Литература 13 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня, мы продолжим дискуссию об истории русской литературы, и, углубимся в XIII век.

Развитие литературы и культуры России было преостанволено, в связи с монголо-татарским нашествием, игом, что установился в России XIII века.

Главными темами литературы той эпохи, являются: феодальная раздробленность, необходимость объединения, во всех смыслах: единство религии, единый язык, единство истории, осознание того факта, что именно раздробленность, привела к поражению русских войск, при встрече с врагом.

В XIII веке появляется новым тип летописания: местный, областной. Теперь, летописи повествовали о местных событиях, событиях конкретного княжества, земли. Но при этом, брались и глабальные материалы. Появились следующие летописания: Северо-Восточной Руси и Галицко-Волынская.

Краткий обзор произведений XIII века

В эту эпоху были созданы следующие произведения: "Моление" Даниила Заточника, "Повесть о битве на Калке", "Слово о погибели Русской земли", "Повесть о разорении Рязани Батыем", произведения Серапиона Владимирского и "Повесть о житии Александра Невского".

Произведения Серапиона Владимирского

Основной темой произведений Серапиона является монголо-татарское нашествие, разорение русских земель. "Слова" Серапиона наполнены духом патриотизма, глубинных переживаний за свой народ.

"Все "Слова" Серапиона представляют как бы единый цикл, в котором автор с болью в сердце описывает бедствия вражеского нашествия, и призывает людей перед лицом грозной опасности оставить внутренние распри, осбоводиться от собственных пороков и недостатков. Серапион осуждает в своих "Словах" "вражду", под которой имеет в виду междоусобия князей, стремление к наживе, ростовщичество и насилия".

"Характерной чертой агиографии было стремление соблюсти в житийных произведениях требования жанровых канонов, выроботанных многовековой историей агиографического жанра. Эти каноны придавали житиям отвлеченный риторический характер. Однако историческая действительность, политические тенденции, устные предания, реальные факты жизни героя жития нарушали жанровые каноны. Жизнь вносила в житийные памятники публицичность, литературное разнообразие, сюжетную увлекательность".

"В период . установления монголо-татарского ига основной отличительной чертой русской литературы был её высокий патриотизм. из рассказов тех же летописцев о батыевщине, из повестей, посвящённых нашествию Батыя, становится очевидным, что в сознании народа путь к спасению от насилий врага виделся не в покоянии и молитвах, а в активной борьбе. Поэтому в литературе этого времени особенно сильно проявляется её героический характер.

Вторая основная тема литературы всего XIII века - идея сильной княжеской власти.

В литературном процессе XIII в. происходит итенсивное образование новых явлений в недрах традиционных жанров. И наиболее яркие памятники этого периода, хотя они ещё многими нитями связаны с канонами традиционных жанров, по существу, представляют собой уже новые жанровые являления".


Письменность была на Руси и до принятия христианства, и древнерусское письмо было буквенным. Однако именно после принятия христианства письменность начала распространяться, появились книги.

Распространение письменности связано с именами братьев - Кирилла и Мефодия во 2 пол.9.в. . Они создали первую славянскую азбуку.C 60-х г. 9в- начало их просветительской деятельности.

Рубеж 9-10в.- использовалась кириллица (упрощённая глаголица), пользуемся ею и сейчас. Её реформа – при Петре 1 и в 1918г.

Первые документы:

- договор между Олегом и Византией в 911г.

- берестяные грамоты (новгородские)

- надписи на ремесленных изделиях и на стенах каменных зданий-граффити( например запись о кончине Ярослава Мудрого на стене Софийского собора в Киеве).

Писали на пергаменте - специально выделанной телячьей коже, а также на берёсте чернилами или киноварью, до 19 в.- гусиными перьями.

Книги украшались миниатюрами, золотом, драгоценными камнями или финифтью (эмалью)

Первые летописи - ок. 1040

Устное народное творчество.

Заговоры, заклинания, обрядовые песни, былины, пословицы, поговорки, загадки.

Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Микуле Селяниновиче, о великане Святогоре, о Садко. Легендарный сказитель – Боян.

Жанры древнерусской литературы.

Жанры литературы: летопись, житие, слово ,поучение, исторические повести.

СЛОВО.

Евангелие.

1056-1057-Остромирово евангелие (При Изяславе)-самое раннее.

Летописи.

Нач.15в- Ипатьевская летопись-( Та же лаврентевская, но добавлены события в Киеве. Галиче, Волыни до 1292).

Поучение.

1117- Поучение В. Мономаха – политическое и нравственное завещание с элементами автобиографии.

Хождение (хожение)

Хожение игумена Даниила в Палестину.

Моление.

На рубеже 12-13вв- Моление Даниила Заточника.

Житийная литература(жития святых, агиография)

11 век - открыты первые школы для детей высшего слоя. (1023- при Я. Мудром, в Киеве.)

1023- Я. Мудрый- в Новгороде школу для священников и простых граждан..

Сестра В. Мономаха - в Киеве создала женский монастырь, где обучали грамоте.

Вы прекрасно понимаете, что захват Руси татаро-монголами, установление татаро-монгольского ига и борьба русских земель против завоевателей не могли не найти своего отражения в произведениях культуры этого периода. Большое количество литературных произведений 13 — 14 века связана именно с татаро-монгольским игом и борьбой против него.

Культура Руси 13-14 веков

Произведения того времени

Былины

Татаро-монгольское иго отразилось не только в письменных памятниках, но и в устном народном творчестве. Именно в 13 — 14 веках окончательно оформляются русские былины. Формально богатыри боролись там не с татаро-монголами, изначально они описывали взаимоотношения между Русью и степными кочевниками — печенегами, хазарами и половцами, но в 13 веке былины были переписаны под изменившуюся историческую обстановку, и персонажами, с которыми стали бороться русские богатыри стали именно татаро-монголы. Вообще, само слово былины в те времена не существовало. Их считали историческими песнями и называли старинами, то есть песнями, которые рассказывают о реально происходивших событиях прошлого. Термин былины появился только в 1839 году, когда этим словом были обозначены исторические песни, дошедшие до нас только в устном варианте.

Еще одна легенда, дошедшая до нас из устного народного творчества 13 веков связана с градом Китежем. Этот город был основан владимирскими князьями в Нижегородской земле на берегу озера Светлояр. Согласно легенде, когда татарские полчища приблизились к этому городу, город погрузился на дно озера и теперь, проплывая по этому озеру, якобы, можно увидеть шпили его башен и, даже, услышать перезвон колоколов. Безусловно, история о городе Китеже это только легенда, но она хорошо отражает ощущение русских земель. Русские люди были готовы спрятаться от татаро-монгол куда угодно, даже на дно озера.

Русское летописание

После сравнительно небольшого перерыва, вызванного нашествием Батыя, возобновляется русское летописание.

Возникновение новых литературных жанров

В это время возникают новые литературные жанры. Создается большое количество произведений агиографической литературы. Так историки называют Жития Святых. В Житиях описывались жизнь и деяния людей, которые были канонизированы православной церковью.

Русское иконописание

Современные искусствоведы считают, правда, что она была создана не до, а после сражения. Впрочем, это не исключает версии, что до нее могла существовать другая икона с похожим сюжетом и таким же названием, которую и использовал Дмитрий Донской.

Андрей Рублев

Если Феофан Грек представлял все-таки византийское иконописание, то в 14 и 15 веках на Руси появляются собственные иконописцы, иконы которых сохранились до нас, и мы можем назвать имена их авторов.

Считается, что Андрей Рублев умер в то время, когда работал над этими орнаментами и был похоронен в Москве в 1428 году во время морового поветрия, когда в Москве свирепствовала эпидемия чумы.

Иконописец Дионисий

Каменное строительство

После небольшого перерыва на Руси возобновляется каменное строительство. Далеко не все монастыри, основанные в это время, дошли до нас. Но некоторые, в том числе наиболее известные, сохранились. В 14 веке Сергием Радонежским был основан Троице-Сергиев монастырь, который ныне называется Троице-Сергиева лавра. Главный собор этого монастыря находится практически в неизменном виде с 15 века. К западу от Москвы находится город звенигород, в котором, примерно в том же самое время, был возведен Саввино-Сторожевский монастырь, основные постройки которого также относятся к эпохе 15, самое позднее к началу 16 веков.

Ущерб от татаро-монгольского ига

Татаро-монгольского иго нанесло непоправимый ущерб русским городам. Историками подсчитано, что из 74 городов Руси около 40 не восстановились вообще, а некоторые из тех, что сохранились, были основаны на другом месте. Одним из таких городов, который был переоснован на другом месте, был подмосковный город Звенигород. От старого города остался один-единственный Успенский собор и небольшая цепочка крепостных валов, которые были возведены вокруг старого городища. Если вы сейчас отправитесь в Звенигород, то вы увидите это место, оно называется Городок, в центре которого стоит одинокий Успенский собор, построенный, как раз, в начале 15 века. Весь остальной город ныне находится на другом месте.

Итак, мы рассмотрели с вами основные вопросы, связанные с культурой русских земель в 13 — 14 веках. Вы прекрасно понимаете, что для настоящего возрождения культуры Руси необходимо было восстановить свою политическую и экономическую независимость. Это станет делом русских князей 15 и 16 веков.

Культура русских земель в 12-13 веках сложилась в нескольких центрах: в Великом Новгороде, Пскове, Владимире-на-Клязьме, Галиче. Не остался в стороне и потерявший свой статус главного центра Руси Киев, а также Чернигов. Именно в это время русская культура переживает подъем, приобретает национальную самобытность. Появляются удельные художественные школы, а вместе с ними – шедевры архитектуры, литературы и живописи.


Особенности культуры 12-13 веков

Особенности культуры Руси 12 века тесно связаны с процессами, которые происходят в это время в государстве. Рассмотрим некоторые характерные черты культуры данного периода:

  1. Развитие национальной самобытности культуры на Руси

В культуре Киевской Руси византийские произведения искусства использовались в качестве образцов, и самобытного, исконно русского в ней было немного. В период феодальной раздробленности происходит синтез византийской и русской культур. В отличие от времен Киевской Руси культура в период удельных княжеств приобретает национальную самобытность, но при этом не утрачивает связь с византийским наследием.

Ярче всего данная тенденция проявилась в архитектуре и живописи; в литературе специалисты отмечают общерусскую направленность.

  1. Сохранение культурного единства русских земель

Несмотря на раздробленность русских земель, в их духовной жизни сохранились общие черты и единые стили.

Литература

Зодчество

Зодчество 12-13 веков отличается от архитектуры более раннего периода менее масштабными зданиями, простотой, но то же время и красотой форм, простой отделкой. Наиболее известные архитектурные школы – Новгородская и Владимиро-Суздальская – привнесли существенный вклад в русскую культуру.

Архитектурные сооружения, относящиеся к Новгородской архитектурной школе, характеризуются строгостью форм и лаконизмом. Наиболее яркими примерами новгородского зодчества являются Георгиевский собор, церковь Спаса на Нередице, собор Антониева монастыря.

Произведения Владимиро-Суздальской школы — это парадные белокаменные храмы, богато украшенные каменной резьбой. К ним относятся Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, храм Покрова на Нерли.

Живопись

Фрески (росписи по сырой штукатурке) получили распространение в Новгородских и Владимиро-Суздальских землях. Их можно наблюдать в церкви Спаса на Нередице, Дмитровском соборе.


Ремесла и научные знания

В ремесле наибольшую популярность получили такие техники, как скань, зернь, филигрань и чернь. Ювелирные мастера создавали украшения невероятной красоты из золотых, серебряных проволок и шариков.

После вторжения орды Батыя на Русь многие виды ремесла оказались утрачены.

Стремительно развивались научные знания. Переводились книг об устройстве мира и человека, появлялись научные знания по физике, математике, химии и географии и медицине.

Влияние золотоордынского ига

Монголо-татарское нашествие прервало развитие русской культуры на долгие годы:

  • Были разрушены церкви и монастыри;
  • Прекратилось строительство из камня;
  • Иконы и книги были сожжены;
  • Почти полностью прервалось летописание;
  • Лучшие мастера были увезены в рабство;
  • Прервались связи с Европой;
  • Утрачено искусство резьбы по камню;
  • Исчезли библиотеки и школы.

Культура Руси 12-13 века кратко описана в данной статье. Несмотря на политическую раздробленность, русская культура находилась на достаточно высоком уровне. Впоследствии ее развитию помешало ордынское иго, из которого Русь долго не могла выбраться.

Читайте также: