Летчики герои великой отечественной войны кратко

Обновлено: 05.07.2024

Многим лётчикам Великой Отечественной войны было присвоено звание Героя Советского Союза. Кого мы знаем из геройских лётчиков Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.?

Разумеется, прежде всего – самых результативных лётчиков Второй мировой войны, асов-истребителей.

Самые известные советские асы Второй мировой войны – это Александр Покрышкин и Иван Кожедуб. Этих асов Великой Отечественной войны знают все, от мала до велика. Как и Алексея Маресьева, который научился управлять боевым самолётом на протезах. Другие лётчики асы Второй мировой войны СССР знакомы гораздо меньшему кругу людей. Даже немецкий самый результативный лётчик Второй мировой войны Эрих Хартманн у нас в стране известен больше

Но были и другие лётчики Великой Отечественной войны – Герои Советского Союза, с судьбой как у Маресьева, но оставшейся в тени, практически неизвестной широкой аудитории. Потому, что их истории не попали в то время на глаза какому-нибудь известному писателю.

Советский летчик, до Марасьева попавший в аналогичную ситуацию

Пилот ВВС Северного флота Захар Артёмович Сорокин, воевавший на истребителе МиГ-3, в первые месяцы войны сбил пять немецких самолётов. Но 25 октября 1941 года во время боя он был ранен и был вынужден посадить повреждённый самолёт в тундре.

Пока раненый в бедро лётчик добирался до людей (почти 70 км, часть из которых – ползком) – он отморозил ноги, и ступни ему пришлось ампутировать.

Летчик-герой Сорокин З.А.

Сорокин З.А.

В августе 1944 года Захар Артёмович получил заслуженную Золотую Звезду.

Летчик – герой двух войн

В 1942 году лишился обеих ног лётчик-истребитель Леонид Георгиевич Белоусов. При этом правую ногу ему пришлось отнять выше колена. Тем не менее, в 1944 году он возвратился в свой полк, восстановил навыки пилота и продолжил воевать на истребителе Ла-5.

Портрет Белоусова Л.Г.

Белоусов Л.Г.

Заслуженная награда нашла своего героя в 1957 году: именно тогда Леонид Георгиевич был удостоен звания Героя Советского Союза.

Советский лётчик, который и без ноги долетел до Берлина

Портрет героя СССР Маликова И.А.

Маликов И.А.

В госпитале ему пришлось ампутировать правую ногу. Но на гражданку лётчик не собирался, поэтому в мае 1943 года возвратился в свой полк и снова начал летать. Вначале – на самолёте У-2, выполняя только технические (связные) полёты. А затем – и боевые вылеты на бомбардировщике Пе-2. Боевых вылетов после ампутации ноги он совершил 66. Последние – уже во время Берлинской наступательной операции.

Золотую звезду Героя Маликов получил в 1946 году, когда после войны продолжал службу в Группе советских войск в Германии.

Ещё один летчик ас времен Великой Отечественной войны, бивший врага и без ног

В число знаменитых летчиков Великой Отечественной войны хотелось бы включить и Георгия Павловича Кузьмина, который храбро сражался на истребителе даже после ампутации ног и, к сожалению, погиб в 30 лет в небе над Донбассом.

19 сентября 1941 года в районе Ельца Кузьмин был тяжело ранен и сбит в воздушном бою. Его внесли в списки потерь как погибшего – не зная, что старший лейтенант совершил вынужденную жёсткую посадку и с простреленными обеими ногами добрался до своих. В госпитале пилоту отрезали ступню левой и часть ступни правой ноги.

Портрет летчика-героя СССР Кузьмина Г.П.

Кузьмин Г.П.

А он не смирился с инвалидностью, и в мае 1942-го добился возвращения к боевым вылетам. 28 апреля 1943 года Кузьмин стал Героем Советского Союза (сбил 15 самолётов противника лично и ещё 6 в составе группы).

18 августа 1943 года его самолёт поразил огонь немецкой зенитки. Георгий Павлович успел выпрыгнуть с парашютом, но ему не повезло: парашют загорелся от горящего самолёта.

Безрукий летчик герой ВОВ

В июле 1943 года, в самом начале сражения на Курской дуге, пилот-истребитель Иван Антонович Леонов сбил Fw-190, однако и сам был сбит другим немецким истребителем, получив тяжёлое ранение. Осколок разворотил ему всё левое плечо, но лётчик сумел выбраться из горящего самолёта и спастись на парашюте.

Ампутировать ему пришлось не просто руку, а весь плечевой сустав, вместе с лопаткой. Но после выхода из госпиталя он даже не думал оставлять небо. Управлял этот ас самолётом одной рукой, немного помогая себе самодельным алюминиевым протезом-крюком.

Портрет героя СССР Леонова И.А.

Леонов И.А.

Золотую Звезду Героя этот лётчик получил лишь к 50-летнему юбилею Победы – в 1995 году.

ВОВ — одно из самых черных пятен человеческой истории. И летчики-герои Великой Отечественной войны занимают в ней далеко не последнее место. Их доблесть и отвага до сих пор служат примером, ведь около 500 истребителей использовались, как тараны. Победа над фашистской Германией оказалась под вопросом, если бы не жертвенность обычных русских людей.

  • ТОП-10 лучших самолетов войны
  • Интересные факты
  • Виталий Иванович Попков
  • Николай Михайлович Скоморохов
  • Валентина Степановна Гризодубова
  • Другие герои ВОВ

Летчики герои великой отечественной войны

ТОП-10 лучших самолетов войны

Боевые истребители ВОВ — воздушные хищники, которые буквально вырывали победу из пасти фашистской Германии. Их производителями являлись разные страны. Вот самые лучшие летучие участники войны, что повлияли на историю:

Supermarine Spitfire.

Boeing B-17 Flying Fortress

Mitsubishi A6M Zero.

Интересные факты

Советские и фашистские самолеты ВОВ использовались с первого дня наступления Германии. С ними связано много интересных фактов. Изначально на небе превосходство было у немцев. Большинство самолетов, которые они создавали в качестве пассажирских, планировались совместно с военными действиями, поэтому страна-агрессор была подготовлена, чем вынудила остальных участников быстрее подстраиваться под ход событий.

Первый советский военный самолет Ла-5

Первый советский военный самолет Ла-5 создавался на скорую руку. Перед конструкторами стояла задача создать такую модель, с помощью которой можно было хотя бы немного дать отпор фашистам. Примечательно, что истребитель не имел никакой панели приборов, и летчики должны были ориентироваться только по горизонту, что открывался перед ними в окне. Тем не менее устройство оказалось удачным, и с его помощью захватчики впервые почувствовали противовес.

Другой выдающийся советский самолет — ИЛ-2 стал действительно легендарным. Его примечательной особенностью стал высокий уровень защищенности. Он появился в середине войны и сразу продемонстрировал свою профпригодность. Конструкция настолько хороша, что все модели могли снова отправляться в полет после легкого ремонта. А некоторые даже вылетали трижды или четырежды без починок и перерывов. Один из таких штурмовиков после приземления поразил солдат — на его поверхности было около 600 следов вражеских попаданий. Техническая часть и летчик не пострадали.

Виталий Иванович Попков

Далеко не первый русский летчик-истребитель, но один из наиболее значимых героев союза — Попков В. И. Дважды Герой СССР, ас и командир авиационного полка. Под его командованием совершено множество подвигов. В частности, он сам блистал на поле боя:

Виталий Иванович Попков

  • 325 боевых вылетов разного назначения;
  • 83 успешно проведенных в небе боя;
  • 41 сбитый самолет (лично);
  • 1 сбитый истребитель (в группе).

Он сумел выжить в войне, и стать участником парада 1945 года. Неоднократно награждался медалями и орденами за проявленный героизм.

Николай Михайлович Скоморохов

Если кто и мог напугать немцев, то это Скоморохов Н. М. Все летчики-асы Второй мировой войны преклонялись перед ним, т. к. его точности, аккуратности и внимательности можно было позавидовать. Он был маршалом авиации и дважды Героем СССР. По окончании ВОВ стал Депутатом Верховного Совета.

Николай Михайлович Скоморохов

За историю Николай Михайлович выполнил более 600 боевых вылетов — мало какой другой пилот может похвастаться такими цифрами. Он лично уничтожил десятки вражеских бомбардировщиков, несколько подбил в группе. Когда он появлялся на небе, немецкие асы боялись, позиционировали его, как особую угрозу. Все дело в том, что за ведение военных действий Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет никогда не загорался, на нем не было даже царапины от пули противника. В свою очередь, фашистские истребители никогда не покидали битву невредимыми.

Валентина Степановна Гризодубова

Валентина Степановна Гризодубова

В.С. Гризодубова стала первой женщиной, получившей звание Героини Советского Союза и участницей трудового фронта. Она также сумела дослужиться до звания полковника, что удавалось немногим девушкам. Впоследствии она стала Депутатом Верховного Совета.

Другие герои ВОВ

Список лучших летчиков войны можно перечислять бесконечно долго. Многие фамилии сегодня с гордостью носят потомки, но есть и герои, которые совершили великие поступки, пожертвовав своей жизнью. К первым и вторым можно отнести:

Гулаев Н. Д. — генерал-полковник

Долина М. И. — летчица,

  1. Гулаев Н. Д. — генерал-полковник, дважды Герой СССР, истребитель. Сбил около 60 самолетов.
  2. Речкалов Г. А. — генерал-майор, ас, сбил более 60 вражеских самолетов.
  3. Боровых А. Е. — генерал-полковник, командир авиации ПВО. На счету десятки вражеских истребителей.
  4. Ефимов А. Н. — летчик, который заслужил свое звание упорным трудом и отвагой. Предпочитал уничтожать вражеские самолеты на аэродромах, пока те не успели нанести какой-либо вред. Также повредил много фашистской военной техники.
  5. Клубов А. Ф. — испытатель, истребитель. В 1944 погиб, испытывая новую модель ЛА-7.
  6. Сафонов Б. Ф. — истребитель. В 1942 погиб, вылетев на перехват вражеских судов, следующих к Мурманску. Неравные силы не стали причиной отказа от операции.
  7. Павлов И. Ф. — командующий штурмовым полком. Лично принимал участие в Смоленской операции, а также освобождал Прибалтику, Белоруссию.
  8. Долина М. И. — летчица, Героиня Советского Союза.

Много летчиков-лихачей погибли на войне, защищая страну, своих братьев и сестер. Они совершали безумные поступки, которые позволили жить и развиваться современной России.

Знаменитые фамилии вошли в основу многих книг, где рассказывается о героизме, доблести и самоотверженности простых советских солдат.

В дело разгрома гитлеровских захватчиков огромный вклад внесли представители советских военно-воздушных сил. Многие летчики отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины, многие стали Героями Советского Союза. Некоторые из них навсегда вошли в элиту отечественных ВВС, в прославленную когорту советских асов — грозу Люфтваффе. Сегодня мы вспомним 10 наиболее результативных советских летчиков-истребителей, которые записали на свой счет больше всех сбитых в воздушных боях самолетов противника.

4 февраля 1944 года выдающийся советский летчик-истребитель Иван Никитович Кожедуб был награжден первой звездой Героя Советского Союза. К окончанию Великой Отечественной войны он был уже трижды Героем Советского Союза. За годы войны еще лишь один советский пилот смог повторить это достижение — это был Александр Иванович Покрышкин. Но на двух этих наиболее известных асах история советской истребительной авиации времен войны не заканчивается. За время войны еще 25 летчиков были дважды представлены к званию Героев Советского Союза, не говоря уже о тех, кто был единожды награжден этой высшей воинской наградой страны тех лет.

Иван Никитович Кожедуб

В годы войны Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и лично сбил 64 самолета противника. Летал на самолетах Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7.


По всей вероятности, начни Иван Кожедуб (1920-1991) войну в 1941 году, его счет сбитых самолетов мог быть бы еще больше. Однако его дебют пришелся лишь на 1943 год, а первый свой самолет будущий ас сбил в сражении на Курской дуге. 6 июля во время боевого вылета он сбил немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87. Таким образом, результативность летчика действительно поражает, всего за два военных года ему удалось довести счет своих побед до рекордного в советских ВВС.

При этом Кожедуба ни разу за всю войну не сбивали, хотя он несколько раз возвращался на аэродром на сильно поврежденном истребителе. Но последним мог бы стать уже его первый воздушный бой, который состоялся 26 марта 1943 года. Его Ла-5 был поврежден очередью немецкого истребителя, бронеспинка спасла летчика от зажигательного снаряда. А по возвращении домой его самолет обстреляла собственная ПВО, машина получила два попадания. Несмотря на это, Кожедуб сумел посадить самолет, который уже не подлежал полному восстановлению.

Первые шаги в авиации будущий лучший советский ас сделал, обучаясь в Шоткинском аэроклубе. В начале 1940 года он был призван в Красную Армию и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков, после чего продолжил службу в данной школе в качестве инструктора. С началом войны школа была эвакуирована в Казахстан. Сама война для него началась с ноября 1942 года, когда Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиаполк 302-й истребительной авиадивизии. Формирование дивизии завершилось только в марте 1943 года, после чего она вылетела на фронт. Как уже говорилось выше, первую свою победу он одержал только 6 июля 1943 года, однако начало было положено.


Уже 4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Ивану Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза, на тот момент он успел совершить 146 боевых вылетов и сбить в воздушных боях 20 самолетов противника. Вторую свою звезду он получил в том же году. Он был представлен к награде 19 августа 1944 года уже за 256 совершенных боевых вылетов и 48 сбитых самолетов противника. На тот момент он в должности капитана занимал должность заместителя командира 176-го Гвардейского истребительного авиаполка.

В воздушных боях Ивана Никитовича Кожедуба отличало бесстрашие, хладнокровие и автоматизм пилотирования, которое у него было доведено до совершенства. Возможно, то, что перед отправкой на фронт он провел несколько лет в должности инструктора, сыграло очень большую роль в его будущих успехах в небе. Кожедуб мог легко вести прицельный огонь по противнику при любом положении самолета в воздухе, а также легко выполнял сложные фигуры пилотажа. Будучи отличным снайпером, он предпочитал вести воздушный бой на дистанции в 200-300 метров.

Свою последнюю победу в Великой Отечественной войне Иван Никитович Кожедуб одержал 17 апреля 1945 года в небе над Берлином, в этом бою он сбил два немецких истребителя FW-190. Трижды Героем Советского Союза будущий маршал авиации (звание присвоено 6 мая 1985 года) майор Кожедуб стал 18 августа 1945 года. После войны он продолжил службу в ВВС страны и прошел очень серьезный путь по карьерной лестнице, принеся еще немало пользы стране. Легендарный летчик скончался 8 августа 1991 года, был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Александр Иванович Покрышкин


Цифра сбитых самолетов является весьма условной. Довольно часто Александр Покрышкин совершал глубокие рейды в тыл противника, где ему также удавалось одерживать победы. Однако засчитывались лишь те из них, которые можно было подтвердить наземными службами, то есть по возможности над своей территорией. Таких неучтенных побед только в 1941 году у него могло быть 8. При этом они копились всю войну. Также Александр Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолеты на счет своим подчиненным (в основном ведомым), стимулируя их таким образом. В те годы это было довольно распространенным явлением.


Александр Иванович Покрышкин был не только хладнокровным, отважным и виртуозным советским летчиком, но и думающим пилотом. Он не боялся выступать с критикой существующей тактики применения истребительной авиации и выступал за ее замену. Дискуссии по этому поводу с командиром полка в 1942 году привели к тому, что летчика-аса даже исключили из партии и направили дело в трибунал. Спасло пилота заступничество комиссара полка и вышестоящего командования. Дело против него прекратили и восстановили в партии. После войны Покрышкин долгое время конфликтовал с Василием Сталиным, что пагубно сказывалось на его карьере. Все изменилось лишь в 1953 году после смерти Иосифа Сталина. В последующем он сумел дослужиться до звания маршала авиации, которое было присвоено ему в 1972 году. Скончался прославленный летчик-ас 13 ноября 1985 года в возрасте 72 лет в Москве.

Григорий Андреевич Речкалов


Удивительно, но за день до начала Великой Отечественной войны Речкалов был отстранен от полетов по решению врачебно-летной комиссии, у него был выявлен дальтонизм. Но по возвращении в свою часть с этим диагнозом, он все равно был допущен к полетам. Начало войны заставило начальство просто закрыть глаза на этот диагноз, просто проигнорировав его. При этом в 55-м истребительном авиаполку он служил с 1939 года вместе с Покрышкиным.

Этот блистательный военный летчик отличался очень противоречивым и неровным характером. Являя образец решимости, мужества и дисциплины в рамках одного вылета, в другом он мог отвлечься от выполнения основной задачи и так же решительно начать преследование случайного противника, стремясь увеличить счет своих побед. Его боевая судьба на войне тесно переплелась с судьбой Александра Покрышкина. Он летал с ним в одной группе, сменял его на должности командира эскадрильи и командира полка. Сам Покрышкин лучшими качествами Григория Речкалова считал откровенность и прямоту.

После завершения войны Григорий Речкалов продолжал свою службу в ВВС. Правда, не так долго как другие советские асы. Уже в 1959 году он ушел в запас в звании генерал-майора. После чего жил и работал в Москве. Скончался в Москве 20 декабря 1990 года в возрасте 70 лет.

Николай Дмитриевич Гулаев


Дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев сбил не намного меньше самолетов, чем Александр Покрышкин. Но по результативности боев он намного превзошел и его и Кожедуба. При этом воевал он меньше двух лет. Сначала он в глубоком советском тылу в составе войск ПВО занимался охраной важных объектов промышленности, защищая их от налетов вражеской авиации. А в сентябре 1944 года, его практически в принудительном порядке отправили на учебу в Военно-Воздушную академию.

Свой самый результативный бой советский летчик совершил 30 мая 1944 года. В одном воздушном бою над Скулени ему удалось сбить сразу 5 вражеских самолетов: два Me-109, Hs-129, Ju-87 и Ju-88. Во время боя он был сам серьезно ранен в правую руку, но сконцентрировав все свои силы и волю, смог довести свой истребитель до аэродрома, истекая кровью, совершил посадку и уже, зарулив на стоянку, потерял сознание. Летчик пришел в себя только в госпитале после операции, здесь же он узнал о присвоении ему второго звания Героя Советского Союза.

Все время, пока Гулаев был на фронте, он воевал отчаянно. За это время он успел совершить два успешных тарана, сумев после этого посадить свой поврежденный самолет. Несколько раз за это время был ранен, но после ранений неизменно возвращался назад в строй. В начале сентября 1944 года летчика-аса в принудительном порядке отправили на учебу. В тот момент исход войны всем уже был ясен и прославленных советских асов старались беречь, в приказном порядке отправляя в Военно-Воздушную академию. Таким образом, война неожиданно закончилась и для нашего героя.


Кирилл Алексеевич Евстигнеев

Кирилл Алексеевич Евстигнеев дважды Герой Советского Союза. Как и Кожедуб начал свой боевой путь сравнительно поздно, только в 1943 году. За годы войны совершил 296 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбив 53 самолета противника и 3 в группе. Летал на истребителях Ла-5 и Ла-5ФН.


За все время войны неприятелю так и не удалось сбить Кирилла Евстигнеева. Но вот от своих ему досталось дважды. Первый раз увлекшийся воздушным боем пилот Як-1 врезался в его самолет сверху. Летчик Як-1 тут же выпрыгнул из самолета, лишившегося одного крыла, с парашютом. А вот Ла-5 Евстигнеева пострадал меньше, и ему удалось дотянуть самолет до позиций своих войск, посадив истребитель рядом с окопами. Второй случай более загадочный и драматичный произошел над своей территорией в отсутствии в воздухе самолетов противника. Фюзеляж его самолета прошила очередь, повредив Евстигнееву ноги, машина загорелась и вошла в пике, а летчику пришлось прыгать из самолета с парашютом. В госпитале врачи склонялись к тому, чтобы ампутировать пилоту стопу, но он нагнал на них такого страху, что те отказались от своей затеи. А уже через 9 дней летчик сбежал из госпиталя и с костылями добирался до расположения своей родной части 35 километров.

Лётчик – это не только романтические истории, воспевание в песнях, а тяжелый труд, ежедневный риск и большая ответственность. Но все-таки каждый второй мальчишка мечтает стать пилотом и поднять в небо свой самолет. И как же не мечтать, когда перед глазами примеры великих людей в этой профессии. Многие из них, также когда-то мечтали стать пилотами, наверняка и героями своей страны, получить награды, медали, вот только цена этих наград бывает слишком высока. В этой статье мы обобщим информацию о лётчиках-героях как Советского Союза так и современной России.

Каждый боевой вылет штурмовика или бомбардировщика в Великую Отечественную войну можно приравнивать к подвигу, настолько велика была опасность быть сбитым.

Трижды Герои Советского Союза

Дважды Герои Советского Союза

  • Григорий Андреевич Речкалов
  • Николай Дмитриевич Гулаев
  • Кирилл Алексеевич Евстигнеев
  • Сергей Иванович Грицевец

Герои Советского Союза

Забытые герои лётчики

Женщины-лётчицы

Женщины лётчицы Великой Отечественной войны

Читайте также: