Литература периода казанского ханства кратко

Обновлено: 03.07.2024

Казанское ханство — татарское государство, вошедшее в состав Руси 1552 году.

История создания
В 1437 году один из золотоордынских ханов, Улус-Мухаммед, решил перекочевать на Волгу. Через годы бывший хан взял город Казань и изгнал князя Али-бея. Улус-Мухаммеду не нравилась Казань, она была плохо укреплена и почти не благоустроена, поэтому новый казанский хан построил Новую Казань, которая приобрела статус столицы татарского ханства. По одной из легенд, Новую Казань построили ещё в 1402 году, а Улус-Мухаммед лишь расширил её. Так ли это, до сих пор не известно.


Расположение
Казанское ханство располагалось в Поволжье. В период наивысшего подъёма Казанское ханство занимало гораздо больше места, чем когда-то Казанский Улус и Волжская Булгария. На территории ханства располагалось среднее течение Волги. Соседями Казанского ханства были Ногайская Орда (на востоке), Пермская земля (на север), территория.


Культура
Культура Казанского ханства была похожа на золотоордынскую культуру. Были всё те же обычая и праздники. Казанцы исповедовали ислам.


Население
По большей части население состояло из крестьян, некоторые из них были зависимыми. Крестьянам постоянно приходилось платить ясак — ордынскую дань. Жители в основном занимались земледелием. В городах было хорошо развито ремесленничество, поэтому небольшой процент населения составляли ремесленники.

Сделать свой сайт бесплатно

Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.

Литература Волжской Булгарии

Татарская литература своими корнями уходит вглубь веков. Истоки татарской литературы восходят к фольклорному наследию и памятникам средневековой тюркской письменной культуры.

Ислам способствовал проникновению в Волжскую Булгарию арабского языка и письменности, а вместе с тем арабоязычной литературы. Принятие ислама имело ещё одно важное значение – он дал сильный толчок развитию просвещения, литературы.

Владение арабским языком открывало доступ к сочинениям выдающихся поэтов Востока того времени.

Булгары создали в средние века одну из ярких цивилизаций Европы.

Литература Золотой орды

Во 2 пол. 13 в. В Поволжье сформировалось сильное государство Золотая орда. В Золотой Орде получили широкое распространение творения Фирдоуси, Рудаки, Омара Хайяма, Низами, Руми, Саади и целого ряда других знаменитых поэтов Востока.

Кроме художественной ценности эти произведения являются еще и источником для изучения истории Золотой Орды.

Литература Казанского ханства

В культуре Казанского ханства слились воедино многие культурные традиции. Самыми богатыми были традиции Волжской Булгарии и Золотой Орды. Среди жителей Казанского ханства, как и у булгар, была широко распространена грамотность. Грамотными были не только представители феодальной знати, духовенства, но и простые горожане, торговцы и ремесленники. Письменность была основана на арабском алфавите. При медресе имелись богатые библиотеки и школы каллиграфов – переписчиков книг.

Дальнейшее развитие получила художественная литература, поэзия. Широко известными поэтами были Мухаммадьяр, Кул Шариф, Умми – Камал.

Известный поэт Казанского ханства Кул Шариф, трагически погиб при осаде Казани в 1552 году. Каждое из его произведений воссоздает картину приближения человека к Богу. Создавал он в основном произведения небольшие по объему.

Татарская литература XVII начала XIX века

Постепенно татарская литература выходит из исламо – татарской орбиты с определенным влиянием суфизма. Национальное возрождение сопровождалось становлением современной татарской национальной литературы. Наиболее ранними выразителями этого литературного процесса стали Габдеррахим Утыз – Имәни (1754 - 1834), Габдельджаббар Кандалый (1797 - 1860), Гали Чокрый (1826 - 1889), Мифтахетдин Акмулла (1831 - 1895), Яков Емельянов (1848 — 1893).

С начала 19 века в татарской литературе и общественной мысли развивается рационалистическое течение.

Одним из первых представителей передовой мысли татарского народа 19 века был поэт Габдеррахим Утыз – Имәни. Он первым призвал татар изучать русский язык. Утыз Имәни был врагом невежества и считал, что и женщинам необходимо образование. Широко образованный человек своего времени он писал свои труды на татарском, арабском языках.

Ш. Марджани, К Насыри относились с большим уважением к Г. Курсави.

В начале 19 века в общественно – политической и социокультурной жизни России наметились существенные сдвиги: открытие Казанского университета (1804 г.), преподавание татарского языка в нем, открытие Азиатской типографии в Казани (1800 г.) стали теми факторами, которые способствовали развитию татарской литературы.

Татарская литература отличалась в целом религиозно – этическим содержанием. В целом она была далека от народа.

Явления реальной жизни нашло наиболее яркое и сильное отражение в устной народной поэзии: баитах, народных песнях.

Популярностью в то время пользовались и любовно – романтические поэмы Курмаши.

Со 2 пол. 19 века значительную роль в развитии татарской литературы сыграли М. Акъегет, З. Бигиев, Ф. Карими, Г. Ильяси, Ф. Халиди.

Зулейха красива, образованна, но бедна. Её жених Муса отказывается жениться на ней, т.к. перед ним открылась возможность жениться более выгодно на дочери богача. Зулейха кончает жизнь самоубийством.

Будет ли счастлива Хадича с капиталом или она достанется тому, кто победит в борьбе за эти деньги.

Татарская литература XX века

Идейным вождем литературного процесса безусловно был Гаяз Исхакый.

Художественное развитие 20-30гг. испытывало давление политических факторов. Октябрьская революция была воспринята художникаами слова неоднозначно: М. Гафури, Г. Ибрагимов, Ф. Бурнаш, К. Тинчурин, К. Наджми восприняли революцию как обновление жизни, а а представители старшегот поколения: Г. Исхаки, Ф. Амирхан, Дэрдменд, Думави оценивали ситуацию как разрушение.

Зачинателями новой литературы стали прославленные мастера слова: Г. Ибрагимов, Ф. Амирхан, Г. Камал, Ф. Бурнаш, К. Тинчурин.

В татарской литературе формируются новые жанры: трагедии, мелодрамы.

В поэзии на первый план вышел певец новой эпохи – Хади Такташ.

Облик литературы всего советского периода определили такие прозаики: К. Наджми, Г. Баширов, А. Шамов, И. Гази, А. Еники, Ф. Хусни, А. Абсалямов, М. Амир, чьи романы, повести и рассказы вызывали интерес не только у татарских читателей, но и во всем Советском Союзе.

В начале Великой Отечественной войны наблюдается усиление патриотического пафоса. А. Ерикей, Ф. Карим, М. Джалиль, С. Баттал, М. Садри призывают идти на фронт, больше внимания уделяют патриотизму солдат, тружеников тыла.

Известные поэты С. Хаким, Н. Арсланов вместе с аксакалом татарской поэзии Х. Туфаном составляют тройку великих татарских поэтов.

Поэты шестидесятники: Р. Ахметзянов, Р. Файзуллин, Р. Мингалим, Р. Харис, Р. Гаташ, Г. Рахим и пришедшие в поэзию после них интересные поэты Р. Валеев, Р. Миннуллин, Г. Мурат, Р. Рахман.

М. Магдеев, В. Нуруллин, Р. Тухватуллин хорошо пишут деревенскую прозу.

Литература имеет большое будущее, если у нее есть молодые писатели. Вот почему традиционно во все времена оставалась проблема преемственности литературы.

Молодежи, которая сегодня делает первые шаги в литературе, создавая свои произведения, вписываются не только в литературный процесс нашей республики, но и во всероссийский контекст.

Достойная плеяда молодых современных писателей: Ленар Шаех, Лилия Гибадуллина, Айдар Закиев, Рустам Галиуллин, Эльвира Хадиева, Рузаль Мухаметшин, Лейсан Фатхетдинова, Ильгиз Зайниев, Рифат Салах и др.

В мае месяце молодой татарский писатель Ильдар Абузяров получил Пушкинскую премию.

Татарская литература прошла многовековой путь своего развития и охватывает неисчислимое количество произведений, без которых невозможно представить объективно нашу национальную литературу.

Материал подготовила:

Н.К. Закирова

заведующ ая отделом обслуживания ЦБ

Елабужско й МБУ ЦБС,

Татарская книга

  • Рукописная книга
  • Первые печатные издания
  • История типографий
  • Издание книг на других тюркских языках
  • Буквари и учебники
  • Детская книга
  • Создание и оформление татарской книги
  • Цензура
  • Миссионерская книга
  • Деятельность издательств после 1917 года
  • Татарская книга в переводах
  • Библиотеки
  • Книжная палата
  • Татарское книгоиздательство за рубежом

В конце обзора стихотворение поэта Радифа Гаташа. Ода Татарской книге заканчивается словами:

Мы будем помнить мудрость тех времён.

Великий клич веков в сердцах мы сохраним!

О, книга, ты бессмертна, как народ!

Ты говори, ты говори.

Казанское ханство — одно из самых ярких государств, появившихся после распада Золотой Орды. За чуть более века существования оно сформировало самобытную татарскую культуру, сохранившуюся и сегодня. В статье расскажем, что такое Казанское ханство, где оно находилось, когда и как оно образовалось, в каком году присоединилось к России и почему его завоевание стало ключевым событием для Российской империи.

Старая Казань

Столица Казанского ханства — Казань

Появление Казанского ханства

Казанское ханство стало одним из государств, отделившихся от Золотой Орды в период ее упадка в XIV-XV вв. Историки предполагают, что основной причиной для обособления государства стал захват Казанского улуса и подчинение Казани золотоордынским ханом Улу-Мухаммедом.
Ученые рассматривают два варианта развития событий.
В первом Улу-Мухаммед изгнал из Старой Казани князя Али-Бея, захватил будущую столицу и рядом с ней возвел Новую Казань, которая стала центром его владений.
По другой версии Новая Казань была основана Али-Беем еще в 1402 году, а Улу-Мухаммед расширил ее и укрепил.

Казанский кремль в 15 веке

Территория казанского кремля

Территория Казанского ханства

Молодое государство возникло на месте Казанского улуса (сегодняшняя Волжская Булгария). К тому времени после 100 лет войн и набегов на ее земли были уничтожены 32 города и более 2000 сел и деревень. Немногие выжившие булгары перебрались в низовья Камы и Вятки, а территория улуса пустовала.
Спустя полвека площадь государства на карте разрослась до 700 тысяч кв. км, что на тот момент превышало площадь самой Булгарской земли. Территории ханства располагались вдоль Волги и Камского бассейна, с восточной стороны доходили до владений Ногайской Орды (северо-запад Казахстана). На западе — практически до Нижегородской области, на севере — до Кировской, на юго-западе — до Самарской (по мнению некоторых историков даже до Волгоградской области).

Территория Казанского ханства

Карта Казанского ханства

В годы своего расцвета в XV в. ханство фактически полностью разрослось (помимо Татарстана) на земли вотяков (удмуртов), черемисов (марийцев) и частично — на башкирские, мордовские и мещерские территории.
В первые годы внутри ханства было четыре округа:

  • Алатской;
  • Арской;
  • Галицкой;
  • Зюрейской.

Позже к ним добавился пятый — Ногайский.
Самыми крупными городами стали Казань (столица), Алат, Арча (Арск), Болгар, Зюри, Иске-Казань, Кашан и Лаеш (Лаишево). Во главе каждого города стоял свой эмир.
Будучи столицей, Казань собирала налог с окрестных земель. В основном это была пушнина. Жители удаленных поселений также были обязаны служить в ханской армии.

Ханство в работе Фирината Халикова

Казанское ханство. Художник Фиринат Халиков

Формирование татарской столицы

Население ханства

Видение ханства Ильгизаром Саламаевым

Ханство в работе Ильгизара Саламаева

Религиозный состав

Религия играла важную роль в жизни всех бывших золотоордынских земель. Казанское ханство проповедовало ислам. Высший пост мусульманского духовенства занимал сейид.
На позициях ниже были проповедники, муллы, монахи, имамы, паломники из Мекки, чтецы Корана, учителя и ученики.
Одной из функций религии было образование и просвещение простых людей.

Система государственного управления в ханстве

Кул Шариф

Великий сейид Кул Шариф

Хозяйственная жизнь и ремесла

Татары жили в бассейнах сразу нескольких рек, что исторически определило основные занятия населения — земледелие, скотоводство и рыболовство. Местные выращивали в основном зерновые и некоторые виды овощей. Популярными среди населения занятиями были пчеловодство и охота.
Пока в мелких поселениях быстрыми темами развивалось сельское хозяйство, в городах шло развитие ремесла. Основными ремесленными производствами были:

  • кожевенное дело;
  • добыча и обработка пушнины;
  • глиняная лепка;
  • резьба по камню;
  • поделки из дерева и металла;
  • обработка драгоценных металлов и камней.

Археологические находки ханства

Предметы утвари Казанского ханства

Культура и образование татар

Культурное развитие ханства проходило стремительно. Там были широко развита архитектура и зодчество. Мечети, построенные на территории, были одними из самых красивых на бывших ордынских землях.
Хорошо развита была и письменность. При мечетях работали начальные и средние учебные заведения. Детей обучали письменности, грамоте и исламу. Об уровне грамотности татар говорят сохранившиеся надписи на предметах и многочисленные книги. При многих учебных заведениях были библиотеки и служили писари, которые переписывали книги.
Широко распространилась поэзия. Поэты были как при ханском дворце, так и в народе. Самым известным поэтом стал Мухамедьяр, творивший в середине XVI века.

Образование в ханстве

Писари и чтецы при дворе

Внешняя политика Казанского ханства

Татарским землям повезло и их не преследовали ханы Золотой орды и султаны Османской империи. Основным врагом государства стала Русь. Для татар это значило расширение территорий, для русских — владение торговыми путями на Волге.
Кроме того, татарские земли были ближайшими к русским, что давало исторические предпосылки для войны за территорию.
С самого своего основания ханство часто нападало на российские земли ради богатств и рабов. В 1444 г. ханство взяло Нижний Новгород. Для Руси город был стратегически важен. Поэтому в ответ на это властвовавший тогда Василий Второй собрал армию и пошел в атаку на Казань.
Войско было малочисленным и плохо подготовленным из-за шедшей тогда войны с Литвой. Это привело к поражению и тяжелым последствиям для Московского княжества. Помимо Нижнего Новгорода, татары захватили и разграбили Суздаль и взяли в плен самого князя. Москву татары решили не брать. Вместо этого княжество обложили неподъемной данью.

Казанское ханство в 15 веке

Купцы в казанском ханстве

Первая война Руси и Казанского ханства

Прошло больше двадцати лет прежде, чем Москва собрала войско и пошла на Казань в первый раз. Татары были готовы к встрече и русские были разбиты еще на подходе к Свияге. Спустя год русским войскам улыбнулась удача и они смогли отбиться от татар, но Казань так и не сдалась. Через год, в 1469 г., русские смогли пробиться до Казани. Они разграбили часть города и смогли освободить часть российских пленников. Впоследствии случилось еще несколько крупных боев с переменным успехом для обеих сторон. В конце года между государствами был установлен мир. В соответствии с мирным договором страны не могли вмешиваться в дела друг друга, а Москва установила над ханством свой протекторат. Кроме того, на казанский трон взошел князь Кель-Ахмед, которого выбрала Москва.

Вторая русско-казанская война

Татары вновь выдвинулись на Русь в 1505 году. Поход оказался неудачным и армия была разгромлена у стен Нижнего Новгорода.
Следующее наступление был через год. На этот раз организовала его русская сторона. Бой закончился неудачно и обе стороны согласились на заключение мира. Документ был подписан спустя год, в 1507 г.

Русские войска в Казани

Русская армия входит в Казань

Третья русско-казанская война

Взаимоотношения с Русью вскоре вновь ухудшились и мир был нарушен в 1521 г. В татарии случился государственный переворот и власть на время захватил крымский хан из могущественного рода Гиреев. В этот год на Москву напали крымские татары при поддержке казанских татар. Обеим сторонам был нанесен серьезный урон. По этой причине в 1524 г. был подписан мир на единственном требовании русских — перенести казанскую ярмарку в Нижний Новгород.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Историки насчитывают порядка сорока военных походов татар на русские города в период с 1521 по 1545 годы. Русская армия тоже не раз нападала на Казань, но серьезной войны между державами там и не случилось.

Взятие Казани

Начиная с 1545 г. российская сторона начала регулярные нападки на ханство. Один из таких походов привел на казанский трон ставленника Москвы Шах-Али. Спустя год тот был свергнут.
Следующие годы российская армия совершила еще несколько набегов на татарские земли, грабя города и захватывая заложников. До самой Казани войска ни разу не дошли. Несколько раз их останавливала погода и климатические особенности региона.
Сразу после вступления на престол в 1547 г. Иван Грозный собрал войско и пошел на татар. В тот год была аномально теплая зима и внушительная часть российской артиллерии провалилась под лед при попытке перейти реку. Царь остановил атаку и вернул войско домой.
Через год русские вернулись в Казань. Они осаждали крепость одиннадцать дней. В войну вновь вмешалась погода — началась оттепель и сильный дождь, которые уничтожили боезапасы и часть вооружения российской стороны. Войско вновь отступило.

Русь берет Казань

Взятие Казани

Многочисленные неудачи русских войск были во многом обусловлены отсутствием опорных пунктов и гарнизонов на пути к татарской столице. Поэтому было решено построить крепость в месте, где Свияга впадала в Волгу. К весне 1551 г. к устью доставили разобранную крепость. Уже на месте ее собрали всего за четыре недели. Так был заложен Свияжск.
Постройка Свияжска стала переломным моментом. Его географическое положение фактически отрезало татарам водные пути отступления. У русских, наоборот, появился водный путь для доставки припасов и оружия.

Остров Свияжск

Крепость Свияжск

Битва за Казань

Русская армия выдвинулась на татарскую столицу в августе 1552 г. Первая же битва прошла для русских удачно. Они разбили татар и продвинулись дальше по руслу Волги.
Спустя неделю, 23 августа, войско осадило Казань. Русские оцепили город плотным кольцом, пробиться через который татары не смогли. Перед каждыми воротами в крепость возвели осадные башни. Два дня спустя Иван Грозный предложил татарам мир на своих условиях. В случае, если жители откроют город и сдадутся, они получат:

  • личную и имущественную неприкосновенность;
  • возможность свободного вероисповедания;
  • выбор места жительства;
  • должность российского вассала для хана.

Татары отказались сдаваться. Тогда русские перешли в активное наступление. В ход пошли пушки. Кроме того, русские сделали подкоп и отрезали городу доступ к реке с питьевой водой. Это привело к болезням казанцев.

Русские и татары

Татарский хан и российский князь

6 сентября русские взяли Арск.
Для финального боя было решено использовать мины и подкопы, чтобы продвинуться к воротам и атаковать. Казанцы активно отбивались, защищая город. Несколько попыток были удачными, но большинство — безрезультатными.
1 октября казанцам вновь предложили сдаться и заключить мир. Они снова отказались и осада продолжилась.
2 октября русским удалось взорвать одну из стен крепости и пробиться в город. Финальный бой прошел у стен главной городской мечети. В нем погиб и Кул Шариф — сейид Казанского ханства. Вместе с народом он пытался защитить город от врага и вышел на передовую. После тяжелого и продолжительного боя Казань была взята русской армией. Осада столицы продолжалась семь недель.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Когда русская армия ворвалась в город, часть ее начала мародерствовать. Командование приказало убивать мародеров. Только это помогло дисциплинировать войско.

Поражение и повиновение татар

Подчинение татар русским

Годы после присоединения ханства

Даже после взятия города татары не сдавались. Те, кто смогли спастись, устроили сопротивление. Оно продолжалось четыре года, вплоть до 1556 г. Следующие тридцать лет татары периодически устраивали восстания, но они ни к чему не привели.Сразу после присоединения татарских земель к России тех местных жителей, что остались живы, переселили за озеро Кабан. Так там был создан важнейший памятник истории и архитектуры Старотатарская Слобода. Сегодня он — одна из самых посещаемых достопримечательностей города. К 1560 г. площадь поселения разрослась до 110 гектаров.

После захвата власти город был практически полностью разрушен. Из Москвы направляли наместников, чтобы управлять местными землями. Казань начали отстраивать заново. На месте ханских построек, которые разрушили русские войска, начали возводить каменные православные храмы. Стены Кремля тоже заменили на камень.

Старотатарская слобода

Место переселения татар

Тайна ханских сокровищ

История Казанского ханства таит в себе много легенд и загадок. Самая популярная из них — о несметных ханских сокровищах.
По преданию, когда Иван Грозный пришел брать Казань, ханы собрали все самые ценные сокровища и побросали их в озеро Кабан. Они решили лучше навсегда похоронить их на дне, чем отдать врагу.
На следующий день Казань была захвачена, а вот сокровищ правитель не досчитался.
С тех пор было много смельчаков, которые пытались найти ханский клад, но никому это так и не удалось. Площадь Кабана — 1,86 квадратных километра, а дно его покрывает многометровый слой ила. Так клад и лежит на дне Кабана и ждет своего смелого обладателя.

Озеро Кабан

Кабан до сих пор таит свою тайну

Значение взятия Казани

Завоевание города дало толчок к экономическому, социальному и культурному развитию Руси. Страна получила важнейший Волжский торговый путь и земли вдоль Волги.Территория бывшего ханства стала быстро застраиваться. Земли вдоль Волги были плодородными, а воды — полны рыбой. Это делало земли крайне благоприятными для жизни.

Через четыре года русские взяли Астраханское ханство, где в то время жили в основном татары. Это дало стране выход к Каспийскому морю и полный контроль над территориями бассейна Волги. Пройдя через Астрахань, русские дошли до Кавказа. Вскоре было взято и Сибирское ханство.

Значение ханства для современной Казани

Казанское ханство стало важным периодом для становления татарской культуры, социального и экономического развития государства. Оставшиеся с ханских времен архитектурные и письменные зачатки во многом повлияли на жизнь и развитие всего Поволжья.

В память о взятии Казани Иван Грозный повелел возвести на Красной площади в Москве новый храм. Сооружение было деревянным и спустя год было разобрано и заменено каменным. Строительство продолжалось до 1561 г. Результатом его стал сегодняшний Храм Василия Блаженного.

Большое отражение взятие ханства встретило в культуре:

Археологические находки

Фактических построек со времен Казанского ханства не сохранилось. Информация и изображения были переданы лишь через летописи. В основном, это были великолепные мечети из белого камня, обработкой которых татары славились.
Археологические находки позволили восстановить особенности быта татар — глиняная и керамическая посуда, плиты из алебастра, фрагменты кожаной обуви.

Мечеть Кул-Шариф

Мечеть памяти сейида Кул Шарифа

Символика Казанского ханства

К сожалению, до историков не дошли никакие достоверные данные о гимне, гербе и флаге ханства. Известно лишь, что военачальники того времени использовали знамена в качестве опознавательных знаков.
Загадку ханской символики историки пытаются разгадать и сегодня. Они предполагают, что знамена изготавливали из шелковых материалов, а края обшивали бахромой. Предположительно, на символике были изображения и надписи, но информация это не подтверждена.


Материальная культура Казанского ханства представлена прежде всего монументальной архитектурой. Это подтверждается некоторыми сохранившимися архитектурными памятниками (башня Сююмбеки, здание бывшей мечети Нурали), а также документальными сведениями и остатками зданий, обнаруженных при раскопках Казани.

Кроме башни Сююмбеки и мечети Нурали, исторические источники сообщают о наличии в Казани таких монументальных построек, как ханский дворец, восьмиминаретная мечеть Кул-Шериф, здание медресе Кул-Шериф и др. Высокого уровня достигло ювелирное искусство. Казанские мастера изготовляли различные украшения из золота, серебра в сочетании с драгоценными камнями.

Основная масса ювелирных изделий была увезена из Казани в 1551 году с царицей Сююмбеки и в 1552 году после взятия Казани. И только небольшая часть этих изделий хранится в музеях страны. Среди них знаменитая “Казанская шапка” - корона казанских ханов, золотые поясные застежки и другие украшения.

Широкое развитие получило просвещение. Как и в более ранние периоды, грамоте обучались в мектебах и медресе. Существовали и медресе высшего типа, например, знаменитое медресе Кул-Шерифа.


Карта Московии и Казанского ханства середина 16 в. Рисунок из "Записок о Московии" С.Герберштейна

Под влиянием просвещения и богатой восточной поэзии в Казани и других городах государства традиционно развилась литература, и прежде всего поэзия. Средневековая татарская поэзия обогатилась именами таких поэтов, как Мухаммед-Амин, Эмми-Камал, Гарифбек, Кул-Шериф и др. Вершиной же средневековой татарской литературы эпохи Казанского ханства явилось творчество Мухамедьяра. В произведениях “Тухваи-Мардан” (”Дар мужей”- 1539 г.) и “Нуры-Содур” (“Свет сердец” - 1542 г.) поэт воспевает гуманизм, справедливость, доброту, служение народу и отчизне.

Наряду с письменной литературой в Казанском ханстве широко было развито и устное народное творчество. В эпоху Казанского ханства получили широкое распространение такие эпические произведения, как “Идегей”, “Чура-Батыр” и другие.

Читайте также: