Литература при брежневе кратко

Обновлено: 06.07.2024

Достигла небывалого раз-цвета!
Чему любой застой немало способствует - унаваживает, что ли?!

Самое главное, сохранялась питательная среда - Читатель, способный воспринимать Слово не только с листа, но и со слуха.
К искусственно раздутому книжному буму это относится в меньшей степени, хотя тот и способствовал высокому статусу литератора.
Тем более - работала налаженная сеть книготорговли.

Помимо "чисто совецких" литераторов первого призыва проявилась целая череда последователей "русских авторов советского периода" - Маяковского и Есенина, Шолохова и Паустовского, Бабеля и Булгакова. Несколько условное разделение на "городскую" и "деревенскую" прозу способствовало развитию ряда жанров в борьбе за читателей самых разных весовых категорий. К таковой борьбе подключались литературные группы вокруг разнонаправленных, но авторитетных "толстых журналов" - "Нового мира", "Нашего современника", "Знамени", "Невы", "Москвы", "Дружбы народов", "Иностранной литературы" и пр.
В эту пору достигли литературной зрелости такие авторы как Трифонов, Нагибин, Шукшин, Белов, Конецкий, Бондарев и пр.
С именем последнего связано представление о так называемой "военной прозе" - произведениями фронтовиков, имевших за плечами опыт Великой отечественной.
Особняком стояла группа поэтов-фронтовиков: Твардовского, Симонова, а также более молодых, ушедших на фронт прямо "со школьной парты", из ВУЗовских аудиторий: Самойлова, Слуцкого, Межирова, СтаршинОва и пр. Благодаря своему вкусу, опыту и такту они оказывали большое влияние на литературную молодёжь.
Не без приятного скандала и значительного ажиотажа пришли к читателю "дети войны" - авторы родившиеся в 1930-х годах.
Назовём в первую очередь поэтов - Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулину, Рождественского. Мало чем по популярности от них отставали прозаики, в первую очередь - В. Аксёнов, имевший за первые десять лет творчества никак 3 экранизации!
К сожалению, стремление быть впереди планеты всей и представлять - неважно что! - но по всему миру сыграли с ними злую шутку. Пожалуй государство - любое! - является своеобразной формы цензуры самой жизни. И соответственно - в частных проявлениях. Видимая свобода "импортных" литераторов привела к трагическим разногласиям ряда авторов - как с "широкой (литературной) общественностью", так и с собственными читателями.
Иным путём пошли питерские поэты - далёкие "от Москвы". Что никак не снижает их значимости в поле российской словесности, пока такое понятие насыщено реальным содержанием. Можно назвать Шефнера, Бродского, Кушнера. Афористически такой разрыв традиций выразил А. Кушнер: "Ещё чего - гитара, засученный рукав. А мы стиху сухому подвержены с тобой и с честью по-другому справляемся с бедой. Дымок от папиросы, да ветреный канал , чтоб наши злые слёзы никто не увидал".
Тем не менее масштабы такого разрыва преувеличивать не стоит - речь шла об едином литературном пространстве.
Естественно, вне круга названных имён остаётся целый ряд самобытных авторов, порой не менее значимых, но уделявших меньше усердия собственному пи-ару. А ещё была кино-литература, научно-популярная, расцвел жанр фантастики.
Отдельного разговора заслуживает "литература национальных республик" - многие авторы "оттуда" владели русским, зачастую становясь переводчиками собственных опусов. Вспомним имена Гамзатова, Кулиева, Айтматова, Искандера и др.
Особый жанр - живое слово - поэзия на театральной сцене, или в авторском исполнении - Окуджава, Высоцкий.
Второе дыхание обрел В. Катаев, оставив своё детище - уникальный молодёжный журнал "Юность" - и пустившись по волнам "мовизма" в переоценку ряда ключевых событий своей долгой и литературно-ориентированной жизни. Можно без всяких натяжек сказать, что венцом как эпохи так и метода "социалистического реализма" стал именно его "Алмазный мой венец ". И если Нобелевский комитет оставил сей опус без должного внимания, то эту проблемы уже самого Комитета. Со всеми его бюро- и геронтократическими производными!

Застой, постепенно охватывавший общественно-политическую и экономическую жизнь в СССР после окончания краткой хрущевской "оттепели", затронул и культуру. Советская культура при Л. И. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной ей предыдущим периодом. Нельзя сказать, что достижений не было, но большинство из них уходят корнями в тот краткий период относительной свободы творчества, который был результатом ХХ съезда. Росли количественные показатели, но яркого и нового было создано немного.

В 70-е г. все отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и "подпольную", государством не признанную. В сталинские годы не признаваемой государством культуры существовать не могло, а неугодные деятели попросту уничтожались. Теперь, когда советский народ имел за плечами большую школу страха, таких грубых методов можно было избежать. Не было нужды устраивать громкие судебные процессы и широковещательные кампании, как то было в 30-40-х г. Оказать давление на неугодного можно было легко, лишив доступа к зрителю, читателю. Большинство талантливых поэтов, писателей, художников, режиссеров как правило оказывались в пограничном пространстве между официальной и неофициальной культурой. Поэтому достаточно было небольшого намека, и издательства прекращали принимать рукописи, снимались с репертуара спектакли, ложились на полку фильмы. Можно было не расстреливать, а вынудить уехать заграницу и объявить после этого предателем. Даже видные, заслуженные деятели искусств чувствовали на себе давление так называемых "художественных советов", решавших, что может быть нужно и понятно советскому зрителю, а что нет.

Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались Ю. В. Трифонов, автор повестей "Обмен" (1969 г.), "Предварительные итоги" (1970 г.), "Другая жизнь" (1975 г.); В. Г. Распутин "Деньги для Марии" (1967 г.), "Живи и помни" (1974 г.), "Прощание с Матерой" (1976 г.); В. И. Белов "Привычное дело" (1966 г.); В. П. Астафьев "Царь-рыба" (1976 г.). Обстановка, в которой разворачивается действие произведений Трифонова - город, а герой - обыкновенный городской житель, которому в обыденной жизни приходится решать сложные этические вопросы. Распутина, Белова и Астафьева называют обычно писателями-деревенщиками. В творчестве "деревенщиков" по-новому начинает звучать тема сельской жизни. Их произведения психологичны, наполнены размышлениями над нравственной проблематикой.

Среди авторов, писавших на военные темы, наиболее популярным по-прежнему остается К. М. Симонов, продолжающий трилогию "Живые и мертвые", начатую им ранее. В свет выходят вторая и третья части: "Солдатами не рождаются" (1964 г.) и "Последнее лето" (1970 г.). Значителен вклад в литературу о войне Ю. В. Бондарева ("Горячий снег" 1969 г.), Б. Л. Васильева (повесть "А зори здесь тихие:" 1969 г.).

Однако далеко не все писатели имели возможность свободно публиковать свои произведения. Многое из того, что было написано в годы "застоя", вышло в свет только в эпоху "Перестройки". Единственным способом совершенно свободно, безо всякой цензуры дойти до читателя (правда, лишь до узкого круга посвященных) оставался "самиздат". В 1978 г. группа писателей самостоятельно выпустила литературно-художественный альманах "Метрополь". В сборнике принимали участие В. Аксенов, А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев. Расплатой для большинства из них стал многолетний запрет на публикации в СССР.

В списках и машинописных копиях расходились по стране произведения Александра Исаевича Солженицына (род. 1918 г.). В 70-е из под его пера выходит рассказ "Матренин двор", романы "В круге первом", "Раковый корпус", "Архипелаг ГУЛАГ". После памятной публикации в "Новом мире", дозволенной личным распоряжением Н. С. Хрущева, в застойные годы советская печать больше не издавала Солженицына. Его произведения выходят за границей. Это чрезвычайно раздражает советское руководство. В 1969 г. его исключают из Союза писателей. Присуждение ему в 1970 г. Нобелевской премии по литературе и публикация за рубежом романа "Архипелаг ГУЛАГ" приводят к тому, что писателя насильно выдворяют из страны.

Уехать пришлось и замечательному ленинградскому поэту Иосифу Александровичу Бродскому (1940-1996). В его стихах не было никаких политических мотивов, тем не менее творчество Бродского и сама его личность раздражали официальные круги не меньше, чем Солженицын. Причина этого была в исключительной оригинальности его поэзии, "эстетической независимости", непохожести его произведений на шаблоны и каноны советского искусства. В прессе была организована травля. Газета "Вечерний Ленинград" опубликовала фельетон "Окололитературный трутень", после которого Бродский был арестован и осужден на пять лет ссылки "за тунеядство" (1964 г.) Многие видные деятели культуры выступали в его защиту (А. А. Ахматова, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Т. Твардовский, К. И. Паустовский и др.). Из ссылки Бродскому разрешено было вернуться, однако о публикациях речь идти не могла. В 1972 г. Бродский эмигрировал в США, и Нобелевскую премию, присужденную ему в 1987 г., он получал уже как гражданин Соединенных Штатов.

Вынужденная эмиграция ждала многих представителей творческой интеллигенции. Помимо названных из страны пришлось уехать писателям В. Аксенову ("Остров Крым" 1981 г., "В поисках грустного беби" 1986 г.), В. Войновичу ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина"), поэту Н. Коржавину, барду А. Галичу, режиссеру Театра на Таганке Ю. Любимову, художнику М. Шемякину, скульптору Э. И. Неизвестному. Творчество "второй волны" эмиграции продолжило традиции культуры русского зарубежья, возникшего после Октябрьской революции, составив особую ее страницу.

Политика руководства живописью также строилась на балансе немотивированных запретов и временных послаблений. Так 15 сентября 1974 г. в Москве была разгромлена выставка 24-х художников-авангардистов ("бульдозерная выставка"), но уже в конце сентября, видя, что событие это вызвало большой общественный резонанс, официальные власти разрешают провести другую выставку, в которой принимают участие те же самые авангардисты. Долгие годы засилья соцреализма в живописи привели к деградации вкуса и художественной культуры массового советского зрителя, не способного воспринимать ничего более сложного, чем буквальное копирование действительности. Огромную популярность в конце 70-х обрел Александр Шилов - художник-портретист, работавший в манере "фотографического реализма".

Бурно развивается кино. Экранизируется литературная классика. Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина Сергея Федоровича Бондарчука "Война и мир" (1965-1967 гг.). Снимаются комедии. В 1965 г. на экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина Л. И. Гайдая "Операция Ы", гайдаевские персонажи Шурик, Трус, Балбес, Бывалый стали всенародными любимцами. Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользовались неизменным успехом у зрителей ("Кавказская пленница" 1967 г., "Бриллиантовая рука" 1969 г., "Иван Васильевич меняет профессию" 1973 г.). Замечательно легкие, остроумные комедии снимает Э. А. Рязанов, многие из них (например, "Ирония судьбы или С легким паром" 1976 г.) не теряют популярности и по сей день. Не меньшей популярностью пользовались фильмы мелодраматического содержания, героями которых были современники, обычные люди, попавшие в сложные перипетии личной, семейной жизни ("Осенний марафон" Г. Н. Данелии, "Вокзал для двоих" Э. А. Рязанова, "Москва слезам не верит" В. В. Меньшова - удостоена "Оскара"). Создаются остросюжетные картины "Семнадцать мгновений весны" (реж. Т. М. Лиознова), "Место встречи изменить нельзя" (реж. С. С. Говорухин), "Белое солнце пустыни" (реж. В. Я. Мотыль), "Приключения Шерлока Холмса" (реж. И. Ф. Масленников). Однако не все фильмы доходили до массового проката. Долгое время оставались неизвестными широкому зрителю многие работы А. А. Тарковского, например его знаменитый "Сталкер".

Особое значение в культуре 60-70-х годов имело творчество Василия Макаровича Шукшина (1929-1974), - писателя, актера и кинорежиссера. В его рассказах, повестях, фильмах нашел воплощение образ странного "чудака-человека", обостренное и даже болезненное восприятие мира которого давало возможность читателю, зрителю по новому взглянуть на окружающую действительность. (Сборники рассказов "Там, вдали" 1968 г., "Характеры" 1973 г., фильмы "Живет такой парень" 1964 г., "Печки-лавочки" 1973 г., "Калина красная" 1973 г.).

Драматургия отмечена появлением новых работ талантливых советских авторов таких как А. В. Вампилов ("Утиная охота" 1970 г.), В. С. Розов ("Ситуация" 1973 г.), Г. И. Горин (Офштейн) ("Забыть Герострата" 1972 г., "Тот самый Мюнхгаузен"), А. М. Володин (Лифшиц) ("Осенний марафон" 1979 г.).

Огромную роль в культурной жизни советского человека играла эстрадная музыка. Западная рок-культура исподволь просачивалась из-под "железного занавеса", оказывая воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появления "виа" - вокально-инструментальных ансамблей ("Самоцветы", "Песняры", "Машина времени" и др.). Всей стране были известны имена популярных исполнителей Софии Ротару, Валерия Леонтьева и др. Семидесятые годы - время восхождения на небосводе отечественной эстрады новой яркой звезды Аллы Пугачевой.

Значительное влияние на развитие классической музыки оказало творчество Г. В. Свиридова (сюита "Время - вперед!" 1965 г., музыкальная иллюстрация к поэме А. С. Пушкина "Метель" 1974 г.). Мастером музыкальных сочинений крупных форм, в том числе балетов, опер, симфоний стал Р. К. Щедрин (балет "Анна Каренина" 1972 г., опера "Мертвые души" 1977 г.). Синтез классических традиций и новаторских композиционных приемов отличал творческую манеру А. Г. Шнитке.

Своеобразным музыкальным и поэтическим "самиздатом" стали магнитофонные записи. Широкое распространение магнитофонов предопределило повсеместное распространение бардовской песни (В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора), в которой видели альтернативу официальной культуре. Особенно большой популярностью пользовались песни актера Театра на Таганке В. С. Высоцкого. Лучшие из них это своеобразные маленькие драмы: жанровые картинки; монологи, произносимые от лица некой вымышленной маски (алкоголика, средневекового рыцаря, альпиниста и даже самолета-истребителя); размышления самого автора о жизни и времени Они все вместе дают яркую картину времени и человека в нем. Грубоватая "уличная" манера исполнения, почти разговорная и в то же время музыкальная сочетается с неожиданной философичностью содержания - это рождает особый эффект.

Важнейшим достижением советской школы был переход ко всеобщему среднему образованию, завершенный к 1975 г. Девяносто шесть процентов советской молодежи вступало в жизнь, окончив полный курс средней школы или специального учебного заведения (ПТУ, техникум), куда поступали после восьмого класса и где наряду с обучением профессии было предусмотрено обязательное прохождение общеобразовательных предметов в объеме полного среднего десятилетнего образования.

Ускорение научно-технического прогресса обусловило усложнение школьных программ. Изучение основ наук стало начинаться не с пятого, как раньше, а с четвертого класса. Трудности, возникавшие у детей с усвоением материала порой приводили к снижению интереса к занятиям и, в конечном итоге, к ухудшению уровня подготовки. Поиски путей решения назревших проблем вели учителя-новаторы, многим из которых удалось добиться блестящих результатов в учебной и воспитательной работе (В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, Ш. А. Амонашвили). Однако массовое использование разработанных ими передовых методик, большая часть которых имела исключительно авторский, индивидуальный характер, было почти невозможно. Требовалась существенная перестройка всей педагогической системы. В 1984 г. была начата реформа образования, которая, однако, оказалась неподготовленной и в скором времени была свернута. Неспособность решить назревающие проблемы предопределила дальнейшее нарастание кризисных явлений в сфере образования.

Растут количественные показатели в высшем образовании: увеличивается количество студентов и высших учебных заведений. В начале 70-х проходит компания по преобразованию педагогических институтов в автономных республиках, краях и областях в университеты. К 1985 г. в СССР было 69 университетов.

Как ни парадоксально, введение всеобщего среднего образования и расширение системы высшего имело и свои минусы. Стране нужны были рабочие руки, ощущался недостаток в исполнителях квалифицированного физического труда. В то же время школа ориентировала выпускников на поступление в вузы. Вчерашний школьник, потративший десять лет на получение полного среднего образования мечтал о поступлении институт или университет, перспектива трудоустройства в качестве простого рабочего казалась ему непривлекательной. В результате наметилось перепроизводство специалистов с высшим образованием при недостатке квалифицированных рабочих кадров. Следствием этого явилось падение престижа высшего образования - инженер на предприятии часто получал зарплату ниже, чем рабочий. Многим специалистам с вузовскими дипломами приходилось работать не по специальности.

Успехи отечественной науки были сосредоточены в основном в сфере фундаментальных исследований: по-прежнему передовые позиции в мире занимают советские физики, химики, по-прежнему Советский Союз держит лидерство и освоении космического пространства. Вместе с тем отсутствие заинтересованности представителей промышленности в интенсификации производства привело к тому, что все блестящие достижения научной и инженерной мысли не находили практического применения в народном хозяйстве. Слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники.

Так, правдой в войне считалось не отступление, не катастрофа 1941 года, а только пресловутые победные удары.

И даже писатели, знавшие о подвиге и трагедии защитников Брестской крепости в 1941 году (например, К. Симонов), до 1956 года не писали о ней, вычеркивали ее из своей памяти и биографии.

Точно так же не все, что знали, писатели рассказывали о Ленинградской блокаде, о трагедии пленных и т.п. В. Померанцев призывал писателей доверять своей биографии, своему выстраданному опыту, быть искренними, а не отбирать, подгонять материал под заданную схему.




Направления в литературе 60-80-х годов

В 1960-1970-е годы в России активизировались миграционные процессы. Городское население стало быстро увеличиваться. Соответственно изменялись состав и интересы читательской аудитории. В те годы роль литературы в общественном сознании была значительно активнее, чем теперь. Естественно, что привычки, манера поведения, образ мыслей, вообще психология городских аборигенов привлекали к себе повышенное внимание. С другой стороны, жизнь новых горожан-переселенцев, в частности так называемых лимитчиков, предоставляла писателям широкие возможности для художественного исследования новых областей человеческого бытия.

Многих писателей привлекают конфликтные ситуации среди руководителей, придерживающихся разных стилей руководства, когда административному, бездушно-командному стилю, сдерживающему развитие производства и инициативу людей, закономерно противопоставляется творческое начало и широта взглядов.

Тема. Русская литература 50-х — 80-х гг.: периодизация

План лекции

Смерть Сталина и наступившая за ней либерализация сказались непосредственно и на литературной жизни общества.

Так, правдой в войне считалось не отступление, не катастрофа 1941 года, а только пресловутые победные удары.

И даже писатели, знавшие о подвиге и трагедии защитников Брестской крепости в 1941 году (например, К. Симонов), до 1956 года не писали о ней, вычеркивали ее из своей памяти и биографии.

Точно так же не все, что знали, писатели рассказывали о Ленинградской блокаде, о трагедии пленных и т.п. В. Померанцев призывал писателей доверять своей биографии, своему выстраданному опыту, быть искренними, а не отбирать, подгонять материал под заданную схему.

Направления в литературе 60-80-х годов

В 1960-1970-е годы в России активизировались миграционные процессы. Городское население стало быстро увеличиваться. Соответственно изменялись состав и интересы читательской аудитории. В те годы роль литературы в общественном сознании была значительно активнее, чем теперь. Естественно, что привычки, манера поведения, образ мыслей, вообще психология городских аборигенов привлекали к себе повышенное внимание. С другой стороны, жизнь новых горожан-переселенцев, в частности так называемых лимитчиков, предоставляла писателям широкие возможности для художественного исследования новых областей человеческого бытия.

Многих писателей привлекают конфликтные ситуации среди руководителей, придерживающихся разных стилей руководства, когда административному, бездушно-командному стилю, сдерживающему развитие производства и инициативу людей, закономерно противопоставляется творческое начало и широта взглядов.

Собственно эстетические процессы в литературе 1960 -х - 1990-х годов проявляются в параллельном существовании разных по эстетике картин мира: реалистической, модернистской и постмодернистской. Реализм этого периода оказал влияние на все направления и в силу значимости его поэтических и эстетических традиций в русской культуре (творчество русских классиков XIX века), и в связи с особым учительским началом русского сознания вообще.

Крупнейшие писатели-реалисты второй половины ХХ века (А. Солженицын, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Белов, Ю. Домбровский, С. Залыгин, В. Распутин, В. Шукшин, Ю. Трифонов), несмотря на собственную эволюцию и ориентацию на разные системы ценностей (родовую или личностную), сходились в принципиальной оценке главных событий ХХ века (революции, коллективизации, репрессий, гражданской и Великой Отечественной войны, "оттепели" и "застоя"). Эта общность оценки была порождена кризисом гуманизма и традиционных, проверенных столетним опытом нравственных систем. Мысль о разрушительном движении цивилизации и поисках позитивного противостояния ему определяет все художественные системы этого периода, поэтому центром внимания "возвращённой", "потаённой" и публиковавшейся литературы 1960 - 1980 годов становится судьба отдельного человека и судьба нации в истории, современности и культуре.

В 1970-е годы с появлением повестей В. Белова, В.Распутина, с публикациями романов С. Залыгина, В. Астафьева, Ф. Абрамова, Ч. Айтматова эта литература обретает новое качество: от постижения народного характера, она переходит к постижению национального бытия не только в истории, но и в природном универсуме. В творчество этих художников входит контекст природы, постижение законов которой, как кажется писателям, может гармонизировать социальную практику национальной жизни (С. Залыгин "Комиссия", В. Астафьев "Царь- рыба", В. Распутин "Прощание с Матёрой", А. Ким "Отец- лес"). Писатели пытались понять, насколько согласуются вековые нормы нравственности и законы социальной жизни с природой, с ее вечными законами. В прозе этого периода формируется новое качество, которое получило название онтологический реализм (онтос - греч. бытие; логос - греч. понятие, мысль, слово, наука). Чтобы понять причины кризиса современного общества, писатели онтологического реализма попытались осмыслить взаимоотношения природных, социальных и национальных начал в жизни общества (С. Залыгин, В. Астафьев, Ч. Айтматов) и тот исторический путь, который прошла нация в катастрофических испытаниях ХХ века (Ф. Абрамов, Б. Можаев, С. Антонов, В. Белов). Итогом философского осмысления в этой прозе становится ощущение ложности механистической цивилизации и неизбежности надвигающейся на человека и нацию катастрофы.

Во второй половине 60-х годов в стране начался рост диссидентского движения. Одним из его течении стало правозащитничество. Делались попытки добиться от государственных органов СССР выполнения положений Конституции (свобода слова, печати, собраний, демонстрации).

Самиздат - неотъемлемая и характерная черта образа жизни советского общества, порожденная прежде всего отсутствием действительной свободы печати в стране. Самиздат существует во всем мире, но русский самиздат - явление исключительное, его исключительность - прежде всего в невиданных масштабах и в том значении, которое он приобрел в общественном сознании России.

Читайте также: