Литература народов дагестана нового времени 1946 1992 гг кратко

Обновлено: 02.07.2024

В сборник известного дагестанского прозаика, поэта и драматурга Хизгила Авшалумова, писавшего как на татском, так и на русском языках, вошли повесть "Возмездие" и юмористические рассказы из книги "Невеста с сюрпризом". Смех и слезы, юмор и драму умело сочетал в своем творчестве классик татской литературы. А мастерство живет вечно и востребовано всегда. Потому и книги X. Авшалумова будут интересны современному читателю.

В сборник известного дагестанского прозаика, поэта и драматурга Хизгила Авшалумова, писавшего как на татском, так и на русском языках, вошли повесть "Возмездие" и юмористические…

Год издания:1970
Издательство: Советский писатель. Ленинградское отделение
Серия:Библиотека поэта. Большая серия
Язык:Русский

В книге представлены лучшие образцы богатого песенного творчества народов Дагестана: эпические и исторические песни, баллады, любовные, обрядовые, трудовые, бытовые песни, шуточные и колыбельные.
В них многообразно отразилась жизнь горцев, историческое прошлое Дагестана, драматизм социальных отношений, бесправное положение женщины-горянки, своеобразные обычаи и обряды, борьба горцев за независимость.

В книге представлены лучшие образцы богатого песенного творчества народов Дагестана: эпические и исторические песни, баллады, любовные, обрядовые, трудовые, бытовые песни,…

В монографии представлены научно достоверные сведения по основным вопросам истории, этнографии, географии расселения дагестанских народов. Подробно рассматриваются социально-хозяйственные процессы, происходившие у дагестанских племен и народов на протяжении многих веков, выясняется взаимозависимость характера и направления отраслей от природно-географических зон и обменных связей. Историко-этнографические очерки охватывают наиболее важные аспекты истории и культуры дагестанских народов (название и самоназвание народа, его численность, территория расселения, природно-географические условия обитания, язык и диалекты, государственные образования и социальные движения, экономическая, хозяйственно-культурная и духовная жизнь, поселения и жилище, одежда и питание, обычаи и обряды). В работе представлены также народы (азербайджанцы, русские, таты), происхождение которых не связано с Дагестаном, но они издревле компактно проживают в этом регионе.
Для этнографов, историков и широкого круга читателей.

В монографии представлены научно достоверные сведения по основным вопросам истории, этнографии, географии расселения дагестанских народов. Подробно рассматриваются…

9. Хайбуллаев С. Дореволюционная аварская литература. Махачкала, 1974.

Присоединение Дагестана к России, которая стояла в этот период на более высокой ступени социально-экономического, политического и культурного развития, сыграло прогрессивную роль. Конец XIX – начало ХХ века характеризуется вступлением патриархально – феодального Дагестана на путь капиталистического развития и началом формирования промышленного пролетариата.

После вхождения Дагестана в состав России в разных городах Страны гор были открыты первые русские светские школы. В Дагестане появились типографии, книжные магазины, читальни, библиотеки, театры, кинематограф, сыгравшие важную роль в распространении передовой культуре России и Запада.

Присоединение к России оказало прогрессивное влияние на здравоохранение, просвещение и культуру. Народы Дагестана стали приобщаться к достижениям русской мировой культуры. Нарастающее влияние России начало играть все большую роль в историческом развитии дагестанских народов. В произведениях декабристов, русских писателей нашли отражение жизнь дагестанских народов – их история, культура, быт, которые стали достоянием всего русского общества. Эти произведения помогли и передовой части горских народов увидеть и осмыслить свое прошлое, внутренний мир своих предков, их быт и нравы. Произведения о Кавказе, созданные на высокохудожественном уровне, явились важным моментом в становлении национального самосознания горцев. Происходило постепенное ослабление позиции арабского влияния, традиционная направленность дагестанской общественной мысли на Восток постепенно сменилась на приобщение к достижениям передовой русской и мировой науки и культуры. Несмотря на сложные условия, вызванные Кавказской войной, демократическое развитие художественной мысли не затормозилось. Появилась целая плеяда поэтов – выходцев из народа, которые создали ряд значительных поэтических памятников. Из множества поэтов XIX века назовём таких, как Саид из Кочхюра (1767–1812), Ирчи Казак (1830–1879), Омара Батырай (1825–1910), Етим Эмин (1838–1884), Али-Гаджи из Инхо (1846–1891), Тажутдин из Батлаича (Чанка) (1860–1909), а также Магомед-Бег из Гергебиля, Сукур Курбан, Мунги Ахмед, Патимат из Кумуха, Анхил Марин, Эльдарилав из Ругуджа, Магомед – Эффенди Османов, Гасан Гузунов, Гасан Алкадари, Манай Алибеков и рабочие поэты Гаджи Ахтынский, Магомед Тлохский и др.

Проникновению русской культуры в Дагестан содействовали лучшие представители русской научной интеллигенции, в числе которых были А. Берже, В. Комаров, Ф. Леонтович, П. Бутков, Н. Львов, Д. Анучин, В. Докучаев, Н. Пирогов, П. Услар, Е. Козубский. Они заложили основы комплексного изучения этнографии, истории, географии, археологии, медицины, филологии и т.д.

Русская интеллигенция оказала большое влияние на формирование хотя и немногочисленного во второй половине XIX века, но собственной светской, демократической интеллигенции из представителей коренных народностей. Это авторы целого ряда публикации по истории, фольклору, этнографии Дагестана: Д. Шихалиев, З. Казанфар, А. Омаров, Г.-М. Амиров, М.-Э. Османов, Г. Алкадари, Б. Далгат. С их помощью Петр Карлович Услар, русский ученый-филолог, осуществил исследования по грамматикам аварского, лезгинского, даргинского, лакского и табасаранского языков. П.К. Услар опубликовал в своем переводе эпические песни дагестанцев о разгроме Надир-шаха, о Хочбаре, о хромом Ражбадине. Заслугой его является создание первых вариантов алфавитов на русской графической основе для дагестанских языков.

Приобщение к передовой общественно-политической мысли, к богатым традициям культурного прогресса, к демократической идеологии просвещенной России имело огромное влияние на духовное развитие горского общества.

Новый этап развития просветительства связан с национально-освободительными идеями и с именами Г. Гузунова, М.-Э. Османова, Г. Алкадари, Али- Гаджи из Инхо, Ю. Муркелинского, М. Алибекова и др.

Ученый и поэт Магомед-Эффенди Османов (1840–1904) родился в ауле Аксай Хасавюртовского округа в знатной семье. Отец его долгое время был кадием царской конвойной роты в Петербурге. В 1865 году Магомед-Эффенди едет в Петербург и сменяет на этой должности своего отца. Он много учится, совершенствует свои знания по русскому, арабскому и другим языкам. Османов интересовался наукой, поэзией, русской культурой, дагестанским бытом и нравами.

Гасан Гузунов (1854–1940) родился в селении Кумух Лакского района в семье крестьянина. Он получил духовное образование, но при этом проявил большой интерес к русской культуре и овладел русским языком в совершенстве. Он оставил богатое научное и литературное наследие: у него есть работы по астрономии, философии, истории, им составлены сборники песен на лакском языке, написаны стихи политического и морально-дидактического характера.

Али-Гаджи из Инхо (1845-1890) получил духовное образование, но известен больше как поэт, у которого были стихи не только религиозной тематики, но и социальной направленности. Многие стихи Али – Гаджи отражают противоречивость его мировоззрения. Ему не безразлична земная жизнь, но он не забывает при этом напоминать о мимолетности жизни на земле. Он осуждает невежество, в то же время не понимает преимуществ светского образования. В своих произведениях Али – Гаджи осуждает стяжательство, лень, кровную месть, высокомерие и другие человеческие пороки.

Одной из главных закономерностей развития художественной литературы Дагестана является взаимообогащение литературы и фольклора. Национальные художественные литературы с момента своего зарождения унаследовали от фольклора тематику, жанры, художественно – изобразительные средства. Для формирования литературных традиций и дальнейшего их развития значение фольклора было огромно, особенно это проявилось на раннем этапе развития литературы. Героика и любовь составляли основной лейтмотив поэтического вдохновения в творчестве О. Батырая, И.Казака, Е. Эмина, Щазы из Куркли, Анхил Марин, Патимат из Кумуха, Стал Саяд, М.-Э. Османова, Эльдарилава, Махмуда и др. Талантливые поэты поднимали в своих произведениях важные проблемы общественно – политической жизни. Не были исключены и горянки. Горские поэтессы принадлежат к плеяде поэтов, которые составляют славу дагестанской поэзии XIX века. В их творчестве наибольшую остроту получила проблема внутреннего мира женщины – горянки, её права на свободу любви.

Щаза из Куркли родилась в бедной лакской семье. Она была очень красива, поэтому желающих жениться на ней было достаточно. Но она полюбила богатого человека, семья которого не захотела породниться с бедняками. Возлюбленный Щазы соблазняет её, пообещав жениться , а потом бросает. Отец девушки выгоняет её из дому, и Щаза вынуждена уехать в Кумух и скитаться. Наконец, нашлись люди, которые пожалели её и выдали замуж в аул Вачи. Но Щаза не смогла жить с нелюбимым человеком и терпеть его издевательства. С маленьким ребенком она возвращается в Кумух и начинает слагать песни, причитать над умершими, петь на свадьбах и праздниках. Красивый голос, природный поэтический дар принесли ей известность. Она поет о своей роковой любви, о горькой доле женщины- горянки, о несправедливостях жизни. Её песни обладали исключительной поэтичностью, и хотя Щаза не использовала слишком пышных, громких слов, но при помощи на редкость удачных поэтических сравнений и метафор она умела затронуть душу слушателей.

Как отмечают Н.Капиева и В.Огнев, песни Щазы – народные по духу поэтические миниатюры. Их филигранное мастерство, глубокая проникновенность поразительны. Щаза сочиняла свои дивные песни, никому не подражая и никого не повторяя. В поэзии она смогла сказать свое слово, и это дает ей право занять почетное место в ряду прославленных поэтов Страны гор.

Творчество Анхил Марин представляет собой если не в полном смысле романтизм, то почву, на которой вырос и окреп романтизм в аварской литературе. В её творчестве резче эстетическая оценка действительности и сильнее протест против существующих в то время моральных и социальных взглядов на положение женщины. Её песни – это попытка отстоять право женщины на святое чувство – любовь.

Родилась Анхил Марин в селении Ругуджа Гунибского района в богатой семье. О жизненном её пути сохранилось мало сведений, мало осталось и поэтических произведений, но её яркая личность и романтическая поэзия оставили неизгладимый след в аварской поэзии.

Все песни Анхил Марин посвящены любви. При её жизни они были официально запрещены. Основные проблемы, поднимаемые в её песнях, касались права горянки на свободное проявление своих чувств, а значит и критики общественных устоев, запрещающих женщине любить. Горская поэтесса сетует на свою несчастную жизнь, мечтает о свободе. Песни её очень популярны, любимы народом ещё и потому, что тесно связаны с фольклором.

Известность певицы вызывала недовольство аульской знати, которая видела в её творчестве покушение на устоявшиеся обычаи.

О жизни А.Марин ходило много легенд. В одной из них говорится, что наиб приказал зашить ей рот, чтобы она не пела больше, но она разорвала губы и спела песню.

Творчество Патимат из Кумуха более лирично, главными мотивами её песен являются страдания, мольба, отчаяние. Патимат была женщина образованная и богатая, в её песнях встречаются выражения и обороты, присущие арабской поэзии. Она пишет о своей огромной любви к муталиму по имени Маллей, который был выходцем из бедной семьи, но отличался большим красноречием и умением слагать стихи. По выражению литературоведа Э. Ю. Кассиева, их переписка – это поэзия самой действительности, вопль страданий отчаявшихся душ.

Как одному из крупных событий истории народов Дагестана XIX века восстанию 1877 года посвящен ряд работ местных и русских ученых – историков, таких как Х.Геничутлинский, И.Урминский, А.Соратлинский, П.И.Ковалевский, А.Каяев, А.А.Тахо-Годи, Р.М.Магомедови др.

Количество произведений, посвященных событиям 1877–1878 годов, столь значительно, что по ним можно воссоздать всю историю восстания во всех её подробностях, представить деятельность исторических личностей, руководителей восстания, основных его участников, важнейшие сражения, произошедшее в процессе столкновения противоборствующих сил. Можно сказать, что наряду с научной историей восстания 1877 года существует и его художественная история, созданная народным творчеством и творчеством наиболее известных поэтов того и последующего времени.

Поэтическая летопись событий создавалась по свежим следам, после конкретных событий, а также как память о них.

Такая массовость обращения к освещению этих важных исторических событий обусловлена тем, что вторая половина XIX века является периодом возрождения литературных традиций Дагестана. Кроме того, в этот период на литературной арене появилась целая плеяда поэтов, поднимавших актуальные проблемы общественной жизни народов Дагестана. Они понимали значение восстания для национального самосознания не только современников, но также для будущих поколений.

Восстание запечатлелось в поэзии многих народов Дагестана, ему посвящены аварские, даргинские, кумыкские, лакские, лезгинские народные песни. К его изображению обратились и классики дагестанской литературы и поэты – современники событий: Етим Эмин, Ирчи Казак, Эльдарилав, Чанка, Гасан Алкадари, Гасан Гузунов,Магомед-Бег из Гергебиля, Абдул-Карим Баратов, Нурмухаммед Бахричилов, Муртазали-Хаджи, Этил-Али из Телетля.

Авторы художественных произведений о восстании 1877 года и сами выступают как подлинные патриоты, защитники свободы и независимости народов Дагестана. Они считали это восстание закономерным продолжением национально-освободительной борьбы народов Северного Кавказа. Широкие авторские повествования дополняются народными песнями, которые завершаются элегиями, плачами о судьбе восставшего народа, о массовом истреблении повстанцев, высылке их в центральные области России и за её пределы. Трагедия народа, чьи заветные мечты не осуществились, обнажена в них до предела.

На территории, где испокон веков проживают даргинцы, найдены каменные плиты с домусульманским письмом, но по имеющимся ныне данным, история литератур народов Дагестана, в том числе и даргинцев, начинается с Х-ХI вв. Средневековые дагестанские авторы создавали произведения разных жанров: панегирик и элегию, сатиру и публицистику, любовную и философскую лирику, дидактическое обращение, послание и назидание, эпистолу и научное и теологическое сочинение - для удовлетворения насущных жизненных потребностей. Арабоязычная средневековая литература, безусловно, отражала теологические воззрения авторов, но вместе с тем - и научные взгляды и общественно-политические идеи времени. Хотя средневековая литература имела арабоязычную оболочку, своими корнями она уходила в родную почву и способствовала интеллектуально-духовному развитию горцев. Среди творческих лиц, создававших свои произведения на арабском языке наряду с Мухаммедом Рафи (XIV в.), Шабаном из Обода, Мухаммедом Аваби из Акташа (XVII в.), Абубекиром из Аймаки, Дибир-Кади из Хунзаха (XVIII в.), Абдурахманом из Ка-кашуры, Даудом из Карабудахкента Мирза-Али из Ахтов (ХЛ/Ш-ХГХ вв.) были известны и Дамадан-Эффенди Мугинский (XVII в ), Гаджи-Дауд Усишинский, Магомед-Кади Акушинский (XVIII в ), Барка-Кади из Кавкамахи (умер в 1837 г.) и др.

Определить точную дату создания первых произведений на даргинском языке, как и на других языках народов Дагестана, пока еще не представляется

возможным. Можно предположить, что арабский алфавит был приспособлен для создания письменности на языках народов Дагестана еще в Х-Х I вв. Но так случилось, что пока в качестве первых памятников литературы ученые имеют в своем распоряжении лишь "Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго" (начало XVII в.) и стихотворение неизвестного автора "Когда смертная болезнь поразит меня" (начало XVIII в.). Более ранних памятников не обнаружено, хотя переписчики на полях арабских книг писали даргинские слова еще в XIV в. Даргинское печатное слово появилось в конце XIX в. Видный ученый в области обычного права, этнографии, антропологии и фольклора народов Кавказа Башир Керимович Далгат в 1892 году в "Сборнике для описания местностей и племен Кавказа" (вып. XIV) опубликовал двенадцать цудахарских песен (фольклорных текстов), сопроводив оригиналы собственным подстрочным переводом.

В 1911 г. в Тбилиси был издан первый даргинский букварь "Даргилла алипуне ва лужизне жуз". В 1908 г. Омар из Мекеги составил букварь для обучения аджаму (письмо, основанное на арабской графике). В 1913 г. аджамским письмом была издана первая книга на даргинском языке - сборник религиозных стихов - турки известного поэта Абдулла-Гаджи из Урахи "Таргиб ас-саликин ила мат I лаб рабб ал-г I аламин". В произведениях сборника разрабатывается тема средневековой литературы - зависимость человека от воли бога. Божественное предопределение судьбы, грех, рай, ад - понятия, которые превалируют в текстах турки. Но произведения широко образованного поэта благодаря богатому поэтическому языку и отработанной стихотворной форме оказывают эстетическое воздействие не только на верующих.

Произведения не менее популярного при жизни и после смерти народного поэта Омарла Батырая (1817-1902) были изданы только в 1928 г. Они имели устное хождение в народе, который любил его чудные песни. Без них наша жизнь и наша история были бы неполными, а духовный мир обедненным. В них правдиво отражен быт горца и вдохновенно передано его стремление к свободе. Неподражаемы его песни о горянке, о любви горца, о его мужестве и храбрости. Без оригинальных песен и поэм Батырая, заложивших основу национальной даргинской литературы, дальнейшее ее движение к высотам реализма - правдивому изображению человека и действительности - было бы невозможным.

Свой вклад в развитие литератур народов Дагестана во второй половине XIX в. внесли также творческие личности, чье мировосприятие базировалось не только на фольклорной эстетике. XIX век дал Дагестану кумыка Д.Шихалиева, лакца А.Омарова, аварца А.Чиркеевского, даргинца Г.-М.Амирова - просветителей, ратующих не только за просвещение своего народа, но и пропагандирующих жизнь и быт дагестанцев как имеющих общечеловеческую ценность. Очерк Г.-М.Амирова "Среди горцев Северного Кавказа", опубликованный в 1873 г. в "Сборнике сведений о кавказских горцах" (вып.7) привлекает не только этнографическими деталями, но и живым слогом.

Даргинская национальная литература XX в. наследует традиции родного фольклора и авторского творчества предшествующих периодов. Возникшая в XIX в., она в начале XX в. продолжает развиваться под влиянием и в русле крестьянских стихийно-демократических идей, в ней получает свое дальнейшее развитие религиозно-клерикальная литература, возникает поэзия отходников. В конце 1910-х годов в поэзии обнаруживается влияние социалистических идей.

Демократические традиции поэзии Батырая были продолжены его последователями, расцвет творчества которых приходится на начало XX в.

Мунги Ахмед (1843-1915), творивший в конце XIX-начале ХХ в., известен как певец-импровизатор, создавший свои произведения на основе народных лирических песен и песен-отходников. Изучение жизни народа у себя на родине и далеко за ее пределами дало возможность Мунги Ахмеду отразить в своем творчестве жизнь кубачинцев-ремесленников ("Песня молодых кубачинцвв", "Мадам"). Мунги Ахмед поднялся до сатирического изображения власть имущих, духовенства, лентяев, пьяниц ("В день смерти осла", "Эх, Викалай, Викалай", "Бутылка без дна").

Социальную свободу и право выбора друга жизни отстаивает лирическая героиня певицы-поэтессы Хадижи Абдуллаевой (1897-1916). Традиции певцов-импровизаторов были продолжены в поэзии Сибир-Магомеда, Разила Каплана, творивших в основном в 20-30-е годы.

Даргинская письменная литература в начале XX в. создавалась и представителями духовенства, и демократически настроенной интеллигенцией, а также поэтами-выходцами из трудового народа.

Духовная поэзия Омар-кади из Мекеги, Гапиза-Гаджи из Губдена, Абдулла-Гаджи из Урахи, чьи сборники религиозных стихов - турки являются первыми книгами даргинских авторов, изданных типографским способом, ставила главной своей задачей подготовить верующего человека к потусторонней жизни. Рассматривая человека и его судьбу как реализацию божественной идеи, они звали своих современников отречься от земной и готовить себя к загробной жизни. В некоторых своих произведениях духовные поэты выступали как проповедники общечеловеческих нравственных ценностей.

В числе религиозных поэтов был и Зияутдин-кади (1877-1924), который сочинял не только религиозные турки. Зияутдин-кади стал одним из основоположников даргинской демократической письменной литературы. Высокообразованный интеллигент, он в своих стихотворениях ("Письмо любимой", "Красавицы" и др.) создал образы лирических героев, для которых вопросы религии и любви, семейного быта и социального бытия, личности и общества стали насущными, жизненно важными.

У истоков демократической письменной литературы даргинцев стояли также Рабадан Нуров (1889-1942) и Азиз Иминагаев (1892-1944), которые начали создавать свои произведения в 10-е годы XX века. В стихотворениях "Умрем ли не испытав счастья" (1910), "Прекраснее твоего тела не видел я" (1912), "Тоска" (1914) и др. Р. Нуров, продолжая традиции фольклора и певцов-поэтов, создает образы прекрасных женщин, передает страдания влюбленных В изображении протеста женщины против своего бесправного положения поэт остается на уровне предшественников.

Изображение человека в историческом движении намечено только в стихотворениях "Два года"(1916) и "Три года" (1917), посвященных судьбе рабочего-отходника. Герой этих произведений, заключенный в тюрьму, оторван от природы и общества, поэтому, сознавая причину своего положения, он проклинает царскую власть.

А.Иминагаев с самого начала своего творческого пути выступил с сатирическими произведениями, обличающими невежественных, корыстолюбивых, алчных мулл и власть предержащих ("Плутни-проделки мулл", 1910; "Ишки", 1911; "Судьи", 1914). В его творчестве, как и в стихах Р.Нурова, нашла отображение тяжелая судьба рабочего-отходника ("Жизнь рабочего", 1911).

Переход даргинской литературы в новую эстетическую категорию, вызванную победой Октябрьской революции, гражданской войной и установлением советской власти в Дагестане, наиболее ярко обозначился в поэзии Р.Нурова и А.Иминагаева. В стихотворениях Р.Нурова "Проснитесь", "Подумайте о Дагестане", "Ая-кака" (1919-1920), А.Иминагаева "Сила Октября" и "Ой, аман, ой" (1920) создан образ лирического героя, ратующего за победу нового, отрицающего старое, борющегося против старого, пропагандирующего справедливые общественные отношения.

В даргинской литературе 20-30-х годов наблюдаются заметные успехи в расширении проблемно-тематического и жанрового диапазона. Советская власть осуществила меры по поднятию культуры ранее отсталых народов, создала условия для развития литературы и искусства. В 1921 году стала выходить первая даргинская газета "Дарган", на страницах которой печатались зарисовки, очерки. В ней с 20-х годов начал публиковать свои проблемные антирелигиозные статьи и художественные произведения Сайгид Абдуллаев (1903-1952), ставший основоположником даргинской национальной прозы.

На развитие даргинской литературы оказало влияние введение обязательного начального образования, создание сети общеобразовательных школ. Необходимость создания учебников стимулировала переводческую деятельность даргинских авторов, что обеспечивало более тесные контакты с русской и другими литературами народов страны.

В течение 20-30-х годов было создано много произведений агитационной, политической лирики и одических стихов как известными уже Р.Нуровым и А.Иминагаевым, так и вновь вошедшими в литературу молодыми авторами А.Муртазалиевым, Х.Ибрагимовым, К.Магомедовым (Санакан) и др. Однако идеологический диктат, в основе которого лежало положение о классовости культуры, о двух культурах в каждой национальной культуре, возымел свое действие: эстетические поиски художников слова не стали столь успешными, какими были идейно-тематические новации. Эстетика контрастов обусловила плакатность и однобокость образов некоторых даже сравнительно удачных произведений. Многие из них остались как факты заинтересованного отношения авторов к событиям того времени, отклик на злобу дня, на социальный заказ и не оказали сколько-нибудь заметного влияния на уровень эстетического развития литературы. Ряд стихотворений, в т.ч. агитационные, политические и сатирические, созданные в 20-30-е годы Р.Нуровым, А.Иминагаевым и С.Абдуллаевым, являются исключением. В политических стихах и поэме Торным крестьянам" (1934) Р.Нуров создал образ нового человека, посвятившего себя строительству социализма. А.Иминагаев и С.Абдуллаев в сатирических стихотворениях высмеивали пережитки людей в сознании и быту.

Изображение тяжелой жизни в дореволюционном прошлом в ее противопоставлении со светлым настоящим посвящены рассказы С.Абдуллаева "Жавад", "Жизнь Запировых". В его рассказах "Как учился Гази", "Лекарство для живота" и др. разоблачалось духовенство.

Творчество Р.Нурова, А.Иминагаева, С.Абдуллаева 20-30-х годов, развивавшееся в русле дагестанской и всей советской литературы, обеспечило даргинской литературе проблемно-тематическую и эстетическую близость с другими литературами народов Дагестана и ее вхождение в общесоюзную литературную общность.

В годы Великой Отечественной войны даргинскую литературу создавали А.Иминагаев, Б.Магомедов, АМуртазалиев, М.Мусаев, К.Магомедов и др. Значительным явлением в даргинской и всей дагестанской литературе этого периода стали поэма "Песня фронтовика" (1944), рассказы и повесть "За Родину" С.Абдуллаева. В повести "3а Родину" даргинский автор одним из первых в советской литературе описал тяжелый военный труд рядового солдата, воина-защитника Родины.

В сплочении литературных сил и развитии литературы послевоенного периода большая роль принадлежит альманаху "Дружба" (потом журнал "Литературный Дагестан", "Дерхаб", "Радуга") и журналу "Женщина Дагестана", которые стали выходить соответственно с 1952 г. и 1957 г.

Возросло количество изданных книг по сравнению с прошлыми периодами. Вышли сборники С.Абдуллаева, А.Абу-Бакара, Р.Рашидова, С.Рабаданова и др.

Послевоенный период (до 60-х годов) в даргинской литературе был ознаменован приходом в нее новых творческих сил. Р.Рашидов (1928), Абдуразак Муртазалиев (1932), С.Рабаданов (1932-1995), А.Абу-Бакар (1931 -1991), которые, как и С.Абдуллаев, А.Муртазалиев, К.Магомедов, М.Мусаев, А.Юсупов и другие, в своих стихах, поэмах, очерках и рассказах стали воспевать дружбу народов, одержавших победу над фашизмом, изображать социалистическую новь, трудовые и боевые подвиги советского народа, социальные преобразования в горном селе, изменение психологии горца, чьей родиной стала вся страна, а жизненной потребностью - самоотверженный труд на благо родного отечества. В поэме Р.Рашидова "Ая-кака" и повести М.Мусаева "Пробуждение" отражены события периода гражданской войны в Дагестане.

В 60-90-е годы даргинская литература достигла такого уровня, когда ее художественные поиски и обретения, в особенности в прозе, стали определяющими при характеристике всей дагестанской литературы. Открытие горского характера, общечеловеческого и национально особенного в нем сделали произведения А.Абу-Бакара и Р.Рашидова, Магомед-Расула (1936) и Амир Гази (1940), Хабиба Алиева (1940-1992) и Газим-Бега Багандова (1941 -1994), Магомеда Гамидова (1930), Сулеймана Рабаданова (1932-1995) и др. достоянием читателей всей страны. Благодаря их творческим успехам даргинская литература вышла на уровень эстетического взаимодействия с другими литературами народов бывшего СССР. Произведения названных и других авторов по своим проблемно-тематическим и жанрово-стилевым особенностям находятся в русле развития современной литературы страны.

В даргинской литературе 60-90-х годов приоритетное развитие получила проза. А.Абу-Бакар, Х.Алиев, Магомед-Расул, Ильяс Гасанов (1934), А.Гази, Ражабали Омаров (1913-1996), С.Рабаданов, У.Шапиева(1924), Газимагомед Юсупов (1941)в своих очерках, рассказах, повестях и романах путем постижения концептуальных направлений современного литературного процесса, преломления предшествующего опыта изображают человека в его многогранных связях с окружающей действительностью, раскрывают его богатый внутренний мир. Повестям и романам названных и других авторов присущи широта и глубина проблемно-тематического анализа и жанрово-стилевое многообразие. В современной даргинской литературе представлены почти все жанрово-стилевые течения (направления, потоки), свойственные и русской и другим литературам страны. В даргинской поэзии 60-90-х годов, которая создается Р.Рашидовым, А.Гази, Х.Алиевым, Г.-Б.Багандовым, М.Гамидовым, С.Рабадановым, Писки Махом (Магомед Абдуллаев, 1933) и другими талантливыми авторами, обнаруживается проблемно-тематическая и жанрово-стилевая близость с поэзией других народов Дагестана и всей страны. Эта близость однако не исключает самобытности и оригинальности политической, любовной, пейзажной, философской лирики, баллад и лиро-эпических и эпических поэм даргинских авторов. Эстетическая достоверность, художественная убедительность, достигаемая путем психологической мотивировки чувств, точностью лирической характеристики, внимательным отбором жизненных реалий, эффективным использованием изобразительно-выразительных средств, характерны для произведений и Р.Рашидова, и Х.Алиева, которые тяготеют к лирическому стилю, и А.Гази, манера письма которого отличается напряженностью, и С.Рабаданова, Г.-Б.Багандова, Писки Маха, Сарат Алиевой, в стиле которых определяющую роль играют фольклорные средства, и М.Гамидова, в поэзии которого обнаруживаются признаки условно-конструктивного стиля.

Зародившаяся в 20-30-е годы даргинская драматургия получила свое развитие лишь в 60-90-е годы. Открытие Даргинского театра (1961) стимулировало создание драматических произведений. Пьесы А.Абу-Бакара ("Нур-Эддин - золотые руки", "Ищи и найдешь", "Охота из-под фар"), Р.Рашидова ("Житель Соколиной горы"), С.Рабаданова ("Родник и тополь", "Землетрясение", "Узел жизни", "Батырай"), Габиба Наврузова (1932-1985), ("Конец неизбежен", "Отцовский меч", "Али-бег Багатырев" - в соавторстве с И.Байгишиевым и др.), Магомед-Расула (Тюльжанат", "Кто виноват?"), Х.Алиева ("Нового времени сверстник", "Конец игры"), Р.Омарова ("Горный цветок", "Где моя мать"), Г.Юсупова ("Мы еще посмотрим") были поставлены на сцене даргинского и других театров.

60-90-е годы стали периодом бурного развития литературы для детей. Произведения Р.Рашидова, переведенные на языки народов России и изданные в Москве и Махачкале, познакомили читателя с любознательными и смекалистыми, озорными и бойкими детьми ("Дети такие мне нравятся очень", "Охотник Муса", "Хороший день", "Умелец из Балхара", "Разбудить хочу эхо", "У каждого есть друг", "Соседи смеются", "Песня горского мальчика", "Я и тень моя"). Пьесы Р.Рашидова для детей "Житель Соколиной горы, "Однорогий тур", "Снежный барс", "Ворона и чабан" и др. были поставлены на сценах дагестанских театров.

Произведения для детей созданы А.Абу-Бакаром (рассказы, повесть "Дедушка Хабибулла из Долины садов", пьесы "Нур-Эддин - золотые руки", "Каменный мальчик" и др.), Магомед-Расулом (рассказы, повести "Чанкур", "Раненая ласточка", "Когда тебе 16" и др.), С.Рабадановым (стихи, поема "Путешествие букв").

Развитию детской литературы в настоящее время способствует специальный журнал для детей "Соколенок", в котором печатаются прозаические, поэтические и драматические произведения названных выше авторов, а также Х.Алиева, И.Гасанова, Х.Курбанова, А.Гази и др. писателей.

До 60-х годов, если не считать отдельных статей Э. Капиева, С.Абдуллаева, Г.Османова, Р.Рашидова, не было работ, посвященных анализу даргинской литературы. Современные литературоведы Фатима Абакарова, Абдулла Вагидов, Загир Магомедов, Магомед-Расул и др. в своих отзывах, рецензиях, критических и проблемных статьях, эссе, творческих портретах и монографиях создали панораму развития родной литературы, словесного искусства даргинцев с древнейших времен до наших дней.

В сборник известного дагестанского прозаика, поэта и драматурга Хизгила Авшалумова, писавшего как на татском, так и на русском языках, вошли повесть "Возмездие" и юмористические рассказы из книги "Невеста с сюрпризом". Смех и слезы, юмор и драму умело сочетал в своем творчестве классик татской литературы. А мастерство живет вечно и востребовано всегда. Потому и книги X. Авшалумова будут интересны современному читателю.

В сборник известного дагестанского прозаика, поэта и драматурга Хизгила Авшалумова, писавшего как на татском, так и на русском языках, вошли повесть "Возмездие" и юмористические…

Год издания:1970
Издательство: Советский писатель. Ленинградское отделение
Серия:Библиотека поэта. Большая серия
Язык:Русский

В книге представлены лучшие образцы богатого песенного творчества народов Дагестана: эпические и исторические песни, баллады, любовные, обрядовые, трудовые, бытовые песни, шуточные и колыбельные.
В них многообразно отразилась жизнь горцев, историческое прошлое Дагестана, драматизм социальных отношений, бесправное положение женщины-горянки, своеобразные обычаи и обряды, борьба горцев за независимость.

В книге представлены лучшие образцы богатого песенного творчества народов Дагестана: эпические и исторические песни, баллады, любовные, обрядовые, трудовые, бытовые песни,…

В монографии представлены научно достоверные сведения по основным вопросам истории, этнографии, географии расселения дагестанских народов. Подробно рассматриваются социально-хозяйственные процессы, происходившие у дагестанских племен и народов на протяжении многих веков, выясняется взаимозависимость характера и направления отраслей от природно-географических зон и обменных связей. Историко-этнографические очерки охватывают наиболее важные аспекты истории и культуры дагестанских народов (название и самоназвание народа, его численность, территория расселения, природно-географические условия обитания, язык и диалекты, государственные образования и социальные движения, экономическая, хозяйственно-культурная и духовная жизнь, поселения и жилище, одежда и питание, обычаи и обряды). В работе представлены также народы (азербайджанцы, русские, таты), происхождение которых не связано с Дагестаном, но они издревле компактно проживают в этом регионе.
Для этнографов, историков и широкого круга читателей.

В монографии представлены научно достоверные сведения по основным вопросам истории, этнографии, географии расселения дагестанских народов. Подробно рассматриваются…

Читайте также: