Лирика поэтов фронтовиков кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цель: дать обзор поэзии времени Великой Отечественной Войны. Показать, что поэзия соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; выявить значение поэзии в годы ВОВ, познакомиться с творчеством молодых поэтов – фронтовиков; выяснить, в чём причина постоянного внимания современных поэтов к событиям ВОВ; развивать умения и навыки выразительного чтения, самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать речь учащихся; воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Песни – как люди, у каждого своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет, другие вспыхивают ярко и скоро угасают. И лишь немногие живут долго и не старятся.

- Почему же поэзия была самым популярным жанром? Почему поэзия оказалась необходима людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла надежду и веру. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой, звала русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляла мужество защитников. Поэзия заставляла задуматься о себе, о Родине, о прошлом, о настоящем, о будущем Родины.

Начинающие поэты – студенты литературного института имени Горького, Московского университета – добровольно ушли на фронт.




Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи. Хотелось бы узнать о молодых лириках огненных лет, у которых всё ещё было впереди.

Н. Майоров писал о своём героическом поколении:

Мы были высоки, русоволосы,

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

В боях под Сталинградом в январе 1943 г. Погиб М.Кульчицкий, автор известных строк: Война ж совсем не фейерверк,

А просто – трудная работа,

Когда – черна от пота- вверх

Скользит по пахоте пехота.

Я патриот, я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать!

У нас в стране его считали пропавшим без вести. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках. Это 115 стих., написанных в заточении.

Стихи Джалиля принадлежат к тем творениям литературыры, которые с годами волнуют всё сильнее.

…Сталинград был центром ожесточённых боёв. В Сталинградском сражении приняло участие примерно 200 писателей и поэтов. Они создали свыше 5000 произведений. В стихотворении Владислава Занадворова, геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, - неприкрашенная война:

Она на своих хрупких плечах вытаскивала раненых бойцов с поля боя.

Её голос был голосом Ленинграда. Он дарил людям надежду, помогая им жить и бороться.

Центральной темой поэзии Великой Отечественной Войны стала тема любви к родине, призыв к её защите; герои поэзии – русские воины – освободители, простые труженики тыла, это и дети, т.е. все те, кто боролся с фашистами. Люди разных национальностей и возрастов, выдержавшие и тяжёлые испытания, выпавшие на их долю.

Тема ВОВ останется одной из ведущих тем в литературе на современном этапе. Но литература возвращается к событиям Великой Отечественной Войны не только для того, чтоб вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтоб опыт прошлого предостерёг от катастрофических ошибок в будущем.

Д/З : прочитать любое стихотворение о Великой Отечественной Войне

Цель: дать обзор поэзии времени Великой Отечественной Войны. Показать, что поэзия соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; выявить значение поэзии в годы ВОВ, познакомиться с творчеством молодых поэтов – фронтовиков; выяснить, в чём причина постоянного внимания современных поэтов к событиям ВОВ; развивать умения и навыки выразительного чтения, самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать речь учащихся; воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Песни – как люди, у каждого своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет, другие вспыхивают ярко и скоро угасают. И лишь немногие живут долго и не старятся.

- Почему же поэзия была самым популярным жанром? Почему поэзия оказалась необходима людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла надежду и веру. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой, звала русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляла мужество защитников. Поэзия заставляла задуматься о себе, о Родине, о прошлом, о настоящем, о будущем Родины.

Начинающие поэты – студенты литературного института имени Горького, Московского университета – добровольно ушли на фронт.

Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи. Хотелось бы узнать о молодых лириках огненных лет, у которых всё ещё было впереди.

Н. Майоров писал о своём героическом поколении:

Мы были высоки, русоволосы,

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

В боях под Сталинградом в январе 1943 г. Погиб М.Кульчицкий, автор известных строк: Война ж совсем не фейерверк,

А просто – трудная работа,

Когда – черна от пота- вверх

Скользит по пахоте пехота.

Я патриот, я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать!

У нас в стране его считали пропавшим без вести. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках. Это 115 стих., написанных в заточении.

Стихи Джалиля принадлежат к тем творениям литературыры, которые с годами волнуют всё сильнее.

…Сталинград был центром ожесточённых боёв. В Сталинградском сражении приняло участие примерно 200 писателей и поэтов. Они создали свыше 5000 произведений. В стихотворении Владислава Занадворова, геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, - неприкрашенная война:

Она на своих хрупких плечах вытаскивала раненых бойцов с поля боя.

Её голос был голосом Ленинграда. Он дарил людям надежду, помогая им жить и бороться.

Центральной темой поэзии Великой Отечественной Войны стала тема любви к родине, призыв к её защите; герои поэзии – русские воины – освободители, простые труженики тыла, это и дети, т.е. все те, кто боролся с фашистами. Люди разных национальностей и возрастов, выдержавшие и тяжёлые испытания, выпавшие на их долю.

Тема ВОВ останется одной из ведущих тем в литературе на современном этапе. Но литература возвращается к событиям Великой Отечественной Войны не только для того, чтоб вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтоб опыт прошлого предостерёг от катастрофических ошибок в будущем.

Война захлестнула их в свой беспощадный огненный вихрь, не оставив шанса выжить. Их искренняя и честная лирика протянулась сквозь годы светлой грустью воспоминаний о трепетном юношестве, о больших надеждах и оборвавшихся на полуслове мечтах. Их жизни и судьбы навсегда останутся на страницах книг, их подвиги будут вечно жить в сердцах многих поколений. Накануне 75-летия Победы рассказываем о поэтах, чьи имена увековечены в словах и рифмах.

Николай Майоров

. Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.

Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.

Муса Джалиль

Случается порой

Душа порой бывает очень твёрдой.
Пусть ветер смерти яростный жесток,
Цветок души не шевельнётся, гордый,
Не дрогнет даже слабый лепесток.

Нет скорби на твоём лице ни тени,
Нет в строгих мыслях суеты мирской.
Писать, писать — одно тогда стремленье
Владеет ослабевшею рукой.

Беситесь, убивайте — страха нету.
Пусть ты в неволе, но вольна душа.
Лишь клок бумаги чистой бы поэту,
Огрызок бы ему карандаша.

Павел Коган

Павел Коган родился в Киеве. В 1922 году его семья переехала в Москву, откуда он, ещё будучи школьником, не раз отправлялся пешком по России, чтобы увидеть собственными глазами, как устроен быт только что коллективизированной деревни. Коган поступает в Институт истории, философии и литературы, а позже переводится в Литературный институт имени Горького. Став участником поэтического семинара И. Сельвинского, Коган выделяется среди прочих, как наиболее одарённый поэт. Его стихи пронизаны революционно-патриотической тематикой, но, вместе с тем, литературно более близки к романтизму. Во время войны Коган пытается попасть на фронт, но получает отказ: по состоянию здоровья он был снят с учёта. Тогда поэт решает поступить на курсы военных переводчиков. Его берут сначала переводчиком, а затем назначают помощником начальника штаба стрелкового полка по разведке. 23 сентября 1942 года лейтенант Коган был убит под Новороссийском.

В поле темень, в поле жуть —
Осень над Россией.
Поднимаюсь. Подхожу
К окнам тёмно-синим.
Темень. Глухо. Темень. Тишь.
Старая тревога.
Научи меня нести
Мужество в дороге.
Научи меня всегда
Цель видать сквозь дали.
Утоли, моя звезда,
Все мои печали.

Литература. Углубленное изучение. 9 класс. Учебник-хрестоматия

Учебник входит в серию книг для 5—9 классов, обеспечи вающую препо давание по авторской программе литературного образования. В основу концепции литературного образования положено изучение литературы как вида искусства, постижение литературного произведения в единстве содержания и формы, выявление национального своеобразия русской литературы.

Елена Ширман

Иосиф Уткин

Подари мне на прощанье
Пару милых пустяков:
Папирос хороших, чайник,
Томик пушкинских стихов.

Жизнь армейца не балует,
Что ты там ни говори.
Я б хотел и поцелуи
Захватить, как сухари.

Может, очень заскучаю,
Так вот было бы в пути
И приятно вместо чаю
Губы теплые найти.

Или свалит смерть под дубом.
Всё равно приятно, чтоб
Отогрели твои губы
Холодеющий мой лоб.

Подари. авось случайно
Пощадят ещё в бою,
Я тогда тебе и чайник,
И любовь верну свою!

Борис Костров

Борис Смоленский

Интерес к поэзии у Бориса Смоленского появился ещё в детстве. Со второй половины 30-х он пишет стихи, главная тема которых — морская романтика и отважные люди. Вдохновлённый морем и героическими подвигами, поэт поступает в один из институтов Ленинграда, готовясь стать капитаном дальнего плавания. В это же время он изучает испанский, переводит Гарсию Лорку. В начале войны Смоленский был призван на фронт. В ноябре 1941 года поэт пал в бою. Война не пощадила его фронтовые стихотворения и поэму о Гарсии Лорке, о которых он упоминал в своих письмах близким.

Я очень люблю тебя. Значит — прощай.
И нам по-хорошему надо проститься.
Я буду, как рукопись, ночь сокращать,
Я выкину всё, что ещё тяготит нас.

Я очень люблю тебя. Год напролёт,
Под ветром меняя штормовые галсы, —
Я бился о будни, как рыба об лёд
(Я очень люблю тебя), и задыхался.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока 1. Лирика поэтов-фронтовиков

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока 1. Лирика поэтов-фронтовиков

Тема урока 1. Лирика поэтов-фронтовиков






НИКОЛАЙ МАЙОРОВ (1919-1942) так писал о своем поколении: Мы были высоки, ру.

НИКОЛАЙ МАЙОРОВ (1919-1942) так писал о своем поколении: Мы были высоки, русоволосы, Вы в книгах прочитаете, как миф, О людях, что ушли, не долюбив, Не докурив последней папиросы. В воспоминаниях мы тужить не будем, Зачем туманить грустью ярость дней,- Свой добрый век мы прожили как люди - И для людей. Студент-историк и поэт Николай Майоров, политрук пулеметной роты, был убит в бою под Смоленском 8 февраля 1942 года.


ИОСИФ УТКИН (1903 – 1944). Глубоким лиризмом проникнуты стихи. Поэт во время.

ИОСИФ УТКИН (1903 – 1944). Глубоким лиризмом проникнуты стихи. Поэт во время войны был военным корреспондентом. На улице полночь. Свеча догорает. Высокие звезды видны, Ты пишешь письмо мне, моя дорогая, В пылающий адрес войны. Как долго ты пишешь его. Дорогая, Окончишь и примешься вновь. Зато я уверен: К переднему краю прорвется такая любовь! …Давно мы из дома. Огни наших комнат За дымом войны не видны. Но тот, кого любят, Но тот, кого помнят, Как дома – и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем. Читая, за каждой строкой Любимую видишь.

Теплее на фронте от ласковых писем. Читая, за каждой строкой Любимую видишь И Родину слышишь, Как голос за тонкой стеной… Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю. И время такое придет: Останутся грусть и разлука за дверью. И в дом только радость войдет… Но не сбылись мечты Иосифа Уткина. Он погиб во время авиационной катастрофы в 1944 году, возвращаясь в Москву с фронта.



ПАВЕЛ КОГАН (1918 – 1942). Незадолго до войны он написал удивительные стихи.

ПАВЕЛ КОГАН (1918 – 1942). Незадолго до войны он написал удивительные стихи. Светлая моя звезда, Боль моя старинная. Гарь приносит поезда, Дальнюю, полынную От чужих твоих степей, Где теперь начало Всех начал моих и дней И тоски причалы. Сколько писем нес сентябрь. Сколько ярких писем… Ладно – раньше, но хотя б Сейчас поторопиться. В поле темень, в поле жуть – Осень над Россией. Поднимаюсь, Подхожу К окнам темно-синим. Темень. Глухо. Темень. Тишь.

Старая дога. Научи меня нести Мужество в дороге. Научи меня всегда Цель вида.

Старая дога. Научи меня нести Мужество в дороге. Научи меня всегда Цель видать сквозь дали. Утоли, моя звезда, Все мои печали. Темень, Глухо, Поезда Гарь несут полынную. Родина моя. Звезда. Боль моя старинная. Поэзия Павла Когана проникнута глубокой любовью к Родине, гордостью за свое поколение и тревожными предчувствиями военной поры.


ВСЕВОЛОД БАГРИЦКИЙ. С первых дней войны рвался на фронт. Перед войной написа.

Через поздние цветы… Мимо фабрики далекой, Мимо птицы на шесте, Миом девушки.

Через поздние цветы… Мимо фабрики далекой, Мимо птицы на шесте, Миом девушки высокой- Отражения в воле.

Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий и многие другие- все они был.

Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий и многие другие- все они были очень молоды, большинству из них не было и 20 лет, когда они погибли. Почти все они пошли на фронт добровольцами, причем некоторых не брали по состоянию здоровья, но они всё же добились своего. Читая внимательно стихи молодых авторов того времени, нельзя не обратить внимания на одну трагическую особенность. Почти все они сознают то, что, если будет необходимо, они погибнут. Они знали, на что идут, и бесстрашно смотрели в глаза смерти. Безгранично любя жизнь, эти самые необыкновенные, негероические люди, тем не менее, в течение четырех долгих лет ежедневно рисковали ею, самоотверженно шли на подвиг, на смерть, чтобы только приблизить победу. Пусть в жизни не каждому было дано сравниться с героями, но каждый истинный патриот свершил то, что было в его силах, а если требовалось, то и сверх сил Идут годы, сменяются десятилетия. Но этому подвигу, подвигу народа в ВО войне, суждено остаться в истории.





Те, кто не вернулся… Многие поэты не вернулись с войны. На фронтах Великой От.

Война и дети Быть может, самым страшным, что мог увидеть на войне взрослый че.

Песня на войне Особая тема – поэзия и музыка. Песни о войне известны, наверно.

Образы, которые запечатлела память поэта на дорогах войны: усталые русские же.

Образы, которые запечатлела память поэта на дорогах войны: усталые русские женщины; седая старуха в салопчике плисовом; старик в белом;

Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано ст.

Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны. А.Сурков


Что гибель нам?
Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в
отряд,
И ждем приказа нового.
И пусть
Не думают, что мертвые
не слышат,
Когда о них потомки говорят.
(Николай Майоров)

1. Организационный этап
Добрый день, ребята. Сегодня нас ждет непростой урок. Великая Отечественная война. Эти три слова значат для каждого человека так много! Скажите мне, пожалуйста, в каком году началась Великая Отечественная война? А в каком году она закончилась? Правильно!

1941-1945. Восемь цифр, тире между ними. А за этими цифрами – судьбы. Города, превращенные врагом в руины. Жизни миллионов людей, которые война перечеркнула раз и навсегда.

2. Работа с эпиграфом
Взгляните на строки эпиграфа. Кто мне их прочтет?
(Ответ ученика)
Спасибо. Это строки из стихотворения Николая Майорова, поэта, который в октябре 1941 года ушел добровольцем на фронт и погиб в 1942 году у деревни Баранцево Смоленской области.

3. Постановка темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности
В годы Великой Отечественной войны воевали все. В том числе – поэты и писатели. Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок?
(Ответы учащихся)

4.2. Первичное усвоение новых знаний
Учитель: Вот видите, как много ассоциаций у нас возникло. Действительно, мужество – это то общее, что характеризовало всех людей в годы Великой Отечественной войны.

В годы войны сражалось около 1215 писателей. 400 из них погибло, около 500 были награждены. Очень многие ушли на фронт и стали там фронтовыми корреспондентами. Военные корреспонденты создавали свои произведения, писали очерки, публицистические статьи по впечатлениям от увиденного. Очень часто им вместе с солдатами приходилось быть на передовой. Среди военных корреспондентов оказались поэты Константин Симонов, Александр Твардовский, Илья Эренбург.

С первых дней войны создавались замечательные стихотворения, настоящие произведения искусства. Многие из них стали песнями.

Существует песня, которая с самых первых дней войны провожала солдат в бой. Песня-гимн, песня-призыв, песня-крик души и сердца. Как вы думаете, о какой именно песне я говорю? (Ответы учеников)

Учитель: А теперь послушайте ваше задание, ребята.
Перед вами – словарь настроений. Посмотрите на него, пожалуйста, и выберите те, которые соответствуют настроению прослушанного произведения.
(Ответы учащихся)

А теперь те, которые соответствуют вашему собственному настроению после прослушивания.
(Ответы учащихся).

Работа в тетради
Запишите, пожалуйста: Лирика о Великой Отечественной войне. Поставьте две стрелочки. Она делится на военную (1941-1945) и послевоенную (1945 до наших дней).

Военная (1941-1945)
Стихи, написанные во время войны (на передовой, в передышке между боями, в дороге, бессонной ночью под впечатлением от увиденного на войне).
Основной мотив – душевный настрой на борьбу с на победу, на веру в любовь и поддержку близких, за которых можно и жизнь отдать

Послевоенная (1945 год – наши дни)
Стихи, написанные после войны под впечатлением анализа военных событий, раздумий о войне, рассказов фронтовиков, посещений мест боевой славы.
Основной мотив – обращение к потомкам, чтобы помнили ту войну, вина перед теми, кто не вернулся, не дожил до Победы, ушёл, унеся с собою целый уникальный мир; вина перед матерями и вдовами.

Учитель: Для начала прослушаем это стихотворение в исполнении Сергея Безрукова.
(Ученики слушают аудиозапись)

Константин Симонов родился в 1915 году. С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

- Как вам представляется лирический герой этого стихотворения? Какой он человек? Какие чувства у него в душе?
Это послание любимой, написанное сдержанным языком. Нет здесь нежных слов, признаний в любви. Но мы ощущаем силу чувств поэта.

(Чтение стихотворения учащимися)

- Теперь, когда мы с вами познакомились с пронзительными и героическими строками поэтов-фронтовиков, скажите, почему так важна была на войне сила великого русского слова?
(ответы учеников)

7. Творческое применение знаний в новой ситуации
Работа в группах
Учитель: А теперь я попрошу тех, кто сидит на первом ряду, представить себя художниками. Ваша задача – описать, какую картину вы бы нарисовали, чтобы проиллюстрировать стихотворения, которые мы сегодня услышали. Представьте, какие используете цвета, кого нарисуете или что, какое время суток. Второй ряд, вы – композиторы. Какую музыку вы бы написали? Какой был бы темп музыки? Грустная или радостная она была бы? Третий ряд, вы – режиссеры, о чем был бы фильм по мотивам этих стихотворений? Кто бы стал главным героем этого фильма? Возможно, вы придумаете для него ключевые события?

7.2. Минутка психологии
Взгляните на наше дерево знаний. Достигли ли вы целей, которые разместили на нем? Помните, в начале урока я обещала раскрыть вам маленький секрет? Так вот: то, какой цвет вы выбрали для деревца, много может сказать о вас, как о человеке.

Те, кто выбрали красный цвет, любят успех и стремятся к нему. Эти люди активны и эмоциональны.
Те, кто выбрал цветок желтого цвета, оптимистичны, общительны, смелы и любопытны. Вам нравится узнавать что-то новое.

Те, кто выбрал цветок голубого цвета, впечатлительны и верны. Также вы очень творческий человек.
Оранжевый цвет означает, что вы мечтательны и оригинальны.
Зеленый цвет выбирают люди уравновешенные и уверенные в себе. Также вы разборчивые, щедрые и добрые.

8. Рефлексия
Учитель: А теперь я попрошу вас обвести на листе бумаги левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию, информацию.
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
- Мизинец – мне особенно удалось (понравилось)
Какие выводы вы для себя сделали из сегодняшнего урока?

9. Оценивание работы на уроке
Выставление баллов за работу на уроке

10. Оглашение домашнего задания и инструктаж по его выполнению
Представьте, что вы – журналист. Подготовьте пять вопросов для одного из поэтов-фронтовиков, которые вы бы хотели задать во время интервью.

Список использованной литературы:
1. Биография Константина Симонова
2. Лирика военных лет

Читайте также: