Литература для детей в годы великой отечественной войны кратко

Обновлено: 05.07.2024

В фонде редких книг Российской государственной детской библиотеки хранятся детские книги, которые были изданы в 1941 – 1945 годах. Как это ни удивительно, но во время Великой Отечественной войны в стране выпускали не только танки, самолеты, оружие и патроны, но и книги детей.

Голод, разруха, смерть близких, непосильный труд заставили даже малышей быстро повзрослеть. Но дети войны все равно оставались детьми. Они мечтали о веселых праздниках и игрушках, душистом мыле и кусочке сахара, новой одежде и увлекательной книге. Несмотря на войну дети продолжали учиться и ходить в школу. Правда, учебный день был очень короткий, после учебы все спешили на работу. Учебников вроде хватало, а вот тетрадей почти не было, и ребята писали на полях газет, старых квитанциях, любых клочках бумаги, используя вместо чернил разведенную сажу. А представляете, каким сокровищем для них была настоящая детская книга?

Это очень хорошо понимали писатели и поэты, которые писали для детей в годы войны – Виталий Бианки, Тамара Габбе, Лев Кассиль, Валентин Катаев, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Евгений Чарушин, Корней Чуковский, Агния Барто, Елена Благинина, Константин Паустовский, Александр Шаров…

Когда грянула война, детская литература использовала весь свой творческий и педагогический потенциал на то, чтобы рассказы­вать о самоотверженности защитников Отечества и работе в тылу детей, заменявших ушедших на фронт взрослых. Позже появились и произведения о непосредственном участии детей в войне.

Несмотря на тяжелейшее положение в стране, детские книги и периодические издания продолжали выходить. Особенно активно развивалась публицистика (очерки, фельетоны, агитационные стихи).

Щели в саду вырыты. Не горят огни.

Питерские сироты, Детоньки мои!

Под землёй не дышится, Боль сверлит висок.

Сквозь бомбёжку слышится Детский голосок.




Участие детей в восстановлении хозяйства, разрушенного вой­ной, находит отражение в творчестве многих детских писателей. Труд, семья и школа становятся в послевоенный период ведущи­ми темами.

В детскую литературу в 1940-50-е годы вошли с первыми своими произведениями М. Прилежаева, Ф. Вигдорова, Н. Носов, писавшие о школе; И.Ликстанов, сосредоточивший внимание на теме труда; Ю.Сотник с превосходными, полными юмора рассказами; Н. Дубов и А. Алексин с их стремлением к психологической достоверности и проникновению в глубины взаимоотношений детей и взрослых.

Итак, в 1940-е годы и в первое послевоенное десятилетие появи­лось немало значительных произведений детской литературы. На­метилось новое решение традиционных тем, возникли новые типы литературных героев.

Валентина Александровна Осеева В.А.Осеева (1902—1969) продолжала в своей прозе реалисти­ческое направление, связанное в детской литературе с именами Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Художественное произведение было для нее прежде всего средством воспитания, и стержнем произведения — важный нравственно-этический вопрос.

1. Обзор военной прозы для детей.

2. Творчество В. Катаева.

3. Проза для детей Л. Пантелеева.

4. Вклад В. Осеевой в развитие детской литературы

Когда грянула война, детская литература использовала весь свой творческий и педагогический потенциал на то, чтобы рассказы­вать о самоотверженности защитников Отечества и работе в тылу детей, заменявших ушедших на фронт взрослых. Позже появились и произведения о непосредственном участии детей в войне.

Несмотря на тяжелейшее положение в стране, детские книги и периодические издания продолжали выходить. Особенно активно развивалась публицистика (очерки, фельетоны, агитационные стихи).

Щели в саду вырыты. Не горят огни.

Питерские сироты, Детоньки мои!

Под землёй не дышится, Боль сверлит висок.

Сквозь бомбёжку слышится Детский голосок.

Участие детей в восстановлении хозяйства, разрушенного вой­ной, находит отражение в творчестве многих детских писателей. Труд, семья и школа становятся в послевоенный период ведущи­ми темами.

В детскую литературу в 1940-50-е годы вошли с первыми своими произведениями М. Прилежаева, Ф. Вигдорова, Н. Носов, писавшие о школе; И.Ликстанов, сосредоточивший внимание на теме труда; Ю.Сотник с превосходными, полными юмора рассказами; Н. Дубов и А. Алексин с их стремлением к психологической достоверности и проникновению в глубины взаимоотношений детей и взрослых.

Итак, в 1940-е годы и в первое послевоенное десятилетие появи­лось немало значительных произведений детской литературы. На­метилось новое решение традиционных тем, возникли новые типы литературных героев.

Валентина Александровна Осеева В.А.Осеева (1902—1969) продолжала в своей прозе реалисти­ческое направление, связанное в детской литературе с именами Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Художественное произведение было для нее прежде всего средством воспитания, и стержнем произведения — важный нравственно-этический вопрос.

Основные тенденции развития детской литературы военной поры

Содержание лекции

События Великой Отечественной войны и послевоенное восстановление страны определили весь строй жизни и всю культуру этого времени. Самыми важными объявлялись темы, связанные с военными подвигами, самозабвенным трудом, жертвой во имя коллектива. Когда грянула война, детская литература использовала весь свой творческий и педагогический потенциал на то, чтобы рассказывать о самоотверженности защитников Отечества и работе в тылу детей, заменявших ушедших на фронт взрослых. Позже появились и произведения о непосредственном участии детей в войне.

Несмотря на тяжелейшее положение в стране, детские книги и периодические издания продолжали выходить.

Многие поэты создавали в своих стихах образы детей, лишенных войной детства, страдающих , погибающих от голода и обстрелов.

◦ Побывав в 1964 году в Караганде, Агния Барто встретилась с Ниной — уже Котвицкой,— ее мужем, ее матерью и двумя детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какие Задачи ставит перед собой педагог, начиная изучать с дошколятами художественную литературу о войне:

1. Расширять знания детей дошкольного возраста о родной Армии, ее родах войск, героизме советских людей в годы Великой Отечественной Войны;

2.Развивать представления дошкольников о вкладе советского народа на фронте и в тылу для приближения победы над врагом;

3. Воспитывать у детей гордость ,за свой народ, глубокое к уважение к защитникам

своей Родины, желание быть похожими на доблестных воинов и командиров -быть сдержанными, справедливыми, смелыми.

Особенности информации о войне, которую мы даем дошкольникам:

правду о войне необходимо запечатлеть в представлениях Представле́ние — процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по модальности ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:

зрительные (образ человека, места, пейзажа);

слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

обонятельные (представление какого-то характерного запаха — например, огуречного или парфюмерного);

вкусовые (представления о вкусе пище — сладком, горьком и пр.)

тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета)

Детская литература о ВОВ можно разделить на две большие части : стихи и проза. Сами по себе они имеют разную смысловую и эмоциональную направленность. Стихи – это эмоциональная составляющая патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Ритмичность поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее, это можно доказать прочитав следующие строки.

Оборванного мишку утешала

Девчушка в изувеченной избе:

«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,

Полсухаря оставила тебе…

… Снаряды пролетали и взрывались,

Смешалась с кровью черная земля…

Была семья, был дом… Теперь остались

… А за деревней рощица дымилась,

Поражена чудовищным огнём,

И Смерть вокруг летала злою птицей,

Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слезы прячу,

Но в тишине свистели пули звонко,

Зловещий отблеск полыхнул в окне…

И выбежала из дому девчонка:

… Молчание. Ни голоса не слышно.

Победу нынче празднует страна…

А сколько их, девчонок и мальчишек,

Осиротила подлая война.

Игрушки дней блокадных

Замираю у этой витрины.

Лед блокадный растаял в ней.

Мы воистину непобедимы.

Вот — игрушки блокадных дней!

Самолетики из картонки

И тряпичный большой медведь.

На фанерке смешной котенок

На рисунках обозначались

Силуэты домов родных,

Где у каждой буржуйки ночами

Бил победы живой родник.

А над городом — бомбовозы,

Замерзали в блокаду слезы.

Шли морозов на нас полки.

Но почти что в любой квартире

(ну хотя бы в доме любом!)

Кто-то жил просто в детском мире,

Наводя этот мир с трудом.

Кто-то елочные игрушки

Из бумаги творил цветной.

Так, блокады кольцо разрушив,

Шли игрушки в смертельный бой!

Рассказы о Великой Отечественной Войне для детей дошкольного возраста рассказывают о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Эти произведения наполнены информационной составляющей, требующей огромной предварительной работы как детей, так и самих педагогов. Дошкольники сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, , А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, ужасаются звертвам фашизма, нападения на мирных жителей.

Формы и приемы использования детской литературы в патриотическом воспитании дошкольников.

Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с историей ВОВ – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, , военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.

Было создано небольшое количество мультипликационных фильмов поданной тематике. Дети, накануне прослушавшие чтение, смотрят ее с удвоенным вниманием, и впечатление получают столь яркое, что оно проявляется потом долгое время в играх, изобразительной деятельности, жарких обсуждениях.

Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам нужно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.

Также используется воспитательная сила художественной литературы в проектной деятельности детского сада. Воспитательно-образовательная работа педагога и учреждения в целом должна быть направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину. Работу по данному направлению можно представить как интеграционную, для ее решения в дошкольных учреждениях довольно часто используется проектный метод деятельности. С целью разработки такого проекта, музыкальный руководитель и воспитатель ставят перед собой задачу проведения праздника, затем разрабатывают план, где предусматривается обогащение детей новыми знаниями и закрепление имеющихся знаний. Предпраздничная деятельность заканчивается проведением праздника, она направлена на основную цель, заключенную в самом празднике: формирование желания быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос; понимание того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними. На семейных праздниках, с участием родителей ставится еще и цель укрепления семейных отношений, совместная деятельность с родителями доставляет детям много радости и подкрепляет уверенность в своей ценности. Во время праздников дети читают наизусть заранее выученные стихи. Как правило, на таких праздниках присутствуют дети из другой группы, родители, ветераны, гости, что вызывает у детей особенное отношение к своей декламации, это выступление на празднике, торжественное событие, где ребенок – один из главных участников

Предлагаю разделить детскую литературу, посвященную ВОВ еще на две группы: произведения о войне и о Победе. Желательно чередовать эти две группы произведений для эмоционально-стабильного состояния детского восприятия. Попробуем самостоятельно перечислить чувства, которые вызывают произведения о войне, а теперь о Победе. Психологи утверждают, что это необходимый синтез для развития у детей нравственно-патриотических чувств.

Правила чтения дошкольникам литературы о войне:

Обязательно предварительно прочитайте произведение, при необходимости перескажите его детям , зачитав лишь небольшой кусок их художественного произведения.

Проведите обязательную предварительную работу, раскрыв все необходимые информационные нюансы. При желании можно оставить какое-нибудь понятие , обязательно рассказав о нем позже (например дети играли в камешки, с этой игрой познакомить детей на следующий день).

Подбирайте художественные произведения по возрасту детей (дополнительную информацию расскажите своими словами).

Не бойтесь сложности стихотворных произведений, они могут быть более сложными для восприятия ребенка.

Обязательно прочитайте произведения по несколько раз, особенно, если этого просят дети.

Приближается 9 мая — годовщина Великой Победы. Редакция сайта РГБ продолжает серию публикаций, посвящённых изданиям времён Великой Отечественной войны. Сегодня мы рассказываем о детских книгах, выходивших в военное время.



Фото: Мария Говтвань, РГБ

Война полностью изменила жизнь людей. Но и в это трудное время дети росли, учились писать и читали книги. Конечно, много детских книжек осталось с предвоенной поры, но выходили и новые.

Казалось бы, зачем тратить ресурсы на издание детской литературы в тяжёлые и страшные годы? Нельзя было остановить образование и воспитание детей, это означало оставить страну без будущего. Поэтому и во время войны страна не забывала про своих маленьких граждан.

В Российской государственной библиотеке хранится детская литература военных времён. Что же издавалось в 1941–1945 годах?

Конечно, выходила учебная литература. Учиться, получать образование нужно было любой ценой вне зависимости от обстановки в стране. Поэтому издавались азбуки, буквари, прописи, учебники для всех классов.

Но есть и отличия военного букваря от изданий мирных времён, которые сразу бросаются в глаза. Например, чёрно-белые рисунки, а не цветные яркие иллюстрации, или множество стихов на военную тему.

Дети постарше тоже должны были учиться, продолжать осваивать математику, историю, физику, географию. В военное время печатали учебники по всем школьным предметам.

Выполняя задания по учебнику географии для начальной школы, дети должны были вести наблюдения за окружающим миром, записывали температуру воздуха, силу и направление ветра, отмечали пасмурный или солнечный день.



Военизированные игры школьников. 1942. В тылу у врага. Массовая санитарно-оборонная игра для пионеров и школьников. 1942. Фото: Мария Говтвань, РГБ

Необходимые знания и умения давали не только науки. Важное место в обучении и воспитании занимали военизированные игры. Они были, с одной стороны, детским развлечением, а с другой — тренировали наблюдательность, силу, выносливость, сообразительность.

Для тренировки физической формы дети устраивали состязания по переползанию. Правила таких состязаний тоже можно найти в этой книге — местность была нужна с ямами, бугорками, кустами — чем сложнее, тем лучше. Участвовали в переползаниях от укрытия к укрытию 15—20 человек. Им было необходимо проползти 400 метров, как в Красной Армии — по-пластунски или на получетвереньках. Судья прятался в окопе и наблюдал за местностью с помощью зеркального перископа.

И, конечно, в военных изданиях особое место занимают рисунки и стихи о защите родной страны.

Герой-танкист несётся в бой
Без страха и тревоги.
Он рушит всё перед собой,
Что встретит на дороге.
Был на дороге табурет —
И табурета больше нет.
Был на пути футбольный мяч —
И отлетел куда-то вскачь.
Сейчас танкисту пятый год,
А танк ещё моложе.
Танкист кудрявый подрастёт,
Его машина — тоже!
Он поведёт машину в бой
Без страха и тревоги,
Сметая всё перед собой,
Что встретит на дороге.



Н. Калинина. Военные игрушки. 1942. Фото: Мария Говтвань, РГБ

На вкладках этой книги мы видим контуры всех фигурок — их требовалось вырезать чётко по линиям, затем вырезанные части склеивались. Каждая фигурка в книге служила выкройкой. По одному образцу дети делали целую армию.

Книги про животных — одни из самых любимых детьми. Наряду со сказками выходили и книги о том, как звери помогают людям. Дети прекрасно понимали, что идёт война, в ней участвуют кони, собаки, верблюды и даже голуби — все вносят свой вклад в приближение Победы.

Пусть мины рвутся, пули свищут —
Собака под огнём пройдёт.
На поле раненых разыщет,
К ним санитаров приведёт.

Лети, лети, мой голубок!
Твой путь оопасен и далёк.
В родимый полк скорей слетай
И донесенье передай.



Фото: Мария Говтвань, РГБ


© 1999—2022 Российская государственная библиотека.
Официальный сайт Российской государственной библиотеки.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.

Читайте также: