Ликвидация общественных объединений кратко

Обновлено: 05.07.2024

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Прежде чем вести разговор о процедуре ликвидации общественного объединения, остановимся на существующих формах общественных объединений.

Их несколько, а именно:

— орган общественной самодеятельности;

— политическая партия (деятельность политических партий, в том числе ликвидация политических партий регулируется специальным федеральным законом).

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Общественная организация может быть ликвидирована по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо по решению суда.

Имущество общественного объединения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, предусмотренные уставом, либо на цели, определяемые решением съезда/конференции или общего собрания, в спорных случаях — решением суда.

Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати.

При ликвидации общественной организации по решению высшего органа управления общественной организации в соответствии с уставом организации документы, необходимые для осуществления ее ликвидации, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного юридического лица при его создании.

Федеральный орган государственной регистрации после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.

После уведомления органа, принявшего решение о государственной регистрации организации о предстоящей ликвидации и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) в трехдневный срок с момента принятия решения, общественное объединение проходит следующие этапы ликвидации:

— составление реестра кредиторов и уведомление их о ликвидации;

— составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;

— уведомление об утверждении промежуточного ликвидационного баланса в орган государственной регистрации;

— проведение расчетов с кредиторами;

— составление ликвидационного баланса;

— подача заявления о завершении процедуры ликвидации с предоставлением ликвидационного баланса в орган государственной регистрации.

Завершением процедуры ликвидации по решению органов управления общественного объединения является внесение записи о ликвидации организации в ЕГРЮЛ.

Основаниями ликвидации общественного объединения по решению суда являются:

  • нарушение данной организацией прав и свобод человека и гражданина;
  • неоднократные или грубые нарушения данной организацией Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям организации;
  • неустранение в установленный срок нарушений, явившихся основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Структурные подразделения общественного объединения — отделения — также ликвидируются в случае его ликвидации.

Ликвидация общественных объединений по решению суда является крайней мерой. Ей предшествуют иные меры воздействия на нарушителей, такие как вынесение представлений органами юстиции и прокуратуры в руководящие органы общественных объединений. В них (представлениях) указываются конкретные правонарушения и требования по их устранению. И только если и после этого организация продолжает вести противоправную деятельность, запускается процедура принудительной ликвидации общественного объединения через суд.

Статья 26. Ликвидация общественного объединения

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 26

Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.

(часть первая в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, - на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях - решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного объединения, ликвидированного в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", обращается в собственность Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации общественных объединений в связи с ликвидацией определяется Президентом Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

Порядок ликвидации общественных объединений урегулирован ст. 19 и 29 Закона об общественных объединениях и Инструкцией о ликвидации общественных объединений.

Ликвидация общественного объединения может осуществляться по решению его высшего органа, а также по решению суда . Данная статья посвящена рассмотрению алгоритма ликвидации общественного объединения по решению суда. Исходя из содержания Закона об общественных объединениях, Инструкции о ликвидации общественных объединений и других актов законодательства, можно выделить следующие стадии ликвидации общественного объединения по решению суда.

1. Выявление оснований ликвидации общественных объединений в судебном порядке.

По решению суда общественное объединение может быть ликвидировано в случаях, предусмотренных ст. 29 Закона об общественных объединениях. Данная норма предусматривает следующие случаи, в которых общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда:

1) осуществление общественным объединением пропаганды войны или экстремистской деятельности. Определение экстремизма (экстремистской деятельности) приведено в ст. 1 Закона о противодействии экстремизму;

2) нарушение общественным объединением законодательства и (или) устава в течение одного года после вынесения письменного предупреждения. Письменное предупреждение выносится общественному объединению регистрирующим органом (Минюст, главные управления юстиции областного, Минского городского исполкомов) в случае совершения общественным объединением действий, нарушающих Конституцию, Закон об общественных объединениях, иные акты законодательства и (или) устав, кроме случаев, когда нарушение влечет за собой ликвидацию общественного объединения по решению суда. Письменное предупреждение не позднее чем в трехдневный срок после его вынесения выдается либо направляется по почте руководящему органу общественного объединения с указанием допущенных нарушений и срока их устранения ;

3) при госрегистрации общественного объединения со стороны его учредителей были допущены нарушения Закона об общественных объединениях и (или) иных актов законодательства, носящие неустранимый характер;

4) численность и состав общественного объединения не соответствуют требованиям ч. 4 ст. 8 Закона об общественных объединениях;

5) неустранение нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, в срок, установленный решением суда. Деятельность общественного объединения может быть приостановлена на срок от одного до шести месяцев решением суда по заявлению регистрирующего органа, если общественному объединению этим органом было вынесено письменное предупреждение, и общественное объединение в установленные сроки не устранило соответствующие нарушения либо не сообщило в регистрирующий орган об их устранении с представлением подтверждающих документов ;

6) непредставление общественным объединением в течение трех лет подряд в установленный срок сведений, предусмотренных ч. 6 ст. 24 Закона об общественных объединениях. Указанные сведения предоставляются общественным объединением в регистрирующий орган ежегодно до 1 марта;

7) однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, предусмотренных законодательными актами;

8) нарушение общественным объединением, его организационной структурой установленных законодательством требований, предъявляемых к использованию иностранной безвозмездной помощи.

Основаниями ликвидации общественного объединения могут быть и общие основания ликвидации юрлица по решению суда, предусмотренные подп. 2 п. 2 ст. 57 ГК (осуществление лицензируемой деятельности без лицензии, либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, нарушение порядка и сроков ликвидации по решению высшего органа общественного объединения и др.).

Перечисленные нарушения фиксируются в установленном порядке регистрирующими, иными уполномоченными государственными органами, организациями (исполнительные и распорядительные органы, органы КГК, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы) в процессе осуществления ими контрольных и надзорных полномочий в отношении общественных объединений.

2. Подача уполномоченным государственным органом искового заявления в суд о ликвидации общественного объединения.

Правом на обращение в суд с иском о ликвидации общественного объединения обладают регистрирующие органы — Минюст в отношении международных и республиканских общественных объединений и главные управления юстиции областного, Минского городского исполкомов в отношении местных общественных объединений. Регистрирующие органы могут обращаться в суд с иском о ликвидации общественного объединения в том числе на основании сведений о нарушении им законодательства, полученных от других уполномоченных органов (организаций).

Исковые заявления о ликвидации международных и республиканских общественных объединений рассматриваются Верховным Судом, а о ликвидации местных общественных объединений — областными, Минским городским судами по месту нахождения руководящего органа общественного объединения .

3. Принятие судом решения о ликвидации общественного объединения.

Рассмотрение исковых заявлений о ликвидации общественных объединений осуществляется по правилам, установленным ГПК. По результатам рассмотрения иска о ликвидации общественного объединения суд выносит решение. В необходимых случаях в резолютивной части решения указываются срок и порядок исполнения решения . Таким образом, по мнению автора, в решении суда о ликвидации общественного объединения должен быть указан срок окончания ликвидации, а также решен вопрос о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и указаны необходимые сведения о ее членах (ликвидаторе). Поскольку законодательством не предусмотрено иное, обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора) могут быть возложены на любых лиц по усмотрению суда. В частности, обязанности ликвидатора могут быть возложены на регистрирующий орган, руководителя общественного объединения и др. Решение суда о ликвидации общественного объединения при необходимости должно отражать иные вопросы, связанные с порядком ликвидации (срок предоставления ликвидационного баланса для утверждения судом, отчета ликвидационной комиссии (ликвидатора) о своей деятельности и т.д.).

4. Направление решения суда в регистрирующий орган.

Решение суда о ликвидации общественного объединения направляется в соответствующий регистрирующий орган для внесения в ЕГР сведений о нахождении общественного объединения в процессе ликвидации.

5. Осуществление ликвидационной комиссией (ликвидатором) действий, связанных с ликвидацией.

Действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) в случае принятия решения о ликвидации общественного объединения судом аналогичны таким действиям при ликвидации общественного объединения по решению его высшего органа. Исключение составляет предоставление промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов для утверждения суду. Указанные действия включают:

1) публикацию сведений о том, что общественное объединение находится в процессе ликвидации, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами в порядке, определенном ч. 9 ст. 19 Закона об общественных объединениях, а также постановлением Совмина от 05.11.2009 N 1445;

2) рассмотрение требований кредиторов, составление и предоставление суду для утверждения промежуточного ликвидационного баланса и удовлетворение требований кредиторов после такого утверждения. В ст. 19 Закона об общественных объединениях перечисленные вопросы не урегулированы, в связи с чем при их решении следует руководствоваться ст. 59, 60 ГК;

3) направление денежных средств и иного имущества общественного объединения после полного удовлетворения всех требований кредиторов на цели, предусмотренные уставом, если они в соответствии с законодательными актами не подлежат обращению в доход государства ;

4) прекращение деятельности организационных структур общественного объединения в связи с его ликвидацией в порядке, установленном Положением о прекращении деятельности организационных структур общественных объединений;

5) составление ликвидационного баланса и предоставление его суду для утверждения.

6. Утверждение судом ликвидационного баланса.

По завершении удовлетворения требований кредиторов за счет имеющихся денежных средств и иного имущества общественного объединения и распоряжения оставшимися после такого удовлетворения денежными средствами и иным имуществом в соответствии с уставом ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс и предоставляет его в суд с ходатайством о его утверждении. К ходатайству, помимо ликвидационного баланса, подписанного членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), могут прилагаться иные необходимые документы. Об утверждении ликвидационного баланса суд выносит определение .

7. Исключение общественного объединения из ЕГР, Государственного реестра общественных объединений, союзов либо реестра местных общественных объединений, союзов.

После утверждения судом ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) предоставляет его и другие документы, указанные в ч. 11 ст. 19 Закона об общественных объединениях, в регистрирующий орган.

Части 12 — 14 ст. 19 Закона об общественных объединениях определяют, при каких условиях регистрирующий орган вносит записи в ЕГР, а также в Государственный реестр общественных объединений, союзов либо реестр местных общественных объединений, союзов об исключении из них общественного объединения.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Ликвидация общественной организации несущественно отличается от аналогичного процесса по отношению к любому иному юридическому лицу. Однако работа таких обществ регламентируется отдельными законными актами, что отражается и на процессе прекращения деятельности, который приобретает несколько иную форму.

Наш адвокат по регистрации и ликвидации предприятий станет Вашим помощником и советчиком в процедуре.


Какие бывают способы ликвидации общественной организации?

Прежде всего нужно понимать, что такие понятия, как внесение изменений в ЕГРЮЛ при смене юридического адреса и ликвидация – понятия разные. Внесение изменений влечет за собой просто появление более актуальной информации в реестре, а ликвидация влечет за собой прекращение деятельности вообще.

Виды закрытия фирмы:

В зависимости от того, какие есть основания ликвидации общественной организации, выбирается один из четырех методов проведения данной процедуры. Многие из способов ликвидации общественной организации похожи на ликвидацию коммерческих юридических лиц, аналогия с ответом на вопрос как ликвидировать ИП в данном случае не может быть использована.

Ликвидация общественной организации

  1. Добровольный процесс. В данном случае необходимо принять коллективное решение, запротоколировать его и затем начинать подготовку всех необходимых документов. Это процесс достаточно длительный, однако, он является одним из самых надежных процессов для ликвидации некоммерческой организации.
  2. Ликвидация путем реорганизации. Реорганизация может быть в форме присоединения, разделения или выделения, слияния или преобразования. Такая процедура проходит достаточно редко и зачастую она связана не с целью ликвидировать общественную организацию, а с целью привести ее учредительные документы в соответствие с требованиями министерства юстиции.
  3. Альтернативное закрытие общественной организации. Это не слишком распространённый метод, как закрыть общественную организацию, поскольку он связан с дополнительными операциями. Необходимо будет найти посредника, юриста или же компанию, которая оказывает соответствующие услуги по поиску нового желающего возглавить организацию. Преимуществом такого варианта является возможность переложить большую часть полномочий на представителя, но они минимальны в сравнении с рисками, ведь процедура может показаться сомнительной сделкой, в связи с чем к организаторам могут быть применены негативные последствия вплоть до привлечения к уголовной ответственности.
  4. Ликвидация общественной организации по решению суда – совсем иной случай. Это не добровольное решение, а императивное. При наличии постановления необходимо точно в срок провести все операции. В остальном же процедура также ничем не отличается от стандартной, поскольку требования предъявляются все те же. Более того, по решению суда можно ликвидировать только НКО, а та же ликвидация гаражного кооператива по решению суда состояться не может.

ВНИМАНИЕ: все не так просто с ликвидацией организации, смотрите подробности в видео, слушайте советы адвоката, подписывайтесь на наш канал YuoTube прямо сейчас. Кстати, в комментарии к ролику Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатно ответ адвоката: профессионально и в срок.

Порядок добровольной ликвидации общественной организации

Добровольная ликвидация общественной организации будет состоять из нескольких основных этапов:

  • принятия решения и формирования комиссии;
  • составление необходимых документов и подача их в регистрирующий орган;
  • назначения сроков, уведомление кредиторов, партнеров, государственных органов;
  • составления промежуточного баланса;
  • расчет с кредиторами;
  • распоряжения остаточным имуществом;
  • составление ликвидационного баланса;
  • внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Вообще, стоит отметить, что порядок ликвидации некоммерческой организации достаточно своеобразен: он похож на порядок ликвидации коммерческого юридического лица, но имеет ряд нюансов.

Протокол ликвидации общественной организации – это обязательный документ в пакете, который должен быть составлен максимально грамотно. Сложности могут возникнуть на этом этапе в связи с тем, что все участники фактически имеют в таком обществе равные права, но в некоторых случаях можно обойтись и собранием учредителей.

Ликвидация региональной общественной организации проходит по аналогичной схеме, но требуется решение конференции, съезда, которые и принимали решение о создании данного общества. При этом процесс может быть, как добровольным, так принудительным, по судебному решению.

Несмотря на то, что общественная организация не имеет своей целью получение коммерческой выгоды, она должна тщательно сверить свой баланс с контролирующими органами, уведомить всех заинтересованных третьих лиц о планируемом закрытии. С этой целью в особых изданиях заказывается официальная публикация, в которой указывается точный срок ликвидации. Если же у кредиторов возникают какие-либо претензии, они должны быть удовлетворены, а расчеты сверены до подачи данных в единый государственный реестр.

Порядок ликвидации общественной организации путем реорганизации

Ликвидация общественной организации путем реорганизации происходит иначе, и включает в себя:

  • принятие решения о реорганизации;
  • составление и подача соответствующих решения и уведомления в регистрирующий орган;
  • публикацию соответствующей информации в специальном вестнике (это требуется не всегда);
  • подачу нового пакета документов – он разные в зависимости от того, каким именно способом реорганизуется общественная организация;
  • внесение соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

Так называемая альтернативная ликвидация по сути своей является передачей общественной организации под управление другим лицам. Причин тому может быть много: как пример, ее участники перестали заниматься каким-то ранее им интересным проектом, а другие люди наоборот, хотят с помощью этой организации привлечь внимание к определенной проблеме.

Если завершение работы происходит по решению судебных органов, собрания и принятия решения не требуется. В этом случае суд самостоятельно принимает решение о ликвидации, если оно вступает в законную силу – это уже является основанием для исключения такого лице из реестра юридических лиц.

Ликвидация общественной организации без регистрации юрлица

Также следует учитывать, что общественная организация не всегда регистрируется как юридическое лицо, и это вполне законно. В этом случае нет необходимости вносить изменения в государственный реестр. Для всех остальных организаций это обязательный завершающий этап работ, с момента которого общество перестает существовать.

НА ЗАМЕТКУ: Стоит также отметить еще один этап ликвидации, который используется в отношении коммерческих организаций. Так, последнее время достаточно часто происходит ликвидация ООО налоговой, и в этом различие коммерческой организации от некоммерческой: некоммерческую организацию ФНС ликвидировать не может.

Адвокат по ликвидации общественной организации в Екатеринбурге

Наши адвокаты по ликвидации некоммерческих организаций всегда помогут в процедуре: дадут совет, составят всю необходимую документацию, сдадут пакет документов в компетентные государственные органы и добьются исключения из реестра ликвидируемой общественной организации: профессионально, на выгодных условиях и в срок.


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

Читайте также: