Литература 70 80 годов 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Усиление цензурных запретов. Значение "самиздата" и "тамиздата" в развитии литературы конца 60-70-х гг. Новая волна эмиграции (И.Бродский, В.Некрасов, А.Солженицын, В.Аксенов и др.).

Углубление психологического анализа в "городской" прозе 1960-70-х гг. Нравственная проблематика, конфликты и характеры в прозе Ю.Трифонова.

Развитие социально-философской фантастики. Творчество А. и Б.Стругацких: между утопией и антиутопией.

Сатирическая проза Ф.Искандера, В.Войновича.

Особенности "военной" и "деревенской" прозы периода. Творчество В. Астафьева, В. Кондратьева.

Раздел 10. Русская литература последних десятилетий.

Литературное развитие 1980 - 2000-х гг. Особенности прозы.

Изменение общественно-политического положения в стране: перестройка (1985 - 1991 гг.), распад СССР и возникновение нового государства (с 1992 г.). Публикация "задержанных" произведений антисталинского направления (А.Бек, А.Рыбаков, В.Дудинцев и др.). Возвращение литературы запрещенной, подпольной, эмигрантской. Формирование "другой" истории русской литературы ХХ в.

Усиление публицистического начала в литературе второй половины 80-х гг. Социально-этическая проблематика произведений В.Астафьева, В.Распутина и др.

Изображение различных сторон трагедии общества в сталинскую эпоху в литературе 1980-х гг.: произведения А.Рыбакова, В.Дудинцева, Д.Гранина, А.Приставкина.

Возникновение "другой прозы" (С.Чупринин). Особенности литературного процесса в постсоветский период: дискредитация мифологии советского периода; усложнение эстетического сознания и художественной речи; сосуществование реалистических и модернистских тенденций.

Реалистическая традиция в литературе конца ХХ – начала ХХI вв. Позднее творчество В.Астафьева. Творчество С.Довлатова: психологический портрет эпохи 1980-х гг., проблемы стиля, автобиографического героя. Экзистенциалистская проблематика произведений В.Маканина 1990-х гг.

Неонатурализм второй половины 80-х гг. Изображение изнаночной стороны современной жизни в произведениях С.Каледина и др. Развитие "женской прозы" в 1980-90-е гг.: Л.Петрушевская, Т.Толстая, Л.Улицкая и др.

Литературная ситуация начала ХХI в. Разнообразие художественных поисков в литературе рубежа ХХ - ХХI вв. Развитие творчества писателей и поэтов предыдущих десятилетий. Новые имена и новые тенденции.

Литература постмодернизма

Философско-эстетические основы постмодернизма. Основные категории эстетики постмодернизма. Проблема идентификации литературы отечественного постмодернизма. Споры о постмодернизме. Основные черты этико-эстетического единства художественного сознания постмодерна: антиидеологизм; отношение к литературе как феномену языка; образ мира, образ героя, особенности авторской позиции; поэтика (игра с традицией, ирония, пародирование, мистификация, поэтика реминисценций и др.). Первые образцы русского литературного постмодерна: произведения Вен.Ерофеева. С.Соколова и др.

Творчество В.Ерофеева, В.Пьецуха, Е.Попова, В.Пелевина и др.

Русская поэзия последних десятилетий ХХ - начала ХХ I вв.

Постмодернистские и неоавангардистские тенденции в поэзии периода: концептуалисты, метареалисты, метаметафористы, соц-арт и др. Творчество О.Григорьева, А.Пригова, Т.Кибирова, ЛД.Рубинштейна, И.Жданова, О.Седаковой, Е.Шварц, В.Кривулина, А.Еременко и др.

Религиозно-философская поэзия: Ю.Кублановский, О.Николаева, С.Кекова, С.Аверинцев и др.

Примерный перечень вопросов к экзамену

I .

10.Переписка Ивана Грозного и Андрей Курбского как образец публицистики XVI века.

15.Поэзия М.В. Ломоносова.

16.Поэзия Г.Р. Державина.

17.Жизнь и творчество А.Н. Радищева.

18.Поэзия А.П. Сумарокова.

20.Творчество Н.М. Карамзина.

22.Поэзия В.А. Жуковского.

23.Поэзия К.Н. Батюшкова.

24.Басни И.А. Крылова.

25.Литературная позиция и поэзия декабристов. Поэзия К.Ф. Рылеева.

26.Идейно-художественная проблематика лирики А.С. Пушкина 1813-1820-х годов.

28.Лирика А.С. Пушкина 1820-1825-х годов. Идейно-художественная проблематика.

29.Южные поэмы А.С. Пушкина. Идейно-художественная проблематика и поэтика.

30.Лирика А.С. Пушкина 1826-1830-х годов. Идейно-художественная проблематика и поэтика.

35.Лирика А.С.Пушкина 1830-х годов. Идейно-художественная проблематика.

36.Идейно-художественная проблематика лирики М.Ю. Лермонтова.

37.Поэмы М.Ю. Лермонтова. Идейно-художественная проблематика и поэтика.

44.Творчество Ф.М. Достоевского. 1840-х годов. Проблематика и поэтика.

46.Творчество А.И. Герцена 1840-х годов. Проблематика и поэтика.

48.Поэзия Ф.И. Тютчева.

49.Поэзия А. А. Фета.

56. Основные проблемы эстетики Н.Г. Чернышевского. Литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского.

58. Лирика Н.А. Некрасова 1850-1860-х годов. Характер лирического героя. Проблематика и поэтика стихотворений.

64. Лирика Н.А. Некрасова 1860-1870-х годов. Проблематика и поэтика.

78.Творчество В.М. Гаршина.

79.Творчество Н.С. Лескова.

80.Творчество В.Г. Короленко.

81.Повести и рассказы А.П. Чехова 1880-1890-х годов. Проблематика и поэтика.

82.Повести и рассказы А.П. Чехова 1890-1903 годы. Проблематика и поэтика.

1. Литературное движение рубежа ХIХ - ХХ веков. Основные понятия. Этапы развития.

3. Поэзия Н.М. Минского, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковского.

4. Поэзия К.Д.Бальмонта, В.Я.Брюсова.

5. Творчество Ф.К.Сологуба.

младосимволистов. Влияние идей и поэзии Вл.Соловьева. Теургизм и жизнетворчество.

11. Поэзия А.Белого.

12. Поэзия Вяч.Иванова. Теоретическое наследие Вяч. Иванова и его роль в судьбах символизма.

13. Поэзия И.Ф.Анненского.

14. Проза русских символистов. Трилогия Д.С.Мережковского "Христос и антихрист".

17. Роман А.Белого "Петербург".

18. Творческий путь М.Горького в 1900 - е годы.

19. Творчество М.Горького 1910-х годов.

20. Творчество И.А.Бунина 1892 - 1911 годов.

21. Творчество И.А.Бунина 1912 - 1923 годов.

23. Творчество А.И.Куприна 1895 - 1906 годов.

24. Творчество А.И.Куприна 1907 - 1919 годов.

25. Творчество Л.Н.Андреева 1898 - 1906 годов.

26. Творчество Л.Н.Андреева 1907 - 1919 годов.

27. Творчество А.М.Ремизова.

28. Проблема акмеизма. Литературная позиция акмеистов. Поэзия Н. С. Гумилева.

29. Дооктябрьская поэзия А.А.Ахматовой и О.Э.Мандельштама.

31. Дооктябрьская поэзия С.А. Есенина.

32. Русский футуризм. Основные направления художественного эксперимента.

33. Дооктябрьское творчество В.В.Маяковского.

35. Поэзия В.Хлебникова.

37. Литературное движение 1917 - 1929 годов. Политика партии боль­шевиков в области искусства. Взгляды на искусство представителей различных идейно-художественных направлений. Возникновение ли­тературы русского зарубежья.

38. Литературные группировки 1920-х годов.

40. Пролетарская поэзия первых лет советской власти. Поэзия З.Гиппиус, М.Волошина и Ф.Сологуба

41. Творчество А.Блока и В.Брюсова советской эпохи.

43. Лирика В.В.Маяковского советской эпохи.

44. Поэмы В.В.Маяковского 1920-х годов.

45. Творчество А.Белого советской эпохи.

46. Поэзия А.А.Ахматовой советской эпохи.

47. Поэзия О.Э.Мандельштама советской эпохи.

48. Поэзия С.А.Есенина.

49. Литературные портреты М.Горького.

52. Повести и рассказы о гражданской войне Вс.Иванова, Б.Пильняка,

53. Повести Б.А Лавренева.

57. Романтическая литература 1920-х годов. Поэзия Э.Багрицкого, Н.Тихонова, М.Светлова.

58. Творчество А.Грина.

59. Сатирическая проза 1920-1930-х годов. Творчество М.М.Зощенко.

60. Сатирические повести М.А.Булгакова.

64. Творчество А.Платонова.

66. Советский исторический роман 1920-х годов. Романы О.Форш, А.Чапыгина, Ю.Тынянова.

69. Политика коммунистической партии в области литературы и искус­ства в 1930-е годы. Создание Союза советских писателей. Основ­ные идеи искусства социалистического реализма.

73. Проблемы позднего литературного авангарда. ОБЭРИУ.

74. Поэзия М.И.Цветаевой 1910 - 1922 годов.

75. Поэзия М.И.Цветаевой 1922 - 1941 годов.

76. Поэзия В.Ходасевича.

78. Творчество В.В.Набокова.

79. Творчество М.Алданова.

81. Поэзия и публицистика периода Великой Отечественной войны.

83. Великан Отечественная война в советской прозе 1945 - 1955 годов.

87. Повести П.Нилина.

88. Творчество В.Ф.Тендрякова.

89. Поэзия А.Т.Твардовского.

90. Рассказы 1950-х - 1960-х годов. А.Яшин, Ю.Казаков, Ю.Нагибин.

91. Повести о войне Ю.Бондарева, Г.Бакланова, В.Богомолова, К.Воробьева.

92. Творчество К.М.Симонова.

93. Творчество Д.А.Гранина.

94. Творчество С.А.Залыгина.

95. Творчество В.М.Шукшина.

96. Творчество В.Белова и В.Распутина.

97. Поэзия А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Р.Рождественского.

99. Поэзия Б.Л.Пастернака.

108. Социально-психологическая проза I960 - 1970-х годов. Повести Ю.Трифонова.

109. Поэзия И.Бродского.

112. Проза А.Битова.

113. Социально-философская фантастика Стругацких.

114. Сатирическая проза 1970- 1980-х годов. Ф.Искандер, В.Войнович.

115. Творчество В.Астафьева.

116. Творчество В.Аксенова.

117. Поэзия 1980- 1990-х годов. Основные проблемы.

118. Проза 1980 - 1990-х годов. Основные проблемы.

119. Творчество С.Довлатова.

120. Творчество Г. Владимова.

121. Поэзия Н. Рубцова.

124. Проблемы постмодернизма в русской литературе конца ХХ века. Первые образцы литературного постмодерна.

124. Проза постмодернизма: С.Соколов, Вен.Ерофеев, В.Пьецух, В.Пелевин и др. (автор по выбору).

125. Поэзия постмодернизма: Т.Кибиров, Л.Рубинштейн, Е.Шварц и др.

126. Особенности русской поэзии конца ХХ в.

127. Литература начала ХХI века. Некоторые проблемы

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.024)

Все произведения искусства, литературы и кинематографа создавались под неустанным вниманием со стороны партии и оценивались с точки зрения коммунистической морали и ее идеологического влияния на общество. Если кто-то из представителей культуры и искусства и умудрялся открыто выразить свои взгляды на политику в те времена, предав идеологию коммунизма, то тут же был вынужден эмигрировать, будучи навсегда изгнанным с родины. А на некоторых так вообще было открыто гонение как, например, на Александра Солженицына, в особенности после выхода его книг за границей и присуждения ему Нобелевской премии.

Александр Исаевич Солженицын

Рисунок 1. Александр Исаевич Солженицын

В литературе 70-х годов продолжала развиваться тема моральных ценностей, их формирование и разложение, которая была открыта в предшествующем десятилетии деревенской прозой. Многие писатели изображают реальность без приукрас, социальных и нравственно-этических конфликтов на личностном и общегосударственном уровне. Произведения 70-х годов отражают традиции народной жизни, исторической памяти, их сохранения на фоне стремительного технического прогресса, сметающего деревню.

Для передачи такой литературы использовались пишущие машинки и ксерокопировальные аппараты.Такая работа была неоплачиваемой и к тому же небезопасной, существуя разве что за счёт свободолюбивого духа творческих людей.

Деревенская и военная, лагерная и лейтенантская виды прозы активно развиваются и находят свой отклик в произведениях, ставших своеобразным отражением как политической, так гражданской ситуаций 70-х годов в СССР. Ниже приведены некоторые примеры таких произведений:

Евгения Гинзбург с сыном Василием Аксёновым

Рисунок 2. Евгения Гинзбург с сыном Василием Аксёновым

Знаковые писатели и произведения 70-х годов

Это произведение в свете современности, освещающей прошлое и оценивающей его, обрело завершённый характер и стало монументальной народной эпопеей, предлагая читателям ознакомиться не только с бытом семейной хроники, но и показать им самое трудное время в жизни всей страны — Отечественную войну и первые пять лет после неё. Его герои иногда великие, иногда грешные, иногда мудрые, а иногда — простодушные, но всегда реальные выходцы из народа. В целом, Абрамов раскрыл роли самосознания личности и народа, чего никогда прежде не случалось в эпических романах.

Поэзия 70-х годов и её яркие представители

В поэзии 70-х годов СССР постепенно угасли восторги авторов касательно революции, её героев, всё меньше там встречаются восхваления о плюсах советского строя. На такое настроение поэтов влияет в первую очередь объявление о перестройке и демократизации жизни.

Главную роль в поэзии 70-х годов ХХ века занимали вопросы морали, поэты всё чаще обращались к личности и её философскому существу.

Арсений Тарковский, чьё творчество было взращено благодаря классическому аксеизму, становится ярким представителем поэзии семидесятых. В его стихах прослеживается мифология мистической зависимости судьбы от слова, и через все произведения проходят три макрообраза:

Сопричастность с миром культуры Тарковский трактует как власть над временем и бессмертием, вопреки смертности. Лирический Тарковского слышит голоса гениев поэзии прошлых веков и постоянно сопоставляет себя с ними, тяготеющий чувством вины и смиренно принимающий на себя всю тяжесть их судеб, мучений и поисков.

Арсений Александрович Тарковский

Рисунок 3. Арсений Александрович Тарковский

Давид Самойлов наполняет многие свои стихотворения философской глубиной. В его образе культуры есть место только для одного божества — свободы. Он строит культурное пространство порывом к свободе, которой всегда так отчаянно не хватает, независимо от того, какой государственный режим в стране.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Не претендуя на полноту, мы остановимся на описании трех (представляющих для нас особый интерес) направлений, которые уже были определены нами 188 как 1) московский концептуализм (этот термин возник в 1970-х годах сначала в применении к живописному авангарду, а затем был распространен на литературу 189 ); 2) бестенденциозная литература и 3) неканонически тенденциозная литература (последним двум дефинициям мы постараемся придать более конкретный смысл в дальнейшем, одновременно выявив критерии, по которым вычленяются соответствующие направления, и признаки, делающие эти направления репрезентативными для нашего исследования).

"РУССКАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ, НОВЫЙ ЯЗЫК"

"РУССКАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ, НОВЫЙ ЯЗЫК" "РУССКАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ, НОВЫЙ ЯЗЫК" - книга И.С.Скоропановой (Минск: Институт современных знаний, 2000), отражающая трансформацию постмодернистского литературоведения в

БЕРТРАН РАССЕЛ (1872–1970)

БЕРТРАН РАССЕЛ (1872–1970) Английский философ, логик, математик, общественный деятель. Основоположник английского неореализма и неопозитивизма. Философия, по Расселу, заимствует свои проблемы из естествознания, пролагает ему путь и должна логически анализировать и

ЭРИХ ФРОММ (1900–1980)

ЭРИХ ФРОММ (1900–1980) Немецко-американский философ, психолог и социолог, главный представитель неофрейдизма. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, стремился разрешить основные противоречия человеческого существования. Пути выхода из кризиса

ЖАН-ПОЛЬ САРТР (1905–1980)

ЖАН-ПОЛЬ САРТР (1905–1980) Французский писатель, философ и публицист, глава французского экзистенциализма. Основные темы художественных произведений: одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность бытия. В 1964 году Сартру присуждена Нобелевская премия по литературе.

Клоссовски о своем литературном творчестве (1970 г.)

Сад, опять Сад (1970 г.)

1 Континент. 1974. № 1. С. 3.

5 Русская мысль. 1995. 6—12 апреля. № 4072. С. 17.

7 Максимов В. Памяти Юрия Трифонова // Континент. 1981. № 28. С. 98.

8 Континент. 1981. № 28. С. 379.

9 Синявский А. О критике // Синтаксис. 1982. № 10. С. 149.

10 Там же. С. 150.

11 Там же. С. 155.

12 Русская мысль. 1981. 21—28 мая. № 3361. С. 12.

14 Континент. 1984. № 40. С. 249.

15 Генис А. Третья волна: примерка свободы // Slavic Culture Studies. 2010. № 9. С. 4—5.

Читайте также: