Лидерский потенциал сущность кратко

Обновлено: 07.07.2024

Внутренние качества человека не так просто заметить, как, например, поведенческие навыки, лежащие на поверхности. Но это именно тот базис, на котором строится всё остальное. Это те механизмы, которые формируют лидерство. Ведь лидерство, в первую очередь, проявляется изнутри наружу. Можно сколько угодно казаться быть лидером, пытаться демонстрировать свои лидерские задатки, но если человек не чувствует себя таковым, если в нём нет убеждённости в том, что он готов вести за собой, ему просто не поверят. Поэтому следующие 5 качеств посвящены способностям идущим изнутри.

Уверенность в себе.

Уверенность обычно определяется как некоторое базовое состояние, с которым ассоциируется лидер. Человек, демонстрирующий состояние уверенности, внушает доверие. Поскольку состояние уверенности связано с надёжностью, кажется, что на такого человека можно положиться, ему можно доверять, за ним хочется идти.

Один из способов того, как можно вызвать у себя состояние уверенности, — это начать работать с собственным телом. Для этого стоит разобраться, как обычно выглядит уверенный в себе человек. Давайте опишем уверенность в деталях. Говорят, что уверенного человека можно заметить по расправленным плечам и стройной осанке. Дыхание уверенного в себе человека ровное, размеренное. Уверенность сопровождается законченными жестами, четкой, внятной речью, чаще звучащей на пониженных тонах, наличием пауз, которые делают речь ещё более точной и внушительной. Помимо этого, уверенность характеризуется способностью продолжительное время удерживать взгляд на собеседнике. Мы описали некоторые из наиболее ярко выраженных признаков уверенности. Просканируйте своё тело: насколько оно соответствует вышеописанным характеристикам? Если не в полной мере, то, проделав с собой соответствующие процедуры, мы сконструируем нужное нам состояние уверенности. А умение создать в теле нужный мышечный баланс непосредственно влечёт за собой появление состояния.

Ещё один способ создания уверенности — это использование собственного опыта. Каждый из нас в разных контекстах был в чём-то уверен. Однажды пережив это состояние, его можно испытывать снова и снова. Для этого нужно достаточно подробно вспомнить ситуацию, в которой вы испытывали уверенность, а затем погрузиться в этот опыт и начать переживать его снова, усиливая и подпитывая изнутри. Таким образом, можно тренировать вхождение в состояние уверенности и каждый раз фиксировать его внутри себя. Помимо этого, можно тренировать вхождение в состояние уверенности через опыт другого. Например, выбрать из своего окружения нескольких человек, которые, на ваш взгляд, имеют доступ к этому состоянию наиболее часто и полно, а затем войти в роль этого человека, представив, что вы — это он, и попробовать действовать из состояния уверенности этого человека, фиксируя внутреннюю кинестетику, тембр голоса и прочие физиологические параметры.

Дерзновенность.

Проактивность.

Современные самонаводящиеся ракеты действуют по другому принципу. Как только на горизонте появляется цель, ракета вылетает в сторону цели, и только затем производится доводка ракеты с пульта управления, корректируется её траектория. Так и в бизнесе: чтобы не упустить момент, как только на горизонте появилась нужная нам цель, начинаем движение в направлении цели, а затем доводим технологию и простройку её реализации до нужного нам результата, что позволит нам быть всё время на полшага впереди.

Самообладание.

Самообладание включает в себя целый ряд таких качеств, как стрессоустойчивость, умение держать удар, выдержанность, которые, так или иначе, связаны с критическими ситуациями, что, в свою очередь, сопряжено с проявлением сильных негативных эмоций. Понятно, что в ситуации стресса, усиленного давления извне, временного цейтнота, плохого самочувствия внутри может возникнуть целый спектр эмоций — от полной апатии до раздражительности и гнева. Иногда эти эмоции могут быть даже очень полезны, поскольку эмоции позволяют выплеснуть энергию, скапливающуюся внутри. Но стоит помнить, что часто приходится сожалеть о спонтанно проявленной эмоции. Один эмоциональный срыв — и как следствие сорванная сделка, разорванный контракт, уволившийся сотрудник. Апатия же руководителя, наоборот, может считываться как проявление слабости. Естественно, лидер может позволить себе проявление разнообразных эмоций, вопрос только в том, кто кем управляет: эмоции человеком или человек эмоциями, т.е., другими словами, кто в доме хозяин? Как только лидер перестаёт контролировать свои эмоции, он становится управляемым и зависимым от действий других людей и ситуации. Поэтому истории и легенды чаще повествуют именно о людях, умеющих проявлять в нужные моменты самообладание и выдержку.

Конечно, появляется соблазн просто подавлять в себе эмоции. Но рано или поздно скопившаяся внутри негативная энергия начнёт прорываться наружу, причём в самые неподходящие моменты, и, в первую очередь, это может отразиться на родных и близких. Что же делать? Для профилактики подобных ситуаций полезно понимать, что служит причиной стресса, того, что вызывает эмоции, и научиться упреждать подобные ситуации. Самое простое — стараться в них не попадать.

Внутренняя целостность.

Внутренняя целостность — навык, который вбирает в себя и интегрирует все вышеперечисленные качества. Главная его особенность — создание баланса всех частей и проявлений человека. Целостность создаётся за счёт соответствия и состройки целей, замыслов, верований лидера с его внутренними состояниями и проявлениями. Личность является целостной, когда вся сущность человека направлена как поток в одном направлении, как будто подчинена единому замыслу, миссии. Когда лидер не раздираем изнутри постоянными противоречиями и сомнениями, он просто действует исходя из своих убеждений и видения. Ну и, конечно, когда его действия и поступки зачастую соответствуют ожиданиям окружающих, его последователей. За лидером хочется идти в том случае, когда он не просто знает, куда идёт, но и транслирует это всем своей сущностью.

Шагом к обретению такого рода целостности является осознание лидером своей миссии или собственной уникальности. Миссия воплощается в сверхцели, сверхидее, в которой посвящены действия и поступки. Человек, обладающий осознанием своей миссии, знает или чувствует, что хочет, он получает удовольствие от работы, от собственной деятельности, от жизни.

Резюме.

Результаты теста

Если средний радиус колеса близок к центру, т.е. оценки качеств в среднем меньше 5 баллов, то, возможно, вы действительно находитесь на начальном этапе развития своего лидерского потенциала. Также не исключено, что вы очень к себе критичны и что ваша самооценка просто занижена. В этом случае стоит попросить оценить ваши лидерские качества вашими коллегами, друзьями, хорошими знакомыми, тогда оценка будет значительно более объективной. Если их оценка будет сильно отличаться от вашей, проведите диагностику ещё раз, скорректировав ваши значения.

Если все ваши значения близки к 10, то ваш уровень лидерства близок к уровню Александра Македонского или других великих лидеров планеты! Возможно, ваша оценка себя несколько завышена, и в этом случае вы лишаете себя шанса более точно расставить приоритеты и уделить одному или нескольким качествам особое внимание для их дальнейшего развития. В любом случае, умение адекватно оценивать себя является ещё одним важным качеством лидера!

Колесо лидерства можно использовать как для оценки выраженности своих личных качеств, так и для оценки ваших сотрудников. Отметьте, какие качества у вас или ваших коллег развиты лучше и насколько? А над развитием каких качеств стоить поработать в первую очередь? Каждая спица должна помогать колесу равномерно катиться, поэтому спицы-качества должны быть как можно длиннее, чтобы легко преодолевать любые преграды на своём пути, и желательно одинаковы для равномерного уверенного движения вперёд. Выделите 2 – 3 качества, над которыми вы хотели бы поработать в первую очередь, и именно туда направьте свой фокус внимания и свои усилия.

Действия в стрессовых условиях, наиболее соответствующие роли истинного лидера, заключаются в его первенстве в защите группы, в организации групповых действий, в атакующих действиях, в выборе стратегии и тактики поведения группы. Чувствительность к потенциальной опасности состоит в способности лидера предвидеть возможность возникновения стрессовых обстоятельств и варианты их развития. Бесстрашием условно обозначается качество, которое позволяет лидеру дольше всех выдерживать угрозы, направленные на него, и быстрее восстанавливаться после тех или иных поражений.

Вторым по степени выраженности интегральным качеством лидера можно считать его управленческие способности. В их структуре ведущими являются функции подавления внутригрупповой агрессивности (конфликтов) и оказание поддержки слабым членам группы, планирование предстоящих действий группы.

На третьем месте находится высокая личная активность лидера, включающая довольно широкий набор частных проявлений — от инициативности и контактности до физической подвижности и склонности образовывать временные союзы с разными членами группы.

Каждый человек может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Способность лидировать существенно повышается по мере взросления и приобретения профессионального мастерства и разнообразного жизненного опыта. Главная сложность здесь состоит в том, чтобы определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил.

Читайте еще:

Отношения Маслоу с матерью были наполнены горечью и враждебностью. В недавно опубликованной биографии (Hoffman, 1988) автор пишет, что сильная ненависть Маслоу к матери сохранялась до конца ее дней. Мать Маслоу была очень религиозной женщиной и часто угрожала сыну, что Бог накажет его за.

«Гипноз в некоторых случаях сопровождается потерей сознания и воли… рассудок и воля загипнотизированных осилены до того, что они в огромной степени покоряются своему временному очарователю, и их воображение возбуждено так сильно, что они видят, чувствуют и поступают ж, как будто все мелькающие в.

Нужно ли писать полный текст подготовленной лекции до выступления с ней перед аудиторией? Это можно рекомендовать начинающему лектору. Составление лектором связного и законченного текста лекции, в основу которого кладутся написанные им до этого тезисы, заставляет его углубиться в работу над.

Но, как и следовало ожидать, исходя из закона Красной Королевы женский организм, защищаясь от подобной угрозы, эволюционировал. В геноме имеется особый ген, ответственный за синтез белков, разрушающих белки ИФРИ. У эмбриона активируется материнская копия этого гена, нейтрализуя губительное.

Однако уместно вспомнить известное положение: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Если одерживает победу один из участников, то другой одерживает поражение

Сейчас электроника предоставляет в наше распоряжение новые средства общения. Если хочешь получше узнать автора страниц, которые ты только что прочитал, можешь в Интернете посетить сайт, на котором живут по соседству духовность и остроумие

К чему я это говорю? Что ж вы так себя обманываете? Что ж вы пытаетесь, несмотря на все свидетельства профессионалов, придумать свой собственный вариант, в котором ничего этого не будет? Что вы тратите время на ерунду? Перестаньте сами себя пугать. Двадцать восемь лет работы, тысячи людей.

Как известно, вслед за первым циклом работ, посвященных изучению роли внешних средств и их "вращивания", Л. С. Выготский обратился к исследованию сознания, его "клеточек" — словесных значений, их формирования и строения.

Безусловно, помог опыт рижских специалистов целого комплекса тренингов персональной эффективности Кена Венья и Татьяны Беген.

"У меня не ребенок, а тысяча несчастий", — жалуется одна мама другой. "Представляешь, за один только день: вошел в закрытую дверь, набил огромную шишку на лбу, грязные руки вытер о штору, вернулся из школы без портфеля, почистил зубы кремом для бритья, да вдобавок забыл закрыть кран.

– Сторожил он эту контору, как и я свой садик детский. Из деревенских был, вятских. Знахарская наша порода, колдовать мог, лихорадки заговаривал, бородавки сводил, растительность знал, что чего лечит… Жену губернского заседателя в чадородие возвернул… Сам до ста одиннадцати лет дожил.

Каждая компания заинтересована в том, чтобы привлекать и удерживать лучших сотрудников на наиболее значимых для бизнеса позиции и минимизировать риски, связанные с их уходом. Как следствие, компании создают программы, направленные на развитие и удержание работников с потенциалом — талантов Компании.

Потенциал сотрудника — один из самых значимых факторов, определяющих эффективность организации. Поэтому важно его определить и спланировать развитие, исходя из текущих потребностей компании и возможных изменений в будущем.

Часто можно услышать от hr, что Компаниям не хватает лидеров. И если речь заходит о диагностике и развитии потенциала, то как правило, речь идёт о лидерских качествах. Для начала, давайте разберёмся с понятием лидерство. Кто такой лидер?

Существуют различные теории лидерства

Теория черт заключается в базовом предположении о том, что существуют определённые черты, присущие лидеру. И человек, обладающий этими чертами, имеет наибольший лидерский потенциал. Разные учёные выделяют разные черты, присущие лидеру. Столдилл, например, выделил ум, способность управлять другими, энергичность, профессионализм и уверенность в себе. Современные учёные несколько расширили список черт лидера и выделяют психологические, физиологические, деловые и интеллектуальные группы черт личности. Соответственно, лидерский потенциал может быть оценен через призму этих черт.

Главным же недостатком теории черт является полное игнорирование внешних факторов, то есть ситуаций, в которых может оказываться лидер. Поведение лидера в различных ситуациях исследует ситуационная теория лидерства. В этом направлении наибольшую известность получили работы Фидлера (вероятностная теория) и Херси-Бланшарда (теория жизненного цикла). Исследования Фидлера позволяют подобрать для группы или организации лидера, чьи качества и стиль управления будут максимально эффективны в сложившейся ситуации. Херси и Бланшард же полагают, что наиболее эффективным окажется руководитель, чьи образование, знание и опыт являются подходящими для решения конкретной задачи и для достижения целей организации в целом. Для этого вводится специальный термин "зрелость исполнителя", причём зрелость зависит исключительно от ситуации. А также определяются четыре степени "зрелости подчинённых" (см. рисунок "Ситуационное руководсво").

Для каждого типа зрелости подчинённых выделяется соответствующий стиль руководства. Оценка лидерского потенциала сотрудника в таком случае заключается не только в оценке его личностных качеств, но ещё и качеств его подчинённых, а также в глубоком анализе решаемых коллективом задач.

Системная теория лидерства рассматривает лидера, как субъекта групповых взаимоотношений. При этом лидер управляет процессом межличностных взаимоотношений и его эффективность оценивается с точки зрения эффективности решения целей и задач группы. При этом учитываются как личные интересы участников группы, так и их производственные задачи. Существуют также и альтернативные современные разработки, которые можно применять как в рамках вышеуказанных теорий, так и самостоятельно. Одной из них является 4 Квадранта Матрицы Талантов, которые позволяют человеку определить собственные сильные и слабые стороны (см. рисунок "4 квадранта").

Первый квадрант показывает те навыки и таланты, которые человек видит в себе самом. Второй говорит о некомпетентности в определённы областях. В рамках третьего квадранта об особенностях человека, которые он сам не замечает, ему говорят окружающие. Четвёртый же является областью догадок о собственных возможностях, многие из которых могут оставаться нераскрытыми всю жизнь.

Анализ данных из этих четырёх квадрантов даёт наиболее полную картину о талантах, возможностях, ресурсах человека, позволяя максимально их использовать для достижения собственных целей и (или) целей организации.

Также существует эффективный инструмент для выделения высокопотенциальных сотрудников, известный, как Матрица-9 (см. рисунок "Матрица 9").

Матрица имеет 9 ячеек и 4 сценария действий с сотрудниками компании, результаты оценок которых попали в определённую ячейку. Оценка зависит от баланса таких факторов, как уровень развития компетенций и текущие результаты деятельности. Сочетание именно этих факторов, как предполагают авторы данной модели, являются действенным индикатором текущего лидерского потенциала сотрудника.

Как выявить лидерский потенциал? Потенциал — набор компетенций и личностных особенностей, которые проявляются и измеряются через поведение. При выборе метода оценки потенциала важно помнить, что хорошие результаты работы на данной позиции не всегда будут являться залогом успешности в будущей должности. Поэтому наиболее подходящими являются личностные опросники и тесты способностей.

Существуют различные подходы к оценке лидерского потенциала, но можно выделить три основные области, которые отмечают исследователи.

  • Эмоции — в этом подходе упор делается на определённые эмоциональные характеристики потенциального лидера, а именно на стрессоустойчивость, амбициозность, целеустремлённость, решительность и гибкость мышления.
  • Стратегия — во главу угла ставится мыслительный процесс, способность обрабатывать большие объёмы информации, решать сложные задачи, непрерывно учиться и совершенствоваться, а также разрабатывать уникальные и эффективные концепции и стратегии.
  • Отношения — человеком с высоким лидерским потенциалом считается тот, кто способен выстраивать сети полезных деловых и личных контактов с другими людьми, умеет оказывать влияние на других людей, а также обладает развитым чувством ответственности по своим договоренностям.

Как развить лидерские качества?

Как и любой другой навык, навык лидерства можно и нужно развивать. Для начала нужно определиться со стратегией развития компетенций.

  1. Развитие слабых сторон. После того, как определены сильные и слабые стороны, можно сконцентрироваться на ликвидации слабых сторон потенциального кандидата. Для этого может использоваться обучение, получение необходимого опыта, моральное и материальное стимулирование их развития, чтобы слабые стороны в итоге стали сильными.
  2. Компенсация слабых сторон за счёт активного использования сильных. В этом случае, во-первых, следует адекватно оценить сильные и слабые стороны потенциального лидера, а, во-вторых, определить, каким образом можно нивелировать слабые стороны за счёт использования сильных. В этом случае можно делать упор на развитии сильных сторон, уделяя существенно меньше внимания слабым.
  3. Комплексный подход к развитию компетенций. Такой подход предполагает параллельное развитие и сильных и слабых сторон лидера, чтобы его потенциал рос одновременно по нескольким компетенциям. Здесь, однако, следует учитывать личные особенности каждого кандидата, а также ограниченность ресурсов как организации, так и конкретного человека, иначе этот подход был бы универсальным.

Исходя из выбранной стратегии необходимо составить план для развития компетенций. То есть определить, какие именно лидерские качества необходимо развить, в какой последовательности, какие ресурсы вы можете на это выделить (время, деньги и т.д.). Чёткий план развития компетенций позволит организации получить эффективного руководителя в отведённые сроки, так что он может своевременно занять руководящую должность и добиться поставленных задач.


В контексте ценностных моделей лидерства (С. и Т. Кучмарские, Г. Фейрхольм, К. Ходжкинсон) взаимодействие осуществляется на основе совпадения индивидуальной (лидер) и общественной (группа) ценностных систем при осознании общих целей инициирующего и принимающих. Лидер, принимающий сложившееся ценностное устройство общества корректирует его путем внедрения ценностно-нормативного ядра.

Личность, занимающая позицию лидера, выступает как носитель определённых социальных срезов жизни общества. В лидере находят своё концентрированное выражение потребности, ценности и интересы определённых социальных групп, которые реализуются через сформированные у него основные личностные черты. Набор этих личностных качеств имеет конкретно-исторический характер. Лидер - субъект социального управления, имеющий соответствующий габитус, оказывающий посредством авторитета личности социально-эмоциональное влияние на последователей и воспринимающий их в качестве равноправных участников отношений. Лидерство как социально-психологическое явление отражает лишь одну из сторон общения руководителя. Оно свидетельствует о наличии определённых психолого-педагогических качеств.

В соответствии с теорией разделённого лидерства, лидеры в организации берут на себя часть ответственности в какой-либо области. Они отличаются наличием стратегических и ситуационных ресурсов: обладающие первым могут ставить цель и достигать её, обладающие вторым нет.

Существенное значение для нашего исследования имеют рассмотрение лидерства и степени его эффективности как группового явления (Г.М. Андреева, Я.Л.Коломинский, А.В.Петровский, Л.И.Уманский) как официального и неофициального, номинального и фактического (реального), устойчивого и ситуативного, общего и функционального (И.П.Волков, Е.М.Зайцева, Ю.Н.Емельянов, Е.С.Кузьмин, Р.Л.Кричевский, Т.Н.Мальковская, Б.Д.Парыгин, А.В.Петровский, Л.И.Уманский, В.В.Шпалинский и др.).

Идея о необходимости специальной работы по выявлению и педагогической поддержке будущих лидеров, базируется на идее о возможности существования лидерской одаренности (Д.Сиск – США; Р.Пажес, Ж.Брюно – Франция; Ю.Д.Бабаева, В.Ю.Большаков, А.М.Матюшкин, В.И.Панов, А.И.Савенков, В.М.Шепель, В.С.Юркевич – Россия и др.).

В структуре личности старшеклассника потенциал предстает как индивидуальная система особым образом организованных его внутренних и внешних ресурсов, обеспечивающих многообразие возможных векторов личностного развития (М.Т.Шафиков); лидерских способностей (А.Н.Лутошкин, Л.И.Уманский, Э.Санталайнен – И.Камин); возможностей (И.В.Дубровина).

Лидерский потенциал старшеклассника мы рассматриваем как интегративное свойство личности проявляющейся в ресурсе (стратегическом – умение определить цель деятельности, умения разработать, организовать, провести и проанализировать мероприятия различной направленности, их эффективность согласно поставленной цели; работать в команде, с источниками информации; осваивать способы передачи лидерского опыта и реализации полученного опыта; ситуационном – знания форм деятельности и способов их организации; стремление к творчеству, к успеху; готовность к риску; креативность, гибкость в поведении;); возможностях (компетентность, трудолюбие, любознательность, неприятие насилия, активность, уверенность в себе); способностях (быть доброжелательным к людям, адекватным в отношении к самому себе; влиять на других; доверять другим; организовывать и вести команду за собой) определяет характер и результаты деятельности, поведения, побуждает к приобретению опыта лидерского поведения, активизирует лидерское и творческое развитие.

Уровневые показатели развития лидерского потенциала старшеклассника замерялись в соответствии с когнитивным, индивидуально-личностным, харизматическим, социально-психологическим и креативно-лидерским компонентами (табл. 1).

Читайте также: