Либеральный феминизм кратко и понятно

Обновлено: 19.05.2024

По своей сути прагматичные по своей ориентации, либеральные феминистки сделали упор на создание широкой поддержки феминистских идей среди женщин и мужчин, а также среди политического центра, правительства и законодательных органов. Либеральные феминистки обычно поддерживают законы и постановления, которые продвигают гендерное равенство и запрещают дискриминационные по отношению к женщинам практики; основные либеральные феминистки, особенно социал-демократические, часто поддерживают социальные меры по сокращению материального неравенства в рамках либерально-демократических рамок. Хотя корни в первой волны феминизма и традиционно сосредоточены на политической и правовой реформы, тем шире либеральная феминистка традиция может включать в себя части последующих волн феминизма, особенно третьей волны феминизма и четвёртой волны феминизма . Подсолнечник и цвет золото, взятое для представления просветления, стали широко используемыми символами основных либерального феминизма и избирательного права женщин с 1860 - х лет, первоначально в Соединенных Штатах , а затем и в некоторых частях Европы.

СОДЕРЖАНИЕ

Терминология

Философия

История

Либеральный феминизм в конечном счете имеет исторические корни в классическом либерализме и часто ассоциировался с социальным либерализмом конца XIX века. Целью либеральных феминисток, начиная с конца 18 века, было получить избирательное право для женщин с идеей, что это позволит им обрести личную свободу. Они были озабочены обретением свободы через равенство, уменьшением жестокости мужчин по отношению к женщинам и получением возможностей стать полноправными людьми. Они считали, что никакое правительство или обычаи не должны запрещать надлежащее осуществление личной свободы. Ранние либеральные феминистки должны были опровергнуть предположение, что только белые мужчины заслуживают быть полноправными гражданами. Такие пионеры, как Мэри Уоллстонкрафт , Джудит Сарджент Мюррей и Фрэнсис Райт, выступали за полное участие женщин в политической жизни. В 1920 году, после почти 50 лет активной деятельности, женщинам наконец было предоставлено право голоса и право занимать государственные должности в Соединенных Штатах и ​​в большей части западного мира в течение нескольких десятилетий до или нескольких десятилетий после этого времени. .

Писатели


Элизабет Кэди Стэнтон


Джон Стюарт Милл


Известные либеральные феминистки

Организации

Национальная организация женщин

Национальная организация женщин (NOW) является крупнейшей либеральной феминистской организацией в Соединенных Штатах. Он поддерживает Поправку о равных правах , репродуктивные права, включая более свободный доступ к абортам, а также права лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов ( права ЛГБТ ) и экономическую справедливость . Он выступает против насилия в отношении женщин и расизма.

Национальная организация женщин занимается также и другими вопросами:

  • Позитивные действия
  • Права инвалидов
  • ЭкоФеминизм
  • Семья
  • Противодействие правым причинам противоречит интересам СЕЙЧАС
  • Глобальный феминизм
  • Женское здоровье
  • Иммиграция
  • Продвижение назначения судей с феминистскими взглядами
  • Законодательство
  • Юридическое признание однополых браков
  • Медиа-активность
  • Материальные права матери
  • Работа на мир; противодействие таким конфликтам, как война в Ираке
  • Социальное обеспечение
  • Верховный суд
  • Раздел IX / Образование
  • Благосостояние
  • Дискриминация на рабочем месте
  • Женщины в армии
  • Молодежные феминистские программы

Национальная женская политическая группа

В Национальный женский политический конгресс (СЗФК), основанная в 1971 году, является единственной национальной организацией , занимающейся исключительно расширению участия женщин во всех областях политической и общественной жизни , как избранных и назначенных должностных лиц, в качестве делегатов национальных партийных съездах, в качестве судей в государстве и федеральные суды, а также в качестве лоббистов, избирателей и организаторов кампаний.

Среди учредителей NWPC такие известные женщины, как Глория Стайнем , писательница, преподаватель и редактор-основатель журнала Ms. Magazine ; бывшая конгрессмен Ширли Чизхолм ; бывшая конгрессмен Белла Абзуг ; Дороти Хайт , бывший президент Национального совета негритянских женщин ; Джилл Рукелсхаус , бывший комиссар США по гражданским правам; Энн Льюис , бывший политический директор Национального комитета Демократической партии ; Элли Петерсон , бывший заместитель председателя Республиканского национального комитета ; Ладонна Харрис , лидер за права индейцев; Лиз Карпентер , писатель, лектор и бывший пресс-секретарь леди Берд Джонсон ; и Элеанор Холмс Нортон , делегат в Палате представителей США и бывший председатель возможностей в области занятости Комиссии равных .

Эти женщины были подстегнуты отказом Конгресса принять Поправку о равных правах в 1970 году. Они считали, что юридическое, экономическое и социальное равенство наступит только тогда, когда женщины будут в равной степени представлены среди лиц, принимающих политические решения в стране. Их вера в то, что интересы женщин будут лучше всего соблюдаться женщинами-законодателями, подтверждалась снова и снова, поскольку женщины в Конгрессе, законодательных собраниях штатов и мэриях по всей стране вводили, боролись и выиграли законы, исключающие дискриминацию по признаку пола и удовлетворяющие меняющиеся потребности женщин. .

Лига действий за равенство женщин

В справедливости действий Женская лига (рубец) является национальной организацией , членство, с государственными глав и подразделений, основанная в 1968 году и направлена на улучшение состояния и жизни женщин в первую очередь за счет образования, судебных и законодательства. Это была более консервативная организация, чем СЕЙЧАС, и была сформирована в основном бывшими членами этой организации, которые не разделяли настойчивую позицию СЕЙЧАС по социально-сексуальным вопросам, особенно по правам на аборты . WEAL породила родственную организацию, Фонд Лиги действий за равенство женщин, который был учрежден в 1972 году "для обеспечения законных прав женщин и выполнения образовательных и исследовательских проектов по вопросам дискриминации по признаку пола". Две организации объединились в 1981 году после внесения изменений в налоговый кодекс. WEAL распалась в 1989 году.

Заявленными целями WEAL были:

  • способствовать большему экономическому прогрессу американских женщин;
  • добиваться полного соблюдения существующих антидискриминационных законов от имени женщин;
  • добиваться исправления фактической дискриминации в отношении женщин;
  • собирать и распространять информацию и учебные материалы;
  • для расследования случаев и поиска решений экономических, образовательных, налоговых и трудовых проблем, затрагивающих женщин;
  • призвать девушек быть готовыми к более продвинутой карьере;
  • добиваться пересмотра федеральных, государственных и местных законов и практики, ограничивающих возможности трудоустройства женщин;
  • бороться всеми законными средствами с дискриминацией женщин на рабочем месте в политике государственных или частных работодателей в области оплаты труда, продвижения по службе или продвижения по службе;
  • стремиться к сотрудничеству и координации всех американских женщин, индивидуально или в качестве организаций *, для достижения этих целей, будь то посредством законодательства, судебных разбирательств или других средств, а также путем выполнения любых действий, необходимых или связанных с этим.

Норвежская ассоциация прав женщин


Другие организации

Поправка о равных правах

Изрядное количество американских либеральных феминисток считают, что равенство в оплате труда, возможностях трудоустройства, политической структуре, социальном обеспечении и образовании для женщин особенно необходимо гарантировать Конституцией США .

Через три года после того, как женщины получили право голоса, поправка о равных правах (ERA) была внесена в Конгресс сенатором Чарльзом Кертисом Кертисом и депутатом Дэниелом Ридом Энтони-младшим , оба республиканцами . В этой поправке говорилось, что в гражданских правах нельзя отказывать по признаку пола. Автором его является Элис Пол , глава Национальной женской партии , которая возглавила избирательную кампанию. Усилиями Алисы Пол Поправка вносилась на каждую сессию Конгресса Соединенных Штатов , но была похоронена в комитетах обеих палат Конгресса. В 1946 году он потерпел поражение от всего Сената , 38–35. В феврале 1970 года двадцать лидеров СЕЙЧАС сорвали слушания подкомитета Сената США по поправкам к Конституции, потребовав, чтобы ERA был заслушан Конгрессом в полном составе. В мае того же года подкомитет сената начал слушания по ERA под руководством сенатора Берча Бэя . В июне ERA, наконец, покинула Судебный комитет Палаты представителей из-за ходатайства об увольнении, поданного депутатом Мартой Гриффитс . В марте 1972 года ERA была одобрена Сенатом в полном составе без изменений, 84–8. Сенатору Сэму Эрвину и представителю Эмануэлю Селлеру удалось установить семилетний срок для ратификации. Затем ERA отправился в отдельные штаты для утверждения, но не смог выиграть в достаточном количестве из них (38), чтобы стать законом. В 1978 году Конгресс одобрил оспариваемое (менее квалифицированного большинства ) трехлетнее продление первоначального семилетнего срока ратификации, но ERA не смог получить одобрение необходимого числа штатов.

Наиболее враждебно настроенными по отношению к ERA законодательными собраниями штатов были Юта, Флорида, Иллинойс, Северная Каролина и Оклахома. NOW считает, что единственной наиболее очевидной проблемой при прохождении ERA был гендерный и расовый дисбаланс в законодательных органах. Более 2/3 женщин и всех афроамериканцев в законодательных собраниях штатов проголосовали за ERA, но менее 50% белых мужчин в выбранных законодательных собраниях проголосовали за ERA в 1982 году.

Феминизм справедливости

Равноправный феминизм - это форма либерального феминизма, обсуждаемая с 1980-х годов, в частности, разновидность классически либерального или либертарианского феминизма, подчеркивающая равенство перед законом, равные свободы и права, а не глубокие социальные преобразования.

Критики

Основные критические замечания

Критики либерального феминизма утверждают, что его индивидуалистические предположения затрудняют понимание того, каким образом лежащие в основе социальные структуры и ценности ставят женщин в невыгодное положение. Они утверждают, что даже если женщины не зависят от отдельных мужчин, они все равно зависят от патриархального государства. Эти критики считают, что институциональных изменений, таких как введение избирательного права для женщин , недостаточно для эмансипации женщин.

Бремя белой женщины


Общее понятие и признаки либерального феминизма

На сегодняшний день современный феминизм принять считать совокупностью различных направлений, течений, учений и идей, призывающих к борьбе с любым проявлением гендерной дискриминации и достижения полноценного равенства среди мужчин и женщин в социальных, политических, экономических и любых других прав и свобод.

Количество направлений современного феминизма насчитывает десятки движений, и хотелось бы выделить одно, достаточно обширное течение, такое как либеральный феминизм. Его определение можно сформулировать таким образом:

Понятие либерального феминизма заключает в себе индивидуальную модель феминизма, которая основывается на идеях относящихся к возможности женщин свободно и независимо бороться за равенство совершая самостоятельные действия и руководствуясь осознанным выбором.

Сторонники либерального феминизма несут идею, что в социуме закрепилось ложное представление о женщинах, как о более слабом физически и менее способном интеллектуально человеке, в сравнении с мужчиной. В результате такого ошибочного мнения существует некое проявление дискриминации женщин в области политики, работы, науки и т.д.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Таким образом, представители и последователи либерального феминизма считают, что существующая в некотором виде женская подчиненность объясняется наличием юридических и моральных ущемлений, которые не дают женщинам достигать определенных успехов. В связи с этим, сторонники данного направления феминизма выдвинули предложение для устранения такого рода ситуаций, путем проведения политических реформ и юридических изменений, которые, в свою очередь, искоренили бы подобную тенденцию.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что основной целью либерального феминизма, как одного из самых масштабных идей феминизма в целом, является идея предоставления равенства прав мужчин и женщин в любых сферах жизни человека. Такое решение поможет не только вовлечь женщин в государственные и юридические вопросы, но и даст способность делать осознанный выбор, который не будет зависеть от предпочтений и желаний мужчин.

История и ключевые характеристики либерального феминизма

При изучении специальной литературы можно сделать вывод, что либеральный феминизм, в рамках истории, принято разбивать на две волны:

  • первым периодом был факт зарождения идеи либерального феминизма. Он приходился на середину XIX века и длился до начала XX века. Основным направлением сторонников такого движения было требование доступа женщин к знаниям и возможность приобрести высшее профессиональное образование. В последствии которых должен был быть решен вопрос о последующем трудоустройстве женщин на тех же правах и условиях, что и мужчин;
  • следующий период начался в середине прошлого века и длится по сей день. В начале второй волны идея либерального феминизма набрала еще большую популярность и достигла глобального распространения. В течении этого времени происходила борьба за политические и юридические права женщин, в частности за возможность иметь избирательные права.

Подводя итог, все основополагающие идеи либерального феминизма, за которые выступали сторонники данного направление в разные исторические времена, на данный момент имеют самую большую силу и признание теоретических учений и практических движений.

Суть термин либерального феминизма полностью отвечает своему названию. Оно обусловлено течением, которое выступает за основные ценности либерального движения: равенство, независимость, демократия, свобода и т.д.

Также, следует обратить внимание, что вместе с феминистской идеей либеральное движение призывает к стремлению и достижению полового равенства, а также справедливого отношения к женщинам в показателях ежедневного общественного контакта в любых аспектах социального существования. Как было сказано выше, основной идеей второй исторической волны либерального феминизма был призыв к полному равенству мужчин и женщин в политических и юридических вопросах.

Либеральный феминизм очень тесно связан с направлением суфражизма. Основным средством в борьбе с социальным неравенством женщин и мужчин представители движения либерального феминизма рассматривают глобальные изменения в законодательстве, которые полностью обнуляют и не допускают осуществления дискриминации относительно женщин.

Критика и принципы либерального феминизма

Из всего вышеизложенного становится понятно, что суть и специфика либерального феминизма представляет собой весьма твердую и логически последовательную идею, которая выступает за общее и разнообразное сопротивление социальной дискриминации гендера. Достижение такой цели обеспечит равные права мужчинам и женщинам абсолютно социальном, политическом или ином аспекте. Исходя из специальной литературы можно сделать вывод, что далеко не все деятели, в числе которых и представители разделяющие общие феминистические взгляды, признают либеральный феминизм как самое конструктивное и последовательное учение.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Некоторые представители исследователей, которые критикуют либеральный феминизм, диктуют свою точку зрения. Она заключается в том, что взятые за основу либерального феминизма идеи и теории не до конца раскрывают какие же конкретно общественные структуры и социальные ценности существуют в ущерб интересов женщин или наносят им косвенный или прямой вред.

Другими словами, сторонники данного мнения убеждены, что даже в случае, когда женщина не имеет зависимости от конкретных представителей мужского пола в ее жизни, она продолжает зависеть от патриархальной структуры государства. Такие критики утверждают, что количество-качественные изменения не будут полными для освобождения женщин. Идея гласит, что нужны радикальные и более глубокие методы изменения, позволяющие уравновесить разницу между личным и социальным, которая выстраивалась на протяжении нескольких веков.

Только в таком случае, когда устранят фундаментальные отличия в существенном понимании, к примеру, в политике либо институте семьи, тогда получится радикально изменить нынешнее положение дел.

Понятие и общая характеристика либерального феминизма

В настоящее время феминизм принято определять как целую совокупность разнообразных течений, движений, идей и концепций, утверждающих необходимость всестороннего противодействия любого рода проявлениям гендерной дискриминации и обеспечения равенства индивидуальных, политических, социально-экономических и иных прав и свобод мужчин и женщин.

При этом в числе относительно самостоятельных направлений феминизма, помимо прочего, в настоящее время принято выделять либеральный феминизм, определение которого может быть сформулировано следующим образом:

Либеральный феминизм – это преимущественно индивидуалистическая модель феминизма, основная идея представителей которой связана со способностью женщин самостоятельно бороться за равенство посредством совершения собственных действий и осознанного выбора.

Представители рассматриваемого направления помимо прочего утверждают, что в обществе укоренилось ложное мнение о женщине, как об интеллектуально и физически менее способном человеке, нежели мужчина. Последствием прочного установления такого представления выступают проявления дискриминации женщин в науке, сфере труда, политики, и т.д.

В этой связи, сторонники либерального феминизма считают, что фактически имеющая место женская подчиненность обусловлена набором воспитательных и юридических ограничений, значительно препятствующих достижению успеха женщинами. Следовательно, по мнению последователей рассматриваемого направления феминизма, преодоление обозначенной ситуации возможно путем проведения политических и правовых преобразований, призванных устранить соответствующую тенденцию.

Исходя из содержания изложенных тезисов может быть сделан вывод о том, что ключевая цель либерального феминизма, как одного из направлений феминизма в целом, выступает стремление к обеспечению равенства прав мужчин и женщин в самых разнообразных сферах жизнедеятельности, что позволит не только вовлечь женщин в решение вопросов государственной важности, но и обеспечить возможность совершать осознанный выбор независимо от воли мужчин.

Готовые работы на аналогичную тему

История возникновения и особенности либерального феминизма

Исторический процесс становления и развития идей либерального феминизма в специальной литературе предлагается подразделять на два периода (волны):

  • Первая волна, возникла в середине XIX в. и продлилась до первой трети XX века. Ключевым требованием, вокруг которого, фактически и выстроилась концепция либерального феминизма в первые годы, выступало предоставление возможности получения женщинами высшего профессионального образования и решение вопроса о дальнейшем трудоустройстве таких женщин на тех же условиях, что и мужчин;
  • Особую популярность и максимальное распространении идеи либеральных феминисток получили во время второй волны (с середины XX века по настоящее время), благодаря восприятию либеральными феминистками веяний суфражизма (движения за предоставление избирательных прав).

Иными словами, фактически наиболее раннее по времени возникновения и становления направление либерального феминизма, на настоящий момент выступает наиболее мощной и признанной теоретической доктриной и практическим феминистским движением.

Одной из особенностей либерального феминизма, которая, помимо прочего, обусловила название рассматриваемого течения, выступает то, что основывается на классических ценностях либеральной идеологии – равенстве, свободе, представительной демократии, и т.д.

При этом следует отметить, что вкупе с собственной феминистской теорией либеральное движение заключается в стремлении к достижению равенства и справедливости по отношению к женщинам в рамках каждодневного социального взаимодействия во всех сферах общественной жизни. Кроме того, поскольку, как было отмечено выше, с XX в. и по настоящее время либеральный феминизм тесно связан с движением суфражизма, сторонники которого стремятся к достижению абсолютного юридического и политического равенства мужчин и женщин, основным средством преодоления социального неравенства мужчин и женщин сторонники либерального феминизма считают реформы законодательства, отменяющие и предотвращающие дискриминационные практики в отношении женщин.

Критика либерального феминизма

Несмотря на то, что как видно из приведенного описания содержания и особенностей либерального феминизма, он представляет собой достаточно стройную и последовательную концепцию, выступающую за всестороннее противодействие социальной дискриминации по гендерному признаку и обеспечение всей совокупности социально-политических прав и мужчинам и женщинам в равном объеме, анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что не все исследователи (в том числе в целом разделяющие феминистские воззрения) признают либеральный феминизм наиболее обоснованной и исчерпывающей доктриной.

Так, например, существует точка зрения о том, что положенные в основу либерального феминизма индивидуалистические взгляды не в полной мере демонстрируют какие именно социальные структуры и ценности функционируют вопреки интересам женщин или прямо наносят им вред.

Иными словами, сторонники обозначенной точки зрения утверждают, что даже если женщина не зависит от конкретных мужчин в ее жизни, она по-прежнему зависит от патриархального государства. Эти критики считают, что институциональные изменения не являются достаточными для раскрепощения женщин, а необходимы более глубокие преобразования, позволяющие нивелировать выстраиваемую тысячелетиями разницу между частным и общественным.

Только тогда, по мнению сторонников второй точки зрения, когда будут устранены существующие различия в принципиальном понимании, например, сферы политики, и сферы семейной жизни, удастся принципиально изменить существующее положение дел.


Либеральный феминизм является по сути первым феминизмом, который проявляется в оформленном виде. Его ассоциируют с США — несмотря на то, что в Великобритании он тоже был, но сама идея либерализма все-таки была больше развита в США.

Точкой отсчета принято считать конференцию в 1848 года. Это первое собрание женщин и мужчин, которые разделяют идею равноправия, где обсуждались современные проблемы женщин и пути их решения.

В чем заключается либеральный феминизм и почему он первый? Либеральный феминизм нацелен на решение базисных проблем женщин : когда у женщин нет собственных средств на проживание, нет своей недвижимости, когда женщина не может путешествовать и развестись. Безусловно, проблемы, которые волновали феминисток второй волны, волновали феминисток первой волны не так сильно, ведь им нужно было решить какие-то базовые вопросы.

Как они планировали эти проблемы решить? Они планировали задействовать государство и решать проблемы на юридическом, политическом и экономическом уровне . В основе лежала дискуссия об образовании для всех. Как мы знаем, образование для женщины не было доступно, кроме домашнего образования для обеспеченных слоев населения. В конце XIX — начале XX века встает вопрос борьбы за право голоса, а из этого вытекают уже другие моменты.

Суть либерального феминизма:

Встраивание в господствующую политическую структуру: либеральные феминистки не стремятся к радикальным переменам, они хотят, чтобы им в существующей системе стало жить чуточку лучше;

Лоббирование интересов женщин через политические реформы, законотворческую деятельность;

Акцент на реформах в общественной сфере (политических, правовых, образовательных), тенденция к разграничению личного и политического — феминисток первой волны не волновали проблемы домашнего насилия, сексуального насилия, стереотипы и т. д.;

Эти тезисы в своих работах использовали представительницы раннего либерального феминизма Элизабет Кэди Стэнтон , Сьюзен Энтони , Эммелин Панкхерст .

Либеральные феминистки верят в концепцию личного выбора, а это значит, что каждая женщина имеет право жить так, как она хочет

И если она идет в проституцию, это ее личный выбор и это окей; если она хочет выйти замуж, это ее личный выбор и это окей. Если она хочет брить ноги — это тоже ее личный выбор. Все это звучит разумно, и нам кажется, что мы действительно имеем право поступать так, как хотим. Но есть социальное конструирование реальности, а это значит, что наши желания, наши действия и наше поведение в определенной степени обусловлены какими-то социальными контекстами .

За что критикуют либеральный феминизм:

Некритичное отношение к государству: по причине либеральные феминистки думают, что патриархальное государство начнет прислушиваться к их доводам и проталкивать инициативы;

Отсутствие классового и расового анализа;

Некритичное отношение к понятию власти;

Индивидуализм как препятствие феминистскому объединению.

Со временем либеральный феминизм немного трансформировался. Сегодняшние либеральные феминистки, например Жанет Рэдклифф и Сьюзен Окин , отвечают на критику либерального феминизма, рассуждают в понятиях рациональности, трансформируя это понятие, рассуждают о личной свободе и пытаются приспособить либеральный феминизм к сегодняшним реалиям .


Если говорить о либеральном феминизме в России, то можно посмотреть на Алену Попову , которая не только оказывает юридическую помощь женщинам, но и, например, лоббирует интересы женщин в Государственной думе. Она и Оксана Пушкина сейчас занимаются законопроектом о домашнем насилии.


Суть либертарианского (индивидуалистического) феминизма:

Для феминизма важна как позитивная, так и негативная свобода. Позитивная свобода — это когда у каждого есть равные возможности развивать свой потенциал, а негативная — это свобода от вмешательства других людей и государства в твою частную жизнь;

Используя лояльное государство для устранения форм угнетения, феминистки противоречат сами себе;


Марксистский феминизм

Говоря о марксистском феминизме, мы в первую очередь говорим о Германии и следующих представительницах: Клара Цеткин , Лили Браун и Александра Коллонтай .

Коллонтай оказала большое влияние на движение, она объединила марксистский феминизм, основой которого является мысль, что женское угнетение может быть уничтожено только с уничтожением капиталистической системы, и женский опыт .


В то время как Энгельс и другие соратники Коллонтай по Коммунистической партии считали, что женщина не особенная и как только мы разрушим капитализм, у женщин все будет хорошо, Коллонтай говорила, что необходимо акцентировать внимание на том, что женщина заключена дома и на ней лежит большое количество обязанностей по дому, воспитанию детей. Она хотела создавать сети общественных заведений, которые бы облегчили гнет домашнего хозяйства: столовые, прачечные, детские сады и так далее. Но в обмен на то, что женщина освобождается от общественного труда, государство ждало от женщины, что она станет работать и приносить пользу государству, а также в обязательном порядке станет матерью. То есть женщине государство облегчает жизнь, а со своей стороны она должна родить граждан для государства.

Такое видение называлось государственным матриархатом , поскольку в анализе Коллонтай нет мужчины как такового и освобождение женщины происходит благодаря государству.

Социалистический феминизм

Исследования о социалистическом феминизме расходятся. Кто-то говорит о том, что социалистический феминизм обгоняет марксистский и такие исследовательницы, как Эмма Голдман и Шарлотта Гилман , начали свою деятельность раньше, чем марксистские феминистки. А другие считают, что социалистический феминизм появился в 1960–70-х годах с появлением движения новых левых.

Различия марксистского и социалистического феминизма

Марксистские феминистки считали, что угнетение женщин — частный случай капиталистического и классового угнетения, а социалистические говорили, что женщина угнетена не только капитализмом, но и социальными отношениями (патриархатом). Мнения разделились и по поводу способа освобождения женщин.

Если марксистские феминистки считали, что единственный способ освобождения женщин — это революционное уничтожение капитализма, то социалистические считали, что для искоренения угнетения необходимо как экономическое, так и социальное изменение общества

Еще одним важным пунктом являлось то, что в марксистском движении считалось, что классовые различия не позволяли женщинам объединиться по признаку пола, а в социалистическом объединение женщин было возможно, так как они имеют общий опыт .

Более поздние авторки марксистского и социалистического феминизма — Хейди Хартманн, Джулиет Митчелл и Суламифь Файерстоун.

Хейди Хартманн внедряла теорию о двойном угнетении, согласно которой женщина угнеталась не только капитализмам, но и патриархатом. На тот момент концепция патриархата была уже сформулирована, поэтому она его использовала.

Джулиет Митчелл говорила, что женщина угнетается по четырем признакам: производственные отношения, воспроизводственные отношения (репродуктивная система), сексуальность и социализация детей.


Радикальный феминизм

Радикальный феминизм отчасти базируется на марксистской теории, но при этом предлагает совершенной новый концепт. Это первый вид феминизма, который начинает смотреть на угнетение женщины как на , что существует само по себе, а не как приложение к более крупной политической теории . По мнению радикальных феминисток, проблема лежит в социальной организации общества, а если более конкретно — в мужском господстве, патриархате.


Патриархат — система социальных структур и практик мужского господства над женщинами, пронизывающая как частную, так и общественную жизнь. Важно отметить, что эти практики пронизывают не только общественную, но и личную жизнь. Радикальные феминистки первыми начинают акцентировать внимание на тех проблемах, которые раньше казались не такими важными.

Радикальные феминистки стремятся к разрушению патриархата, поскольку патриархальные отношения пронизывают всю систему до самых корней и ее нельзя реформировать, ее можно только разрушить

Еще одной идеей радикального феминизма является мысль, что мужчины и женщины не равны, женщины обладают уникальным женским опытом в силу биологических причин — репродуктивной функцией . И одной из важнейших задач радикального феминизма становится присвоение себе контроля над сексуальностью и репродукцией.

За что критикуют радикальный феминизм:

Неприятие концепции свободного выбора;

Трансфобия (TERF — trans-exclusionary radical feminist);

Отказ секс-работницам в праве на выбор (SWERF — sex worker exclusionary radical feminist);


Раса — это концепт, который обозначает социально-политические конфликты и интересы относительно различных типов человеческих тел . Раса воспринимается не в антропологических или биологических, а в социальных аспектах. Определенные фенотипические признаки (тело, цвет кожи, форма носа, структура волос) интерпретируются в некоторых социальных терминах. То есть человек окружается рядом предубеждений, связанных с его расовой этичностью, которая определяется структурой тела.

Есть много направлений феминизма, которые работают с расой. Самый популярный — это черный и интерсекциональный феминизм . Одна из самых ярких представительниц Анджела Дэвис , она активно поддерживала политику СССР и была достаточно популярна у нас. Вместе с Кимберли Креншоу они говорили, что женский опыт очень вплетен в расовую идентичность и что проблемы черных женщин часто не идентичны проблемам белых женщин.

Суть черного феминизма:

Феминистская теория и антирасистские политики исключают черных женщин и концентрируются на опытах угнетения либо белых женщин, либо черных мужчин;

Белые феминистки не хотели вовлекать черных женщин в свою деятельность, чтобы не отпугивать других белых женщин.

Интерсекциональный феминизм

Intersection = пересечение угнетений.

Смысл интерсекционального феминизма заключается в идее, что есть угнетение по гендеру, а есть угнетение по расе, а когда они пересекаются, они образуют новый образ угнетения .

Для западного феминизма женщины третьего мира — искусственно сконструированный однородный объект изучения.

В России расистские дискурсы заимствуются как неотъемлемая часть всего пакета модерности.

Мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений.
Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции.
Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.


Либеральный феминизм – это одно из направлений феминизма, направленное на свободу выбора и индивидуальную свободу женщин в общем.

Либеральный феминизм начался во времена французской революции, именно тогда начали выступать феминистки, когда всё-таки выяснилось, что только мужчины имеют право на индивидуальную свободу и право выбора.

Либеральный феминизм

Так как развитие феминизма было предсказуемым, было решено сформулировать целый список целей и идей, которые сохраняют свою актуальность и в наши дни.

Принцип равных возможностей и равных прав – пожалуй, основа идеологии либерального феминизма. Женщины, которые придерживаются либерального направления в феминизме, считают, что именно в невозможности предоставить им равные права с мужчинами и есть центром проблемы в угнетении женщин.

Либеральный феминизм включает в себя рассмотрение проблем с равноправием полов в социальных, политических, законодательных и гражданских направлениях. Началась борьба за отказ от зависимости женщин от мужчин, чтобы каждая женщина могла свободно распоряжаться своими правами, выбирать и получать образование, придумывать и вводить в силу новые законы и многое другое. Всё это поможет женщине улучшить её статус в обществе.

Особый уклон делается на образовании и социальной сфере, так как именно это в раннем возрасте помогает сформировать личность. Либеральные феминистки уверены, что с раннего возраста можно воспитать детей так, чтобы дискриминация постепенно искоренилась.

Так как в то время начинал развиваться капиталистический мир, либеральный феминизм прошел непростую эволюцию, причем эта эволюция была похожа на то, как развивался либерализм, хоть и не являлся точной его копией. А основное отличие состояло в том, что либерализм был направлен именно на индивидуализацию мужчин.

После войны, женщины вновь оказались в том же положении, что и прежде – они отказались от образования, карьеры и личностного роста в сторону создания семьи, а точнее в воспитания потомства.

Тем не менее, со временем, либеральный феминизм вновь обрел свою силу и женщины стали идти к своей цели – независимости от мужчин. Сейчас многие из представителей прекрасного пола имеют высокую должность, стабильный доход, участвуют в выборах и даже выдвигают свои кандидатуры в президенты.

Поэтому считать, что либеральный феминизм был бесполезен – нельзя. Возможно, именно он и был основным толчком к тому, кем женщины являются сейчас. Но всё это благодаря тем либеральным феминисткам, которые не побоялись в те сложные времена высказать своё мнение.

А вы считаете себя либеральной феминисткой или придерживаетесь других направлений? Ждем ваших комментариев!

Читайте также: