Лермонтов в музыке кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

Перевозская средняя общеобразовательная школа.

Реферат на тему:

Проверил: учитель русского языка

и литературы высшей

Музыка в жизни и творчестве Лермонтова.

С народными песнями Лермонтов познакомился еще в Тарханах. Систематически обучаться музыке начал в Пансионе в Москве. В 1829 Лермонтов публично исполнил аллегро из скрипичного концерта Л. Маурера — произведение, считавшегося в техническом отношении трудным.

Воспоминания о Лермонтове и письма к нему свидетельствуют о том, что он любил музицировать, напевать. Тонко чувствующий музыку, поэт остро ощущал оттенки настроений, необходимые для ее восприятия.

Сочинения Лермонтова в музыке.

Вокальная , инструментальная музыка .

Для лучших романсов, принадлежащих композиторам — современникам Лермонтова, характерны выразительность и пластичность музыкальных средств, широкая распевность мелодичных линий. Начиная с 40—50-х годов, лермонтовская поэзия обогащает русских композиторов многих поколений, оказывая воздействие на развитие вокальной музыки.

В 80-е годы впервые обращаются к лермонтовской поэзии А. К. Глазунов , В. Н. Пасхалов (1841—85), Ф. М. Блуменфельд , С. М. Ляпунов , А. С. Аренский . Композиторы разных направлений и течений, обращаясь к лирике Лермонтова, внесли немалый вклад в ее художественное освоение; приобщали к ней широкие культурные круги, делали ее всеобщим достоянием.

Развивая лучшие традиции русской классической музыки, современные композиторы продолжали музыкальное освоение наследия Лермонтова. В современной музыке оно обрело новую жизнь. Уже в 20-е годы была проделана важная работа по установлению подлинных текстов Лермонтова. Началось углубленное изучение биографии поэта, его связей с передовым общественно-литературным движением, благодаря чему облик Лермонтова раскрылся по-новому.

Оперные композиторы.

Накануне 100-летия со дня гибели Лермонтова (1941) работа современных композиторов над лермонтовианой для музыкальных театров приобрела особенно интенсивный характер. 18 июня 1941 по московскому радио в исполнении артистов ансамбля современной оперы ВТО прозвучал монтаж

Что за звуки! неподвижен внемлю

Сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Всемогущий! что за звуки! жадно

Сердце ловит их,

Как в пустыне путник безотрадной

Каплю вод живых!

И в душе опять они рождают

Сны веселых лет

И в одежду жизни одевают

Всё, чего уж нет.

Принимают образ эти звуки,

Образ милый мне;

Мнится, слышу тихий плач разлуки,

И опять безумно упиваюсь

Ядом прежних дней,

И опять я в мыслях полагаюсь

О его природной музыкальности, о занятиях музыкой вспоминали его современники. Но прежде надобно сказать о том времени, когда он музыкой систематически еще не занимался и восприятие музыкальных впечатлений было подсознательным и случайным.

Как играл Лермонтов? И что он играл?

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел,

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов,

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она

Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Воспоминание о песне матери стало для Лермонтова на всю его жизнь мерилом прекрасного, мерилом любви:

Как сладкую песню родимой моей,

Но вернемся к его музыкальным занятиям.

Он пел. Родственница его и верный друг Александра Михайловна Верещагина спрашивала поэта в письме, посланном из Москвы в Петербург, о его рисовании, потом – о музыкальных занятиях:

Скажи мне: где переняла

Ты обольстительные звуки

И как соединить могла

Отзывы радости и муки?

Премудрой мыслию вникал

Я в песни ада, в песни рая,

Но что ж? – нигде я не слыхал

Того, что слышал от тебя я!

Это стихотворение дошло до нас в одной из тетрадей 1831 года. Но Лермонтов вписал его и в альбом Бартеневой – следовательно, уже в московскую пору жизни был с ней знаком.

– С первой половиной сладил, а во второй недостает мне ее певучести и неуловимого ритма.

– А я, – отвечал Лермонтов, – мог только вторую половину перевести.

Музыковед А. А. Орлова предположила возможность личного знакомства Глинки и Лермонтова, и весьма основательно. Из слов Струговщикова можно понять, что он и прежде говорил с Лермонтовым на эту тему, что Лермонтова нисколько не удивило предложение показать перевод Глинке. Возможно, что параллельный перевод одного и того же текста для Глинки и делался. Эти соображения поддерживают догадку Орловой.

Когда зари румяный полусвет

В окно тюрьмы прощальный свой привет

Мне умирая посылает;

И опершись на звучное ружье,

Наш часовой, про старое житье

Мечтая, стоя засыпает;

Тогда, чело склонив к сырой стене,

Я слушаю – и в мрачной тишине

Твои напевы раздаются.

О чем они? не знаю – но тоской

Исполнены – и звуки чередой,

Как слезы, тихо льются, льются.

И лучших лет надежды и любовь,

В груди моей всё оживает вновь,

И мысли далеко несутся,

И полон ум желаний и страстей,

И кровь кипит – и слезы из очей,

Как звуки, друг за другом льются.

Есть речи – значенье

Темно иль ничтожно! –

Но им без волненья

Как полны их звуки

В них слезы разлуки,

В них трепет свиданья.

Не встретит ответа

Средь шума мирского

Из пламя и света

Но в храме, средь боя

И где я ни буду,

Не кончив молитвы,

На звук тот отвечу,

И брошусь из битвы

Ему я навстречу.

Это написал музыкант! Эти слова – гимн интонации, слову, которое произносится, звучит, интонируется, за которым стоит нечто не передаваемое одним только словом, но выражаемое мелодической линией фразы, стиха…

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

В созвучье! Опять-таки не только в смысле слов, а в их звучании, в их музыкально-поэтическом выражении!

Нет! Музыкальность Лермонтова не прошла даром для русской поэзии. И она объясняет нам непостижимое звучание лермонтовского стиха и его поэтической прозы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Пророчество Лермонтова

Пророчество Лермонтова Лермонтов обладал поразительным даром пророчества, не в фигуральном, а в самом прямом смысле этого слова. Тем, кто в этом сомневается, напомню его стихотворное предсказание грядущей революции в России. Лермонтов так его и назвал –

Ранняя музыкальность

Ранняя музыкальность Первоначальное приобщение к музыке у маленького Фрица было вполне заурядным. Как чтению, письму и Закону Божьему, музыке его начали учить дома. При этих словах у многих, вероятно, возникнет образ измученного ребенка, принужденного часами просиживать

ЕЩЕ ОБ ОДНОЙ ТАЙНЕ ЛЕРМОНТОВА

ЕЩЕ ОБ ОДНОЙ ТАЙНЕ ЛЕРМОНТОВА Я ни на чем не настаиваю. Не предлагаю готовых решений, Просто хочу обратить внимание читателей на события, не учтенные в биографии Лермонтова. Сам он об этих событиях знал, не знать не мог. И как-то должен был отозваться на них.Речь идет об

ЗЕМЛЯК ЛЕРМОНТОВА

ЗЕМЛЯК ЛЕРМОНТОВА В июне 1948 года, в дни чествования памяти Виссариона Григорьевича Белинского, большая делегация писателей и ученых выезжала из Москвы в те места, где прошли его юные годы, — в Пензу и Пензенскую область.Никогда и нигде не бывало, — это бывает только у

Бессмертие Лермонтова

Бессмертие Лермонтова Погибнув на бессмысленной дуэли, Михаил Лермонтов сразу же ушел в бессмертие. Уже вскорости после его гибели за его автографы, его личные вещи коллекционеры и знатоки давали немалые деньги. Во весь период царствования Николая I о нем молчали, но

Мицкевич в стихах Лермонтова

Литературная школа Лермонтова

Литературная школа Лермонтова Вопрос о литературной среде юного Лермонтова в Московском университетском благородном пансионе никак не является новым. Начиная с П. А. Висковатого, он привлекает к себе постоянное внимание, — и благодаря разысканиям Н. Л. Бродского,

Драматургия Лермонтова

Драматургия Лермонтова Драматургия Лермонтова в истории русской культуры и литературы — явление менее значительное, чем его поэзия и проза. Это объясняется в известной степени и тем, что Лермонтов обращался к драматической форме лишь в первые годы своей литературной

Поэмы М. Ю. Лермонтова

Поэмы М. Ю. Лермонтова В литературном наследии Лермонтова поэмам принадлежит особое место. За двенадцать лет творческой жизни он написал полностью или частично (если считать незавершенные замыслы) около тридцати поэм, — интенсивность, кажется, беспрецедентная в

Однокурсник Лермонтова

Тройка за Лермонтова

Тройка за Лермонтова Собственно с литераторшами Вознесенскому в школе не везло. В письмах, которые он писал еще шестиклассником родителям, — отцу часто приходилось участвовать в строительстве гидрообъектов по всей стране и, если мама отправлялась с ним, Андрюшу с


Вид Большого театра в Москве. Литография Жан-Батиста Арну с рисунка Иосифа Вивьена. Первая половина XIX века © Wikimedia Commons

Мы живем среди полей
И лесов дремучих…

Бетховен

Шуберт


Спектакль в Александринском театре. Справа карикатурное изображение Лермонтова, пожимающего руку неизвестному человеку. Рисунок в альбоме князя Петра Урусова. Не позднее 1841 года © Литературный музей, Москва

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

Соловей

…Безвестный гость, дубравный соловей
Порою издает томительные звуки,
В них слышны: слава прежних дней,
И голос нег, и голос муки.


“Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Л., будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою” — писал Белинский.

Лермонтов был очень музыкален, его стихи сами ложатся на музыку. Не удивительно, что значительная часть лирических произведений поэта легли в основу более сотни русских романсов и песен, музыку для которых сочиняли. Рубинштейн А. Г., Кюи Ц. А., Балакирев М. А., Римский-Корсаков Н. А. и многие другие русские композиторы.

Что за звуки! неподвижен внемлю

Сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Музыка пробуждает воспоминания, позволяет переживать вновь давно прошедшее, воскрешает в памяти поэта милый его сердцу образ:

Принимают образ эти звуки,

Образ милый мне;

Мнится, слышу тихий плач разлуки,

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Про тебя нашу песню сложили мы,

Про твово любимого опричника

Да про смелого купца, про Калашникова…

Уж не тронь ты, злое море,

Везет моя лодочка

Правит ею в темну ночь

Щеки бледностью, хоть молод,

В сердце ненависть и холод

В уме своем я создал мир иной

И образов иных существованье;

Я цепью их связал между собой,

Я дал им вид, но не дал им названья…

Ранние опыты Л. воплотить музыкальные жанры в лирике отозвались и в более поздних его произведениях, которые неизменно отличаются удивительной музыкальностью.

Спят во тьме ночной;

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

В отличие от Гете, который создает пейзаж, Лермонтов подчеркивает причастность человека к природе, ее покой скоро передастся и ему:

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь…

Л. погиб, когда его работа над музыкальностью стиха была в самом расцвете. Возможно, поэт объединил бы музыкальное и поэтическое творчество, написав музыку для собственных произведений, ведь такие замыслы и даже опыты у поэта были. Но этому не суждено было случиться, хотя на музыку большинство произведений поэта все же легло. И, наверное, звучание музыки на стихи Лермонтова не очень далеки от того, как мыслил их поэт, ведь музыка его стиха столь очевидна, что нужно лишь вслушаться в нее и переложить на ноты.

Булич С. М. Ю. Лермонтов и русская музыка. — В кн.: Лермонтов М. Ю. Полн. собр. соч. /Под ред. и с примеч. проф. Д. И. Абрамовича. Т. 5. Спб., 1913;

Равинова-Бас Л., Музыку он любил с детства. “Музыкальная жизнь”, 1961, № 13, с. 16–18;

Основные термины (генерируются автоматически): Лермонтов, песня, поэт, музыка, стихотворение, звук, лирическое произведение поэта, образ, песнь, свежая мгла.

Читайте также: