Литературный характер это кратко

Обновлено: 21.07.2024

Хара́ктер художественный, образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрывается как исторически обусловленный тип поведения, так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Принципы и приемы воссоздания характера различаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображения жизни, от литературного рода произведения и жанра; они в большой мере определяют лицо литературного направления.

- (от греч. character - черта, особенность) - художественный образ человека, в котором, в отличие от типа, преобладают индивидуальные черты, социальная, бытовая, психологическая обусловленность свойств личности, проявляющихся в тех или иных обстоятельствах, причем индивидуальное может раскрываться на фоне типического и наоборот (например, Гамлет У. Шекспира - типичный человек конца эпохи Возрождения, но в то же время носитель присущих только ему качеств личности).

Словарь литературоведческих терминов . С.П. Белокурова . 2005 .

Смотреть что такое "характер литературный" в других словарях:

характер литературный — см. литературный характер … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Характер (литератур.) — Характер литературный, образ человека, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определённостью, через который раскрываются как обусловленный данной общественно исторической ситуацией тип поведения (поступки, мысли, переживания, речевая… … Большая советская энциклопедия

Литературный немецкий язык — Литературный (кодифицированный) немецкий язык (нем. deutsche (kodifizierte) Literatursprache) язык немецкой литературы, формировавшийся на протяжении всей истории немецкого (верхненемецкого) языка, характеризующийся строгими письменными и… … Википедия

Литературный сценарий — (ист. и спец. применяется в кинематографе) законченное кинодраматургическое произведение. Он должен содержать полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалоги и раскрывать образы… … Википедия

литературный характер — (греч. charakter черта, особенность) художественное воплощение совокупности устойчивых психических особенностей, образующих личность литературного персонажа; в литературном характере запечатлевается как обусловленный общественно исторической… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Литературный язык — Литературный язык основная, наддиалектная форма существования языка, характеризующаяся большей или меньшей обработанностью, полифункциональностью, стилистической дифференциацией и тенденцией к регламентации. По своему культурному и социальному… … Лингвистический энциклопедический словарь

ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЫТ — ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЫТ, особые формы быта, человеческих отношений и поведения, порождаемые литературным процессом и составляющие один из его исторических контекстов; термин введен Б. М. Эйхенбаумом и Ю. Н. Тыняновым (в 1927 — 1929). Л. б., не… … Литературный энциклопедический словарь

Литературный фонд — неофициальное название Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым, учрежденного в 1859 г. в Петербурге [из провинциальных городов Общества вспомоществования нуждающимся литераторам существуют только в Одессе и Саратове. Ср. еще… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Литературный характер – это совокупность черт литературного героя, в которой индивидуальные особенности являются отражением типического, обусловленного эстетическим и идейным замыслом автора, а также явлением, составляющим содержание произведения.

Характер в литературе

Характер является одним из главных составляющих литературного произведения. Характером называется совокупность психологических свойств, которые составляют образ литературного персонажа. Какие-либо отдельные детали образа персонажа, проявляющиеся в поведении, в действии, в тех или иных обстоятельствах, составляют многоплановый мир героя.

Понятие характера относится к категории содержания художественного произведения. данный термин употребляется при анализе идеи произведения, определении его пафоса. В широком значении данного термина все герои и образы любого текста носят типический характер. В эпоху античности, еще задолго до появления науки о человеке, вовлеченность человека в область бескомпромиссных законов судьбы, рока была главной темой литературы. В эпосе герой полностью зависит от божества, он не может совершать действия самостоятельно. Как отмечал Б. Снелл, он может быть характером, однако еще не является личностью. Герой обладает всеми качествами, что и божество, однако он является жертвой этих свойств. Отсюда и обозначение характера героя маской в античном театре.

Художественный характер – это органическое общество индивидуального, неповторимого и общего, повторяющегося; субъективного и объективного. В результате в искусстве характер становится новой реальностью, личностью, художественно сотворенной, которая отображает реальный человеческий тип и идеологически проясняет его. Именно эта концептуальность литературного образа составляет отличие понятия характера в литературоведении от значений данного термина в философии, социологии, психологии.

Готовые работы на аналогичную тему

Представление о характере литературного персонажа формируется с помощью внутренних и внешних жестов, в том числе в речи персонажа, внешности, авторскими характеристиками, ролью и местом персонажа в развитии сюжета. Соотношение характера и обязательств в пределах произведения составляет художественную ситуацию. Возникающие противоречия между обществом и человеком, между природой и человеком, внутренние противоречия характеров находят воплощение в художественных конфликтах.

Восприятие характера в разные исторические периоды

Восприятие характера в разные исторические периоды отличалось:

  • В литературе эпохи античности персонаж отличались не характером, а ролью в описываемых событиях;
  • В эпоху Возрождения характер соотносится с его ситуативной функцией;
  • В классицизме характер возвращается к жесткой статичности; герой вынужден выбирать между долгом и чувством.

Критический реализм 19 века открыл характер как воссоздание индивидуального, исторически неповторимого взаимоотношения среды и личности.

Новое понимание художественного характера было предложено Гегелем. В его понимании характер – это цельная человеческая индивидуальность, в которой раскрываются всеобщие субстанциальные силы действия. Характер – это средоточие изображения, так как он объединяет в себе индивидуальность и всеобщность в качестве моментов своей целостности. Характер обнаруживается во всем разнообразии своих индивидуальных особенностей. Он должен быть самостоятельным миром, живым человеком, а не абстракцией одной черты характера. Эта теория, основанная на художественных достижениях прошлого, во многом предвосхитила практику последующей литературы реализма, в которой присутствует саморазвивающийся характер. В этом случае характер – это индивидуальность незавершенная и незавершимая, определяемая ее беспрерывным взаимодействием с историческими обстоятельствами.

Постгегелевская литературная теория выдвинула проблему концептуальности характера и разработала его, установила необходимость наличия авторского идеологического понимания при изображаемого характера.

В реалистической литературе 19-20 века воплощаются различные характеры, авторские концепции, част противоположные.

Для литературы 60-70 годов 20 века характерен акцент на нравственную активность личности, ее ответственность за судьбы других людей и за свой духовный мир.

представителями социальных групп, а также внутренние противоречия человеч. Х., находят свое худож. воплощение в коллизиях (конфликтах) литературных произведений.

В эстетике принципиально новое понимание Х. (отличное также и от романтич.) было выдвинуто Гегелем:

и политич. действительность в ее революционном развитии — в связи с чем социально-психологич. индивидуальность Х. в произв. М. Горького и А. Толстого, А. Фадеева и М. Шолохова и др. сов. писателей заостряется, сгущается в индивидуальность конкретно-историческую.

Читайте также: