Лингвистическая концепция ф де соссюра кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В основе лингвистической концепции Ф. де Соссюра лежит критика взглядов младограмматиков, стремление глубже осмыслить структуру языка и сущность его основных единиц, использование данных других наук для познания природы языка. Вместе с тем де Соссюр творчески воспринял достижения современного ему языкознания.

В решении основных проблем языкознания, о природе, сущности и специфике языка, на де Соссюра большое влияние оказали идеи французских социологов-позитивистов О.Конта, Э.Дюркгейма и Г.Тарда.

Прежняя лингвистика, по мнению де Соссюра, слишком большое место уделяла истории и потому была односторонней: она изучала не систему языка, а отдельные языковые факты.

На становление и развитие творческих взглядов де Соссюра определённое влияние оказала и теория о типах отношений в языке Крушевского. Положение слов в системе языка, считал Крушевский, определяется либо ассоциацией по смежности, когда связь между словами осуществляется или в их линейной последовательности, или в тождественности выражаемых ими значений, либо ассоциацией по сходству, когда слова соединяются на основании внешнего сходства или сходства по значению. Де Соссюр также выделяет два типа отношений – синтагматические и ассоциативные. Под синтагматическими отношениями он понимал отношения, основанные на линейном характере, опирающиеся на протяжённость; это ассоциация по смежности у Крушевского. Под ассоциативными отношениями де Соссюр понимал отношения слов, имеющих между собой что-то общее, сходных либо по корню, либо по общности значения; Крушевский называл такие отношения ассоциациями по сходству. Де Соссюр признавал только эти виды отношений, а Крушевский отмечал, что два типа отношений не исчерпывают всех средст, которыми располагает наш ум для того, чтобы соединить всю массу разнородных слов в одно единое целое.

Де Соссюр исходил исключительно из противопоставления конкретных единиц языка.

Проблема соотношения языка и речи была впервые поставлена В.Гумбольдтом, затем её пытались решить А.А.Потебня и И.А.Бодуэн де Куртенэ. Ф.де Соссюр также разрабатывает различные аспекты этой проблемы.

Язык – социальный продукт, речь же всегда индивидуальна. Каждый акт речи порождается отдельным индивидом, а язык воспринимается в таком виде, в каком он завещан нам предшествующими поколениями.

Язык потенциально существует в каждом мозгу в виде грамматической системы; реализацией этих потенциальных возможностей является речь.

Язык отличается от речи, как существенное от побочного и случайного. Существенным в языке являются закреплённые языковой практикой нормативные факты языка, а к побочным и случайным явлениям принадлежат всякого рода колебания и индивидуальные отклонения в речи.

Главная заслуга Ф.де Соссюра перед лингвистикой заключается в том, что в начале XX века он обратил внимание на необходимость изучения языка как системы, анализа того, что в языке, являясь внутренним, определяет его сущность как средства общения.

Вместе с тем следует указать, что проблемы языкознания, рассматривавшиеся предшествующими поколениями учёных, де Соссюр решал по-новому, и в этом его заслуга. Прежде всего он решительно указал на социальную значимость общего языка и зависимость от него индивидуальной речи.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.,1978

Гречко В.А. Теория языкознания. – М.,2003

Березин Ф.М. История лингвистических учений. – М.,1975

Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В.История языкознания. – М.,2003

Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра

В развитие современного языкознания внесли свою лепту многие люди, однако наибольший вклад в этой области был сделан швейцарским лингвистом, основоположником структурной лингвистики и семиологии (науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем) и человеком, стоявшим у истоков Женевской лингвистической школы – Фердинандом де Соссюром.

Итак, создаваемая Соссюром семиология, трактуется им как научное направление, которое занимается изучением жизни знаков в рамках жизни социума, и имеет главной задачей раскрытие смысла знаков и управляющих ими законов. По его словам, семиологию следует отнести к части социальной психологии и то, какое место она в ней занимает, должен определить психолог. Лингвист же должен выяснить, как язык выделяется в самостоятельную систему в комплексе явлений семиологии. Учитывая то, что язык является одной из знаковых систем, лингвистику и можно назвать составляющей семиологии. А место лингвистики среди прочих дисциплин определяется как раз её связью с семиологией.

  • Социальное и индивидуальное
  • Существенное и побочное

Язык является функцией говорящего человека, продуктом, пассивно им регистрируемым и не предполагающим предварительной рефлексии, и анализ появляется в нём только когда начинается классифицирующая деятельность.

Речь является индивидуальным актом воли и понимания, в котором содержатся, в первую очередь, определённые комбинации, посредством которых говорящий человек использует языковой кодекс, и, во-вторых, особый механизм психофизического характера, который позволяет человеку используемые комбинации сделать объективными.

Речевая деятельность отличается разнородным характером; язык же представляет собой явление однородное по своей природе – систему знаков, где единственно важным можно назвать процесс, при котором смысл соединяется с акустическим образом.

Соссюр утверждает, что речевая деятельность состоит из трёх составляющих:

  • Физическая составляющая (распространение звуковых вибраций)
  • Физиологическая составляющая (движение от органов слуха к акустическим образам или от акустических образов к органам речи)
  • Психическая составляющая (акустические образы являются психической реальностью, которая не совпадает со звучанием; о физическом звучании имеется определённое представление; имеют место понятия)

Несмотря на то, что язык не может существовать вне речевой деятельности человека (он не является организмом, существующим независимо, он не имеет своего индивидуального рождения, жизни и смерти), исследование речевой деятельности должно начинаться именно с исследования языка, представляющего собой основание любых феноменов речевой деятельности. И лингвистикой в полном понимании этого слова является лингвистика языка.

Языковой знак, языковые единицы, значимости

Фердинанд де Соссюр вводит несколько понятий:

  • Языковой знак
  • Языковые единицы
  • Значимости

Языковой знак образуется двумя компонентами: акустическим образом (означающим) и понятием (означаемым). Также он имеет два главных свойства, первое из которых состоит в произвольности связи между двумя вышеназванными составляющими, т.е. в том, что между ними отсутствует внутренняя и естественная связь. А второе заключается в том, что акустический образ характеризуется протяжённостью во времени, другими словами, в одном измерении.

Язык состоит из языковых сущностей – знаков, отражающих единство акустического образа и понятия. И языковые единицы являются разделёнными друг с другом языковыми сущностями. Они могут быть выявлены только посредством понятий, т.к. акустический образ неделим, а это означает, что одной звуковой единице соответствует одно языковое понятие. Языковые единицы, исходя из этого, представляют собой отрезки именно психического звучания, которые означают определённые понятия.

Кроме всего прочего, язык является также системой значимостей. Учитывая то, что значение является означаемым для означающего, значимость знаков продуцируется из их взаимодействия с другими языковыми знаками. Если, к примеру, сравнить язык с листком бумаги, то значение будет соотноситься с взаимодействием лицевой и оборотной сторон этого листка; значимость же, в свою очередь, будет соотноситься в взаимодействием нескольких листков друг с другом.

А понятия и акустические образы, из которых состоит язык, являются чисто дифференциальными значимостями, иначе говоря, содержание не может определять их положительно, но их отношение к другим составляющим языковой системы определяет их отрицательно. В языке не существует положительных элементов, которые могли бы существовать вне зависимости от языковой системы. Имеются только звуковые и смысловые различия. Соссюр говорит, что то, что характеризует отличие одного знака от других, и является всем, что его составляет. Языковая система – это совокупность звуковых различий, связанная с совокупностью понятийных различий. А положительными могут быть лишь факты сочетаний означаемых и означающих данных.

Что же касается значимостей, то всего их существует два вида, основной которых являются два вида отношений и различий между элементами системы языка. Таковыми являются:

  • Отношения синтагматические
  • Отношения ассоциативные

Синтагматическими отношениями являются отношения между языковыми единицами, которые следуют друг за другом в речевом потоке, другими словами, отношения внутри совокупности единиц языка, существующих во временном измерении. Именно эти сочетания и получили названия синтагм.

Ассоциативные отношения – это отношения, существующие вне речевого процесса и вне времени. Таковы отношения общности – сходства единиц языка по звучанию и смыслу или же только по смыслу или только по звучанию в каком-либо отношении.

Диахроническая и синхроническая лингвистика

  • Диахронической лингвистики (исторической и сравнительной)
  • Синхронической лингвистики (дескриптивной)

По Соссюру, лингвистические изыскания могут соответствовать своему предмету только в том случае, если учитывают оба языковых аспекта: диахронический и синхронический.

Изыскание диахроническое должно брать за основу точно выполненные синхронические описания. Исследовать изменения, которые происходят в процессе исторического развития языка, невозможно, если не провести внимательный синхронный анализ языка на каждом конкретном этапе его эволюции. Сопоставлять же два разных языка можно только и только тогда, когда за основу взят детальный синхронный анализ обоих.

Заключение

Лингвистические идеи Фердинанда де Соссюра стали причиной пересмотра классических методов лингвистики и послужили теоретическим фундаментом инновационной структурной лингвистики. Соссюр смог заложить на рубеже XIX-XX столетий основы семиологии, а подход Соссюра, выходящий за рамки лингвистической науки вообще, стал основой структурализма, который, в свою очередь, стал наиболее значимым направлением в гуманитарной мысли прошлого века. Кроме того, Фердинанд де Соссюр стал пионером социологической школы в языкознании и сумел взрастить за те два десятка лет, которые преподавал в Женевском университете, немало талантливейших учеников, которые позже стали выдающимися лингвистами.

Ф. де Соссюр первым заговорил о том, что язык представляет собой систему знаков, и следовательно, лингвистика языка должна рассматриваться как главная часть новой науки – семиологии, науки о знаковых системах. Среди основных свойств знака выделяются два основных – произвольность и линейность, то есть означаемое и означающее не имеют никакой естественной связи. Языковой знак может использоваться, только оставаясь неизменным, и в то же время он не может не меняться. При изменении знака происходит сдвиг отношения между означающим и означаемым.

Ф. де Соссюр противопоставлял синхронию и диахронию, противопоставив две оси: ось одновременности, где располагаются существующие во времени явления и где исключено вмешательство времени, и ось последовательности, где каждое отдельное явление располагается в историческом развитии со всеми изменениями. Важность выделения этих осей он считал основополагающим для всех наук.

Понятие синхронии у Ф. де Соссюра было в определенной степени двойственным. С одной стороны, она понималась как одновременное сосуществование тех или иных явлений, как некоторое состояние языка, или, как языковой срез. Однако в один и тот же момент времени в языке могут сосуществовать разносистемные явления, а также явления с диахронической окраской (архаизмы, неологизмы). С другой стороны, подчеркивалась системность синхронии, полное отсутствие в ней фактора времени. Такое двойственное понимание синхронии давало возможность выбора одной из более последовательных точек зрения: либо синхронию можно было понимать как состояние языка, либо как систему языка.

Ф. де Соссюр поднял много новых проблем в языкознании, выявил ряд важных аспектов в изучении языка, способствовал более глубокому пониманию специфики языка. Но вместе с тем в его учении немало противоречий, связанных с тем, что он противопоставлял синхронию и диахронию. Основные положения теории Ф. Де Соссюра легли в основу социологической школы в языкознании, а также получили развитии в структурной лингвистике.

Экстралингвистические факторы формирования лингвистической концепции Ф. де Соссюра

Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра По данной теме мы уже выполнили реферат Дихотония Соссюра подробнее – это совокупность идей знаменитого родоначальника структурализма в языкознании – Ф. де Соссюра.

В философии того времени происходит отход от позитивизма и материализма в сторону:

  • системоцентризма;
  • феноменологии;
  • прагматизма;
  • функционализма;
  • антропоцентризма.

Появляются научные работы Габриэля Тарда, Эмиля Дюркгейма, Гюстава Лебона, Эдмунда Гуссерля, Франца Бретани, Германа Когена, Эрнста Кассирера, Уильяма Джемса, Яна Бодуэна де Куртенэ, Фердинанда де Соссюра и других ученых, которые начинают критиковать устои узкого историзма, позитивизма и атомизма.

Происходит активный спор позитивистов, системоцентристов (теория гештальта, феноменология, организмисты, которые считали целое важнее части, а панхроническое инвариантное состояние важнее одноразового акта или перманентных изменений), антропоцентристов (неокантизм) и психологистов, которые видели суть языка в информационных психических процессах, происходящих в человеческом опыте, и различного типа индивидуалистов (например, школы Бенедет Кроче или Карла Фослера, которые утверждали, что язык – это индивидуальное творчество).

Позитивисты как атомисты именно частичное или единичное считали важнее целого, пытались свести исследования к описанию внешних проявлений или материальных объектов, а сущность исследуемого объекта – к эволюционным изменениям и причинно-следственным отношениям. Этот момент произрастал не столько с самого позитивизма (хотя естественные тенденции, которые лежали в основе позитивизма, существенно связанны с теорией эволюции), сколько из того, что вся наука XIX века основывалась на теории эволюции и считала историзм основой для общественных и гуманитарных исследований.

Готовые работы на аналогичную тему

Критики позитивистов призвали же изучать язык как функциональное явление, как актуальную деятельность, осуществляемую с конкретной целью и функционирующую в современном обществе, которым владеет и распоряжается конкретный человек. Прежде всего, как писал в 1901 году в своей оценке тенденций в языкознании на рубеже веков Бодуэн де Куртенэ: в значительной степени произошло освобождение от влияния филологии, от преобладания буквы над звуком; начали строго различать устную речь от написанного текста. Задача языкознания XX века, по мнению польско-российского лингвиста, состояла в том, чтобы переходить везде и всегда к исследованию живых языков, доступных для наблюдения, и только потом переходить к рассмотрению языков, отраженных только в письменных памятниках древности.

Рисунок 1. Ф. де Соссюр. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, центр внимания в языковедческой проблематике в начале ХХ в. перемещается из письма на устное общение, с прошлого на настоящее, с книжной культуры и литературы – на живую устную коммуникацию с элитарной культуры – на повседневное общение, с исследования причин возникновения и развития языка – на интерес к прагматике и его функционирование.

Основные идеи де Соссюра

  1. психологией;
  2. антропологией;
  3. нормативной грамматикой;
  4. филологией и т.п.

Но это является методологической ошибкой, поскольку все они смогут претендовать на речевую деятельность как на один из своих объектов.

Стоит отметить, что Ф. де Соссюр также знаменит своим разграничением языка и речи, синхронии и диахронии.

Кроме того, системность как концепция разноуровневого упорядочения отношений стала на долгие десятилетия опознавательным знаком ХХ в. не только в языкознании. Правда сама идея системы трактовалась языковедами и философами языка по-разному в зависимости от их методологической и мировоззренческой позиции. Одни пошли вслед за Марксом, Дюркгеймом и Гуссерлем и локализовали языковую систему в объективированном социальном или интеллигибельном пространстве, другие, вслед за Кантом, Тардом или Выготским – видели ее место в социализованной психике индивида. Сама идея системности заставила ученых пересмотреть понимание человека как общественно-психологического функционального целого.

В конце XIX века появляются новые идеи – социопсихологизм и психосоциологизм (И.Тен, Е.Ренан), которые легли в основу нового антропоцентризма Соссюра и Бодуэна де Куртенэ (а также других представителей Казанской школы). Лингвистическая мысль начала ХХ века постепенно отходит от натуралистического понимания языка – в равной степени, как эволюционирующего организма (выраженного в генеалогии компаративистов), так и физического пространства (выраженного младограмматической теории волн).

Читайте также: