Личность в онтогенезе кратко

Обновлено: 07.07.2024

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях не велись поиски, какое множество концепций не было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди различаются не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Не считая того, что у этих людей одни и те же ткани и органы, трудно себе представить, какие общие свойства "человеческой натуры" могут их объединять. А когда горизонты научного поиска расширяются до исследования различных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей, устремлений и стилей жизни.

Работа содержит 1 файл

курсовая развитие личности вонтогенезе.doc

Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности в

современных и зарубежных исследованиях

1.1.Понятие и структура личности в психологии……………..6

1.2.Развитие личности в онтогенезе…………………………. 9

Выводы по 1 главе……………………………………. . 19

Глава 2. Особенности развития личности человека

2.1. Этапы формирования личности…………………………. 20

Выводы по главе 2 ……………………………………………………31

Актуальность исследования. Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях не велись поиски, какое множество концепций не было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди различаются не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Не считая того, что у этих людей одни и те же ткани и органы, трудно себе представить, какие общие свойства "человеческой натуры" могут их объединять. А когда горизонты научного поиска расширяются до исследования различных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей, устремлений и стилей жизни.

Многие науки – предпринимали попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Актуальной эта проблема остается и на сегодняшний день.

Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Развитие человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменение в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего, к высшему. Характерная особенность этого процесса - диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Проблемами формирования личности занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди зарубежных исследователей известны работы З.Фрейда, Э.Эриксона, К.Роджерса, К.Юнга, А.Адлера. В отечественной психологии проблеме личности уделяется большое внимание в работах А.П.Леонтьева, А.В.Петровского, Л.С.Выготского и т.д. В этих работах диалектически проанализирован комплекс принципиально важных вопросов о формировании личности в различных его психологических аспектах.

Разнообразие теоретических подходов к самосознанию личности обусловливает необходимость проведения анализа данной проблематики.

Объект исследования: процесс развития личности.

Предмет исследования: условия формирования личности в онтогенезе

Цель работы: рассмотреть этапы формирования личности в онтогенезе.

Задачи исследования:

• Выявить теоретические основы понятия личности в психологии;

•Рассмотреть периодизацию развития личности на основе анализа теоретических и практических данных психологической литературы;

• Выделить механизмы формирования личности;

• Определить методы изучения личности;

• Рассмотреть особенности формирования и становления личности в онтогенезе.

Гипотеза: процесс формирования личности проходит ряд этапов.

Методологической основой исследования явлются работы как отечественных авторов – Л.И.Божович, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина, И.С.Кона, В.В.Столина, М.И.Лисиной и др., так и зарубежных – У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и др.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

в работе проанализирован, обобщен, систематизирован найденный теоретический и практический материал по данной проблеме.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования методик исследования личности в практической деятельности педагогов.

- теоретические (анализ литературы по данной проблеме, обобщение, выделение главного);

- эмпирические (опрос, наблюдения, проективные).

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы. Общий объём работы составляет 35 печатных листа.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности в современных и зарубежных исследованиях

1.1.Понятие и структура личности в психологии

В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.

Личность каждого человека представляет собой очень сложное и зачастую весьма противоречивое сочетание различных черт (качеств, свойств и особенностей). Это своеобразная совокупность различных черт личности обладает следующими важнейшими особенностями:

Личность есть единое целое всех ее различных черт. При этом каждая черта личности неразрывно связана с другими и поэтому она приобретает совершенно разное, порой прямо противоположное, значение в зависимости от сложившегося у этой личности сочетания ее черт [2;с. 44].

Индивидуальность – совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Сюда входят как индивидуально неповторимые особенности функционирования организма, так и те, которые относятся к уникальным свойствам личности.

Личность – это целостная индивидуальность в ее социальном содержании, качестве.

Направленность – важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.

Потребность – испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.

Мотивация - относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.

Темперамент - характеристика индивида со стороны нервно динамических особенностей его психической деятельности.

Способности – психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Эмоциональность – совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

Активность – мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.

Саморегуляция – регуляция субъектом своего поведения и деятельности. Побуждения – мотивационный компонент характера.

Воля – потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.

Призвание – качество личности, в структуру которого входят способности к данной деятельности; оно соотносится и со склонностями и с характером.


Проиллюстрируем примером из Леонтьева. Сразу после рождения личность человеку не нужна. Первое рождение личности может возникнуть в возрасте 3-х лет. Ребёнок заявляет, что он может сделать сам. Что-то он может делать сам, но о подлинной самостоятельности речи не идёт. Личность здесь внутри социального индивида.

Феномен горькой конфеты. Личность возникает при определенном поступке в неопределенной ситуации. Кладем на стол какой-то предмет, сажаем ребенка на стул так чтобы нельзя было дотянуться. Вот достанешь не вставая со стула, получишь конфету. Ребенку устроили мотивационный конфликт. С одной стороны его привлекает награда, а сдругой – есть запрет. Где личность? Личность в ребёнке там, где есть договоренность со взрослым, социокультурный запрет. Пока взрослый в комнате, послушный ребенок не встанет со стула. Будет испытывать фрустрацию[183]. Взрослый выходит и наблюдает через полупрозрачное стекло. Дети встают со стула и берут предмет, а взрослому говорят, что не вставали.

Результатом первого рождения личности является появление структуры мотивов. Один из мотивов занимает ведущее положение, а другой подчиненное. У ребёнка нет нужды осознавать свои мотивы, пока он находится внутри пары со взрослым. Мотивы будут действовать и порождать личностные смыслы, но при этом не осознаются. Если есть ведущий мотив, то есть и ведущие деятельности (эмоциональное общение с матерью, манипуляции[185] с предметом, ролевая игра и т.д.). Но это так только в присутствии взрослого. Стоит взрослому выйти из комнаты и прекращается ведущая деятельность[186].

Хотелось бы пояснить словечко подросток. Готовый к росту, но не взрослый. Когда-то считалось в отеч. возрастной психологии подросток это 10-14 лет. В одной из работ подростковый возраст[187] 14-20 лет. А в мировой психологии не различают подростковый возраст и юношеский[188]. В принципе если человек самостоятелен, быть или не быть. По Леонтьеву, второе рождение личности – это осознание её мотивов. Возникает вопрос проблема и решить её нужно самостоятельно. Структура мотивов имеется и был определён ведущий мотив. Например, не лги или наоборот лгать можно. Человек начинает осознавать мотивы, если хочешь поступить самостоятельно, то нужно осознавать основание поступка - мотив. В результате осознания может измениться структура мотивов. Значит сменяется ядро личности. И надо добавить, что в принципе мотивы могут не осознаваться до конца.

Пример режиссера Андрея Тарковского. Перед отъездом в Италию Тарковский отвечает на вопросы в большом зале. Как Вы относитесь к своему раннему творчеству, к фильму Иваново детство[189]? Он сказал, что не помнит этого фильма, когда снимал его он не понимал тогда что такое кино. Внешняя мотивация была, социальная мотивация[190] была. И с фильма Андрей Рублёв он начал постепенно понимать, чем он занимается. Внутренняя мотивация – это предметно-специфическая для данной деятельности мотивация. Каждый фильм Тарковского – это попытка понять внутреннюю мотивацию своей профессии, выбора.

Личность рождается лишь дважды: сначала в поступке (под руководством) а затем в осознании. Каждая задача является всегда второй, всегда новой, творческой, когда нельзя опереться на собственный опыт.




Произведение искусства – это всегда интерпретация.

Свойства развитой родившейся второй раз личности: 1) личность по определению является творческой; она выходит за пределы собственного прошлого опыта, собственных привычек. Происходит трансциндирование (выход за пределы). Может быть мнимый вопрос, а может быть настоящий. Что-либо бросать (привычки) надо с большой осторожностью. Надо не бросать, а преобразовывать. Было время когда в профессора выбирали трудовым коллективом вплоть до нянечек и уборщиц. Уборщицы говорят – не быть профессором, потому что курит всё время. В США курить не вредно, там курить стыдно. Там 20 лет отучали курить путем оперантного научения. Показывать курение как проблему неприлично. Выход: тень знай своё место. Стоять на крылечке и курить там. Да, я не ваш, я из России и в нашей стране проблемы есть, поэтому я и курю. Трансциндирование – это всегда стремление к совершенству. Те кто кричат с плакатами, они не понимают что такое любовь. А ведь любовь – это выход за пределы. На бытовом языке я хочу стать лучше, чтобы добиться ответной любви, совершаю усилие. Если продолжать расти выше и выше, то где предел. Это любовь не к другому человеку, это любовь к богу с маленькой буквы.


Проиллюстрируем примером из Леонтьева. Сразу после рождения личность человеку не нужна. Первое рождение личности может возникнуть в возрасте 3-х лет. Ребёнок заявляет, что он может сделать сам. Что-то он может делать сам, но о подлинной самостоятельности речи не идёт. Личность здесь внутри социального индивида.

Феномен горькой конфеты. Личность возникает при определенном поступке в неопределенной ситуации. Кладем на стол какой-то предмет, сажаем ребенка на стул так чтобы нельзя было дотянуться. Вот достанешь не вставая со стула, получишь конфету. Ребенку устроили мотивационный конфликт. С одной стороны его привлекает награда, а сдругой – есть запрет. Где личность? Личность в ребёнке там, где есть договоренность со взрослым, социокультурный запрет. Пока взрослый в комнате, послушный ребенок не встанет со стула. Будет испытывать фрустрацию[183]. Взрослый выходит и наблюдает через полупрозрачное стекло. Дети встают со стула и берут предмет, а взрослому говорят, что не вставали.

Результатом первого рождения личности является появление структуры мотивов. Один из мотивов занимает ведущее положение, а другой подчиненное. У ребёнка нет нужды осознавать свои мотивы, пока он находится внутри пары со взрослым. Мотивы будут действовать и порождать личностные смыслы, но при этом не осознаются. Если есть ведущий мотив, то есть и ведущие деятельности (эмоциональное общение с матерью, манипуляции[185] с предметом, ролевая игра и т.д.). Но это так только в присутствии взрослого. Стоит взрослому выйти из комнаты и прекращается ведущая деятельность[186].

Хотелось бы пояснить словечко подросток. Готовый к росту, но не взрослый. Когда-то считалось в отеч. возрастной психологии подросток это 10-14 лет. В одной из работ подростковый возраст[187] 14-20 лет. А в мировой психологии не различают подростковый возраст и юношеский[188]. В принципе если человек самостоятелен, быть или не быть. По Леонтьеву, второе рождение личности – это осознание её мотивов. Возникает вопрос проблема и решить её нужно самостоятельно. Структура мотивов имеется и был определён ведущий мотив. Например, не лги или наоборот лгать можно. Человек начинает осознавать мотивы, если хочешь поступить самостоятельно, то нужно осознавать основание поступка - мотив. В результате осознания может измениться структура мотивов. Значит сменяется ядро личности. И надо добавить, что в принципе мотивы могут не осознаваться до конца.

Пример режиссера Андрея Тарковского. Перед отъездом в Италию Тарковский отвечает на вопросы в большом зале. Как Вы относитесь к своему раннему творчеству, к фильму Иваново детство[189]? Он сказал, что не помнит этого фильма, когда снимал его он не понимал тогда что такое кино. Внешняя мотивация была, социальная мотивация[190] была. И с фильма Андрей Рублёв он начал постепенно понимать, чем он занимается. Внутренняя мотивация – это предметно-специфическая для данной деятельности мотивация. Каждый фильм Тарковского – это попытка понять внутреннюю мотивацию своей профессии, выбора.

Личность рождается лишь дважды: сначала в поступке (под руководством) а затем в осознании. Каждая задача является всегда второй, всегда новой, творческой, когда нельзя опереться на собственный опыт.

Произведение искусства – это всегда интерпретация.

Свойства развитой родившейся второй раз личности: 1) личность по определению является творческой; она выходит за пределы собственного прошлого опыта, собственных привычек. Происходит трансциндирование (выход за пределы). Может быть мнимый вопрос, а может быть настоящий. Что-либо бросать (привычки) надо с большой осторожностью. Надо не бросать, а преобразовывать. Было время когда в профессора выбирали трудовым коллективом вплоть до нянечек и уборщиц. Уборщицы говорят – не быть профессором, потому что курит всё время. В США курить не вредно, там курить стыдно. Там 20 лет отучали курить путем оперантного научения. Показывать курение как проблему неприлично. Выход: тень знай своё место. Стоять на крылечке и курить там. Да, я не ваш, я из России и в нашей стране проблемы есть, поэтому я и курю. Трансциндирование – это всегда стремление к совершенству. Те кто кричат с плакатами, они не понимают что такое любовь. А ведь любовь – это выход за пределы. На бытовом языке я хочу стать лучше, чтобы добиться ответной любви, совершаю усилие. Если продолжать расти выше и выше, то где предел. Это любовь не к другому человеку, это любовь к богу с маленькой буквы.

Индивидуальное развитие человека — это разнообразные изменения, происходящие с организмом от момента зачатия до смерти, переход из одного состояния в другое. Единицей роста и развития организма является клетка. Формирование человека начинается с процесса слияния гаплоидных половых клеток (яйцеклетки и сперматозоида, образования одной диплоидной клетки — зиготы).

Индивидуальное развитие человека: кратко об основных этапах

Этапы онтогенеза человека. Таблица

Индивидуальное развитие организма человека начинается с процесса оплодотворения. Яйцеклетки созревают в организме женщины каждый месяц. В середине менструального цикла происходит овуляция и яйцеклетка начинает свой непрямой путь в матку. Сперматозоиды попадают в организм женщины во время полового акта. Оплодотворение чаще всего происходит в маточной трубе. Зигота проходит ряд последовательных делений, и образуется эмбрион.

Внутриутробный период развития

Эмбрион развивается около 280 суток. К концу первых 24 часов после оплодотворения происходит дробление зиготы, а уже через 40 часов зародыш состоит из четырёх клеток. Происходят многократные митотические деления, в результате образуется плотный шар, начинается дифференцировка клеток. Зародыш движется к матке по яйцеводу, через 5–6 суток попадает в матку, закрепляется на её стенке. После этого зародыш получает кислород и питание из крови матери.

Внутриутробный период развития

К 26-й неделе плод сформирован настолько, что может выжить в случае преждевременных родов. К 30-й неделе будущий ребёнок обычно лежит головкой вниз. 40-я неделя — появление новорождённого на свет.

Постэмбриональный онтогенез

В постэмбриональном периоде развития выделяют три крупных этапа. Детство и юность ещё называют дорепродуктивным возрастом. Для человека, в отличие от животных, характерно длительное взросление. Зрелость — репродуктивный, старение — пострепродуктивный этапы онтогенеза.
Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения — предмет изучения не только биологии, но и медицины. В онтогенезе выделяют критические периоды, когда организм наиболее уязвим к повреждающим факторам внешней среды: инфекциям, стрессам и др. Этими сложными периодами после рождения являются: 1-й год жизни, половое созревание и климакс. Климактерический период, как и подростковый, характеризуется физиологической перестройки организма, внутренними и внешними изменениями.

Онтогенез человека

Рост и развитие человека регулируется особыми биологическими процессами, изучение которых продолжается и современными учеными. С научной точки зрения такое развитие носит название онтогенез человека.

Несмотря на некоторую сложность научной терминологии, под онтогенезом подразумевают общее развитие организма, от момента зачатия и до смерти. В сегодняшней статье мы рассмотрим само понятие онтогенеза, а также его этапы и особенности.

Как происходит онтогенез человека

Считать, что онтогенез – это всего лишь процесс развития от клетки до человека, будет ошибкой. На самом деле это процесс гораздо более глубокий, так как включает не только развитие организма после рождения, но и его внутриутробный рост.

В зависимости от этапа, существует определенная возрастная периодизация онтогенеза человека, причем для каждого этапа характерны общие закономерности, которые прослеживаются во всех человеческих организмах (рисунок 1).

Онтогенез человека

Рисунок 1. Понятие онтогенеза включает огромное количество периодов

Если говорить об основных этапах онтогенеза, то их всего два: эмбриональный (зародышевый) и постэмбриональный. Соответственно, эти основные периоды отражают развитие человека в утробе матери и уже после рождения. Все этапы проходят последовательно и в определенное время. Благодаря этому у человека формируются органы и системы, он развивается физически и психологически, но постепенно, по мере старения, все эти процессы угасают и организм умирает.

Пренатальный приод

Первой стадией развития является пренатальный онтогенез, который также называют эмбриональным (рисунок 2).

По факту, данный период включает формирование человеческого зародыша из оплодотворенной клетки. Естественно, в процессе развития зародыш, а потом и эмбрион, проходят определенные стадии формирования органов и систем, необходимых для жизни после рождения.

Для данного периода характерен четкий временной отрезок: формирование человека происходит только во время нахождения в утробе матери. После рождения наступает постнатальный период, у которого совершенно иные цели и особенности.

Одну из ведущих ролей в данный период играет развитие нервной системы человека, которое происходит еще в первые месяцы беременности. Однако в это время существуют и определенные риски: если на будущую мать воздействовали негативные факторы окружающей среды, формирование нервной системы будет происходить некорректно, и ребенок погибнет, даже не сформировавшись в эмбрион.

Пренатальный период онтогенеза

Рисунок 2. Первые этапы развития начинаются еще в утробе матери

Беременность не зря называют самым ответственным этапом в жизни будущей матери. Именно в утробе происходит формирование и развитие тканей, органов и систем, и от поведения, образа жизни и окружения женщины будут зависеть первоначальные физиологические особенности новорожденного. Все эти процессы подпадают под гормональную регуляцию, но следует помнить, что именно от поведения женщины будет зависеть здоровье новорожденного малыша.

Постнатальный период

Если пренатальный период имеет строгие временные ограничения и отвечает сугубо за физическое формирование организма по неделям, то постнатальный онтогенез – более комплексный и сложный. Дело в том, что именно после рождения начинается не только физическое, но также волевое и личностное развитие каждого конкретного человека в онтогенезе. От это будет зависеть, какой личностью станет ребенок, какие черты характерна у него сформируются и какие предпочтения появятся (рисунок 3).

Отдельного внимания заслуживает и периодизация, принятая для постнатального онтогенеза человека:

  1. Новорожденность: охватывает лишь первые 10 дней жизни младенца.
  2. Грудной возраст: длится до 1 года. В это время наблюдается самый активный физический рост и развитие.
  3. Раннее детство: продолжается от 1 до 3 лет.
  4. Первое и второе детство: длятся от 4 до 7 и от 8 до 11-12 лет соответственно. Уже на этом этапе активно проявляется не только физическое, но и психологическое и личностное развитие.
  5. Подростковый возраст: его продолжительность напрямую зависит от пола. У девочек пубертантный период начинается раньше, и длится с 12 до 15 лет. У мальчиков аналогичная стадия развития наступает в 13-16 лет.
  6. Юношество: также отличается в зависимости от пола: 16-20 лет для девушек и 17-21 год для юношей.
  7. Зрелый возраст: начинается в 20-21 год и заканчивается в 55-60 лет. Для него характерно окончательное формирование личности и активный репродуктивный период.
  8. Период старости: начинается с 60 лет и длится до смерти. Характерная особенность данного этапа – в постепенном замедлении обменных процессов и угасании работы органов и систем.

Все эти периоды постнатального онтогенеза человека характеризуются последовательностью, а для каждого из них характерны свои особенности. При этом, вне зависимости от этапа, для человеческого организма характерно постоянное развитие, как физическое, так и психологическое.

Понятие акселерации и ее причины

В последнее время научно обоснованные закономерности онтогенеза дополнились понятием акселерации. Данный термин означает ускоренное половое и социальное развитие человека. Эти факторы, влияющие на онтогенез, дают основания полагать, что в скором времени временные отрезки определенных возрастов могут немного измениться.

Однако существуют регионы, в которых акселерация пока так и не проявилась. Этот процесс нехарактерен для народов тропической Африки и Америки, а также полинезийских племен.

Акселерация что это

Рисунок 4. Причины развития акселерации так до конца и не изучены

Если же говорить о причинах акселерации, как об ускоренном развитии организма, то наука пока не может дать однозначного ответа на этот вопрос. Самая распространенная и вероятная теория гласит, что важное значение в развитии акселерации имеет улучшение условий жизни. В прошлом неудовлетворительное питание и плохая медицина задерживали проявление генетического потенциала. Однако существует и мнение скептиков, которые утверждают, что 20 веке качество продуктов питания и экология стали значительно хуже, однако процессы акселерации, напротив, активизировались.

Особенности развития и роста организма человека

Все возрастные периоды онтогенеза человека имеют свои особенности развития организма. К примеру, для эмбрионального (пренатального) ключевую роль играет образ жизни матери, ее психологическое состояние, питание и наличие вредных привычек.

Научно доказано отрицательное влияние никотина на формирование плода, а в комплексе с другими вредными привычками, в частности, употреблением алкоголя, подобный образ жизни и вовсе может привести к развитию мутаций, несовместимых с жизнью.

Мы не будем детально рассматривать каждый возрастной период и его сроки, а условно разделим постнатальный онтогенез на этапы детства, зрелости и старости. Даже такого просто разделения будет достаточно для описания факторов, определяющих психическое и физическое развитие организма.

Развитие человека

Рисунок 5. У каждого этапа развития человека есть свои особенности

Для первого периода, от рождения до зрелости, характерно активное физическое развитие. Ребенок очень быстро растет и приобретает основные навыки, необходимые для дальнейшей жизни. В период зрелости развитие организма продолжается, но на данном этапе больше проявляется личностный и психологический рост, а также активная фаза продолжения рода (рисунок 5).

Заключительный период – старость, характеризуется обратными процессами. В организме меняется гормональный фон, замедляются обменные процессы, а все органы и системы постепенно приходят в упадок. Онтогенез человека завершается биологической смертью.

Тип телосложения и физическая активность

Скорость физического развития и формирования человека зависит не только от факторов окружающей среды, состояния здоровья и гормонального фона, но и от типа телосложения (рисунок 6).

Продолжительность перехода от подростка до взрослого абсолютно четко определяет конституция. К примеру, ученые уже доказали, что худощавые юноши и девушки (астеничный тип телосложения) немного отстают в половом и соматическом развитии от своих сверстников. Девушки пикнического и юноши мускулистого типа, напротив, составляют именно ту группу, у которых половое развитие начинает происходить раньше.

Типы телосложения

Рисунок 6. Врожденный тип телосложения напрямую влияет на скорость развития

Немаловажную роль играет и физическая активность в юном возрасте. Чем больше ребенок или подросток двигается, тем крепче становится его опорно-двигательный аппарат и мускулатура, что положительно влияет на общее развитие.

Резервы организма человека

Как известно, развитие организма не может длиться бесконечно, хотя этот процесс и занимает львиную долю онтогенеза. У каждого человека есть определенный физический резерв организма, при исчерпании которого индивидуальное физическое развитие приостанавливается.

Яркий пример – период климакса у женщин. Большинство ученых считает, что женская половая система способна выработать лишь определенное количество яйцеклеток. После того, как начинает меняться гормональный фон и клетки перестают вырабатываться, наступает климакс и женщина становится неспособной к продолжению рода, хотя развитие сознания и личности по-прежнему продолжается.

Последние исследования показали, что ограниченные ресурсы касаются далеко не всех органов. Большинство из них, хотя и подлежат постепенному износу, могут работать практически вечно. Однако, характер и способ жизни существенно уменьшает эти ресурсы, а значит – и приводит к сокращению продолжительности жизни.

Из видео вы сможете узнать, что такое онтогенез и как происходит развитие человека в разные возрастные периоды.

Трехлетнему ребенку создаем неопределенную ситуацию. Кладем на стол какой-то предмет, сажаем ребенка на стульчик, довольно далеко от стола, надо правильное расстояние подобрать, чтоб, кажется, достанешь, а на самом деле дотянуться нельзя. И говорим: вот достанешь, не вставая со стула, получишь эту конфету. Что мы устроили ребенку? Мотивационный конфликт. С одной стороны, его привлекает конфета – награда, а с другой стороны, есть запрет вставать со стула. Спрашивается, где личность? Ну конечно здесь: это договоренность со взрослым, социокультурный запрет. Социокультурный запрет здесь выступает единый как для ребенка так и для взрослого. И пока взрослый в комнате, ребенок не встанет со стула, если конечно это послушный ребенок. Ребенок сидит, испытывает фрустрацию, но сидит, пока есть взрослый. И тогда взрослый должен выйти из комнаты. Что он и делает. Выходит из комнаты и наблюдает за ребенком, через полупрозрачное стекло.

Я видел по телевидению показывали, как ведут себя дети несколько в иной ситуации. У Алексея Николаевича не мало учеников, один из них Евгений Васильевич Субботский, профессор Ланкастерского Университета. Евгений Васильевич Субботский, защищал докторскую диссертацию по моральному развитию ребенка. Остроумнейший экспериментатор, он предложил такую ситуацию, ее можно предложить уже не трехлетке, а ребенку постарше, четырех, пяти, даже шести лет. Вот жестяная банка и в банке находятся шарики. Банка сверху почти полностью затянута материей, оставлено небольшое пространство, величиной с шарик, к примеру. Дана лопатка, надо шарик достать из банки с помощью лопатки. Достать лопаткой, получишь конфету, а если рукой - то нет. Рукой добираться нельзя. Тот же самый мотивационный конфликт. Взрослый выходит из комнаты. Было удивительно интересно смотреть, как сначала ребенок все-таки пытается достать шарик лопаткой, это невозможно сделать, он пыхтит. Шарик идет по краю коробки, доходит до самого верха и скатывается назад. И через какое-то время ребенок как-то очень быстро, как шимпанзе, ручкой, раз, шарик у него в руке, лопатка тоже. Мне кажется, что и тот трехлетка очень быстро должен встать, взять конфету и сесть назад. И в этот момент входит взрослый и говорит:

- Шарик достал рукой, наверное?

- Вот, лопаткой и достал.

- Со стула вставал?

- Нет, вот дотянулся.

- Конфета твоя. Получай.

Структура мотивов

Конечно мотивы могут не осознаваться до конца. Человек может осознавать свои мотивы в течение жизни. Если человек сделал правильный выбор и, соответственно, осознает свое назначение, смысл своей жизни, то это уникальный человек, это святой и место ему в раю. А пока человек жив, у него есть возможность совершенствования, осознания мотивов заново.

Я выражу свое личное мнение: личность рождается именно дважды, а скажем не трижды, потому что может показаться, что сколько поступков, столько рождений. На самом деле личность действительно рождается лишь дважды. Сначала в совершенном поступке, обычно под руководством, а затем в сознании. И вот этот процесс осознания мотивов, он может быть очень длительным и там каждая задача является второй, всегда новой, творческой, когда нельзя опереться на собственный опыт.

Когда осознаешь свои мотивы, то интересно знать, по каким критериям выбирать. Вот как определить где культурное произведение, а где нет. Принципы даны, но как их применить на практике? Скажем сказано: ложка – это культурный предмет, он изменяет естественные движения руки. Когда говоришь о древности, вроде все хорошо, скажем трагедии и комедии Шекспира – это предметы культуры, но еще не гарантия, что они считались таковыми в то время, когда создавались. То есть культура древности, известная нам, освободилась от сора, осталось только необходимое.

А как разобраться в том, где культура сейчас?

Свойства развитой личности

В завершении второго вопроса изложим свойства развитой личности, той личности, которая родилась второй раз, такой, как кинорежиссер, Тарковский, например. Свойств этих будет три.

Первое свойство: личность по определению является творческой

- Быть или не быть профессором?

- Курит все время.

- Здесь можно курить?

О трансцендировании можно сказать еще и так: это всегда стремление к совершенству. Те несчастные, по Достоевскому, бедные люди, которые с глупыми плакатами стоят около НТВ, они не понимают, что такое любовь. А ведь любовь – это и есть трансцендирование. Выход за пределы чего-то лишнего в себе. Если я в кого-то влюблен, то на бытовом языке, я хочу стать лучше, чтобы добиться ответной любви. Я совершаю усилия, если конечно, я не насильник, потому, что насильник – это преступник и о нем мы уже сказали, да и Бог с ним. Если продолжать расти выше и выше, то где предел трансцендирования? Конечно, это идеальный предел. Это любовь не к другому человеку, простите, это любовь к богу. Только слово бог, разумеется, мы здесь пишем с маленькой буквы, потому, что мы не в церкви и имеем ввиду не бога, который либо есть либо нет, и этого никто никогда не узнает пока не умрет, а мы говорим об идее бога. Идея бога – всесовершенство, то есть высшая точка трансценденции. Именно эта точка спасала многих людей от неверного выбора. Нескольких людей она спасла еще во времена последнего в СССР строительства коммунизма. Я приветствовал 22-й съезд партии КПСС, будучи пионером и прекрасно помню эти времена, Сталин плохой, Ленин хороший, типовая ошибка того времени, неполное второе рождение. И сам я был среди большинства, а хочу сказать о меньшинстве.

Второе свойство: личность является множественной сохраняя при этом целостность

Читайте также: