Либерально идеалистическая парадигма кратко

Обновлено: 05.07.2024

За последние 60 дней ни разу не выходила

Статистика

Основы международных отношений Либерально-идеалистическая парадигма

Ведущий рассылки Андрей Луда – предприниматель, личный тренер, специалист в области современного развития человека и организаций.

Общий тираж рассылок 50 000 подписчиков.

Канонические парадигмы теории международных отношений

Либерально-идеалистическая парадигма

В своём развитии либерально-идеалистическая парадигма пережила несколько периодов подъёма, крупнейшие из которых относятся к началу и концу XX века.

В начале XX века в либерализме прослеживались три основных течения:

течение, возлагавшее надежды на правовое урегулирование международных отношений (например, посредством принятия различных международных конвенций);

течение, возлагавшее надежды на упорядочение международных отношений с помощью международных организаций (например, Лиги Наций);

течение, делавшее акцент на разоружении.

Непосредственным воплощением в политической практике идей либерального идеализма стали такие документы, разработанные после Первой мировой войны, как программа Вудро Вильсона о создании Лиги Наций (1917), пакт Бриана — Келлога (1928; отказе от войны в качестве орудия национальной политики) и доктрина Стимсона (1932; непризнание любых изменений, достигнутых при помощи силы).

Новый подъём либерально-идеалистических идей приходится на окончание холодной войны, в ходе которой господствовали идеи политического реализма и неореализма. При этом либеральное течение преобразуется с учётом новых реалий в неолиберализм.

Основные положения либерально-идеалистической парадигмы:

1. Участники международных отношений — широкий круг акторов, объединяющий не только государства, но и международные правительственные организации, международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, общественные объединения и частные лица. Государство не может считаться рациональным и универсальным актором. Международная политика государства — это постоянная борьба, согласование интересов различных субъектов.

3. Международные отношения нельзя свести только к состоянию мира и войны. Международные процессы многообразны, а благодаря росту взаимозависимости мира и формированию мирового сообщества, можно говорить о росте международного сотрудничества.

4. Во всём многообразии целей, которые имеют международные акторы, приоритет отдаётся общечеловеческим ценностям и принципам, которые ведут к формированию регулируемого мирового порядка.

5. Урегулирование различных конфликтов и споров возможно мирным путём, при помощи имеющихся международных организаций и норм международного права. Приоритет в либерально-идеалистической парадигме — создание системы коллективной безопасности, отказ от войны как инструмента международной политики.

6. Будущее международных отношений — создание общемирового сообщества. Не исключена возможность создания мирового правительства.

В своём развитии либерально-идеалистическая парадигма пережила несколько периодов подъёма, крупнейшие из которых относятся к началу и концу XX века. В начале XX века в либерализме прослеживались три основных течения:

· течение, возлагавшее надежды на правовое урегулирование международных отношений (например, посредством принятия различных международных конвенций);

· течение, возлагавшее надежды на упорядочение международных отношений с помощью международных организаций (например, Лиги Наций);

· течение, делавшее акцент на разоружении [4] .

Непосредственным воплощением в политической практике идей либерального идеализма стали такие документы, разработанные после Первой мировой войны, как программа Вудро Вильсона о создании Лиги Наций (1917), пакт Бриана — Келлога (1928; отказе от войны в каче­стве орудия национальной политики) и доктрина Стимсона (1932; непризнание любых изменений, достигнутых при помощи силы) [5] .

Новый подъём либерально-идеалистических идей приходится на окончание холодной войны, в ходе которой господствовали идеи политического реализмаи неореализма. При этом либеральное течение преобразуется с учётом новых реалий в неолиберализм [4] .

Основные положения либерально-идеалистической парадигмы:

1. Участники международных отношений — широкий круг акторов, объединяющий не только государства, но и международные правительственные организации, международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, общественные объединения и частные лица. Государство не может считаться рациональным и универсальным актором. Международная политика государства — это постоянная борьба, согласование интересов различных субъектов.

3. Международные отношения нельзя свести только к состоянию мира и войны. Международные процессы многообразны, а благодаря росту взаимозависимости мира и формированию мирового сообщества, можно говорить о росте международного сотрудничества.

4. Во всём многообразии целей, которые имеют международные акторы, приоритет отдаётся общечеловеческим ценностям и принципам, которые ведут к формированию регулируемого мирового порядка.

5. Урегулирование различных конфликтов и споров возможно мирным путём, при помощи имеющихся международных организаций и норм международного права. Приоритет в либерально-идеалистической парадигме — создание системы коллективной безопасности, отказ от войны как инструмента международной политики.

6. Будущее международных отношений — создание общемирового сообщества. Не исключена возможность создания мирового правительства [6] .

Теоретическое наследие Фукидида, Макиавелли, Гоббса, де Ваттеля и Клаузевица, с одной стороны, Витория, Гроция, Канта – с другой, нашло свое непосредственное отражение в крупной научной дискуссии, которая возникла в США в период между двумя мировыми войнами, дискуссии между реалистами и идеалистами.

Ключевые положения либерально-идеалистической парадигмы выглядят следующим образом.

1. Участники международных отношений представляют собой достаточно широкий круг акторов, в который входят не только государства, но и международные правительственные и неправительственные организации, общественные объединения и группы, частные предприятия и даже отдельные лица. Более того, идеалисты настаивают на том, что государство не может рассматриваться как рациональный и унитарный актор. Международная политика государства есть равнодействующая постоянной борьбы, согласования и компромисса интересов бюрократической иерархии и отдельных властных структур, гражданской и военной систем общества, различных политических партий и движений, нецолитических ассоциаций и профессиональных групп и т.п. (Allison. 1969).

2. Отсутствие верховной власти в международных отношениях не означает фатальной неизбежности господства в них принципа "помоги себе сам". Создание и расширение полномочий международных организаций, совершенствование норм международного права, демократазация международных отношений, распространение на них универсальных норм нравственности и справедливости – делает вполне возможным равноправное участие в международной политике не только великих держав, но и других государств, а также негосударственных акторов. Таким образом, либералы признают лишь один аспект анархии международных отношений и отрицают другой. Более того, они лишь частично согласны с тезисом об отсутствии в международных отношениях центральной власти, наделенной полномочиями принятия решений, обязательных для неуклонного выполнения всеми акторами.

3. Международные процессы многообразны, и международные отношения не могут быть сведены только к состоянию мира и войны, или даже к сотрудничеству и конфликтам. Все это имеет место, причем при все более доминирующей роли международного сотрудничества. Но если представить международные процессы в обобщенном виде как доминирующую тенденцию, то следует говорить о возрастающей взаимозависимости и формировании единого мирового сообщества, сталкивающегося с общими проблемами и потому имеющего общие интересы.

4. Плюрализм международных акторов предполагает и плюрализм их целей. В то же время в этом многообразии все более явственно просматривается единство – приоритет общечеловеческих ценностей и универсальных демократических принципов, на основе которых

cледует двигаться к формированию нового, сознательно регулируемого мирового порядка, отвечающего общим интересам всего человечества.

5. Согласно либерально-идеалистической парадигме, мировое сообщество демократических государств, при поддержке и давлении общественного мнения, вполне способно улаживать возникающие между своими членами конфликты мирным путем, методами правового регулирования, увеличения числа и роли международных организаций, способствующих расширению взаимовыгодного сотрудничества и обмена. Одна из ее приоритетных тем – это создание системы коллективной безопасности на основе добровольного разоружения и взаимного отказа от войны как инструмента международной политики, системы, которая позволит покончить с мировыми войнами и вооруженными конфликтами между государствами (см., например: Clark & Sohn. 1966).

6. Результатом изменений, происходящих в международных отношениях, станет окончательное преодоление их анархической природы и возникновение единого общемирового сообщества, в котором будет покончено с войнами и вооруженными конфликтами. Не исключается и создание мирового правительства, руководимого ООН и действующего на основе детально разработанной мировой конституции. Подобные идеи можно встретить в ряде работ как американских (см., например: Clark & Sohn. 1966), так и европейских (Gerar. 1971) авторов. Идея мирового правительства высказывалась и в папских энцикликах: Иоанна XXIII – "Pacem in terns" от 16 апреля 1963 г., Павла VI – "Populorum progressio" от 26 марта 1967 г., а также Иоанна-Павла II – от 2 декабря 1980 г., который и сегодня выступает за создание "политической власти, наделенной универсальной компетенцией".

7. Вышеприведенные положения свидетельствуют о том, что исходным принципом анализа международных отношений в рамках либерально-идеалистической парадигмы выступают универсальные ценности и идеалы демократии.

Идеалистическая парадигма, существовавшая в истории международных отношений на протяжении веков, сохраняет определенное влияние и в наши дни. Это влияние просматривается и в тех практических шагах, которые предпринимаются мировым сообществом по демократизации и гуманизации международных отношений, и в стратегии нового мирового порядка, ставшей основой внешнеполитической линии США после холодной войны, и в вызывающей не менее острые идейные и политические разногласия концепции кооперативной безопасности 2 .

В то же время следует отметить, что идеализм в течение длительного времени считался утратившим всякое влияние и уж во всяком случае противоречащим требованиям меняющейся международной политики и даже опасным для нее по своим последствиям. В 1930-е гг. лежащий в его основе нормативистский подход оказался глубоко подорванным вследствие нарастания напряженности в Европе, агрессивной политики фашизма и краха Лиги Наций, развязывания мирового конфликта 1939–1945 гг. Значительный урон либерально-идеалистической парадигме нанесла "холодная война" в последующие десятилетия. Результатом стало возрождение на американской почве европейской классической традиции с присущим ей выдвижением на передний план в анализе международных отношений таких понятий, как "сила" и "баланс сил", "национальный интерес" и "конфликт".

1 Иногда идеализм (во многих изданных на Западе учебниках по международным отношениям он не рассматривается как самостоятельное теоретическое направление либо служит не более чем "критическим фоном" при анализе политического реализма и других теоретических направлений) квалифицируется как утопизм (см., например. Сигг ЕЯ The Twenty Years of Crisis. 1919-1939. L, 1956.
2 Изложение и анализ основных положений этой концепции см далее.

Политический реализм

Политический реализм не только подверг идеализм сокрушительной критике, указав, в частности, на то обстоятельство, что идеалистические иллюзии государственных деятелей того времени в немалой степени способствовали развязыванию Второй мировой войны, но и предложил достаточно стройную теорию. Ее наиболее известные представители – Рейнхольд Нибур, Фредерик Шуман, Джордж Кеннан, Джордж Щварценбергер, Кеннет Томпсон, Генри Киссинджер, Эдвард Карр, Арнольд Уолферс и др. – надолго определили пути науки о международных отношениях. Бесспорными лидерами этого направления стали Ганс Моргентау и Реймон Арон. Так, работа Г. Моргентау "Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир" (см.: Morgenthau. 1961), первое издание которой увидело свет в 1948 г., стала своего рода "библией" для многих поколений студентов-политологов как в самих США, так и в других странах Запада.

Общими для представителей политического реализма являются следующие ключевые положения парадигмального характера.

1. Главными участниками международных отношений являются суверенные государства. При этом государства рассматриваются как рационально действующие однородные политические организмы, унитарные образования, которые проводят единую политику в отношении других государств – участников международных отношений. Только государства, через представляющие их правительства, имеют легитимные основания и располагают необходимыми ресурсами для заключения договоров, объявления войн и других действий, составляющих суть международной политики. Причем речь идет не обо всех

государствах, а только о наиболее крупных, конфликтные или кооперативные отношения между которыми и составляют существо международной политики. Как подчеркивал Ганс Моргентау, "не все государства одинаково вовлечены в международную политику. отношение государства к международной политике является динамическим качеством. Оно изменяется вместе с изменением силы государства, которая может выдвинуть его на передний край в международной политике, а может лишить его возможности активно действовать на международной арене" (Morgenthau. 1961. Р 28). Вслед за Фукидидом реалисты считают, что сильные государства делают то, что они могут, а слабые – то, что им позволяют сильные. Любое состояние международных отношений зависит от взаимодействий между немногочисленными великими державами. Заключая друг с другом союзы и коалиции, вступая в войну или иного рода конфликты, великие державы могут приносить в жертву позиции и интересы малых стран. Политических реалистов не смущают несоответствия подобной позиции универсальным нравственным идеалам. По их мнению, только усилиями крупнейших и наиболее мощных участников международных отношений могут быть сохранены (если великим державам удастся согласовать собственные интересы) или нарушены (если они не сумеют достичь согласия) международная стабильность и мировой порядок (см.: Киссинджер. 1997).

2. Специфика международных отношений состоит в том, что они носят анархичный характер. Каждый участник руководствуется в своих действиях прежде всего своими собственными интересами. "Национальные интересы" – главная категория теории политического реализма, основной побудительный мотив и ключевой стимул политики государства на международной арене. В международных отношениях отсутствует верховная власть, которая обладала бы монополией на легитимное насилие. Поэтому основным принципом поведения государств на мировой арене является принцип "помоги себе сам".

3. Действующее в анархической среде на основе собственных интересов государство неизбежно сталкивается с тем, что его интересы вступают в противоречия с интересами других государств – участников международных отношений. Отсюда следует, что главным международным процессом, достойным внимания теории политического реализма, является межгосударственный конфликт и крайняя форма его проявления – война. Специфика международных отношений, по утверждению P. Арона, состоит в том, что они "развертываются в тени войны" (Aron. 1982). Реалисты признают, что конфликты не являются единственным видом международных процессов, однако подчеркивают вторичную роль сотрудничества по отношению к конфликтам. С их точки зрения, первостепенным видом международного сотрудничества

остаются военные и военно-политические союзы и альянсы, заключаемые государствами в целях совместной обороны (Wolfers. 1962). Что же касается состояния мира между государствами, то оно в известном смысле является идеальным, ибо всегда, даже когда удается добиться длительной стабилизации международных отношений, имеет временный характер.

4. Анархический характер международных отношений предполагает, что они полны опасностей и угроз для государственных интересов. Вот почему основная цель государства в международной политике – обеспечение собственной безопасности. Естественно, великие державы обладают для этого ббльшими ресурсами, чем все остальные. Однако и они никогда не могут чувствовать себя в безопасности и постоянно стремятся к наращиванию собственных ресурсов и совершенствованию их качества. Подобное наращивание является причиной существования в международных отношениях неразрешимой "дилеммы безопасности", выражающейся в том, что чем большей безопасности добивается для себя одна из великих держав, тем меньше ее у других. Тем самым международные отношения уподобляются игре с нулевой суммой, в которой выигрыш одной стороны означает прямо пропорциональный проигрыш другой.

При этом важнейшим совокупным ресурсом государства выступает власть, которая понимается в самом широком смысле: как военная и экономическая мощь государства, гарантия его наибольшей безопасности и процветания, славы и престижа, возможности для распространения его идеологических установок и духовных ценностей. Но главным признаком власти является способность контролировать поведение других, участников международных отношений. В этой связи Г. Моргентау прямо указывает на то, что "международная политика, как и политика в целом, является борьбой за власть", которая всегда остается непосредственной целью (Morgenthau. 1961. Р. 27). В то же время власть – это не только цель государства, участвующего в Международной политике, но и. одно из важнейших средств: "Каковы бы ни были материальные цели внешней политики, например, приобретение источников сырья, контроль за морскими трассами или территориальные изменения, они всегда подразумевают контроль за поведением других посредством воздействия на их волю" (там же. Р. 30),

5. Власть государства неотделима от его силы, выступающей одним из решающих средств обеспечения национальной безопасности на международной арене. "Угроза физического насилия, – писал Моргентау, – является органическим элементом политики. В международной политике военная сила, как угроза или потенциал, является важнейшим материальным фактором, обеспечивающим политическую

мощь государства" (там же. Р. 29). Преодоление международной анархии невозможно путем кодификации универсальных нравственных нррм и совершенствования международного права. "В обществе, где власть не поддается обсуждению, – подчеркивал Г. Шварценбергер, – первостепенная функция права состоит в том, чтобы помогать в поддержании превосходства силы и иерархии, установленной на основе властных отношений" (Шварценбергер. 1997. Р. 170). Государство обеспечивает себе власть с помощью военной стратегии (которая трактуется в духе Клаузевица, как продолжение политики насильственными средствами) и дипломатии.

6. Можно ли изменить природу международных отношений? Этот вопрос реалисты считают центральным при изучении международной политики. "Реалисты убеждены, – писал Моргентау, – что подобная трансформация может быть осуществлена только путем искусной манипуляции теми силами, которые влияют и будут влиять на политику. " (Моргентау. 1996. С. 197). Однако, по их мнению, до тех пор, пока существуют государства, они будут оставаться главными участниками международной политики, функционирующей по своим неизменным законам Иными словами, по мнению сторонников политического реализма, можно изменить конфигурацию политических сил, смягчить последствия международной анархии, установить более стабильные и более безопасные межгосударственные отношения, однако природу международных отношений изменить невозможно.

Этот вывод вполне логично вытекает из основного исходного положения теории политического реализма о неизменности человеческой природы. "Человеческая природа, в которой коренятся законы политики, не изменилась со времен их открытия философами Китая, Индии и Греции", – пишет Г. Моргентау (там же. С. 191).

Концептуальная стройность реалистской парадигмы, стремление опираться на объективные законы общественного развития, беспристрастно и строго анализировать международную действительность, отличающуюся от абстрактных идеалов и основанных на них бесплодных и опасных иллюзиях, – все это способствовало расширению влияния и авторитета политического реализма как в академической среде, так и в кругах государственных деятелей различных стран.

Однако и политический реализм не стал безраздельно господствующей парадигмой в науке о международных отношениях. Этому препятствовали его серьезные Недостатки.

Дело в том, что, исходя из понимания международных отношений как "естественного состояния" силового противоборства за обладание властью, политический реализм, по существу, сводит эти отношения к межгосударственным, что значительно обедняет их понимание. Более

того, внутренняя и внешняя политика государства в трактовке политических реалистов выглядят как не связанные друг с другом, а сами государства – как своего рода взаимозаменяемые механические тела, с идентичной реакцией на внешние воздействия. Разница между ними лишь в том, что одни государства являются сильными, а другие – слабыми. Недаром один из влиятельных приверженцев политического реализма А. Уолферс строил картину международных отношений, сравнивая взаимодействие государств на мировой арене со столкновением шаров на биллиардном столе (Wolfers. 1962). Абсолютизация роли силы и недооценка значения других факторов, таких, например, как духовные ценности, социокультурные реальности и т.п., значительно обедняет анализ международных отношений, снижает степень его достоверности. Это тем более верно, что содержание таких ключевых для теории политического реализма понятий, как "сила" и "национальный интерес", остается в ней достаточно расплывчатым, давая повод для дискуссий и многозначного толкования. Наконец, в своем стремлении опираться на вечные и неизменные объективные законы международного взаимодействия политический реализм стал, по сути дела, заложником собственного подхода. Его сторонники не учитывали весьма важные тенденции мирового развития и уже произошедшие в нем изменения, которые все в большей степени определяют характер современных международных отношений в отличие от тех, которые господствовали на международной арене вплоть до начала XX в. Одновременно было упущено еще одно обстоятельство: то, что указанные изменения требуют использования, наряду с традиционными, и новых методов и средств научного анализа международных отношений. Все это вызывает критику в адрес политического реализма со стороны приверженцев иных подходов и, прежде всего, со стороны представителей так называемого модернистского направления, теорий взаимозависимости и интеграции, а также критического направления в ТМО 1 , одним из идейных источников которого является марксизм.

1 Подробнее о модернизме, транснационалистском и критическом направлениях см. в следующих разделах.


Большие споры – это столкновение ряда теорий, придерживающихся одной парадигмы с рядом теорий другой парадигмы. В результате таких споров теории изменились, появились новые теории.

Теория международных отношений как область теоретического знания основывается на трех больших спорах и благодаря им имела свое развитие в процессе их появлений.

Первый большой спор в международных отношениях – это когда столкнулись две крупные парадигмы: политический реализм и либеральный идеализм, который был начат в 1939 г. книгой Эдварда Карра и продолжен Гансом Моргентау. В споре победил политический реализм, а в книге Г. Моргентау сформулировал принципы политического реализма:

· существуют объективные законы МО, (т.е. общество управляется объективными законами, а не желаниями, где главной задачей является найти эти законы и показать)

· в основе поведения участником МО лежит интерес, выраженный в терминах власти (сила) (т.е. поведение участников МО определяют национальные интересы, но не прямо, а преломляясь через сознание лидеров);

· содержание интереса не является неизменным;

· политическая и обыденная мораль должны быть разведены;

· в политике нельзя сказать заранее, что аморально, а что высоконравственно;

· основой морали является умеренность и благоразумие;

Также необходимо осознавать, что природа человека плюралистична.

Обозначим положения и представители политического реализма.

Перечислим oсновные положения политического реализма:

1. Главными участниками МО являются суверенные государства.

2. Специфика МО состоит в том что они носят анархичный характер.

3. Главным международным процессом является война. МО развертываются в тени войны. Мир – ограниченное и случайное явление.

4. Основная цель государства в международной политике – обеспечение собственной безопасности

5. Главное средство достижения целей государство на международной арене - сила.

6. Природу МО изменить невозможно.

Достоинства политического реализма:

1. Концептуальная стройность.

2. Опора на объективные законы общественного развития.

3. Беспристрастный анализ МО.

4. Отсутствие абстрактных идеалов, бесплодных и опасных иллюзий.

Недостатки:

1. Сводит МО только к отношению между государствами.

2. Сводит МО к силовому противоборству государств за обладание властью.

3. Государства рассматриваются как взаимозаменяемые политические тела, которые ничем не отличаются кроме размера.

4. Он недооценивает такие факты как культура, духовные ценности, цивилизации.

Первой возникла либерально-идеалистическая парадигма. Основные положения были зафиксированы в трех документах:

· Устав Лиги Наций Вудра Вильсона (1918).

· Пакт Бриана – Келлога (1928).

· Доктрина Страймсона (1932).

Основные положения либерального идеализма:

1. Участниками МО представляет собой достаточно широкий круг акторов.

2. Специфика МО – возможно равноправное участие.

3. Основные процессы – возрастание взаимозависимости и формирование единого мирового сообщества.

4. Цели – приоритет общечеловеческих ценностей.

5. Средства – правовое регулирование МО, рост числа и роли международных организаций.

6. В будущем возможно создание единого мирового сообщества.

- международная нестабильность причиняет ущерб всем государствам, следовательно, все имеют общую цель – сохранить мир и всеобщую безопасность;

- мир неделим и взаимозависим;

- открытые международные договоры;

- уничтожение препятствий для международной торговли;

- сокращение национальных вооружений до минимума в целях государственной безопасности.

Это был первый шаг к мировому господству.

Однако были и неудачи. К ним следует отнести следующие положения:

- усилия по разрешению основных противоречий путем исполнения 16 параграфа, устава лиги о коллективной безопасности привели к ее ослаблению и прекращению ее деятельности;

- исключение СССР из лиги наций в 1939 году привело к тому, что там осталась только одна великая держава – Великобритания.

Уже перед сентябрем 1939 года ни одна из стран не обращалась к Лиги наций. В итоге к январю 1940 года Лига прекратила свою деятельность по урегулированию политических вопросов.

Вильсонизм и либеральные традиции доминировали в учебных курсах. В 1930г. в США из 24 специалистов по международным отношениям, имеющих ранг профессора , 18 изучали право и организации. Большинство аналитиков были убеждены, что сила не позволит сохранить мир. Именно поэтому они ставили на разум и организации. Серьезным ударом, который оставил эту традицию и став началом в международных отношениях:

1. объективные законы – рациональная политика. Оснавана на личной природе человека;

2. Интерес, выраженный в терминах власти;

3. Содержание понятие не является неизменным;

4. моральные значения политического действия.

5. что хорошо и плохо в политике;

6. плюрализм человеческой природы.

Книга Моргентау надолго закрепила в данной науке доминирующие позиции теории политического реализма. Казалось, что наконец-то создана (или, по крайней мере, что скоро будет создана) дисциплина, сочетающая целостность и непротиворечивость теоретических позиций с эффективными конкретными методиками и техниками анализа действительности в столь важной сфере общественной практики.

Реалисты критиковали идеалистов (Лига Наций и В.Вильсон с его 14 пунктами).

Идеалисты говорили, что государство должно стремиться к сотрудничеству, каждая нация имеет право на самоопределение, а в рамках этого нужен институт – Лига Наций, все МО основаны на выгоде. Реалисты же их критиковали и говорили следующее: 1) интересы у всех наций различны 2) стремление к выгоде – это утопия; отношения войны и мира 3) государство играют наиглавнейшую роль в МО, поэтому нельзя создать институты. Они говорили, что идеи идеалистов пагубны, т.к. государство позволяет проводить таким государствам как, например, фашистская Германия свои интересы, политику.

В 50-60-е годы ХХ века возникает 2 большой спор в МО (некоторые учёные называют его дискуссией). Модернизм и традиционализм - спор о методах, который не затрагивал содержания сущности МО.

Являлся спором о методах, не затрагивал содержания сущности МО.

· Представители: Куинси Райт, Мортон Каплан, Карл Дойч, Дэвид Сингер, Калеви Холсти, Эрнст Хаас.

· Достоинства модернизма – обогатил науку о МО новыми методами (событийный анализ, когнитивное картирование).

· Недостатки модернизма – редукционизм, субъективизм, потеря общих закономерностей МО. Его недостатки состоят в фактическом отрицании специфики международных отношений, фрагментарности конкретных исследовательских объектов, обусловливающей фактическое отсутствие целостной картины международных отношений, в неспособности избежать субъективизма.

Тем не менее многие исследования представителей модернистского направления оказались весьма плодотворными, обогатили международно-политическую науку не только новыми прикладными методиками, но и весьма значимыми положениями. Сделав объектом своих изысканий отдельные государственные структуры, влияющие на процесс международно-политических решений и на межгосударственные взаимодействия, и более того, включив в сферу анализа негосударственные образования (частные предприятия, компании и организации, модернизм привлек внимание научного сообщества к проблеме международного актора.

Явившись реакцией на недостатки традиционных методов изучения международных отношений, применяемых в теории политического реализма, модернизм не стал сколько-нибудь однородным течением — ни в теоретическом, ни в методологическом плане. Общим для него является, главным образом, приверженность междисциплинарному подходу, стремление к применению строгих научных методов и процедур, к увеличению числа поддающихся проверке эмпирических данных. Он показал значимость негосударственных участников международных отношений. Наконец, важно отметить и то, что модернистские исследования открыли перспективу микросоциологической парадигмы в изучении международных отношений.

Представители позитивизма и постпозитивизма. Третий спор затрагивал эпистемологические основания международных отношений как науки в свете постмодернистских тенденций, поставивших под вопрос базовый научный фундамент Модерна (декартовское разделение на субъект и объект и принцип автономности сознания и реальности, на чем была основана классическая наука).

Под его воздействием в международно- политической науке возникают новые концепции — такие, как, например, концепция глобализации, которая несет на себе бесспорное влияние транснационалистских подходов, анализируется роль факторов, не связанных с политикой государства непосредственно, в частности, экономики и культуры. Все это наполняет международно- политическую науку новым содержанием и подтверждает ее несводимость к трем рассмотренным выше парадигмам. Сами эти парадигмы приобретают новые черты, сохраняя, правда, в модифицированном виде, ряд свойственных им ключевых положений.

Третьи дебаты привели к явному зазору между научно- теоретическими кругами, которые профессионально занимались международными отношениями. Также где постмодернизм распространен довольно широко и как минимум учитывается большинством теоретиков, а также практическими политиками и функционерами, профессионально связанными со своей деятельностью в области международных отношений и где постмодернистские теории распространены довольно слабо и чаще всего не учитываются вообще.

Читайте также: