Литература 70 80 годов 20 века кратко
Обновлено: 05.07.2024
Усиление цензурных запретов. Значение "самиздата" и "тамиздата" в развитии литературы конца 60-70-х гг. Новая волна эмиграции (И.Бродский, В.Некрасов, А.Солженицын, В.Аксенов и др.).
Углубление психологического анализа в "городской" прозе 1960-70-х гг. Нравственная проблематика, конфликты и характеры в прозе Ю.Трифонова.
Развитие социально-философской фантастики. Творчество А. и Б.Стругацких: между утопией и антиутопией.
Сатирическая проза Ф.Искандера, В.Войновича.
Особенности "военной" и "деревенской" прозы периода. Творчество В. Астафьева, В. Кондратьева.
Раздел 10. Русская литература последних десятилетий.
Литературное развитие 1980 - 2000-х гг. Особенности прозы.
Изменение общественно-политического положения в стране: перестройка (1985 - 1991 гг.), распад СССР и возникновение нового государства (с 1992 г.). Публикация "задержанных" произведений антисталинского направления (А.Бек, А.Рыбаков, В.Дудинцев и др.). Возвращение литературы запрещенной, подпольной, эмигрантской. Формирование "другой" истории русской литературы ХХ в.
Усиление публицистического начала в литературе второй половины 80-х гг. Социально-этическая проблематика произведений В.Астафьева, В.Распутина и др.
Изображение различных сторон трагедии общества в сталинскую эпоху в литературе 1980-х гг.: произведения А.Рыбакова, В.Дудинцева, Д.Гранина, А.Приставкина.
Возникновение "другой прозы" (С.Чупринин). Особенности литературного процесса в постсоветский период: дискредитация мифологии советского периода; усложнение эстетического сознания и художественной речи; сосуществование реалистических и модернистских тенденций.
Реалистическая традиция в литературе конца ХХ – начала ХХI вв. Позднее творчество В.Астафьева. Творчество С.Довлатова: психологический портрет эпохи 1980-х гг., проблемы стиля, автобиографического героя. Экзистенциалистская проблематика произведений В.Маканина 1990-х гг.
Неонатурализм второй половины 80-х гг. Изображение изнаночной стороны современной жизни в произведениях С.Каледина и др. Развитие "женской прозы" в 1980-90-е гг.: Л.Петрушевская, Т.Толстая, Л.Улицкая и др.
Литературная ситуация начала ХХI в. Разнообразие художественных поисков в литературе рубежа ХХ - ХХI вв. Развитие творчества писателей и поэтов предыдущих десятилетий. Новые имена и новые тенденции.
Литература постмодернизма
Философско-эстетические основы постмодернизма. Основные категории эстетики постмодернизма. Проблема идентификации литературы отечественного постмодернизма. Споры о постмодернизме. Основные черты этико-эстетического единства художественного сознания постмодерна: антиидеологизм; отношение к литературе как феномену языка; образ мира, образ героя, особенности авторской позиции; поэтика (игра с традицией, ирония, пародирование, мистификация, поэтика реминисценций и др.). Первые образцы русского литературного постмодерна: произведения Вен.Ерофеева. С.Соколова и др.
Творчество В.Ерофеева, В.Пьецуха, Е.Попова, В.Пелевина и др.
Русская поэзия последних десятилетий ХХ - начала ХХ I вв.
Постмодернистские и неоавангардистские тенденции в поэзии периода: концептуалисты, метареалисты, метаметафористы, соц-арт и др. Творчество О.Григорьева, А.Пригова, Т.Кибирова, ЛД.Рубинштейна, И.Жданова, О.Седаковой, Е.Шварц, В.Кривулина, А.Еременко и др.
Религиозно-философская поэзия: Ю.Кублановский, О.Николаева, С.Кекова, С.Аверинцев и др.
Примерный перечень вопросов к экзамену
I .
10.Переписка Ивана Грозного и Андрей Курбского как образец публицистики XVI века.
15.Поэзия М.В. Ломоносова.
16.Поэзия Г.Р. Державина.
17.Жизнь и творчество А.Н. Радищева.
18.Поэзия А.П. Сумарокова.
20.Творчество Н.М. Карамзина.
22.Поэзия В.А. Жуковского.
23.Поэзия К.Н. Батюшкова.
24.Басни И.А. Крылова.
25.Литературная позиция и поэзия декабристов. Поэзия К.Ф. Рылеева.
26.Идейно-художественная проблематика лирики А.С. Пушкина 1813-1820-х годов.
28.Лирика А.С. Пушкина 1820-1825-х годов. Идейно-художественная проблематика.
29.Южные поэмы А.С. Пушкина. Идейно-художественная проблематика и поэтика.
30.Лирика А.С. Пушкина 1826-1830-х годов. Идейно-художественная проблематика и поэтика.
35.Лирика А.С.Пушкина 1830-х годов. Идейно-художественная проблематика.
36.Идейно-художественная проблематика лирики М.Ю. Лермонтова.
37.Поэмы М.Ю. Лермонтова. Идейно-художественная проблематика и поэтика.
44.Творчество Ф.М. Достоевского. 1840-х годов. Проблематика и поэтика.
46.Творчество А.И. Герцена 1840-х годов. Проблематика и поэтика.
48.Поэзия Ф.И. Тютчева.
49.Поэзия А. А. Фета.
56. Основные проблемы эстетики Н.Г. Чернышевского. Литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского.
58. Лирика Н.А. Некрасова 1850-1860-х годов. Характер лирического героя. Проблематика и поэтика стихотворений.
64. Лирика Н.А. Некрасова 1860-1870-х годов. Проблематика и поэтика.
78.Творчество В.М. Гаршина.
79.Творчество Н.С. Лескова.
80.Творчество В.Г. Короленко.
81.Повести и рассказы А.П. Чехова 1880-1890-х годов. Проблематика и поэтика.
82.Повести и рассказы А.П. Чехова 1890-1903 годы. Проблематика и поэтика.
1. Литературное движение рубежа ХIХ - ХХ веков. Основные понятия. Этапы развития.
3. Поэзия Н.М. Минского, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковского.
4. Поэзия К.Д.Бальмонта, В.Я.Брюсова.
5. Творчество Ф.К.Сологуба.
младосимволистов. Влияние идей и поэзии Вл.Соловьева. Теургизм и жизнетворчество.
11. Поэзия А.Белого.
12. Поэзия Вяч.Иванова. Теоретическое наследие Вяч. Иванова и его роль в судьбах символизма.
13. Поэзия И.Ф.Анненского.
14. Проза русских символистов. Трилогия Д.С.Мережковского "Христос и антихрист".
17. Роман А.Белого "Петербург".
18. Творческий путь М.Горького в 1900 - е годы.
19. Творчество М.Горького 1910-х годов.
20. Творчество И.А.Бунина 1892 - 1911 годов.
21. Творчество И.А.Бунина 1912 - 1923 годов.
23. Творчество А.И.Куприна 1895 - 1906 годов.
24. Творчество А.И.Куприна 1907 - 1919 годов.
25. Творчество Л.Н.Андреева 1898 - 1906 годов.
26. Творчество Л.Н.Андреева 1907 - 1919 годов.
27. Творчество А.М.Ремизова.
28. Проблема акмеизма. Литературная позиция акмеистов. Поэзия Н. С. Гумилева.
29. Дооктябрьская поэзия А.А.Ахматовой и О.Э.Мандельштама.
31. Дооктябрьская поэзия С.А. Есенина.
32. Русский футуризм. Основные направления художественного эксперимента.
33. Дооктябрьское творчество В.В.Маяковского.
35. Поэзия В.Хлебникова.
37. Литературное движение 1917 - 1929 годов. Политика партии большевиков в области искусства. Взгляды на искусство представителей различных идейно-художественных направлений. Возникновение литературы русского зарубежья.
38. Литературные группировки 1920-х годов.
40. Пролетарская поэзия первых лет советской власти. Поэзия З.Гиппиус, М.Волошина и Ф.Сологуба
41. Творчество А.Блока и В.Брюсова советской эпохи.
43. Лирика В.В.Маяковского советской эпохи.
44. Поэмы В.В.Маяковского 1920-х годов.
45. Творчество А.Белого советской эпохи.
46. Поэзия А.А.Ахматовой советской эпохи.
47. Поэзия О.Э.Мандельштама советской эпохи.
48. Поэзия С.А.Есенина.
49. Литературные портреты М.Горького.
52. Повести и рассказы о гражданской войне Вс.Иванова, Б.Пильняка,
53. Повести Б.А Лавренева.
57. Романтическая литература 1920-х годов. Поэзия Э.Багрицкого, Н.Тихонова, М.Светлова.
58. Творчество А.Грина.
59. Сатирическая проза 1920-1930-х годов. Творчество М.М.Зощенко.
60. Сатирические повести М.А.Булгакова.
64. Творчество А.Платонова.
66. Советский исторический роман 1920-х годов. Романы О.Форш, А.Чапыгина, Ю.Тынянова.
69. Политика коммунистической партии в области литературы и искусства в 1930-е годы. Создание Союза советских писателей. Основные идеи искусства социалистического реализма.
73. Проблемы позднего литературного авангарда. ОБЭРИУ.
74. Поэзия М.И.Цветаевой 1910 - 1922 годов.
75. Поэзия М.И.Цветаевой 1922 - 1941 годов.
76. Поэзия В.Ходасевича.
78. Творчество В.В.Набокова.
79. Творчество М.Алданова.
81. Поэзия и публицистика периода Великой Отечественной войны.
83. Великан Отечественная война в советской прозе 1945 - 1955 годов.
87. Повести П.Нилина.
88. Творчество В.Ф.Тендрякова.
89. Поэзия А.Т.Твардовского.
90. Рассказы 1950-х - 1960-х годов. А.Яшин, Ю.Казаков, Ю.Нагибин.
91. Повести о войне Ю.Бондарева, Г.Бакланова, В.Богомолова, К.Воробьева.
92. Творчество К.М.Симонова.
93. Творчество Д.А.Гранина.
94. Творчество С.А.Залыгина.
95. Творчество В.М.Шукшина.
96. Творчество В.Белова и В.Распутина.
97. Поэзия А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Р.Рождественского.
99. Поэзия Б.Л.Пастернака.
108. Социально-психологическая проза I960 - 1970-х годов. Повести Ю.Трифонова.
109. Поэзия И.Бродского.
112. Проза А.Битова.
113. Социально-философская фантастика Стругацких.
114. Сатирическая проза 1970- 1980-х годов. Ф.Искандер, В.Войнович.
115. Творчество В.Астафьева.
116. Творчество В.Аксенова.
117. Поэзия 1980- 1990-х годов. Основные проблемы.
118. Проза 1980 - 1990-х годов. Основные проблемы.
119. Творчество С.Довлатова.
120. Творчество Г. Владимова.
121. Поэзия Н. Рубцова.
124. Проблемы постмодернизма в русской литературе конца ХХ века. Первые образцы литературного постмодерна.
124. Проза постмодернизма: С.Соколов, Вен.Ерофеев, В.Пьецух, В.Пелевин и др. (автор по выбору).
125. Поэзия постмодернизма: Т.Кибиров, Л.Рубинштейн, Е.Шварц и др.
126. Особенности русской поэзии конца ХХ в.
127. Литература начала ХХI века. Некоторые проблемы
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.024)
Все произведения искусства, литературы и кинематографа создавались под неустанным вниманием со стороны партии и оценивались с точки зрения коммунистической морали и ее идеологического влияния на общество. Если кто-то из представителей культуры и искусства и умудрялся открыто выразить свои взгляды на политику в те времена, предав идеологию коммунизма, то тут же был вынужден эмигрировать, будучи навсегда изгнанным с родины. А на некоторых так вообще было открыто гонение как, например, на Александра Солженицына, в особенности после выхода его книг за границей и присуждения ему Нобелевской премии.
Рисунок 1. Александр Исаевич Солженицын
В литературе 70-х годов продолжала развиваться тема моральных ценностей, их формирование и разложение, которая была открыта в предшествующем десятилетии деревенской прозой. Многие писатели изображают реальность без приукрас, социальных и нравственно-этических конфликтов на личностном и общегосударственном уровне. Произведения 70-х годов отражают традиции народной жизни, исторической памяти, их сохранения на фоне стремительного технического прогресса, сметающего деревню.
Для передачи такой литературы использовались пишущие машинки и ксерокопировальные аппараты.Такая работа была неоплачиваемой и к тому же небезопасной, существуя разве что за счёт свободолюбивого духа творческих людей.
Деревенская и военная, лагерная и лейтенантская виды прозы активно развиваются и находят свой отклик в произведениях, ставших своеобразным отражением как политической, так гражданской ситуаций 70-х годов в СССР. Ниже приведены некоторые примеры таких произведений:
Рисунок 2. Евгения Гинзбург с сыном Василием Аксёновым
Знаковые писатели и произведения 70-х годов
Это произведение в свете современности, освещающей прошлое и оценивающей его, обрело завершённый характер и стало монументальной народной эпопеей, предлагая читателям ознакомиться не только с бытом семейной хроники, но и показать им самое трудное время в жизни всей страны — Отечественную войну и первые пять лет после неё. Его герои иногда великие, иногда грешные, иногда мудрые, а иногда — простодушные, но всегда реальные выходцы из народа. В целом, Абрамов раскрыл роли самосознания личности и народа, чего никогда прежде не случалось в эпических романах.
Поэзия 70-х годов и её яркие представители
В поэзии 70-х годов СССР постепенно угасли восторги авторов касательно революции, её героев, всё меньше там встречаются восхваления о плюсах советского строя. На такое настроение поэтов влияет в первую очередь объявление о перестройке и демократизации жизни.
Главную роль в поэзии 70-х годов ХХ века занимали вопросы морали, поэты всё чаще обращались к личности и её философскому существу.
Арсений Тарковский, чьё творчество было взращено благодаря классическому аксеизму, становится ярким представителем поэзии семидесятых. В его стихах прослеживается мифология мистической зависимости судьбы от слова, и через все произведения проходят три макрообраза:
Сопричастность с миром культуры Тарковский трактует как власть над временем и бессмертием, вопреки смертности. Лирический Тарковского слышит голоса гениев поэзии прошлых веков и постоянно сопоставляет себя с ними, тяготеющий чувством вины и смиренно принимающий на себя всю тяжесть их судеб, мучений и поисков.
Рисунок 3. Арсений Александрович Тарковский
Давид Самойлов наполняет многие свои стихотворения философской глубиной. В его образе культуры есть место только для одного божества — свободы. Он строит культурное пространство порывом к свободе, которой всегда так отчаянно не хватает, независимо от того, какой государственный режим в стране.
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".
Не претендуя на полноту, мы остановимся на описании трех (представляющих для нас особый интерес) направлений, которые уже были определены нами 188 как 1) московский концептуализм (этот термин возник в 1970-х годах сначала в применении к живописному авангарду, а затем был распространен на литературу 189 ); 2) бестенденциозная литература и 3) неканонически тенденциозная литература (последним двум дефинициям мы постараемся придать более конкретный смысл в дальнейшем, одновременно выявив критерии, по которым вычленяются соответствующие направления, и признаки, делающие эти направления репрезентативными для нашего исследования).
"РУССКАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ, НОВЫЙ ЯЗЫК"
"РУССКАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ, НОВЫЙ ЯЗЫК" "РУССКАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ, НОВЫЙ ЯЗЫК" - книга И.С.Скоропановой (Минск: Институт современных знаний, 2000), отражающая трансформацию постмодернистского литературоведения в
БЕРТРАН РАССЕЛ (1872–1970)
БЕРТРАН РАССЕЛ (1872–1970) Английский философ, логик, математик, общественный деятель. Основоположник английского неореализма и неопозитивизма. Философия, по Расселу, заимствует свои проблемы из естествознания, пролагает ему путь и должна логически анализировать и
ЭРИХ ФРОММ (1900–1980)
ЭРИХ ФРОММ (1900–1980) Немецко-американский философ, психолог и социолог, главный представитель неофрейдизма. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, стремился разрешить основные противоречия человеческого существования. Пути выхода из кризиса
ЖАН-ПОЛЬ САРТР (1905–1980)
ЖАН-ПОЛЬ САРТР (1905–1980) Французский писатель, философ и публицист, глава французского экзистенциализма. Основные темы художественных произведений: одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность бытия. В 1964 году Сартру присуждена Нобелевская премия по литературе.
Клоссовски о своем литературном творчестве (1970 г.)
Сад, опять Сад (1970 г.)
1 Континент. 1974. № 1. С. 3.
5 Русская мысль. 1995. 6—12 апреля. № 4072. С. 17.
7 Максимов В. Памяти Юрия Трифонова // Континент. 1981. № 28. С. 98.
8 Континент. 1981. № 28. С. 379.
9 Синявский А. О критике // Синтаксис. 1982. № 10. С. 149.
10 Там же. С. 150.
11 Там же. С. 155.
12 Русская мысль. 1981. 21—28 мая. № 3361. С. 12.
14 Континент. 1984. № 40. С. 249.
15 Генис А. Третья волна: примерка свободы // Slavic Culture Studies. 2010. № 9. С. 4—5.
Читайте также: