Лесгафт кратко вклад в анатомию

Обновлено: 04.07.2024

Петр Францевич Лесгафт, выдающийся анатом, антрополог, психолог и педагог, создатель стройной научной системы физического образования в нашей стране, принадлежит к лучшим представителям русской науки. Созданная и руководимая П.Ф. Лесгафтом Биологическая лаборатория была одним из первых в России научно-исследовательских учреждений с обширной программой работ в области зоологии, гистологии, анатомии, физиологии, химии и других наук.

Петр Лесгафт родился 20 сентября 1837 года в семье обрусевшего немца, скромного петербургского ювелира Иоганна Петера Отто Лесгафта и его жены Генриетты Луизы. Отец был сдержанным человеком, подчас суровым, любил порядок, дисциплину, экономность во всем и приучал к тому же своих детей. Этому способствовали не только черты его характера, но и незначительные доходы семьи. Он числился всего лишь купцом третьей гильдии, имел небольшую ювелирную лавочку с мастерской, где вынужден был проводить большую часть времени, чтобы хоть как-то обеспечить семью.

Скромные должности государственных чиновников занимали и его братья. Вильгельм был бухгалтером в комиссии погашения долгов, Василий — письмоводителем канцелярии Академии наук. Пожалуй, только их отец мог считаться самым именитым среди родственников. Он был художником-гравером, имел свою небольшую мастерскую и время от времени получал заказы.


В 1854 году к моменту окончания школы Петру было 17 лет. Невысокого роста, худощавый, черноволосый, с пристальным взглядом, порывистыми движениями, острый на язык, он не случайно получил прозвище Заноза. Чувствуя свою правоту, он охотно вступал в спор, с жаром отстаивал свои взгляды.

По-видимому, кратковременное пребывание в учениках аптекаря все же пробудило в Петре интерес к медицине и химии. После некоторого колебания он подает документы в Медико-хирургическую академию, и в 1856 году его зачисляют в число студентов. Поступление П.Ф. Лесгафта в академию совпало с положительными изменениями в ее административном, научно-педагогическом и хозяйственном управлении.

В начале 1857 года президентом академии был назначен П.А. Дубовицкий, человек прогрессивных демократических взглядов, деятельный, энергичный, волевой. Было расширено преподавание всех наук, внесены изменения в программы, привлечены к работе в академии молодые талантливые ученые, созданы новые кафедры, хорошо оснащенные учебными пособиями, развернулись интенсивные работы по строительству новых зданий и перестройке старых. Ближайшими помощниками и сподвижниками П.А. Дубовицкого были вице-президент И.Т. Глебов и ученый секретарь Н.Н. Зинин. Во время учебы Петра Лесгафта в академии состав ее профессоров был одним из лучших: кафедры и клиники возглавляли такие знатоки своего предмета, как Я.А. Чистович, Н.Ф. Здекауер, Т.С. Иллинский, А.Я. Крассовский, В.Е. Экк, П.П. Заболоцкий-Десятовский, И.М. Балинский.


П. Ф. Лесгафт

Позднее П.Ф. Лесгафт решительно порвал с описательной анатомией и нашел выход из тупика фактологии в установлении тесной взаимосвязи между строением и функцией органов. Он стал основоположником функционального направления в анатомии. А пока Петр с похвальным упорством и редким прилежанием постигает технику препарирования и зубрит латинские названия мышц, костей и суставов.


Летом 1860 года в академии была открыта новая кафедра практической анатомии под руководством В.Л. Грубера. Петр Лесгафт вскоре стал одним из самых ревностных посетителей препаровочной. Скальпель и пинцет в его руках постепенно приобретали груберовскую смелость и ловкость. Это не осталось незамеченным Грубером, который стал привлекать Лесгафта к серьезным работам в качестве своего помощника: поручал ему приготовление учебных препаратов, доверял ассистировать при бальзамировании.

Наконец курс медицинских наук был успешно преодолен. 10 июня 1861 года конференция Медико-хирургической академии после испытания признала лекаря Лесгафта достойным звания уездного врача. 18 июня состоялся торжественный акт, во время которого молодому врачу был вручен диплом на латинском языке об окончании им академии с серебряной медалью.

История жизни Петра Францевича Лесгафта

По окончании Медико-хирургической академии Петр Лесгафт был оставлен при ней и работал у В.Л. Грубера на кафедре практической анатомии прозектором. В конце 1861 года он выдержал экзамен на степень доктора медицины и хирургии. С этого же года Лесгафт стал преподавать анатомию и хирургию слушателям военно-фельдшерской школы. Одновременно он руководил практическими занятиями студентов второго курса и занимался с группой женщин-вольнослушательниц.


К этому времени относится начало работы П.Ф. Лесгафта над теорией и практикой физического образования. Пожалуй, впервые он серьезно заинтересовался этими вопросами в 1872 году, когда поступил врачом-консультантом в частное врачебно-гимнастическое заведение доктора А.Г. Берглинда. Заведение это было одним из немногих, где на гимнастику смотрели как на отрасль врачебной науки и для правильного ее проведения считали необходимым знание анатомии и физиологии человека.


Могила Лесгафта, Литераторские мостки, Санкт-Петербург

В это время в России была введена приват-доцентура, позволяющая желающим проявить свои научные познания и преподавательские способности и впоследствии иметь возможность занять штатное место профессора. Воспользовавшись этим обстоятельством и освободившись наконец от запрета преподавать, П.Ф. Лесгафт обратился к попечителю Петербургского учебного округа с просьбой разрешить ему читать лекции по анатомии в качестве приват-доцента.

Прошение было удовлетворено, и 24 сентября 1886 года Петр Францевич занял место за университетской кафедрой. Начался новый этап его преподавательской деятельности — десять лет работы в прославленном столичном университете на физико-математическом факультете, в состав которого входила и кафедра зоологии, анатомии и физиологии.

По достоинству оценив значение открытия В. Рентгена, он одним из первых стал использовать новый метод — рентгенологическое исследование для изучения внутренних органов и суставов.

П.Ф. Лесгафт был одним из основоположников лечебной гимнастики в нашей стране. Многие приемы, применявшиеся им для коррекции врожденных и приобретенных дефектов развития костно-мышечной системы у детей, успешно используются и в настоящее время. Вместе с Ф.Ф. Эрисманом и А.П. Доброславиным он разработал основы школьной гигиены и участвовал в практическом внедрении их в некоторые учебные заведения Петербурга. Он принимал участие в создании кабинета гигиены, ставшего первым в России гигиеническим музеем.


Памятник П.Ф. Лесгафту стоящий у входа в Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта в Санкт-Петербурге

Велики заслуги профессора Лесгафта в деле женского медицинского образования, страстным защитником которого он был всю жизнь, а также в деле развития физической культуры в нашей стране. После революции 1917 года на базе созданных и руководимых им курсов воспитательниц и руководительниц физического образования был открыт Государственный институт физического образования, ныне Государственный институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. В 1959 году на территории института был сооружен памятник П.Ф. Лесгафту.

Осенью 1909 года Петр Францевич Лесгафт простудился и тяжело заболел. Болезнь дала осложнения на почки, и врачи настойчиво рекомендовали ему сухой жаркий климат и санаторное лечение. В Гелуани находился санаторий, которым руководили русские врачи. Туда и решили отвезти П.Ф. Лесгафта. К сожалению, болезнь зашла слишком далеко, и 28 ноября 1909 года Петра Францевича не стало. Хоронили его в Петербурге при огромном стечении народа.



Главный физкультурник Российской империи. П.Ф. Лесгафт.

Гимназист, студент, врач

Лесгафт (1837-1909) Петр Францевич – профессор анатомии, биологии, педагог, основатель методики физкультуры, как отдельной дисциплины образования. Выходец из семьи обрусевших немцев. Отец – ювелир, мать – домохозяйка. Закончил немецкие гимназии Петербурга: Петершуле (уч. Св. Петра) и Анненшуле (уч. Св. Анны).

С 1856 г. Лесгафт – учащийся Медицинской (Императорской) академии. На старших курсах заинтересовался анатомией. Профессор хирургии Грубер (1814-90), приглашённый на работу самим Пироговым (1810-81), приблизил одаренного студента к себе, доверил готовить учебные препараты.

Весной 1861 г. Лесгафт – уездный врач. Он остается работать при академии прозектором. Осенью того же года – доктор медицины: преподаёт анатомию военным фельдшерам.

Казанская заноза

В 1868 г. Лесгафт получил университетскую кафедру и переехал с семьёй в Казань. Талантливый ученый, преподаватель, бескомпромиссный, грамотный собеседник, он стал "душой" университета. Вокруг него собрался круг здравомыслящих студентов и сотрудников. Учащиеся боготворили своего профессора. Лесгафт учил размышлять, обдумывать, анализировать каждое событие.

Смелые действия учёного не понравились реакционной профессуре. Лесгафт допустил на лекции женщин. Среди слушательниц была, впоследствии известная террористка-народоволка, Вера Фигнер (1852-1942). На кафедру анатомии он принял акушерку Е. С. Мужскову. Между тем, закон запрещал обучение женщин в высших учебных заведениях.

Скандал разразился, когда Лесгафт узнал, что несколько студентов получили экзаменационный зачет без соответствующих испытаний. Требование профессора аннулировать экзамен, руководство университета отклонило. Лесгафт опубликовал статью, где критиковал правительственную систему образования. Не зря за прямоту суждений, ещё в гимназии, он получил прозвище "Заноза".

Поэт анатомии

Распоряжением императора Александра II Лесгафта уволили (1871) из университета без права работы в образовании. В знак протеста университетские стены покинули 7 профессоров. Пресса называла Лесгафта "лучшим анатомом мира". Коллеги – "поэтом анатомии". Дело получило политический окрас, вызвало отклик русской общественности.

На деле Петр Фраецевич был далек от революционного движения. Его идея – радикальные реформы системы образования. Мечта – Академия физкультуры.

Анатомические исследования укрепили в нем уверенность: болезни можно лечить при помощи гимнастики. Первым в мире он изучил работу человеческих суставов. Разработал теорию гимнастических упражнений, как метод терапии опорно-двигательной системы.

Безработный профессор

Оставив семью в Казани, Лесгафт вернулся (1871) в столицу и занялся частной практикой: готовил ветеринарные препараты. На квартире, с неофициального разрешения городских властей, открыл бесплатный лекторий по анатомии. "Квартирники" получили название "Курсов Лесгафта" – прообраз будущего института физкультуры. Они просуществовали 9 лет и были закрыты по причине вольнодумства.

Параллельно с лекциями, Пётр Францевич с 1877 г. занимался гимнастикой с воспитанниками военного училища. При женской гимназии Стоюниной (1846-1940, педагог, общественный деятель) открыл (1882) женские курсы руководительниц физвоспитания.

Миллионер Сибиряков (1893) безвоздмезно передал Лесгафту 200 тыс. руб. и здание под Биологическую лабораторию, куда перебрались курсистки от Стоюниной.

Физкультурник империи

Активность Лесгафта беспокоила власти: на год ему запретили (1901) проживание в Петербурге . Местом жительства Лесгафт выбрал Терийоки (Зеленогорск, Карельский перешеек). Здесь он открывает филиал своих курсов.

В 1905 г. власти разрешили учредить институт, где женские физкультурные курсы составляли основное отделение. Официально институт именовался –"Курсами биологических, педагогических, социальных наук". Курсистки называли его "Высшей вольной школой".

Физкультурное воспитание состояло из физического и умственного развития человека. Особое внимание уделялось детям. По мнению Лесгафта, семья и школа обязаны создать идеальные условия для формирования ребенка как личности, добропорядочного гражданина страны.

Это был последний вклад Лесгафта в образование России. "Вольная школа" получила (1907) статус политической организации и была запрещена.

В 1909 г. ученый, по совету врачей, уехал на лечение в Египет. 28.11.1909 он умер близ Каира. Похоронен на православном Волковском кладбище (Петербург).

В 1901 году вы­слан из Санкт-Пе­тер­бур­га за ор­га­ни­за­цию письменного про­тес­та 99 об­щественных дея­те­лей про­тив рас­пра­вы над сту­ден­тами - уча­ст­ни­ка­ми де­мон­ст­ра­ции у Ка­зан­ско­го со­бо­ра. Во вре­мя Ре­во­лю­ции 1905-1907 годов в до­ме Лесгафта по­ме­щал­ся Ис­пол­ком Санкт-Пе­тербургского со­ве­та ра­бо­чих де­пу­та­тов. В 1905-1906 годах Лесгафт от­крыл Воль­ную выс­шую шко­лу (позд­нее Выс­шие кур­сы П.Ф. Лес­гаф­та) при био­ло­гической ла­бо­ра­то­рии, а так­же ве­чер­ние кур­сы для ра­бо­чих (за­пре­ще­ны в 1907 году, су­ще­ст­во­ва­ли не­ле­галь­но до 1912 года). Кур­сы в даль­ней­шем ста­ли об­раз­цом для ву­зов физ­куль­ту­ры, на их ба­зе в 1919 году соз­дан Государственный институт фи­зического об­ра­зо­ва­ния имени Лес­гаф­та.

Лесгафт - один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ле­чеб­ной физ­куль­ту­ры, школь­ной ги­гие­ны и вра­чеб­но-пе­да­го­гического кон­тро­ля в фи­зическом вос­пи­та­нии. Вы­сту­пал за раз­ви­тие народного об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии, внёс зна­чительный вклад в ор­га­ни­за­цию жен­ско­го об­ра­зо­ва­ния. Основные ра­бо­ты по про­бле­мам функ­цио­наль­ной ана­то­мии, фи­зического вос­пи­та­ния и био­ло­гии. Лесгафт пер­вым стал ис­поль­зо­вать рент­ге­но­гра­фию в ана­то­мических ис­сле­до­ва­ни­ях. Раз­ви­вая прин­цип един­ст­ва фор­мы и функ­ции, рас­смат­ри­вал сис­те­му уп­раж­не­ний как сред­ст­во ум­ст­вен­но­го и фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка, ана­ли­зи­ро­вал био­ло­гической ос­но­вы на­след­ст­вен­но­сти и раз­ви­тия де­тей. По дан­ным ана­то­мии, фи­зио­ло­гии и пси­хо­ло­гии пы­тал­ся обос­но­вать пе­да­го­ги­ку как нау­ку, опуб­ли­ко­вал ру­ко­вод­ства по се­мей­но­му вос­пи­та­нию де­тей, фи­зическому вос­пи­та­нию школь­ни­ков и др. Имя Лесгафта уве­ко­ве­че­но в на­зва­нии Национального государственного университета фи­зической куль­ту­ры, спор­та и здо­ро­вья (Санкт-Пе­тер­бург), во дво­ре ко­то­ро­го ему ус­та­нов­лен па­мят­ник.

Российский ученый. Биолог. Анатом. Антрополог. Врач. Педагог. Общественный деятель. Известен как создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии, научной системы физического воспитания. Основатель Санкт-Петербургской биологической лаборатории.

Петр Лесгафт родился 3 октября 1837 года в городе Санкт-Петербург. Воспитывался в семье обрусевших немцев. Закончив закрытую школу для детей немцев Петершулле, поступил в Медико-хирургическую академию, поскольку хотел продолжить дело отца и стать врачом - хирургом. Однако во время учебы на третьем курсе серьезно увлекся анатомией, которую преподавал Венцеслав Грубер. Под его руководством на пятом курсе Лесгафт написал статью, посвященную развитию мускулатуры у человека.

После академии, Петр остался на кафедре, которой руководил Грубер и продолжил изучать строение мышц. Молодому ученому впервые удалось показать, что мышцы у человека устроены так же, как и у животных. Его работы заложили основы новой науки: теоретической анатомии.

Через два года ученому пришлось оставить кафедру и перейти на должность преподавателя, ведущего занятия со студентами. Вскоре Лесгафт организует студенческий кружок, в котором развертывает широкую программу исследований, посвященную анатомии человека. Впервые в мировой науке проводит всестороннее исследование механики работы человеческого сустава. Анатомические наблюдения позволили ученому прийти к выводу, что многие заболевания можно лечить с помощью специальных физических упражнений.

Вначале физиолог помогал больным, перенесшим операции на суставах. Первые клинические испытания подтвердили эффективность методики ученого, и тогда Лесгафт выступил с инициативой создания специальной биологической лаборатории. Однако руководство выступило категорически против нововведения. Петр Лесгафту припомнили его выступление в поддержку демократически настроенных студентов, и в 1872 году ученому пришлось покинуть университет.

По возвращению в Санкт-Петербург становится помощником своего учителя Грубера. Приезд ученого совпал по времени с открытием Высших женских курсов. Петр Францевич начинает читать анатомию на медицинском факультете и вскоре открывает специальное отделение курсов, на котором начинают готовить руководительниц физического воспитания. Теперь ученый получает возможность для систематической научной работы. Вскоре, ученый - биолог разрабатывает систему гимнастических упражнений, рассчитанных на детей различного возраста.

Лесгафт показал, что развитие моторики ребенка стимулирует умственные способности. Впоследствии ученый разработал ряд специальных упражнений, корректирующих особенности поведения и умственного развития детей. Упражнения, развивающие моторику пальцев, стимулировали развитие речи ребенка, подвижные игры способствовали ускорению интеллектуального развития.

В 1893 году Петр Лесгафт создал специальную биологическую лабораторию при Высших женских курсах. Сделал ряд открытий в области теоретической анатомии, например показал, что у всех живых организмов тип мышцы четко и неразрывно связан с ее функцией. Развивая свою методику работы с детьми, Лесгафт создает комплексы упражнений для пациентов всех возрастов.

Впервые ученый вводит занятия физкультурой в лечебный процесс. На основе методики Лесгафта созданы системы упражнений, способствующие излечению определенных видов заболеваний. Практически создал науку о физическом воспитании человека.

Через три года ученого приглашают на должность профессора в Петербургский университет. Однако Петр Лесгафт не принял престижное предложение. Вместо заманчивого предложения организует при своей лаборатории первые в мире Высшие научные курсы физического образования, которые затем преобразованы в Петербургский институт физической культуры.

Расширяя сферу применения своей методики, Петр Лесгафт разрабатывает комплексы упражнений для здоровых людей. Однажды к ученому обратилось руководство военного министерства с предложением реорганизовать систему воспитания.

Ознакомившись с существовавшими в то время комплексами упражнений, талантливый врач и исследователь разрабатывает иную систему, направленную на развитие не только физической выносливости, но и соответствующих профессиональных навыков: например, для военно-морской академии Лесгафт разрабатывает систему упражнений для тренировки вестибулярного аппарата. Будущие офицеры получали навыки координации своих действий в любой ситуации, даже во время сильной качки они продолжали выполнять свои обязанности.

Основным направлением научной деятельности Лесгафта оставалась работа с детьми. В начале XX века создал теорию физического воспитания человека на основе принципа единства комплексного развития личности.

После выступлений 1905 года курсы Петра Францевича Лесгафта оказались закрыты, ученого обвинили в поддержке революционеров и приговорили к высылке из Петербурга. Однако известность ученого в России и в Европе помешала реализации репрессивного решения. Нo все же Лесгафта увольняют из Петербургского университета. Далее антрополог продолжает преподавательскую деятельность, открыв на деньги частных пожертвователей Высшую вольную школу физического образования и оставался директором учреждения вплоть до своей смерти.

В 1908 году ученый отправился в научную экспедицию в Африку, чтобы познакомиться с особенностями физического воспитания у первобытных народов. Лесгафт предполагал, что у африканцев сохранились реликтовые формы упражнений, которые уже исчезли в других местах.

Осенью 1909 года Петр Францевич Лесгафт в пригороде Каира простудился и тяжело заболел. Болезнь дала осложнения на почки, и врачи рекомендовали ему санаторное лечение. В Гелуани находился санаторий, которым руководили русские врачи. Туда и решили отвезти Лесгафта.

Петр Францевич Лесгафт скончался 11 декабря 1909 года. Похоронен великий российский ученый в Санкт-Петербурге, на Волковском православном кладбище при огромном стечении народа.

Библиография Петра Лесгафта

Труды по анатомии

Главнейшие работы Лесгафта по анатомии:

Труды по антропологии и педагогике

Главные труды Лесгафта как специалиста по антропологии и по вопросам физического воспитания детей:

Посмертные издания

Некоторые издания после 1917 г.:

Лесгафт П. Ф. Избранные труды по анатомии. М.,1968.
Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И. Н. Решетень. - М., 1990.
Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. // Послесл. Е. С. Буха, М. Педагогика 1991. 174 с.
Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта. М., Academia, 2002.
Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта/ Пер. с венг..; Под общ. Ред. В. В. Столбова. - М., 1982.
Пономарев Н. И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М., 1970.
Советская система физического воспитания/ Гл. ред. Г. И. Кукушкин. - М., 1975.

Память о Петре Лесгафте

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.

Естественно-научный институт имени П. Ф. Лесгафта (до 1957).

Музей функциональной морфологии человека и животных имени Лесгафта (Санкт-Петербург).

В честь Лесгафта названа ведомственная медаль Министерства спорта Российской Федерации.

Медалью Петра Лесгафта награждаются граждане Российской Федерации за большой личный вклад в развитие спортивной науки и образования, как правило, имеющие стаж работы в сфере физической культуры и спорта не менее 10 лет.

Семья Петра Лесгафта

В конце 1864 года Лесгафт женился на Елизавете Андреевне Юргенс.
Брат - Франц Лесгафт.

Читайте также: