Лирический герой высоцкого кратко

Обновлено: 28.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Герой в поэзии Владимира Высоцкого.

Сейчас с творчеством Высоцкого знакомятся в школе. Многие его военные стихи или любовная лирика старательно заучиваются учениками, становятся темами для сочинений и эссе. Но знают ли его сейчас лучше, чем тогда, при его жизни? Наверное, нет. Это и закономерно, и грустно одновременно. Ведь в его текстах, порой иносказательных, столько правды и мудрости, что они могли бы стать хорошим подспорьем при становлении личности, при встрече с жизненными трудностями. Жаль, что сейчас чаще всего знают лишь имя Высоцкого, пару строк из его песен и сомнительную интерпретацию нескольких ярких фактов из его биографии. Прошло уже немало времени со дня его ухода, и история успела отвести ему по праву место среди лучших поэтов XX века.

Обычно, анализируя то или иное классическое произведение, говоря о том или ином авторе, литературоведы и критики говорят о языке и стиле "под занавес", в конце книги или статьи. В случае с Высоцким (как с Зощенко и с Платоновым) начинать надо с языка, которым заговорил со слушателем лирический герой поэзии Высоцкого. Прежде всего бросается в глаза чисто языковой феномен, который, в значительной мере, и лежит в основе небывалой массовой популярности именно Высоцкого, а не кого-либо другого из создателей авторской песни. Лирический герой Высоцкого пришел в литературу, к слушателю и читателю со своим языком: незакрепощенной разговорной, а часто и жаргонной, приблатненной лексикой; выразительной, короткой и точной фразой; непредсказуемой, свободной, часто надрывной интонацией; незамысловатыми, легко усваиваемыми ритмами:

В сравнении с предшествующими годами это был действительно новый язык – уличный язык эпохи сталинских лагерей и следующих за ней десятилетий. По свидетельству академика Д.С. Лихачева, лагерная лексика в ту лагерную эпоху получила небывалое распространение (и неудивительно: полстраны сидело в лагерях, полстраны лагеря охраняло), она проникла и в среду интеллигенции, где многие научились лихо "ботать по фене". Высоцкий в своих песнях тоже заговорил этим языком, но использовал его в художественных целях (см. об этом далее), творчески: именно Высоцкий, с его "абсолютно подлинным языковым чутьем" (И. Бродский), стал одним из самых заметных голосов своей эпохи, своего времени, он уловил, преобразил и ввел в поэзию, художественно узаконил этот своеобразный "шершавый язык плаката", которым говорила, "корчилась улица", безъязыкая (говоря словами В. Маяковского) до прихода поэта. Без такого языка не было бы лирического героя Высоцкого, по крайней мере такого, каким мы его себе представляем.

Лирической герой и жанр поэзии Высоцкого

Одной из причин популярности Высоцкого было то, что он обратился к жанру, уже получившему распространение в ту лагерную эпоху – жанру блатной (Высоцкий отказывался от этого слова), или дворовой, песни, своеобразному сниженному варианту былого городского романса. Правда, она (блатная песня) была до Высоцкого за пределами художественности, была, так сказать, беспородной, подворотно-заборной, но она жила своей жизнью, была популярна и до него. Это был мощный пласт народной культуры. Сам поэт позднее говорил об этом так: "Начинал я с песен, которые многие почему-то называют дворовыми, уличными. Это была такая дань городскому романсу, который был в то время совершенно забыт. И у людей, вероятно, была тяга к не упрощенной, а именно простой человеческой интонации. Они были бесхитростными, эти первые песни, и была в них одна, но пламенная страсть: извечное стремление человека к правде, любовь к его друзьям, женщине, близким людям" 2 .

Главное в этих песнях – живое, невыхолощенное слово, взятое из жизни, из разговорной речи, а тоска по ней в эпоху идеологических и речевых штампов, канцелярщины и пустопорожнего языка официальной прессы была велика. В песнях Высоцкого выплеснулась народная (бытовая и фольклорная) речевая стихия, которая в его творчестве обрела статус художественности, а дворовая песня стала удачной (для новой аудитории нового времени) формой разговора лирического героя со слушателем-читателем. Высоцкий развил жанр и доказал, что дворовая песня способна быть не только сентиментально-уголовно-мещанской, но и "социально-злободневной и философско-углубленной, гротесково-комической и исповедально-лирической" 3 . Высоцкий придал этому несерьезному фольклорному жанру серьезность, этическую и философскую значимость, ввел в литературу, и явление получило со временем иное название – "авторская песня" (хотя, конечно, не только благодаря одному Высоцкому).

Известно, что о Высоцком при жизни ходило множество слухов. Люди, не знавшие точно, кто он такой, гадали: фронтовик? бывший лагерник? спортсмен? Он не был ни тем, ни другим, ни третьим, как не был и альпинистом, и шофером, и простым рабочим парнем. Но когда говорил от лица того или иного персонажа, получалось так убедительно, что слушатели — верили.

Как ему это удавалось? Сказать, что он знал жизнь, не значит ответить на вопрос. В мире немало людей с куда большим жизненным опытом, чем у него, родившегося и выросшего в Москве, работавшего в столичном театре. Но он обладал редким даром сочувствия. Когда говорил от чьего-то лица (и как актер, и как поэт-певец), перевоплощался полностью, не оставляя зазора между собой и своим героем. Он находил в каждом нечто созвучное себе. Он сам был упрям и решителен, как те, о ком пел:

Кто сказал, что Земля не поет,
Что она замолчала навеки?!

Он знал состояние высшего духовного взлета, пережил минуты счастья в творчестве и в любви, и герои его песен делили с ним эту радость:

У них денег — куры не клюют,
А у нас на водку не хватает, —

А в общем-то он каждой строчкой стихов, каждой нотой песен рассказывал о себе — то весело, то очень серьезно, не боясь ни иронии, ни патетики, страшась и не допуская только одного — фальши.

Познакомившись с современными поэтами, мне бы хотелось остановиться на творчестве В. Высоцкого. Всего лишь один урок, где звучали стихи и песни в его исполнении, записанные на грампластинках, где рассказали о его жизни и творчестве, и несколько часов работы дома, а сколько нужного и интересного я узнала, поняла. Все это заставило задуматься и сделать определенные выводы.

Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более — когда в нее плюют.
Пусть меняется мир, пусть меняются взгляды у людей, пусть произойдет большой переворот в стране, В. Высоцкий не продаст свою совесть и не отступит от своих идей, он меняться не собирается:

Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.

Но кажется мне, не уйдем мы с историей
На заслуженный и нежеланный покой.
На сегодняшний день мы видим, что эти слова не нуждаются в доказательстве.
В. Высоцкий продолжает свою жизнь.

Автор и герой в поэзии В. С. Высоцкого

Настоящая работа представляет собой попытку раскрыть отношение автора и героя в поэзии Владимира Высоцкого, проследить диалектику их взаимодействия на протяжении всего творческого пути поэта.

Актуальность работы. Проблема отношения автора и героя, разрабатывавшаяся в советском литературоведении в двадцатые годы, по-прежнему остается дискуссионной, ее ставят на материале всех литератур мира. Не раз делались попытки решить этот вопрос и в творчестве Высоцкого. Но проблема остается не до конца разрешенной как, в общем, для литературоведения, так, в частности, и для высоцковедения.

Объект и предмет исследования. Объектом данного диссертационного исследования является поэзия Владимира Высоцкого.

Предметом исследования выступает художественное своеобразие творчества Высоцкого с точки зрения проблемы автора и героя, формы авторского присутствия в тексте, особенности лиро-эпического повествования, взаимоотношения автора и героев.

Цели и задачи работы. Целью данной работы является рассмотрение проблемы автора и героя как ключевой для понимания поэтики творчества Высоцкого. Достижение этой цели требовало реализации следующих задач:

-выявить все формы художественного сознания в поэзии Высоцкого;

-провести детальный анализ художественных образов и создать их классификацию;

-охарактеризовать взаимоотношения автора и героя, их особенности и своеобразие авторской позиции;

-установить идиостилевые особенности поэтики Высоцкого;

-выявить наиболее существенные связи мотивов и образов поэзии Высоцкого с мифопоэтической и литературной традициями, определить характер и функцию межтекстовых связей.

Изученность темы. Проблема отношения автора и героя, несмотря на многочисленные работы и исследования в этой области, по-прежнему волнует литературоведение и остается дискуссионной. При всем внимании к объективному смыслу произведения одна из главных задач как литературоведения, так и искусствоведения в целом состоит в выявлении авторской точки зрения на изображаемую действительность. Основополагающей эта работа остается и для высоцковедения.

Теоретической основой литературоведения по проблеме автора в художественной литературе стали исследования таких отечественных ученых, как М. Бахтин, А. Веселовский, В. Виноградов, М. Гаспаров, Л. Гинзбург, Б. Корман, Ю. Лотман и др. Внесли свой вклад в решение проблемы автора и героя и современные исследователи: Н. Бонецкая, Г. Глинин, Н. Драгомирецкая, А. Жолковский, Ю. Манн, А. Чудаков и др.

Бум Высоцкого, пришедшийся на восьмидесятые годы прошлого столетия, стих. На смену восторженным отзывам, мемуарам и эмоциональным публикациям пришло спокойное желание строгого научного анализа поэтического наследия Владимира Высоцкого, определения места в культуре и искусстве такого своеобразного явления литературы, как авторская песня, и выявления ее специфических и традиционных черт.

Большой вклад в высоцковедение был внесен авторами серьезных исследований: М. Вороновой, А. Евтюгиной, А. Кулагиным, Н. Рудник, Вл.

Толстых, Л. Томенчук, А. Скобелевым, Н. Фисун, С. Шауловым и др. Таким образом, на смену публицистическому, мемуарному буму пришел бум научного, литературоведческого, лингвистического анализа творчества Высоцкого.

Объектом исследования М. Вороновой в указанной работе стали произведения Высоцкого, написанные от первого лица, где герой выступает в роли субъекта или объекта изображения. М. Воронова основными средствами

Подробно на этом типе героя останавливается Н.В.Федина [Федина 1990]. Целью ее статьи стал анализ формально ролевых героев и их соотношение о героем лирическим. Родство героев Н.В. Федина определяет в большей степени по морально-этическим соответствиям позиции героев авторским идеалам. Отголоски такого подхода прослеживаются и в работе М. Вороновой.

В литературоведении не раз звучала критика в адрес нравственных подходов к определению типа героев, отмечалась ненаучность такого подхода. При анализе произведений мы сознательно не отказались от подобного аспекта при классификации художественных образов, так как считаем, что подобная направленность анализа задана самой авторской позицией. А упор на нравственный критерий подхода к разрешению проблемы приводит к возникновению чрезмерно усложненных классификаций, как, например, в работе О. Карандиной [Карандина 1991]

О. Карандина, наряду с собственно ролевым ("Тау Кита") и собственно лирическим ("Моя цыганская"), выделяет ряд персонажей переходного типа. Среди них исследователь называет ролевого персонажа переходного типа, близкого лирическому, затем масочного героя, который близок и лирическому, и ролевому персонажам ("Корабли"). Карандина дает также и классификацию образов повествователей; повествователь, сближенный с собственно ролевым персонажем; повествователь, близкий к ролевому герою переходного типа, повествователь, близкий собственно лирическому герою; субъект с родовым сознанием. О. Карандина не всегда аргументирует основания для подобной классификации образов.

Возможно, создание столь усложненной классификации объясняется желанием автора упорядочить и систематизировать многообразие форм художественного сознания, представленных в поэзии Высоцкого. Мы, в свою очередь, считаем, что присвоение термина каждому типу героя и повествователя в произведениях Высоцкого не является решением данной проблемы.

А. Рощина в своей статье "Автор и его персонажи. Проблема соотношения ролевого и лирического героев в поэзии B.C. Высоцкого" указывает на сложность разграничения персонажей. Автора статьи привлекает позиция В. Новикова и Н. Крымовой, которые при анализе поэзии Высоцкого не используют термины "лирический" и "ролевой". В работе делается намек на возможность отказа от полного разграничения героев. Но, на наш взгляд, подобная позиция является противоположной крайностью усложненных классификаций персонажей.

Научная новизна. Написание нашей диссертационной работы было бы невозможно без учета всего, что написано о проблеме автора и героя как в теоретическом литературоведении, так и в работах о Высоцком. Отправной точкой в исследовании стали уже выявленные формы художественного сознания в поэзии Высоцкого: образ автора, лирический и ролевой герои, своеобразная

форма художественного сознания, объединившая в себе черты лирического и ролевого героев.

Новизна диссертационного исследования заключается:

-в анализе ранее не исследованных текстов с точки зрения поставленной задачи;

- в попытке дальнейшей разработки образов автора и героя, их более
глубокого и детального анализа;

в выделении разных типов лирических персонажей;

в описании типологических черт разных типов героев;

в продолжении исследований отношений автора и героя как ключевой проблемы поэтики Высоцкого.

Методологическая основа и методы исследования. Методика исследования базируется на принципах целостного анализа художественной структуры произведений с точки зрения проблемы автора и героя. В необходимых случаях целостный анализ сочетается с историко-сопоставительным. Использованы методы эмпирического уровня (наблюдение, описание, сравнение) и теоретического (абстрагирование, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция).

Основной метод изучения поэзии Владимира Высоцкого - аналитический. Применяются в работе и типологический, сравнительно-исторический методы.

В ходе работы были использованы исследования известных теоретиков и историков литературы: М. Бахтина, А. Веселовского, В. Виноградова, М. Гаспарова, Л. Гинзбург, В. Жирмунского, А. Жолковского, Б. Кормана, Ю. Лотмана и др.; а также высоцковедов: А. Кулагина, Н. Рудник, А. Скобелева, С. Шаулова, Ю. Шатина и др.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в анализе поэзии Высоцкого с точки зрения проблемы автора и героя, в исследовании идейно-художественных

особенностей творчества Высоцкого, как поэта до конца не изученного, а также в анализе авторской песни как жанра русской поэзии советской эпохи, одним из ярких представителей которого по праву называют Владимира Высоцкого, в описании авторской песни, ее интерпретации и оценки в контексте исторического времени.

Предлагаемый метод выявления в тексте разных форм художественного сознания углубляет представления о разграничении образов автора и героя, о субъектной организации в поэзии, что может быть применимо не только к творчеству Высоцкого, но и к лирике других авторов.

Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для преподавания в школьных и вузовских курсах по истории русской литературы XX века, а также в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам русской литературы второй половины XX века (в особенности такому направлению в поэзии, как авторская песня) и творчеству В. Высоцкого. Материалы диссертации могут быть использованы при составлении учебников и учебных пособий по литературе, при написании курсовых и дипломных работ по творчеству Высоцкого и по проблеме автора и героя в литературе.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:

1. Отношения автора и героя являются ключевой проблемой творчества В.
Высоцкого, в частности в понимании его поэтики.

2. Образ автора в поэзии Высоцкого играет роль связующего звена,
объединившего в себе все мотивы, образы и жанры поэзии.

3. Предпринята попытка дальнейшей разработки своеобразного
художественного сознания, объединившего в себе признаки лирического и
ролевого персонажей.

4. Лирический герой Высоцкого представлен тремя типами: собственно
лирический герой; герой, максимально близкий автору, в образе которого

Наряду с традиционно выделяемыми типами конфликта в ранней ролевой лирике (герой и среда, герой и друг, герой и возлюбленная), прослеживается и конфликт героя с самим собой, что можно считать началом формирования лирического типа сознания в поэзии Высоцкого.

При определении типа героя важными становятся морально-этические критерии, которые задаются самим автором, его позицией.

7. Творчество Высоцкого подчинено одной цели - утверждению
нравственных, общечеловеческих законов, неизменных для всех времен. Все
многообразие тем, мотивов и образов реализуют, по сути, эту основную идею его
поэзии.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались на научно-практических конференциях ДГУ, а также в четырех публикациях.

Понятие образа автора в литературоведении и высоцковедении

Выявленная у нас в двадцатые годы прошлого столетия проблема отношения автора и героя по-прежнему волнует современное литературоведение, которое пытается решить ее на материале литератур многих народов мира, но она по-прежнему остается дискуссионной.

В современном литературоведении устоялось представление о противопоставлении взглядов двух выдающихся ученых В. В. Виноградова и М. М. Бахтина, в первую очередь, относительно их теорий автора.

В. Виноградова интересовало не столько взаимодействие автора с персонажами, сколько способы вычленения языка автора из языковой структуры художественного текста. То есть, Виноградов придавал проблеме лингвистический аспект.

У М. Бахтина первый и основной тезис - это равноправие голоса автора и героя. Литературовед определяет отношения автора и героя диалектически, как проблему взаимодействия, борьбы человеческих сущностных сил.

Таким образом, при всем внимании к объективному смыслу произведения одна из главных задач как литературоведения, так и искусствоведения в целом заключается в выявлении авторского взгляда на изображаемую реальность. Такая задача исследователя чревата определенными трудностями, но все же является разрешимой. Об этом свидетельствует высказывание М. М. Пришвина: «Писателя и вообще художника я понимаю так, что в его произведении лично он как человек совершенно не виден, но если кто-то хотел бы допытаться о личности этого художника, желая понять его произведение и с этой стороны, то чтобы для тайновидца открывались бы все сокровеннейшие, все самые затаенные человеческие уголки души художника без всяких комментариев.

Проблема автора, центральная в науке о литературе, является основополагающей и для высоцковедения: не решив ее, мы не сможем постичь все закономерности поэтического мира великого барда.

Ранний ролевой герой (уголовная тема)

Обращение к протеистическому мышлению

Высоцкий с удивительной правдоподобностью передает разговорную речь персонажей, как будто поэт нам просто пересказывает реальные события тех лет, непременным участником которых он был. Оттого многие фронтовики, кто был мало знаком с биографией поэта-песенника, полагали, что он воевал. Другие были уверены, что он пел о реально произошедших событиях. Высоцкому не раз приходилось общаться по этому поводу со своими слушателями, объясняя им, что во всех произведениях есть большая доля авторского вымысла, фантазии.

Образ лирического героя в поэзии В. Высоцкого

Для создания художественного образа человека литература располагает двумя способами: субъективным, когда поэт как бы сливается в одно лицо с созданным образом, и объективным, когда поэт скрыт и созданный им образ действует как бы самостоятельно. То есть герой произведения может быть лирическим, близким автору, или одним из персонажей ролевой лирики, человеком, дистанцированным от автора. Однако, несмотря на видимое разграничение, в созданном художественном образе будь он лирическим или эпическим, объективное от субъективного неотделимо и целостно. Поскольку художественное творчество есть результат преломления объекта в сознании субъекта, то есть объективной действительности в субъективном восприятии. Это две полярные точки единого процесса, одна из которых в зависимости от выбора автора становится отправной точкой творческого акта. То есть художник начинает от себя (от субъекта) и идет к создаваемому художественному образу человека или же в процессе творчества отталкивается от самой действительности (от объекта), постепенно приближая его к себе и вживаясь в создаваемый образ. Лирический образ человека в творчестве поэта почти всегда занимает первое место, оттого он и является важным объектом как для литературного исследования, так и для критики.

Материалом и источником для творчества художника может служить опыт личной жизни, события, происходящие в окружающем мире, различного рода устная и письменная информация, которые в процессе творчества субъективно переосмысляются творцом.

Как правило, лирический герой не имеет и портретного описания, автор с помощью разных форм речи (метрических, ритмических, строфических, монологических, диалогических конструкций и т. д.) создает представление о субъекте речи, позволяет обрести героям, хотя бы частично, так недостающую им предметность.

Читайте также: