Литература 16 17 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

16-17 век стал расцветом европейской культуры в целом и литературы в частности. Возрождение возникло в Италии в 16 веке и достигнув зрелости, распространилось по всей Европе.

В начале 17 века появляются новые направления в литературе и искусстве. Этот век был полон новых открытий в области науки (астрономия, математика, философия), что повлияло на изменения представлений человека о мире и было отражено в литературе.

Знаменитые авторы, которые подарили своему миру гениальные произведения, которые популярны и по сей день. Мигель Сервантес начал золотой век испанской литературы, а в Англии началась эпоха Шекспира. Всего Шекспир написал 37 пьес и 154 сонеты. Известность этих авторов разошлась далеко за пределами стран, откуда они родом. Их произведения стали основой для развития новых направлений в литературе.

Во Франции в 16 веке мировую славу получил писатель Франсуа Рабле, написав всего одну книгу — "Гаргантюа и Пантагрюэль". После выхода книги в свет, против нее выступила католическая церковь и произведение было запрещено, но его популярность уже ничего не могло остановить. Люди тайком читали книгу и передавали друг другу.

Никколо Макиавелли — итальянский писатель, философ, который смело описал в своей книге "Государь", каким должен быть правитель, чтобы властвовать и умело управлять государством. Основные качества, которыми должен обладать правителя, чтобы добиться успеха — это хитрость и сила.

В России на этот период времени было затишье. Кроме летописей и жития святых ничего не было. Расцвет эпохи просвещения в России начался лишь в 18 веке, что способствовало созданию новой картины мира, на основе которой начался новый этап и в литературе.

Большое влияние в развитие литературы оказал Василий Кириллович Тредиаковский. Он сформулированы основные принципы стихосложения в русском языке, хорошо разбирался в поэзии Европы и делал переводы иностранных книг.

Благодаря Тредиаковскому в России появился жанр художественного романа. Разумеется, свой след в литературе оставил русский поэт Гаврила Романович Державин.

В конце 18 века появилось новое направление в литературе —сентиментализм. Оно было направлено на описание внутреннего мира человека, его эмоций и переживаний. Карамзин и Радищев были яркими представителями этого направления.

Затем наступает долгожданный 19 век — "Золотой век литературы", который подарил череду гениев писателей и поэтов, таких как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов и т. д.

Хочется подытожить, что если в космосе мы были первыми, то в литературе увы, чуть ли не последними. Опыт перенимали у соседей из Европы, но лично у меня возникает вопрос: "Почему же до сих пор у многих остается враждебное отношение к зарубежной литературе?" Ведь очевидно, что преимущество остается за ней и по сей день. Современных достойных русских авторов мало по сравнению с зарубежными, что конечно печально. Да, и если заметить, то все современники пишут о 20-ом веке, а о дорогом нам сегодня нет.

Ставьте лайки, мне это приятно 👩и подписывайтесь на МОЙ канал. Вы можете почитать другие мои статьи перейдя по ссылкам ниже :

Русскую литературу XVI века еще принято относить к древнерусской литературе. Следовательно, основными ее жанрами остаются летопись и жития святых, почти вся литература является церковной. Однако существовали и произведения, затрагивающие вопросы морали - например, знаменитый Домострой, где излагались правила поведения в любых жизненных ситуациях.

В XVII веке кардинально меняется роль писателя в жизни общества. Раньше роль главного пропагандиста исполняла церковь, и продолжалось так до 1660 года, до дела патриахра Никона. Никон считал, что церкви следует предоставить не только духовную, но и светскую власть. Власть этого мнения не разделяла, поэтому доверие к церкви снизилось. Церковь перестала быть главным идеологом в России.

Появление придворных поэтов в Древней Руси

В 1666 году царь Алексей Михайлович вводит новую должность - придворный поэт. Таким образом, рядом с царем появляется человек, главной задачей которого является обслуживание государственной идеологии, а произведения его должны были распространяться среди образованных людей. Первым таким придворным поэтом стал Симеон Полоцкий. Он ввел жанр приветства, т.е. прославления монарха. Позднее этот жанр трансформировался в торжественную оду.

При новом царе, Федоре Алексеевиче, за Полоцким сохраняют его должность. Потом, после смерти Полоцкого, должность придворного поэта была передана его ученику Сильвестру Медведеву. Но этот выбор оказался неудачным: Медведев очень слабо разбирался в политике. Когда началась борьба между Петром Алексеевичем и царевной Софьей за право на престол, Медведев поддержал Софью, за что впоследствии был казнен.

Литература эпохи Петра I

После вступления на престол Петра I ему потребовался новый придворный поэт. Сначала им был избран Стефан Яворский, поляк. Он очень поддерживал Петра, но когда его реформы коснулись церкви, Яворский свое мнение изменил. В его публичных проповедях начала звучать критика в адрес царя, и должности Яворский быстро решился. Преемником его стал Феофан Прокопович, архиепископ новгородский. Учился он в Киеве, в Киево-Могилянской духовной академии, был одним из самых образованных русских людей. Несмотря на духовный сан, у него была психология светского человека. В 1705 году он пишет трагикомедию Владимир - первую пьесу о крещении Руси. Пьеса была актуальна в петровскую эпоху, т.к. там проводилась параллель между князем Владимиром и Петром, между реформами и принятием христианства. Соответственно, комедийные персонажи комедии - языческие жрецы, мешавшие крестить Русь, чем-то напоминали недовольных бояр петровского времени. Пьеса была опубликована и одобрена царем, карьера Прокоповича пошла в гору.

Когда умер последний русский патриарх, Петр назначил Прокоповича местоблюстителем (т.е. исполняющим обязанности) патриаршего престола. А в 1721 году, когда создается Святейший синод, Прокопович становится его обер-прокурором и пишет духовный регламент, согласно которому главная власть в государстве принадлежит царю.

Главным жанром для Феофана Прокоповича было т.н. слово, т.е. церковная проповедь на светскую тему. Он восхвалял Петра и его начинания, уверяя, что все противники реформ - богоотступники. В 1725 году, после смерти Петра, он пишет Слово на погребение Петра Великого, где говорит о том, что, несмотря на горечь потери, Россия должна двигаться вперед, радоваться преобразованиям и не забывать о том, что нее впереди великое будущее.

Появление неофициальной литературы

После смерти Петра в литературе происходят серьезные изменения: в эпоху дворцовых переворотов не существовало придворного поэта, контроль над литературой ослабел и, как следствие, появилась неофициальная литература. Родоначальником ее на Руси был А.Д. Кантемир, первый в России светский поэт. Его произведения уже можно назвать гуманистическими, т.к. посвящены они людям, а не каким-то философским или церковным проблемам. Его поэтическим дебютом стала сатира На хулящих учение. К уму своему (1729 год), направленная против тех, кто не принимал петровские реформы. Когда об этой сатире узнал Феофан Прокопович, они познакомились и подружились. Затем они вместе выступали против деятельности Верховного тайного совета.

Во время правления Анны Иоановны Кантемир попал в опалу, и был назначен новый придворный поэт - В.К. Тредиаковский (1703 - 1769). Он также был светским поэтом, самое известное его произведение - Езда в остров любви. Это перевод французского любовного романа, дополненный собранием собственных стихов Тредиаковского. Книга вызвала шок в России, т.к. описывалась там свободная любовь. До этого в России никогда не писали на такие темы. Церковь была против Тредиаковского, но императрице Анне книга понравилась.

После вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны Тредиаковский потерял должность придворного поэта, поскольку поддерживал немецкую партию. Практически перестав писать, он становится теоретиком литературы, и именно ему принадлежат главные заслуги по переводу русской литературы в новую эпоху - в частности, он предложил реформу стихосложения.

В XVI-XVII вв. начинается обмирщение культуры, усиление в ней светского направления при сохранении сильных позиций Церкви. Развитие культуры народов России XVI-XVII века:

Литература

Образование

Первую русскую Грамматику составил выходец из греческих земель Максим Грек. В 1687 г. — Букварь (автор В.Ф. Бурцов-Протопопов). В 1687 г. братья, греки по происхождению Иоанникий и Софроний Лихуды основали первое высшее общеобразовательное заведение — Славяно-греко-латинскую академию. .

Архитектура

В ознаменование взятия Казани был построен Покровский собор, что на рву (Храм Василия Блаженного) (1555— 1561, зодчие Барма и Постник). В XVII в. в архитектуре утвердился московский шатровый стиль, который получил яркое воплощение в церкви Вознесения в Коломенском под Москвой (1532). Позже формируется стиль нарышкинского (московского) барокко — церковь Покрова в Филях (1693)

Развитие культуры XVI-XVII

Живопись

В конце XV в. крупнейшим представителем московской школы иконописи был Дионисий (Похвала Богородице). В XVII в. в русской живописи появляется портрет (парсуна), родоначальником которого стал Симон Ушаков, иконописец и гравер. В XVII в. при дворе Алексея Михайловича появляется первый придворный театр.

Первооткрыватели

Василий Бугор исследовал бассейны рек Ангара, Илим, Лена (1628). Петр Бекетов, енисейский казачий сотник основал Ленский острог (Якутск), ставший основной базой дальнейшего освоения Восточной Сибири (1632). С.И. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой (1648). В.Д. Поярков исследовал путь от Амура до Охотского моря (1643-1646). Е.П. Хабаров закрепил за Россией Приамурье (1649-1653). В.В. Атласов — освоение Камчатки (1697-1701).

В XVI и XVII веках в культуре России произошел заметный прогресс. В стране начала распространяться грамотность, улучшилась ситуация с книжным делом. Появились новые направления в архитектуре, ремесленном производстве, живописи. Россия перестала быть обособленным государством. Укрепление связей с Европой положительно отразилось на развитии российской культуры.

Культура XVI века

В XVI веке изменения коснулись:

  • литературы;
  • образования;
  • архитектуры;
  • ремесленничества.

Литература 16 века

Литература XVI века

Российская литература пополнилась следующими произведениями:

  • Летописные своды: Никоновский и Лицевой.
  • Исторические: Степенная книга, Великие Четьи минеи. Предположительный автор книг митрополит Макарий.
  • Публицистика: письма Ивана Грозного и Андрея Курбского, Сказания о князьях Владимирских. Известные авторы: М. Башкин, И. Пересветов, Ф. Косой.
  • Бытовой жанр: Домострой. Точный автор неизвестен. Скорее всего, это работа протопопа Сильвестра.

Грамотность в XVI веке

Архитектура XVI века

Постепенно популярность набирает шатровой стиль. Он получил свое название из-за перекрытия в виде шатра. Для этого стиля характерна асимметрия, многоглавие. Шатровые кровли приобрели многие храмы. Самый удачный образец архитектурного стиля – церковь Вознесения, построенная в селе Коломенском в 1532 году.

Архангельский собор

XVI век богат храмами. Самые яркие:

  • 1509 год – в Московском кремле появился Архангельский собор. Архитектор – итальянец Алевиз Новый.
  • 1560 год – построен собор Василия Блаженного. Над ним трудились русские архитекторы Постник и Барма.

В XVI веке российские города постепенно переходят с дерева на камень. Повлияли постоянные пожары, а также получение новых знаний в плане строительства от зарубежных мастеров. Вокруг многих городов выросли каменные стены. Самый известный архитектор того времени – Федор Конь. Укрепления Смоленского кремля и Московского Белого города – его творения.

Ремесленничество XVI века

Российские ремесленники продолжали совершенствовать свое мастерство. В XVI веке процветали:

  • Резьба по дереву и кости.
  • Производство изделий из железа.
  • Изготовление ювелирных украшений.

Появились первые письменные инструкции, по которым мастера могли обучаться новым техникам. В 1586 году произошло знаковое для России событие – появилась первая Царь-пушка. Мастер – Андрей Чохов.

Культура XVII века

В XVII веке усиливается обмен знаниями с европейскими государствами. Происходит расхождение во взглядах духовенства и правительства. Все это отразилось на развитии культуры. Главные особенности:

  • На первый план в живописи, литературе выходит личность человека.
  • Ослабевает церковное влияние, происходит обмирщение культуры.
  • Культура разделяется на отдельные направления: наука, светская живопись, художественная литература.
  • Интерес к социальной тематике.
  • Преобладание в искусстве праздничности, ярких красок.
  • Повышенное внимание к распространению науки.

В XVII веке постепенно сформировался литературный и национальный язык, русская культура. Если бы духовенство и цари не вмешивались, развитие литературы, живописи, архитектуры происходило бы ускоренными темпами.

Наука в XVII веке

Новые знания в России получали благодаря переводам работ иностранных ученых, а также исследованиям отечественных знатоков. Популярностью пользовалась прикладная наука, разработки которой можно было применять на практике. Яркий пример – водяные колеса, винтовые деревянные домкраты.

Книга Везалия

Россия продолжала изучать все свои уголки, а также осваивать новые территории. В 1627 году появилась Книга Большого чертежа. В ней были собраны все географические и этнографические сведения как о самой стране, так и о соседних государствах. В 1667 году вышел Чертеж Сибирской земли. Географическую карту края составил генерал Петр Годунов.

Образование в XVII веке

Династия Романовых уделяла повышенное внимание распространению грамотности в России. Цари имели хорошее образование. Они понимали, что страна будет развиваться только при наличии достаточного количества профессионалов своего дела. Поэтому было открыто большое количество специализированных школ, в которых обучали подьячих, наборщиков, лекарей. В 1687 году братья Лихуды открыли Славяно-греко-латинскую академию. Самым известным ее учеником был Ломоносов.

Славяно-греко-латинская академия

В России массово открывались библиотеки. Они были трех типов: государственные, царские и частные. Хотя книгопечатание и развивалось, но все же длительное время наблюдалась нехватка литературы. Доступ к книгам имели только богатые сословия.

Литература в XVII веке

В России развивались следующие направления:

  • Автобиографические повести: Житие протопопа Аввакума.
  • Биографические произведения: Об Ульянии Осорьиной.
  • Сатира: Сказание о куре и лисице, О Ерше Ершовиче, Повесть о Фоме и Ереме.
  • Патриотические повести: Новая повесть о преславном Российском царстве, Сказание Авраамия Палицына.
  • Учебники: Синопсис, буквари Бурцева, Полоцкого, Истомина, грамматика Смотрицкого, Азбуковники.

Кроме всего прочего в России развивалась светская поэзия. Самыми яркими представителями были Карион Истомин, Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев.

Живопись и театр в XVII веке

Если раньше художники практиковали плоскостное изображение, то теперь начали переходить к объемному, более реалистичному. Первопроходцем в иконописи и создании портретов нового стиля стал Симон Ушаков. Главные его работы:

  • Троица;
  • Спас Нерукотворный;
  • Богоматерь Владимирская;
  • Насаждение древа государства Российского.

Спас Нерукотворный

Фресковая живопись приобрела мирской характер. Настенные картины демонстрировали повседневную жизнь человека, его быт, труд. В этом направлении работали художники Сила Савин, Гурий Никитин.

Если раньше портреты князей, царей рисовали по типу икон, то в XVII веке появились первые парсуны. Это были персональные портреты, на которых человек изображался реалистично, художественно. Художники в своих работах пытались передать не только внешность, но и внутренний мир своего героя. Первые парсуны были созданы для Алексея Михайловича и Федора Алексеевича.

Во второй половине XVII века иностранцы познакомили русский народ с театром. Хотя многие были против такого вида развлечения. Известно о придворном театре, в котором работала немецкая труппа лютеранского пастора Грегори. Она выступала в Немецкой слободе с 1672 по 1676 год.

Архитектура в XVII веке

Хотя в России и появлялись каменные строения, но все же деревянное зодчество доминировало. Яркий пример архитектуры того времени – царский дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Над ним трудились Петров и Михайлов.

Постепенно появился новый стиль – московское или нарышкинское барокко. Для него характерна многоярусность, симметричность, дробность элементов, а также цветной декор. В таком стиле построен Рязанский Успенский собор, церкви Покрова в Медведкове и Филях.

Читайте также: