Литература 90 х годов в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Развитие культуры в России в годы перестройки. Особенности литературы и кинематографа 90-х годов. Анализ музыкальной культуры советского времени. Роль телевидения и радиовещания в развитии массовой культуры. Кризис фундаментальной и прикладной науки.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.01.2014
Размер файла 25,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране в 90-е годы появилось более 10 тыс., частных издательств, которые за короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных книг, начиная с Фрейда и Зиммеля и заканчивая Бердяевым. Появились сотни новых, в том числе литературных, журналов, публикующих прекрасные аналитические работы. В самостоятельную сферу оформилась религиозная культура. Ее составляют не только увеличившееся в несколько раз количество верующих, реставрация и строительство новых церквей и монастырей, издание монографий, ежегодников и журналов религиозной тематики во многих городах России, но также открытие вузов, о которых при советской власти и мечтать не смели. К примеру, Православный университет им. Иоанна Богослова, имеющий шесть факультетов (юридический, экономический, исторический, богословский, журналистский, исторический). Вместе с тем в живописи, архитектуре и литературе в 90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести к новому, постсоветскому поколению.

90-е годы XX века - один из самых специфических периодов в развитии русской литературы. Главной особенностью литературы 90-х годов было ее чрезвычайное разнообразие. В результате перестройки и гласности стала возможной публикация запрещенных в годы советской власти произведений - поэтов Серебряного века, русских и советских писателей-эмигрантов, текстов культуры андеграунда (подполья), переводов западной литературы модернизма. В то же время продолжали издаваться официальные советские писатели. В результате к читателю одновременно попадали чрезвычайно разнообразные тексты, создававшиеся совершенно разными по стилю писателями на протяжении целого столетия.

В конце 80-х - 90-х годах к российскому читателю пришли никогда не публиковавшиеся или труднодоступные в СССР книги Андрея Платонова, Михаила Булгакова, Владимира Набокова, Евгения Замятина, Василия Гроссмана, Сергея Довлатова, Георгия Владимова, Владимира Войновича, Варлама Шаламова, Эдуарда Лимонова, Саши Соколова и других выдающихся писателей. Особое место в литературном дискурсе конца 80-х - 90-х годов заняли опубликованные, наконец, в России произведения двух нобелевских лауреатов - Иосифа Бродского и Александра Солженицына.

В целом можно говорить о противостоянии в современной русской литературе, с одной стороны, писателей старшего поколения, приверженцев традиционной, стилистически выдержанной и занимающей четкие этические позиции литературы, и, с другой стороны, более молодых авторов, работающих в авангардном, экспериментальном стиле и зачастую отказывающихся от этических оценок либо даже подвергающих сомнению устоявшуюся систему координат в области морали.

Жесткость и ирония, выражающие разочарование результатами перестройки и рыночных реформ, а также ностальгия по советскому периоду и крайне негативное изображение российской жизни 90-х годов характеризуют кинематограф этого времени.

В начале 90-х, когда страна переживала особенно острый экономический и политический кризис, Россия и Москва в частности продолжали оставаться важными производителями русскоязычной музыкальной продукции. Многие известные хиты популярной музыки были написаны именно в этот период.

Главным событием российской эстрады становится Бракосочетание двух звёзд: Аллы Пугачёвой и Филиппа Киркорова. В это время было много известных русскоязычных композиторов-песенников. Среди них Алексей Рыбников, Александра Пахмутова, Давид Тухманов.

В советские времена рок был практически запрещен, поэтому кассеты с ним распространялись нелегально. Но этот кризис в какой-то степени был компенсирован возрождением и последующим развитием ряда жанров альтернативного рока- в первую очередь гаражного рока. Название стиля появилось из-за мест, в которых репетировали эти группы, не имевшие звукозаписывающих студий: гаражи, подвалы, бары и тп.

Эта неприятная эра закончилась в 90-х, когда появилось большое количество различных групп.

В этот период полностью снимаются все запреты на рок-музыку в стране, и многие группы дают свои сольные концерты в больших залах.

Главную роль в развитии массовой культуры играло телевидение. В 90-е годы оно также пыталось приспособиться к условиям рыночной экономики. Появились первые частные каналы (например, НТВ или ОРТ), нередко входившие в контролируемые олигархами медиа-холдинги. Чтобы привлечь зрителей, телевидение пошло по пути внедрения развлекательных программ и показа телесериалов, а важным источником доходов стала реклама.

К концу 90-х годов в России появилось множество федеральных и региональных каналов. Снятие цензуры позволило им предоставить зрительской аудитории большой выбор телепередач и фильмов, как отечественных, так и зарубежных. Многие программы привлекали зрителей возможностью открыто выражать различные мнения. Конечно, у отмены цензуры была и обратная сторона: некоторые каналы стали выпускать в эфир откровенно вульгарную и низкокачественную продукцию, но теперь зрители уже сами могли решать, что они хотят смотреть. Эта свобода выбора стала одним из важнейших отличий российского телевидения от телевидения времен СССР.

В условиях роста телевидения радио не только не потеряло аудиторию, но и нашло пути для ее увеличения. В своем воздействии на слушателя радио пошло дальше телевидения, в стремлении глубже дифференцировать программы, рассчитанные на определенную аудиторию. Значительная ее часть предпочитает теперь слушать те передачи, и при этом постоянно, которые представляют для нее интерес.

литература телевидение советский культура

Кризис фундаментальной и прикладной науки 1990-х гг. обусловлен двумя причинами. Во-первых, резким сокращением государственного финансирования науки - примерно в 20 раз по сравнению с 80-ми гг. В среднем расходы на науку предусмотрены в размере 2,6 - 2,7% от расходной части бюджета. В среднем в 14 раз сократился объем государственных заказов на военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Очевидна тенденция к свертыванию инновационного потенциала. Конкурсы на получение грантов не выправляют положения, а подкармливают лишь часть одних и тех же научных работников, прежде всего из Москвы. Лишь очень немногие научные коллективы смогли приспособиться к рыночным условиям, организовав собственное производство технических новинок или находя покупателей за границей. Во-вторых, отсутствие государственной стратегии науки, что выразилось в сохраняющейся устаревшей системе ее организации. Появилась масса академий, в том числе и на общественных началах, которые присуждают звания академиков за установленный ими денежный взнос практически каждому желающему, а также деятелям высшей школы, которые не в состоянии получить звания академика своего отделения РАН (прежде всего это руководящий состав региональных вузов).

Мы видим, что культурное развитие страны в период перестройки содержало в себе множество как положительных, так и отрицательны черт.

Культура советского периода - сложная, многообразное явление. По российской традиции, поставив человека в центр своих поисков и надежд, она внесла, несмотря на противоречивое развитие, много яркого и неповторимого в мировую культуру.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Литература 90-х годов

Виктор Пелевин - культовый писатель конца 90-х

Виктор Пелевин - культовый писатель конца 90-х .

Сегодня день рождения буквы Ё – в 1783 году на заседании Академии Российской княгиня Екатерина Дашкова предложила её для использования. С тех пор эта буква прочно обосновалась в русской литературе, хотя в конце 90-х годов XX века её чуть было не сочли архаизмом и попытались отменить. В начале "нулевых" годов было много диспутов по этому поводу в связи с реформой русского языка, но буква отстояла своё значение и до сих пор считается полноправным членом русского алфавита.

90-е годы XX века – один из самых специфических периодов в развитии русской литературы. Главной особенностью литературы 90-х годов было ее чрезвычайное разнообразие. В результате перестройки и гласности стала возможной публикация запрещенных в годы советской власти произведений – поэтов Серебряного века, русских и советских писателей-эмигрантов, текстов культуры андеграунда, переводов западной литературы модернизма. В то же время продолжали издаваться официальные советские писатели. В результате к читателю одновременно попадали чрезвычайно разнообразные тексты, создававшиеся совершенно разными по стилю писателями на протяжении целого столетия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наиболее продуктивной и художественно состоятельной в конце 80-х - начале 90-х годов была литература, ориентированная на собственно изобразительные цели, на исследование социально-психологических и этических координат окружающей жизни. Такие писатели, как Л. Петрушевская, Т. Толстая, В. Маканин обратились к экзистенциальной глубине частной жизни современного человека. Душа конкретного, "маленького" человека для этих писателей не менее сложна и загадочна, чем исторические катаклизмы. Мастеров современной прозы объединил круг общих, не менее значимых, вопросов, а именно проблематика отношений между человеком и окружающим его миром, механизмы опошления или сохранения нравственной состоятельности.

Действенные изменения в условиях литературной жизни, в способах творческой самореализации художников и в стилевом спектре современной художественной культуры вызвали к жизни и попытки теоретического осмысления новой ситуации в культуре. В первой половине 1990-х годов в России оказалась востребованной концепция постмодернизма.

Термин "постмодернизм" относится не столько к определенному кругу авторов и их произведений, сколько ко всей современной культуре и лишь в связи с этим - к стилевым тенденциям в литературе и побочных искусствах последней трети XX века. Постмодернистское мышление принципиально отрицает какую-либо иерархию, изначально противостоит идее мировоззренческой цельности, отвергает саму возможность овладения реальностью при помощи единого метода или языка описания. Эстетическая установка постмодернизма решительно отказывается от следования какой-либо одной программе.

Во многом современное состояние отечественной культуры напоминает ситуацию конца XIX века. В обществе также проходят бурные процессы мировоззренческого обновления или переоценки ценностей. В стадии поиска находятся и политики, и экономисты, и творческая интеллигенция. Такая же картина наблюдается и в художественной литературе. Как и прежде, вновь появляются произведения различной стилевой окраски. По разнообразию используемых приемов и жанровых форм современная литература значительно превосходит литературу 60-70-х годов нашего века.

Напротив, для современных писателей-постмодернистов характерен сильнейший антиутопический пафос. Активно заимствуя из неисчерпаемого наследия мировой и русской литературы разноцветье приемов и стилей, постмодернизм обнаруживает их сугубо литературную, условную природу. В свою очередь выявлению фундаментальной условности, "литературности" подвергается любой другой текст, будь то политическая доктрина, религиозное или философское учение, научная теория. Такая демонстрация условности, сугубо языковой обусловленности текста получила научное название деконструкции. Деконструкция обнажает прием, ищет исходные интеллектуальные допущения, на фундаменте которых художник выстраивает свое высказывание о мире и человеке.

Искусство прежних эпох стремились к общественно значимым целям - воспитанию человека, конструктивному воздействию на общество и, что самое главное, к поиску и выражению истины. Постмодернизм отказывает искусству в самой способности и принципиальной возможности выразить истину. Для постмодерниста любая словесная формулировка - роман, рекламный ролик, общественная программа или газетная передовица - прежде всего факт языка.

При всей явной пессимистичности постмодернистская версия любого явления культуры или жизни - не более чем версия или комбинация знаков. Взамен устойчивого мировоззрения (родственного мифу и утопии, согласно теоретикам постмодернизма) современному человеку предлагаются такие интеллектуальные качества, как независимость критических суждений, непредубежденность, терпимость, открытость, любовь к многообразию образов, игровая раскованность, способность к иронии и самоиронии. Вместо борьбы для постмодернизма предпочтительно игровое взаимодействие либо вежливый нейтралитет. Непринужденный и ни к чему не обязывающий диалог заменяет в постмодернизме отчаянный спор.

Подобное отношение к культуре делает невозможной для постмодернизма какую-либо агрессивность или даже эстетическую оппозиционность. Поэтому в культуре постмодернизма стираются границы между "высокими" и "низкими" стилями и жанрами, элитарной и массовой литературой, между критикой и беллетристикой, потенциально - между искусством и неискусством. Сам термин "произведение" уступает место термину "текст".

Границы постмодернизма невозможно выявить из-за отсутствия мировоззренческой и стилевой определенности. Не может быть эталонного постмодернистского произведения, поскольку само понятие "постмодернизм" - также терминологическая условность, словесная маска, за которой скрывается гибкий, находящийся в постоянном движении, конгломерат вкусовых ощущений и стилевых приемов.

Отечественная критика называет среди первых проявлений русского постмодернизма поэму Вен. Ерофеева "Москва-Петушки", лирику Иосифа Бродского, роман А. Битова "Пушкинский дом", романы писателя третьей волны эмиграции Саши Соколова "Школа для дураков", "Между собакой и волком", "Палисандрия". Постмодернистское мироощущение в России сложилось в конце 1960-х годов, когда в общественном развитии закончился период "оттепели".

Постмодернистская стилистика всячески уходит от итоговости, противодействуя самой возможности однозначного понимания. Иногда в этой связи произведения постмодернистов превращаются в сложнейшие многослойные ребусы, предъявляя непомерные требования к эрудиции и терпению читателя. В целом постмодернизм стремится к сочетанию нескольких систем письма в рамках одного произведения.

Современная постмодернистская проза использует динамичные сюжетные схемы, увлекая читателя необычными судьбами или невероятными метаморфозами в жизни героев. Нередко сюжетная тайна или фантастическое сюжетное допущение служат толчком к разворачиванию повествования. Однако и в этом случае текст оснащается приемами пародии и самопародии, насыщается интеллектуальными играми и аллюзиями.

В 1990-е годы тиражи "толстых" ежемесячников упали в десятки раз. Коммерческие, а не эстетические критерии все больше определяли книгоиздательскую политику. В связи с этим низкокачественная беллетристика вытеснила серьезную литературу. Реагируя на приливы и отливы читательского спроса, издатели быстро насытили книжный рынок тем, что приносило им коммерческий успех: детективными и криминальными романами, фантастикой, переводами зарубежной детской литературы, "сенсационными" журналистскими расследованиями. Самое видное место на книжном рынке середины 90-х годов принадлежало дешевому "женскому роману".

Серьезнейшее воздействие на положение литературы в современной культуре оказала глобальная переориентация аудитории на зрелищные формы художественной информации. Телевидение и видеопродукция в 90-е годы заняли лидирующее место на рынке информационных услуг, а "шоу-бизнес" потеснил серьезные литературу, изобразительное искусство, классическую музыку.

В подобной ситуации художественная литература, традиционно играющая ключевую роль в русской культуре, не может не меняться. Сегодня она постепенно отходит от злободневной публицистичности, характерной для середины 1980-х годов.

С устранением государственного идеологического контроля над литературным процессом и в связи с коммерциализацией литературного производства актуальной оказалась задача независимой общественной оценки художественных произведений. Вот почему заметную роль в литературном процессе 1990-х годов стал играть институт присуждения литературных премий.

Кроме отечественных литературных премий в 90-е годы большой резонанс получило присуждение британской литературной премии Буккера, которой теперь поощряются и яркие достижения современного русского романа. Процесс выдвижения (номинации) на премию лучших романов предшествующего года и итоговое решение жюри стали в первой половине 90-х годов едва ли не ведущей темой литературной периодики. Среди отечественных лауреатов Букеровской премии - Маканин ("Стол, покрытый сукном и с графином посередине"), Б. Окуджава ("Упраздненный театр"), Г. Владимов ("Генерал и его армия"), А. Сергеев ("Альбом для марок. Коллекция людей, вещей, слов и отношений"), М. Бутов ("Свобода").

"Москва петушки" Венидикт Ерофеев. Один из первых постмодернистких текстов. Авторское жанровое обозначение прозаическая поэма. Отсылка к гоголю (мертвые души) (лироэпический жанр) позиция автора к отступлениям. 1969 год накануне эпохи застоя. Как рядовой человек ощущал эпоху застоя. Это герой, который носит имя создателя Венечка поступает так, как древнерусский юродивый. Маргинальный герой (люди которые выпадают из социальной структуры общества, вне рамок и поведений). Древнерусский юродивый не прикреплены к одному месту. Такой тип героя в этой поэме. Название поэмы отсылает нас к жанру путешествия. Показывается образ всей России. На электричке. Особая социальная среда. Здесь собирается особая маргинальная среда. Все пьют. Это состояние опьянения нужно чтобы постигнуть глубокий смысл бытия. Ненормативная лексика сочетается с глубоким философским уровнем. Тема пьянства занимает особое место. Поэтизация сознания опьяненного. Потому что оно противопоставляется сознанию зашеренного человека, который загнан нормами и рамками партийной идеологией. Ярким подтверждением поэтизации темы винопития как одной из древнейших тем литературы, (искуство винопития). В этой поэме автор приводит примеры составления спиртных напитков (хнаанский бальзам, слеза комсомолки) герой это двойник автора. Проблема тревоги за Россию, за ее будущее. Еще один пласт смеховой культуры. Уже в названии идет смеховое снижение. Уехать из центра. Нелинейное повествование. Открытый финал, неизвестно что случилось с героем. Герой из народной среды.

"Пушкинский дом" Битов. Место где собирается академия наук в Питере. Место, где собраны рукописи Пушкина. Там работают литературоведы, после выпуска собрания сочинений Пушкина. Находится на васильевском острове. Прием деконструкции через среду академическую. Главный герой представитель науки. То что произведение необычно, говорит оглавление в котором части называются отцы и дети, герой нашего времени, бедный всадник. Отсылка к классикам. Чтобы через эти произведения читать героев. главный герой бунтарь, он разрушает хрупкое строение пушкинского дома. Рушит все в комнате. У автора нет желания создать положительного героя, это герой ошибающийся, но мыслящий литературными аналогиями. Обязательно противопоставление характерное для русского романа так же присутствует, в любом случае автор играет жанровыми ожиданиями читателя. Играет литературными канонами. Город в ктр живет герой это не ленинград, а питербург. Образ города музея где все нужно систематизировать это протест против устоявшейся модели поведения. Протест против упрощения, схематизации, систематизации сознания советского человека.

Встречаются стихотворные отрывки внутри прозаических текстов и как самостоятельное целое, и как дополнение сюжетной линии (тексты В. Аксенова).

Таким образом, поиск новой формы шел по нескольким направлениям: обновлялись уже традиционные жанры; расширялся процесс синтеза, когда использовались приемы, характерные для музыки, живописи (многоголосие, полифонизм, графичность изображения, цветовые приемы описания, пейзажность, коллаж.

Получается, что автор создает жанровую форму внутри конкретного произведения, организуемую, правда, в большинстве случаев по традиционным признакам. Некоторые из них приобретают особое значение – название, авторская речь, образ читателя, архитектоника текста, супертекстовые элементы. Они доминируют, несут в себе символическое значение, отражают авторскую идею. Повышенное внимание к образующим структуру элементам можно также считать особенностью.


Все эти тексты стали элементами актуального литературного контекста. По сути дела, в конце 80-х – начале 90-х годов в рамках единого пласта русской литературы сосуществовали по крайней мере три разнородные компоненты – старая советская литература, иногда пытающаяся адаптироваться к новым условиям; впервые открытая российским читателем великая литературная традиция, представленная запрещенными в СССР русскими писателями ХХ века; вышедшая из художественного подполья, нащупывавшая новые темы и художественные приемы постперестроечная литература.

В целом можно говорить о противостоянии в современной русской литературе, с одной стороны, писателей старшего поколения, приверженцев традиционной, стилистически выдержанной и занимающей четкие этические позиции литературы, и, с другой стороны, более молодых авторов, работающих в авангардном, экспериментальном стиле и зачастую отказывающихся от этических оценок либо даже подвергающих сомнению устоявшуюся систему координат в области морали.

Последняя четверть XX векa в русской литерaтуре определилaсь влaстью злa.

Вaжнее, что суммa текстов склaдывaется в ромaн о стрaнствиях русской души.

Когдa-то стaлинские писaтели мечтaли создaть единый текст советской литерaтуры. Современные писaтели пaродируют их мечту. Если коллективный рaзум советской литерaтуры телеоцентричен, то в новой литерaтуре цветы злa рaстут сорнякaми, кaк попaло.

Читайте также: