Литература раннего средневековья 6 класс кратко

Обновлено: 19.05.2024

Литература средневековья, кратко описанная, в эпоху с IV по XV век, обязана своему существованию трем источникам:
1. фольклору – к нему относились обрядовые и трудовые песни, сказки, эпосы;
2. античной литературе – особенно произведениям Вергилия и Овидия;
3. христианству – Священное писание, жития святых, религиозные песни и гимны.
Свое начало средневековье берет после распада Великой Римской империи, и поэтому долгое время письменная литература существовала на латинском языке. Этот язык был знаком немногим – наиболее образованным феодалам и представителям церкви.
Литература средневековья, кратко изложенная, делилась на следующие виды: религиозная, городская и рыцарская.
Религиозная литература занимала центральное место, поскольку влияние церкви было очень сильным. Городская включала в себя басни и театральные жанры, такие, как фарс (комическая пьеса), мистерия, миракль.
Самой многочисленной и интересной была рыцарская литература. Институт рыцарства, как и церковь, играл важную роль в Средние века. Этот вид включал в себя следующие жанры:


Эпоху средневековья можно условно разделить на периоды:

  • VI-X столетие, период раннего средневековья,
  • XI - XIII столетие, расцвет средневековья,
  • конец XIV столетия - конец XVI , начало XVII столетия, зрелое средневековье. Эпоха Возрождения.

Каждому периоду соответствует характерная именно для этого времени литература.

Раннее средневековье

Следует за античным периодом, и начинается сразу же после прекращения существования Западной Римской империи, конец V, начало VI столетия. Люди дохристианского периода поклоняются разным богам, языческая культура накладывает свой отпечаток и на литературу. Произведения античного периода написаны в основном латынью, языком традиционного общения, и языком существовавших научных трудов. Начиная с VI столетия, научные труды и литературные произведения начинают писать языком народа, который создает эти произведения. Сочинения античности это мифы, легенды, оды.

Период раннего средневековья характеризуется переходом от язычества к христианству, соответственно меняется и сама литература. В произведениях христианского периода появляется героический эпос, песни, сказания отдельных народов. В тех случаях, если у народа отсутствовала собственная письменность, художественные произведения появлялись на латыни. Если народность достигала своего высшего развития и имела национальную письменность, и алфавит, произведения писались языком этого народа. Наиболее значимыми образцами литературы раннего средневековья стали англосакская "Поэма о Беовульфе", ирландские саги, немецкая "Песнь о Хильдебранте". Среди лучших произведений французская "Песнь о Роланде" 1100 года, испанская "Песнь о моем Сиде", немецкая "Песнь о Нибелунгах".

Вся латинская литература условно делится на:

  • церковно-религиозную,
  • научную,
  • поэзию вагантов - бродячих певцов, главным направлением их творчества было обвинение правящей верхушки и возвышенная любовная поэзия.

Период расцвета

Характеризуется появлением разнообразной и более многоплановой литературы. В это время меняется общественная жизнь в Европе. К XI столетию появляются и укрепляются феодальные отношения. Литература развитого средневековья подразделяется на два периода: XI- XII столетия, и XIII начало XIV столетия.

Первая половина характеризуется полным формированием феодального общества, и переходом рыцарства в элитное правящее сословие. Ценности рыцарства из военно-героического направления передвинулись в сторону деликатного благородства. Идет борьба отдельных феодалов за главенство, и начинается объединение феодальных земель в государства. С укреплением религии, идет борьба папского престола с королями за верховное руководство и главенство в обществе. Начинается перевод работ древнегреческих ученых Архимеда, Гиппократа, Эвклида на латинский язык. Появляется светская культура. Развивается рыцарская литература, основными жанрами которой является лирика и роман. Главная роль принадлежит поэтам Прованса, названными трубадурами. Появились разновидности поэтической лирики: сирвента, тенсона, кансона, альба, серенада, пасторела. Важный памятник этого периода эпический роман Кретьена де Труа "Роман о Тристане и Изольде", второй половины XII века. Формируется городская литература, важнейшими составляющими которой стали сатира и дидактика. Яркий представитель литературы сказы, романы, миракли, фаблио Рютбефа - "Завещание осла", конец XIII столетия.

Вторая половина периода расцвета, XIII начало XIV века, характеризуется разрушением феодализма и укреплением монархии. В литературе появляется отдельный жанр историографии. Особое место занимают "Хроники" Жана Фруассара. Любовную лирику трубадуров заменили баллады и королевские песни. Появляются профессиональные поэты, пишущие стихи на заказ.

Эпоха Возрождения

Включает периоды конец XIV столетия - конец XVI, начало XVII столетие. Происходит разрушение феодального образа жизни и формирование новых капиталистических отношений. Литература делает огромные шаги в своем развитии. Главенствующую роль в произведениях поэтов и писателей занимает человек, а темами является борьба за доброту, духовность и разум. На первый план выходит реальный герой со своими чувствами, широким показом действительности со всеми разногласиями, включением элементов приключений, реализм Ренессанса. Это прослеживается в сочинениях Петрарки, Шекспира, Рабле и Сервантеса.

В первой половине XVI столетия, развивается прозаическое направление, в частности возникают новеллы, в итальянских традициях гуманизма. Появляется "Великий образец новых новелл" Никола де Труа, 1536 год, "Сто новых новелл" Филлипа де Виньоля. В поэзии более востребованным становится сонет. Пользуются популярностью драматургия, произведения Лопе де Вега и Шекспира. Развивается публицистика и философия.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Литература раннего средневековья (V-XI вв) Выполнил: Чабанов Сергей ученик 6.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Литература раннего средневековья (V-XI вв) Выполнил: Чабанов Сергей ученик 6.

Литература раннего средневековья (V-XI вв) Выполнил: Чабанов Сергей ученик 6 класса МКОУ Новочановской СОШ Барабинского района Новосибирской области

1. Создавалась на основе фольклора местных народностей – варварских племен –.

1. Создавалась на основе фольклора местных народностей – варварских племен – кельтов, германцев и их языках; 2. на основе литературы античности и на латинском языке; 3. при огромном влиянии христианства Особенности литературы раннего средневековья:

Жанры литературы раннего средневековья: 1) Жития святых и Евангелие 2) Хроник.

Жанры литературы раннего средневековья: 1) Жития святых и Евангелие 2) Хроники 3) Эпические песни

Жития святых и Евангелие Рассказы о подвигах людей признанными церковью мучен.

Жития святых и Евангелие Рассказы о подвигах людей признанными церковью мучениками, о муках, которые они пережили ради веры в Иисус Христа, о борьбе со злом

Житие святого Алексея” (середина XI в.), В нем рассказывается о подвиге свято.

Житие святого Алексея” (середина XI в.), В нем рассказывается о подвиге святости, совершенном знатным римским юношей Алексеем, который, бросив обычную жизнь, 17 лет провел вдали от дома, живя милостыней; вернувшись же неузнанным, прожил еще 17 лет при доме своего отца, творя молитвы и снося насмешки слуг; а святым его признала церковь за то, что одно только прикосновение к его мертвому телу исцеляет больных и увечных.

Келлская книга ок. 800 г Создана ирландскими монахами (кельтами), состоит из.

Келлская книга ок. 800 г Создана ирландскими монахами (кельтами), состоит из четырех рассказов на латинском языке. Книга богато украшена миниатюрами и узорами. Хранится в музее.

Хроники История событий, написанная по годам. Писалась монахами в монастырях.

Хроники История событий, написанная по годам. Писалась монахами в монастырях на латинском языке

Хроники Священник Григорий Турский написал историю франков

Хроники Священник Григорий Турский написал историю франков

Хроники Исидор Севильский написал историю готов и вандалов Кстати, 4 апреля –.

Хроники Исидор Севильский написал историю готов и вандалов Кстати, 4 апреля – День Святого Исидора и День Интернета. Исидор Севильский – покровитель Интернета

Хроники Беда Достопочтенный написал историю англов Павел Диакон «Римскую исто.

Эпические песни Сказания о великих героях прошлого, их исполняли под музыкаль.

Эпические песни Сказания о великих героях прошлого, их исполняли под музыкальные инструменты – арфу или виолу.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 508 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 27. Средневековая литература

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.05.2019 3078
  • PPTX 12.7 мбайт
  • 61 скачивание
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Драгунова Олеся Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 27. Средневековая литература

Что вы помните о короле Артуре и рыцарях Круглого стола?

1. Литература раннего Средневековья. В начале Средневековья европейцы более всего читали Евангелие и жития святых, в которых рассказывалось о подвигах людей, признанных церковью мучениками. В житиях описывалось, как они истязали себя, чтобы подавить соблазны и душой приблизиться к Богу. Герои житий совершали чудеса и терпели муки ради веры, ради правды и спасения людей, они смело боролись с несправедливостью и злом.

С VI—VIII веков в культуру Западной Европы всё больше входят хроники — рукописи, рассказывавшие об истории народов и о современной хронисту жизни. В хрониках события излагались по годам, так как они следовали друг за другом. Повествование начиналось обычно от Сотворения мира и заканчивалось современными событиями. Наряду с тем что происходило на самом деле, хроники сообщали легенды и вымыслы.


Состязание поэтов в честь дам. Средневековая миниатюра

2. Рыцарская литература. В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Провансальские поэты-певцы назывались трубадурами. Среди поэтов встречались короли и знатные феодалы, но было много рыцарей, реже — горожане. Известны сотни поэтов, которые жили во второй половине XII—XIII веке; до нас дошло и около 30 имён женщин-поэтесс.

В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труверами и миннезингерами (в переводе — певцы любви).

В рыцарской поэзии (её называют также куртуазной, то есть придворной) был создан образ идеального рыцаря. В стихах воспевались теперь не только верность сеньору, щедрость, благородство — рыцарь должен быть изящным, вежливым, привлекательным.

В те же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. Сначала это были обработки античных сказаний и историй, но античные герои вели себя в них как средневековые рыцари, а осада Трои изображалась как штурм феодального замка. Особенно ярко в романах отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Романы переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, великаны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей. Популярная тогда легенда о беззаветной любви и горестной судьбе Тристана и Изольды — один из самых поэтичных сюжетов в мировой литературе; она была записана в XIII веке.

Все желанны, все равны,

к нам вступая в братство,

невзирая на чины,

Наша вера — не в псалмах!

Господа мы славим тем,

что в горе и слезах

брата не оставим…

Будет ныне учреждён

наш союз вагантов

для людей любых племён,

званий и талантов.

Все — храбрец ты или трус,

принимаются в союз

(Перевод Я Гинзбурга)

Что ценили средневековые студенты, судя по тексту песни?

3. Городская литература. В XII веке начался расцвет городской литературы. Горожане любили короткие рассказы в стихах и басни на бытовые темы. Их героями чаще веет были ловкий, хитрый горожанин или весёлый, находчивый крестьянин. Они неизменно оставляли в дураках своих противников — чванливых рыцарей и жадных монахов.

С городской литературой связаны стихи вагантов (в переводе с латинского — бродяг). Вагантами называли школяров и студентов, которые в XII—XIV веках кочевали но городам и университетам Европы в поисках новых преподавателей. Это был буйный и весёлый народ, внушавший опасение церковным властям и благонамеренным бюргерам. Ваганты сочиняли стихи на латинском языке. Они прославляли любовь и вино, высмеивали лицемерие, жадность и обман, особенно в среде священников и на папском троне. Наиболее прославился своими стихами французский вагант Франсуа Вийон (XIV век); музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы.

В сопровождении великого римского поэта Вергилия Данте посещает ад и чистилище, а по раю его ведёт Беатриче. В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание. В аду Данте поместил кровожадных властолюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов. В центре ада — сам дьявол, грызущий предателей. Данте поместил в ад и нескольких пап. В его изображении грешники не тени, а живые люди: они ведут с поэтом беседы и споры, в аду бушуют политические распри. Данте беседует с праведниками в раю и, наконец, созерцает Богоматерь и Бога.

Картины загробного мира нарисованы так живо и убедительно, что современникам казалось, будто поэт видел это своими глазами. А описал он, по существу, многообразный земной мир с его противоречиями и страстями.


Данте Алигьери. Фрагмент фрески XV в.

Данте активно участвовал в политической борьбе в родном городе, он принадлежал к группе противников папы. Но сторонники папы взяли верх, и Данте приговорили к изгнанию из Флоренции. Около 20 лет, до конца жизни, он скитался по городам Италии, много страдал, тосковал по родине и умер в Равенне, где провёл последние годы при дворе местного правителя.

1. Перечислите известные вам средневековые эпические поэмы.

2. Какие качества человека воспевали рыцарские поэты?

4. Почему Данте считают самым великим поэтом Средневековья?

5. Измените названия пунктов параграфа так, чтобы все они имели вопросительную форму.

1. Как влияли куртуазная поэзия и рыцарские романы на поведение рыцаря в жизни?

2. Как в средневековой литературе было отражено сословное деление общества? С помощью справочной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов уточните, были ли произведения, которые знали люди разных сословий.

3. В тексте учебника не рассказано о крестьянской литературе. Проведите исследование: можно ли говорить о существовании в Средневековье особой, крестьянской литературы?

Особенности становления литературы Средневековья

На зарождение и развитие литературных трудов Средневековья повлияли три основных фактора: традиции народного творчества, культурные влияния античного мира и христианство.

В Средние века возникает новая, отличающаяся от античности, система эстетического мышления. Средневековая мысль сочетает систематическое исследование наследия прошлых эпох с восприимчивостью к разнообразным влияниям, а также с умением заново открывать и пользоваться древними недрами местной, крестьянской культуры под влиянием римской цивилизации.

Средневековая литература

Этот период охватывает III-XV вв. и содержит несколько направлений:

  • клерикальное – религиозные тексты: жития, сочинения церковников, толкования древних сочинений;
  • придворное – сочинения для аристократии: рыцарские романы, советы, хроники, наставления, лирическая поэзия;
  • городская литература: театр, циклические поэмы, новеллы.

При этом произведения делятся на высокие (клерикальные, придворные) и низкие (городские).

На зарождение и развитие литературных произведений Средневековья повлияли три основных фактора: традиции народного творчества, культурные влияния античного мира и христианство.

Исследователи отмечают некоторое сходство литературных работ XI-XIV вв. с фольклором. Однако данное сравнение не нужно понимать слишком буквально. Фольклорная сказка или песня поддаются постоянному изменению, тогда как литературный текст характеризуется конкретностью и намеренной неповторимостью.

Средневековые произведения обладают двойственной позицией относительно данных крайних точек. Некоторые из них, к примеру, большая часть романов, схожи с сочинениями в современном понимании, а другие, как например, песни о деяниях, находятся ближе к фольклорному жанру, а вся поэзия дидактических exem­pla и фаблио практически соединяется с ним.

Процесс становления средневековой литературы отличается демифологизацией, проявлявшейся по-разному. Античные мифологические сюжеты и поэтика перевоплотились в поверхностную игру выразительных средств при дворах Карла Великого, Юстиниана и Оттона.

Мифологичность ранних национальных литератур (ирландской, исландской) проявляется в сказочности – изящных и авантюрных деталях куртуазной литературы. Параллельно совершается смена аффективной мотивации действий персонажей на более сложную – морально-психологическую.

Самые значимые поэты высокого Средневековья и раннего Возрождения, такие как Данте, Чосер, Боккаччо, утвердили жанры немифологических трудов и новой поэтики, в основе которой заложен акцент на вероятность и общеизвестность изложенного материала.

Литература латыни и народная литература

Исследователи XIX века выделяли две разновидности средневековой литературы: ученую и народную. Тогда подобное разделение казалось правдоподобным, так как содержало социальную семантику: к первому типу относились тексты на латыни и придворная поэзия, а ко второму — все остальные сочинения первородного искусства.

Сегодня средневековую литературу разделяют на латинскую и литературу на народных языках (романских и германских). Отличия между ними основательны. В течение долгого времени ни литературные формы латыни не имели соответствий в народных языках, ни, напротив, романо-германские формы – в латыни.

Если встречается совпадение каких-либо фактов данных литератур, то они всегда отделены друг от друга внушительным промежутком времени. Народные языки переняли из латыни множество приемов. Единственным образцом латинского жанра, усвоенного в первоначальном виде народным языком, является животная басня Эзопа. Тогда как современная филология категорически отреклась от концепции, согласно которой пастурель или фаблио восходят к латыни.

Средневековая литература

В начале XII века при англо-нормандском дворе стартовал процесс перевода текстов с латыни на романский язык. Около полувека англо-норманы работали в одиночестве, и только с середины столетия к ним примкнули пикардийские переводчики. Количество переводчиков увеличивается уже в начале XIII века, когда в культурном балансе повышается число школ.

Данная деятельность преследовала в основном практическую цель: переводчик, чтобы угодить заказчику, создавал что-то вроде литературного аналога оригинала, как правило посредством стиха – восьмисложника, который в то время надежно закрепился в повествовательной традиции.

Средневековые литературные жанры

Поэзия. В лирике поэтов Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери отражается полностью сформированная новая поэзия с абсолютным обновлением лексики. Содержание обогатилась абстрактными понятиями.

Стих и музыка. Даже когда в XII и XIII веке устная доминанта постепенно стирается, поэтические формы продолжали нести на себе ее отпечаток. Произведения адресовались публике, которая была воспитана на взгляде и жесте. Эпопею пели или читали нараспев, лирические вставки в романах также предназначались для пения.

Средневековая литература

Куртуазная лирика. К героическому идеалу стал примешиваться этический и даже эстетический. Эпос был потеснен лирикой —интимной, художественно исследующей человеческие чувства и переживания. Именно любовная лирика выходит на первое место в рыцарской или куртуазной поэзии.

Характерна строжайшая жанровая регламентация куртуазной лирики — кансона (песнь о любви), сирвента (полемическое по тону стихотворение), тенсона (спор между двумя стихотворцами), пасторела (встреча рыцаря с пастушкой), альба (тайное свидание с любимой).

Рыцарский роман. В отличие от героического эпоса, рыцарский роман предполагает прежде всего вымысел. Авторы рыцарских романов ставили перед собой задачу развлечь читателя, доставить ему эстетическое наслаждение, отвлечь от мира повседневности и перенести в сферу чудесных грез. Поэтому в рыцарских романах столь силен фантастический элемент.

Другой обязательный элемент рыцарского романа — любовь, вдохновляющая героя на множество подвигов в честь прекрасной дамы. Подчеркнем, что подвиги эти совершаются не ради общего дела, а ради личной славы, что обусловлено начавшейся атомизацией общества и, соответственно, приматом индивидуального над общим.

Городская литература. Появляется в XIII столетии. Городская литература противопоставляет личный интерес и своекорыстный расчет, возвышенной любви — грубоватую эротику, миру фантазий и вымысла — изображение обыденной жизни, царству прекрасных грез — здравый смысл и трезвую рассудительность, меланхолическому настроению — юмор и осмеяние и, наконец, самодовлеющему искусству — дидактизм и назидательность.

Этот жанр тесно связан с народным творчеством, с бытовыми сказками. Особенно популярен юмористический рассказ в стихах, называемый во Франции фабли, а в Германии шванком.

Еще один жанр средневекового театра — моралите, формируется в XV в. во Франции и в Англии. Этот жанр имеет откровенно дидактический, нравоучительный характер. Что касается народно-комического театра, то сохранилось не так уж много записанных пьес. Среди них — две короткие пьески Адама де ла Аль (XIII в.),

Таким образом, средневековая литература резко отличается от античной — и по идеологии, лежащей в ее основе, и по системе жанров, и по кругу тем. Практически все общие черты античной и средневековой словесности можно объяснить прямым заимствованием, особенно в эпоху позднего средневековья, в условиях каролингского и оттоновского возрождений.

Одним из важнейших достижений средневековой словесности следует признать недоступный античности психологизм, оказавший огромное влияние на литературу последующих веков.

Читайте также: