор­мой является умозаключение — форма мышления, с помо­щью которой из одного или нескольких суждений выводит­ся новое суждение. В экскурсиях, где используется порой неоднозначный материал, умозаключение, основанное на логике, позволяет сделать правильные выводы. Любое умо­заключение состоит из трех ступеней: посылок, вывода и заключения. Посылки — исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Вывод — логический переход от посылок к заключению. Заключение — новое суждение, по­лучаемое от посылок.

Логическое построение материала экскурсии оказывает целенаправленное воздействие на экскурсантов, обеспечива­ет наиболее полное понимание и запоминание показанного и рассказанного экскурсоводом. Логика мыслей и действий руководителя экскурсии вызывает интерес экскурсантов, приковывает их внимание к теме, заставляет самостоятельно мыслить по поводу излагаемого материала, подводит экс­курсантов к правильным умозаключениям.

Главная особенность логического перехода состоит в том, что он является связующим и для частей показа (между со­бой), и для частей рассказа. Он представляет собой словес­но-зрительный мостик между зрительными объектами и словесно излагаемыми основными вопросами и подтемами.

Значение логических переходов в экскурсиях велико. Предваряя содержание очередной подтемы, вызывая нуж­ные эмоции участников экскурсии, такие переходы создают необходимые условия для лучшего усвоения подтем и цело­стного усвоения всей темы.

В методической литературе делается попытка выделить варианты логических переходов с помощью понятий:

— подчиненных, когда после объяснения конкретных фак­тов доблестного труда людей в тылу, экскурсовод переходит к широкому показу событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

— тождественных, когда от рассказа о лесных массивах в природоведческих экскурсиях экскурсовод делает логиче­ский переход к показу лесостепной зоны;

— соотносительных, когда с помощью логического пере­хода внимание экскурсантов направляется на сопоставле­ние только что показанного памятника с другим, который будет показан, одной проблемы, о которой шла речь, с другой, которой посвящается дальнейший рассказ экскур­совода;

— соподчиненных, когда логический переход делается от характеристики одного события, например, боевых действий одного воинского подразделения, к характеристике сраже­ния в целом (Сталинградская битва).

Все эти варианты логических переходов используются между подтемами с целью объединения материала в единое целое.

Кроме того, при подготовке контрольного текста и мето­дической разработке экскурсии ставится задача — связать между собой отдельные составные части подтем, в особен­ности основные вопросы, входящие в подтему. Такая логи­ческая связь способствует более глубокому раскрытию подтемы.

В ходе экскурсии в рассказе широко используются логи­ческие суждения, которые являются формой мысли, утвер­ждающей или отрицающей что-либо в связи с наблюдаемым объектом. Логические суждения могут быть направлены на решение следующих задач:

выделение предмета наблюдения из окружающей среды, отделение его от других объектов На этом построен методический прием абстрагирования;

• раскрытие (наблюдение) определенной части внеш­него вида объекта. На этом построены различные формы экскурсионного анализа;

• рассмотрение отношений между объектом в целом и выделенной его частью.

Владение законами логики помогает экскурсоводу ре­шить ряд задач, стоящих перед экскурсией, добиться убеди­тельности в изложении материала, необходимой связи мыс­лей, понимания и запоминания материала экскурсантами. Поэтому законы и требования логики должны быть учтены при разработке новых тем (в отборе фактического материала и логических переходов), объединении основных вопросов в подтему и подтем — в единое стройное целое. Авторы экс­курсий при составлении маршрута, оформлении содержания контрольного текста л методической разработки руково­дствуются логикой развития экскурсионной темы. Методи­ческие работники и экскурсоводы при подготовке экскур­сии, строя показ объектов, исходят из требований логики: обеспечить последовательность действий экскурсовода, вы­делить ступени показа, подкрепить их методическими приемами. На этой основе построена система заданий экс­курсантам, наблюдающим экскурсионный объект.

Логические законы в процессе подготовки и проведения экскурсий играют важную роль. Вся экскурсионная методи­ка, ее приемы построены с учетом законов и требований логики. Участие в экскурсиях должно способствовать фор­мированию логического мышления у участников мероприя­тий. Работа экскурсовода по подготовке и проведению экс­курсий ведется с учетом законов и требований логики, за­ставляет логически мыслить самого экскурсовода.

Ошибкой организаторов экскурсионного процесса явля­ется подмена зрительных аргументов с использованием объ­ектов пространными рассуждениями экскурсоводов

Знание законов и требований логики, умелое примене­ние их в ходе подготовки и проведения экскурсии являются основой эффективности экскурсионного процесса Логиче­ская стройность и хронологичность в экскурсии — важные условия восприятия экскурсионного материала

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



37. Логика и элементы психологии в экскурсии

Логические законы должны находить отражение в экскурсионном рассказе, построении речи экскурсовода, а также в видах экскурсионного анализа. К числу логических законов относятся: определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность. Логические приемы — сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Методистам и экскурсоводам при создании экскурсии следует учитывать действие основных законов мышления: тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. В экскурсии закон тождества находит выражение в том, что в рассказе экскурсовода о каком-либо объекте (событии или явлении) данный объект не должен подменяться другим, чтобы понятия в рассказе не имели разного смысла. Закон противоречия требует, чтобы в ходе рассказа об объекте (явлении, событии) последний не рассматривался как нечто отличное от того, что он собой представляет. Закон исключенного третьего говорит о том, что между утверждением и отрицанием чего-либо нет ничего третьего. Закон достаточного основания требует, чтобы всякая мысль была обоснованной. Только при этом условии она может быть признана истинной.

В ходе экскурсии в рассказе широко используются логические суждения, которые являются формой мысли, утверждающей или отрицающей что-либо в связи с наблюдаемым объектом. Логические суждения могут быть направлены на решение следующих задач: выделение предмета наблюдения из окружающей среды, отделение его от других объектов; раскрытие (наблюдение) определенной части внешнего вида объекта; рассмотрение отношений между объектом в целом и выделенной его частью. Владение законами логики помогает экскурсоводу решить ряд задач, стоящих перед экскурсией, добиться убедительности в изложении материала, необходимой связи мыслей, понимания и запоминания материала экскурсантами. Поэтому законы и требования логики должны быть учтены при разработке новых тем.

Основой для появления различных психических состояний являются конкретные условия, в которых находятся экскурсовод и экскурсанты: состояние здоровья и погодные условия. Методистам и экскурсантам в ходе подготовки экскурсии необходимо учитывать способности, темперамент, другие природные качества экскурсантов (память, наблюдательность, тудолюбивость), уровень активности. Различают несколько видов психического состояния личности — общее психическое состояние, которое служит основой восприятия, эмоциональное состояние (настроение), интеллектуальное творческое состояние, волевое состояние (готовность к действиям). Методистам и экскурсоводам в ходе подготовки и проведения экскурсии необходимо учитывать такие черты ее участников, как способность, характер, темперамент, а также природные качества — память, наблюдательность, воображение и сообразительность.

Познание — процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении. В то же время это взаимодействие субъекта (экскурсанта) и объекта (памятника), в ходе которого субъект получает знания. Процесс познания на экскурсии происходит по схеме: наглядность — восприятие (ощущение, представление) — формирование понятий на основе получения экскурсантами представлений. Экскурсия как процесс познания представляет собой предметно-чувственную, практическую деятельность людей. Объекты познания — предметы внешнего мира — памятники истории и культуры, природы, исторические места и др. Различают 2 вида познания: чувственное – ощущение, восприятие, представление; логическое – приводит к определенным выводам.

Ощущение — представляет собой чувственный образ, психический процесс отражения человеческим мозгом отдельных свойств предметов и явлений. Ощущения позволяют человеку отображать в своем сознании такие свойства и качества предметов и явлений, как их размеры, форму, звук, температуру, запах, скорость, твердость, тяжесть и др. Восприятие представляет собой результат воздействия на органы чувств объекта. Совокупность ощущений представляет собой то, что называется восприятием. Восприятие в экскурсии — результат воздействия объекта и устной информации на органы чувств экскурсанта. Восприятия подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Для экскурсий являются обязательными сосредоточенность внимания и единство переживания. Одной из задач экскурсовода является дать экскурсантам установку на восприятие объектов, наблюдение определенных деталей и особенностей памятников. Установки могут быть направлены на запоминание событий, фактов, приводимых в рассказе экскурсовода.

Способы активизации восприятия материала: процесс узнавания объекта; различные формы рассказа; представление (в виде воспоминаний и воображения). Результатом мышления является образование понятий. Понятие – итог познания объекта и явления. Формы мышления (суждения и умозаключения). Экскурсионная методика опирается на следующие методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Важную роль в познании играет – память. Основными процессами памяти являются: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, воспоминание. Виды памяти: произвольная и непроизвольная; непосредственная и опосредованная; кратковременная и долговременная. Особые виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая. Типы образной памяти: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.

Воображение на экскурсии представляет процесс создания представлений и мысленных ситуаций. Виды воображения: воссоздающее основывается на рассказе с использованием схем, рисунков с целью точного воспроизведения объекта в сознании экскурсантов; творческое воображение позволяет экскурсоводу создавать новые зрительные образы.

Диплом на заказ

Узнать стоимость написания работы -->

Читайте также: