Лидерство и конформизм кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Занятие на тему: «Феномен конформизма.

Подготовила методист МУДО ЦТЭК

Васильева А.В.

Цель: раскрыть понятие конформизм, лидерство.

1. Расширить знания о лидерстве и руководстве.

2. Раскрыть понятие конформизм.

3. Воспитывать культуру общения.

4. Развивать качества лидера.

Методы: объяснительный; проблемная беседа; эвристический.

Приемы: лекция, беседа, тестирование.

Ход занятия

2. Основная часть.

Конформизм – это приспособление, а также пассивное согласие с порядком вещей, с мнениями и взглядами, которые существуют в определенном обществе, где находится индивид.

- внутренний конформизм или одобрение – человек искренне принимает мнение группы;

- внешний конформизм или уступчивость – человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении;

- конформизм наизнанку или негативизм – человек всегда не согласен с требованиями группы.

В нашем мире насчитывается не только несколько миллиардов отдельных индивидуумов, но также и множество национально-государственных образований, общин в различных населенных пунктах, экономических организаций и других формальных и неформальных групп, будь то семья, собрание жильцов или просто люди, которые находятся рядом. Рассматривая групповое взаимодействие нельзя отрицать влияния индивидуумов на их собственные группы. Ведь историю творит меньшинство, переубеждающее всех остальных, т.е. большинство. Так что же помогает этому меньшинству или его влиятельному лидеру стать убедительным.

Существуют следующие феномены группового влияния: социальная фасилитация; конформизм, социальная леность, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства.

Рассмотрим подробнее некоторые феномены группового влияния.

Социальная фасилитация - эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку. Сам механизм, то есть зависимость скорости, объёма и других показателей успешности действий от присутствия рядом особей своего вида, наблюдается не только у людей, но и у животных. Эффект обычно наблюдается при деятельности, связанной с хорошо усвоенными реакциями или привычными действиями.

Социальная леность - труд в коллективе и отсутствие оценки индивидуального труда каждого участника.

Деиндивидуализация – это поглощение человека социальной ролью. Когда человек утрачивает осознание границ роли (я сделал, но все это делают). Роль человека поглощает его Личность. Проявляется в ситуациях, когда группа выполняет задачу, но ответственность не распределена (она размыта). Проявляется объективно, а субъективно она не осознается.

Групповая поляризация возникает в результате группового обсуждения, при столкновении точек зрения учитываются первоначальные установки, а не средние мнения.

Огруппление мышления характерно для сплоченных групп. Группа начинает тратить силы не на анализ, а на поддержание сплоченности, гармонии. В результате могут появляться неправильные решения.

Конформизм – групповое давление, в результате которого изменяется установка отдельной Личности, или изменение поведения или побуждений человека в результате реального или воображаемого давления группы.

Конформное поведение характеризуется:

внешней уступчивостью – внутренне при своих интересах;

одобрения действий меняют убеждения человека.

Степень конформизма зависит:

- От специфики групповой задачи. Степень наиболее высока, когда задача неопределенна и сложна.

- Размера группы: наибольшая степень конформизма в группе от 3 до 5 человек. Увеличение размеров группы приводит к снижению.

- От сплоченности группы: чем выше сплоченность группы, тем сильнее власть группы над человеком.

- От статуса человека: человек с большим статусом оказывает большее давление.

- От пола и возраста. Дети более внушаемы (после 15 лет снижается). Женщины более чем мужчины.

Как группа может влиять на отдельную личность, так личность может влиять на группу - феномен влияния меньшинства.

Если бы взгляды меньшинства никогда не побеждали, история застыла бы в неподвижности, и ничто бы никогда не менялось. По данным экспериментов, меньшинство наиболее влиятельно, если оно упорно и последовательно в своих взглядах, если в его действиях чувствуется уверенность и, если ему удается переманивать перебежчиков из большинства. Даже если все эти факторы не убедят большинство принять взгляды меньшинства, они пробудят у представителей большинства сомнения в себе и склонят их к рассмотрению других альтернатив, часто приводящих к лучшему, более творческому решению. Благодаря своему целевому или социальному руководству формальные и неформальные лидеры обладают непропорциональным влиянием. Те, кто последовательно стремится к своей цели и наделены харизмой уверенности в себе, зачастую вызывают доверие и вдохновляют окружающих следовать за собой. Активное меньшинство может победить группу при следующих условиях: последовательность, уверенность, умение привлекать сторонников на свою сторону.

Искусству быть лидером нельзя научить, ему можно только научиться. (Гарольд Дженин)

- Если эта теория верна, то должны существовать какие-то ключевые черты личности, делающие человека великим лидером и выдающимся руководителем . Как Вы думаете какие это черты личности?

- Что это: высокий интеллект, харизма (обаяние), общительность, смелость? Или их сочетание?

- Или лучшими руководителями являются высокоморальные люди?

- Или же главное значение имеет не сама личность лидера, а социальные характеристики окружения, в котором она формировалась: состав семьи, образование, прежние занятия?

Психологи, озаботившись данным вопросом, провели множество специальных исследований. Ныне их количество уже измеряется сотнями. И что же? Да почти ничего! Некоторые довольно слабые зависимости действительно можно найти. Но в целом можно сказать, что сильных взаимосвязей не существует. Как ни удивительно, оказалось, что очень мало личностных черт напрямую связаны с лидерской эффективностью, и найденная взаимозависимость обычно бывает довольно слабой. Вот некоторые соотношения, обнаруженные между отдельными личностными характеристиками и лидерством:

3. Исследование исторических записей показало, что среди 600 известных монархов наиболее знаменитыми были либо очень высокоморальные, либо исключительно аморальные личности. Отсюда можно предположить, что есть два пути к знаменитости: надо или быть образцом морали и добродетели или обладать беспринципностью (Макиавелли ).

4. Американский психолог Симонтон собрал информацию, касающуюся 100 личностных свойств всех президентов США. Сюда входили характеристики семей, в которых они росли, образование, прежние занятия и собственно черты личности. Только три из этих переменных: рост, размер семьи и количество книг, опубликованных президентом до того, как он вступил на эту должность, — коррелируют с эффективностью деятельности президента на своем посту (определяемой по оценкам историков). Симонтон установил, что президенты США, выросшие в небольших семьях, чаще оставались в истории как великие политические деятели. Например, Франклин Рузвельт, которого считают одним из самых выдающихся американских президентов, был единственным ребенком. Остальные 97 характеристик, включая и черты личности, согласно результатам данного исследования вообще никак не связаны с эффективностью человека в качестве лидера.

5. Существует небольшая положительная зависимость между ростом человека и вероятностью, что он станет лидером группы. Так, почти все выборы в Соединенных Штатах выигрывал более высокий кандидат, исключение составляют только два случая: победа Ричарда Никсона над Джорджем Мак Говерном в 1972 году и победа Джимми Картера над Джеральдом Фордом в 1976 году. В 1992 году Билл Клинтон был на 4 дюйма (10 см) выше Джорджа Буша. В 1996 году он был всего лишь на полдюйма (примерно 1,5 см) выше Роберта Доула. Оказавшись в Белом Доме, высокие президенты чаще становятся заметными историческими фигурами . Можно утверждать, что у высокого человека чуть больше шансов стать лидером. Однако не стоит забывать, что величайшими лидерами были Наполеон, Гитлер, Ленин, Сталин и множество других, которые не могли похвастаться высоким ростом.

6. Как ни странно, существует очень мало свидетельств того, что такие черты, как харизма (обаяние), смелость, склонность к доминированию или уверенность в себе являются показателями эффективности деятельности человека в качестве лидера.

2.3 Тестирование

Предназначен для исследования лиц, обладающих повышенной внушаемостью (предложен С.В. Клаучеком и В.В. Деларю)

Инструкция: оцените, свойственны ли вам следующие особенности, согласны ли вы с утверждениями.

1. В детстве Вас считали упрямым ребенком?

2. Когда в учебной группе Вы принимаете какое-либо решение, Вы будете на стороне большинства?

3. Вам нравится быть оригинальным человеком?

4. Если в вашем коллективе становится популярной какая-то определенная вещь, Вы хотите ее тоже приобрести?

5. Вы любите противопоставлять свое мнение большинству своих знакомых?

6. Вы не любите слишком модничать и считаете, что одеваться надо как все?

7. Вы цените людей, которые могут Вас приободрить, вселить уверенность, успокоить?

8. Если Вас критикуют знакомые, то, наверное, они правы?

9. Вы считаете, что все правила и порядки нужно выполнять?

10. Считаете ли Вы себя недоверчивым человеком?

11. При принятии какого-либо решения Вам необходима поддержка окружающих?

12. Вы бы завели себе собаку такой же породы как у самого популярного человека в вашей группе?

13. Вы хотите стать похожим на какого-нибудь известного актера?

14. Вы часто вступаете в конфликт со своими коллегами?

15. Вы предпочитаете развлекаться в привычной дружеской компании?

16. Если весь ваш класс несправедливо обвиняет одного из учеников, Вы заступитесь за него?

17. Вы стараетесь вести себя так, чтобы не вызвать неудовольствие окружающих?

18. Много из ваших знакомых являются большими авторитетами для Вас?

19. Когда при Вас кто-нибудь зевает, Вам тоже нередко хочется зевнуть.

20. Вы умеете настоять на своем и часто этим пользуетесь.

За положительные ответы на вопросы: №№2, 4, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 15, 17, 18, 19, вы присваиваете по одному баллу. Также за отрицательные ответы на вопросы: №№1, 3, 5, 10, 11, 14, 16, 20, вы присваиваете по одному баллу. В итоге считается общая сумма баллов.

Полученные результаты разделяются на три уровня:

слабая конформность: 1-5 баллов;

умеренная конформность: 6-14 баллов;

сильная конформность: 15-20 баллов.

Авторы сообщают о достаточно высокой валидности и надежности методики при обследовании людей в естественных условиях жизнедеятельности, рекомендуют ее для оценки уровня внушаемости как отдельных индивидов, так и групп населения.

Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.
Основными признаками лидерства являются:
- более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;
- большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;
- более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;

Вложенные файлы: 1 файл

лидерство,конформизм.doc

№4. Лидерство, конформизм и групповое давление. Динамические процессы в малых группах

  • Лидерство — феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

В настоящее время имеются серьезные возражения по поводу существования универсального набора психологических качеств, делающих человека лидером. В частности, Р. Стогдилл, проведя комплексный обзор исследований в области лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лидеров дает противоречивые результаты. К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность.
Однако, как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначный характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. Р. Стогдилл сделал вывод, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, содержанием групповой деятельности и конкретными решаемыми задачами.
Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации.
Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкерта, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью.
Сторонники ситуационного подхода (Ф. Фидлер, Т. Митчел, Р. Хаус, П. Херси, К. Бланшар) пришли к выводу, что эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей его поведения в ситуации (по характеру решаемой задачи, степени благоприятности отношений лидера с членами группы, величине реальной власти, которой обладает лидер в группе и др.). Ф. Фидлер обнаружил интересную закономерность: стиль лидерства, ориентированный на задачу, чаще эффективен в наиболее и наименее благоприятных ситуациях, а стиль, ориентированный на человека, — в умеренно благоприятных условиях.

21.3. Конформизм и групповое давление

Конформизм (от лат. conformis — подобный) — это изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих. В классических экспериментах М. Шерифа, С. Аша, Р. Кратчфилда и С. Милграма было показано, что под влиянием высказываний и поведения, демонстрируемых специально проинструктированными испытуемыми (так называемой подставной группой), значительная часть участников эксперимента изменяла свои первоначальные суждения, оценки и поведение.

  • Конформизм — изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих.

Групповое давление —процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида.

Исследователи конформизма выстраивают социальные миры в миниатюре. Это своего рода лабораторные микроструктуры, которые в упрощенном виде имитируют основные моменты повседневных социальных воздействий. Два известных ряда экспериментов — исследование Соломоном Эшем (Solomon Asch) конформизма и исследование Стенли Милграмом (Stanley Milgram) подчинения — служат хорошей иллюстрацией вышесказанного. Результаты этих исследований сил социального влияния смело можно назвать потрясающими.

Эксперименты Эша: исследование конформизма

Эш вспоминал традиционную еврейскую пасху времен его детства.

Спустя годы социальный психолог Эш воссоздал опыт своего детства в лаборатории. Представьте себя одним из тех, кто добровольно стал подопытным Эша. Вы сидите шестым в ряду из семи человек. После объяснения, что вы принимаете участие в эксперименте по исследованию перцептуальных оценок, экспериментатор просит сказать, какой из трех отрезков, изображенных на рис. 11-1, вы выберете за эталон. Вы, не задумываясь, говорите, что номер 2. Нет ничего удивительного, что остальные пятеро участников выбирают тот же отрезок.

[Эталонный отрезок, Сравниваемые отрезки]

Рис. 11-1. Образцы карточек для сравнения в эксперименте Соломона Эша по конформизму. Участники определяют, какой из трех сравниваемых отрезков соответствует эталонному.

Рис. В одном из экспериментов Эша по конформизму участнику под номером 6 предстоит сделать нелегкий выбор. Он испытывает внутренний конфликт, после того как услышал, что пять человек перед ним дали неправильный ответ.

Эксперименты Милграма: подчинение

Эксперименты Милграма (1965, 1974), целью которых было определить, что произойдет, если авторитетные приказания будут расходиться с призывами совести, вызвали жаркие споры и стали одними из самых знаменитых экспериментов социальной психологии.

Но когда Милграм проводил эксперимент, в котором приняли участие 40 мужчин — представители различных профессий в возрасте от 20 до 50 лет — 25 из них (63 %) дошли до 450 вольт. Фактически, все, кто достигал 450 вольт, подчинялись команде продолжать до тех пор, пока их после двух ударов не останавливал эксперементатор.

Теория чертосновывается на идее Ф. Гальтонао наследственной природе лидерства. Лидером согласно этой теории не становятся, а рождаются. Для того, чтобы стать лидером необходимо обладать определенным набором личностных качеств или совокупностью психологических черт, таких как ум, энергия, воля, храбрость, инициативность, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, уверенность в себе, общительность и т. д. Однако, эта теория не получила распространения, так как не было ни одной черты лидера, с которой согласились бы все исследователи.
Ситуационные теории лидерстварассматривают лидера как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств. Чтобы стать политическим лидером, согласно данным теориям необходимы определенные психологические и профессиональные качества, которые актуализируются ситуацией. Подчеркивается относительность черт, присущих лидеру в зависимости от ситуации, которой отдается главенствующая роль.
Модифицированная ситуационная теория лидерства Э.Хартлистроится на ряде предположений:
1) если человек стал лидером в одной ситуации, то, возможно, он может им стать и в другой;
2) лидеры в одной ситуации часто рассматриваются группой как лидеры и в других ситуациях;
3) приобретенный лидером в одной ситуации авторитет способствует избранию его лидером и в другой ситуации;
4) лидером чаще становится человека, мотивированный к этому.
Ситуативно-личностная теория Г. Гертаи С. Милза, выделивших пять факторов, которые необходимых учитывать при рассмотрении феномена лидерства:
1) черты лидера как человека;
2) мотивы лидера;
3) образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей и побуждающие их следовать за ним;
4) личностные характеристики лидера как социальной роли;
5) официальные и легитимные параметры, в рамках которых действует лидер и его последователи.
Теория последователейрассматривает лидеров как выразителей настроений, интересов, потребностей тех или иных социальных групп. Лидеру отводится пассивная роль, он представляет собой лишь инструмент социальной группы, которая выбирает себе того лидера, который ее удовлетворит. То, кто будет лидером, зависит не от конкретного индивида и его свойств, а от качества его ведомых последователей.
Модель эффективности лидерства Ф. Фидлераоснована на интеграции влияния лидера, его личностных свойств и ситуативных переменных, в частности, отношений между лидером и последователями. В рамках этой теории выделяются два стиля лидерства:
1) инструментальное лидерство, ориентированное на задачу. Лидер более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него;
2) эмоциональное лидерство, ориентированное на межличностные отношения. Лидер более эффективен в ситуациях либо умеренно благоприятных, либо умеренно неблагоприятных.
Теория гуманистического направленияосновывается на том, что лидер должен так преобразовать организацию, чтобы индивиду была обеспечена свобода для осуществления собственных целей и потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей и потребностей организации.
Мотивационная теорияутверждает, что эффективность лидера зависит от его умения воздействовать на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое в процессе работы.
Психоаналитические теории лидерстварешающее значение в поведении личности отдают подсознательным процессам, прежде всего, инстинктивным стремлениям, которые связываются с подавленными сексуальными влечениями, перерождающимися на основе механизмов сублимации и компенсации в мотив власти.

Групповая совместимость –это способность членов группы к совместному бесконфликтному и согласованному взаимодействию в условиях совместной деятельности.
Совместимость – одно из важнейших условий групповой сплоченности и эффективности.
Критерии оценки совместимости:
1) результаты совместной деятельности;
2) эмоционально-энергетические затраты участников деятельности;
3) удовлетворенность участников этой деятельностью.
В основе совместимости лежат личностные качества, составляющих группу индивидов:
1) физиологические: половозрастные и др.;
2) психофизиологические: различие темпераментов и биологических потребностей;
3) собственно психологические: личностный характер и мотивы поведения;
4) социально-психологические: ценности, интересы, ролевые ожидания.
Уровень психологической совместимости определяется как сходством каких-либо одних качеств членов коллектива, так и различием других. В итоге это приводит к взаимодополняемости при совместном решении задач, так что конкретная производственная группа представляет собою определенною целостность.
Уровни совместимости:
1) социально-психологический – общность целей, мотивов деятельности, единство в понимании задач и т. д.;
2) психологический – общность на уровне характеров (общительность, трудолюбие, добросовестность, ответственность и т. д.) Психологическая совместимость позитивно влияет на производительность труда и качество продукции;
3) психофизиологический – общность на уровне темпераментов.
Совпадение по всем уровням говорит о полной психологической совместимости. Полное несовпадение приводит к возникновению психологического барьера, когда люди не воспринимают друг друга, не желают и не могут общаться.
На совместимость людей в группе большое влияние оказывают типы коммуникативного поведения:
1) индивиды, стремящиеся к лидерству, способные решать задачи, только подчиняя себе других членов группы;
2) индивидуалисты, пытающиеся решать задачу в одиночку;
3) приспосабливающиеся к группе (конформисты), легко подчиняющиеся приказам других ее членов;
4) коллективисты, стремящиеся решать задачи совместными усилиями, поэтому они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.
В основе психологической совместимости лежат особенности темперамента членов группы. Темперамент – это присущие человеку от рождения устойчивые индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.
Типы темпераментов:
1) холерикобладает легко возбудимой нервной системой, для которой характерно преобладание возбуждения над торможением;
2) сангвиникхарактеризуется наличием сильной, уравновешенной, подвижной нервной системы;
3) флегматикобладает сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой;
4) меланхоликобладает слабой нервной системой.
Учет и оптимальное сочетание разнообразных личностных характеристик являются важным фактором групповой совместимости и эффективности.
Механизмов психологической совместимости:
1) подобие качеств взаимодействующих работников – необходимо при длительном сотрудничестве в стрессовом состоянии (экипажи самолетов, судов);
2) взаимодополнение качеств – необходимо при творческой работе;
3) контрастность свойств и качеств – используется при ярко выраженной устремленности к общей коллективной цели;
4) гомеостазис – саморегулирование системы, обеспечивающее поддержание равновесия с помощью обмена информацией; перераспределение ролей и функций, имеющее целью устойчивость и эффективность групповой деятельности. Наблюдается в высоко мотивированных, сплоченных коллективах и проявляется в гибкой реакции на ситуацию.

Один из этапов становления личности – освоение социальных ролей.

Суть роли – в соблюдении определенных заданных норм и требований по отношению к конкретной группе людей. Те социальные группы, к которым человек принадлежит, определяют те формальные роли, которые ему необходимо освоить. Например, мужчина на работе может играть роль руководителя, в транспорте – пассажира и т. д. При этом любой человек, оказавшийся на его месте, соблюдал бы тот же неизменный список требований [27].

Кроме формальных ролей, есть неформальные. Под неформальными ролями понимаются некоторые устойчивые шаблоны, которые связаны с ожиданием от человека определенного стабильного поведения, которое он и раньше демонстрировал. Требования к неформальным ролям варьируются в зависимости от характеристик человека, который ее играет. Так, если брать неформальную роль лидера, то список норм и требований к авторитарному лидеру будет отличаться от аналогичного списка к демократическому, а выбор роли определяться свойствами характера человека.

Остановимся подробнее на феномене лидерства.

Лидер – это такой член группы, за которым остальные признают право определять направление и характер деятельности всей группы, регулировать в ней протекание межличностных отношений и принимать ответственные решения в значимых ситуациях. В отличие от него, формальная роль руководителя предполагает регулирование официальных отношений, большую стабильность в статусе и проявлениях (лидеры могут стихийно меняться и их деятельность зависит от настроения группы), использование санкций [3].

Часто, чтобы быть успешным руководителем и эффективно управлять людьми, как в малых, так и в больших группах, необходимо владение ролью лидера, что требует проявления таких качеств, как энергичность, уверенность в себе, развитые организаторские и коммуникативные склонности, высокая самооценка.

Также важным индивидуальным качеством, которое существенно влияет на внутригрупповые процессы, является конформность.

Конформность – это податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его мнения и поведения в соответствии с мнением и поведением большинства [44].

Петровский А.В. выделяет 3 типа конформного поведения [3]:

Конформность тесно связана с групповой сплоченностью и позволяет эффективно и согласованно выполнять деятельность, требующую слаженной работы нескольких человек.

Людей, демонстративно занимающих позицию отрицания и несоблюдения групповых норм, противостоящих мнению группы любой ценой, называют негативистами. Они зависимы от группы и привязаны к ее мнению, но их цели не совпадают с групповыми.

Явление, противоположное конформности – независимость. Самостоятельные, независимые люди опираются только на собственные мнения, суждения, установки. Их деятельность эффективнее, когда они работают одни [3, 23, 44].

При проведении профотбора на руководящие должности нас интересует степень выраженности лидерских черт кандидата. При отборе на специальности, требующие умения работать в команде (например, пожарный) нам важна степень конформности, зависимости от группы, способности соблюдать групповые правила и нормы.

Один из этапов становления личности – освоение социальных ролей.

Суть роли – в соблюдении определенных заданных норм и требований по отношению к конкретной группе людей. Те социальные группы, к которым человек принадлежит, определяют те формальные роли, которые ему необходимо освоить. Например, мужчина на работе может играть роль руководителя, в транспорте – пассажира и т. д. При этом любой человек, оказавшийся на его месте, соблюдал бы тот же неизменный список требований [27].

Кроме формальных ролей, есть неформальные. Под неформальными ролями понимаются некоторые устойчивые шаблоны, которые связаны с ожиданием от человека определенного стабильного поведения, которое он и раньше демонстрировал. Требования к неформальным ролям варьируются в зависимости от характеристик человека, который ее играет. Так, если брать неформальную роль лидера, то список норм и требований к авторитарному лидеру будет отличаться от аналогичного списка к демократическому, а выбор роли определяться свойствами характера человека.

Остановимся подробнее на феномене лидерства.

Лидер – это такой член группы, за которым остальные признают право определять направление и характер деятельности всей группы, регулировать в ней протекание межличностных отношений и принимать ответственные решения в значимых ситуациях. В отличие от него, формальная роль руководителя предполагает регулирование официальных отношений, большую стабильность в статусе и проявлениях (лидеры могут стихийно меняться и их деятельность зависит от настроения группы), использование санкций [3].

Часто, чтобы быть успешным руководителем и эффективно управлять людьми, как в малых, так и в больших группах, необходимо владение ролью лидера, что требует проявления таких качеств, как энергичность, уверенность в себе, развитые организаторские и коммуникативные склонности, высокая самооценка.

Также важным индивидуальным качеством, которое существенно влияет на внутригрупповые процессы, является конформность.

Конформность – это податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его мнения и поведения в соответствии с мнением и поведением большинства [44].

Петровский А.В. выделяет 3 типа конформного поведения [3]:

Конформность тесно связана с групповой сплоченностью и позволяет эффективно и согласованно выполнять деятельность, требующую слаженной работы нескольких человек.

Людей, демонстративно занимающих позицию отрицания и несоблюдения групповых норм, противостоящих мнению группы любой ценой, называют негативистами. Они зависимы от группы и привязаны к ее мнению, но их цели не совпадают с групповыми.

Явление, противоположное конформности – независимость. Самостоятельные, независимые люди опираются только на собственные мнения, суждения, установки. Их деятельность эффективнее, когда они работают одни [3, 23, 44].

При проведении профотбора на руководящие должности нас интересует степень выраженности лидерских черт кандидата. При отборе на специальности, требующие умения работать в команде (например, пожарный) нам важна степень конформности, зависимости от группы, способности соблюдать групповые правила и нормы.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: