Личность и затрудненное общение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Трудности в общении, если их вовремя не разрешить, могут привести к нарушениям коммуникации, которые могут проявляться либо в виде конфликтных отношений между партнерами, либо в виде психологических защитных реакций. И конфликты, и психологические защитные механизмы в данном случае выступают и как результат трудностей общения, и как их симптомы.

Психологическая защита — это поведенческий механизм, обусловленный врожденным потенциалом и жизненным опытом индивида, который позволяет ему защитить свою субъективную реальность от вмешательства окружающих и деструктивной самокритики.

Психологическая защита следит за собой. Как известно, человек нуждается в постоянном подтверждении факта своей событийности. Поступками, словами, интеллектом, характером, эмоциями, потребностями, творчеством — всеми доступными средствами каждый из нас неустанно доказывает себе и другим: Я есть, существую, проявляю себя; я имею и стремлюсь к удовлетворению своих желаний; я имею определенные способности и намерен их реализовать; я хочу быть принятым, уважаемым, ценимым и поддерживаемым другими; я имею определенные достоинства и буду их отстаивать.

В случаях, когда человек не может эффективно адаптироваться к новым обстоятельствам с помощью существующих социальных стандартов, стереотипов, норм и привычек, когда новая социальная информация противоречит установкам, взглядам, ориентациям личности, тогда на помощь человеку приходят механизмы психологической защиты, как механизмы психологической адаптации. Идея защитных механизмов исходит от Z. Фрейд. Затем он был развит в научных исследованиях его дочери Анны Фрейд (1936), а в последние десятилетия получил широкое развитие в изучении психологии поведения и взаимоотношений людей в ситуациях затрудненного общения.

Трудности общения можно преодолеть двумя способами: конструктивным (который не приводит к нарушениям общения) и неконструктивным. Психологическая защита является своего рода реакцией на фрустрацию — форму эмоционального стресса, связанную с объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми так) барьерами, препятствиями, возникающими на пути к достижению личных значимых целей.Фрустрация — переживание, связанное с неудачей. Реакции могут быть как активными (агрессия, компенсаторная деятельность), так и пассивными (регрессия, апатия, депрессия).

Психология затрудненного общения - Психологические защиты и внешние формы проявления затрудненного общения

Психологические защиты и внешние формы проявления затрудненного общения

Трудности в общении, если их вовремя не разрешить, могут привести к нарушениям коммуникации, которые могут проявляться либо в виде конфликтных отношений между партнерами, либо в виде психологических защитных реакций. И конфликты, и психологические защитные механизмы в данном случае выступают и как результат трудностей общения, и как их симптомы.

Психологическая защита — это поведенческий механизм, обусловленный врожденным потенциалом и жизненным опытом индивида, который позволяет ему защитить свою субъективную реальность от вмешательства окружающих и деструктивной самокритики.

Психологическая защита следит за собой. Как известно, человек нуждается в постоянном подтверждении факта своей событийности. Поступками, словами, интеллектом, характером, эмоциями, потребностями, творчеством — всеми доступными средствами каждый из нас неустанно доказывает себе и другим: Я есть, существую, проявляю себя; я имею и стремлюсь к удовлетворению своих желаний; я имею определенные способности и намерен их реализовать; я хочу быть принятым, уважаемым, ценимым и поддерживаемым другими; я имею определенные достоинства и буду их отстаивать.

Страх изменить свое представление о себе приводит к стереотипному, ригидному поведению и затрудняет общение с другими людьми. Напротив, открытое, доверительное отношение, готовность постоянно меняться, способствует расширению круга общения, духовному обогащению и личностному росту.

В случаях, когда человек не может эффективно адаптироваться к новым обстоятельствам с помощью существующих социальных норм, стереотипов, стандартов и привычек, когда новая социальная информация противоречит установкам, взглядам, ориентациям личности, тогда на помощь человеку приходят механизмы психологической защиты, как механизмы психологической адаптации. Идея защитных механизмов исходит от Z. Фрейд. Затем он был развит в научных исследованиях его дочери Анны Фрейд (1936), а в последние десятилетия получил широкое развитие в изучении психологии поведения и взаимоотношений людей в ситуациях затрудненного общения.

Трудности общения можно преодолеть двумя способами: конструктивным (который не приводит к нарушениям общения) и неконструктивным. Психологическая защита является своеобразной реакцией на фрустрацию — форму эмоционального стресса, связанную с объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) барьерами, препятствиями, возникающими на пути к достижению личностно значимых целей.Фрустрация — переживание, связанное с неудачей. Реакции могут быть как активизирующими (агрессия, компенсаторная активность), так и пассивными (регрессия, апатия, депрессия).

Использование механизмов психологической защиты тесно связано с двумя основными типами саморегуляции: экстернальной и самобичеванием.

Психологические барьеры в профессионально-педагогическом общении

Практика профессионального общения специалистов не только в образовательной сфере показывает, что зачастую важными причинами, осложняющими деловое и межличностное общение, являются субъективные факторы, связанные с личностными особенностями партнеров, вступающих в диалог друг с другом. Нередко, даже при самых благоприятных внешних условиях, установлению продуктивного контакта с собеседником мешают индивидуально-психологические особенности партнеров по общению. В отличие от семантических барьеров, которые обусловлены внешними факторами и могут быть устранены путем перестройки поведенческих характеристик в отношениях собеседников, личностные трудности, так называемые психологические барьеры, трудно устранимы и часто становятся непреодолимым препятствием для взаимовыгодного сотрудничества между партнерами. Среди таких внутренних факторов, препятствующих деловому и межличностному общению, можно выделить:

Внешние данные партнеров, которые трудно изменить (в том числе физические недостатки и дефекты речи);

Темперамент, который проявляется в процессе общения на поведенческом уровне и формах эмоциональных реакций собеседников;

некоторые (в основном негативные) черты характера;

устойчивые эмоциональные состояния негативной модальности.

Рассмотрим более подробно специфику проявления каждой из разновидностей психологических барьеров.

Очень сложное общение между флегматиками и холериками по темпераменту. Флегматик будет раздражать импульсивного холерика тем, что будет крайне медленно воспринимать информацию и с задержкой реагировать на нее. На флегматика не произведут впечатления гиперактивность, повышенная эмоциональная возбудимость, нетерпеливость и вспыльчивость холерика.

Более активные в этом отношении сангвиники, подвижные, уравновешенные, легко приспосабливающиеся к обстоятельствам. Сангвиник обладает высокой пластичностью поведения, что позволяет ему быстро ориентироваться в любой обстановке, быстро устанавливать контакт с окружающими и непринужденно вести любой разговор.

Принципы выхода из ситуаций затрудненного общения

М.С. Каган также говорит о взаимоопределении, равенстве личностей, вступающих в общение, и их индивидуальном проявлении в этом общении. Он рассматривает коммуникацию как субъект-субъектную форму взаимодействия, которая представляет собой союз двух или более одинаково активных, свободных и уникальных субъектов, раскрывающих свою уникальность в содержании и характере своего взаимодействия.

Таким образом, из приведенных работ видно, что выход из ситуации затрудненного общения возможен при соблюдении принципа равенства, принципа взаимоопределения, принципа осознания себя и других через собственное представление в других.

К. К.А. Абульчанова-Славская отмечает, что созданная в общении установка, в свою очередь, начинает определять конкретные акты общения, стратегии, тактики и субъективные отношения, а созданная установка определяет каждого из участников общения по-разному. Она считает, что ни конструирование установок, ни их поддержание не уравнивает субъектов на основе их личного способа существования. Она предлагает еще один важный принцип субъект-субъектной коммуникации. Это принцип различия, то есть признание права другого быть отличным от меня, быть отличным от моих интересов, выбирать общение (отношения) в соответствии со своей индивидуальностью.

Трудности общения, их классификация и особенности проявления

Проявления коммуникативных трудностей, обусловленных фактором межличностных отношений, обнаруживаются в виде изменения стилей делового общения, симуляции разногласий, намеренной дезинформации партнера, в то время как проявления коммуникативных трудностей, обусловленных фактором индивидуально-психологических характеристик, обнаруживаются в виде смещения диалоговых структур, нарушения эллиптичности делового диалога, спонтанного использования невербальных средств общения.

Трудности общения — это субъективно остро переживаемые неудовлетворительные человеческие контакты с другими людьми.

Коммуникативные трудности возникают без предварительного намерения партнеров, протекают без конфликта внешне, сопровождаются внутренним напряжением и неудовлетворенностью общением, негативными эмоциями, испытываемыми всеми участниками коммуникативного процесса.

Нарушение коммуникации — это болезненное взаимодействие, когда контакт систематически привлекает внимание к тем аспектам личности партнера, о которых он не подозревает и которые противоречат его представлениям о себе. Нарушения коммуникации могут принимать форму либо межличностного конфликта (внешнего или внутреннего), либо нарушения отношений между общающимися партнерами.

Следует отметить, что в психологической науке нет единого определения этих терминов, часто одно заменяется другим.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Современная психология постоянно обращается к изучению человека как субъекта многообразных видов деятельности и в целом его жизнедеятельности. Как правило, независимо от трактовки самого понятия субъект деятельности и уровней его рассмотрения выстраивается логика изучения данного явления в направлении поиска тех характеристик активности человека, которые приводят к позитивным изменениям себя и окружающего мира. В то же время, как указывает В.А. Лабунская (1997), личность как субъект деструктивного поведения, субъект разрушения отношений, трудностей взаимодействия еще недостаточно изучена в отечественной социальной психологии, несмотря на огромный интерес, проявляемый к этой проблеме в смежных отраслях психологии.

Таким образом, затрудненное общение рассматривается в психологии в нескольких аспектах (В.А. Лабунская, 2001, С. 9):

В качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения;




Как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекающего процесса;

Как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т.д.

Современная психология постоянно обращается к изучению человека как субъекта многообразных видов деятельности и в целом его жизнедеятельности. Как правило, независимо от трактовки самого понятия субъект деятельности и уровней его рассмотрения выстраивается логика изучения данного явления в направлении поиска тех характеристик активности человека, которые приводят к позитивным изменениям себя и окружающего мира. В то же время, как указывает В.А. Лабунская (1997), личность как субъект деструктивного поведения, субъект разрушения отношений, трудностей взаимодействия еще недостаточно изучена в отечественной социальной психологии, несмотря на огромный интерес, проявляемый к этой проблеме в смежных отраслях психологии.

Таким образом, затрудненное общение рассматривается в психологии в нескольких аспектах (В.А. Лабунская, 2001, С. 9):

В качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения;

Как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекающего процесса;

Как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т.д.

Аспекты проблематики затрудненного общения. Факторы, создающие трудности в общении, причины их появления. Психологическая классификация типов общения. Общая характеристика личности и затрудненного общения. Влияние общения на личность, личности на общение.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 31.01.2016
Размер файла 29,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

Выполнил: студент гр. 4312

Глава 1. Понятие о затрудненном общении и его причинах

1.1 Понятие о затрудненном общении

1.2 Причины затрудненного общения

Глава 2. Личность и затрудненное общение

2.1 Общая характеристика личности и затрудненного общения

2.2 Классификация типов общения

В последнее время всё больше людей имеют какие-либо замкнутости, затруднения в общении с близкими, сотрудниками и другими людьми (это зависит от того , в каком социальном окружении находится человек). Из-за этого появляются некоторые неудобства , разногласия , недопонимания , а порой это может вылиться в конфликт. Построить крепкие , выгодные и долгие отношения - это залог успеха во всех сферах жизни человека. Но некоторые люди имеют некоторый барьер в общении , который зачастую им очень сложно преодолеть.

Это определяет необходимость разобраться с проблемой , изучить причины , дать предельно точное толкование всем понятиям данной темы. К затрудненному общению следует относиться как к глобальному, интегральному феномену, как к явлению, представленному в сознании и переживаниях партнеров. Следовательно , в голове мог возникнуть вопрос : а каковы причины затрудненного общения? Из-за чего появляется эти барьеры во взаимодействии людей? С этим нам и предстоит разобраться.

Глава 1. ПОНЯТИЕ О ЗАТРУДНЕННОМ ОБЩЕНИИ И ЕГО ПРИЧИНАХ

1.1 Понятие о затруднённом общении

Усилиями психологов, психотерапевтов, этнографов, социологов, философов, культурологов создано еще одно направление изучения личности - психология затрудненного общения.

В отечественной психологии в настоящее время достаточно активно обсуждается проблема затрудненного общения. Традиционно она рассматривается в связи с вопросами оптимального общения. Затрудненное общение определяется, как правило, на основе соотнесения наличного общения с его оптимальной моделью. Представления об оптимальной модели общения (незатрудненном общении) отражают позицию авторов относительно того, что такое общение, какова его структура, функции, цели и связанные с ними процессы, свойства и состояния личности. Большинство моделей оптимального общения напоминают перечень требований к качествам личности субъекта общения, к его умениям и навыкам. Несоответствие заданным параметрам оптимального общения рассматривается как показатель затрудненного общения. Особенно распространен такой подход в прикладных областях психологии, например в психологии педагогического общения или управленческого взаимодействия. Именно в этих областях прикладной психологии чаще всего обсуждаются вопросы об эффективности учителя, руководителя, управленца как субъектов общения, выстраиваются перечни свойств, качеств, навыков, умений, необходимых для оптимального общения.

В отечественной психологии сложилась традиция уделять особое внимание субъективным факторам, причинам возникновения затруднений в общении, описанию тех состояний, которые являются результатом не налаженного общения или сопровождают трения и сбои в коммуникации. На первое место ставятся состояния напряженности, неудовлетворенности, тревоги, эмоционального неблагополучия, дискомфорта и т. д.

Таким образом, затрудненное общение необходимо рассматривать в нескольких плоскостях:

1. в качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения;

2. как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекающего процесса;

3. как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т.д.

1.2 Причины затрудненного общения

Анализ работ свидетельствует, что существуют разнообразные взгляды на причины и факторы возникновения нарушений и трудностей общения. Так, выделяют следующие трудности:

8. Внутренние (субъективные)

9. Внешние (объективные)

С точки зрения А.А. Бодалева и Г.А. Ковалева (1990), одной из основополагающих причин возникновения трудно­стей взаимодействия являются социально-перцептив­ные особенности субъектов. Авторы указывают на то, что трудности и барьеры общения могут возникать в результате:

1. искаженного восприятия ситуации как таковой

2. неадекватного восприятия собственной роли субъекта в данной ситуации

3. неадекватного восприятия роли его оппонентов

4. искаженных рефлексивных представлений о ситуации и роли участников общения и т.д.

Первый - это ситуативные трудности, которые возникают в общении из-за различного понимания ситуации, вызванного неодинаковой степенью включенности общающихся в ситуационный контекст. Основные трудности общения, возникающие в этом случае, проявляются в форме непонимания партнерами друг друга.

И, наконец, последний тип трудностей - это прагматические, которые возникают из-за неправильной сформированности мотивов общения, при преобладании мотивов эгоистического характера.

В настоящее время проблема половых особенностей субъектов, вступающих во взаимодействие, становится особенно актуальной в области исследования делового общения, поскольку нарушение культурного стандарта (связанного с мужской и женской ролью в обществе) по каким-либо причинам может вызывать проявление характерных трудностей общения у субъектов как мужского, так и женского пола.

Коммуникативный стиль человека проявляется в особенностях непосредственного взаимодействия с другими людьми и в его социально-перцептивных характеристиках. Отсюда важное значение для понимания проблем общения имеет изучение особенностей поведения в межличностном взаимодействии лиц с противоположным по параметру полезависимости - поленезависимости коммуникативным стилем.

Полезависимые индивиды в общении спокойны, расслаблены, действуют в деликатной манере, имеют более развитую технику общения, воспринимают круг намеков. Поленезависимые, наоборот, проявляют повышенную чувствительность к критике, раздражительность негативизм, недисциплинированность, борются за сохранение дистанции между собой и группой, поскольку участие в работе группы, как им кажется, угрожает их самооценке. Полезависимые же имеют фобию одиночества, они считают, что изоляция угрожает их самооценке. В основе таких отличий лежат различия в мотивах и ценностных ориентациях полезависимых и поленезависимых субъектов.

Полезависимые индивиды лучше владеют мимикой, активно посылают информацию о себе в форме невербальных выражений, возможно, рассчитывая на ответную реакцию. Они также больше склонны к раскрытию своих чувств, чем поленезависимые.

Представленный обзор характеристик субъекта затрудненного общения показывает, что практически все психологические особенности индивида, личности и субъекта деятельности реально или потенциально, ситуативно или константно могут оказывать влияние на возникновение трудностей общения.

Таким образом, трудности, возникающие в общении, могут быть вызваны следующими причинами:

1. объективные, порожденные реальными взаимодействиями, и субъективные, имеющие отношение к различным аспектам функционирования личности или группы;

2. первичные (природные условия жизни группы или личности, история формирования и отношений с другими группами, людьми) и вторичные, порожденные различными психогенными и социогенными воздействиями;

3. осознаваемые, реально присутствующие в ситуации общения и неосознаваемые, субъективно не переживаемые личностью и группой; представленные в сознании личности, но реально несуществующие;

4. ситуативные или устойчивые;

5. межкультурные и культурно-специфические;

6. общевозрастные и гендерные (маскулинность - феминность), половые;

7. индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические;

8. когнитивно-эмоциональные (представления, мнения, стереотипы, установки, настроения, превалирующие эмоциональные состояния, ценностные ориентации и т.д.), мотивационные и инструментальные (навыки общения, правила этикета, принятые в группе способы обращения и т.д.);

9. компоненты структуры общения (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные);

10. вербальные и невербальные.

Глава 2. ЛИЧНОСТЬ И ЗАТРУДНЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

2.1 Общая характеристика личности и затрудненного общения

Существует целый ряд работ, в которых общение рассматривается в качестве основной детерминанты познавательных процессов или как условие (фактор) учебной деятельности, влияющие на развитие знаний, умений, навыков, эмоционально-нравственной и волевой сфер личности. Еще одним важным направлением в изучении взаимосвязи общения и личности служит выявление роли общения в становлении личности как субъекта общения и познания других людей.

Следует подчеркнуть, что личность располагает определенной свободой выбора ситуаций, в которых может принять участие. Она предпочитает одно из возможных направлений активности и отказывается от других. На любом этапе своего развития каждая личность может рассматриваться как результат влияния предшествующего опыта общения и деятельности. Осуществляя собственный выбор, личность влияет на создание конкретных ситуаций социальной практики, ситуаций своего общения и деятельности. Таким образом, необходимо изучать влияние не только общения на личность, но и личности на общение. Особенно в таком подходе к взаимодействию личности и общения нуждается психология затрудненного общения. К сожалению, в большинстве исследований либо подчеркивается личностный характер общения, либо обсуждаются аргументы в пользу личностного взгляда на результаты общения, либо рассматривается влияние личностного взгляда на оценку партнера.

Так, в ряде работ рассматривается влияние отношений личности на социально-перцептивную сферу общения. В них показана взаимосвязь между системой отношений личности и содержанием таких результатов общения, как впечатление, представление партнеров друг о друге, оценки и интерпретации. Ряд качеств личности, ее отношений (например, степень уверенности в себе, агрессивность, общительность, застенчивость, доминантность и др.) влияет на формирование образа другого человека. Было выявлено также значение личностных характеристик людей для адекватного различения ими эмоциональных состояний человека. Например, лучше опознают различные эмоциональные состояния люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, в большей степени направленные на окружающих, чем на себя, сензитивные, легко ранимые, проницательные по отношению к другим людям, осторожные в межлюдских контактах.

2.2 Классификация типов общения

затрудненный общение личность

Таким образом, созданные в социальной психологии модели оптимального общения не являются в полной мере пригодным для сравнения с наличным общением и тем более не могут служить объективными критериями отсутствия или присутствия затрудненного общения. Но эти представления об общении могут быть использованы для построения различных психологических моделей затрудненного общения, так как в них для описания вида общения применяются интегральные личностные характеристики, сочетание которых схватывает общение в целом. Поэтому психологические типы общения, сконструированные В.А. Кан-Каликом и Г.А. Ковалевым (от диалогического типа общения к монологическому), дают переходы от личности, владеющей диалогическим общением, к личности, способной в большинстве случаев к монологическому, т. е. затрудненному, общению.

Ситуации общения в силу их разнообразных особенностей независимо от воли партнеров превращаются в единую творческую задачу, решение которой определяется рядом способностей личности. Они формируются в сфере социально-психологической практики и по своей сути являются социально-психологическими свойствами личности, ее социальными способностями. Для психологии затрудненного общения особое значение имеет разработка проблемы социальных способностей личности, в структуру которых входит ряд социально-перцептивных способностей, в том числе и способность к адекватной интерпретации и пониманию невербального поведения человека. Современная социальная психология, рассматривая проблему социальных способностей личности, обращается также к таким явлениям, как социально-психологическая, социально-перцептивная компетентность, определяющиеся рядом составляющих ее способностей.

Американские психологи О. Салливен, Д. Гилфорд и Р. де Милл еще в середине 60-х гг. провели исследование, в котором показали, что существует группа способностей, не зависящих от уровня развития реального интеллекта. На основе созданной модели интеллекта они предсказали существование 30 различных социальных или поведенческих умений, связанных со способностью понимать мысли, чувства и намерения другого человека. Американские ученые разработали батарею тестов, включающих 23 социально-перцептивные задачи (фотоизображения различных видов невербального поведения, его элементов). Испытуемые одновременно были обследованы с применением задач и тестов, направленных на измерение реального интеллекта. Из проведенного математического анализа данных следовало, что существует ряд умений, способностей, которые отличаются по сферам приложения. Один класс умений и способностей был определен авторами как социальный интеллект, другой - соотнесен с понятием реального (предметного) интеллекта. Данное исследование позволило сделать вывод о том, что уровни развития социального и реального интеллектов не совпадают и данные виды интеллекта развиваются относительно независимо друг от друга.

В отечественной психологии в настоящее время достаточно активно обсуждается проблема затрудненного общения. Представления об оптимальной модели общения (незатрудненном общении) отражают позицию авторов относительно того, что такое общение, какова его структура, функции, цели и связанные с ними процессы, свойства и состояния личности.

Что же касается затрудненного общения, то мы дали понятие данному термину, нашли причину возникновения данного барьера в общении, рассмотрели взаимосвязь между личностью и затрудненным общением и исследовали классификацию типов общения.

Есть несколько плоскостей, в которых необходимо рассматривать затрудненное общение:

1.в качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения;

2.как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекающего процесса;

3.как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т. д.

Проблема затрудненного общения широко обсуждается во многих статьях и книгах психокоррекционного направления. В них, как правило, анализируются психологические, социально-психологические характеристики личности, приводящие к затруднениям в общении.

Причины затрудненного общения зависят от многих факторов, которые сказываются на человеке, а именно:

1. объективные, порожденные реальными взаимодействиями, и субъективные, имеющие отношение к различным аспектам функционирования личности или группы;

2. первичные (природные условия жизни группы или личности, история формирования и отношений с другими группами, людьми) и вторичные, порожденные различными психогенными и социогенными воздействиями;

3. осознаваемые, реально присутствующие в ситуации общения и неосознаваемые, субъективно не переживаемые личностью и группой; представленные в сознании личности, но реально несуществующие;

4. ситуативные или устойчивые;

5. межкультурные и культурно-специфические;

6. общевозрастные и гендерные (маскулинность - феминность), половые;

7. индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические;

8. когнитивно-эмоциональные (представления, мнения, стереотипы, установки, настроения, превалирующие эмоциональные состояния, ценностные ориентации и т.д.), мотивационные и инструментальные (навыки общения, правила этикета, принятые в группе способы обращения и т.д.);

9. компоненты структуры общения (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные);

10. вербальные и невербальные.

С данными причинами надо несомненно бороться, чтобы не появлялись различные неудобства и разногласия, которые могут дойти и до конфликтов, а также заявить о себе, как об успешном человеке во всех сферах жизни.

Подобные документы

Виды затруднений в общении. Анализ типических проявлений личности. Субъект затрудненного общения. Шизоидно-инотровертированная (констинтуциональная), псевдошизоидная и психастеническая застенчивость. Функции психологических барьеров вербального общения.

презентация [2,1 M], добавлен 22.08.2015

Представление о личности как о субъекте затрудненного и не затрудненного общения. Актуальные вопросы, связанные с исследованием межкультурных вербальных конфликтов. Культура межэтнического общения. Результаты методики "Типы этнической идентичности".

дипломная работа [252,1 K], добавлен 07.05.2015

Исследование феномена межэтнического и затрудненного общения в психологии. Анализ типических проявлений личности. Представление о личности как о субъекте затрудненного общения. Социально-психологические характеристики китайских и русских студентов.

презентация [2,9 M], добавлен 07.05.2015

Общение как сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми. Психология и этика делового общения. Понятие, критерии, уровни, средства успешности общения. Дефицитное общение: комплексные трудности в общении. Методы изучения общения.

реферат [38,9 K], добавлен 08.04.2011

Характеристика подходов, раскрывающих сущность понятия "общение". Функции общения. Личность и общение. Личность как субъект общения. Свойства личности. Реальность и необходимость общения. Реализация функций обучения и воспитания.

курсовая работа [31,6 K], добавлен 12.12.2006

Исследование влияния феномена общения на психическое развитие личности, на нравственную сферу, мировоззрение. Понятие общения: виды, функции, классификация. Раскрытие взглядов и трудов Выготского, Леонова, Гиппенрейтера о роли общения в развитии личности.

контрольная работа [76,9 K], добавлен 09.12.2011

Факторы, определяющие общение. Сравнение характера межличностного общения в разных объединениях людей. Связь круга общения личности и ее свойств. Общение и формирование личности. Условия психологически комфортного и личностно развивающего общения.

Как отмечает В. А. Лабунская (2003), субъект затрудненного общения — это многовариантный феномен. Действительно, разными авторами выделяются разные характеристики человека, затрудняющие процесс общения.

Так, на основе параметров субъективности — объективности трудностей общения В. Н. Куницына (1991, 1995) выделила три вида затруднений в общении (трудности, барьеры и нарушения), отличающиеся соотношением субъективной неудовлетворенности общением и степени тяжести объективных последствий их негативного влияния на развитие участников общения. В одном случае человек стремится к общению, имеет такую возможность, но не умеет это делать, так как он невоспитан, беззастенчив, проявляет эгоцентризм, и это приводит к его отвержению. В другом случае субъектом затрудненного общения выступает человек, который умеет общаться, имеет такую возможность, но не хочет этого вследствие своей глубокой интровертированности, самодостаточности, отсутствия потребности в общении. Человек, создающий барьеры в общении, имеет другой набор характеристик: предубежденность, ригидность восприятия другого, следование предрассудкам и стереотипам. Субъект затрудненного общения, привносящий нарушения в процесс общения, отличается подозрительностью, завистливостью, эгоцентризмом, тщеславностью, себялюбием, ревностью, высоким уровнем фрустрации межличностных потребностей.

Соотнесение субъективных показателей затрудненного общения со структурными компонентами общения представлено в табл. 4.1.

Таблица 4.1. Затруднения в реализации структурных компонентов общения


Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Рисуем психологический портрет

Рисуем психологический портрет А есть ли в действительности какие-то черты поведения, личностные особенности, присущие определенному типу детей? Не может ли все поведение ребенка определяться лишь тем, с каким человеком он общается, не может ребенок (как и взрослый)

Психологический портрет

Психологический портрет Тип Луна не любит быть на виду и старается держаться в тени, не привлекая к себе внимания. Компании он предпочитает одиночество. Как правило, этот тип людей избегает массовых мероприятий и собраний. Если же он по каким-то причинам не может

Психологический портрет предпринимателя

Полученный нами психологический портрет является типичным для опийных наркоманов в возрасте от 14 до 25 лет со стажем употребления наркотика более года. Формирование наркотической зависимости приводит к тому, что возрастная специфика подросткового, юношеского и взрослого возраста практически исчезае

Полученный нами психологический портрет является типичным для опийных наркоманов в возрасте от 14 до 25 лет со стажем употребления наркотика более года. Формирование наркотической зависимости приводит к тому, что возрастная специфика подросткового, юношеского и

Психологический портрет мистической личности

Психологический портрет Гитлера

Психологический портрет Гитлера Мне всегда интересно было разобраться с психологией самого зловещего человека 20 века — Адольфа Гитлера. Но множество негативных чувств к нему, не только моих, наверное, и моего рода, моей страны, как-то останавливали, затапливали. Теперь

4.1. Психологический портрет ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС (по данным экспериментально — психологических исследований)

4.1. Психологический портрет ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС (по данным экспериментально — психологических исследований) Для изучения отдаленных психологических последствий техногенных катастроф в 1996 году нами было проведено психолого — психиатрическое

87. Психологический портрет и его составление

87. Психологический портрет и его составление Большое значение для следственно-розыскной деятельности имеет умение правильно составить психологический портрет участника преступления (психологическое типирование). Этот метод с успехом применяется для выявления особо

Психологический портрет

Психологический портрет Психологический профиль построен. Что дальше? Каждый из радикалов, входящих в него, определяет поведенческую тенденцию, вступающую в той или иной степени в противоречие с остальными (иначе радикал не был бы самостоятельным, отдельным психическим

Психологический портрет лидера

Психологический портрет лидера Множество популярных пособий обещают помочь читателю максимально усовершенствовать свою личность и за счёт этого преуспеть во всех жизненных начинаниях. Сегодня на любом книжном прилавке можно увидеть яркие обложки с названиями:

2.2. В каких случаях, как и на основании чего строится поисковый психологический портрет

2.2. В каких случаях, как и на основании чего строится поисковый психологический портрет Поисковый психологический портрет существенно отличается от традиционного словесного портрета (основы последнего были заложены в 80-х гг. XIX в. французским криминалистом Бертильоном)

2.3. Поисковый психологический портрет преступника, убившего 34 американки

2.3. Поисковый психологический портрет преступника, убившего 34 американки Данный портрет составлен профессором Рональдом Холмсом. Работая над ним, Р. Холмс изучил материалы дела, вскрытия трупа последней жертвы, заключение судебных патологоанатомов, планы места

Запах субъекта

Запах субъекта Социальное давление построено так, что проявления субъекта мгновенно объявляются искусственным поведением. Личности этот субъект как заноза в самом неудобном месте. Существует огромная социальная штуковина в разных проявлениях, которая создает в нас, в

Читайте также: