Леонардо да винчи мадонна в гроте описание картины кратко

Обновлено: 05.07.2024

Журнал: Загадки истории №34, август 2021 года
Рубрика: Сокровище нации
Автор: Василий Патрикеев

Ёсико Кавасима: Последняя принцесса Маньчжурии

Принцесса крови, модная певица и агент японской разведки, она умела очаровывать как мужчин, так и женщин, водила близкую дружбу с членами императорской фамилии и крупными дипломатами, имела генеральский чин и удостоверение военного пилота. Одни считали её Жанной д’Арк, другие — убийцей и чудовищем. Жизнь Ёсико Кавасимы вызывает много вопросов, впрочем, и смерть шпионки-оборотня выглядит весьма неоднозначно.

Арабский легион вермахта: Как СС вербовало арабов для войны

Шёл второй год Великой Отечественной войны. Ожесточённые сражения разворачивались по всему советско-германскому фронту, протянувшемуся от Кольского полуострова до предгорий Кавказа. Для южного участка немцы привлекли весьма необычное формирование — так называемый Арабский легион, который, однако, предназначался совсем для другого места, а бойцы в бои на Кавказе не очень-то и рвались…

Картину “Мадонна в гроте” Леонардо да Винчи написал в период с 1483 по 1508 годы. Как и с основной частью его картин, с этим произведением связано много туманностей и секретов.

Одна из таких странностей заключается в том, что” Мадонна” воспроизведена в двух вариантах — одна из картин них находится в Лувре , а другая является достоянием Национальной Галереи Лондона. Другая странность заключается в том, что произведения написаны с разницей в несколько десятков лет.

Произведение было заказано художнику в качестве алтарного образа для церкви Сан-Франческо Гранте. В договоре, подписанном художником, были указаны конкретные сроки изготовления образа – 4 декабря 1483 года, через восемь месяцев после подписания контракта. Но сроки, как водится были нарушены.

Картина, написанная художником, не соответствовала тем требованиям, которые были к ней предъявлены. Согласно требованиям заказчиков на картине должны были присутствовать Мадонна с младенцем, два ангела и два пророка.

Леонардо же из всех персонажей оставил только Мадонну и младенца, вместо пророков и ангелов он нарисовал еще одного младенца — Иоанна Крестителя и Архангела Уриила . К тому же с окончанием работ художник затянул на целых два года.

Историки считают, что художник просто продолжил работать над уже начатым полотном, не став менять сюжетной линии и персонажей. Леонардо да Винчи настолько был уверен в том, что заказчики картины не смогут отказаться от его шедевра, что не посчитал нужным следовать оговоренным ранее условиям.

В результате братство отказалось оплачивать работу художника и ему пришлось обращаться за помощью к своему покровителю герцогу Людовико Сфорца . Картину художник все же переписал и она заняла свое место в алтаре церкви Сан-Франческо Гранде в 1508 году.

Варианты работы художника имеют некоторые отличия — лица Марии и младенцев более одухотворены, залиты небесным сиянием, а их головы дополнены нимбами. Мадонна на алтарном образе выглядит менее земной, что более подходит для смиренной молитвы. Первый вариант картины более ста лет нигде не выставлялся. Сегодня картиной можно любоваться в стенах Лувра .

Этот человек – культовая и чуть ли не самая загадочная персона Средневековья.

Все его творения окутаны тайнами и легендами и до сих пор вызывают споры в кругах учёных мужей. Одни говорят, например, что в своих произведениях Леонардо закодировал тайный смысл Библии и раскрывает истинную историю Христа. Другие считают, что полотна да Винчи усеяны символами, которые приведут к немыслимым сокровищам и святыням, например, к Святому Граалю. Некоторые убеждены: художник на всех своих знаменитых картинах изображал лик бога! Стоит только поднести зеркало к определенному участку полотна, на который могут указывать руки персонажей, как из него на нас посмотрит грозный иудейский бог Яхве, или христианский Господь, а может быть даже и Сатана…

Ещё в совсем юном возрасте, Леонардо начал упражняться в живописи в мастерской художника Андреа Веррокио. Позже он переехал из маленького городка на западе Флоренции в Милан, где его талант развился до невероятных высот.

Все, к чему только прикасались руки гения, становилось бесценным творением искусства или науки. В его рукописях встречаются технические и анатомические чертёжи, схемы невиданных доселе аппаратов и машин, которые впоследствии помогли Человечеству сделать шаг в сторону прогресса. Леонардо исследовал мир во всех его проявлениях: увлекался ботаникой, геологией, анатомией, физикой, астрономией, механикой, благодаря чему сделал много открытий. Но мир знает его, прежде всего, как великого художника, архитектора и скульптора.

Картина существует в двух вариантах, один из которых находится в Лувре (Париж), другой – в Лондонской Национальной галерее. Художник начал над ней работу в 1483 году, но поначалу оставил картину у себя из-за проблем с заказчиками по поводу оплаты.

Завершил он её лишь спустя 10 лет, но замыслил сделать повторение картины. А в 1508 году, при участии свого ученика Амброджо де Предиса, художник, несколько видоизменив, все же закончил второй вариант картины, которая ныне и находится в Лондоне. Изображения на этих двух полотнах во многом отличаются.

Луврский вариант:

На картине изображена встреча Девы Марии с маленьким Иоанном Крестителем и архангелом Уриилом. Действие происходит в скальном гроте египетской пустыни. Святое Семейство предположительно скрывалось здесь от царя Ирода. Этот эпизод не описан в Евангелии, но он является неотъемлемой частью христианской мифологии.


В центре пещеры мы видим Деву Марию, возле которой находятся два младенца. Считается, что ребёнок, который сидит справа от Марии, и которого она обнимает за плечо, — это Иоанн Креститель. С другой стороны от нее — маленький Иисус. Он сидит со скрещенными ножками, и правой рукой как будто благословляет второго мальчика. У Иисуса над головой нависает ладонь Богоматери и вытянутый вперед палец архангела Уриила.

Лондонский вариант:

Фигуры персонажей выглядят несколько крупнее, к их головам дорисованы нимбы. Архангел Уриил больше не указывает пальцем на малыша, сидящего справа от Божьей Матери, который на этот раз держит удлиненный крест – символ Иоанна Крестителя.


Любители разгадывать коды и тайны узрели в первом варианте картины тайное послание: младенец возле Марии не Иоанн, а Иисус и именно он поклоняется Иоанну Крестителю, а не наоборот! Это соответствует традиции тамплиеров, которые, прежде всего, чтили Иоанна и поклонялись ему. А значит, и сам Леонардо был приближенным к этому таинственному ордену. Ну или его Магистром, как считает писатель Дэн Браун и его последователи.

Правда это или нет, пока не известно, но, зная любовь Леонардо к зеркалам и его страсть к тайным шрифтам, которые читаются только в отражении, предполагать можно что угодно.

Ну а желающие воочию увидеть это и другие таинственные полотна, и выдвинуть свою теорию, могут отправляться в парижский Лувр и прикоснуться к этим творениям в любое время (только руками не трогать!).

Мадонна в скалах - Леонардо да Винчи

Одна из версий картины "Мадонна в скалах" находится в Лувре (Париж), другая - в Национальной галерее в Лондоне.

На обеих картинах изображены Мадонна и Младенец Христос с младенцем Иоанном Крестителем и ангелом в окружении скалистого пейзажа, что и обусловило название картин.

Существенные композиционные различия заключаются в изображении взгляда и правой руки ангела. Также между двумя версиями существует много незначительных, включая цвет, нюансы освещения, изображенную растительность и способ использования "сфумато" - техники, которую подарил миру да Винчи. Считается, что версия "Мадонны в скалах", хранящаяся в Лувре, была написана между 1483 и 1486 годами, а вторая (в Лондоне, создана позже. но до 1508 года).

Тем не менее, эти данные нельзя считать окончательными, и до сих пор специлисты выдвигают разные предположения относьтельно даты написания каждой их картин и того, какая из них была написана первой.

Желание проникнуть в самое сердце природы и разгадать все ее секреты, возможно, было главным стимулом Леонардо да Винчи во всем, что он делал.

Вероятно, главный интерес в написании "Мадонны в скалах" состоял в том, чтобы, объединив все свои знание о ней, создать произведение сверхъестественное, способной, в определенном смысле, поспорить с самой природой.

Отметим, точно такой же позиции в творчестве впоследствии придерживался великий каталонский архитектор Антони Гауди, считавший себя "прилежным учеником природы", но вовсе не собиравшийся слепо копировать созданное ею.

Если другие художники укладывали природные объекты в "прокрустово ложе" своих художественных задач, распределяя их согласно заранее определенной ими схеме, Леонардо позволяет природе раскрыться во всей своей органической красе, изображая кадое растение, скалу или цветок с величайшей и скрупулезной точностью.

Эта "природная доминанта" картины "Мадонна в скалах" создает интересный эффект: изображенные в окружении буйства природы люди странным образом срастаются с ней в одно целое, утрачивая часть "человеческого", но полностью сохраняя "божественное".

В этом заключалась причина геиальности Леонардо: его мозг вовсе не предрасположен был следовать устоявшемуся и общепризнанному канону, но настойчиво стремился за грань уже познанного, что неизбежно приводило к новым и новым открытиям.

Кажется, что изображенный на картине грот никогда не был посещаем людьми - и в то же время персонажи картины выглядят в природносм окружении более, чем естественно и являются его неотъемлемой частью.

Мадонна в скалах-2 - Лондонская версия

"Мадонна в скалах", которая находится в Лувре, считается большинством искусствоведов более ранней версией и датируется примерно 1483–1486 гг. Большинство авторитетов согласны с тем, что работа полностью принадлежит Леонардо. Эта версия примерно на 8 см выше лондонской версии.

Первое достоверное упоминание об этой картине относится к 1625 году, когда она находилась во французской королевской коллекции. Принято считать, что эта картина была написана по заказу 1483 года в Милане. Предполагается, что эта картина была продана Леонардо в частном порядке и что лондонская версия была написана позже, чтобы не сорвать выполнение заказа, за который уже было заплачено.

Очень похожая картина в Национальной галерее в Лондоне также приписывается Леонардо да Винчи и датируется до 1508 года. Первоначально предполагалось, что она была частично написана помощниками Леонардо, однако изучение картины во время недавней реставрации позволило эккспертам придти к однозначному убеждению, что бОльшая часть работы принадлежит Леонардо.

Эта версия "Мадонны в скалах" была написана для часовни Братства Непорочного зачатия в церкви Сан-Франческо Маджоре в Милане. Затем церковь продала ее, скорее всего, в 1781 году, а еще четыре года спустя, в 1785 году, "Мадонну в скалах" приобрел Гэвин Гамильтон, который привез картину в Англию.

Пройдя через различные собрания, в 1880 году она была куплена Национальная галерей, в коллекции которой находится по сей день.

Воспользовавшись давно известными конспирологическими сведениями (на этот счет уже было опубликовано немало книг) Браун "упаковал" эти теории в обертку легкого увлекательного чтива, надеясь "хайпануть" и заработать на этом деньги - что ему, безусловно, удалось. Учитывая популярность книги и снятого по ней фильма "Код да Винчи" с Томом Хенксом, не следует сбраывать со счетов и популяризаторские заслуги книги и ее автора.

Читайте также: