Литература 30 годов кратко

Обновлено: 05.07.2024

В советской художественной культуре постепенно начиная с 1920-х гг. формировался стиль, получивший название социалистический реализм. Произведения культуры должны были воспевать достижения нового строя, показывать его преимущества перед буржуазным, критикуя все недостатки последнего. Однако отнюдь не все писатели и художники приукрашивали социалистическую действительность, и несмотря ни на что было создано немало произведений, пополнивших собой мировую сокровищницу культуры.

Надзвичайно зручна форма придбання квитків на будь-який рейс через Інтернет: замовляючи авіаквитки онлайн, ви маєте можливість обрати найбільш зручний для вас рейс, тип літака, салон та місце, де ви хотіли б сидіти та інше. Через Інтернет ви можете також оплатити вартість квитка.

В 30–е годы происходит нарастание негативных явлений в литературном процессе. Начинается травля выдающихся писателей (Е.Замятин, М.Булгаков, А.Платонов, О.Мандельштам).

В начале 30–х годов происходит смена форм литературной жизни: после выхода в свет постановления ЦК ВКП(б) объявляют о своем роспуске РАПП и другие литературные объединения.

В 1934 году состоялся Первый съезд советских писателей, который единственно возможным творческим методом объявил социалистический реализм. В целом же началась политика унификации культурной жизни, происходит резкое сокращение печатных изданий.

В тематическом плане ведущими становятся романы об индустриализации, о первых пятилетках, создаются большие эпические полотна. И вообще ведущей становится тема труда.

Художественная литература начинала освоение проблем, связанных с вторжением науки и техники в повседневную жизнь человека. Новые сферы жизни человека, новые конфликты, новые характеры, видоизменение традиционного литературного материала привели к появлению новых героев, к возникновению новых жанров, новых приемов стихосложения, к поискам в области композиции и языка.

Безусловно, это было требование времени. Страна превращалась в огромную стройку, и читатель ждал от литературы немедленного отклика на происходящие события.

И, тем не менее, лирико–романтическое начало в литературе 30–х годов в сравнении с предшествующим временем оказывается оттесненным на второй план. Даже в поэзии, всегда склонной к лирико–романтическому восприятию и изображению действительности, в эти годы торжествуют эпические жанры (А.Твардовский, Д.Кедрин, И.Сельвинский).

Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" был опубликован в 1966-1967 годах и сразу принес писателю мировую славу. Сам автор определяет жанр произведения как роман, но жанровая уникальность до сих пор вызывает у литераторов споры. Его определяют как роман миф, философский роман, роман-мистика и так далее. Это так происходит потому, что роман соединяет в себе все жанры сразу, даже те, которые вместе существовать не могут.

Повествование романа направлено в будущее, содержание как психологически так и философски достоверное, проблемы, затронутые в романе, вечные. Основной идеей романа является борьба добра и зла, понятий неразделимых и вечных.

Композиция романа столь же оригинальна, как и жанр - роман в романе. Один о судьбе Мастера, другой оПонтий Пилате. С одной стороны, они противопоставлены друг другу, с другой - как бы образуют единое целое. Этот роман в романе собирает в себя глобальные проблемы и противоречия. Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. В конце романа, можно заметить, как Москва соединяется с Ершалайм; то есть один роман совмещается с другим и переходят в одну сюжетную линию.

Читая произведение мы находимся сразу в двух измерениях: ЗО-е годы XX века и 30-е годы I века новой эры. Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами.

Действие романа, которые разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, поиск истины творчество. И все же основным героем романа является любовь. Любовь - вот что очаровывает читателя. Вообще, тема любви является самой любимой для писателя. По мнению автор, все счастье, выпавшее в жизни человеку, исходит их любви. Любовь возвышает человека над миром, постигает духовное. Таково чувство у Мастера и Маргариты. Именно поэтому автор внес эти имена в заголовок. Маргарита полностью отдается любви, и ради спасения Мастера, продает свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. Но все же автор делает ее самой положительной героиней романа и сам встает на ее сторону.

На примере Маргариты Булгаков показал, что каждый человек должен делать свой личный выбор, не прося помощи у высших сил, не ждать милостей от жизни, человек сам должен делать свою судьбу.

В романе присутствуют три сюжетные линии: философская - Иешуа и Понтий Пилат, любовная - Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая - Воланд, вся его свита и москвичи. Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда. Он свободно себя чувствует и в библейском и в современном писателю времени.

Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах, где происходит спор Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда о том, "кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле", если Бога нет, Иван Бездомный отвечает: "Сам человек и управляет".

Автор раскрывает относительность человеческого знания и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу. Что является правдой автор повествует в библейских главах, которые являются центром в романе.

Ход современной жизни заключается в повествовании Мастера оПонтий Пилате.

Еще одной особенностью этого произведения является то, что он автобиографичен. В образе Мастера мы узнаем самого Булгакова, а в образе Маргариты - его любимую женщину, его жену Елену Сергеевну.

Наверное, поэтому мы воспринимаем героев реальными личностями. Мы сочувствуем им, переживаем, ставим себя на их место. Читатель будто перемещается по художественной лестнице произведения, совершенствуясь вместе с героями.

Сюжетные линии завершаются, соединяясь в одной точке - в Вечности.

Такая своеобразная композиция романа делает его интересным для читателя, а главное – бессмертным произведением.

ежду судьбой Иешуа и страдальческой жизнью Мастера видна явная параллель. Связь между историческими главами и главами о современности усиливает философские и нравственные идеи романа.

В реальном плане повествования Булгаков изобразил жизнь советских людей в 20-30-х годах XX века, показал Москву, литературную среду, представителей разных сословий. Центральными персонажами здесь являются Мастер и Маргарита, а также московские литераторы на службе у государства. Основная проблема, волнующая автора, — взаимоотношения художника и власти, личности и общества.

У Мастера и Иешуа есть схожие черты и убеждения. Писатель отвел этим персонажам немного места в общей структуре романа, но по своему значению эти образы наиболее важны. Оба мыслителя не имеют крыши над головой, отвергнуты обществом, оба преданы, арестованы и, невинные, уничтожены. Их вина в неподкупности, чувстве собственного достоинства, преданности идеалам, глубоком сочувствии к людям. Эти образы взаимно дополняют, подпитывают друг друга. В то же время между ними есть различия. Мастер устал бороться с системой за свой роман, добровольно устранился, Иешуа же за свои убеждения идет на казнь. Иешуа полон любовью к людям, прощает всех, Мастер, напротив, ненавидит и не прощает своих гонителей.

Иешуа и Мастер имеют каждый по одному ученику. Иешуа Га-Ноцри — Левия Матвея, Мастер — Ивана Николаевича По- нырева. Ученики сначала были очень далеки от позиции своих учителей, Левий был сборщиком податей, Понырев — малоодаренным поэтом. Левий поверил, что Иешуа — воплощение Истины. Понырев постарался все забыть и стал обычным служащим.

Создав своих героев, Булгаков прослеживает изменение психологии людей на протяжении многих веков. Мастер, этот современный праведник, уже не может быть таким искренним, и чистым, как Иешуа. Понтий понимает несправедливость своего решения и чувствует вину, а гонители Мастера уверенно торжествуют.

К середине 30-х годов советская литература выступала как всесоюзная — единая по своему социалистическому содержанию и многообразная по национальным формам. Из 3 тыс. литераторов, объединенных Союзом советских писателей к концу 30-х годов, 1300 были представителями братских литератур.

В 1936 г. казахский народ торжественно отмечал 20-летие литературного творчества основоположника казахской советской литературы С. Сейфуллина. Участник революционных боев, один из организаторов Советской власти, он был первым автором казахских стихотворений о В. И. Ленине и революции, первого романа, первой революционной пьесы, первой повести о рабочем классе. Это он первый записал и обнародовал песни народного акына Джамбула, первый выступил как казахский литературный критик.

За первым поколением литераторов национальных республик приходит смена, воспитанная Советской властью: новые молодые писатели, романисты, новеллисты, поэты яркой индивидуальности. В эти годы формируется таджикский писатель М. Турсун-заде, в литературу Туркмении приходят Б. Кербабаев, А. Аламышев, Узбекистана — Зульфия, А. Умары, Т. Фаттах, Казахстана — М. Ауэ-зов, Б. Майлин, С. Муканов, Г. Мусрепов, Г. Мустафин, Кабардино-Балкарии — К. Кулиев, Дагестана — Э. Капиев, Татарии — Ш. Кемал, М. Джалиль и др.

Советским поэтам и писателям чужды национальная ограниченность, замкнутость, они воспевают не только подвиги своего народа, но и братство всех народов СССР. Таджикский поэт Лахути слагал стихи как о своем родном Таджикистане, так и обо всех народах Востока, о всей великой Стране Советов. Из казахских степей и далекого Узбекистана звучали стихи Джамбула и Уйгуна о братстве с республиканской Испанией. Грузинский поэт Т. Табидзе в своих произведениях показывал жизнь трудящихся зарубежных стран.


Какими были тридцатые годы двадцатого века для России? Сложными и неоднозначными. На этом уроке мы узнаем, как развивалась русская литература в 30-е годы XX века. Выясним, на каких принципах строилась советская литература. Определим основные черты соцреализма.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Русская литература 1930-х годов"

Сегодня на уроке мы:

· Узнаем, как развивалась русская литература в тридцатые годы двадцатого века.

· Выясним, на каких принципах строилась советская литература.

· Определим основные черты соцреализма.

Как всегда, разговор о литературном процессе мы начинаем с обращения к истории. Какими были 30-е годы XX века для России? Сложными и неоднозначными.

С одной стороны, можно говорить о невероятных успехах в развитии молодого государства. Строились новые фабрики, заводы, электростанции и магистрали. Появлялись новые города. Производство, наука и техника выходили на небывалый уровень. Мы можем вспомнить имена учёных и конструкторов того времени. Это теоретики космонавтики Константин Циолковский и Сергей Королёв. Авиаконструкторы Андрей Туполев, Яковлев, Николай Поликарпов. Физики Игорь Курчатов, Лев Ландау и Пётр Капица. Ботаники Николай Вавилов и Иван Мичурин. И так далее.


Итак, 30-е годы – это время грандиозных достижений и всеобщего оптимизма. Но при этом нельзя забывать о страшных, болезненных признаках того времени: репрессиях, ссылках, вредительстве и саботаже на производстве, шпионаже, доносах, массовых арестах, голоде, подозрительности и страхе.


В начале 30-х годов появилась новая литературная организация – Союз писателей СССР. И новый творческий метод – соцреализм. Основными чертами соцреализма называют оптимизм, воспевание трудовых подвигов народа, устремлённость в будущее. Можно обнаружить сходство соцреализма с классицизмом.

Например, как и герой классицизма, герой соцреализма прежде всего гражданин. Он служит интересам и целям государства. И эта борьба для него важнее личных чувств, терзаний и поисков смысла жизни. Герой соцреализма – это человек действия. У него есть цель – построение светлого будущего. И в борьбе за достижение этой цели для него заключается смысл жизни. В поиске своего места в жизни тоже нет необходимости – место героя соцреализма в строю соратников.

Новым жанром, который полностью отвечает канонам соцреализма, стал производственный роман. Действие производственного романа разворачивалось на строительстве электростанций, заводов, при пуске новых агрегатов на промышленном производстве.

Не стоит думать, что производственный роман – это скучное описание строительства очередного промышленного гиганта. Для талантливого писателя не существует скучных жанров. Поэтому в рассказах о погоне за рекордами находилось место и для тонких психологических наблюдений, и для философских размышлений. А для остроты сюжета часто вводилась детективная линия. Героям соцреализма приходилось не только строить светлое будущее, но и бороться с промышленным шпионажем и вредительством на производстве. Часто врагом выступали стихийные силы природы, которые человек должен покорить.

Новая советская литература – это литература, созданная народом и для народа. Какой она должна быть? Прежде всего, простой и понятной. Доступной рабочему народу, лишённому возможности получить великолепное образование. Поэтому советская литература объявила войну формализму. Сложность текста, его вычурность, эксперименты с построением текста и стихосложением, большое количество многоуровневых метафор – всё это категорически не одобрялось.

А уже в XX веке стала популярной песня с такими словами:

Нам песня строить и жить помогает,

Она, как друг, и зовёт, и ведёт,

И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадёт!

Написал её Василий Иванович Лебедев-Кумач.

В 30-е годы расцвёл талант целой плеяды поэтов-песенников. Михаила Исаковского и Михаила Светлова, Алексея Суркова, Виктора Гусева. Советская авторская песня проста по форме и глубока по содержанию. Это сближает её с народной песней. Интересно, что в этот же период времени возникает множество искусных стилизаций под старинный романс и русские народные песни. Развитию песенного жанра способствовал и кинематограф. Песни из любимых кинофильмов быстро становились народными.

Если советская литература взяла курс на народность, почему подвергались гонениям новокрестьянские поэты? Они ведь воспевали крестьянский труд и русскую деревню, скажете вы. Но давайте вспомним. Новокрестьянские поэты отрицали прогресс. Их идеалом была Святая Русь – религиозная, патриархальная, сказочная. И конечно же монархическая. Вполне понятно, почему такую поэзию провозгласили идеологически вредной.

В 1931 году в Петрограде и Москве прошла серия конференций, посвящённых проблемам фольклористики. По итогам этих конференций задачу изучения современного рабочего и колхозно‐пролетарского фольклора назвали приоритетной. Организовывались экспедиции этнографов и фольклористов.

Как мы уже заметили, новая советская литература не отрицала русскую культуру и историю, а наследовала то, что не представлялось идеологически вредным. С одной стороны, для советской литературы 30-х годов характерно утверждение настоящего и обращённость в будущее. Непременно светлое и счастливое будущее, которое строится сейчас. Ценой невероятных усилий и изнурительного труда. С другой стороны, писатели обращались и к великому прошлому России.

Мы уже не раз говорили о том, что в тяжёлые годы человеку помогает выжить чувство юмора. В самые трудные времена появляются самые яркие, самые острые сатирические произведения. Стоит вспомнить сатирическую прозу Михаила Булгакова и Михаила Зощенко.


Мы видим, что несмотря на попытки власти подчинить литературу и привести её к определённым стандартам, литература 30-х годов развивалась очень бурно. 30-е годы подарили нам множество литературных шедевров.

Более того, современные исследователи отмечают, что и в зарубежном искусстве того периода наблюдалось стремление к простоте. Там постепенный отказ от формализма был естественным, а не насильственным, как в русской литературе. И объяснялся он усталостью от авангарда. Ведь в стремлении создавать всё более причудливые формы легко потерять содержание.

Читайте также: