К новому миру кратко

Обновлено: 05.07.2024

План урока:

Периодизация эпохи Нового времени

Как известно, человеческая история подразделяется на 5 основных периодов:

  • Первобытное общество.
  • Древний мир.
  • Средние века.
  • Новое время.
  • Новейшее время.

Новое время представляет собой своего рода переходный период, между Средневековьем и современностью. Он охватывает следующие временные рамки: конец XV - начало XVI века – до 1900 года.

В эпохе Нового времени также принято выделять отдельные временные промежутки:

Отличительные особенности Нового времени

Каждая из исторических эпох отличается от других своими характерными особенностями, посредством которых ее и выделяют в отдельные хронологические рамки. Есть такие особенности и у эпохи Нового времени:

Великие географические открытия

С изобретением книгопечатания, еще в первой половине XV века в руки средневековых людей попали труды античных мыслителей по географии. Некоторые из них выдвигали идею о шарообразности Земли и существовании морского пути в Индию, Китай, Японию.

С распространением в обществе этих трудов у европейцев зародилась тяга к путешествиям, так началась эпоха Великих географических открытий.

Длительные морские путешествия стали возможны в конце XV века, благодаря появлению компаса в Европе (он был изобретен в Китае еще в 3 веке до н.э.), созданию европейцами нового типа морских судов – каравелл. Каравелла стала первым в Европе судном, пригодным для длительных морских путешествий, благодаря высокой скорости, возможности плавания при встречном ветре.

В эпоху Великих географических открытий прославилось множество путешественников и первооткрывателей, однако самыми знаменитыми из них приятно считать Христофора Колумба, Васко да Гама, Фернана Магеллана.

В 1492 году Христофор Колумб открыл неизвестную ранее европейцам часть света – Америку. Открытие Америки не входило в планы мореплавателя, так как он поставил перед собой цель: достичь морским путем берегов Индии. На протяжении всей своей жизни Колумб думал, что посетил Индию и даже назвал местных жителей Америки индейцами. Открытие Америки Колумбом стало огромным шагом в развитии географии, впоследствии привело к захвату европейцами земель ацтеков, майя, инков.

В 1497 году Васко да Гама обогнул Африку, а в 1498 году открыл морской путь в Индию, тем самым доказав, что материк Колумба Индией не является. Открытие Васко да Гама послужило началом постоянной морской торговли европейцев со странами Востока, благодаря которой в Европе появились чай, пряности, ананасы, подсолнечник, какао, картофель, томаты.

В 1519-1522 году экспедиция Фернана Магеллана совершила первое в мире кругосветное путешествие, обогнув по морям и океанам Земной шар. Открытия Магеллана доказали шарообразность Земли, которую вплоть до этой экспедиции было принято считать плоской. До окончания своего кругосветного плавания Магеллан не дожил, в 1521 году он погиб на острове Себу, вмешавшись в междоусобные войны местного населения. В 1522 году лишь 18 из 300 членам экспедиции удалось достичь родных берегов Испании, завершив, таким образом, кругосветное путешествие.

Трудно переоценить последствия Великих географических открытий:

  • во-первых, европейцы наладили морскую торговлю с Африкой, Америкой, Океанией, Азией;
  • во-вторых, географические открытия сформировали более достоверные знания об окружающем мире;
  • в третьих, открытие новых земель послужило началу европейской колонизации, в результате которой многие европейские государства превратились в крупнейшие колониальные империи;
  • в четвертых, Европа получила доступ к новым видам фруктов, овощей, пряностям, напиткам;
  • в пятых, с завоеванием новых земель европейцы заполучили несметные количества золота, серебра, драгоценных камней;
  • и последнее, открытие новых земель и ведение с ними торговли оживило предпринимательскую деятельность в Европе, послужило ее промышленному развитию.

Реформация и Контрреформация

В первой половине XVI века католическая церковь пришла в упадок, в результате в большинстве стран Европы произошла религиозная революция – Реформация.

  1. Обмирщение сознания. Если в Средние века человека больше заботила его загробная жизнь, то в эпоху Нового времени люди обратились к активной мирской деятельности, в них проснулась тяга к земным удовольствиям, познанию мира и самого себя.
  2. Недоверие к католической церкви из-за безнравственности священнослужителей, чрезмерной роскоши в среде духовенства. С одной стороны священнослужители проповедовали скромность, аскетизм [3] , богобоязненность, с другой стороны сами они пристрастились к пирам, охоте, расточительному образу жизни.
  3. Церковные поборы. В пользу церкви верующие жертвовали земли и богатства, выплачивали церковную десятину [4] , кардиналы и папа Римский брали взятки.
  4. Торговля индульгенциями.В XVI веке индульгенции – папские грамоты на отпущение грехов, продавались практически на каждом углу: на рынках, площадях, в церквях и соборах, на ярмарках. Чтобы верующие активнее покупали индульгенции их стали выдавать не только на отпущение уже совершенных грехов, но и на прощение будущих проступков и преступлений.
  5. Распространение идей гуманизма, согласно которым, высшей в мире ценностью является жизнь человека, с его потребностями и нуждами. Это противоречило идеологии католицизма, настаивавшего на греховности физического начала в человеке.

Таким образом, в XVI веке сложились все причины и условия для начала Реформации в Европе.

Первым за переустройство церкви начал борьбу германский проповедник Мартин Лютер. Возмущенный бесстыдством католических священнослужителей, неуемным стремлением церкви к обогащению, 31 октября 1517 года он написал 95 тезисов против индульгенций. Тезисы Мартина Лютера нашли отклик в сердцах верующих, вызвали гнев папы Римского и высшего католического духовенства. Лютер призывал отказаться от посредничества между Богом и верующим, настаивал на том, что спасение души человек обретает искренним раскаянием и молитвой, а не покупкой папских грамот. На основе собственных идей, Мартин Лютер основал новую церковь, прозванную лютеранской. Она была лишена дорогих церковных обрядов, не признавала монашества, ее священнослужители избирались из числа верующих.

В результате распространения лютеранства в Германии началась религиозная война, которая завершилась лишь к 1555 году. В этом году германский император Карл V установил религиозный мир, уравняв в правах католиков и лютеран.

Из Германии и Швейцарии Реформация распространилась по всей Европе. Она охватила Францию, Норвегию, Англию, Нидерланды, Данию. Лютеранство и кальвинизм, как и все последующие вероучения, выступавшие за переустройство католической церкви, стали называть протестантизмом. А людей, разделяющих эти взгляды - протестантами.

Абсолютизм в Европе

Важным политическим процессом, отличающим эпоху Нового времени, стало утверждение абсолютизма в странах Европы.

Запоминаем новые слова!

Абсолютизм – это форма монархического правления, при которой вся власть сосредоточена в руках главы государства, не ограничена представительными институтами.

На закате эпохи Средневековья, центральная власть монархов в феодальных государствах усилилась. Усилению власти монархов способствовали:

  • Великие географические открытия – обогатили королевскую казну обилием золота, серебра, драгоценных камней.
  • Религиозные войны – в условиях противостояния католиков и протестантов обеспечить мир могла только сильная королевская власть.
  • Развитие капиталистических отношений, которые разрушали устои натурального хозяйства, позволявшего отдельным феодальным вотчинам существовать независимо друг от друга.

Первые абсолютные монархии сложились в Англии и Франции, где судебная, законодательная и исполнительная власти сосредоточились в руках королей. Установление абсолютной власти способствовало развитию национальной промышленности и торговли, укреплению обороноспособности страны.

Словарь

1. Модернизация – это процесс перехода от аграрного общества к индустриальному.

2. Гуманизм – это идеология, согласно которой человек представляет собой высшую ценность в обществе, обладает неотъемлемыми правами и свободами.

3. Аскетизм – принципиальная приверженность строгому образу жизни, основанному на отказе от удовольствий ради высшей цели.

4. Церковная десятина – налог в пользу церкви, выплачиваемый всеми сословиями средневекового населения, составлявший 1/10 часть от доходов.

Всемирная (всеобщая) история — процесс развития человеческого общества в целом, для которого характерны закономерности, проявляющиеся в истории всех народов. Всемирный исторический процесс начинается с появлением человеческого общества и в зависимости от общих отличительных особенностей условно делится на хронологические периоды (Википедия)

Часть 1. Всеобщая история древнего мира (до 476 г. н.э)

(5 класс)

Часть 2. Всеобщая история средних веков. 476 — 1499 гг.

(6 класс)

Часть 3. Всеобщая история нового времени. 1500 — 1800 гг.

(7 класс)

Часть 4.Всеобщая история нового времени. 1800 — 1900 гг.

(8 класс)

Часть 5. Всеобщая история новейшего времени. С 1900 г. до н.в.

(9 класс)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА






  • Шпаргалка по всемирной истории / И.А.Кудрявцева — Ростов н/Д: Феникс.
  • Всемирная история Новейшего времени, 1918 — начало XXI в. / В.С.Кошелев, М.А.Краснова, Н.В.Кошелева — Минск : Изд. центр БГУ.
  • УМК по всеобщей истории А. А. Вигасина (5-9 классы) — М.: Просвещение.
  • Памятка по всеобщей истории / Тильда Нагаева.— Ростов н/Д : Феникс.

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Школьные предметы:

Поиск конспекта

Новые конспекты

  • Алгебра 9 КР-5 Уровень 3 (сложный)
  • Алгебра 9 КР-5 Уровень 2 (средний)
  • Алгебра 9 КР-5 Уровень 1 (легкий)
  • Алгебра 9 КР-4 Уровень 3 (сложный)
  • Алгебра 9 КР-4 Уровень 2 (средний)
  • Алгебра 9 КР-4 Уровень 1 (легкий)
  • Электромагнитные колебания

О проекте

Возрастная категория: 12+

(с) 2021 Учитель.PRO — Копирование информации с сайта только при указании активной ссылки на сайт!

На смену классической (ньютоновской) научной картине мира пришла новая — она называется неклассической картиной мира. В ней особое место отводится случайности (индетерминизм). Человек представляется песчинкой в случайном мире атомов, и в то же время от позиции человека или его взгляда на мир, оказывается, зависит описание мира. Принцип относительности вводит в картину реальности наблюдателя, человека, субъекта, как говорят философы.

Популярны стали произведения сторонников философии жизни А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, которые взывали к признанию иррациональных (Иррациональное (от латинского irrationalis — недоступный разуму) — находящееся за пределами разума, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему.) сторон поведения и психики человека. В начале XX в. по-иному были поставлены проблемы изучения человеческого сознания, особенно процессов художественного мышления и творчества, а также общественного поведения личности и масс.

Учение 3. Фрейда о психоанализе по своему значению вышло далеко за пределы психотерапевтического лечения. Учение о бессознательных мотивах, влечениях стало не только методом восстановления душевного равновесия пациентов, но и инструментом художественного творчества. Оно легло в основу многих трудов по философии, истории, искусству и литературе.

Не меньшее значение для понимания особенностей художественного творчества и познания имело учение французского философа А. Бергсона о творческой интуиции.

В конце XIX — начале XX в. в странах Европы и США получила развитие социология — наука о различных сторонах развития общества и общественного поведения людей. Широкую известность приобрели труды М. Вебера.

Модернизм — это условное обозначение периода культуры конца XIX — середины XX в., т. е. от импрессионизма до театра абсурда. Художественные направления модернизма — импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, т. е. уход от реализма. Его верхней границей является постмодернизм. Модернизм ориентируется на новаторство в области формы и содержания. Авангард идет на эксперимент и полный разрыв с традицией. Наиболее ярким проявлением авангардного искусства XX в. являются футуризм, сюрреализм, дадаизм. Для авангардизма характерны агрессивное воздействие на публику, стремление производить шок, скандал, непривычное поведение.

Бурное развитие различных направлений, поиски и эксперименты в искусстве и литературе рубежа веков (1880—1914 гг.) получили дальнейшее развитие и переосмысление.

В 1920—1930-е гг. на искусство и литературу оказывали огромное влияние совершенно новые явления и события: мировая война и ее последствия, революции, социальные конфликты, подъем национализма.

Не только моральный и материальный ущерб от войны, но и установление тоталитарных режимов, распространение фашизма, гонения на творческую мысль тяжело отразились на состоянии мировой культуры.

Символизм. Умонастроения новой эпохи и идейные искания на рубеже XIX—XX вв. отразились в символизме — направлении, которое стремилось к синтезу и осмыслению прошлого европейской и мировой культуры. Провозвестниками его были в музыке Р. Вагнер, в литературном творчестве Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме. Главным средством художественного познания становится символ. Сочетание реального и таинственного, обращение к мифам, поиски мистического откровения, иносказательность определяли эстетику символизма. Центральным был культ Вечной Женственности как символ и земной образ высшего совершенства.

Нас приучили к тому, что мы автоматически оцениваем любой дискурс как “дозволенный” или “недозволенный” — то есть выходящий из рамок принятого и достойного. Такой дискурс — и это происходит в наших умах спонтанно — моментально воспринимается как “конспирология”, “популизм”, ему приписывают реакционность, близость Бог знает к каким теориям, вплоть до антисемитизма. Эта спонтанная самоцензура (этакий внутренний партком) говорит о том, как далеко мы продвинулись в манихейском разделении на “правильное” и “неправильное”, на “добро” и “зло”, свойственное всем революциям.

Да, в качестве напоминания — понятие “теории заговора” было запущено в качестве оружия борьбы для дискредитации тех, кто не верил в официальную версию убийства Джона Фицджеральда Кеннеди. Так же как понятие “исламофобия” было вброшено в СМИ для того, чтобы стало невозможно критиковать ислам, и т.д. Наш либеральный, казалось бы, строй имеет в своём арсенале множество таких понятий, использующихся, чтобы скомпрометировать и принизить тех, кто хочет мыслить самостоятельно и не очень доверяет официальному дискурсу.

Хотя в случае с Great Reset — Великой Перезагрузкой, официально объявленной Клаусом Швабом летом 2020 года — ничего и не скрывается, стоит только заглянуть на сайт Всемирного Экономического Форума и обратиться к высказываниям руководителей МВФ, ООН, ВОЗ, первых лиц государств (в первую очередь Великобритании), а также к выступлениям самого Шваба и его книге, появившейся на свет несколько месяцев назад. Книга называется “COVID-19: Великая Перезагрузка”. Главная мысль выражена незатейливо и просто: переход к новому миру должен осуществиться через COVID-19.


Клаус Шваб | Фото: Remy Steinegger

Основные тезисы Шваба:

Пандемия COVID-19 — это “уникальное окно возможностей”, которым необходимо воспользоваться, чтобы перевести человечество на новые принципы существования, чтобы “смоделировать новый мир” — “более справедливый (чтобы сгладить разницу между богатыми и бедными странами), более инклюзивный и более экологичный”.

Необходимо перейти от прежнего капитализма собственников и традиционной экономики к новому капитализму без частной собственности (“капитализм участников”), основанному на централизации и глобализации экономики, в которой главную роль будут играть транснациональные предприятия.

Отмена Бреттон-Вудской валютной системы и переход к цифровой криптовалюте, сопровождающийся отменой наличных денег (Монетарная Перезагрузка).

Роботизация труда и введение универсального базового дохода (в цифровом виде с условием согласия на вакцинацию) для оставшихся без работы.

Широкое внедрение системы 5G для отслеживания информационных потоков, в первую очередь связанных с движением криптовалюты и процессов, происходящих в организме человека.

Создание глобальной системы здравоохранения (регулярное тестирование, обязательная вакцинация, сопровождающаяся цифровой идентификацией и выдачей санитарного паспорта), позволяющая создать систему глобального контроля населения с использованием новых технологий, в том числе и распознавания лиц.

Провозглашение Четвёртой Промышленной революции, которая приведет к “слиянию физической идентичности человека с его цифровой и биологической идентичностью” (из выступления Шваба в Чикаго). Это означает развитие искусственного интеллекта, широкое использование NBIC (Nanotechnology, Biotechnology, Information technology and Cognitive science) и переход к трансгуманизму.

Одним из важнейших принципов Великой Перезагрузки будет являться принцип “экологичности”, то есть декарбонизации экономики и изменения практик индивидуального потребления. Это означает отказ от “загрязняющих” секторов промышленности (например, автомобилей на традиционном горючем, авиаперевозок и многое другое), отказ от потребления продуктов, оставляющих более или менее значительный “углеродный след” (мясо, молочные продукты, хлопчатобумажные изделия). Выстраиваются новые “экологические императивы” (лимитирование и регулирование потребления воды, газа, электричества), вплоть до появления нового вида преступления — “экоцида” — во избежание которого запрещаются одни виды промышленности и поощряются другие.

Клаус Шваб: прямая речь


Коллаж от Александра Воронина | Fitzroy Magazine

Из книги “COVID-19 : The Great Reset” (2020):

“Вопрос о Мировом правительстве — в центре всех остальных вопросов”.

“Пока не появилась вакцина, нельзя и думать о возвращении к нормальности”.

“Многие спрашивают: когда мы вернёмся к нормальной жизни? Ответ короток: никогда. Наша история разделится на две части: до коронавируса и после”.

“Некоторые промышленные руководители думают, что “перезагрузка” означает “перезапуск” прежнего. Это ошибка”.

“Меры социального и физического дистанцирования могут сохраняться и после исчезновения пандемии, и это будет сопровождаться ускоренной автоматизацией различных секторов экономики”.

“До 2035 года может быть автоматизировано до 86% рабочих мест в ресторанах, 75% рабочих мест в торговле и 59% в отраслях развлечения”.

“До 75% ресторанов могут разориться из-за локдаунов и последующих мер социального дистанцирования”.

“Ни одна отрасль промышленности, ни одно предприятие не останется незатронутым”.

“Налоги вырастут. Как это уже было в прошлом, социальная логика и политическая причина политики роста налогов будет основана на нарративе “страна в состоянии войны”.

“Предприятия подчинятся этим мерам не потому, что посчитают их правильными, а потому, что иначе придётся заплатить слишком большую цену”.

“С введением локдауна усиливается наша привязанность к близким, мы больше ценим тех, кого любим — членов семьи и друзей. Но обратная сторона здесь в том, что это вызывает рост патриотических и национальных чувств, вместе с тёмными религиозными воззрениями и этническими предпочтениями. И это токсичное смешение выявляет в нас худшее в качестве социальной группы”.

“Во всём мире растёт активизм молодого поколения, и это благодаря социальным сетям, которые распространились в неслыханных доселе пропорциях. Активизм этот принимает различные формы — от неформального интереса к политике до прямого участия в манифестациях и протестах. Их интересуют различные вопросы: потепление климата, экономические реформы, проблемы равноправия полов, права LGBTQ и т.д. Молодое поколение находится в авангарде социальных перемен. Без сомнения, оно станет катализатором системных изменений и источником прорыва к Великой Перезагрузке”.

“Наш сегодняшний императив: бесконтактная экономика”.

“По мере того как социальное и физическое дистанцирование будет удерживаться, люди будут больше обращаться к веб-платформам — для общения, для работы, консультаций, покупок, услуг. Таким образом, новые привычки войдут в жизнь и постепенно начнут превалировать над прежними. Если возникнет проблема, связанная с угрозой здоровью, мы можем принять решение о дистанцированных уроках — взять, например, урок езды на велосипеде — такой урок, который вы получаете дома с экрана, конечно, не приносит того удовлетворения, которое вы получили бы, находясь в группе, но зато это безопаснее для здоровья (и дешевле!). Те же соображения будут превалировать и в других видах деятельности. Например, не стоит летать в другую страну на самолёте ради участия в конференции — Zoom надёжнее, дешевле, экологичнее и гораздо удобнее. Или вместо того, чтобы поехать в другой город на семейную встречу, вы можете использовать WhatsApp (может, это менее забавно, но зато дешевле и удобнее)”.

“Чтобы положить конец пандемии, необходимо создать всемирную сеть цифрового контроля”.

“Важнейшее место в арсенале средств борьбы против COVID-19 будет занимать выявление тех, с кем контактировал больной, и этот принцип станет катализатором системы массового контроля”.

“В ближайшие месяцы и годы люди будут тщательно взвешивать “за” и “против” между доводами в пользу безопасности здоровья или в пользу сохранения приватности жизни. Это станет сюжетом многих дебатов. Большинство людей, боясь опасности заразиться COVID, скажут себе: а всё-таки, наверное, стоит воспользоваться технологическими возможностями, чтобы помочь себе и другим в случае эпидемии, когда мы окажемся между жизнью и смертью? И тогда они скорее согласятся отказаться от значительной части их частной жизни (privacy) и дадут согласие на то, что в подобной ситуации государственная власть может перешагнуть через индивидуальные права личности”.

“Чем больше демографический рост, тем опаснее это для климата, тем выше риск новых пандемий”.

“Уязвимость и слабость государств остаётся критическим фактором, особенно в Африке. (…) Обвал торговой сети и обеспечения продуктами питания, вызванный пандемией, приведёт к немедленному развалу экономики и необратимым последствиям”.

“Самый ожидаемый эффект того, что в слабых государствах возникнет голод и мятежи — это новая волна массовой миграции в направлении богатых стран, как это уже было в 2016 году”. *


Коллаж от Александра Воронина | Fitzroy Magazine

А вот отрывки из более ранней (2016 г.) книги Клауса Шваба “Четвёртая промышленная революция”:

“Технологии будущего позволят властям внедриться в наше частное пространство духа и мысли, которое до сих пор было недоступным, чтобы читать наши мысли и влиять на наше поведение”.

“Это поможет в будущем создать полицию, способную вмешаться и арестовать человека до того, как он совершит преступление, то есть создать специальные полицейские подразделения в стиле Minority Report”.

“Имплантированные в человека аппараты смогут скачивать мысли, выражаемые словами, с помощью интегрированного смартфона, а также мысли и настроения, не выраженные словами, посредством считывания волн деятельности мозга и других сигналов”.

Революция 2.0.

Великая Перезагрузка, о которой говорит Шваб — это, безусловно, новая Мировая Революция.

В отличие от Ленина, у Шваба и глобалистов есть деньги и марионеточные правительства по всему миру. И, в отличие от той, столетней давности, революции, сейчас вместо диктатуры пролетариата намечается диктатура глобалистских элит.

Опять нам говорят о необходимости разрушить старый мир и построить новый. Опять целью объявлено достижение справедливости и равноправия (на этот раз необходимо “спасать жизни” и “спасать планету”). Опять фигурирует уничтожение частной собственности и “солидарность” (Жак Аттали предпочитает говорить об “эмпатии”). Та же до боли известная фразеология: “Необходимо покончить с бедностью, прекратить войны”. Конечно же, новые революционеры полагаются на малообразованных людей, не знающих истории. Опять весь мир делится на Лагерь Добра (прогрессисты, сторонники “инклюзии”, “экологии”, техно-науки и т.д) и Лагерь Зла (“ретрограды”, “популисты”, “консерваторы”, которых надо уничтожать).

И вновь характерной чертой этих нео-революционеров является анти-христианство, но в неизмеримо большей степени, чем это было у большевиков. Трансгуманизм как цель этого общества предполагает уничтожение самой идеи Бога, да и идеи человека — тоже.

Перед нами открывается десятилетие борьбы за Великую Перезагрузку. Опять они говорят, что хотят нам только “счастья”. Опять нас манят “заманчивые перспективы” — технологический рай, “новый прорыв”, “умные города”, слияние человека с машиной и невиданные возможности людей-киборгов.

На сайте ВЭФ есть видеоролик, сделанный в загадочно-мистических тонах, под названием The Pandemic is a Portal — в нём сообщается, что Пандемия позволит человечеству — ни более и ни менее! — перейти в Другой Мир, предполагаемо прекрасный и заманчивый. Видеоролик сделан известной индийской писательницей, отчаянной левачкой-активисткой Арундати Рой, и использует символику и понятия, противоположные христианскому видению мира и человека. Предлагаемый в нём сценарий — Всемирная Пандемия как переходный мостик к Новому Прекрасному миру — вызывает инстинктивное отторжение даже у человека, не имеющего никакой информации на эту тему. Фанатизм и воображение новых идеологов не знает границ. Очевидно, что лжепастыри пытаются вовлечь человечество в мутную авантюру. Не нужно иметь большого ума, чтобы понять, что этот “Портал”, через который они пытаются нас протащить — это Ворота не в жизнь, а в смерть (и здесь антиномия с теми Вратами, о которых говорит Христос), те самые Врата, которые ведут к исчезновению человека в качестве человека.

Читайте также: