Личность основателя буддизма кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сиддхартха – это личное имя на санскрите, означающее “тот, кто достигает своей цели”. Это имя наиболее известно на английском языке как название романа Германа Гессе, в котором главного героя (который на самом деле не Будда) зовут Сиддхартха. Санскритское семейное имя Гаутама означает “потомки Готамы”. “Готама” – это имя нескольких деятелей древней Индии, в том числе поэта “Ригведы”, а также Аксапада Гаутамы (или Готамы), известного индийского логика. Палийская литература обычно называет Сиддхартху Гаутаму Буддой Готама.

Традиционно значение термина “будда” понимается как человек, который проснулся от глубокого сна невежества. В индийской традиции выражение уже использовалось до, во время и после жизни Сиддхартхи многими религиозными общинами, но оно стало наиболее тесно связанным с буддийской традицией.

Кризис старой религии и появление новых философских школ

Во время жизни Сиддхартхи Гаутамы Северная Индия состояла из небольших независимых государств, боровшихся друг с другом за ресурсы. Это было время кризиса брахманизма, когда традиционный религиозный порядок в Индии оспаривался новыми философскими и религиозными школами, которые не соответствовали ортодоксальным религиозным взглядам Индии. Ведическая философия, богословие и метафизика, усложнявшиеся система ритуалов и жертвоприношений ставились под сомнение. Новые материалистические школы бурно развивались в Индии, подрывая репутацию и авторитет привилегированной варны жрецов – брахманов. Это приводило к религиозной анархии, которая способствовала появлению новых религий.

Ко времени рождения Сиддхартхи Гаутамы интеллектуальный упадок старой брахманической ортодоксальной мысли породил скептицизм и моральный вакуум, который был заполнен новыми религиозными и философскими взглядами.

Идеи Сиддхартхи имеют некоторое сходство с работами Капилы, индийского мудреца, который жил, вероятно, около двух веков назад. Оба были заинтересованы в том, чтобы избавить человечество от страданий. Они отказались от решений, предлагаемых ведическими обрядами, особенно жертвоприношений; они считали эти обряды жестокими из-за их связи с убийством живых существ. И Сиддхартха, и Капила верили, что знание и медитация были истинным средством спасения. Кроме того, они оба стремились достичь состояния человеческого совершенства, и их подход был чисто агностическим.

Разница в их подходах заключалась в том, что Капила структурировал свои взгляды в систему философии, которая не имеет ни малейшего намека на сочувствие человечеству в целом. Будда, с другой стороны, вложил в своё послание всеобъемлющее чувство сочувствия и глубокое беспокойство о бедных и угнетённых. Он проповедовал равенство людей (которое было в значительной степени забыто в индийском обществе) и выступал против неравенства и злоупотреблений кастовой системы.

Жизнь Сиддхартхи можно разделить на два этапа: до его просветления и после. В буддийской литературе термин Бодхисаттва (тот, кто находится на пути к достижению просветления) используется для обозначения Сиддхартхи до того, как он достиг просветления, а слово Будда используется для обозначения Сиддхартхи после его просветления.

Неясность в вопросе дат жизни Будды

Достоверных фактических данных о жизни Сиддхартхи Гаутамы очень мало. Его биография может быть дополнена сведениями из ранних буддийских текстов разных традиций. Эти рассказы наполнены мифами и легендами, которые, очевидно, вносили много неясности в реальную биографию Будды. В течение многих веков после жизни Будды эти тексты продолжали редактироваться. Вероятно, что истинные слова и рассказы Будды были перемешаны с поздними легендарными дополнениями из устных традиций. Более того, кажется очевидным, что редакторы окончательных версий многих биографий Будды внесли свои дополнения и изменили содержание текстов в соответствии со своими интересами, чтобы укрепить свои собственные философские и религиозные идеи.

Каменное изображение Будды

Статуя Будды. Youtube, Касё Гасанов

Если бы это утверждение было верным, то это была бы самая ранняя точная дата, известная в истории Древней Индии.

Последовательность событий в эти века неясна до сих пор, поэтому датировать жизнь Будды непросто. Помимо этого, существуют две разные хронологии, используемые для датировки жизни Будды: так называемая “короткая хронология”, также известная как индийская хронология (подтвержденная индийскими источниками и их китайскими и тибетскими переводами) и “длинная хронология”, известная также как цейлонская (основанная на сингальских (цейлонских) хрониках).

Индийский император Ашока Великий (304-232 гг. до н.э.), превратил буддизм в государственную религию и поощрял буддийскую миссионерскую деятельность. Он также обеспечил благоприятный климат для принятия буддийских идей и породил среди буддийских монахов определенные ожидания покровительства и влияния на механизм принятия политических решений. До Ашоки буддизм был относительно незначительной философской традицией в Индии, и некоторые ученые предположили, что влияние Будды в его собственные дни было относительно ограниченным. Археологические свидетельства буддизма между смертью Будды и временем Ашоки очень скудны; после времени Ашоки этих свидетельств стало в изобилии.

Ранние буддийские тексты из материковой Индии, а также ссылки в самых ранних историографических работах традиции тхеравады датируют смерть Будды за сто лет до правления императора Ашоки. Эти данные основаны на краткой хронологии (индийской) и предполагают, что Будда умер в 370-368 гг. до н.э. Многое говорит в пользу этой более поздней даты, так как это означает только сто лет между смертью Будды и правлением Ашоки.

Версии дат жизни Будды, которые мы находим в текстах буддийской традиции, не относящиеся к науке, датируют смерть Будды от 2420 до н.э. до 290 года до н.э., и большинство из них не имеют доказательств.

Еще один способ датировать жизнь Будды – рассмотреть список так называемых патриархов. Все ранние буддийские свидетельства согласны с тем, что между смертью Будды и правлением императора Ашоки было всего пять патриархов. Датирование жизни Будды, основанное на преемственности патриархов, кажется гораздо более надежным методом расчета. Однако 220-летний промежуток (то есть количество времени, предложенное исправленной длинной хронологией) представляется слишком большим временем только для пяти патриархов.

Точной и всеми признаваемой даты рождения Будды нет. Этот вопрос – предмет исследований как в науке, так и в буддийской традиции. Было предложено несколько дат, но многие противоречия и неточности в различных хронологиях и системах датирования делают невозможным найти удовлетворительный ответ.

Ниже представлены 4 версии дат жизни Сиддхартхи, согласно различным доступным источникам:


Версии о датах жизни Будды

Жизнь Будды

Его отца звали Шуддходана (или Суддходана (Suddhodana – санскр.), а его мать – Майя. Всё, что известно о семье Шакья, получено из буддийских источников, и исторические факты в них размыты многими дополнениями и редакциями поздних веков. В некоторых текстах говорится, что князья рода Шакья были изгнаны из другого государства (известным как, по некоторым данным, как королевство Айодхья), они двинулись дальше и нашли государство Шакья. Несмотря на то, что Шуддходана Гаутама часто описывается как король, считается, что его статус был сродни статусу регионального лидера, подобно вождю племени. Правительство Шакья было организовано по типу республиканской системы, а не монархии: они проводили регулярные собрания, в которых принимали участие члены самых влиятельных семей.

Государство Шакьев находилось у подножия Гималаев, а семья Сиддхарты проживала в городе Капилавасту. Шуддходана был женат на Майе, и у него также была вторая жена, Махапраджапати, которая была младшей сестрой Майи. Вероятно, что у Суддходаны также были наложницы. Считается, что Сиддхартха родился в Лумбини (современный Непал), недалеко от Капилавасту. Лумбини стал известен благодаря индийскому императору Ашоке, который посетил этот район в 248 году до н.э. и установил столб с надписью в честь рождения Сиддхартхи. Он также построил стену вокруг этой деревни и приказал установить четыре ступы, чтобы отметить место рождения Будды. Возможно, что Сиддхартха родился и не в Лумбини, но, по крайней мере, мы точно знаем, что это мнение распространялось в буддийской общине во времена Ашоки и до его времени.

Майя умерла вскоре после рождения Сиддхартхи, возможно, через несколько дней; ребенок был воспитан Махапраджапати. Во всех отчетах подчеркивается чрезвычайная роскошь, которая окружала Сиддхартху, когда он жил в Капиталисту. Яшодхара (возможно, двоюродная сестра Сиддхартхи), была женой Сиддхартхи, и у них был только один сын, Рахула.


Будда. Shinjuku City, Japan.

Покинув Капилавасту, Сиддхартха начал практиковать йогу под руководством двух ведущих мастеров того времени: Арада Калама и Удрака Рамапутра. Сиддхартха не получил ожидаемых результатов, поэтому оставил мастеров, занятых крайним аскетизмом. К нему присоединились пять последователей. В течение шести лет Сиддхартха пытался достичь своей цели, но безуспешно. Понимая, что аскетизм не был способом достижения результата, которого он добивался, он отказался от этого образа жизни. Приняв пищу и ванну, Сиддхартха сел под деревом вида ficus Religiosa, где он, наконец, достиг нирваны (совершенного просветления) и стал известен как Будда.

Примерно в это же время к Будде присоединились первые ученики, была основана буддийская монашеская община, известная как Сангха. Сарипутра и Махамаудгаляйана были двумя главными учениками Будды. Махакашьяпа был также важным учеником, организовавшем Первый Буддийский Собор. От Капилавасту и Шравасти на севере до Варанаси, Наланды и многих других областей в районе бассейна Ганги Будда проповедовал свое знание около 45 лет. За время жизни он посетил свой родной город, встретил отца, приемную мать и даже сына, который присоединился к Сангхе вместе с другими членами клана Шакья. Упали, еще один ученик Будды, присоединился к Сангхе примерно в это время: он был Шакья и считался самым компетентным монахом в вопросах монашеской дисциплины. Ананда, двоюродный брат Будды, также стал монахом; он сопровождал Будду на последнем этапе своей жизни и убедил его принимать женщин в Сангху, создав тем самым Сангху Бхиккхуни, женскую буддийскую монашескую общину.

Во время деятельности Будды некоторые цари и другие правители описаны как последователи Будды. Сообщается, что противником Будды был Давадатта, его двоюродный брат, который стал последователем Будды, но оказался ответственным за раскол Сангхи, и он якобы даже пытался убить Будду.

Последние дни Будды подробно описаны в древнем тексте под названием Махапаринирвана-сутра. Будда посетил Вайшали, где он заболел и чуть не умер. Некоторые источники говорят, что здесь Будда произнес свою последнюю проповедь. После выздоровления Будда отправился в Кушинагар. По дороге он принял еду от кузнеца по имени Кунда, от которой Будда почувствовал недомогание и которая послужила причиной его смерти. Добравшись до Кушинагара, он в последний раз призвал своих учеников продолжить деятельность на благо всех существ, после чего скончался.

Мифы и легенды о Будде

Оригинальная биография Будды была объединена со многими легендарными рассказами и мифами. Концепция и рождение Сиддхартхи связаны с несколькими чудесами. Легенда гласит, например, что Майя не имела половых контактов с Шуддходаной; Будда вошел в лоно Майи через ее правую сторону в форме белого слона. Судьба ребенка была ожидаемой: группа святых предсказывала, что Сиддхартха станет могущественным монархом или Буддой. Шуддходана знал это пророчество, поэтому он сделал всё возможное, чтобы не дать Сиддхартхе стать свидетелем любых форм человеческих страданий, постоянно удерживая своего сына во дворце, среди роскошеств, буйства молодости и комфортной жизни.

Когда Сиддхартха приближался к своему просветлению во время медитации, дьявол по имени Мара попытался остановить его, но в итоге Мара потерпел поражение. Этот конкретный момент часто изображается в искусстве: Будда сидит в медитации, одна рука на коленях, другая делает жест, останавливающий Мару, означающий непоколебимость и стойкость, когда кто-либо подвергается искушениям демонов.

Чудеса были также внесены в биографию Будды. Следующее описание чуда призвано подчеркнуть благодарность Будды: “Будда должен пересечь пустыню в полдень. Боги из своих тридцати трех кругов сбрасывают ему зонтик. Будда, не желая оскорблять какого-либо из богов, умножается на тридцать трех Будд, так что каждый из богов видит сверху Будду, защищенного зонтиком, который он бросил ему”.

Ранняя буддийская община пыталась продемонстрировать, что то, чему учил Будда, не было чем-то новым; скорее, что он заново открыл вечную истину. Поэтому в буддийской литературе существует ряд утверждений, подтверждающих эту точку зрения, включая учение о существовании прошлых Будд. Это позволило буддистам претендовать на авторитет, аналогичный авторитету некоторых конкурирующих школ, таких как ведические и джайнские традиции, которые поддерживали свой авторитет, утверждая, что они возникли очень давно.

Истории о прошлых Буддах следуют одному и тому же общему сюжету и структуре: все они сидят, скрестив ноги, в утробе матери; все они делают семь шагов на север сразу после рождения; все они отрекаются от мира после того, как стали свидетелями старости, болезни,смерти и нищеты; все они достигают нирваны; они никогда не умирают до того, как их миссия завершена; все они умирают после употребления мяса.

Наследие Будды

Смысл учения и послания Будды также является спорной темой. Некоторые буддийские школы говорят, что его ядром является ненасилие, другие – сострадание, третьи – свободу от перерождения.

Есть также ученые, которые утверждают, что Будда стремился восстановить доведическую индийскую религию, которая была похоронена под вековыми наслоениями и искажениями в религии и ритуалах. Некоторые из этих идей не являются оригинальными для буддизма. Ненасилие и сострадание были одним из столпов джайнизма до времён Будды, а свобода от перерождения представлена ​​в древних Упанишадах.

Одним из аспектов послания Будды, которое кажется оригинальным, является гуманизм: понимание того, что люди в конечном счёте несут ответственность за свою судьбу и что никакие сверхъестественные силы, магические ритуалы и боги не могут быть привлечены к ответственности за наши действия.

Идея о том, что богов нет и что материальный мир – это все, что есть, уже была проведена некоторыми материалистическими школами в Индии, в частности чарваками.Так что в этом смысле это может показаться не оригинальным пониманием. Но подход этих школ был в значительной степени атеистическим, поскольку все они отрицали существование сверхъестественных сущностей. Как теистический подход ведической религии, так и атеистический подход материалистических школ в конечном итоге основаны на одном и том же убеждении: оба считают, что мы можем знать, существуют ли боги на самом деле; один подход допускает их существование, другой отрицает.

Будда утверждал, что человеческое знание не может прийти к определенным ответам по этому вопросу, поэтому его взгляд был агностическим, он приостанавливал любое обсуждение по метафизическим вопросам и говорил, что не существует достаточных оснований для утверждения или отрицания рассматриваемых абстрактных идей.

Было бы исторически неверным утверждать, что Сиддхартха Гаутама считал себя религиозным лидером или что он сознательно решил начать новое религиозное движение. Он считал себя учителем, который отвергал пути традиционной индуистской религиозной мысли и предлагал своим последователям другой путь. Он считал многие ведические обряды и церемонии бессмысленными и оскорбительными, а также выступал против кастовой системы, подчеркивая равенство всех людей.

Кажется ироничным, что человек, чья работа в значительной степени основывалась на вере и обучении единству человечества и равенству между людьми, в конечном итоге был возведён в статус бога некоторыми из его последователей. Как бы странно это ни звучало, именно это произошло в некоторых буддийских кругах, особенно в Индии. Будда, изначально считавшийся человеком (мудрым и необычным, но только человеком), постепенно вошел в пантеон индуистских богов и стал рассматриваться как одно из многих проявлений бога Вишну. Возможно, его последователи думали, что, сделав его богом, образ Будды станет более могущественным и уникальным. Однако в Индии, наполненной бесконечными богами и богинями, сделать его богом – значит сделать его обычным, просто еще одним богом среди тысяч богов. Более того, его образ стал сосуществовать с мифом, ритуалом и суеверием, которые испортили его первоначальное послание. В конце концов, Будда был поглощен царством индуистских богов, его значение уменьшилось, и буддизм почти исчез на той земле, где он родился.

Забвение буддизма в Индии в древние времена было настолько полным, что когда западные ученые заново открыли для себя буддизм, источники, на которые они опирались, приходили из стран, расположенных рядом с Индией и вокруг нее: на самой родине буддизма не было никаких ценных записей.

Будда Шакьямуни – легендарный основатель буддизма, реально живший человек. Ниже можно прочесть его краткую биографию.

Рождение и детство

Мать Будды звали Махамайя – по преданию, в ночь, когда был зачат Сиддхаттха, ей приснилось, будто она спарилась с белым слоном с 6 бивнями. По исконной традиции, родить сына она должна была в родительском доме, но родила по дороге, в роще Лумбини. Сейчас это место огорожено и охраняется. Мать умерла спустя всего несколько дней, а несколько приглашённых бахманов, глядя на новорождённого, в один голос заявили, что он будет вершить великие дела.

Отец не хотел, чтобы Сиддхаттха знал о народных бедствиях – это могло расстроить мальчика, склонного к размышлениям. Он опережал сверстников по развитию, преуспевал в науках и спорте. В 16 лет отец устроил брак с Яшодхарой, двоюродной сестрой Сиддхаттхи. Через несколько лет у пары родился единственный сын, Рахула.

Первым делом принц отправился в Раджагуху, где стал побираться на улицах. После того, как об этом узнал царь города, он предложил ему занять своё место, но Сиддхаттха отказался. После этого он посетил двух брахманов – Алару Каламу и Удаку Рамапутту, научивших их искусству медитации. Обоих наставников бывший принц покинул по собственной воле.

Следующие 6 лет Сиддхаттха путешествовал в компании 4 спутников, полагавших, что искупить страдания можно лишь аскетическим образом жизни и физическим самобичеванием. Однако эти попытки ни к чему не привели, и принц понял, что физическая аскеза лишь приводит его в ещё больший ужас. Спутники, решившие, что на этом его путь закончен, оставили его путешествовать в одиночестве.

Просветление

Первыми, с кем Будда поделился своим учением, стали купцы, встреченные им по дороге – по легенде, он даже дал им два локона со своей головы. Сейчас они хранятся в Бирме, в храме Шведагон. Будда хотел нанести визит своим бывшим учителям, чтобы поделиться знанием и с ними, но они оба уже умерли. Найдя своих прежних спутников, Будда поделился учением с ними и потратил оставшиеся 45 лет на путешествие по Индии. Он старался просветлять всех, кого встречал, вне зависимости от статуса, возраста, пола и рода деятельности.


Будда является персонажем нескольких азиатских религий, в частности — бона (позднего бона) и индуизма. В Средние века в поздних индийских Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он был включён в число аватар Вишну вместо Баларамы.

Содержание

Жизнь Будды

В соответствии с принятыми в современных буддийских традициях текстами, Сиддхаттха Гаутама родился в окрестности города Капилавасту (расположенного в долине р. Ганг; ныне в этом месте находится храмовый комплекс Лумбини) в майское полнолуние в кшатрийском племени Шакья. День его рождения широко празднуется в буддийских странах (Весак).

Отец Гаутамы был царём Капилаваттху в Магадхе, и Гаутама родился царевичем, которому была предначертана жизнь в роскоши. Прежде чем родиться, Гаутама посетил свою мать в сновидении в виде белого слона. В ходе празднования рождения провидец Асита объявил, что этот младенец или станет великим царём, или великим святым человеком. Его отец, желая, чтобы Гаутама стал великим царём, оградил сына от религиозного обучения и от знания человеческого страдания.

Когда мальчик достиг шестнадцатилетия, отец устроил его брак с ровесницей Ясодхарой, и она родила сына Рахула. Отец обеспечивал Гаутаму всем, что тот желал и в чем нуждался.

Отказавшись от наследства, он посвятил жизнь изучению того, как преодолеть страдание. Он последовал пути йогической медитации под руководством двух брахманов-отшельников, и хотя он достиг высоких уровней сознания, он не был удовлетворён этим путём.

Он заявил, что достиг полного Пробуждения и осознал причину человеческого страдания вместе с шагами, необходимыми для её устранения. Это осознание он сформулировал в Четырёх Благородных Истинах. Наивысшее Пробуждение, которое доступно для любого существа, называется ниббана (пали) / нирвана (санскрит).

Будда подчеркнул, что он не является Богом. Будда — наставник для тех существ, которые решили сами пройти путь, достичь Пробуждения и познать истину и действительность, как она есть.



Будда Гаутама был кремирован в соответствии с обрядом для Вселенского властителя (чакравартина). Его останки (мощи) были разделены на восемь частей и лежат в основании специально воздвигнутых ступ.

Жизнь Будды в традиции Ваджраяны

Семья Гаутамы

Отцом Сиддхаратхи был Шуддходана (санскрит; пали — Суддходана), а матерью — [Маха-]Майя [3] , но она умерла через семь дней после его рождения, и заботу о ребёнке взяла на себя её сестра Маха-Праджапати (санскрит; пали — Маха-Паджапати), которая также была замужем за Шуддходаной. У Будды не было родных братьев или сестёр, но был сводный брат [Сундара-]Нанда, сын Маха-Праджапати. Тхеравадинская традиция говорит, что у Будды была также сводная сестра Сундара-Нанда [4] . Брат и сестра позже вошли в Сангху и достигли архатства.

Согласно Махавасту [5] , у отца Будды было три брата: Дхаутодана (санскрит; пали — Дхотодана), Шуклодана и Амритодана (санскрит; пали — Амитодана), и сестра Амритика (санскрит; пали — Амита). Тхеравадинская традиция говорит о четырёх братьях с именами Дхотодана, Амитодана, Суккодна и Суккходана, и добавляет ещё одну сестру по имени Памита [6] .

В Махавасту [7] называются имена сестёр его матери и Маха-Праджапати — Махамайя, Атимайя, Анантамайя, Чулия и Колисова.

Известы следующие двоюродные братья Будды: Ананда, которого в тхеравадинской традиции считали сыном Амитодана, а в Махавасту называют сыном Шуклодана и Мриги; Девадатта, сын дяди по материнской линии Суппабуддхи и тети по отцовской линии Амиты.

Личность жены Гаутамы остаётся неясной. В традиции Тхеравады мать Рахулы (см. ниже) именуется Бхаддакаччей, но Махавамса [8] и комментарии к Ангуттара Никае называют её Бхаддакаччана и видят в ней двоюродную сестру Будды и сестру Девадатты. Махавасту (Mahāvastu 2.69), однако, называет жену Будды Яшодхара и подразумевает, что она не была сестрой Девадатты, т. к. Девадатта сватался к ней. Буддхавамса [9] также использует это имя, но в палийском варианте — Ясодхара. Это же имя чаще всего встречается в североиндийских санскритских текстах (также в китайских и тибетских их переводах). Лалитавистара (Lalitavistara) говорит, что женой Будды была Гопа, мать дяди по матери Дандапани. Некоторые тексты утверждают, что у Гаутамы было три жены: Яшодхара, Гопика и Мригая.

У Сиддхаратхи был единственный сын — Рахула, который, повзрослев, вступил в Сангху. Со временем он достиг архатства.

Хронология жизни

Радиоуглеродный анализ показывает, что некоторые населённые пункты, которые Будда посещал согласно Палийскому канону, не были заселены до 500 г. до н. э.(±100 лет), что заставляет сомневаться в такой ранней дате, как 486 г. до н. э. Кроме того, рассмотрение доступной нам информации по истории джайнизма заставляет предположить, что Будда и Махавира, лидер джайнов, который умер несколько раньше Будды, оба умерли между 410 и 390 гг. до н. э.

Гаутама Будда

Г аутама Будда и его учение вдохновляют многих людей во всём мире. Философия буддизма вышла за пределы Азии, проложила путь в Европу. У этого религиозно-философского течения появляется всё больше последователей. Давайте чуть ближе посмотрим на фигуру Гаутамы Будды.

История Будды Гаутамы

На пятый день после рождения принца по обыкновению тех времён во дворце собрались мудрецы-брамины, чтобы предсказать ему будущее, и один из браминов предрёк царевичу отказ от престола после того момента, как он увидит старика, больного, умершего и отшельника. Как бы напуганный предсказанием отец Гаутамы Будды впоследствии ни пытался уберечь мальчика от столкновения с опытом внешнего мира — принц был окружен роскошью, красотой и даже успел жениться, у него родился сын, — но тогда-то и суждено было сбыться пророчеству. Сиддхартха ужаснулся тому, что на свете есть место не только красоте и достатку, но и страданиям. Это поразило молодого наследника государства настолько глубоко, что уже ни семья, ни ребёнок не могли его удержать от странствий. Гаутама Будда встал на путь познания, и после этого ему уже не суждено было вернуться и выполнить предназначение так, как хотел его отец. Вместо этого он стал Буддой.

сиддхартха обрезает волосы

По некоторым источникам, Будда провёл в странствиях около 7 лет, но точная продолжительность неизвестна, так же как и сам возраст, когда он покинул дворец. По одним данным, он оставил всё, когда ему было 24 года, по другим — когда ему исполнилось 29, а в 36 он стал просветлённым.

Однако, как нам кажется, идеальная точность в конкретных цифрах не настолько и важна; важен сам факт, важны поступки, о чём впоследствии и заявит учение буддизма. Числа, так же как и слова, — это всего лишь символы. Для того чтобы извлечь из них нужное нам знание, мы должны в первую очередь расшифровать их символику. Иначе бы не было никакого смысла в них.

Так и в жизни: есть ли смысл в датах как таковых, если не имеешь понятия, что за ними скрывается? Таким образом, мы перестанем цепляться за даты, а сосредоточимся на сути учения Просветлённого. И всё-таки прежде, чем к нему перейти, нужно закончить историю Гаутамы Будды и дополнить её несколькими довольно примечательными деталями.

Учение Будды: взаимосвязь буддизма и Вед

Быть может, некоторым из наших читателей, кто следит за статьями сайта, известно, что буддизм как религиозное течение или философская школа возник не на пустом месте. Тому были предпосылки, и, чтобы понять их, мы должны обратиться к истории: к той эпохе, когда жил Сиддхартха. А родиться ему пришлось в эпоху Кали-юги, что уже самим названием наталкивает нас на догадки о присутствии Вед и ведизма в нашем рассказе. Что ж, читатель прав.

сиддхартха пошел после рождения

Будущий Будда родился в обществе, где господствовало учение Вед, а, следовательно, кастовая система с брахманами на её вершине и шудрами внизу крепко стояла на ногах. Вернее, государства этого региона подчинялись существующему порядку вещей, из-за чего царь строжайше запретил кому бы то ни было знакомить принца со всей несправедливостью и скорбью этого мира. Так что до очень зрелого возраста Гаутама Будда был ограждён от действительного знания мира, что, скорее всего, и сыграло решающее значение в его жизни. Потому что для зрелого человека, впервые увидевшего после комфорта и красот королевских дворцов оборотную сторону медали, довольно трудно примириться с мыслью, что именно таков закон мироздания.

День рождения Гаутамы Будды: начало учения Будды

будда шакьямуни под деревом

Официальным же днём Будды во всём мире принято считать 22 мая. Неслучаен также факт того, что просветление произошло в ту же дату, что и рождение. Это в определённом смысле очень символично, особенно если принять во внимание, что те факты и даты, о которых мы говорим, так или иначе условны, потому что сам Будда не оставил нам никаких письменных свидетельств, равно как и его непосредственные ученики. Лишь несколько лет спустя другие поколения последователей учения Гаутамы Будды увековечили знания и учение Будды (дхарму), которое дошло до нас в виде Палийского канона.

Тем не менее даты и дни полнолуния, которые так чтут буддисты, — это, скорее, условные обозначения, которые предоставляют возможность последователям буддизма отмечать какие-то важные точки, события, связанные с жизненным путём Будды. Поэтому не стоит воспринимать их в качестве исключительно точной биографической информации.

Тот же символизм относится и к самому буддизму. Часто популярное объяснение философии буддизма начинается с того, что новичкам представляют во всей красе космологию, которую буддизм во многом заимствовал из ведизма, а также не забывают упомянуть о вечном колесе сансары, что непосредственно подразумевает непрекращающуюся цепь перевоплощений, или, по-другому, реинкарнаций. Это также сближает его с более древними учениями.

Отсюда следуют и разговоры о карме: что это такое, как её очистить, улучшить и облегчить. Собственно под тяжестью кармы мы вынуждены воплощаться вновь и вновь, поэтому для выхода из колеса сансары понятие кармы ключевое, а также важно следование дхарме, учению Будды, методу, который он предлагает, чтобы человек наконец-то стал свободен, достиг самадхи и нирваны, что и является конечной ступенью Восьмеричного пути.

будда шакьямуни с пятью первыми учениками

Однако, уяснив вышесказанное, вернёмся к тому, что само понятие реинкарнации не стоит понимать буквально, как это делает большинство обычных людей, следующих путём Будды. Согласно учению буддизма, существует несколько миров: один из них — мир богов, или дэвов; другой — мир асуров, полубогов; между ними расположен мир людей; ниже идёт мир животных; мир голодных духов, претов; и мир нараков, или злых духов. Всего шесть миров. Согласно этой классификации, человек может воплотиться в любом из них. Но что отличает буддистский ад от христианского — это наличие выхода оттуда. Перерождение в нараке не навсегда. Исправившись, можно оттуда выйти и перевоплотиться.

Всё же не стоит воспринимать эту иерархию миров настолько буквально. Продвинутые в своих знаниях буддисты говорят о том, что это, скорее, символическое представление состояний сознания. И на своём жизненном пути человек может пройти через все из них, причём совсем необязательно проходить их последовательно. Человек может возвращаться в более низкое состояние сознания, а также переходить в более высокое, перескакивая через ступеньки, разделяющие их.

Цветок Будды

Говоря о большой роли символизма в философии и религии буддизма, нельзя не вспомнить и о главном наглядном символе этого учения — цветке лотоса. Лотос издревле считался воплощением чистоты и мудрости, самоочищения и одновременно непостоянности вещей.

цветок лотоса

Лотос поднимается над поверхностью воды, из ила, прекрасный, тянущийся на прямом стебле к солнцу, чтобы к вечеру закрыться и погрузиться обратно под воду. Но это не будет продолжаться вечно. Жизнь цветка коротка: всего пару дней он радует глаз своей красотой. Поэтому нет никакого смысла срывать лотосы. Без той почвы, из которой он произрастал, цветок не продержится и нескольких часов. Он сразу же завянет.

В этом также его большое символическое значение для философии буддизма: стоит ли держаться за то, что никогда нам не принадлежало и не будет принадлежать. Изменения неизбежны. Единственное, что постоянно в мире, — это изменения. Для чего срывать лотос, если он никогда не зацветёт для вас? Зачем его вообще срывать, ведь жизнь его и так коротка? Сорвав, вы не сможете запечатлеть его красоту.

Также и в жизни: стремясь завладеть чем-то или проводить время в погоне за интеллектуальными ценностями, новыми ощущениями, какими бы нужными они ни казались, мы лишь преследуем химеру постоянства. Жизнь меняется, её невозможно поймать, поэтому нет смысла что-либо коллекционировать, т. к. чем больший груз мы несём за собой, тем более мы отделены от настоящего. Мы живём прошлым, потому что столько вещей нас с ним связывают, и мы не хотим с ними расставаться. Нас нет в настоящем, ведь мы погружены в то, что уже прошло или ещё не наступило. У того, кто пытается ухватить и сохранить момент, нет времени для того, чтобы действительно увидеть и прожить настоящее. Всё это символизирует цветок лотоса.

цветок лотоса

Вряд ли можно было бы выразиться точнее и лучше о сути учения буддизма. Ещё более удивительно, что эти строки написаны Т. С. Элиотом — поэтом, принадлежавшим англиканскому вероисповеданию. Буддизм как философия предоставляет огромную свободу для мысли и эксперимента. Не случайно в нём так много внимания уделяется понятию настоящего. Мы живём во времени, и буддизм наиболее пристально рассматривает это явление.

Поза Будды

Переходя плавно от цветка Лотоса как символа философии буддизма, следует принять Позу лотоса (Падмасану), а именно позу Будды для четверга.

Падмасана, или Поза лотоса, — это положение, в котором часто запечатлён Будда: сидящим со скрещёнными ногами, прямой спиной, макушкой, тянущейся к небесам, ладонями, положенными одна на другую и повёрнутыми к солнцу. Чем не имитация цветка, который раскрывает свои лепестки навстречу солнцу?

фреска с буддой и учениками

Однако для каждого дня недели у Будды своя поза. Его изображают не только в сидячем положении, но и стоя, с разным положением рук, а также лёжа. Лежащий Будда соответствует вторнику. Статую с изображением Будды в этой позе можно увидеть в одном из храмов в центре Бангкока, Ват Пхо.

Для наших читателей, возможно, будет интересным узнать, что Падмасана — это одна из лучших поз для практики медитации. Она самая устойчивая из всех, и одновременно в этой позе очень трудно заснуть. Сначала довольно трудно освоить непривычную асану, но со временем вам это удастся, и тогда вы сможете оценить её преимущества в практике медитации и при занятиях йогой.

В моём начале мой конец, в моём конце начало
Прошлое и будущее — что было и что могло бы быть — всегда ведут к настоящему

Строки, которые мы использовали в качестве эпиграфа статьи, также её и завершают. Главное, что мы должны уяснить, вступив на путь Будды и прочитав историю о нём, — это то, что изначально в нас уже есть Будда, нужно лишь это осознать.

Читайте также: