Литература и искусство в годы вов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Во второй мировой наиболее тяжкие испытания выпали на долю нашей страны. Советско-германский фронт отвлекал на себя более 2/3 вооруженных сил Германии. Экономические потери составили около 30% всего достояния страны. Война унесла 26,5 млн. жизней советских людей. Резко снижается численность рабочих, трудоспособное население деревни.

Война потребовала от людей максимального напряжения сил. На предприятия, в колхозы были мобилизованы не только взрослые, но и дети, работавшие без выходных и о т пусков. На оккупированной территории были организованы массовые подпольное и партизанское движения. Война как никогда сплотила народы всех национальностей СССР.

В экстремальных условиях проявлялись лучшие человеческие качества советских людей: самопожертвование, героизм, взаимопомощь. Доктор военных наук генерал-лейтенант инженерных войск проф. Д. М. Карбышев отказался работать на врага. Ученого замучили в лагере смерти Маутхаузен , на морозе его обливали ледяной водой. В блокадном Ленинграде умирающие от голода сотрудники не съели госфонд образцов зерна. Не смотря на трудности военного времени, ни одна семья не отказалась принять беженцев. Многочисленные подвиги советских людей на фронтах и в тылу золотыми буквами вписаны в историю нашей многонациональной страны.

В военные годы как нельзя лучше подошли уже апробированные методы управления, построенные на страхе и лжи. Продолжились репрессии. Чтобы отвести вину от себя за неудачи на первом этапе, когда враг оккупировал значительную часть территории Советского Союза, войска противника подошли к Москве на расстоянии 25–30 км., правительство организовало суд над большой группой генералов, во главе с командующим войсками Западного фронта генерал-полковником Д.Т. Павловым. Их обвинили в измене и казнили.

С начала войны еще более лояльной становится государственная политика по отношению к церкви, которая активно включилась в па т риотическое движение. В сентябре 1943 г. состоялась встреча Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем. Вскоре после нее была восстановлена патриархия. Власти разрешили со з вать Архиерейский собор для выбора патри а рха , со з дать Священный синод, открыть бого с ловские академии и семинарии, и з давать религиозную литературу, органи з овать работу свечных з аводов .

По всей стране в централизованном порядке открываются тысячи православных храмов. Священнослужителей выпускают из заключений и ссылок, при их согласии демобилизуют из армии. В правительстве для свя з и с церковью создается Совет по делам Русско й православной церкви. Впоследс т вии были урегулированы отношения государства и с дру г ими религиозными конфессиями.

В дни блокады в городе Ленинграде работали старейшая русская актриса В. Мичурина-Самойлова, певица С. Преображенская, композитор Б. Асафьев, писатели В. Инбер, В. Шишков, поэты Н. Тихонов, О. Бергольц.

Сотни писателей всех республик СССР стали военными корреспондентами, бойцами, командирами и политработниками (М. Шолохов, А. Фадеев, К. Симонов, А. Твардовский, Б. Горбатов, А. Сурков, Б. Полевой, В. Василевская, А. Гайдар). Не раз на передовую линию фронта выезжал 80-летний А. Серафимович. Многие не вернулись с поля боя, погибли от голода, артиллерийского обстрела, бомбежек.

Правительство всемерно старалось сохранить отечественные культурные ценности и, прежде всего, самих деятелей культуры. Уже в августе 1941 г. из Москвы и Ленинграда в глубь страны были эвакуированы ученые, писатели, актеры. На периферии образовалось несколько культурных центров. Так например, в Нальчик приехали композиторы и профессора Московской консерватории (С.С. Прокофьев, Ю.А. Шапорин, В.В. Нечаев), артисты Московского Художественного театра во главе с В.И. Немировичем-Данченко, коллектив Малого театра, литераторы, художник И.Э. Грабарь, архитекторы братья Веснины.

В сложных условиях они продолжали работать. Все усилия были направлены на пропаганду патриотизма, в ерности долгу, прис я ге, н енависти к врагу. В военные годы несколько ослабло идеологическое давление. Хотя в каждом подразделении в армии и в тылу ситуацию отслеживали партийные контролирующие структуры, работала цензура. Марксистско-ленинскую идеологию временно затмила тема защиты Отечества.

Образование . В военные годы, система образования переживает очень трудные времена. Многие вузы и школы ока­зались на оккупированной территории. Сотни учебных заведений эвакуировали на восток. В 2,5 раза сокращается число студентов, уменьшается общее количество вузов. В 1942 г. университеты были временно переведены на сокращенный, 3–4-летний срок обучения.

Был свернут взятый перед войной курс на всеобщее среднее образование. В тоже время, война заставила задуматься о качестве образования. В 1943 г., начиная с 5-го класса, с целью улучшения воен­но-физкультурной подготовки вводится раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1944 г. были введены экзамены в 4-х и 7-х классах, а также экзамены на аттестат зрелости, зо­лотые и серебряные медали. В вузах наряду с госэкзаменами стала обязательной защита дипломной работы. В последние годы войны было открыто 56 новых высших учебных заведений, в т.ч. Институт международных отношений.

В связи с тем, что на предприятия пришло много подростков, заменивших своих отцов и старших братьев, государство уделяло особое внимание расширению сети вечерних семилетних и средних школ для обучения молодежи без отрыва от производства. В фабрично-заводских школах и ремесленных училищах с 1941 по 1945 г. было подготовлено более 2250 тыс. молодых рабочих. За эти же годы вузы и техникумы дали стране 842 тыс. молодых специалистов. В дни войны школьники и студенты оказали большую помощь Красной Армии своим трудом в госпиталях, на за­водах и колхозных полях.

Наука . Работа Академии наук СССР, исследовательских институтов и вузов была полностью перестроена применительно к требова­ниям военного времени. В сентябре 1941 г. ученые СССР создали комиссию под председательством президента АН СССР академика В.Л. Комарова, в которую вошло свыше 800 специалистов. Научные работники сосредоточились в основном на трех задачах: разработке военно-технических проблем; научной помощи промышленности в улучшении и освоении но­вого военного производства; мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны, замене дефицитных материалов мест­ным сырьем.

Основные силы советской науки были переведены в глубокий тыл – за Волгу, на Урал, в Сибирь. Невзирая на трудности и лишения, которые принесла война, в целях развертывания научной деятельности были созданы академии медицинских и педагогических наук, академии Узбекской, Азербайджанской и Армянской ССР, филиал АН СССР в Западной Сибири.

Восемь самолетов Туполева участвовало в Великой Отечеств е нной войне. Ни у кого из конструкторов не было такого количества боеспособных машин. Т У –2 был признан лучшим фронтовым бомбардировщи к ом второй м и ровой войны. Созданию самолетов А.Н. Туполев посвятил всю жизнь. Под его руководством создано более 50 оригинальных машин различных модификаций. На них установлено 78 мировых рекордов грузоподъемности, дальности и скорости полета.

В 1943 г. начались работы по созданию советской атомной бомбы, которыми занималась специальная лаборатория по рас­щеплению ядра урана во главе с академиком И.В. Курчатовым. Под его руководством работало около двух десятков ученых. Институт под наименованием лаборатории №2 построили на окраине Москвы у бывшего Ходынского поля, служившего много десятилетий артиллерийским и пулеметным полигоном. Здесь в начале 1945 г. заработал циклотрон, построенный всего за один год.

В тоже время, над литераторами продолжала довлеть административно-командная система, недремлющее око цензуры. Особенно приветствовались произведения, где преувеличивалась роль Сталина. Нужно сказать, что их немало было создано. Одни писались совершенно искренне, другие – а угоду конъюнктуре. В 1945 г. началась травля И. Эренбурга за то, что он посмел критиковать поведение советских солдат в Германии, где насилие и грабеж по отношению к немецкому населению были далеко не единичными случаями.

В целом, литература военных лет стала огромной духовной силой в жизни народа, помогла выстоять в войне, сберечь людям истинно человеческое – доброту, любовь, сострадание, благодаря умению воздействовать на умы, волю и сердца читателей.

Киноискусство . Работники советского кино сражались за победу своим оружием. Операторы были откомандированы в распоряжение фронтовых штабов. Они участвовали в опаснейших боевых операциях, снимали в самолетах и танках, действия партизанских соединений, героическую оборону Ленинграда. Молодой кинооператор, Мария Сухова, смертельно раненная, вертела ручку аппарата до тех пор, пока не потеряла сознание. В боях погибли операторы В. Сущинский, В. Муромцев, Н. Быков и многие другие. Все сюжеты стекались на Центральную и Ленинградскую студии документальных фильмов. Из этих лент составляли очередные выпуски хроникальных журналов.

Художественная кинематография так же была призвана работать только на нужды фронта и тыла. Был пересмотрен план производства художественных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме за­щиты Родины.

Симфония впервые была исполнена оркестром Радиокомитета 9 августа 1942 г. в Ленинграде. Репетиции проходили в холодных, нетопленых залах. Музыканты исполняли сложнейшие партии в верхней одежде. Во время концерта летчики были в небе, чтобы не допустить фашистского налета.

Бригады крупнейших театров СССР выезжали на передовую. Артисты московского Центрального театра Советской Армии дали на фронтах свыше тысячи концертов. Перед бойцами и моряками Балтийского флота более 2500 раз со спектаклями высту­пали актеры Ленинградского театра имени А.С. Пушкина. Специальные концертные группы обслуживали госпитали, военные корабли, призывные пункты, оборонные предприятия. В 1941–1945 гг. из 1300 тыс. концертов и спектаклей для воинов армии и флота 450 тыс. было дано непосредственно на фронте.

Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

Великая Отечественная война оказалась самым страшным испытанием за всю историю существования России. Были разрушены 84 тыс. школ, вузов, более 600 научно-исследовательских институтов, сотни лабораторий; сожжены и разграблены 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры, библиотек, клубов, сотни хранилищ исторических сокровищ русского, украинского, белорусского, литовского, латвийского, эстонского и других народов Советского Союза. Пострадали дома – музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, Т.Г. Шевченко в Каневе, А.П. Чехова в Ялте. В руинах лежали многие города страны. Весьма внушительный, хотя и далеко не полный перечень. Культурному богатству СССР был нанесен громадный ущерб.

В основу многих очерков, рассказов, а затем и крупных художественных произведений легли подлинные события и факты войны, и героями их стали подлинные герои войны: Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина, Александр Чекалин, Николай Гастелло, Виктор Талалихин, 28 панфиловцев. Народ хотел знать правду о войне, ее трагических событиях и подвигах советских людей. Такие произведения отвечали этим запросам.

Писатели-прозаики показывали в своих произведениях участников войны, их нравственную силу, мужество, стойкость, непоколебимую волю к победе.

Эту ответственность писатели оправдали. В ходе войны они создали глубоко реалистические произведения, раскрывающие ее суровую правду, великий подвиг и героизм советского народа.

Общему делу борьбы с врагом отдавали свой талант работники сценического искусства. Актеры и музыканты выступали в действующей армии на передовой и в запасных учебных полках, на призывных пунктах, на кораблях действующего флота, в госпиталях, на предприятиях в глубоком тылу. Многие театры с начала войны создали фронтовые бригады, а с 1942 г. начали действовать и фронтовые театры (их было 20). Наиболее популярными из них были фронтовой филиал Театра имени Евг. Вахтангова, Театр ГИТИС, Театр музыкальной комедии и миниатюр. Не было, наверно, воинской части, где не слышали бы голос актера или музыканта. Всего за время войны на фронте побывало 42 тыс. актеров, 3685 концертных бригад. Они провели 1360 тыс. концертов, 437 тыс. из них непосредственно на фронте. Среди участников военно-шефской работы были старейшие талантливые актеры: П. Садовский, А. Остужев, Е. Турчанинова, В. Мичурина-Самойлова, Ю. Юрьева, Н. Обухова, В. Барсова, Н. Шпиллер, И. Козловский, С. Лемешев, Г. Уланова, А. Тарасова, М. Лит-виненко-Вольгемут, И. Паторжинский, М. Александровская, Ку-ляш Байсеитова, Бюль-Бюль Мамедов. Выступления зачастую проходили в расположении частей на фронте, в госпиталях, на кораблях, на улицах и площадях освобожденных городов и сел.

И в глубоком тылу шла творческая жизнь. На Урал, в Сибирь, Среднюю Азию летом и осенью 1941 г. из угрожаемых районов были эвакуированы театры. Вывезти все театры не представлялось возможным, и часть театров и музыкальных коллективов была расформирована, часть закрыта, в первую очередь областные, районные, детские и кукольные.

Вдали от родных мест, привычных условий театры делали все максимально возможное, чтобы быстро возобновить работу. Ставились лучшие спектакли, и шла работа над новым репертуаром.

Театры обращались и к произведениям, созвучным дням Отечественной войны.

Композиторы, которые находились в рядах Красной Армии (К. Листов, Д. Кабалевский, Т. Хренников, В. Мурадели и Б. Мокроусов), писали музыку к песням и исполняли их, руководили красноармейскими ансамблями, помогали армейской самодеятельности.

Документальные фильмы запечатлели героическую борьбу советского народа. Они не только фиксировали события, но и объясняли их, призывали к борьбе.

В это же время создавались и художественные фильмы.

Лучшие документальные и художественные фильмы широко пропагандировались. В кинотеатрах устраивались кинофестивали и тематические показы, посвященные борьбе советского народа с немецкими захватчиками, городам-героям, важнейшим историческим и политическим событиям, великим русским людям и т. д. Кино служило и оборонно-массовой работе. Студия научно-популярных и учебных фильмов стала выпускать фильмы, помогавшие овладевать военными знаниями. Особую роль в условиях войны обретали кинопередвижки. Они были повсюду: на призывных пунктах, оборонительных рубежах, в агитпунктах, госпиталях.

Работникам кино приходилось преодолевать немалые трудности. Резко сократилось число киноустановок, многие из них остались на занятой территории. Ушли в армию опытные киноработники и киномеханики, не хватало горючего, электроэнергии. С 1943 г. СНК СССР и СНК РСФСР, Комитет по делам кинематографии приняли ряд мер для улучшения кинообслуживания населения: возобновился выпуск съемочной киноаппаратуры, ассигновывались средства на восстановление и ремонт кинотеатров. В результате уже к 1944 г. постепенно возросло число кинотеатров и зрителей.

Деятели литературы и искусства в своем творчестве показывали великий подвиг советского народа, раскрывали нравственную силу и стойкость советского человека.

Война - это одно из самых страшных событий которое может выпасть на долю человека. Война может совершенно внезапно ворваться в жизнь ничего не подозревающего человека, изменить его жизнь и его самого до неузнаваемости. Война приносит много горя, несчастья, разрушает семьи, отбирает любимых людей. К сожалению, на долю русского народа выпало не мало войн. Но следует отдать должное что русский народ всегда встречал все тягости с высоко понятой головой, всегда терпел все лишения и невзгоды до конца, храня честь и доблесть, всегда мужественно переносил все невзгоды.

Тема войны в литературе прослеживается достаточно часто. Для русской литературы тема войны - это, в первую очередь тема подвига русского народа. Война и народное сопротивление неразрывно связаны в русской художественной литературе, так как практически все войны, которые выпали на долю русского народа, носили освободительный характер, люди боролись до конца за свое государство, за свою землю за свою жизнь.

Самая страшная война, которая выпала на долю русского народа это Великая Отечественная война, длившиеся пять лет и унесшая миллионы жизней русских людей. Именно поэтому в русской литературе существует такое больше количество литературных произведений, посвящённых Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война в литературе

В боях Великой Отечественной войны принимало участие большинство трудоспособного мужского населения нашей необъятной страны. Писатели наряду с солдатами так же защищали нашу родину, как и все остальные люди.

На фронте побывало огромное количество русских писателей, например, В. Вишневский, А. Гайдар, В. Гроссман, С. Михалков, К. Симонов, А. Твардовский, Н. Тихонов, М. Шолохов. Множество писателей были награждены медалями и орденами. Писатели и словом, и делом поддерживали русский народ в борьбе против ненавистного врага, они дали народу боевое художественное слово. Писатели через свои произведения доносили до людей необходимость защищать Родину до самого конца. С самого первого дня начала воны в советских литературных журналах начинают появляться стихи, призывающие русский народ сплотится против сильного врага. Так же в журналах публикуют свои статьи такие известные авторы как А. Толстой, М. Шолохов, Н. Тихонов, которые пробуждали мужественность и пламя ненависти в народе.

Готовые работы на аналогичную тему

Во многих произведениях художественной литературы есть идея защиты своей Родины. Главные темы этих произведений:

  • преданность родине
  • ненависть к врагу
  • героизм
  • гуманизм освободительного движения
  • вера в победу

Главным героем произведения становится человек сражающийся с врагом.

Великий русский писатель, поэт и публицист И. Г. Эринбург внес несоизмеримый вклад в воспитание ненависти к врагу у русского народа. Он сравнивает фашистов со злобными и мерзкими существами, в которых нет ничего человечного.

Следует отметить, что писатели в своих произведениях никогда не описывали врага слабым, а победу над ним легкой. Они старались продемонстрировать как его сильные стороны, так и слабые. К сильным сторонам относили хорошую военную подготовку, военный опыт, озлобленность. Слабость заключалась в отсутствии высоких идеалов, наличие низших целей. У русских людей имелось неоспоримое преимущество: наши идеалы были несравнимо высокими, наша сила духа была сверхсильной, в отличии от низменных идеалов фашистов.

В те страшные для Советского Союза дни до сознания каждого человека был донесен смысл войны. Задача писателя в то время состояла в том, чтобы дать народу то, что он сам желает слышать.

Главные темы произведений о войне:

  • народ на войне
  • народ в тылу
  • народ в плену
  • народ в разрушенных городах
  • народ в оккупации

Невозможно переоценить подвиг русских писателей, их вклад в борьбу против фашизма. Возможно для кого-то это прозвучит странно, но во время войны вышло около 160 миллионов художественных произведений. На самом деле в этом нет ничего необычного, именно в литературе люди черпали силы на дальнейшую борьбу с врагом, литератур воодушевляла людей на подвиги.

Поэзия и война

Поэзия имела особое положение в военные годы. Стихи и песни помогали воспрянуть духом людям как на фронте, так и в тылу. Многие поэты сами побывали на фронте и знали, какое большое значение имеют стихи и песни для солдат, как они могут их воодушевить, поднять их дух. Известные поэты того времени: Ф. Сухов, Д. Самойлов, Б. Слуцкий, К. Симонов, Ю, Левитанский, А. Твардовский, Н. Майоров, Б. Окуджава.

Заключение

Большая заслуга художественной литературы состоит в том, что она осветила на своих страницах множество героических подвигов русского народа, благодаря этому они были повторены тысячекратно. Так же литература воспевала подвиги не только одного человека, но и целых городов – городов – героев. Писатели посвящали свои произведения Ленинграду, Сталинграду, Мурманску, Бресту, Севастополю и др. Благодаря художественной литературе подвиги стали массовыми.

Писатели всячески старались приободрить свой народ и надо отдать им должное, они прекрасно справлялись со своей задачей. Произведения их были и о долге, и о победе, и о самопожертвование. В начале войны появилось огромное количество произведений, сила их настолько сильна, что они стали классикой прозы и поэзии и остались с нами навсегда.

Классовые лозунги об объединении пролетариев ушли в прошлое. С наступлением войны правительство переключилось на национальную идеологию, разогревая ненависть к германским захватчикам. 15 мая 1943 года было принято решение распустить Коминтерн.

Осенью 1943 года произошла резкая перемена отношения правительства к религии. Сталин согласился восстановить патриаршество. В связи с этим патриархом вся Руси стал митрополит Сергий.

Патриарх Сергий

Литература

Лирика К. Симонова долгое время оставалась на пике популярности. Также народ искренне полюбил поэзию А. Суркова, О. Берггольц, А. Ахматовой, М. Исаковского.

Живопись

Родина-мать зовет

Музыка и радио

Солисты Кировского, Большого и других оперных театров ездили с концертами в военные части, госпитали. Развлекали военных такие выдающиеся музыканты, как М. Юдин, С. Рихтер. Поистине народным стали песни К. Шульженко, Л. Утесова, И. Юрьевой, Л. Руслановой.

Театр и кино

Кинохроника ВОВ

В годы Великой Отечественной войны деятели искусства бросили силы на помощь фронту. Кто-то — в прямом смысле, как, например, Владимир Этуш, который оставил учебу в Вахтанговском училище и ушел на войну. Другие помогали за линией фронта.

Фронтовые театры

Репертуары состояли из монологов, сценок, отрывков из драматических спектаклей, цирковых номеров, сатирических зарисовок и оперных арий. Пьесы сокращали до полутора часов: времени засиживаться на спектакле не было.

Аркадий Райкин всю войну провел на передовой: его концертная бригада навещала бойцов в самых опасных районах. Актриса и певица Клавдия Шульженко отказалась уезжать из блокадного Ленинграда и в годы войны дала полтысячи концертов для жителей города. Всего деятели искусства дали почти 1 500 000 концертных выступлений.

Военные плакаты

Композитор Дмитрий Шостакович заканчивает свою Седьмую симфонию в 1941 году, в эвакуации в Самаре. Там же следующей весной проходит премьера — исполняет ее эвакуированный оркестр Большого театра.

© Военный корреспондент Константин Симонов (в центре) на командном пункте 75-й гвардейской стрелковой дивизии, 1943 год

© Военный корреспондент Константин Симонов (в центре) на командном пункте 75-й гвардейской стрелковой дивизии, 1943 год

Литература с отсрочкой

В послевоенные десятилетия появляются романы и рассказы о войне. Многие писатели побывали на фронте и теперь пытаются осмыслить произошедшее и облечь его в литературную форму.

Читайте также: