Особенности коммуникативной сферы детей с зпр кратко

Обновлено: 18.05.2024

Во время тренировки пейте воду, но не слишком много. Если мучает жажда — стоит сделать всего несколько глотков. Также важно, чтобы в комнате было свежо. Откройте форточку или окно, чтобы воздух поступал в комнату.

Доброе утро, Юлия! Конечно, такие ограничения имеются. Не стоит выполнять упражнения, если у вас есть какие-либо симптомы простуды. Нужно прислушиваться к своему телу, чтобы понимать, когда сделать паузу. Обязательно проводите разминку и заминку. Во время тренировки ограничьте себя от употребления еды в любом виде - будь-то легкие перекусы или обычная жвачка. В момент физической тренировки ничто не должно стимулировать ваш желудок.

Здравствуйте! Спасибо за статью, она оказалась очень полезной.я открыла ля себя много нового и интересного.Обязательно применю это при организации учебного процесса!

Добрый вечер! Данная статья очень актуальна в образовательном процессе нашего времени, поскольку применение интерактивных заданий для сопровождения процесса обучения математике очень важно, это дает ученикам не просто учиться, а учиться с интересом!

Здравствуйте!Спасибо за статью! Было полезно узнать об эффективности и преимуществах организации повторения на уроках математики в 5-6 классах с использованием цифровых технологий. А также данная статья раскрыла для меня основные Интернет- ресурсы, которые целесообразно использовать для организации текущего и итогового повторения по курсу математика в 5 – 6 классах.

Здравствуйте! Спасибо за интересную статью! Обязательно распространю ее среди коллег.

Добрый вечер! Данная статья раскрывает возможности электронных образовательных ресурсов для учебников по изучению курса алгебры, она сможет помочь учителям при подготовке, определиться с выбором и понять, какие возможности есть у данного учебника: тренажёры, электронные пособия и т.д. Очень полезно изучить, как могут помочь электронные ресурсы в образовательном процессе.

Здравствуйте! Спасибо за статью! Я узнала много новых для себя ресурсов, которые помогут сделать учебный процесс интересным. Обязательно попробую каждый.

Здравствуйте! С данным ресурсом не знакома, но после прочтения статьи появился интерес. Обязательно попробую его в работе. Спасибо!









Особенности развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Коммуникативная функция представляет собой неотъемлемую часть человеческой деятельности, так как с ее помощью осуществляется взаимодействие между людьми, их общение, передача какой-либо информации. Опираясь на данные рассмотренные в предшествующем параграфе, мы можем утверждать, что данная функция начинает свое формирование с момента рождения и максимально активно развивается именно в дошкольном возрасте, а также это значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития.

Задержка психического развития (ЗПР) – временное отставание развития психики в целостности или же отдельных ее функций (двигательных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых) [3].

При рассмотрении особенностей развития детей с ЗПР, мы можем наблюдать, что данная проблема приобретает еще большую актуальность, так как для детей данной нозологической группы коммуникация является это средством коррекции общего психического развития и социализации. Поэтому преодоление недостаточности коммуникативной сферы человеческой деятельности и накопление коммуникативного опыта – сфера пристального внимания педагога, работающего с детьми этой категории.

В следствие того, что у детей с задержанным психическим развитием значительно замедленно развиваются и укореняются различные речевые навыки у них, наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование существительных в речи, недостаточное использование слов, обозначающих действия, наблюдается снижение речевой активности, бедность речевого общения.

Одной из характерных черт ребенка с ЗПР является стремление избежать словесного общения. В те моменты, когда речевая коммуникация между ребенком и сверстником или взрослым происходит, он оказывается очень коротким и неполным. Это обусловлено несколькими факторами. Среди них выделяются следующие:

– быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;

– отсутствие у обучающегося сведений, необходимых для ответа, скудный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;

– непонимание собеседника – дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.

О том, что коммуникативная деятельность детей с задержанным психическим развитием развивается своеобразно и имеет ряд особенностей, которые отрицательно влияют на успешность обучения, известно благодаря исследованиям М.Ф. Гнездилова, В.Г. Петровой, Е.И. Разуван, Р.И. Лалаевой, Ю.А. Кругловой и др. Такие исследователи как, Л.В. Занков, Л.Ю. Долгих утверждают, что успешность создания детьми с интеллектуальными нарушениями устных речевых высказываний во многом зависит от мотивации речепорождения, которая, в свою очередь, определяется особенностями коммуникативной ситуации. Суженность представлений об окружающем мире, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении, речевая безынициативность и выраженная дефицитарность речемыслительных средств способствуют возникновению у детей с задержкой психического развития речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций [2].

В.Г. Петрова отмечает, что важным моментом в характеристике коммуникативной деятельности детей с задержанным психическим развитием является расхождение между пассивным и активным словарем. Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с интеллектуальными нарушениями фактически лишены способности словесной коммуникации, т.к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении.

Активное формирование коммуникативной функции у ребенка начинается не в процессе общение со сверстниками или воспитателями в дошкольном учреждении, оно начинается и исходно формируется, прежде всего, в семье. Именно семья является первой инстанцией воспитания нравственных чувств ребенка и навыков социального поведения. Исследования О.В. Защиринской и Р.Д. Тригер свидетельствуют о том, что основным источником коммуникации для дошкольников с ЗПР является именно семья и мать [4, 5].

Первые признаки нарушения коммуникативной функции проявляются уже на первом году жизни. Они связаны с нарушением познавательной деятельности, аномальным психическим развитием в целом. Выраженные отклонения в ходе онтогенетического развития, обусловленные основной структурой дефекта нарушения, являются препятствием для своевременного и полноценного развития речевого общения детей, имеющих интеллектуальные нарушения. Оно формируется искаженно, в недостаточной степени, и мотивы его проистекают в основном из бытовых нужд детей. Необходимость в начинании коммуникативного взаимодействия, поддержании общения сопровождается, как правило, потребностями удовлетворения физиологических потребностей.

В своих экспериментальных исследованиях Е. С. Слепович свидетельствует, что у детей с задержкой психического развития в различных сферах их деятельности преобладает деловое общение со взрослыми [1]. Личный контакт играет роль в игре, и очень мало обращений к взрослым, связанным со знанием окружающего мира. Эти данные совпадают с характеристиками поведения обсуждаемых детей в ходе психолого-педагогического обследования, проведенного С.Е. Большаковой. Автор подчеркивает, что дети проявляют осторожность в проявлении своих интересов, в общении со взрослыми нет живости, они пассивны в игре. Даже с небольшими перерывами в работе, дети отказываются продолжать его, закрывать, охранять.

Аналогичные результаты отметила Е.Е. Дмитриева. Автор исследовала развитие возрастных возможностей в формировании общения со взрослыми, не имеющими отношения к ребенку, у детей 6 лет с задержкой психического развития. Критериями формирования коммуникативной активности были наличие определенных форм общения, установленных М. И. Лисиной и ее сотрудниками в онтогенезе нормально развивающихся детей: ситуативно-личностная форма общения (от рождения до 6 месяцев), ситуационно-деловая форма общения (от 6 месяцев до 3 лет), не внеситуативно-познавательная форма общения (от 3 до 5 лет) и внеситуативно-личностная форма общения (от 5 до 7 лет) [1].

Экспериментальные данные, полученные Е.С. Большаковой, не только показали значительное отставание 6-летних детей с задержкой психического развития от нормативно развивающихся сверстников в развитии общения со взрослыми, но и позволили выявить качественное своеобразие образования их коммуникативной активности.

Основываясь на исследования М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, А.Г. Рузской, Л.Н. Галигузовой, можно провести сравнительный анализ общения обучающихся старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и их нормативно развивающихся сверстников. Развитие общения со сверстником проходит в дошкольном возрасте в несколько периодов. В 2-4 года основной коммуникативной потребностью считается соучастие сверстника, выражающееся в параллельных действиях обучающихся. В 4-6 лет общение приобретает характерные черты совместной деятельности. В этот же период возникает необходимость в уважении и признании сверстника. В 6-7 лет – вне ситуативность общения, тщательный отбор собеседников.

Дети с нормативным развитием в период от 4 до 5 лет интересуются собеседником, внимательно изучают его действия. В этот же период дети старшего дошкольного возраста с ЗПР не заинтересованы своим собеседником и лишь иногда могут только немного взглянуть на него. Им всё равно как оценивают их окружающие, у них нет определённых предпочтений в выборе партнера по общению, не создаются прочные пары и групп общения. Для них не имеет субъективной значимости сверстник, находящийся вне семейных уз. Не имеющий личностного значения объект для них безразличен.

Таким образом, рассмотрев исследования различных ученых об особенностях развития коммуникативной функции у детей с ЗПР, их соотнесении с особенностями развития детей, развивающихся без патологии, можно сказать, что ребенок с задержанным психическим развитием проходит те же периоды развития коммуникативной функции речи, что и ребенок с нормальным психофизическим развитием. Но отличительными чертами детей с ЗПР является то, что развитие различных психических функций у них в более поздние сроки чем у нормально развивающихся детей; сниженная мотивированность в общении; скудный словарный запас, ограничивающий детей в использовании речевых средств в процессе коммуникативного взаимодействия; непонимание обращенной речи.

Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб., 2013 − 464 с.

Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.

Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. / Сост. О.В. Защиринская. – СПб: Речь, 2003. – 432 с.

Триггер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008. – 33 с.

В последнее время в практике работы ДОУ отмечается тенденция увеличения числа детей старшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Особенность этих детей состоит в том, что данное нарушение носит вторичный характер, а первичным является наличие у них задержки психического развития.

Совместная коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в детском саду включает в себя развитие речи и коммуникативных способностей и является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР. Недоразвитие речи у детей с ЗПР имеет системный характер, поэтому в процессе коррекционных занятий необходимо стимулировать речевую активность детей, развивать фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи, формировать навыки понимания и построения развернутых речевых высказываний. Эта работа осуществляется совместно учителем-логопедом и психологом.

Основная цель работы с детьми ЗПР – развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников, эффективное развитие коммуникативных отношений между детьми и взрослыми людьми, окружающими ребенка.

Развивать коммуникативные отношения с детьми в группе.

Расширять объем развития коммуникативных навыков.

Формировать коммуникативные отношения.

Для всех групп детей с задержкой психического развития характерно изменение способов коммуникации, которое проявляется в том, что у них нарушено речевое общение, у одних детей коммуникация осуществляется при активизации невербальных средств, у других детей имеются дефекты звукопроизношения, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок и т. д. Связная речь не соответствует возрасту.

В процессе работы с детьми с ЗПР мы придерживаемся следующих принципов:

- Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно — развивающей работы.

- Принцип адекватности особенностям психического и речевого развития ребенка. Предусматривает использование форм, средств и методов, соответствующих специфики развития ребенка.

- Принцип наглядности — демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр, подтверждает объяснение и помогает ребенку их правильно выполнять.

- Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей дошкольного возраста.

- Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма; создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.

- Принцип целостности эмоциональной, поведенческой и познавательной сфер.

Для развития коммуникативных отношений мы создаём такие совместные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстниками, оценить их действия, разрешить конфликт и пр.) Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это — игры и действия рядом, в которых дети, могут проявить интерес к сверстнику, оценить его действия, оказывать поддержку и помощь.

В своей работе с дошкольниками с ЗПР мы используем, доверительные беседы, упражнения, направленные на формирование общения с детьми, применяемые как на занятиях, так и в свободной деятельности:

- Игра «Ветер дует на…

Для того, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, формировать способности видеть и понимать других, повысить самооценку ребенка предлагаем использовать следующие игры, упражнения, занятия:

Упражнения и занятия, направленные на снятие скованности, неуверенности в себе:

Словесные игры, направленные на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу.

Игры и упражнения развивают воображение ребенка, логическое мышление, память учат общению друг с другом. Их можно использовать для коррекции негативных черт характера, развития эмоциональной сферы, закрепления знаний об окружающем. Особое место в них отводится развитию речи, связной речи, развитию памяти, развитию коммуникативных навыков. Игры можно использовать как основу занятий, их можно проводить как индивидуально, так и со всей группой детей.

Все виды деятельности дошкольника с ЗПР — игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая — позволяет мобилизовать его познавательные возможности, а значит развить их, научить не только ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать его.

Изобразительная деятельность — одна из основополагающих сторон творческого и коммуникативного развития дошкольников Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем.

Стимулирование социально-коммуникативного развития через игровую деятельность в рамках ФГОС до Всем известно, что в настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще мы.

Формирование социальной компетенции у старших дошкольников в условиях социально-коммуникативного развития Введение В общественном сознании людей 21 века получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, агрессивность. Долгое.

Сборник русских народных подвижных игр для социально-коммуникативного развития дошкольников Пояснительная записка Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера,.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.

Многие психологические особенности ЗПР можно наблюдать уже на ранних этапах жизни ребенка, однако наиболее отчетливо они проявляются при переходе к школьному обучению. По особенностям познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и характеру поведения младшие школьники с задержкой психического развития значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

В младшем школьном возрасте дети с ЗПР внушаемы, легко поддаются общему настроению, нередко попадают под дурное влияние старших школьников, нарушающих дисциплину. Чувства стыда и раскаяния у них неглубоки и кратковременны. Несмотря на общительность, эти дети не имеют постоянных друзей.

Трудности в обучении, связанные с неподготовленностью детей, усугубляются ослабленным, функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости.

Ведущей особенностью при различных вариантах ЗПР у детей является инфантилизм, следовательно, достигая школьного возраста, такой ребенок по своему поведению остается дошкольником. Поведение младших школьников с ЗПР не соответствует возрасту, преобладают мотивы игровой деятельности, не позволяя учебной превратиться в ведущую. Ведущей остается игровая деятельность, но к младшему школьному возрасту оказываются несформированными не только учебные навыки, но и высшая форма игровой деятельности - сюжетно-ролевая игра, поэтому усвоение новой социальной роли ученика происходит со значительным своеобразием, отмечает слабость словесной регуляции действий у детей.

Развитие общения – необходимое условие для формирования готовности к школьному обучению. Дети с ЗПР оказываются по многим характеристикам неспособными к систематическому усвоению знаний, умений, навыков.

Запас знаний об окружающей их естественной и социальной среде у этих детей крайне скуден, они не могут рассказать о свойствах и качествах предметов, даже часто встречавшихся в их опыте; умственные операции недостаточно сформированы, в частности, они не умеют обобщать и абстрагировать признаки, интерес к учебной деятельности четко не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма нестойка, преобладает игровая мотивация; плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя и соблюдать школьный режим.

В психолого-педагогических исследованиях установлено, что к школе дети с ЗПР не достигают необходимого развития общения: им не хватает знаний и умений в сфере межличностных отношений, у них не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях людей, страдает произвольная регуляция эмоциональной сферы. У младших школьников с ЗПР выявлено запаздывание по сравнению с нормой формирования социальных отношений.

У детей с ЗПР снижена потребность в общении как со сверстниками, так и с взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств, но необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению.

Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

У младших школьников с ЗПР все обращения к взрослому определяются той деятельностью, тем материалом, который он предлагает ребенку. Без наглядного материала поддерживать беседу на познавательные темы дети затрудняются.

В деятельности младших школьников с ЗПР преобладает игровая мотивация, которая препятствует возникновению разносторонних контактов с взрослым. Многие дети чаще всего выбирают совместную с взрослым игру, чувствуют себя в этой ситуации комфортно, максимально используют время, а в деловые, познавательные, личностные контакты с взрослым вступают эпизодически. Эти дети показывают в экспериментах низкий уровень познавательной активности. В ситуации познавательного общения они мало задают взрослому вопросов. Те вопросы, которые они задают, чаще бывают направлены не на раскрытие содержания какого-либо явления или отношений, а на выделение их внешних особенностей.

Общение младших школьников с ЗПР с взрослым протекает на фоне положительного отношения к нему. Эти дети отзываются на все его предложения, стремятся привлечь к себе его внимание, получить оценку. Некоторые дети используют все ситуации общения для установления интимно-личностных контактов с взрослым. Все сказанное свидетельствует о том, что младшие школьники с ЗПР не владеют уровнями общения с взрослым, которые побуждаются потребностью в познании мира предметов и явлений, а также мира человеческих отношений,.

Существует дефицит социальных возможностей для активного полноценного общения у детей с ЗПР и связанные с этими особенности взаимоотношений в коррекционных классах.

  • Низкая потребность в общении в сочетании с дезадаптивными формами взаимодействия (отчуждения, избегания или конфликта) определяют существенную дезинтеграцию детского коллектива, разобщенность, скудность и конфликтность контактов.
  • Эмоциональная незрелость детей с ЗПР ведет к эмоциональной поверхностности контактов, слабому сопереживанию и сочувствию; контакты таких детей мимолетны, ситуативны, неустойчивы.
  • Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в череду аффективных реакций (крик, ссоры, драки, бурная обида и т.д.), неадекватных способов выхода из конфликта. Аффективные реакции быстро закрепляются и затем могут повторяться уже без видимых причин, вне реальных конфликтов.
  • Общая незрелость (мотивационная, нравственная) определяет тенденцию данных детей к примитивной зависимости от более зрелых и активных, волевых членов коллектива, подчиненности им.

Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:

Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Дети с ЗПР менее способны к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся. Кроме того, такая мобилизация может привести к еще большему истощению. Многие дети с ЗПР легкой формы склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения, целенаправленности, целесообразности действий, применения волевых усилий.

Большинство детей с ЗПР живут в условиях дефицита родительского тепла и любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

Возникновение задержек развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов социальной среды, так и с различными наследственными влияниями.

Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности.

Важнейшей особенностью детей с ЗПР является сниженная активность во всех видах деятельности, что, в свою очередь, может оказаться существенной причиной низких коммуникативных способностей этих детей.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что для детей с ЗПР характерен более низкий уровень владения социально-коммуникативными навыками в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками

Многие психологические особенности ЗПР можно наблюдать уже на ранних этапах жизни ребенка, однако наиболее отчетливо они проявляются при переходе к школьному обучению. По особенностям познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и характеру поведения младшие школьники с задержкой психического развития значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

В младшем школьном возрасте дети с ЗПР внушаемы, легко поддаются общему настроению, нередко попадают под дурное влияние старших школьников, нарушающих дисциплину. Чувства стыда и раскаяния у них неглубоки и кратковременны. Несмотря на общительность, эти дети не имеют постоянных друзей.

Трудности в обучении, связанные с неподготовленностью детей, усугубляются ослабленным, функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости.

Ведущей особенностью при различных вариантах ЗПР у детей является инфантилизм, следовательно, достигая школьного возраста, такой ребенок по своему поведению остается дошкольником. Поведение младших школьников с ЗПР не соответствует возрасту, преобладают мотивы игровой деятельности, не позволяя учебной превратиться в ведущую. Ведущей остается игровая деятельность, но к младшему школьному возрасту оказываются несформированными не только учебные навыки, но и высшая форма игровой деятельности - сюжетно-ролевая игра, поэтому усвоение новой социальной роли ученика происходит со значительным своеобразием, отмечает слабость словесной регуляции действий у детей.

Развитие общения – необходимое условие для формирования готовности к школьному обучению. Дети с ЗПР оказываются по многим характеристикам неспособными к систематическому усвоению знаний, умений, навыков.

Запас знаний об окружающей их естественной и социальной среде у этих детей крайне скуден, они не могут рассказать о свойствах и качествах предметов, даже часто встречавшихся в их опыте; умственные операции недостаточно сформированы, в частности, они не умеют обобщать и абстрагировать признаки, интерес к учебной деятельности четко не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма нестойка, преобладает игровая мотивация; плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя и соблюдать школьный режим.

В психолого-педагогических исследованиях установлено, что к школе дети с ЗПР не достигают необходимого развития общения: им не хватает знаний и умений в сфере межличностных отношений, у них не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях людей, страдает произвольная регуляция эмоциональной сферы. У младших школьников с ЗПР выявлено запаздывание по сравнению с нормой формирования социальных отношений.

У детей с ЗПР снижена потребность в общении как со сверстниками, так и с взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств, но необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению.

Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

У младших школьников с ЗПР все обращения к взрослому определяются той деятельностью, тем материалом, который он предлагает ребенку. Без наглядного материала поддерживать беседу на познавательные темы дети затрудняются.

В деятельности младших школьников с ЗПР преобладает игровая мотивация, которая препятствует возникновению разносторонних контактов с взрослым. Многие дети чаще всего выбирают совместную с взрослым игру, чувствуют себя в этой ситуации комфортно, максимально используют время, а в деловые, познавательные, личностные контакты с взрослым вступают эпизодически. Эти дети показывают в экспериментах низкий уровень познавательной активности. В ситуации познавательного общения они мало задают взрослому вопросов. Те вопросы, которые они задают, чаще бывают направлены не на раскрытие содержания какого-либо явления или отношений, а на выделение их внешних особенностей.

Общение младших школьников с ЗПР с взрослым протекает на фоне положительного отношения к нему. Эти дети отзываются на все его предложения, стремятся привлечь к себе его внимание, получить оценку. Некоторые дети используют все ситуации общения для установления интимно-личностных контактов с взрослым. Все сказанное свидетельствует о том, что младшие школьники с ЗПР не владеют уровнями общения с взрослым, которые побуждаются потребностью в познании мира предметов и явлений, а также мира человеческих отношений,.

Существует дефицит социальных возможностей для активного полноценного общения у детей с ЗПР и связанные с этими особенности взаимоотношений в коррекционных классах.

Низкая потребность в общении в сочетании с дезадаптивными формами взаимодействия (отчуждения, избегания или конфликта) определяют существенную дезинтеграцию детского коллектива, разобщенность, скудность и конфликтность контактов.

Эмоциональная незрелость детей с ЗПР ведет к эмоциональной поверхностности контактов, слабому сопереживанию и сочувствию; контакты таких детей мимолетны, ситуативны, неустойчивы.

Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в череду аффективных реакций (крик, ссоры, драки, бурная обида и т.д.), неадекватных способов выхода из конфликта. Аффективные реакции быстро закрепляются и затем могут повторяться уже без видимых причин, вне реальных конфликтов.

Общая незрелость (мотивационная, нравственная) определяет тенденцию данных детей к примитивной зависимости от более зрелых и активных, волевых членов коллектива, подчиненности им.

Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:

имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия с взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;

в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;

многим детям с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью свойственно недостаточное умение вербализовать свои переживания.

Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Дети с ЗПР менее способны к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся. Кроме того, такая мобилизация может привести к еще большему истощению. Многие дети с ЗПР легкой формы склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения, целенаправленности, целесообразности действий, применения волевых усилий.

Большинство детей с ЗПР живут в условиях дефицита родительского тепла и любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

Возникновение задержек развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов социальной среды, так и с различными наследственными влияниями.

Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности.

Важнейшей особенностью детей с ЗПР является сниженная активность во всех видах деятельности, что, в свою очередь, может оказаться существенной причиной низких коммуникативных способностей этих детей.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что для детей с ЗПР характерен более низкий уровень владения социально-коммуникативными навыками в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками

Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности : учеб. метод, пособие. - СПб. : КАРО, 2005.-288 с.

Винникова , E. А. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР / Е. А. Винникова, Е. С. Слепович //

Выготский, JI. С. Собрание сочинений / под ред. В. В. Давыдова, Педагогика, 1983. — Т. 3 : Проблемы развития психики.

Андреева Г.М. Специальная психология. – М., 2001.

Защиринская О.В. Коммуникативное качество личности в контексте социализации детей с ЗПР /

Психология детей с задержкой психического развития: Изучение, социализация, психокоррекция : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. — СПб. : Речь, 2003. 432 с.

Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпов психического развития, вследствие которого когнитивные (познавательные) функции (память, восприятие, внимание, мышление) и эмоционально-волевая сфера ребёнка существенно отстают от принятых возрастных норм.

На сегодняшний день ЗПР не является медицинским диагнозом, а употребляется как психолого-педагогическое понятие описательного характера, не указывающее на причины тех или иных нарушений, а лишь обозначающее имеющиеся у ребёнка проблемы развития. Термин применим только для детей дошкольного и младшего школьного возраста (до 10 лет). В более старшем возрасте при необходимости ребёнку ставится уже конкретный диагноз.

Помимо трудностей в обучении у многих детей с ЗПР есть проблемы с дисциплиной. И в саду, и в школе им часто делают замечания за плохое поведение. Дело в том, что таким детям трудно привыкнуть к саду, школе, вообще к коллективу, они сильно тоскуют по дому, им сложно понять, что существуют определённые общепринятые правила поведения и нужно научиться соблюдать их.

Как проявляется задержка психического развития?

При ЗПР отстают в развитии:

Ребёнку с ЗПР трудно ориентироваться в пространстве, он не сможет отыскать вещь, если изначально не знает, где она лежит, даже если она находится на самом видном месте. Также таким детям трудно определить какой-либо предмет наощупь, запомнить, как он выглядит, и рассказать о нём по памяти.

При ЗПР у детей часто наблюдаются низкая речевая активность, отставание речевого развития (ЗРР, ЗПРР). Их словарный запас беден, не соответствует возрастным нормам, фонематический слух плохо развит, речь не сформирована, высказывания примитивны и нецеленаправленны, они часто путают, пропускают или заменяют в словах звуки и буквы (парафазия).

Чем ЗПР отличается от ЗРР и ЗПРР?

Задержки речевого и психоречевого развития (ЗРР и ЗПРР) возникают вследствие органических поражений головного мозга, центральной нервной системы. Причинами отставания могут стать: болезни, перенесённые матерью во время беременности, гипоксия плода, патологии родов, хромосомные или генетические заболевания, тяжёлые инфекции, врождённые аномалии ЦНС, патологии сосудов головного мозга, ДЦП, психические заболевания (эпилепсия и т.п.), опухоли головного мозга и проч.

При ЗРР и ЗПРР:

  • нарушения интеллекта вторичны, и своевременная коррекционная работа, направленная на речевое развитие, даёт положительную динамику нормализации интеллекта;
  • отставание не синхронно – речевое развитие отстаёт гораздо больше, чем психическое;
  • при своевременной диагностике и грамотной коррекционной работе со специалистами и дома с родителями ребёнок сможет догнать сверстников уже к старшему дошкольному возрасту.

При ЗПР:

  • изначально именно интеллектуальное развитие не соответствует возрасту, как следствие – проблемы с формированием речи;
  • нет специфических речевых ошибок, уровень речевого развития соответствует уровню развития детей более младшего возраста;
  • развитие речи задерживается настолько же, насколько и общее психическое развитие в целом – сохраняется синхронность;
  • речь может развиться спонтанно, просто позднее, чем у сверстников. Для коррекции вторичных проблем с речью могут потребоваться занятия с логопедом.

ЗПР = умственная отсталость?

Довольно часто детям с ЗПР ставится неверный диагноз – умственная отсталость (УО). Особенно от этого страдают дети, воспитывающиеся в детских домах. Действительно лёгкая степень УО и ЗПР имеют сходную симптоматику, но это разные нарушения, и для того, чтобы дифференцировать их, необходимо длительное всестороннее наблюдение специалиста.

Схожие симптомы

  • эмоционально-волевая незрелость;
  • инфантильность;
  • низкий уровень познавательной активности;
  • скудность представлений об окружающем мире;
  • нарушения восприятия, мышления, памяти и речи;
  • отсутствие таких умений, как анализ, обобщение, сравнение, синтез.

Различия между ЗПР и УО

Умственная отсталость – обобщённое название многих отклонений, при которых есть стойкое и необратимое снижение интеллектуальных способностей. Это комплекс синдромов, вызванных органическими поражениями, патологиями головного мозга (врождёнными или приобретёнными). При УО страдают мыслительные функции, наблюдается общее психическое недоразвитие, интеллектуальная недостаточность. Интеллект ребёнка с умственной отсталостью не превысит определённого уровня, какая бы тщательная работа с ним не проводилась.

Очень важно как можно раньше дифференцировать ЗПР от умственной отсталости и вовремя начать коррекционную работу.

Причины ЗПР

  • инфекции, перенесённые матерью во время беременности (токсоплазмоз, грипп, краснуха и проч.);
  • интоксикация беременной (курение, алкоголь, лекарства и т.п.);
  • резус-конфликт матери и ребёнка;
  • внутриутробные инфекции;
  • асфиксия плода;
  • родовые травмы;
  • наследственность;
  • социально-бытовые факторы (условия жизни, воспитания, дефицит внимания (гипоопека), гиперопека, насилие, неблагоприятный психологический климат в семье, педагогическая запущенность).

Виды задержки психического развития

Диагностика ЗПР

Для определения ЗПР необходимо всестороннее комплексное обследование ребёнка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), в которую могут входить: психиатр, педагог-психолог, нейропсихолог, логопед, дефектолог (олигофренопедагог), невролог, педиатр и другие специалисты (при необходимости).

Специалисты проводят дифференциальную диагностику, которая включает в себя:

  • тщательное изучение анамнеза (включая пренатальный и постнатальный период развития). Это поможет выявить первичные причины нарушения, понять их характер;
  • общение непосредственно с ребёнком (знакомство, беседа, тестирование, психологическое обследование), в результате которого делаются выводы о состоянии его психического развития;
  • разговор с родителями, в ходе которого выясняется, в каких условиях живёт и воспитывается ребёнок, какая в семье психологическая обстановка, какие отношения установлены между членами семьи.

После всестороннего изучения анамнеза ребёнка, состава его семьи, социально-бытовых условий его жизни специалисты выявляют первопричины, степень и характер нарушений, составляют педагогический прогноз и план коррекционной работы.

Коррекция задержки психического развития (ЗПР)

Родителям детей с задержкой психического развития нужно быть готовыми к тому, что процесс коррекции достаточно непростой и длительный. Таким детям нужна комплексная помощь сразу нескольких специалистов. Если ребёнку необходимо медикаментозное лечение, его обеспечивает невролог. Развитием когнитивных функций занимается дефектолог (олигофренопедагог). Психолог со своей стороны отвечает за развитие эмоционально-волевой сферы. При ЗПР показаны такие виды неразговорной психотерапии, как: песочная, игровая терапия, сказкотерапия, арт-терапия и проч. Для коррекции вторичных нарушений речи понадобится логопед.

Как проходит обучение детей с ЗПР?

В сентябре 2016 года в России был принят образовательный стандарт инклюзивного образования, предписывающий всем детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, обучаться вместе с обычными школьниками. После этого специализированные коррекционные школы были закрыты и появились коррекционные классы в обычных общеобразовательных школах. Они подразделяются на восемь типов – в зависимости от характера отклонений учеников. Большинство таких классов у нас относятся к VII типу (для детей с задержкой психического развития, поддающейся коррекции).

Учитывая, как непросто ребятам с ЗПР даётся учёба, специалисты рекомендуют для них обучение в коррекционных классах.

Занятия в таких классах проводит обычный школьный учитель, ученики получают такой же объём знаний, как и их сверстники из обычных классов, просто занятия проходят в более спокойном темпе. Материал объясняют детям небольшими частями, постепенно. Занятия содержат перерывы на отдых и спортивные игры для того, чтобы избежать переутомления детей.

Преимущества коррекционных классов:

  • небольшое количество учеников (от 5 до 15), что позволяет учителю больше времени уделять каждому ребенку;
  • в обучении используется больше наглядного материала (схемы, картинки, таблицы и т.п.);
  • на занятиях помимо учителя присутствует освобождённый классный руководитель – это педагог, который не обучает детей, а наблюдает за ними и занимается воспитательной работой.

Есть и недостатки в инклюзивной системе образования – раньше с детьми с ЗПР занимались коррекционные педагоги, имеющие необходимые знания и навыки работы с такими детьми. В обычных школах педагоги не имеют такой подготовки. Также в свободное от уроков время, например, на переменах, дети с ЗПР могут столкнуться со сверстниками или с детьми постарше, которые неправильно истолкуют поведение детей из коррекционного класса, могут возникнуть конфликты.

При своевременном обращении ЗПР отлично поддается коррекции, но занятия по коррекции должны быть регулярными, а родителям нужно быть готовыми к тому, что положительный результат будет не сразу.

Читайте также: