Индивидуальные особенности памяти кратко

Обновлено: 04.07.2024

Дополнительные готовые курсовые на темы:

Введение

Память — это процесс организации и сохранения прошлого опыта, который делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память является основой способностей человека и условием обучения, приобретения знаний, формирования навыков и умений. Без памяти ни человек, ни общество не могут нормально функционировать. Благодаря памяти человек отделился от животного мира и достиг тех высот, на которых он находится сейчас. Наш дальнейший прогресс также немыслим без постоянного совершенствования этой функции.

Именно поэтому проблема разработки и исследования механизмов памяти так остро стоит перед человечеством.

В своей работе я буду заниматься индивидуальными особенностями человеческой памяти, а также нарушениями памяти при различных заболеваниях.

Определение памяти

Все впечатления, которые человек получает от окружающего мира, оставляют определенный след, сохраняются, фиксируются и, при необходимости, воспроизводятся.

Память можно определить как способность записывать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Различные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения — это не что иное, как запомненный, унаследованный или приобретенный опыт в процессе индивидуальной жизни. Без постоянного обновления такого опыта и его воспроизведения в подходящих условиях живые существа не смогли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющимся событиям жизни. Без памяти о том, что с ним произошло, организм просто не смог бы продолжать совершенствоваться, потому что то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить, и оно было бы безвозвратно потеряно.

Все живые существа обладают памятью, но у человека она достигла высшей стадии своего развития. В мире нет другого живого существа, обладающего такими способностями и возможностями памяти, как человек.

Более точно и строго память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие свои функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации, которые лежат в ее основе. Эти функции отличаются не только своей структурой, исходными данными и результатами, но и тем, что они различны у разных людей. Например, есть люди, которым трудно запоминать, но они хорошо воспроизводят и долго удерживают в памяти запомненную информацию. Это люди с развитой долговременной памятью. Есть люди, которые, наоборот, быстро запоминают, но так же быстро забывают то, что запомнили. У них более развиты виды кратковременной и оперативной памяти.

Виды памяти

Традиционно психологи, впервые изучавшие память экспериментально, выделяли шесть типов памяти:

  • Моторные, связанные с запоминанием и воспроизведением движений;
  • Образная память, которая заключается в запоминании сенсорных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, принимающего информацию, образная память делится на зрительную, слуховую, тактильную и т.д.);
  • Вербально-логическая память (она характерна для человека) связана с запоминанием, припоминанием и регенерацией идей, понятий, выводов и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением;
  • Эмоциональная память отвечает за воспоминание и повторение сенсорных восприятий вместе с вызывающими их объектами.
  • Непроизвольные характеризуются запоминанием и вспоминанием образов без каких-либо мыслей о том, чтобы вспомнить или вспомнить эти образы.

Оно является когнитивным, сознательным, продуманным с конкретной целью и задачей — записать и воспроизвести материал, используя определенные приемы.

Существуют и другие классификации типов памяти:

  1. Немедленно Он сохраняется в течение 0,25 секунды. Она позволяет установить взаимосвязь между последовательными временными интервалами.
  2. Оперативный Это та область памяти, которая работает в данный момент. Характеризуется тем, что время обработки информации может достигать 20 с. Емкость этой памяти намного меньше, чем у прямой памяти.
  3. Долгосрочный . В ней хранятся образы явлений и предметов внешнего мира, которые нужны человеку и которыми он пользуется регулярно в течение длительного времени.

Долговременная память делится на:

  1. генетическая память — это все, что накопили наши предки.
  2. наследственная память — память от близких родственников.

Индивидуальные особенности памяти

Некоторые из особенностей памяти могут усиливаться и становиться личностными характеристиками (характеристиками памяти данного человека). Память у каждого человека разная и отличается по содержанию и объему запоминаемой и хранимой информации. Различия также касаются прочности памяти, скорости запоминания и припоминания, прочности удержания и точности припоминания. Важной характеристикой памяти человека является ее готовность, то есть способность быстро и своевременно вспоминать необходимую информацию.

Для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. Известны люди с исключительной силой памяти. Например, Александр Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение (написанное кем-то другим), прочитав его дважды. Моцарт мог запоминать сложные музыкальные композиции, прослушав их один раз. Композитор Балакирев мог играть наизусть целые симфонические произведения.

Советский психолог А.Л. Лурия обнаружил выдающуюся память у некоего Шершевского, который запоминал различный материал, включая бессмыслицу, с одинаковой скоростью и в больших масштабах. Гершевский был способен быстро запоминать и точно воспроизводить самые сложные математические формулы, бессмысленные слова, геометрические фигуры. Его память также отличалась удивительным постоянством: спустя 20 лет он точно помнил содержание экспериментального материала, место проведения эксперимента, в котором он участвовал, костюм экспериментатора и другие мельчайшие подробности ситуации и своих действий.

Индивидуальные различия в памяти также отражаются в видах восприятия, на которые человек опирается при запоминании. Некоторые люди лучше запоминают то, что видят, другие — то, что слышат, а третьи — то, что осуществимо на практике. Соответственно, выделяют зрительную, слуховую и моторную виды памяти. Человек со зрительным типом памяти, запоминающий текст книги, предпочитает видеть его; человек со слуховым типом памяти предпочитает слышать содержание текста при его чтении; человек с моторным типом памяти должен обязательно записать или повторить запомненный материал. Чаще встречается смешанный тип памяти — слухо-моторный, зрительно-визуальный, зрительно-слуховой. Смешанный тип памяти более ценен, чем односторонний, из-за большого разнообразия видов человеческой деятельности. Кроме того, участие нескольких анализаторов в процессах памяти приводит к большей мобильности в использовании сформированных систем нейронных связей: человек не запомнит что-то на слух — он запомнит это зрительно и т.д. Поэтому полезно, чтобы учащиеся запоминали предмет разными способами: слушая, читая, рассматривая иллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и т.д.

Рационализация умственной и практической деятельности человека в значительной степени способствует формированию положительных характеристик памяти: Порядок в работе, планирование, самоконтроль, использование разумных методов запоминания, связь умственной работы с практической, критическое отношение к собственной деятельности, умение отказываться от неэффективных методов работы и заимствовать эффективные у других людей и т.д. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны с особыми механизмами, которые защищают мозг от ненужной информации. Уровень активности этих механизмов у разных людей различен. В частности, защитой мозга от ненужной информации объясняется феномен гипнопедии, то есть обучения во время сна. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избытка информации, отключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

Нарушения памяти

Существуют не очень заметные, но столь же болезненные нарушения нормальной человеческой памяти, которые мы не замечаем, а также стрессы знаков. Поскольку в жизни нередки случаи, когда одни и те же нарушения памяти чрезвычайно выражены у пациентов, важно иметь представление о типичных таких нарушениях.

По динамике протекания мнестических процессов амнезии делятся на ретроградные, антероградные, ретардированные. Ретроградная амнезия — это забывание событий прошлого; антероградная амнезия — это неспособность помнить на будущее; ретардированная амнезия — это тип изменения памяти, связанный с сохранением событий, пережитых во время болезни, и их последующим забыванием. Другой тип амнезии, прогрессирующая амнезия, проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до ее полной потери. В этом случае сначала теряется то, что нестабильно в памяти, а затем более постоянные воспоминания.

Методы, изучающие функцию памяти, могут одновременно выявить как нарушения внимания и мышления, так и колебания умственной работоспособности. Поэтому важно научиться правильно выделять мнестические расстройства, не упуская из виду другие.

Исследование памяти включает в себя изучение отслеживания, воспроизведения и удержания (отложенное воспроизведение). В патопсихологических экспериментах обычно изучается непосредственная и опосредованная память.

Непосредственная память — это способность воспроизводить события, переживания сразу после воздействия стимулов.

При прогрессирующей амнезии дефицит памяти распространяется как на текущие события, так и на события прошлого. Отмечаются следующие признаки:

  1. наложение событий прошлого на настоящее и наоборот (эффект интерференции);
  2. дезориентация во времени и пространстве.

Опосредованное запоминание — запоминание с использованием промежуточного или опосредованного звена для улучшения запоминания.

Нарушение опосредованного запоминания у пациентов различных нозологических групп изучали Г.В. Биренбаум, С.В. Логинова. Было установлено, что введение медиаторов часто ухудшает, а не улучшает способность к точному воспроизведению у пациентов.

Причиной трудности опосредования у пациентов с олигофренией является недоразвитие мышления, неспособность установить условную семантическую связь между словом-стимулом и рисунком. При олигофрении нарушается не только семантическая, но и механическая память. У астенических олигофренов наблюдаются грубые нарушения чтения, письма, счета, частые ошибки памяти. У стенотических олигофренов нарушение долговременной памяти более выражено.

При эпилепсии эффективность опосредованной памяти снижается по сравнению с непосредственной памятью.

У пациентов с эпилепсией, а также с органическими поражениями головного мозга отмечаются трудности в опосредовании предложенных понятий конкретным рисунком. Это является следствием выраженной тенденции к излишней детализации, фиксации на отдельных свойствах объектов. При органическом поражении подкорковых структур мозга в большей стадии нарушается добровольное воспроизведение и удержание, в меньшей — узнавание и запоминание. Существует взаимосвязь нарушений памяти с умственной усталостью и снижением сенсомоторной активности.

У больных шизофренией условность рисунка становится беспредметной и широкой, что уже не отражает реального содержания слова, либо рисунок отражает актуализацию слабых, латентных качеств, что также затрудняет воспроизведение. Нарушения оперативной, кратковременной, отсроченной и опосредованной памяти не выявлены. Снижение памяти, наблюдаемое в методиках, часто имеет вторичный характер, вызванный снижением волевых усилий.

Заключение

В этой работе мы обнаружили, что память у людей различается по многим параметрам: Скорость, сила, продолжительность, точность и объем запоминания. Иногда для лучшего запоминания материала одному человеку необходимо его прочитать, потому что при запоминании и воспроизведении ему легче опираться на зрительную память, другому — на слуховую память и слуховые образы, третьему — на запоминание и воспроизведение движений.

Процессы памяти тесно связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют, что и как люди запоминают, хранят и извлекают.

Современный великий математик и кибернетик фон Нейман произвел расчеты, которые показали, что человеческий мозг в принципе может хранить около 1020 единиц информации. Это означает, что каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Российской государственной библиотеки. Поэтому мы можем с уверенностью заключить: никто не знает предела своей памяти. Мы никогда не достигали своих пределов и используем свою память лишь на малую часть ее возможностей.

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Каждый человек имеет индивидуальные отличия памяти, которые проявляются в разных сферах его мнемической деятельности.

В процессах памяти индивидуальные отличия проявляются в скорости, точности, качестве запоминания и готовности к воспроизведению.

Скорость запоминания определяется количеством повторений, необходимых для запоминания нового материала.

Точность запоминания характеризуется соответствием воспроизведенного тому, что запомнилось, и количеством возможных ошибок.

Прочность запоминания проявляется в продолжительности сохранения заученного материала (или в медленности его забывания).

Готовность к воспроизведению проявляется в том, как быстро и легко в нужный момент человек может припомнить необходимую информацию (легкость воспроизведения).

Индивидуальные отличия памяти могут быть обусловлены типом высшей нервной деятельности. Скорость создания временных нервных связей связана с силой процессов забывания и торможения, что обусловливает точность и прочность запоминания.

При сильном, но медленном торможении дифференциация впечатлений происходит медленно, что может отражаться на точности запоминания. Если у человека сформированы рациональные способы мнемической деятельности, выработаны соответствующие привычки — аккуратность, точность, ответственность, — то негативные проявления, обусловленные типологическими особенностями нервной системы, могут корректироваться.

Индивидуальные отличия памяти проявляются и в том, какой материал лучшее запоминается — образный, словесный и т.д. или в равной мере продуктивно тот и другой. В связи с этим в психологии различают наглядно-образный, словесно-абстрактный, смешанный, или промежуточный типы памяти. Эти типы обусловлены отчасти соотношением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека, но главным образом условиями жизни и требованиями профессиональной деятельности. Так, наглядно-образный тип памяти чаще встречается у художников, писателей, музыкантов, словесно- абстрактный — у ученых, философов. Смешанный тип памяти имеет место у людей, в деятельности которых не наблюдаются заметные преимущества наглядно-образного или словесно-абстрактного типа.

ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ

План:

1. Понятие о мышлении: психологический анализ.

2. Мыслительные операции.

3. Формы мышления.

4. Виды мышления.

5. Мышление как деятельность (процесс решения задач).

6. Индивидуальные особенности мышления

Каждый человек имеет индивидуальные отличия памяти, которые проявляются в разных сферах его мнемической деятельности.

В процессах памяти индивидуальные отличия проявляются в скорости, точности, качестве запоминания и готовности к воспроизведению.

Скорость запоминания определяется количеством повторений, необходимых для запоминания нового материала.

Точность запоминания характеризуется соответствием воспроизведенного тому, что запомнилось, и количеством возможных ошибок.

Прочность запоминания проявляется в продолжительности сохранения заученного материала (или в медленности его забывания).

Готовность к воспроизведению проявляется в том, как быстро и легко в нужный момент человек может припомнить необходимую информацию (легкость воспроизведения).

Индивидуальные отличия памяти могут быть обусловлены типом высшей нервной деятельности. Скорость создания временных нервных связей связана с силой процессов забывания и торможения, что обусловливает точность и прочность запоминания.

При сильном, но медленном торможении дифференциация впечатлений происходит медленно, что может отражаться на точности запоминания. Если у человека сформированы рациональные способы мнемической деятельности, выработаны соответствующие привычки — аккуратность, точность, ответственность, — то негативные проявления, обусловленные типологическими особенностями нервной системы, могут корректироваться.

Индивидуальные отличия памяти проявляются и в том, какой материал лучшее запоминается — образный, словесный и т.д. или в равной мере продуктивно тот и другой. В связи с этим в психологии различают наглядно-образный, словесно-абстрактный, смешанный, или промежуточный типы памяти. Эти типы обусловлены отчасти соотношением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека, но главным образом условиями жизни и требованиями профессиональной деятельности. Так, наглядно-образный тип памяти чаще встречается у художников, писателей, музыкантов, словесно- абстрактный — у ученых, философов. Смешанный тип памяти имеет место у людей, в деятельности которых не наблюдаются заметные преимущества наглядно-образного или словесно-абстрактного типа.

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой психологии памяти: А. А. Смирнов, П. И. Зинченко, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Шардаков, Эббингауз, Л. В. Занков и др.

Далее рассмотрим понятие памяти, а также ее особенности и развитие.

Память – это психический процесс, сущность которого состоит в отражении опыта человека с помощью процессов запоминания, сохранения и воспроизведения пережитых чувств, явлений и т. д.

Индивидуальные особенности памяти

Каждый человек уникален, а значит, и процессы памяти протекают у всех по-разному. Сейчас выделяется две группы различий памяти.

Продуктивность заучивания. Ее особенности представлены несколькими характеристиками:

  • скорость;
  • прочность;
  • точность;
  • готовность к воспроизведению.

В общем виде виды памяти представлены на рисунке 1.

Виды памяти

Рисунок 1. Виды памяти

Развитие памяти

Рассмотрим развитие памяти в онтогенезе.

Первые месяцы жизни ребенка. Здесь можно увидеть первое проявление условных рефлексов, которые также относятся к памяти. Далее развитие памяти проявляется при узнавании ребенком различных предметов.

Готовые работы на аналогичную тему

Ранний возраст. На втором году жизни ребенок способен к узнаванию предметов, воспринятых несколько недель назад. На третьем году жизни он может узнать то, что было несколько месяцев назад. И на четвертом году жизни ребенок узнает предмет, который воспринял год назад. Так, в раннем возрасте, происходит стремительный процесс развития памяти.

Дошкольный возраст. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. Как правило, здесь процесс развития памяти связан с игровой деятельностью. Ребенку требуется запоминать правила и специфику игры.

Младший школьный и подростковый возраст. Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека.

В памяти людей есть значительные индивидуальные различия. Они оказываются в различиях производительности процессов памяти; в преобладании памяти той или иной модальности; в различиях в уровне развития различных типов памяти.

Общими характеристиками производительности процессов памяти является объем материала, который может запомнить человек за определенный промежуток времени, скорость и точность запоминания материала, продолжительность сохранения материала в памяти и готовность к его воспроизведения. Эти параметры значительно расходятся в разных людей, поскольку в определенной степени зависят от особенностей типов высшей нервной системы. Установлено, что производительность процессов памяти у лиц со слабым типом нервной системы ниже, чем у представителей с сильным. Однако они лучше запоминают логическую структуру материала. Высокая подвижность нервных процессов обусловливает высокую скорость запоминания, а сильное торможение повышает точность и прочность запоминания. У представителей подвижной нервной системы лучше развита непроизвольная память, а у лиц с инертной нервной системой - произвольная. Но на производительность памяти влияет не только тип высшей нервной системы. Окончательно свойства памяти формируются в процессе мнемической деятельности человека, в результате тренировок.

Кроме индивидуальных различий, память разных людей может отличаться по уровню развития различных типов памяти: двигательной, эмоциональной, образного и словесно-логической. Преобладание определенного типа памяти у человека зависит от особенностей деятельности, с которыми связан ее жизненный путь. Наиболее распространенными типами памяти есть образный, словесно-логическое и промежуточный.

Человеку с образным типом памяти проще запоминать и воспроизводить образный материал. Она легко оперирует наглядным материалом, хорошо запоминает цвета, картины природы, лица, звуки, мелодии, запахи и вкусы. При этом, как правило, проще удается оперировать образами той или иной модальности: зрительными, слуховыми, тактильными, обонятельными ли вкусовыми. Чаще всего люди оперируют зрительными и слуховыми образами.

Людям со словесно-логическим типом памяти просто запомнить словесный, абстрактный материал: логические схемы, формулы. Такие люди без труда могут воспроизвести структуру сложно организованного материала.

Если у человека не преобладает определенный тип оперирования материалом, то она представляет промежуточный тип памяти.

Тип памяти влияет на успешность человека в овладении той или иной профессией. И наоборот, когда человек оперирует в своей деятельности тем или иным типом материала, это предопределяет развитие соответствующего типа памяти, у человека формируется профессиональная память. Образный тип памяти свойственно, например, работникам материального производства, художникам, музыкантам, актерам. Экономистам и аналитикам присущ словесно-логический тип памяти.

Есть люди, которые имеют феноменальную память, признаки которой - необычно большой объем информации, продолжительность хранения следов и чрезвычайно сильная образность. Такие люди могут удержать в памяти огромные таблицы чисел, слов, могут представить себе отсутствует предмет до мелких деталей. Часто они пользуются специальными приемами для запоминания. Однако наличие феноменальной памяти не всегда свидетельствует о высоком уровне общего интеллекта, хотя многие из выдающихся людей имел очень хорошую память.

Индивидуальные особенности памяти:

  • скоростьзапоминание определяется количеством повторений (или времени), что нужны человеку для запоминания нового материала;
  • точностьзапоминание определяют соответствием воспроизводимого том, что запоминали, и количеству допущенных ошибок;
  • прочностьзапоминание оказывается в длительности сохранения заученного материала (или в медлительности его забывание);
  • готовность к воспроизведенияпроявляется в том, как быстро и легко в нужный момент человек может вспомнить необходимые ей сведения.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены типом высшей нервной деятельности. Скорость создания временных нервных связей связана с силой процессов забывания и торможения, что обеспечивает точность и прочность запоминания.

Индивидуальные различия памяти оказываются также в том, какой материал лучше запоминается, - образный, словесный или одинаковой степени продуктивно тот и другой.

В этом контексте в психологии различают наглядно-образный, словесно-абстрактный, смешанный или промежуточный типы памяти. Эти типы обусловлены частично соотношением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека, но главным образом - условиями жизни и требованиями профессиональной деятельности.

В современной психологии существует несколько различных классификаций видов памяти, основанных на различных критериях. Рассмотрим подробно эти классификации.

По содержанию запоминаемой информации различают следующие виды памяти [25; 44 и др.]:

По критерию длительности хранения информации в памяти различают следующие ее виды [16 и др.]:

По способу запоминания информации память разделяется на механическую и логическую [36 и др.]. Механическая память реализуется автоматически на основе ассоциаций по смежности и стереотипного повторения информации, ее характеристиками являются шаблонность и – в норме – точность в воспроизведении. Логическая память основана на предварительном осмыслении запоминаемого материала и является более эффективной, чем механическая.

Все перечисленные виды памяти функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

В зависимости от того, какой из видов памяти у данного человека развит в наибольшей степени, определяют индивидуальный тип памяти человека, который может быть определен по четырем перечисленным критериям, соответствующим основаниям для классификации видов памяти. По критерию содержания запоминаемой информации наиболее часто встречаются смешанные типы памяти: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой, зрительно-слуховой и т.п. У большинства людей господствующим является зрительный тип запоми­нания предметов и словесно-двигательный тип запоминания словесного ма­териала [36].

Кроме типа памяти, к индивидуальным характеристикам памяти, различающимся у разных людей, относятся следующие ее особенности [16; 36 и др.]:

  1. Объем кратковременной памяти – число объектов, которые человек может запомнить после их восприятия. Если объем долговременной памяти не ограничен, то объем кратковременной памяти варьирует и в среднем у людей составляет 7±2 (от 5 до 9) объектов [25]. Объем кратковременной памяти характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни.
  2. Скорость запоминания – измеряется количеством времени, необходимого данному индивиду для запоминания информации.
  3. Прочность (длительность) хранения информации – определяется как величина, обратно пропорциональная скорости забывания информации.
  4. Точность воспроизведения – степень совпадения результатов воспроизведения и объектов запоминания, другими словами, правильность и полнота воспроизведения информации.
  5. Готовность, или быстрота воспроизведения – умение человека своевременно вспомнить требуемое.

Перечисленные индивидуальные особенности памяти подвержены влиянию как биологических (по большей части врожденных, связанных с характеристиками нервной системы организма), так и социальных (приобретенных, связанных с особенностями воспитания, обучения человека и т.п.) факторов. Благодаря своей подверженности влиянию социальных факторов память относится к числу тренируемых свойств и у каждого человека может быть развита до определенных пределов.

Таким образом, каждый человек обладает целым комплексом индивидуальных особенностей памяти, которые являются врожденными, но при помощи тренировки могут быть изменены и улучшены в определенных пределах.

Читайте также: