Леонид владимирович занков вклад в педагогику кратко

Обновлено: 18.05.2024

Академик Леонид Владимирович Занков (1901–1977) – педагог, психолог, дефектолог – один из непосредственных учеников и сотрудников Л.С. Выготского, воплотивший в практике идею своего учителя о том, что обучение должно идти впереди развития ребенка, активизируя зону его ближайшего развития.

Под руководством Л.В. Занкова проведено уникальное по своему масштабу психолого-педагогическое исследование (1200 классов) соотношения обучения и развития, в ходе которого была выстроена целостная педагогическая система, цель которой достижение оптимального общего развития каждого школьника.

Академик Л.В. Занков и его сотрудники – специалисты в области психологии, физиологии, дефектологии, педагогики – открыли закономерности воздействия внешнего влияния на развитие младших школьников. Они доказали, что не всякое обучение способствует оптимальному развитию возможностей ребенка. Вывод по проблеме исследования: развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних факторов (среда, воспитание, обучение) и внутренних факторов (индивидуальных качеств ребенка). Такому пониманию соотношения обучения и развития соответствует особый тип обучения, который характеризуется исключительным вниманием к содержанию и организации педагогического процесса, отражающего социокультурный опыт, социальный заказ, и столь же исключительным вниманием к внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, его детским потребностям и интересам.

Общее развитие ребенка понимается как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного, – тех образований метапредметного характера, которые составляют основные планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального образования. Мы имеем в виду универсальные учебные действия: познавательные (интеллектуальное развитие), регулятивные (развитие волевых качеств), личностные и коммуникативные (развитие эмоционально-чувственной сферы, нравственных представлений).

Цели общего развития школьников подчиняется и всеобъемлющая задача обучения: представить общую целостную картину мира на основе науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Научные теоретические знания становятся стержнем в развертывании учебного курса, в действительности реализуя системность знаний. Однако при этом сохраняется внимание к приобретению детьми чувственного опыта при непосредственном наблюдении за окружающей действительностью, наглядными объектами, при изучении литературы и произведений искусства.

Методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход, который сформировался в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и их реализации в практике.

Системно-деятельностная парадигма Стандарта требует свойственного системе развивающего обучения позиционирования учителя и обучающегося: освоение и присвоение ребенком накопленного социального опыта достигается в ходе активной самостоятельной деятельности при партнерском взаимодействии как со взрослыми, так и с ровесниками.

Таким образом, на современном этапе развития образования совпали важнейшие положения системы Л.В. Занкова, выдвинутые еще 60 лет назад, и ФГОС НОО:

  • цель образования – развитие личности;
  • понимание необходимости именно общего, а не только интеллектуального развития детей с разными возможностями к обучению;
  • организация самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности как способа достижения цели.

Направляющую и регулирующую роль в организации образовательной системы играют дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.

Методическая система является реальным механизмом для достижения таких приоритетов современного начального образования, как формирование универсальных учебных действий, организация поисковой самостоятельной деятельности, поддержка индивидуальности школьника.

Разработка учебно-методических комплектов на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы создает единую педагогическую среду, в которой живет и развивается ребенок.

Кандидат педагогических наук, доцент, автор курса по обучению грамоте и русскому языку системы развивающего обучения Л.В. Занкова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель обучения - достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков.

Общее развитие - целостное развитие ребенка - его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника.

В качестве ведущих принципов в данной системе используется: обучение школьников на высоком уровне трудности, признание ведущей роли теоретических знаний в обучении школьников, ученые программы построены в соответствии с линейным принципом, предусмотрен быстрый темп в изучении нового материала при непрерывном повторении и закреплении, организуемом в новых условиях, обучение по данной системе строится с опорой на индивидуальное развитие учащихся класса, воспитывается положительная мотивация учения и познавательные интересы школьников, в процесс обучения включается эмоциональная сфера, кроме того, важным является гуманизация взаимоотношений между педагогом и школьниками.
Задачи системы:

Представление целостной общей картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственно познания.

Усвоение прочных знаний посредством продвижения ребёнка в общем развитии.

В обучении для повышения познавательной активности школьников находят применение дидактические игры, организуется самостоятельная деятельность, значительная часть урока отводится коллективному поиску на основе наблюдений, сравнений, группировок, классификаций, выявления закономерностей, самостоятельного формулирования выводов. Дидактическая система, разработанная Л.В. Занковым, позволяет Данная система акцентирует внимание учителя на развитии у детей мышления, наблюдения, действования практически. Значительный вклад Л.В. Занков внёс в разработку вопросов обучения и воспитания детей, имеющих отклонения в развитии. Основные труды Основными трудами педагога являются исследования по дидактике, психологии, дефектологии.

Дидактические принципы:

Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.

Ведущая роль теоретических знаний.

Осознание процесса учения.

Быстрый темп прохождения учебного материала.

Работа над общим развитием каждого ребёнка.

Занковский урок:

Ничего не давать детям в готовом виде.

Формулировать вопросы поискового характера.

Организация исследовательской деятельности.

Соединение знаний с эмоциями.

Система Л.В.Занкова даёт:

Развитие ума, воли, нравственных представлений;

Радость от свободного умственного труда, творчества и общения;

Самостоятельность, уверенность, ответственность;

Стремление к сотрудничеству;

Изменение взгляда на образование и ученика;

Технологию развития личности учащегося, егопознавательных и созидательных способностей;


Леонид Владимирович Занков (1901–1977) – один из известнейших ученых в области педагогики, психологии и дефектологии, академик, доктор педагогических наук, профессор, создатель новой системы обучения и развития школьника, которая до настоящего времени применяется в ряде российских школ. Разработчик теории и практики второй в мире после Я. А. Коменского дидактической системы обучения.

С 1957 по 1977 гг. в ходе лабораторного психолого-педагогического эксперимента, в котором участвовало более тысячи экспериментальных классов, была создана новая система начального обучения. Л. В. Занковым и сотрудниками его лаборатории были выпущены книги с описанием методики нового типа обучения и разработаны первые экспериментальные учебники. В 1996 г. коллегия Министерства образования РФ придала системе развивающего обучения Л. В. Занкова статус государственной.

По данным, приведенным методистами, в среднем каждый 4-й российский ученик младшей школы обучается по системе Л. В. Занкова. Это составляет от 15% до 40% от всех школьников РФ в зависимости от региона , а в Москве — около 30%.

В 2020 году исполнилось 63 года системе развивающего обучения Занкова.

По данным, приведенным методистами, в среднем каждый 4-й российский ученик младшей школы обучается по системе Л. В. Занкова. Это составляет от 15% до 40% от всех школьников РФ в зависимости от региона , а в Москве — около 30%.

В 2020 году исполнилось 63 года системе развивающего обучения Занкова.

Методика развивающего обучения Л. В. Занкова охватывает обучение детей с 6 лет до перехода их в старшую школу. Ученый сознательно не создавал методику обучения в старшей школе – он считал, что все самое лучшее можно развить только в младшем школьном возрасте. К примеру, плохая память шестиклассника – это следствие игнорирования ее развития в более раннем возрасте. Скорее всего, она уже не станет лучше.Общее развитие ребенка должно быть направлено не на отдельные компоненты (память, воображение, внимание и т. д.), а на всю психику в целом. Воспитывать в ребенке нужно стремление к самостоятельной учебной деятельности, а не к простому получению от учителя необходимых знаний, умений и навыков.

Педагогическая система развивающего обучения Л. В. Занкова даёт

учащимся:

• развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений, формирование потребности учиться;

• радость от свободного умственного труда, творчества и общения;

• самостоятельность, уверенность, ответственность;

• стремление к сотрудничеству.

учителю:

• изменение взгляда на образование и ученика;

• технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей;

• расширение возможностей для творчества.

родителям:

• уверенность в успешном будущем своего ребенка.

Педагогическая система развивающего обучения Л. В. Занкова даёт

учащимся:

• развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений, формирование потребности учиться;

• радость от свободного умственного труда, творчества и общения;

• самостоятельность, уверенность, ответственность;

• стремление к сотрудничеству.

учителю:

• изменение взгляда на образование и ученика;

• технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей;

• расширение возможностей для творчества.

родителям:

• уверенность в успешном будущем своего ребенка.

Дидактические принципы Л.В. Занкова

Для наибольшей эффективности процесса общего развития школьников Л.В. Занков разработал дидактические принципы развивающего обучения:

  • целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;
  • системность и высокая сложность содержания, адекватные зоне ближайшего развития ребёнка;
  • ведущая роль теоретических знаний (без принижения значения практических умений и навыков);
  • обучение на высоком уровне трудности;
  • продвижение в изучении материала в быстром темпе;
  • осознание ребёнком процесса учения (принцип сознательности, обращённой на свою деятельность);
  • принцип единства эмоций и интеллекта, включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);
  • проблематизация содержания (коллизии);
  • вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
  • работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.

Одной из ярких черт урока в дидактической системе Л. В. Занкова является неукоснительное требование к учителю обеспечить на уроке добрые, доверительные, насыщенные положительными эмоциями отношения между учителем и учащимися.

Читаем, изучаем, применяем в работе!

В известных трудах учёного, в которых особое внимание уделяется работе школы над развитием учащихся, выдвинуты принципы экспериментального обучения и освещён опыт работы школ в данном направлении и его результаты.

В книге рассматриваются объективные закономерности обучения и развития младших школьников, отражены экспериментально-педагогические исследования по важнейшим проблемам дидактики.

  • Родители не должны готовить с детьми или, того хуже, вместо детей домашние задания. В противном случае учитель попросту не сможет вовремя заметить, что ребенок в чем-то не разобрался.
  • Родители не должны наказывать ребенка за неуспех, виной которому его индивидуальные особенности, а не, допустим, лень.

Знаете ли вы, что.

Творческое наследие Л. В. Занкова – более 200 крупных публикаций, переводные издания в 14 странах.

Созданная им и его сотрудниками система обучения реализуется в каждой четвертой школе России, в школах Белоруссии, Украины, Казахстана, Молдавии, США, Израиле, Австралии.

Что происходит с системой Занкова сегодня?

В настоящее время в начальном образовании развивающая система Л. В. Занкова вызывает противоречивые мнения. Одни специалисты её критикуют, другие продолжают считать актуальной и совершенной.

Однако, уроки по Занкову, благодаря богатому содержанию, методам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребёнка, характеру взаимоотношений между учителем и учащимися, могут приобрести черты нестандартности, яркости, мобильности. А его опыт будет полезен в работе, как педагогам со стажем, так и учителям, только начинающим свою педагогическую деятельность.

Однако, уроки по Занкову, благодаря богатому содержанию, методам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребёнка, характеру взаимоотношений между учителем и учащимися, могут приобрести черты нестандартности, яркости, мобильности. А его опыт будет полезен в работе, как педагогам со стажем, так и учителям, только начинающим свою педагогическую деятельность.

Л.В. Занков как автор системы развивающего обучения. Достижение более высокой эффективности обучения для общего развития школьников - цель педагогического метода Занкова. Методы ориентации на психическое, личностное развитие ребенка в процессе учебы.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.03.2014
Размер файла 15,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В настоящее время в Российской Федерации государственными признаны три школьные системы обучения: традиционная, Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Традиционная система обучения существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670). Он впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму обучения. Система способствовала развитию у школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни в условиях ремесленного производства и появления первых паровых машин: полное послушание, умение повторить действия учителя (мастера). В течение всей своей жизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполняя его одними и теми же методами.

К поколениям россиян, выросших в ХХ веке, практически предъявлялись те же требования, они также имели возможность в течение жизни заниматься одной профессией, в которой мало что менялось. Однако именно в XX веке произошли глобальные изменения в науке и общественной жизни, резко возрос поток информации, человек стал жить в принципиально других скоростях. Все это привело к необходимости существенно пересмотреть задачи и методы обучения школьников, а система Коменского, успешно применявшаяся на протяжении нескольких столетий, уже не может удовлетворить требования 20-30-х годов третьего тысячелетия, когда ваш ребенок будет искать свое место во взрослой жизни.

На сегодняшний день успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Например, сейчас вы выбираете школу, учителя, систему обучения. Ваш ребенок должен будет выбирать профессию, друзей, место отдыха, жительства и т.д. В своей трудовой деятельности ваш ребенок (как и вы, сейчас, если хотите быть конкурентоспособными) должен видеть варианты выполнения своих обязанностей и выбирать наиболее продуктивные из них. И вряд ли ему удастся ограничиться в жизни одной профессией, а если и удастся, то придется постоянно совершенствоваться, осваивая новые приемы.

Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым для него, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.

Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система, разработанная нашим соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым (1901-1977).

1. Л.В. Занков. Биография

Леонид Владимирович Занков (10 апреля 1901 -- 27 ноября 1977 гг) -- советский психолог. Специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии. Ученик Л.С. Выготского. Проводил экспериментальные исследования развития детей, в которых выявлялись условия эффективного обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении. Автор системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

2. Как создавалась система

1 сентября 1957 года в 172-й школе Москвы в экспериментальном первом классе стали заниматься малыши, которым было суждено войти в историю. Именно с них на практике началась система развивающего обучения академика Л.В. Занкова.

Учительница, которая вела этот класс, только окончила педагогическое училище, что и являлось большим преимуществом для эксперимента. Не имея большого стажа работы ей было проще преподавать по новой методике, всем известно, что научить гораздо проще, чем переучить.

На протяжении четырех лет велась научная работа, руководитель и сотрудники лаборатории присутствовали практически на всех занятиях экспериментального класса, наблюдали работу учительницы, процесс учения детей, их высказывания и поведение. Исходя из увиденного и услышанного, научные работники вместе с учительницей выявляли, где были допущены промахи и ошибки, вносили изменения и корректировки в систему, таким образом, намечался план действий на последующий отрезок времени. Главным содержанием этих собеседований было изыскание новых путей обучения, гораздо более эффективных для развития школьников. Также большую роль в создании системы сыграло протоколирование каждого занятия, многие уроки записывались на звукозаписывающее устройство, это дало возможность ученым исследовать изучение усвоения знаний и навыков, а также обследовать развитие по экспериментально-психологической методике.

Таким образом, в течение четырех лет были разработаны дидактические принципы экспериментальной системы начального обучения и на их основе составлены программы, методические указания для учителей, а также учебные материалы для школьников.

На следующем этапе исследования работа по экспериментальной системе все более разрасталась. В 1962-1963 учебном году эта система осуществлялась в 30 начальных классах, а уже в 1966-1967 учебном году по системе Занкова преподавали уже в 52 краях и областях РСФСР и восьми союзных республиках.

3. Дидактические принципы системы

Главной идеей системы является достижение более высокой эффективности обучения для общего развития школьников. Однако попытка реализовать такой непосредственный переход, могла привести к непоследовательности и разрозненности в содержании учебного материала. Подобные недочеты явились бы непреодолимой помехой в построении системы. Единство в этой системе обеспечивают дидактические принципы:

Ш Обучение на высоком уровне трудности. Он раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление. Трудность заключается в том, чтобы познать сущность изучаемых явлений, связей и зависимостей между ними, в подлинном приобщении школьников к ценностям литературы и искусства. Вместе с тем данный принцип сосредотачивает в себе своеобразие процессов психической деятельности школьника в овладении учебным материалом. Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет вяло и слабо. Обучение на высоком уровне трудности сопровождается соблюдением меры трудности. Мера трудности отнюдь не направлена на снижение трудности, но выступает как необходимый компонент целесообразного применения принципа.

Ш Быстрым темпом - этот принцип органически связан с принципом обучения на высоком уровне сложности. Это означает непрерывное обогащение школьников все новыми и новыми знаниями, отказ от топтания на месте, от однообразного повторения пройденного. Но не стоит думать, что он несет в себе смысл погони за рекордом выполненных заданий или примеров. Этот принцип всего лишь призывает к постоянному движению вперед, непрерывное обогащение ума школьника разносторонним содержанием создает благоприятные условия для все более глубокого осмысления получаемых сведений.

Ш Ведущая роль теоретических знаний. Указанный принцип требует, чтобы познавательная сторона обучения была выдвинута на первый план и как мощное средство развития школьников, и как надежная основа подлинного овладения умениями и навыками. Одним из важнейших аспектов принципа является усвоение детьми терминов не как просто заученное наизусть, а исполнять важное условие правильного обобщения и формирования понятия.

Ш Осознание процесса учения - необходимость сознательности во всех звеньях учебного процесса, понимание учебного материала и умение применять знания на практике. Большое внимание уделяется мыслительным операциям, входящим в состав сознательного усвоения знаний.

Ш Принцип целенаправленной и систематической работы над развитием всех учащихся класса, в том числе и самых слабых - занимает особое место в системе. Именно слабым школьникам необходимо преодолеть отставание, они еще больше нуждаются в том, чтобы велась систематическая работа над их развитием. Такая работа приводит к большим сдвигам в развитии слабых учеников.

Принципы системы реализуются в изменении содержания начального образования, в методах обучения и воспитания, в методическом построении работы по учебным предметам или части. Основу системы составляют не какие-либо изолированные, разнородные положения, а принципы, органически связанные между собой.

4. Развитие наблюдательности, мышления и практических действий

Основными критериями при определении уровня развития были развитие наблюдательности, абстрактного мышления, практических действий.

По результатам применения экспериментальной системы начального обучения для общего развития школьников 1-2 классов научные работники смогли сделать вывод, что по трем упомянутым линиям ( наблюдательности, мышления и практических действий) было выявлено, на какой ступени развития находились школьники в начале школьного обучения, а затем через два года. Факты свидетельствовали о выдающемся прогрессе развития учеников экспериментального класса на протяжении двух лет обучения по сравнению с учениками обычных классов. Добытые факты подтверждают, что система Занкова служит развитию различных форм психической деятельности школьников.

Очень существенно то, что у школьников экспериментального класса выявлено интенсивное развитие по всем трем прослеженным линиям. Таким образом, показана разносторонняя эффективность экспериментальной дидактической системы, ее роль в общем развитии школьников.

Следует заметить, что при этой системе достигается высокий результат в развитии всех учащихся, в том числе самых сильных и наиболее слабых.

Обучение по системе Занкова в наше время.

За прошедшее десятилетие в образовательной системе России произошли кардинальные изменения: на смену унифицированному монолиту советской школы пришло вариативное образование: школы, учителя, родители получили реальное и закрепленное законом право на выбор программ, учебников, образовательных технологий. Существует настоятельная потребность в содержательном анализе процесса реализации дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова в изменившейся социальной и образовательной ситуации: в осмыслении позитивных и негативных тенденций, достижений, проблем, противоречий и перспектив.

Одним из существенных результатов научной разработки и реализации в школьной практике дидактической системы Л.В. Занкова является то обстоятельство, что идеи развивающего обучения утвердились в педагогическом и общественном сознании и оказывают влияние на всю систему российского образования. При любых педагогических инновациях стало хорошим тоном ссылаться на Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова; подчеркивать проблемную структуру учебных материалов, ориентацию на зону ближайшего развития детей, направленность на организацию учебно-поисковой деятельности детей в атмосфере сотрудничества и сотворчества учителя и детей. Еще недавно административная оценка успешности педагогической деятельности школьного учителя включала в себя, прежде всего сведения о проценте успеваемости. Сейчас в официальных документах декларируется, что смысл профессиональной деятельности учителя видится в создании условий, благоприятных для проявления и развития личностного потенциала учащихся. Другое дело, что в действительности имеется в виду под этими понятиями. Но несомненно, что в общественном и педагогическом сознании происходит смена приоритетов, что идеи развивающего обучения вошли в российское образование.

В современных концепциях начального образования в качестве основной, главной и определяющей его цели называется развитие личности младших школьников. Усвоение детьми знаний, умений и навыков должно становиться средством достижения этой цели. Анализ научных данных о перспективах развития образования, о тенденциях развития отечественной и зарубежной образовательных систем, изучение прогнозов экспертов свидетельствуют о том, что в третьем тысячелетии именно личностно развивающие педагогические системы будут занимать доминирующие позиции в мировом контексте.

Таким образом, ведущей тенденцией современного начального образования в нашей стране, как и за рубежом, является ориентация на психическое и личностное развитие ребенка в процессе обучения.

Главным результатом дидактической системы Л.В. Занкова, на мой взгляд, является ее приход в массовую школу.

В заключении мне бы хотелось выразить огромную благодарность всем работникам лаборатории за проделанный труд и не зря потраченное время ведь сам по себе факт возникновения в истории образования идеи развивающего обучения свидетельствует о том, что обучение может с разной степенью эффективности влиять на развитие детей. Идея обучения, направленная на создание условий для развития личности ребенка, берет свое начало с древних времен и связана с именами великих педагогов (И. Песталоцци, Ф. Дистервег, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.). В истории образования известны примеры плодотворной практической реализации этой гуманистической идеи, всегда связанные с именами действительно талантливых педагогов. Значимость труда разработчиков систем развивающего обучения состоит не в изобретении идеи развивающего типа обучения, а в том, что впервые на научной основе системно разработаны два основных направления развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Впервые разработаны образовательные технологии, в которых содержание, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, и тем самым были созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи развивающего обучения в массовой школьной практике грамотными, думающими учителями, а не отдельными выдающимися педагогическими талантами.

занков педагогический личностный развивающий

1. Л.В. Занков Дидактика и жизнь М. Просвящение 1968. - 176с.

2. Л.В. Занков Избранные педагогические труды -- 3-е изд., дополненое. -- М.: Дом педагогики, 1999. -- 608с.

Читайте также: