Лирика михайловского периода пушкина кратко

Обновлено: 07.07.2024

В работе над ”Борисом Годуновым” сформировался художественный реализм Пушкина.

В Михайловском Пушкин узнал о подавлении восстания декабристов, в котором участвовали многие его друзья, члены тайных революционных обществ. Жестокая расправа царского правительства над участниками восстания потрясла поэта: пять человек, в том числе Пестель и поэт Рылеев, с которыми Пушкин был близок, были повешены, а 120 человек сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них были его самые близкие лицейские друзья - Пущин и Кюхельбекер. Поражение декабристов Пушкин пережил как личную трагедию. Несколько месяцев ожидал он решения царя о своей судьбе. В бумагах почти каждого арестованного декабриста находили его стихотворения, поэтому для его ареста были все основания. Но в ходе следствия никаких данных против поэта собрать не удалось, и Николай I, зная о большом влиянии поэзии Пушкина на образованную часть общества, решил освободить его из ссылки и этим привлечь на свою сторону. Однако свобода, полученная от царя лично, была обманом. За Пушкиным был установлен тайный надзор полиции. На почте просматривались его письма. Цензура запрещала печатать трагедию ”Борис Годунов”.


Причины ссылки

Александр Сергеевич Пушкин

Рис. 1. Александр Сергеевич Пушкин.

В период 1824-1826 годы знаменателен тем, что именно в это время он сближается со своей няней Ариной Родионовной, которая обладала знаниями большого количества сказок. Именно ее рассказы вдохновили Пушкина на создание многих сказок в стихах для детей.

Последствия ссылки

Михайловская ссылка Пушкина закончилась в 1826 году, когда его неожиданно вызвал к себе Николай I в Москву. Они пошли на примирение, согласно которому Николай освобождает его и становится единственным цензором писателя, а Пушкин становится более лояльным к властям и не пишет слишком вольных и обличающих власть произведений.

Что мы узнали?

В данной статье рассматривается один из главных периодов в биографии А.С. Пушкина – ссылка в родовое имение. Здесь рассказывается кратко о Пушкине в Михайловском, о том, какие значимые произведения он создал, находясь в заточении. В статье рассказывается об отношении поэта к декабристскому восстанию, отношениях с властью и друзьями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Однако ещё более важным этапом стало пребывание в Крыму, хотя оно продолжалось всего нескольких недель. Здесь родились новые и развились прежние поэтические замыслы поэта, здесь пейзажи Крыма и Кавказа дали наглядный материал для романтических представлений, романтизм оказался правдой, живой реальностью.

Вот примеры. Когда Пушкина перевели в Одессу, он на несколько дней возвращался в Кишинёв и так на это отозвался в стихах

Моих покинутых цепей

хотя Кишинёв - не тюрьма,

и Одесса - не освобождение.

Первые три стихотворения близки между собой темами и настроением. Это воспоминания о недавнем прошлом: о морской стихии, о ярком полуденном небе, о романтических красках и романтических чувствах. Попав в Михайловское, Пушкин поначалу больше всего живет воспоминаниями, тоскует об утерянном. И только позже, не сразу, познает он Сердцем — и уже на всю жизнь — красоту неприметного, поэзию северной природы и простого, неброского деревенского быта.

Но поэзия его лирического диалога не в этом, и не в этом его главные достоинства. Они больше всего в тех поэтических мыслях и образах, которые только внешне подчинены основному сюжету стихотворения и которые возникают в нем как бы непроизвольно:

Блажен, кто про себя таил /Души высокие созданья /И от людей, как от могил, /Не ждал за чувство воздаянья! /Блажен, кто молча был поэт.

Или: Зачем поэту/ Тревожить сердца тяжкий сон? /Бесплодно память мучит он./ И что ж? какое дело свету? /Я всем чужой. Душа моя /Храпит ли образ незабвенный?/ Любви блаженство знал ли я? /Тоскою ль долгой изнуренный, /Таил я слезы в тишине? /Где та была, которой очи, /Как небо, улыбались мне? /Вся жизнь, одна ли, две ли ночи?

Не я ль в день жажды напоил /Тебя пустынными водами? /Не я ль язык твой одарил / Могучей властью над умами? /Мужайся я, презирай обман, /Стезею правды бодро следуй, / Люби сирот и мой Коран / Дрожащей твари проповедуй.

И ныне /Я новым для меня желанием томим: /Желаю славы я, чтоб именем моим /Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною /Окружена была, чтоб громкою молвою /Все, все вокруг тебя звучало обо мне, /Чтоб, гласу верному внимая в тишине, /Ты помнила мои последние моленья /В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.

Стихотворение это посвящено Е.К. Воронцовой, которую Пушкин любил и которая на прощание, при отъезде его из Одессы, подарила ему свой перстень. Стихотворение связано с конкретной любовной ситуацией и конкретным адресатом. В то же время конкретное, единственное, живое лицо, в процессе поэтического создания и в процессе поэтического восприятия точно множится, оно теряет свою обязательную прикрепленность, а читателю кажется, что поэт и от его имени, от имени всякого любящего человека обращается к любимой — ко всякой истинно любимой. Любовные признания автора, героя становятся в нашем восприятии нашими собственными признаниями.

Ощущение живой непосредственности идет не столько от сюжета, сколько от увлекающей музыки слов. В стихотворении много музыки: певучей, длящейся во времени, протяжной музыки стиха, чувства. И как в музыке, в стихотворении выступает не прямой, не предметно ощутимый образ любимой — а образ самой любви:

В глуши, во мраке заточенья/ Тянулись тихо дни мои/ Без божества, без вдохновенья,/ Без слез, без жизни, без любви./ Душе настало пробужденье:/ И вот опять явилась ты,/ Как мимолетное виденье,/ Как гений чистой красоты.

Стихотворение строится на музыкальных вариациях ограниченного круга образов-мотивов: чудное мгновенье — гений чистой красоты — божество — вдохновенье. Сами по себе эти образы не содержат ничего непосредственного, конкретного. Все это из мира отвлеченных и высоких понятий. Но в общем музыкальном оформлении стихотворения они становятся живыми понятиями, живыми образами.

Подымем стаканы, содвинем их разом!/ Да здравствуют музы, да здравствует разум!/ Ты, солнце святое, гори!/ Как эта лампада бледнеет/ Пред ясным восходом зари,/ Так ложная мудрость мерцает и тлеет/ Пред солнцем бессмертным ума./ Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Это звучит как высокий призыв, как гимн. Гимн радости, мудрости, поэзии, свету — высшим человеческим ценностям.

Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. Пылай, камин, в моей пустынной келье; А ты, вино, осенней стужи друг, Пролей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье горьких мук..

Служенье муз не терпит суеты;/ Прекрасное должно быть величаво:/ Но юность нам советуют лукаво,/ И шумные нас радуют мечты.

Если жизнь тебя обманет,/ Не печалься, не сердись!/ В день уныния смирись:/ День веселья, верь, настанет./ Сердце в будущем живет;/ Настоящее уныло:/ Все мгновенно, все пройдет;/ Что пройдет, то будет мило.

Поэтическая философия Пушкина и позже будет восприниматься как простая, ясная, близкая и нужная человеку мудрость. Он и в мудрости своей был просто как человек и потому он оказался поэтом всечеловеческого значения.

Что не конский тон, не людская молвь,/Не труба трубача с поля слышится,/Л погодушка снищет, гудит,/ Свищет, гудит, заливается./ Зазывает меня, Стеньку Разина,/ Погулять по морю, по синему.

Пушкинский порыв к народности не отменял его поэтической индивидуальности, был лишь в неразрывном единстве с ней. Это, по сути, и делало народность Пушкина такой глубокой и органичной.

Читайте также: