История почтовой марки для детей кратко

Обновлено: 05.07.2024


Почтовые марки все знают.
В альбом иногда собирают.
А это история, жизнь
И мир весь огромный кажись.

Марки – это не просто красивые разноцветные картинки, а самая настоящая иллюстрированная и бесконечная энциклопедия. О чем только они не рассказывают. О памятных исторических событиях. О кораблях разных времён. О животном мире нашей планеты. О великих спортсменах… Коллекционеры, как правило, собирают марки не все подряд, а по интересующим их темам, например истории техники, живописи…. Словом, коллекционирование марок – это один из методов познания мира. А когда и почему появились почтовые марки? Кто из великих увлекался марками? Наверняка такие вопросы покажутся вам интересными и тем, кто не принадлежит к братству филателистов, а просто наделён любознательностью…

Перенесёмся с вами в XVII век. В то время особенно четко и слаженно работали почтовые службы Англии. Королевская почта здесь была создана в 1516 году королём Генрихом VIII,



Король Генрих VIII
учредившим должность главного почтмейстера. В 1635 году при короле Карле I Королевская почта стала обслуживать всех желающих. Тогда было установлено, что за доставку письма платит не отправитель, а адресат.
Король Карл II, правивший Англией в 1660 – 1685 годах, создал специальное почтовое управление. Генеральным почтмейстером стал тогда и Генри Бишоп,



Штемпель Бишопа
то была небольшая круглая печать, внутри которой указывались месяц и день отправки письма. Теперь получатель точно знал, сколько времени письмо находилось в пути, и мог, если это требовалось, пожаловаться на задержку.

При Бишопе появилось ещё одно новшество – штемпели почтового сбора с суммой, которую надлежало взыскивать с получателя письма. Она зависела от расстояния между местами отправки и получения, однако строго определенных тарифов не было. Поначалу в Англии существовали лишь несколько почтовых трактов между главными городами, а в глубинку из этих городов почту доставляли уже местные подрядчики. Но постепенно сеть трактов Королевской почты охватила всю страну, и местные почтовые отделения были открыты даже в самых маленьких городах.

Уже в XVIII веке английское правительство попыталось провести почтовую реформу, установив единую шкалу стоимости пересылки письма в зависимости от расстояния, но идея оказалась не слишком удачной.
За пересылку письма на расстояние до 80 миль надо было уплатить 2 пенса. Эта сумма удваивалась, если расстояние составляло от 80 до 140 миль, а если оно превышало 140 миль, платить надо было 8 пенсов. Однако все это относилось лишь к письмам, состоящим из одного листа бумаги. Если их было больше, платить надо было за каждый лист отдельно. Кроме того, своя цена назначалась и за конверт, куда почтмейстер Королевской почты вкладывал письмо. Вдобавок ко всему, за письмо по – прежнему платил не отправитель, а адресат.
Понятно, что даже после такой реформы система оплаты оставалась достаточно сложной. К тому же многим англичанам и цена почтовых сборов показалась явно завышенной. Неудивительно, что некоторые хитрецы принялись изобретать разнообразные способы, как обмануть Королевскую почту. В результате английское почтовое ведомство стало нести ощутимые убытки. Однако как раз одна из уловок, придуманных такими ловкими людьми, и навела изобретателя почтовой марки на его великую идею. Этим изобретателем стал англичанин по имени Роуленд Хилл.


Роуленд Хилл


Марка Роуленд Хилл

Тайна записной книжки:


Портрет королевы Виктории Худ. Ф.К. Винтерхальтер, 1859 г.


Знаменитый водопад Виктория в Африке

В создании первой в мире марки приняли участие немало людей. Не только Роуленд Хилла, которому английское правительство официально поручило провести почтовую реформу, к ним надо отнести и Уильяма Уайона, автора памятной медали, и художника Генри Коула,


Генри Коула


марка "Черный пенни" 1840 г.

Тайна записной книжки:


Марка 1851 г.

Благодарное человечество чтит имя Роуленда Хилла уже заодно только изобретение почтовой марки.
Почтовая марка бесценна
И каждая в том сокровенна.
Укажет эпохи той грань
И мы воздадим тому дань.

Увидится смысл и величье,
В натуре былое обличье.
И к горлу подступится ком,
Покажется мир нам знаком.

Данный материал расчитан на детей подготовительной группы. Для ознакомления детей с историей почтовой марки, расширения кругозора, развития речи и подготовке к сюжетно-ролевой игре почта.

ВложениеРазмер
proekt_marka.rar 2.9 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Марки автомобилей. Презентация воспитателя Бободжоновой Н.А., 2010 год.

В презентациях представлены информация о разных видых транспорта с красочными иллюстрациями. Материал подойдет для занятий по ознакомлению для старших и подготовительных групп.


Наглядный материал "Знакомство с окружающим миром через марку"

Листы с марками "Декоративные собаки" (14 листов) для ознакомления дошкольников.


Танец "Журавли" под музыку песни Марка Бернеса

Это танец для 8 девочек. Участвуют также два воспитателя. Они будут раскачивать голубую лёгкую ткань, под которой будут пробегать журавли - девочки. Танец можно поставить к празднику 23 февраля, ко Дн.

Приложение к занятию по аппликации "Специальный транспорт".


Стихотворение Марка Сергеева "А что это такое?"

Дети быстрее запоминают текст стихотворений с помощью таких мнемотаблиц.


Конспект занятия "История марки"

Дети познакомяться с назначением марки, историей ее возникновения. У детей развовьет связная речь, мышление, воображение.


Как и зачем были придуманы почтовые марки

Филателисты всего мира с огромным удовольствием погружаются в разбор этих разноцветных бумажных прямоугольничков, выискивая на них особые знаки и отметины, охотясь за теми марками, что прославились за счет какой-то удивительной истории или приобрели статус раритета. Но на момент, когда марки были изобретены, их назначение было вполне прикладным: обеспечить предварительную оплату пересылки корреспонденции.

Первые почтовые службы для населения появились в Европе в XVI веке

Главным назначением почтовой службы любого древнего государства была передача посланий разным уровням военных подразделений. Позже, в Средние века, самую интенсивную переписку вели представители духовенства: как внутри церковной системы, так и общаясь с правителями государств и аристократией. Для доставки писем поэтому часто привлекали монахов. Интересам королей отвечало создание сети курьерских служб, где всегда были наготове гонцы, готовые помчаться с важным документом или новостью к адресату. Но подданным, желавшим вести свою собственную, личную переписку, проку от этих королевских гонцов не было. Если уж приходилось отправлять письмо, нужно было найти знакомого, что доставит послание, а потом найти средства ему заплатить.

Но, несмотря на то, что первые почтовые службы увидели свет уже столетия тому назад, первая марка появилась лишь в 1840 году. Произошло это в Англии.

Сэр Роуленд Хилл (1795 - 1879), разработавший систему тарификации и предварительной оплаты почтовых отправлений

Сэр Роуленд Хилл (1795 - 1879), разработавший систему тарификации и предварительной оплаты почтовых отправлений

Вслед за английскими стали появляться и марки других стран, Российская империя выпустила свою в 1857 году, после тщательного изучения зарубежного опыта. Первая отечественная марка была без перфорации, причиной стала неисправность заказанного из-за границы специального оборудования.
К началу двадцатого века почтовые марки выпускали уже в 310 странах.

Какие марки мечтают заполучить коллекционеры

Марка считается выполнившей свою функцию по оплате пересылки письма, когда почтовая служба проставляет на ней специальную отметку. Так происходит гашение, делающее повторное использование марки невозможным. Правда, остается еще филателистическая ценность. Для коллекционеров гашеная марка, как правило, менее интересна, чем негашеная, но есть и исключения: например, если отметка приурочена к определенной дате.

Первая марка, выпущенная в Российской империи

Самые дорогие, а значит, самые ценные марки – те, что были выпущены маленькими тиражами или имеют какие-либо отклонения, ошибки, неточности, брак и тому подобное. И если смещение цветов или отсутствие перфорации когда-то доставило производителям марок лишь огорчение, сейчас все то же самое может принести коллекционеру большую радость.
В мире филателистов самыми ценными считаются марки-раритеты – те, которых насчитывается не более нескольких десятков штук, и марки-уникумы – существующие в единственном экземпляре.

Именно Англия, как первая страна, применившая новый принцип предварительной оплаты пересылки почтовых отправлений, получила от мирового сообщества право не указывать на марках свое название.

На марках нередко встречаются репродукции произведений живописи, в том числе и английских. А вот кем были 10 главных прелестниц Англии с портретов XVII века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом учебном году я впервые написал письмо Деду Морозу. Когда мы с мамой пошли отправлять его на почту, я увидел, как на конверт наклеивают марки. Меня это заинтересовало. Раньше я видел марки в коллекции сестры, но никогда не задумывался о их назначении. Когда появилась первая марка? Кто ее придумал? Для чего она нужна? Сколько марок нужно наклеить на письмо? Мне захотелось побольше узнать об этом. Вместе с мамой мы решили найти ответы на интересующие меня вопросы и я решил свою исследовательскую работу посвятить этой теме.

Актуальность темы: я считаю эту тему актуальной, потому что в настоящее время все меньше людей пользуются услугами почтовых отправлений. На смену бумажным письмам пришли электронные письма, которые доходят до адресата в считанные секунды. Исчезнут ли марки? – вот вопрос в котором я хочу разобраться.

Гипотеза:предположим, что в ближайшее время марки исчезнут.

Задачи исследования:

1.Познакомиться с историей создания марки, используя доступную литературу и интернет-ресурсы.

2.Провести опрос среди ребят школы.

3. Посетить почтовое отделение.

4. Провести беседу с филателистом.

5.Рассмотреть семейную коллекцию, используя полученные знания.

6. Сделать вывод о подтверждении или опровержении моей гипотезы.

Цель работы: исследовать почтовые марки и их значимость в современном мире.

Объект исследования: коллекция почтовых марок.

Предмет исследования: филателия.

Методы исследования:

теоретический (анализ литературы, работа с Интернет–ресурсами, обобщение данных)

практический (провести анкетирование среди учеников школы, посетить почтовое отделение, провести интервью с филателистом)

Теоретическая и практическая значимостьмоего исследования заключается в том, чтобы узнать историю марок, их значение и рассказать одноклассникам о своих исследованиях на уроке ИЗО.

Этапы работы:

I .Организационно-подготовительный этап.

Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

II. Экспериментально-аналитический этап.

Работа с различными источниками информации, обобщение полученной информации по теме.

Проведение анкетирования учеников школы.

Посещение почтового отделения.

Беседа с филателистом.

Анализ полученных данных.

Глава I . Теоретический анализ

История возникновения первой марки

Согласно легенде, в 1836 году, англичанинРоуланд Хилл путешествовал по Ирландии.Однажды в трактир, где в это время находился Хилл, зашел почтальон с письмом для служанки. Девушка явно обрадовалась, но получать корреспонденцию отказалась. В то время, по правилам почты, за письмо должен был заплатить получатель. Хилл уплатил почтальону три с половиной шиллинга, именно столько стоила в то время доставка, но девушка заявила, что письмо ей не нужно, поскольку в конверте ничего нет. Как выяснилось, они с братом, живущим в Лондоне, давно ведут такую странную переписку. Брат отправлял ей пустой конверт, это означало, что у него все в порядке. Сестра отказывалась принять письмо, и оно уходило обратно отправителю. Получив свое письмо обратно, брат понимал, что у сестры тоже все хорошо.

В голову Хилла пришла мысль: нужно брать плату за письмо вперёд. Он предложил за каждое письмо брать плату в один пенни с того, кто отправляет письмо, а на письмо наклеивать маленький кусочек бумаги, и на него ставить печать, что бы означало, что за письмо оплатили.

Положительную сторону использования почтовых марок очень скоро оценили в большинстве стран мира. Интересно отметить, что на любой почтовой марке, вне зависимости от происхождения, печатается латинскими буквами название выпустившей ее страны. А если его нет, то это английская марка. Сегодня Великобритания, как первая начавшая использовать в обращении марки, освобождена от обязанности указывать наименование страны на марке.

Первая почтовая марка в России пущена в обращение в 1858 году. На марке красовался герб — двуглавый орел и указывалась стоимость (см. приложение 1 рис.2).

Классификация почтовых марок

Существует огромное разнообразие видов почтовых, полупочтовых или непочтовых марок. Ниже перечислены лишь некоторые из них:

Официальные почтовые марки — знаки почтовой оплаты, выпущенные государственной почтовой службой и используемые в качестве оплаты различных почтовых отправлений. Их можно разделить на три категории:

Марки, поступающие в свободную продажу для оплаты почтовых отправлений.

Предназначенные для внутренних нужд или потребностей определённых заведений (например, служебные марки). Обычно не попадают в продажу.

Для оплаты некоторых налогов (например, военно-налоговые марки).

Полуофициальные марки — выпущенные непочтовыми учреждениями или организациями, используемые для оплаты дополнительных почтовых сборов.

Неофициальные марки — марки, выпущенные общественными, частными организациями или лицами.

Марки частных почт — к этой категории относятся марки частных городских и гостиничных почт (например, марки частных местных почт).

Форма почтовых марок

Обычно марка представляет собой листок бумаги небольшого размера, преимущественно прямоугольной формы, как правило, с зубцовкой и клеем, нанесенным на оборотную сторону. Но встречаются и другие формы марок.

В настоящее время известны марки следующих форм: прямоугольник (самая популярная форма), квадрат, треугольник, ромб, круг, трапеция, овал, свободная форма (форма марок может повторять контур карты страны, кокосового ореха, банана). Встречаются также пятиугольные, шестиугольные и восьмиугольные марки (см. приложение 2 табл.1).

Гашение марок

Гашеной называется почтовая марка, на которой нанесен почтовый штемпель. Марка, наклеенная на конверт, означает, что письмо оплачено. Чтобы марку нельзя было использовать повторно, при поступлении письма на почту она гасится оттиском штемпеля. Отсюда и название - гашеная марка.

Изучая информацию, я узнал, что существуют ещё конверты первого дня. Конверт первого дня — это специальный конверт, на котором наклеенные почтовые марки либо блоки погашены в первый день их выпуска.

Конверт первого дня должен содержать в себе три обязательных элемента:

- собственно сам конверт;

- знак почтовой оплаты (марка, блок);

- почтовый штемпель первого дня.

В семейной коллекции я обнаружил несколько таких конвертов:

Конверты декоративно-прикладное искусство России. Кружево (см. приложение 1 рис.3).

Конверт эстафета олимпийского огня. Сочи 2014 (см. приложение 1 рис.4).

Так же в коллекции оказались подарочные марки со штемпелем первого дня (см. приложение 1 рис.5).

Вывод: Почтовая марка – это средство почтовой оплаты. Служит для облегчения сборов за почтовые отправления.

Глава II . Филателия

Филателия - это не простое увлечение, как многим может показаться. Ведь это хобби несет в себе огромнейший познавательный потенциал, стимулирующий любознательность, интерес к истории родной страны у молодежи и подрастающего поколения. Кроме этого, почтовая марка - это не просто клочок бумаги. Это еще и настоящее произведение искусства, хоть и маленькое по размеру. Почтовые марки - это своеобразные "визитки" государства, над созданием которых трудился не один десяток талантливых художников. Филателия - удовольствие не из дешевых. Яркое тому доказательство - самые дорогие марки СССР, цены на которые порой сопоставимы с ценой однокомнатной квартиры или новенького автомобиля! Поэтому, позволить себе приобрести отдельные экземпляры почтовых марок может далеко не каждый.

Филателисты коллекционируют не только новые марки. Многие коллекционеры считают, что истинная ценность марки заключается в выполнении ей своей миссии, т.е. они коллекционируют гашеные марки. Оттиск почтовых штемпелей несет дополнительную информацию.

Вывод: Почтовая марка является не только средством оплаты почтовых услуг, но это еще предмет коллекционирования, отражающий историю той или иной страны.

Глава III . Интересные факты о марках

Изучая данную тему, я узнал интересные факты о марках.

На любой почтовой марке напечатано латинскими буквами страна ,

котрая ее выпустила. Исключением является лишь Великобритания, как страна первая выпустившая марку. На ней представлен профиль правящего монарха.

Художник Владислав Коваль во время учёбы в Москве посылал

письма родным. При этом марки на конверты он не наклеивал, а рисовал, и все письма дошли в таком виде.

Во многих странах значительная часть марок выпускается для продажи

коллекционерам. Это повышает доход государства.

Высокие технологии применяются в изготовлении почтовых марок,

например, 2 года назад, в Австралии выпустили особую серию 3-D марок, на которых изображены мифические существа. Специальные очки можно купить вместе с маркой.

Самая дорогая в мире на настоящее время – это единственная

сохранившаяся шведская марка под названием Treskilling Yellow, которую выпустили ещё в 1855 году. Стоимость этой марки на аукционе составила 2,3 млн. долларов.

В одном из музеев немецкого Вупперталя хранится коллекция из

нескольких тысяч открыток, изображающих один и тот же пейзаж, но украшенных марками многих стран. Каждому гостю музея служители вручают чистую открытку с просьбой выслать её обратно после возвращения на родину.

Вывод: Марки по-прежнему популярны в разных странах и востребованны в большей части как предмет коллекционирования.Это подтверждается наличеем сайтов по данной теме.

Глава IV . Практический анализ

4.1. Роль почтовой марки в современном обществе

Для выяснения роли марки в современном обществе мы провели анкетирование среди учеников школы. Было опрошено 19 человек.

При анкетировании школьникам были заданы 5 вопросов:

1.Пишите ли вы письма?

1. Отправляете ли письма почтой?

2. Часто ли пользуетесь почтовыми марками в настоящее время?

3. Знаете ли вы как, называется увлечение по коллекционирования марок?

4. Занимается ли кто- нибудь из ваших знакомых коллекционированием марок?

Результаты анкетирования представлены в виде диаграммы (см. приложение 3).

Анкетирование показало, что большая часть опрошенных не пишет письма. Из 19 человек лишь 6 – пишут письма. И из них только 5 человек отправляют их почтой. При этом пользуется почтовыми марками всего один из опрошенных. А то, что увлечение по коллекционированию марок называется филателией, не ответил ни один из опрошенных. При этом у 6 человек знакомые занимаются коллекционированием марок.

Вывод: В век современных технологий, молодое поколение в меньшей степени пользуется почтовыми письмами и мало знают о марке, как о предмете почтовой оплаты и предмете коллекционирования.

4.2. Посещение почтового отделения

Проанализировав данные после опроса учеников, я решил посетить почтовое отделение г.Семенов (см. приложение 4 фото 1).

Работник почты рассказал нам о марке, как о предмете почтовой оплаты. Показал, где обычно размещают марки на конвертах и как они гасятся штемпелем.

Из его рассказы я узнал, что марка наклеивается не только на письма, но и на бандероли и заказные письма, которые не заменит интернет. Количество наклеенных марок зависти от веса. На конверты с литерой А (в верхнем правом углу конверта) наклеивать марки не надо, если вес не более 20 г. Если письмо весит больше, то за каждый грамм нужно наклеить марку стоимость 2,5 рубля.

Так же я узнал, что люди хоть и в меньшей мере, но пользуются услугами почтовых отправлений. Число отправлений возрастает к праздникам. И, хотя люди все больше пользуются электронными письмами, все же востребованность в заказных письмах и бандеролях остается.

Узнал, что на почту приходят школьники-филателисты. Они покупают новые марки, пишут письма другим филателистам для обмена марками. Мне показали новые марки, поступившие в продажу. Одна тематика была посвящена предстоящему чемпионату мира по футболу. Мы с мамой с удовольствием приобрели эти марки.

Вывод: Почтовая марка — специальный знак почтовой оплаты, обладающий определённой номинальной стоимостью (номиналом). Они по-прежнему остаются востребованными в почтовых отделениях.

4.3. Беседа с филателистом

Филателист рассказал,что с помощью марок можно узнать события, происходившие в обществе и государстве в разное время. Мы рассмотрели изображения 20 марок разных тематик. На каждой из марок есть год выпуска. На некоторых марках присутствует краткое название события, которому она посвящена. У нас не вызвало особого труда, чтобы высчитать дату произошедшего события.

Результаты проделанной работы мы оформили в таблицу. Первый столбец – год выпуска марки, второй – описание события, в третьем – дата события, а в четвертом – отсканированное изображение марки из коллекции сестры (см. приложение 2 табл.2).

На других марках мы обнаружили разные темы – цветы, животные, насекомые, транспорт.

Вывод: По коллекции марок можно читать историю государства и общества, узнавать окружающий мир. Более детальное изучение изображениямарок ведет к саморазвитию.

Читайте также: