Леший в славянской мифологии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Леший

Леший – дух-хранитель леса. Леший способен менять облик по своему желанию, поэтому сложно сказать каково его истинное обличье, однако чаще всего ему приписывают образ старика с длинной бородой. У него серо-зеленые волосы, вечно запутанные, в которых торчат листья и ветки. В таком облике леший похож на человека, но от последнего его отличает сероватая кожа, отсутствие бровей и ресниц, а также большие зеленые глаза, которые светятся. Свой рост леший также способен изменять: в лесу он может головой доставать до верхушек самых высоких деревьев, а через мгновение, шагнув на луг, стать ниже травы.

Лешие обитают практически в каждом лесу, при этом предпочитают одиночество и потому встретить лес, где обитают сразу два лесовика практически невозможно. Для обитания они предпочитают выбирать труднодоступные лесные чащобы, однако лешие любят обходить свои владения, поэтому встретить их можно практически в любой части леса.

В основном леший добрый и заботливый хозяин леса: часто он помогает и людям, выводя заблудившихся из леса, но один раз в год леший впадает в состояние неистовства. По неясным причинам 4 октября (17 октября по юлианскому календарю) леший теряет над собой контроль и начинает ломать деревья, убивать зверей, попадающихся ему на пути, и учиняя прочий вред. Человеку в это время ни в коем случае не стоит попадаться на глаза лесному духу.

Несмотря на то, что лешие выбирают затворнический образ жизни, и не селятся группами, одиночества они не любят, поэтому часто выбирают себе любимца среди лесных животных, обычно им становится медведь. Также лешим приписывают похищение женщин, если девушка или женщина зашла одна в лес и приглянулась духу, то лесовик может забрать ее к себе, скрашивать одиночество.

Способности

Враги

В лесу у лешего врагов нет, если конечно сюда не зайдет другой лесной дух, хоть такое и случается редко, но все же случается, тогда между лесовиками начинается нешуточный бой, в ходе которого они швыряют друг в друга огромные деревья и камни. Гораздо чаще лешие сталкиваются с водяными и домовыми, особенно сильна вражда с водяными, если в лесу протекает река или находится озеро. С домовыми лешие сталкиваются лишь когда пытаются пробраться в чей-то дом, но тут у духа практически нет шансов, победить домового на его же территории леший не способен.

Как бороться?

Леший в славянской мифологии встречается очень часто. Это хозяин леса, который бережет свои владения и охраняет их от злых людей. Наши предки приписывали этому мифическому персонажу самые разнообразные способности, боялись его и почитали.

Леший в славянской мифологии

У славян были особенные духи, нечисть, которые управляли силой воды, ветра, полями, лесами, помогали в делах или, наоборот, устрашали людей. Леший — это наверное один из самых популярных персонажей славянской мифологии.

Это существо, которое руководит всем лесом, чаще всего одинокое. Отношение к такому персонажу в народе всегда было двойственным. С одной стороны его уважали, почитали, к нему отправляли за советом и помощью. С другой стороны Лешего демонстрировали как представителя нечистой силы, целенаправленно вредящего людям, пугающего, ворующего детей.

Считалось, что если человек не будет просить у Лешего помощи, задабривать перед выпасом скота, собирательством грибов и ягод, то дух очень сильно рассердится и сделает так, чтобы человек в лесу потерялся.

В далекие времена этому духу приписывали самые разнообразные способности. Одна из них — это возможность видеть будущее. В некоторых легендах указано, что Леший мог даже обращаться за помощью к людям, и если они сотрудничали с ним, то мог хорошенько наградить их и даже раскрыть некоторые тайны будущего.

Внешний облик хранителя леса

В легендах дух леса описывается абсолютно по-разному. Можно сказать одно, Леший очень многолик. Иногда он может напоминать человека, но его выдает серая кожа, темно-зеленые волосы и зеленая борода.

В некоторых сказаниях встречается и другое описание — что это одновременно и животное, и растение. Можно встретить описания, указывающие на то, что Леший — это безликий дух.

У данного персонажа есть весьма важное качество — он может превращаться во что угодно. Чаще всего он принимает образ дерева. Это демоническая осина, дуб, липа или сосна. Также стать дух может пнем, грибом либо мхом. Иногда в сказаниях описывается обросшая мхом одежда и лицо духа, плотная грубая кожа.

В легенде указывается, что иногда, прежде чем показаться человеку, Леший пугает его. При приближении хозяина леса начинают трещать деревья, ветви хватают человека за руки, лес начинает гудеть и шуметь. В некоторых случаях существо является персонификацией всего леса. Превращаться Леший может в любое животное. Такое тотемное, как медведь, филин либо волк, а также демоническое — сорока, лягушка.

мифология леший

Мифический козлоногий и рогатый бог – Пан

В некоторых случаях Лешего ассоциировали с древнегреческим богом Паном, так как представляли его в виде получеловека-полукозла. Нередко перед путником магическая сущность может появиться в виде знакомого человека. Часто это усопший родственник.

В одних сказаниях описывается сущность как великан, в других — как маленький человечек. Считалось, что в зависимости от того, в какую сторону дует ветер, можно узнать, куда движется Леший.

Нашим предкам был известен действенный способ, который позволяет увидеть эту сущность. Для этого необходимо было посмотреть через правое ухо лошади либо через хомут. Согласно одному из преданий, хозяин леса носит шапку невидимку и с ее помощью скрывается от людей.

Где живет леший?

Как правило, обитают существа в любой точке леса. Иногда появляться дух может в полях либо деревнях. Самое любимое место Лешего — это старые ели. Свой дом он поможет обустроить также в дупле, лесных домиках либо в тайных пещерах. Рядом с домом хозяина леса человек обязательно заблудится.

где живет леший

Вместе с сущностью обязательно живут различные животные. Считается, что к дому Лешего приходят звери перед смертью. В некоторых легендах указывается, что хозяин может жить со своей женой. Нередко ею является похищенная девушка. В некоторых мифах указано, что в такой семье могут быть даже дети (свои, либо похищенные у людей).

Люди верили, что у данного существа есть даже свое хозяйство. Все животные, птицы, которые находились на территории леса принадлежали ему. Миграцию зверей люди объясняли тоже с магической точки зрения — Леший проиграл кого-то из животных другому Лешему и поэтому звери уходили к новому хозяину в другие места.

Ритуалы и обряды

Различные легенды содержат некоторые упоминания о ритуалах, которые проводились для того, чтобы пообщаться с Лешим. В одной из них указано, что для того, чтобы встретиться с хозяином леса, необходимо было срубить несколько берез, сложить их по кругу так, чтобы все верхушки сошлись в центре, расположиться в середине круга и громко позвать дедушку.

леший в славянской мифологии

Был еще один весьма распространенный способ. Необходимо было срубить сосну так, чтобы она повалила две осины. После этого на дерево нужно было стать лицом к северу и позвать духа.

Большой популярностью пользовался обряд призыва в ночь на Ивана Купала. Человеку нужно было срубить осину так, чтобы она рухнула на восток. После этого человек становился на нее, поворачивался лицом к востоку, нагибался и смотрел на землю.

В древности люди также обращались к Лешему за помощью и советом. Считалось, что на Святки можно погадать на перекрестке. Для этого необходимо было взять лучину и нарисовать вокруг себя (стоя на перекрестке) три круга. Далее принести с собой кусок хлеба. Иногда брались и другие дары.

Лешего следовало позвать, после чего задать вопрос. Звуки, доносящиеся из леса, и будут ответом на вопрос. Таким образом можно было получить 3 ответа. Если человек не брал ничего с собой в дар, то мог за это поплатиться.



Кроме этого, узнать, что ждет человека в будущем, можно было внезапно столкнувшись с хозяином леса. Считалось, что он не откажет путнику в помощи, если будет в хорошем расположении духа.

Хранитель леса — это очень распространенный персонаж легенд, мифов, сказок. Благодаря тому, что образ появлялся в очень многих произведениях, он приобрел новые черты, которые далеко не всегда соответствуют традиционным представлениям об этой нечисти. Но, как бы там ни было, Леший навсегда останется мудрым, сильным и грозным хранителем подвластной ему территории.




Леший — в мифологии восточных славян хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц (см. Духи локусов). Представления о лешем, сильно развитие у русских (особенно на Рус. Севере), в меньшей степени известны в в.бел. и в.укр, традициях, постепенно ослабляясь к юго-западу в.славянского ареала.

Названия

В названиях лешего отражено место его обитания, например: рус. лесник, лесной, лесной дядя, лесовой, лешак и др.; бел. лясун (гомел., могилев.), лешук (витеб.), лісовик (гомел., витеб.); укр. лісовик (харьков., сум., винниц., днепропетров.), лесун, полісун (чернигов.). В других названиях лешего подчеркивается его статус хозяина леса: рус. лесной хозяин, лесной царь, лесной дедушка, господин Шишкин (карел.), честной леса (смолен.), квартальный (костром.); бел. лясной царь (могилев,), лисавой дзед (гомел.), укр. лісней хозяін, лісовий бог.

Происхождение

Облик лешего

Оборотничество

Звуковое поведение

Шапка-неведимка

Место обитания

Время появления

Семейное положение

Функции лешего

Функции лешего определяются его статусом лесного хозяина — эта черта отличает в.слав. лешего от прочих слав, персонажей, обитающих в лесу. Леший сторожит лес и безраздельно распоряжается всем, что там есть: охраняет и пасет стада лесных зверей, является начальником над волками. На Смоленщине леший может отождествляться с белым волком, предводителем волков и брать на себя некоторые функции, приписываемые св. Юрию, — указывать каждому волку ту добычу, которую тот может схватить в течение года, наказывать волков, нападающил на скот, который им не был указан. Леший часто перегоняет с места на место табуны зайцев, волков, белок, полевых мышеи и крыс. Леший, который гонит из одного леса в другой стаю мелких зверей, проигранных им в карты другому лешему, — сюжет многих рус. быличек.

Отношение к человеку

Леший морочит человека в лесу и глумится над ним: у грибника прячет шапку или корзину, у дровосека — топор; снимает с воза колеса, укладывает человека спать на муравейник, заставляет залезть на дуб, вводит человека в заблуждение, откликаясь эхом на его крики, подвешивает человека за ноги на дереве, а в результате человек оказывается привязанным к брусу в своей избе (в.слав.).

Отношения с лешим охотников, пастухов, знахарей

Защита от лешего

Другие лесные демоны

Другие славянские лесные демоны обладают иным набором признаков; в отличие от лешего они не являются хозяевами и опекунами локуса (лес для них — только место обитания) и занимают второстепенное место в мифологической системе. В з.слав, и укр. традиции известно представление о диких, или дивьих людях (см.: Дикие люди). У гуцулов известен лесной демон чугаистар, лохматый и волосатый. Он имеет веселый нрав и играет на свирели. Людям он не деласт зла, однако представляет опасность для женских демонов нявок, которых ловит, раздирает на части, печет на костре и ест.

Среди женских персонажей, обитающих в лесу, известны карпатоукр. демоны типа літавицы, которая может также называться лісна, лісниця, лісоука, лісова панна, лісна гійка.

У юж. славян представления о лесных персонажах развиты слабо. В серб, поверьях известно мифологическое существо шумска маjка — красивая (или, напротив, безобразная) женщина, способная превращаться в животных, копну сена и в др. предметы, а также лесник — дух, живущий в лесу, способный к оборотничеству. Он имеет вид человека с рогами, одетого в шкуры, и покровительствует животным. Если человек попадет на след этого духа, то заболеет.

Лешие были лесные божества, или подлинные греческие Сатиры. Леших представляли себе в человеческих видах, с козлиными рогами, ушами и ногами.

Удивительно без сомнения, как могло произойти такое сходство между славянским и греческим божеством. Описанное теперь изображение леших употребительно еще доселе у простого народа в России. Думали, что если они ходят по травам, то становятся малы наподобие травки; если же они гуляли в лесу, то ростом своим доставали вершины деревьев. Далее воображали, будто бы лешие звали людей в лесу знакомыми голосами, обманывали их таким образом и до глубокой ночи давали им блуждать по лесу, и наконец приводили их в свои пещеры и там щекотали их до смерти. Какой забавный способ умереть!

Образ лесного духа, лешего многогранен и сложен. В России отмечено более полусотни имен лесовика, которые характеризуют различные особенности его облика и занятий.

Леший появляется в облике дикого козла, жеребца (В. Сиб.), зайца (Орл., Сургут.), но может быть и собакой (Арх., Тульск., Сургут.), и даже теленком (Арх.), поросенком, петухом (Орл.) и кошкой (Тульск.).

Леший может быть и маленьким человечком (Олон., Новг., Орл., В. Сиб.). Его представляли и рыжим, в остроконечной шапке (Олон.); в медном колпаке (Волог.).

Нередко леший появляется в обличье крестьянина (зажиточного или, напротив, бедного). Он может быть одет в серый кафтан (обычно шерстяной домотканый), в тулуп (Мурм., Олон., Новг.), с красным кушаком (Волог., Новг., Яросл., В. Сиб.) или вовсе без пояса (Новг.); он ходит в синем армяке (Арх., Вятск.); обут в козловые сапоги (Олон.) или в лапти (длиною в сажень) (Волог.).

Тем не менее семья лешего в поверьях не всегда выглядит столь благообразно, скорее, наоборот. В повествовании из Мурманской области проклятая девочка оказывается в избе лешего, где полно таких же проклятых, одетых в рвань ребятишек и среди них — неопрятная, в лохмотьях хозяйка избы.

Нередко в одном и том же районе России уживаются достаточно противоречивые понятия о том, как живут лесные хозяева. Одни жители Тульской губернии уверяли, что леший ничего не имеет, живет без пищи, довольствуется тем, что смущает людей, но женат (иначе лешие давно бы перевелись); другие считали, что лешие обитают в лесах с женами, детьми, отцами, матерями. У каждой семьи особое жилище. Охраняют их собаки. Лешие держат скот. Повинуются они старшему — атаману.

По общераспространенным представлениям, в каждом лесу — свой лесной дух. Леших в лесах может быть великое множество, от самых маленьких до старшего лесовика — великана. Среди них есть главный — лес, лес праведный (Олон.), лесной царь (Олон., Костр.) или атаман (Тульск., Вятск.).

Подчиненные старшему лесовику лесные духи не столь благообразны, и их отношение к человеку двойственно.

Тем не менее, по столь же распространенным представлениям, леший может обитать в лесу и весь год, в том числе зимой, поздней осенью.

Само же привычное нам название лесного владетеля — леший — упоминается в историко-литературных памятниках лишь начиная с XVII в.

По поверьям, леший страшится также соли и огня, очищенной от коры липовой палочки (лутошки) или рябиновой палочки, которую не может перешагнуть. Напугать или убить лешего можно было, выстрелив в него медной пуговицей (медью — Волог.); хлебными крошками.

Те, кто (на время или насовсем) остаются у лешего, могут, по поверьям, поселиться в его избе (большом доме в лесу) (см. ПРОКЛЯТЫЕ).

Отсюда лесной хозяин посылает их добывать еду (неблагословленную), раздувать пожары. Пожар, огонь также находятся в ведении лешего-стихийного духа. В повествовании из Вологодской губернии во время сильного лесного пожара крестьянин вдруг замечает лешего, старательно раздувающего огонь.

Леший, невидимое и видимое бытие которого (как и сам лес) издревле сопутствовало жизни крестьян, наделен в поверьях многими человеческими чертами, даже слабостями. Он похож на людей, участвует в жизни крестьянской общины. С ним можно познакомиться, расположить его к себе.

В рассказе из Вятской губернии леший изводит крестьянина, настойчиво посещая его дом. В материалах из Новгородской губернии лесной дух крадет в деревне гвозди на постройку своей избы, дразнит и пугает крестьянок, появляясь на деревенской ограде. По поверьям, лесовик любит музыку и может попросить человека обучить его игре на гармони.

Есть рассказы и о лешем, нанимающем человека к себе на службу (например, шить сапоги) (Вятск.).

Лесовик ценит доброе отношение. Когда проходящий по лесу человек снимает с дерева подвешенного на нем лешего, то лесной хозяин в благодарность помогает ему разбогатеть (Волог.). В Вятской губернии бытует сюжет о портном, попавшем в солдаты и сбежавшем со службы; герой видит в лесу водяных, дерущихся с лешими: «Оне делили корову, которую баба утром проганивала в полё и говорила: „Лесной бы тебя унес!“ — говорит: „Черти бы порвали!“ — Лешой говорит: „Мне сулена корова“. — А черти говорят: „Нам“. И подняли драчу. Черти бросают из озера камнями, а лешой вырывает из корень деревья и бросает им в озеро. Так как леший был один, а чертей много, они его чуть не убили; он даже лёжал.

Леший охраняет лес от ворующих его (Тульск.); раскатывает поленницы нарубленных в лесу дров (Новг.) (в вологодской быличке современной записи лесной хозяин, напротив, помогает женщине нарубить дров, но затем пугает ураганом) .

Помогая пастуху, лесной хозяин может наделить его магическими предметами. В рассказе из Олонецкой губернии мальчик-пастух плохо справляется со стадом. Появляясь под видом старика, лесовик забирает у мальчугана крест и пояс, что-то делает с ними и возвращает обратно: крест велит не носить, а пояс — связывать или распускать (в зависимости от того, когда нужно собрать или выпустить коров). Благодаря помощи лешего мальчик становится хорошим пастухом.

Образ лешего в поверьях так же разнообразен, как лес, окружавший крестьянина с рождения до смерти. Многоликий лесной хозяин, вызывающий к себе двойственное отношение, в поверьях большинства районов России все же не представляется злокозненным существом, противным Богу и людям. Как и лес, он неизбежный и необходимый участник бытия крестьян; леший небезопасен, но в чем-то и привычен.


Леший – в восточно-славянской мифологии дух-хозяин леса. Леший был одним из самых популярных славянских мифологических персонажей и, учитывая современный упадок мифологической традиции, сохраняет относительную популярность и сейчас.

В мифологических рассказах леший предстаёт в виде растительного, животного или антропоморфного существа. Для лешего также обычно появляться в виде родственников и знакомых. Леший описывался то как гигант, то как карлик; есть поверья, что он мог изменять свой рост. Если леший одет, то в целом так же, как обычный человек. Часто его сопровождает сильный ветер, или сам он может представать им. У лешего отсутствует тень. Он может становиться невидимым. Леший обладает огромной силой. Ему приписывается всё разнообразие лесных звуков, но он может разговаривать и по-человечески.

Чаще леший представлялся одиноким существом, считалось, что в одном лесу только один леший, но в ряде мифологических рассказов лешие собираются вместе и живут семьями и даже деревнями (жена лешего — лешачиха или похищенная девушка, дети — собственные лешачата или также похищенные). Леший может изображаться имеющим степенный характер, а может как любитель повеселиться, то он сильный и страшный, то глуповатый. Как хозяин, леший заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных и растений.

Отношение к лешему в народе было двойственным. С одной стороны, его причисляли к враждебной человеку и опасной для него нечистой силе, впрочем, чаще не целенаправленно вредящей людям, а проказничающей, но делающей это грубо и зло. С другой стороны, лешего считали справедливым хозяином леса, который не станет вредить просто так, но может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях, а может и помочь человеку. По народным представлениям, леший мог обеспечить удачу на охоте и благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо принести ему дар и заключить с ним договор.

Лешему приписывали способность предсказывать будущее, в связи с чем существовали ритуалы его вызывания и гаданий. В бывальщинах и сказках леший мог беспрепятственно общаться с людьми, иногда он принимал от них помощь, за что щедро благодарил. Леший является популярным персонажем художественных произведений. Благодаря этому его образ обрёл новые черты, не всегда соответствующие традиционным представлениям.

Читайте также: