Линеарная концепция истории кратко

Обновлено: 04.07.2024

Со времен эпохи Просвещения идея прогресса стала активно использовать в качестве всеобщего закона, детерминирующего динамику истории. Дидро, Даламбер, Вольтер, Кондорсе и другие просветители XVIII в. писали о прогрессе человечества прежде всего как о прогрессе человеческого разума. С самого начала выделились две формы использования идеи прогресса в интерпретации философии истории: вера в прогресс как таковой, в бесконечность развития, не имеющего предела; и вера в некое окончательное состояние завершения развития. Первая форма получила название прогрессизм, вторая — утопизм.

Пауль Тиллих обращал внимание на то, что важнейшей частью идеологии прогрессизма является убеждение в прогрессивной направленности всякого творческого действия и знание тех сфер жизнетворчества, где прогресс составляет сущность связанной с ним действительности (например, техники)*. Таким образом, символ прогресса включает в себя решающий элемент исторического времени — его движение вперед к некоторой цели. Прогрессизм — это подлинно историческое толкование истории. Он побуждает к историческому действию и оправдывает революционный энтузиазм реформаторов.

П е р в а я эпоха — эпоха племенной организации человечества, когда основными занятиями людей были рыболовство, охота и собирательство. Наука в то время только еще зарождалась и была ограничена начальными познаниями в области астрономии и знакомством с целебными травами. Человек был полон предрассудками и суевериями. Зарождался институт духовенства (появились первые колдуны и шаманы). Их влияние на развитие разума неоднозначно: с одной стороны, они распространяли вредные заблуждения, с другой — способствовали развитию просвещения.

В т о р а я эпоха — переход от скотоводства к земледелию, в результате человеческий труд становится более производительным. У человека впервые появился досуг, что оказало заметное положительное воздействие на развитие его разума и талантов. Науки развиваются и совершенствуются, особенно астрономия и медицина. Одновременно с этим совершенствуется и искусство вводить в заблуждение людей, чтобы было их легче эксплуатировать.

Ч е т в е р т а я эпоха — эпоха античности. Впервые в Греции наука становится занятием и профессией замкнутого круга людей. Начинается быстрый прогресс человеческого разума: с одной стороны, возникает культура теоретизирования, с другой — искусство наблюдения фактов. Одновременно с этим продолжают существовать предрассудки и суеверия.

Ш е с т а я эпоха продолжается вплоть до начала крестовых походов и характеризуется упадком просвещения. Кондорсе различает в эту эпоху Восток и Запад. На Востоке упадок просвещения шел более медленно, но перспектива возрождения разума и науки выглядит весьма проблематично. На Западе, напротив, упадок был стремительным, но, в конце концов, вновь появился и начал развиваться свет разума. Варвары, разрушившие Рим, не только уничтожили прекрасные памятники человеческого духа, но и прекратили рабство, на смену которому приходит крепостное право.

человек предпочитает изучать древние книги, а не явления природы.

Итак, линеарная концепция прогрессивного развития Кондорсе утверждала неуклонное, без остановок и падений, восхождение человечества к высотам разума, справедливости, мира и добра. При всей своей наивности именно взгляды просветителей долгое время вдохновляли и побуждали к историческому действию миллионы людей. В идеале прогресса обретали жизненный смысл многие из тех, кто утратил всякую иную веру и для кого возможный крах прогрессистких убеждений означал духовную катастрофу.

В XIX в. прогрессисткая парадигма философии истории продолжала развиваться в рамках позитивизма. Идея прогресса занимает важное место в трудах Дж. С. Милля, В. Вундта, Г. Спенсера. Особенно полно она была разработана О. Контом.

О. Конт подчеркивал, что при всяком изучении человечества мы должны сохранять в качестве естественного и постоянного руководства всеобщую историю человеческого духа. Он выделял три исторические эпохи развития или три стадии интеллектуальной эволюции человечества: теологическую, метафизическую и позитивную.

На первой, теологической стадии человек изучал мир и наделял его своими собственными качествами и свойствами, одушевлял природу и животных. Антропоморфизм и анимизм являются основными характеристиками этого периода. Кульминацией развития становится переход от многобожия к единому Богу или возникновение христианства.

На последней, позитивной стадии достигается высшее знание, содействующее рациональной организации общества. Самым главным в научном исследовании Конт считал точный анализ обстоятельств возникновения явлений и установление их естественных связей с другими предметами и явлениями. Позитивная наука стремится выяснить основные естественные законы, которым подчинены явления материального мира, и именно поэтому она служит надежной базой научно-промышленной активности человека.

Нетрудно заметить, что прогрессистская концепция О. Конта, вслед за моделью философии истории, разработанной французскими материалистами, носит выраженный линеарный характер. Более сложная, спиралевидная, прогрессистская модель развития была разработана выдающимся немецким философом Г. Гегелем.

Всемирно-исторический процесс переосмысливается Гегелем с помощью созданной им диалектики или учения о развитии, которое опирается на ряд законов. Наиболее важными диалектическими законами он считает закон единства и борьбы противоположностей (определяющий источник и движущую силу развития), закон перехода количественных изменений в качественные (выявляющий механизм развития) и закон отрицания отрицания (определяющий форму и направление развития). Историческое развитие, по Гегелю, является не просто спокойным процессом, совершающимся без напряжения и борьбы, подобно развитию органической жизни, «а тяжелой недобровольной работой, направленной против самого себя; далее оно является не чисто формальным развитием вообще, а осуществлением цели, имеющей определенное содержание. Этой целью является дух, именно он — руководящий принцип развития, благодаря которому последнее получает смысл и значение.

Спиралевидная модель развития, разработанная Гегелем, предполагает три важнейших качества — поступательность, преемственность и цикличность. Вечная борьба противоположных начал в мире дает импульсы поступательному движению — от простого к сложному, от низшего к высшему. Каждая следующая ступень развития отрицает предыдущую и, в свою очередь, отрицается последующей ступенью. Отрицание здесь имеет триединую природу, это отрицание-снятие: оно предполагает, с одной стороны, устранение, отбрасывание всего отжившего, устаревшего, препятствующего развитию, с другой — удержание, снятие жизнеспособных и ценных элементов, которые были на предшествующей стадии, с третьей — утверждает новое качественное состояние, принципиально иную стадию развития.

ava22

Линеарная концепция — это система понимания на развитие общества, природы, политики, мира. В каждом случае ученые, мыслители выдвигали свою теорию о происхождении живых организмов на Земле, эволюционном развитии человечества, исторических процессах. Мнения менялись под влиянием времени и науки, выдвигались новые гипотезы со своими плюсами и минусами.

Основы линеарной концепции

В научном мире принято считать, что общество формируется прямолинейно, причем необязательно в одном направлении. Это может быть:

По линеарному понятию развитие человечества происходит со сменой событий:

  1. Старое на новое.
  2. Простое на сложное.
  3. Низшее на высшее.

Согласно линеарной концепции совершенство общества последовательно нарастает, основой таких изменений служит прогресс в человеческом разуме, который является двигателем закономерного развития. Французским мыслителем Ж. Кондорсе линия развития цивилизации разделена на эпохи:

  1. Исходную ступень от приспособления к выживанию до образования первого политического учреждения.
  2. Развитие земледелия.
  3. Появление письменности.
  4. Научные и философские достижения.
  5. Могущество Рима до исчезновения его господства.
  6. Победы варваров.
  7. Возникновение книгопечатания.
  8. Географические исследования.
  9. Научные открытия ученых (Декарт, Ньютон).
  10. Рождение трудов французских просветителей.

Социолог О. Конт разделил социальную динамику на ступени:

По-своему видел развитие жизненных циклов Г.Спенсер, где однородные процессы переходят в разнородные. Ученый приводил в пример эволюцию человечества от первобытного состояния до образования многих народов, различных рас со сложной биологической организацией.

Г.Спенсер

Г.Спенсер

В ХХ веке отличился Фукуяма своей теорией о завершении исторического развития общества, так как западная либеральная демократия и есть идеологическая эволюция человечества в окончательной форме.

Интересны линеарные концепции ученых биологов. Ж. Ламарк выдвинул теорию эволюции живых организмов от простых к сложным, которые совершенствуются от времени. По его мнению, животные наследуют от своих предков разные свойства. Карл Линней выдвинул свою концепцию, создал биологическую систематику с господством животного и растительного мира. Где существование и развитие происходит раздельно. Сходство и общие черты позволили объединить виды по:

Линней не успел довести свою систематику до совершенства, но последователи продолжили его дело, создали полную классификацию. Чарльз Дарвин выдвинул свою теорию о происхождении видов от естественного отбора.

Плюсы линеарной концепции

В каждой сфере развития общества создавалась учеными своя линия понимания мира. Положительные свойства различных суждений:

  • Продвижение науки и техники.
  • Разработки ресурсов Земли.
  • Появление новых технологий.
  • Научные открытия.
  • Исследования в области медицины с появлением препаратов для полного излечения болезней.
  • Освоение космоса.

Биологи тоже своей концепцией внесли большой вклад:

  1. Описали породы животных и сорта растений.
  2. Разработали определения организмов.
  3. Ввели номенклатуру по названиям видов.
  4. Определили сходства в строении живых существ.
  5. Установили физиологическое различие, что разные представители не могут скрещиваться.

Не всегда ученые достигали единства в своих изысканиях, были сторонники и противники появления разных гипотез.

Минусы ведущих замыслов

Нет единой концепции на все случаи жизни, они все разные и даже имеют отдельную терминологию. Зависят взгляды от времени, совершенствования науки. Ученые прошлых столетий совершили много ошибок, они навязывали свою линию и предположения всему миру. Долго велись споры относительной теории Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Линней во многом заблуждался:

  • Был уверен, что в организмах не происходит изменений от времени.
  • Создал искусственную, а не естественную классификацию.
  • В его животном мире было всего 6 классов, такое распределение основано на строении кровеносных и дыхательных систем.

Гипотезы Ламарка тоже несовершенны, а некоторые аспекты вовсе ошибочны. Вызывает сомнение высказывания Кондорсе относительно мерила развития общества, который находится в добродетельном разуме. Такой прогресс не всегда давал народам счастье, активность мыслей приводят не только к истине, но и к заблуждениям. По мнению французского просветителя, религия возникла из-за невежества народа, который дал себя обмануть жреческому сословию.

Фукуяма посчитал, что фашизм и коммунизм победил западный либерализм, успешно избавился от религиозного фундаментализма и национализма. В его концепции неумеренная излишняя идеализация многих явлений, но реальные противоречия жизни с либеральной демократией не показаны, а если что и сказано, то очень невыразительно.

Заключение

Несмотря на все концепции у человечества остались вопросы:

  1. Кто они такие.
  2. Откуда появились.
  3. Когда человек приобрел себя в настоящей форме.
  1. Венцом природы является человек, его обогащают познавательные, эстетические и этические ценности.
  2. Общество состоит из людей, которые осуществляют смысловые действия.
  3. Невозможно из-за творческого характера человека давать прогноз на эволюцию с большим временным промежутком.
  4. По доступным сведениям, можно предположить, что изменения в обществе происходят все-таки нелинейно и сопровождаются различными цивилизациями.

Незаурядный талант и способности первопроходцев науки, незыблемые и авторитарные взгляды создали настоящую действительность. Потомки благодарны ученым, ставят им памятники, мемориальные доски. Их именем называют проекты и объединения. Учебники биологии по-прежнему используют студенты на факультетах естественных наук, популярны у всего прогрессивного человечества.

Сегодня можно наблюдать перманентные изменения в обществе, оказывающие влияние на жизнь людей, на их деятельность, мысли, чувства, мировоззрение и мнение о самих себе. В чем же заключается смысл данных изменений? В истории общественной мысли сформировались разные вариации ответа на данный довольно-таки фундаментальный вопрос, от ответа на который зависит также смысл персонального существования каждого индивидуума.

Линейные теории

В соответствии с одной точкой зрения, общественные трансформации, которые происходят в истории человечества, носят прогрессивный характер. Исторический прогресс трактуется в качестве поступательного развития мирового сообщества от более низких, менее совершенных форм социального устройства, к высшим, наиболее прогрессивным и совершенным.

Идея исторического прогресса получила широкое распространение в общественной мысли XVIII–XIX столетия и базировалась на убежденности в мощи человеческого разума, который в состоянии сформировать безупречное и даже совершенное устройство мира, где каждый человек будет счастлив.

К примеру, знаменитый философ из Германии - Г. Гегель был уверен, что пиком социального развития стоит считать правовое государство, где свобода каждого гражданина будет находиться под защитой закона, гарантирующего гармоничное развитие персональных (частных) и общественных интересов.

Противовесом идеи Г. Гегеля стала концепция К. Маркса, который видел государство как орудие эксплуатации человека человеком, а также был полностью уверен, что с ликвидацией классов, личной собственности людей должно быть впоследствии ликвидировано и государство, на замену которому придет особенная форма социального самостоятельного управления – коммунизм.

Коммунизм в трактовке Маркса рассматривался в качестве сообщества свободных от эксплуатации людей, для которых труд становится жизненной потребностью. В доктрине коммунизма критерий исторического прогресса есть развитие научно-технических знаний, которые бы способствовали формированию материальной базы социального благополучия.

Невзирая на различное толкование целей, путей, критериев исторического прогресса, универсальным для большинства философов и мыслителей стало признание общего характера, предлагаемого ими идеального социального устройства: каждый из народов раньше или позже придет к нему, и путь данный станет единым и единственным для всех. В социуме будущего целиком будут решены все общественные несоответствия и противоречия, будет царить гармония частного и общественного.

Данные концепции исторического прогресса впоследствии были названы линейными, так как общественное развитие мыслилось в качестве неуклонного и непрерывного движущегося по восходящей прямой к единой конечной цели, являющейся общей для всех наций и государств.

Циклические теории

С точки зрения Н. Я. Данилевского, в мире есть большое количество культур, каждая из которых наделена лишь для нее характерными особенными чертами, а также имеет свою собственную дорогу развития.

Исторический прогресс заключается в осуществлении каждой культурой всей полноты своих особенных возможностей, которые находят свое проявление в научно-техническом прогрессе, искусстве, религии, хозяйстве, праве.

Правда, по достижению вершины развития, каждая культура, по мнению Н. Я. Данилевского, покидает историческую сцену, уступая место новому общественному организму. Таким образом, историческое движение будет иметь циклическую форму: каждой культуре предстоит пройти циклы рождения, становления, расцвета, зрелости, старения, упадка либо гибели.

В XX столетии идея линейного исторического прогресса была в решительном ключе раскритикована. Признание равноценности культур, народы которых наделены правом на выбор личного пути развития, стало противоречить идее необходимости осуществления единой модели общества.

Другой не менее известный представитель немецкой философии – Освальд Шпенглер, развивая точку зрения Н. Я. Данилевского, решительно отрицал любые представления о линейном прогрессе. Философ, который пережил разрушительную Первую мировую войну, а также ставший очевидцем установления немецкого фашизма, обладал довольно пессимистичным взглядом на историю. Шпенглер был уверен, что любой культуре, как бы величественна и плодотворна она не была, будет суждено погибнуть, окончив, таким образом, свой жизненный цикл.

Социальное развитие на сегодняшний день подтвердило точку зрения о том, что такие критерии исторического прогресса, как материальное благополучие, развитие науки и техники далеко не всегда могут улучшить жизнь населения той или иной страны.

Высокий уровень развития экономики далеко не всегда будет сопровождаться ростом духовных потребностей, а, скорее, наоборот: человек индустриального и постиндустриального социума становится частью процесса бездумного потребительства, а также довольствуется низкопробными продуктами массовой культуры. Научно-технический прогресс, помогая сделать жизнь людей наиболее комфортной, несет в себе угрозу создания технологий, способных стереть человечество с лица земли.

Однако прав ли был О. Шпенглер, когда выносил приговор всем культурам, участвующим в этой грядущей мировой трагедии?

Прежде чем рассуждать об истории, надо так или иначе ответить на вопрос, что она собой представляет, каковы её содержательные границы. Обычно историю определяют как науку о прошлом — минувшей действительности, предшествующем развитии, о том, что когда-то произошло или случилось с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу прошедших событий. Такое понимание истории является не точным и не полным. На самом деле история не даёт людям забыть прошлое

Содержание

Введение 3
1. ЦИКЛИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 4
2. ЛИНЕАРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ 6
3. СПИРАЛЕВИДНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 8
4. КОВАРИАНТНАЯ МОДЕЛЬ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ 11
Заключение 13
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Концептуальные модели истории.doc

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра истории и философии

Концептуальные модели истории

Реферат студента группы ССТ-11

кандидат исторических наук, кандидат юридических наук,

доцент Пирожкова И.Г.

1. ЦИКЛИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 4

2. ЛИНЕАРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ 6

3. СПИРАЛЕВИДНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 8

4. КОВАРИАНТНАЯ МОДЕЛЬ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ 11

Список литературы 14

Прежде чем рассуждать об истории, надо так или иначе ответить на вопрос, что она собой представляет, каковы её содержательные границы. Обычно историю определяют как науку о прошлом — минувшей действительности, предшествующем развитии, о том, что когда-то произошло или случилось с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу прошедших событий. Такое понимание истории является не точным и не полным. На самом деле история не даёт людям забыть прошлое. Научно-историческое исследование даёт вторую жизнь тому, что однажды уже прошло по жизни, завершило свой земной путь, отцвело и умерло. История — торжество жизни над смертью, настоящего над прошлым. История есть коллективная память людей, память о прошлом. Но память о прошлом — это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это — прошлое, восстановленное и восстанавливаемое через призму современной идеологии. Память всегда современна, она — составной смысловой элемент реального, непосредственно на наших глазах разворачивающегося процесса.

История – это прежде всего процесс. С этим сейчас согласно большинство историков, специалистов по философии истории, социологов. 1 Существуют различные модели этого процесса, то есть модели истории. Эти модели представляют не отдельный сегмент исторической реальности, а историю как целое, то есть прошлое, настоящее и будущее вместе. Таких моделей существует множество и их поиск постоянно продолжается. Основная задача данного исследования рассмотреть основные концептуальные модели истории.

  1. ЦИКЛИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕС СА

Циклическая модель истории – одна из наиболее древнейших в человеческой культуре. Образ цикла сформировался из наблюдений за сменой дня и ночи, лунных фаз, времён года, приливов и отливов. Периодичность появления определенных звёзд и вера в их влияние на судьбы людей привели к вере в то, что многие общественные явления периодически повторяются с течением времени.

Циклическая модель впервые получила классическое выражение в древнегреческой философии. Античные философы полагали, что история не знает движения к исторической или сверхисторической цели: она движется по кругу и возвращаясь к своему исходному пункту.

В VI-V в.в. до н.э. традицию циклического толкования истории мира и общества продолжали самые известные греческие философы того времени, прежде всего Платон и Аристотель. По Платону история любой культуры или любого народа проходит последовательно через стадии появления, развития и утончения, достигает вершины и из-за наводнений, чумы или других причин приходит в упадок и распадается. Аристотель наметил цепочку форм государственного устройства: монархия, или царская власть, непосредственно соседствующая с аристократией, — полития — олигархия — тирания — демократия.

Идея цикличности выражается не только языком философских теорий, но и языком цифр. Ученые предпринимают попытки вычислить временную протяженность волн и циклов. Например, Л. Гумилев полагал, что длина каждой из фаз примерно 300 лет, полный же цикл равен 1500 годам; Питирим Сорокин выделял эпохи продолжительностью 600 лет; А. Чижевский связал социальные циклы с периодами наивысшей активности Солнца и выяснил, что они равны 11,1 года 3 . Современные исследователи, продолжающие работать в этом направлении, делают выводы о существовании 80 - 90-летних и 600-летних циклов, которые накладываются друг на друга. Эти расчёты интересны не только сами по себе, но имеют и прикладную ценность: они позволяют делать краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития общества. Учёным предстоит ещё большая работа в этой области.

Линеарная концепция истории выражает идею прямолинейности общественного развития и связана использованием образа или фигуры линии в историческом объяснении. Сама по себе прямолинейность не указывает чётко направления развития; возможно развитие и "вперёд", и "назад", и даже "вбок". Здесь главное — не само направление, а жёсткое, непрерывное, выстраиваемое в линию следование однажды принятому направлению.

Линейное развитие общества может происходить в двух направлениях— прогрессивном и регрессивном. Если направление линии развития представляет собой последовательное нарастание совершенства, подъём на более высокие уровни развития, реализующего к тому же определенные человеческие цели, то её называют линией прогресса, прогрессивной эволюции общества. В этом смысле прямолинейность общественного развития отождествляется с его прогрессивностью. Линеарная концепция истории рассматривается как концепция прогрессивного развития общества.

Концепция линейности истории появилась сравнительно недавно. Триумф идеи прогресса, соответствующих настроений и ожиданий пришёлся на XVIII в. О прогрессе в это время писали многие: Вольтер, Дидро, Даламбер и др. Но полнее и глубже других в этом вопросе был Ж.А.Н.Кондорсе. Прогресс человечества, общества видится французскому мыслителю как прогресс человеческого разума. 4 Конечно, не всегда прогресс разума ведёт общество к счастью и добродетели. Результатом активности разума являются не только истины, но и некоторые заблуждения. Согласно Кондорсе, прогресс закономерен, подчинён общим законам развития.

Линию прогресса человеческого разума, человечества Кондорсе расчленяет на 10 исторических этапов, или эпох. Первая эпоха — исходная ступень цивилизации: семьи, объединённые в племена. Вторая эпоха характеризуется переходом "от пастушеского состояния к земледелию". Труд становится более производительным, жизнь — более обеспеченной и безопасной. Третья эпоха характеризуется дальнейшим разделением труда и классовой дифференциацией общества. Четвёртая эпоха — "прогресс человеческого разума в Греции до времени разделения наук в век Александра". Пятая эпоха – эпоха прогресса наук. Шестая эпоха ограничена упадком просвещения. Седьмая эпоха охватывает период с начала возрождения науки до изобретения книгопечатания. Восьмая эпоха – эпоха великих географических открытий. Девятая эпоха берёт свое начало от Декарта, а завершается образованием французской республики. Десятая эпоха – эпоха будущего прогресса человеческого разума.

Отношение к прогрессу в XX веке более чем сдержанное. Сама идея прогресса оттеснена на периферию духовной жизни. Интерес к ней оживился в связи с концепцией "конца истории" Френсиса Фукуямы. Фукуяма утверждает, что мы являемся свидетелями "конца истории как таковой", то есть завершения "идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления" 5 . С этого момента не будет и не должно появиться ничего принципиально или эпохально нового.

Образ спирали, интуитивный, спонтанный, давно появился в человеческой культуре. Однако его познавательная эвристика, его интегративные возможности впервые были раскрыты лишь в диалектике — сначала гегелевской, а потом в марксистской. Из диалектики как учение о развитии пришло подтверждение и развернутое теоретическое обоснование этого образа.

Спираль связана с законом отрицания отрицания. Среди законов диалектики этот закон занимает особое, синтезирующее место. Закон отрицания отрицания фиксирует направление, т.е. форму и определенный (всегда только относительный) результат развития. Спираль, спиралевидность и есть это направление развития. В свете данного закона процесс развития структурно распадается на отдельные, относительно самостоятельные стадии, этапы, фазы. При этом каждая последующая стадия связана с предыдущей отрицанием — необходимым, сущностным элементом развития.

Гегель нашел очень удачный термин для диалектического отрицания — снятие. В нём органически слились три смысловых плана: упразднение, сохранение и подъём. Во-первых, диалектическое отрицание есть устранение, уничтожение, отбрасывание старого, отжившего, того, что не отвечает изменившимся условиям, препятствует дальнейшему развитию. Во-вторых, оно вбирает, удерживает и сохраняет всё жизнеспособное, перспективное, ценное, что есть в отрицаемом состоянии, что было в предшествующем развитии. Наконец, в-третьих, диалектическое отрицание даёт жизнь новому качественному состоянию, новой стадии развития. А это равнозначно обогащению, тому или иному совершенствованию содержательных, структурных, функциональных и иных характеристик всех относящихся сюда явлений. Иначе говоря, в общем плане диалектическое отрицание утверждает более высокий уровень развития. 6

Понятием общественно- экономической формации в марксизме фиксируются отдельные шаги или качественно своеобразные ступени истории человечества. Всего таких ступеней пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в результате социальной революции, в её основе — конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Движущей силой этого качественного скачка в развитии общества, согласно марксистскому учению, выступает классовая борьба. 7

Закон отрицания отрицания и вычерчиваемая им спираль развития универсальны. Согласно марксистской традиции, этот закон действителен для природы, общества и человеческого мышления. Спираль общественного развития, всемирной истории выстраивается из малых спиралей. Смена общественно-экономических формаций происходит с естественноисторической необходимостью. Ни одна из них не сходит с исторической арены прежде, чем разовьются (и будут исчерпаны) все ее сущностные силы.

Читайте также: