Летний лагерь эксперимент кратко

Обновлено: 18.05.2024

Первый эксперимент поставил в 1954 году М. Шериф – американский психолог, турок по происхождению. В 1919 году он был свидетелем погрома, который греки устроили в турецком селении, и воспоминания об этом страшном событии послужили источником для разработки исследования.

Но до такого доброго финала можно было и не дойти. В конце 1960-х годов Л. Дьяб [345] попытался повторить опыт Шерифа с 11-летними ливанцами, учениками бейрутских школ. Агрессивность конфликтующих сторон оказалась столь велика, что эксперимент пришлось прекратить.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент

49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент Естественный эксперимент проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходит его рабочий день и трудовая деятельность. Это могут быть рабочий стол в офисе, купе вагона,

Эксперимент

Эксперимент Эксперимент – главный метод научной психологии, он настолько важен, что студенты-психологи нередко называют любое психологическое исследование экспериментом, что не вполне верно. В отличие от других методов психологии, эксперимент подразумевает

Эксперимент с лимоном

Эксперимент с лимоном Представьте себе, что вы держите в левой руке лимон. Вытяните руку перед собой и обхватите пальцами воображаемый фрукт. Ощутите шероховатость кожуры холодного свежего лимона. Представьте яркий желтый цвет фрукта. Вдохните и почувствуйте приятный

Эксперимент с часами

Эксперимент с часами Перед тем как читать дальше, закройте, пожалуйста, правой рукой часы на левом запястье (если вы носите часы на правой руке, просто сделайте все наоборот). Я предполагаю, что вы носите эти часы уже довольно давно и ежедневно многократно смотрите на них,

Эксперимент: зеркало

Эксперимент с монеткой

Эксперимент с монеткой Мимика может рассказать еще больше о вашем собеседнике:Выложите перед собой на стол монетки: 2 рубля, 1 рубль, 50 копеек и 10 копеек.Теперь отвернитесь и попросите вашего партнера в одной ладони зажать монетку в 2 рубля, а в другой спрятать оставшиеся

Эксперимент 1

Эксперимент 1 Начните напрягать руку: сожмите пальцы в кулак, напрягите запястье, затем предплечье – до локтя Замечайте при этом, как меняется ваше состояние, как меняется ваше дыхание, где еще появляется напряжение. Продолжите эксперимент с напряжением: напрягите всю

Эксперимент 3

Эксперимент 3 Встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд сбросьте напряжение, расслабьте руку. Проделайте аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.Эксперимент

ЭКСПЕРИМЕНТ

ЭКСПЕРИМЕНТ Разденьтесь, как-нибудь, полностью — догола! И встаньте так, во всей своей красе, перед самым большим зеркалом в вашей квартире.Посмотрите на себя. Оставайтесь абсолютно спокойным…Посмотрите себе в глаза и произнесите тоном, не терпящим возражений: «Я —

Эксперимент

Эксперимент Как ни важна роль, которую играют в творческом процессе писателя самоанализ и наблюдение, ими обоими не ограничиваются способы добывания материала. Недостатком самонаблюдения и наблюдения является то, что оба они, в сущности, сводятся к обнаружению того, что

Парадокс опытов над животными: ставим эксперимент на животном, чтобы доказать, что нельзя ставить эксперимент на животном

Парадокс опытов над животными: ставим эксперимент на животном, чтобы доказать, что нельзя ставить эксперимент на животном Противники опытов над животными исходят из того, что мыши и шимпанзе попадают в сферу моральных соображений, а помидоры и робособаки — нет. Причина в

Сказочный эксперимент

Сказочный эксперимент Пролетела еще одна быстротечная неделя нашей сумасшедшей жизни. Все как обычно. Родители – на работе, дети – в саду. Хочется поднять какую-нибудь актуальную тему, но вот за рабочими заботами я как-то и не заметила, что особенного произошло с моим

М. Шериф предположил, что конфликты между группами людей возникают не из-за самого наличия групп, а из-за ограниченного доступа к общим ресурсам. Для эксперимента были отобраны мальчики 11—12 лет, психологически устойчивые, с высоким интеллектом из однородной социальной среды. Исследование проводилось в летнем лагере, до приезда туда мальчики не были знакомы друг с другом, и в течение эксперимента не догадывались, что являются испытуемыми.

1 фаза. Длилась неделю и была посвящена формированию групповой сплочённости. Две группы не знали о существовании друг друга. Мальчики играли, проходили испытания, в группах распределились роли, появились прозвища, жаргон, выявился лидер. Фаза закончилась появлением самоназвания, что означало формирование групповой сплочённости и идентичности.

2 фаза. На этом этапе группы впервые встретились. Они участвовали в различных соревнованиях с призами. И если, поначалу они нормально взаимодействовали, то к концу этапа сформировалась внегрупповая враждебность. Своих одногруппников мальчики называли смелыми и ловкими, а участников другого отряда "трусами" и "вонючками". Они стали совершать набеги на жилища друг друга, искали поводы для столкновений.

3 фаза. Заключительная. Во время этой фазы, исследователи попытались снизить напряжённость, возникшую в результате группового противостояния. Они отвели мальчиков в кино, но вражда продолжала расти. Они отвели их в кафе и посадили так, что бы соседом оказался мальчик из другой группы, что привело к драке.

Эксперимент стал классикой межгрупповых исследований. И хоть его результаты не были ошеломительно новыми, это дало большее понимание того, что в психологии групп индивидуальные мотивации не так важны, как особенности межгруппового взаимодействия (соперничество или общее дело). И к группе нужно относиться именно как к отдельному организму.


Особенности эксперимента

В эксперименте было задействовано 22 одиннадцатилетних мальчика. Все они относились к одному социальному классу и при этом никто из них не знал остальных. Их поделили на две группы и отправили, как им было сказано изначально, в самый простой детский лагерь.

Исследование поделили на три этапа. В самом начале группы даже не подозревали о том, что есть еще кто-то, кроме них. В ходе эксперимента применялась разного рода деятельность, которая постепенно позволила сформировать в каждой из групп иерархии. Были четко установлены лидеры, а затем произошла выработка определенных внутренних норм.

На втором этапе происходила проверка некой гипотезы относительно того, что межгрупповой конфликт может возникнуть в результате действий групп, которые будут совершаться в виде соревнований. Достигнуть положительного результата, выигрыша сможет только одна группа, а вторая при этом сильно расстроится. Поэтому проводились разнообразные эстафеты, и группа детей, которая побеждала, в качестве приза получала вкусный десерт и определенные привилегии.

Исследователи фиксировали все нюансы, которые касались поведения как отдельных личностей, так и групп, а также проявления их взаимодействия между собой. На регулярной основе проводились измерения характеристик отношений между группами и внутри коллективов. Для этого использовали специальные социометрические процедуры и опросники. Гипотеза, выдвинутая ранее учеными, в конечном результате подтвердилась. Группы на самом деле начали проявлять весьма враждебное отношение и по большей части общались только с теми детьми, которые входили непосредственно в их группу.

Третья стадия делилась в свою очередь еще на два этапа. Исследователи делали все возможное, чтобы устранить межгрупповой конфликт. В первую очередь происходила проверка гипотезы контакта. Уровень враждебности может быть снижен за счет тесного общения. Дети оказывались в разнообразных ситуациях, которые никак не контролировались. Группы могли находиться в одном помещении в ожидании какого-то события. Такой подход не продемонстрировал никакого положительного результата.

Второй этап предполагал проверку другой гипотезы. Устранение конфликта между группами пытались решить с помощью позитивного взаимодействия. Детям ставилась одинаковая цель, и к ее достижению одновременно привлекались члены разных групп. Выполнить задачу можно только в том случае, если дети будут сотрудничать между собой.

Дополнительно были смоделированы специальные ситуации, где дети были вынуждены объединить усилия, чтобы достичь той цели, которую им поставили. Именно этот вариант решения проблемы принес необходимые положительные результаты. Дети были не против находиться вместе и даже взаимодействовать, ведь в итоге они могли получить то, что хотели. Но при этом очень важно было то, что каждый участник должен был прикладывать определенные усилия.

Важность эксперимента

Эксперимент получился весьма результативным и позволил исследователям получить огромное количество важной информации относительно решения конфликтных ситуаций между группами людей.

Данное исследование внесло достаточно серьезный вклад в психологию и в исследования межгрупповых отношений. Результаты не были неожиданными, но именно после этого эксперимента источники межгрупповой враждебности и сотрудничества начали искать не в индивидуальных мотивационных факторах, а в особенностях взаимодействия групп.

Ксения Ерицян

Что приводит к межгрупповому конфликту и как можно его разрешить?

Над материалом работали

Ксения Ерицян

кандидат психологических наук, доцент Департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, научный сотрудник Института психологии РГПУ им. А. И. Герцена

Читайте также: