Ленин и плеханов об обществе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Плеханов скрыл это письмо от российских социал-демократов чтобы не лишать революционеров их идеологической опоры, хотя, если бы оно и попало в руки Ленина – вряд ли бы это что-либо могло изменить. Правда, в первые годы своей деятельности Ленин высоко ценил Плеханова как основателя марксизма в России и считал себя его учеником.

Плеханов выступал за переход к частному землевладению, чему должна дать толчок революция, обеспечив безвозмездный переход земли от помещиков и церкви к крестьянам, а не к государству. Он стремился сократить фазу капиталистического развития России с помощью политической борьбы пролетариата под руководством социал-демократической рабочей партии, создал программу РСДРП. Он полностью разделял положение Маркса о том, что:

«Ни одна общественно экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. В общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи общественно экоомической формации. /К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.13, С. 7/

Но если захват власти происходит от имени класса, то несчастье еще глубже. Октябрьский большевистский переворот он считал преступлением.

Умер Плеханов близ Петрограда, оскорблённый большевистскими обысками, в забвении, оставленный своими увлекшимися захватом власти учениками.

Марксизм появился в России еще в 1950-х годах, но только во время правления Александра III. То есть, начиная с 1980-х годов, эта теория приобрела самостоятельное значение в русской мысли.

Важнейшим фактором, создавшим благоприятную почву для марксизма, было развитие капитализма в России и возникновение рабочего вопроса и рабочего движения. Русский социализм (народничество), который сосредоточился на аграрных условиях и судьбе общины и видел главную революционную силу в крестьянстве, не смог решить новых проблем.

Стремление к мирному реформизму было признано и в российской оппозиции. Наряду с либеральными народниками их выразителями стали легальные марксисты, экономисты, а позднее, хотя и не в полной мере, меньшевики.

Легальные марксисты — П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, названные так потому, что действовали в рамках цензуры, — критиковали либеральное народничество и помогали преодолеть иллюзию, что особый путь России к социализму будет вести через крестьянскую общину, минуя капитализм. Они утверждали, что Россия уже стала капиталистической страной, в этом их поддерживали Плеханов и Ленин. Но отрицание народничества, крестьянского социализма, было для легальных марксистов шагом не к пролетарскому социализму, а к буржуазному либерализму.

Плеханов и Ленин - Плеханов и Ленин как пропагандисты марксисткой теории

Плеханов и Ленин как пропагандисты марксисткой теории

Работы Владимира Ленина: Один шаг вперед, два шага назад (1904); Партийная организация и партийная литература (1905); Две тактики социал-демократии в демократической революции (1905); Марксизм и ревизионизм (1908); Материализм и эмпириокритицизм (1909); Три источника и три составные части марксизма (1913); О праве наций на самоопределение (1914); О расколе единства, заслоненного криком о единстве (1914); Карл Маркс (краткий биографический очерк с наброском марксизма) (1914).

Личность Плеханова и его влияние на большевиков

«В целом надо сказать, что Плеханов, оставаясь верным последователем диалектического материализма, построенного Марксом и Энгельсом, тем не менее, всегда был внутренне свободен. Большой литературный талант и тонкое критическое чутье сделали Плеханова живым и интересным писателем, в котором преданность марксизму никогда не заглушала подлинного нравственного благородства, интереса к истине и ее прогрессу….. Плеханов был лично благородным и этически глубоким человеком…. Все его идеологическое развитие было основано на моральных мотивах.

Марксизм Г.В. Плеханова как версия в интерпретации идейного наследия Маркса

Плеханов был первым русским социалистом, доказавшим применимость марксизма к российским условиям. В становлении буржуазных общественных отношений в стране он видел объективные условия для превращения пролетариата в ведущую революционную силу.

Плеханов пришел к выводу, что освобождение рабочих — это путь долгой и тяжелой борьбы, что революция — это последний акт в вечной классовой борьбе, которая становится сознательной только в той мере, в какой она становится политической борьбой.

«Научный социализм — это теория, которая выводит социализм из состояния развития и характера производительных сил. Все остальные мотивы: несправедливость образа жизни, страдания обездоленных, сострадание к угнетенным — ничего не значат для научного социализма. Социализм объективно необходим — согласно научной теории — потому что этому общественному строю будет соответствовать новый способ производства жизненно важных материальных благ.

Социализм необходим не всегда, а только на определенной стадии развития. И наоборот. Социализм перестает быть неизбежным, когда в развитии производства ослабевают факторы, обусловливающие необходимость социалистического строя. В обществе нет места социализму, если нет соответствующей основы в сфере производства.

Научный социализм подчеркивает, что пролетариат принадлежит будущему не потому, что он угнетен и страдает, а только потому, что он связан со способом производства, соответствующим будущему развитию цивилизации. И наоборот, пролетариат перестает быть прогрессивным, когда способ производства, с которым он связан, перестает быть центральным для развития человечества.

Выводы Плеханова о незрелости России для социализма полностью опираются на концепцию научного социализма.

Ленин и его вклад в развитие марксизма

Таким образом, вслед за Марксом и Энгельсом Ленин развивал диалектический материализм не только как мировоззрение, но и как эпистемологию и метод осмысления и практического преобразования действительности.

Ленин уделял исключительное внимание теоретической разработке проблем исторического материализма. Он дал всесторонний анализ взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания, материальных и идеологических отношений, объективного и субъективного, стихийного и сознательного. Подчеркивая решающее значение материальных условий жизни людей, объективных обстоятельств, Ленин показал огромную роль правильной революционной теории в освободительном движении и ее значение для пролетарской партии рабочего класса и для революционно-преобразующей деятельности широких народных масс.

Указывая на решающее значение марксистских идей для подчинения стихийного движения угнетенных масс единой цели революционного изменения существующего строя, Ленин выдвигал в качестве важнейшей задачи пролетарской партии разработку социалистической идеологии и внедрение ее в сознание пролетариата, всех трудящихся.

Ленин рассмотрел особенности империалистической стадии капитализма и доказал, что она представляет собой канун социалистической революции. Исходя из закона возрастающей неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран при империализме, он открыл.

Ленин пришел к выводу, что победа социалистической революции первоначально была возможна в нескольких странах или даже в одной стране.

Ленин развил марксистское учение о буржуазно-демократической революции и ее перерастании в социалистическую революцию и обогатил его новыми важными выводами. Он доказал, что гегемоном в буржуазно-демократической революции, которая происходит в период, когда капитализм вступил в свою последнюю, империалистическую стадию, должна быть не буржуазия, а пролетариат, главным союзником которого является крестьянство; что победа этой революции должна установить не диктатуру буржуазии, а диктатуру революционного народа — рабочих и крестьян. С установлением революционно-демократической диктатуры рабочих и крестьян революция завершается и начинает перерастать в социалистическую революцию, в ходе которой пролетариат в союзе с бедным крестьянством и со всеми эксплуатируемыми осуществляет преобразование общественной жизни на социалистических принципах. Ленин всесторонне разработал теорию социалистической революции. Он отстаивал идею о необходимости объединения классовой борьбы пролетариата против буржуазии империалистических стран с национально-освободительной борьбой порабощенных народов для ликвидации национального угнетения. Он также установил возможность некапиталистического пути развития, перехода отсталых стран к социализму, минуя капиталистическую стадию развития.

Большое место в теоретическом наследии Ленина занимает учение о диктатуре пролетариата как власти трудящихся. Развивая далее идею диктатуры пролетариата, разработанную Марксом и Энгельсом на основе опыта трех русских революций, Ленин показал необходимость диктатуры рабочего класса при переходе от капитализма к социализму, раскрыл ее сущность, характерные черты, задачи, механизм действия и пути ее дальнейшего развития. Величайшей заслугой Ленина является открытие Советов как формы диктатуры пролетариата, возникшей в России в результате творчества революционных масс, и обоснование их роли в осуществлении Великой Октябрьской социалистической революции.

Роль Ленина в подъёме рабочего класса

В период подъема рабочего движения социал-демократы пытались возглавить рабочее движение, создать рабочую партию.

В манифесте четко выражена идея о необходимости двух этапов революции — буржуазно-демократического и социалистического: «Чем дальше на восток в Европе, тем больше культурных, политических задач ложится на плечи пролетариата. На своих крепких плечах российский рабочий класс должен и будет нести дело завоевания политической свободы. Это необходимый, но лишь первый шаг к великой исторической миссии пролетариата — созданию такого общественного строя, в котором не будет места эксплуатации человека человеком.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Георгий Валентинович Плеханов, 1910-е гг.
Из фондов Музея политической истории России

- Александр Павлович, давайте напомним: Плеханов, как и Ленин, происходил из небогатых дворян. Как он увлекся революционными идеями?

- Плеханов родился в 1856 году, его детство и юность пришлись на эпоху великих реформ Александра II. Ломка всего старого уклада жизни, безусловно, сказалась на дальнейшем выборе его пути. Это во многом объясняет, почему из семьи, в которой почетны были традиции служения Российскому государству (в армии служили и отец с дядей, и три старших брата), вышел революционер.

- А ведь Плеханову было тогда всего двадцать лет.

И это как раз и есть та точка отсчета, с которой началась дружба-соперничество Плеханова и Ленина. До 1903 года, когда состоялся второй съезд РСДРП, учитель и ученик шли в тандеме, однако разногласия усугублялись.

- Что это было: личное соперничество или серьезные идейные разногласия?

- И то и другое. Плеханов считал, что Ленин насаждает в партии бонапартизм. Хотя на самом деле они были очень похожи: нетерпимость, воинственность, жесткость по отношению к оппонентам были свойственны обоим, и Ленин воспринял эти качества от своего учителя. Но, как одинаковые полюсы, Плеханов и Ленин отталкивали друг друга.

- И что дальше? К какой политической силе он примкнул?

Плеханов оставался верен марксистской истине: если нет социально-экономических условий для ликвидации частной собственности, неизбежно возникает равенство в нищете. Увы, на мой взгляд, он оказался непризнанным пророком в своем Отечестве.

- Что предлагал Плеханов в конкретных условиях 1917 года?

- Он считал, что необходимо перейти к многопартийной буржуазной демократии, в условиях которой вызревали бы объективные и субъективные предпосылки к переходу к социализму.

Мы представляем на выставке редкий архивный документ - протокол допроса Плеханова в связи с событиями июльского кризиса 1917 года в Петрограде. Тогда под лозунгами свержения Временного правительства на улицах прошли демонстрации, в которых участвовали вооруженные солдаты. Власть посчитала это попыткой переворота и выступления подавила. Партия большевиков была запрещена, Ленин и его соратники ушли в подполье.

- Как Плеханов отреагировал на захват власти большевиками и левыми эсерами в октябре?

Дело в том, что большевики, разгоняя Учредительное собрание, ссылались в том числе на слова Плеханова. Мол, тот еще раньше заявлял, что в интересах революции можно разогнать любой парламент и даже отменить всеобщее избирательное право. Плеханов возражал: азбучная истина состоит в том, что нужно исходить из определенных условий и конкретных обстоятельств.

Это было последнее антибольшевистское, фактически антиленинское, выступление Плеханова. После этого Плеханов окончательно слег (у него обострилась застарелая болезнь - туберкулез). В январе 1918 года супруга перевезла его в больницу санаторного типа на Карельском перешейке - тогда это уже была независимая Финляндия. Там 31 мая 1918 года он скончался.

- Не заставили ли Плеханова произошедшие события вообще отречься от веры в революцию?

- Нет, не заставили, поскольку для марксизма это было одно из ключевых положений. Тем не менее в последние годы его мучили сомнения: каковы будут результаты этой революции, о которой он так мечтал?

- Ленин, выходит, переиграл Плеханова?

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

С марксизмом в России познакомились еще в 50-х гг. XIX века, но лишь в царствовании Александра III. Т. е. с 80-х гг., эта теория приобретает самостоятельное значение в русской мысли.

Важнейший фактор, создавший для марксизма благоприятную почву, - развитие капитализма в России, возникновение рабочего вопроса и рабочего движения. Русский социализм (народничество), сосредоточенный на аграрных отношениях и судьбах общины, видевший главную революционную силу в крестьянстве, оказался не в состоянии решить новые проблемы.

Стремления к мирной реформистской деятельности получили признание и в среде российской оппозиции. Их выразителями наряду с либеральными народниками стали легальные марксисты, экономисты, а впоследствии, хоть и не в полной мере, меньшевики.

Легальные марксисты – П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, назывались так потому, что действовали в рамках цензуры, - критиковали либеральное народничество, помогая преодолевать иллюзии особого пути России к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Они доказывали, что Россия уже стала капиталистической страной, в этом отношении их поддерживали Плеханов и Ленин. Но отрицания народничества, крестьянского социализма стало для легальных марксистов шагом не к пролетарскому социализму, а к буржуазному либерализму.

Первая от легального марксизма к либерализму, Струве в конечном итоге сформулировал свою политическую позицию как консервативный либерализм.




В 1890 г.г. Булгаков – один из видных теоретиков легального марксизма. Однако на рубеже веков его воззрения эволюционировали от атеизма и марксизма к идеализму, православию и либерализму.

Легальные русские марксисты вскоре перешли на позиции либерализма.

Отличительные черты:

2) Учение о возможности пролетарской революции и построении социализма в отдельно взятой стране с неразвитыми капиталистическими отношениями.

3) Учение о революционной роли крестьянства (в этом моменте марксизм-ленинизм расходится с троцкизмом) при руководящей роли пролетариата и революционной роли национально-освободительного движения. Этот тезис нашел свое выражение в символе серп и молот.

4) Трактовка современного развития капитализма как империализма.

Г.В. Плеханов. Он первым среди русских социалистов доказывал применимость марксизма в условиях России. В утверждении в стране буржуазных общественных отношений он увидел объективные условия для превращения пролетариата в ведущую революционную силу.

Плеханов пришел к выводу, что освобождение трудящихся – это путь длительной и суровой борьбы, что революция станет последним актом в многолетней классовой борьбе, которая становится сознательной лишь постольку, поскольку делается политической борьбой.

«Научный социализм – это теория, выводит социализм из уровня развития и характера производительных сил. Все другие мотивы: несправедливость устройства жизни, страдания обездоленных, сочувствие к угнетенным – ничего не значит для научного социализма. Социализм – по научной теории – необходим объективно, так как именно такое устройство общества будет отвечать новому способу добывания человечеством материальных благ, нужных для жизни.

Социализм необходим не всегда, а только на определенном этапе развития. И обратно. Социализм перестает быть неизбежным, если в развитии производства ослабляются факторы, вызывающие необходимость социалистического устройства. В обществе нет места социализму, если нет соответствующей базы в сфере производства.

Научный социализм подчеркивает, что пролетариату принадлежит будущее не потому, что он угнетен и страдает, а только потому, что он связан с соответствующим будущему развитию цивилизации типом производства. И обратно, пролетариат перестанет быть прогрессивным, если тип производства, с которым он связан, перестанет быть главным для развития человечества.

Выводы Плеханова о неготовности России к социализму целиком базируется на концепции научного социализма.

С марксизмом в России познакомились еще в 50-х гг. XIX века, но лишь в царствовании Александра III. Т. е. с 80-х гг., эта теория приобретает самостоятельное значение в русской мысли.

Важнейший фактор, создавший для марксизма благоприятную почву, - развитие капитализма в России, возникновение рабочего вопроса и рабочего движения. Русский социализм (народничество), сосредоточенный на аграрных отношениях и судьбах общины, видевший главную революционную силу в крестьянстве, оказался не в состоянии решить новые проблемы.

Стремления к мирной реформистской деятельности получили признание и в среде российской оппозиции. Их выразителями наряду с либеральными народниками стали легальные марксисты, экономисты, а впоследствии, хоть и не в полной мере, меньшевики.

Легальные марксисты – П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, назывались так потому, что действовали в рамках цензуры, - критиковали либеральное народничество, помогая преодолевать иллюзии особого пути России к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Они доказывали, что Россия уже стала капиталистической страной, в этом отношении их поддерживали Плеханов и Ленин. Но отрицания народничества, крестьянского социализма стало для легальных марксистов шагом не к пролетарскому социализму, а к буржуазному либерализму.

Первая от легального марксизма к либерализму, Струве в конечном итоге сформулировал свою политическую позицию как консервативный либерализм.

В 1890 г.г. Булгаков – один из видных теоретиков легального марксизма. Однако на рубеже веков его воззрения эволюционировали от атеизма и марксизма к идеализму, православию и либерализму.

Легальные русские марксисты вскоре перешли на позиции либерализма.

Отличительные черты:

2) Учение о возможности пролетарской революции и построении социализма в отдельно взятой стране с неразвитыми капиталистическими отношениями.

3) Учение о революционной роли крестьянства (в этом моменте марксизм-ленинизм расходится с троцкизмом) при руководящей роли пролетариата и революционной роли национально-освободительного движения. Этот тезис нашел свое выражение в символе серп и молот.

4) Трактовка современного развития капитализма как империализма.

Г.В. Плеханов. Он первым среди русских социалистов доказывал применимость марксизма в условиях России. В утверждении в стране буржуазных общественных отношений он увидел объективные условия для превращения пролетариата в ведущую революционную силу.

Плеханов пришел к выводу, что освобождение трудящихся – это путь длительной и суровой борьбы, что революция станет последним актом в многолетней классовой борьбе, которая становится сознательной лишь постольку, поскольку делается политической борьбой.

«Научный социализм – это теория, выводит социализм из уровня развития и характера производительных сил. Все другие мотивы: несправедливость устройства жизни, страдания обездоленных, сочувствие к угнетенным – ничего не значит для научного социализма. Социализм – по научной теории – необходим объективно, так как именно такое устройство общества будет отвечать новому способу добывания человечеством материальных благ, нужных для жизни.

Социализм необходим не всегда, а только на определенном этапе развития. И обратно. Социализм перестает быть неизбежным, если в развитии производства ослабляются факторы, вызывающие необходимость социалистического устройства. В обществе нет места социализму, если нет соответствующей базы в сфере производства.

Научный социализм подчеркивает, что пролетариату принадлежит будущее не потому, что он угнетен и страдает, а только потому, что он связан с соответствующим будущему развитию цивилизации типом производства. И обратно, пролетариат перестанет быть прогрессивным, если тип производства, с которым он связан, перестанет быть главным для развития человечества.

Выводы Плеханова о неготовности России к социализму целиком базируется на концепции научного социализма.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Пророчества и ошибки Георгия Плеханова
Настоящее прошлое / Революция в лицах

Кто они, главные герои Великой русской революции, оказавшей столь беспрецедентное влияние на судьбу мира? Большое, говорил поэт, видится на расстоянии: минувшее столетие позволяет многое переосмыслить, оценить значимость каждого из них, удостовериться в реалистичности или утопичности их замыслов, правомерности действий, сверить с тем, что произошло позже. © Ещё дискуссии социализма и капитализма, а также о Марксе и марксизме



Георгий Плеханов незадолго до отъезда в Россию. Швейцария, 1917 год

Первый рассказ – о Георгии Плеханове.
Кем был основоположник русского марксизма

Что знает нынешнее молодое поколение о Георгии Валентиновиче Плеханове? Разве лишь то, что в Москве есть экономический вуз, носящий его имя, – Плешка. А ведь понять смысл событий 17-го года и их истоки невозможно без знакомства с этой удивительной личностью. Без Плеханова не было бы и Ленина, а стало быть, и всей многострадальной, но и величественной истории нашего государства. Тесный союз Плеханова и Ленина, правда, под конец уступил место противоборству. Чья сторона взяла верх, известно. А вот кто был прав – до сих пор под вопросом.

Учитель и ученики

Его зажигательные речи (за ним прочно закрепилась кличка Оратор) и яркие обличительные статьи привлекли внимание царской охранки. Пришлось перейти в подполье. Он спал с револьвером под подушкой, учился владеть кастетом и кинжалом, жил по чужим паспортам. Но слежка возрастала. В 1880-м свободолюбец под угрозой неминуемой каторги был вынужден покинуть Родину.

Ленин – личная ошибка

Плюсы и минусы

Актуальность идей

Думается, что Плеханов увидел бы реализацию многих своих идей в Китае и Вьетнаме. Там, в отличие от нас, прошли грамотные реформы, компартии превратились в организации, проводящие преобразования не под лозунгами усиления классовой борьбы, а напротив, привлекающие к социалистическому строительству все основные слои населения, даже верхушку буржуазии.

Если бы история пошла по Плеханову, то не было бы братоубийственной Гражданской войны, не было бы масштабного красного и белого террора. Но история не знает сослагательных наклонений. И то, что случилось, несмотря на все негативные издержки, всё же оказало и положительное влияние на весь мир. Капитализм под влиянием Октября и социалистических преобразований у нас, какими бы жёсткими они ни были, социализировался, улучшил положение трудящихся. Благодаря Октябрю рухнула колониальная система империализма.

Из комментариев.

Евгений Дмитриев пишет: — Накануне (я полагаю - последних) президентских выборов эта весьма своевременная и полезная статья навела на следующие размышления.

Попробуйте посчитать, сколько борцов с тем "антинародным" режимом - большевиков и меньшевиков - с 1900 по 1917 год прошли через царские тюрьмы и ссылки, а некоторые из ни по несколько раз, за политику, за организацию забастовок, распространение печатных материалов, за призывы к свержению и пр. Не сосчитать!

А сколько из современных коммунистов за те же 17 лет, с 2000 по 2017 были репрессированы или осуждены, сосланы как борцы с АНТИНАРОДНЫМ( по выражению Зюганова) режимом? Причем они позиционируют себя реальной оппозицией существующего 25 лет ельцинско-путинского режима. Но что-то не вяжется с этим утверждением. Потому что за все эти годы не проявилось и нет в её руководителях той страстности, отваги и готовности идти на самопожертвования ради идеи, какие отличали большевиков от членов других партий. Я считаю, что КПРФ, к сожалению, давно стала родной сестрой нынешней Федерации "независимых" профсоюзов.

Все встает на свои места, если сделать предположение, что КПРФ (равно как ЛДПР и РПС) реальные столпы, на которые фактически опирается "антинародный режим". Причем, более устойчивые, чем те, которые может представить эрзац-партия "Единая Россия" и РПЦ. Вот почему, думаю, что ни лично Зюганов, ни его ближайшие соратники, не должны выставлять свои кандидатуры на пост Президента. Если, конечно, не хотят окончательно дискредитировать коммунистическую идею и партию. Ведь после 1996 года число доверяющих КПРФ, к сожалению, в целом постепенно уменьшается.

Что же надо сделать? Выход вижу в том, чтобы КПРФ объединилась с ПДС НПСР(Болдырев и т.д), приняли известную общую программу и выставили ЕДИНОГО внепартийного кандидата на президентские выборы. Только так можно в последний раз попытаться изменить т.н. "антинародный режим" и создать реальные предпосылки для динамичного развития больного российского общества и государства.

Александр Кудряшов пишет: — Помнится, писал один дядя из самых главных "прорабов" катастройки: Лениным ударить по Сталину, затем Плехановым по Ленину. Ударили! Что-то несколькими строками статьи навеяло. Вот если бы "история пошла по Плеханову. ". А вот если бы не было Керенского или Николая Второго и далее. ,Так можно далеко зайти. Было два философа, теоретика, интеллектуала, Плеханов был теоретиком и тактиком, Ленин к тому же ещё политиком и практиком. Между двумя лидерами неизбежно возникает психологическая атомсфера соперничества, но история распорядилась по-своему: победил Ленин и большевики. Причём победил в теоретических спорах и в политической борьбе. Он был революционером страстным, решительным и радикальным. Плеханов тоже был революционером, но "теоретическим" и ограничивался буржуазно-демократическим этапом революции. Пребывая в структурах власти той поры, в Советах всех уровней, меньшевики никак не спасли ситуацию, а вот развалу поспособствовали и в итоге спасать страну пришлось Ленину и большевикам, оказавшихся на высоте исторической ответственности. Матери-истории ценны оба, но самым известным русским человеком в мире стал Ленин, а не Плеханов. Историю делают волевые люди, а безвольные только её критикуют или делают "пророчества". Или ошибки..

Александр Прокофьев пишет: — "Первое издание социализма дало богатейшую практику. . Путь, предлагаемый Плехановым, остался альтернативой, но он не был проверен экспериментально". ------- Так давайте проверим! Россия достаточно сильна, чтобы реализовать принцип "одна стран - две системы" (реализованный в Китае). Почему гражданам одного государства надо доводить друг друга до остервенения, доказывая преимущества либо социализма, либо капитализма? Потенциал развития существуют у того и другого, а видеть свои и чужие плюсы/минусы подлинные патриоты обязаны. Кем и когда указано, что нельзя в стране создать несколько социальных экспериментальных полигонов для реализации в них (дополнительно к доминирующим) других - экономических методов управления? Упрощенно говоря, почему в капиталистической России нельзя иметь несколько субъектов федерации, в которых достаточно долгое время будут использоваться принципы социализма? Если армия, валюта, госбюджет общие - государство не "развалиться". Дальний Восток - пусть "эффективные менеджеры" обеспечивают далее его скорейшее развитие, а Европейской частью займутся коммунисты. Или наоборот. Или те, кто признает необходимость переноса столицы России в Сибирь.

За интереснейшую статью - спасибо большое автору .

Елена Слобода пишет: — Плеханов воздействовал на историю России через Ленина. Российский теоретический социализм в советской историографии назвали утопическим, а сейчас о нем и вовсе не вспоминают. А он был куда более жизнеспособным, "почвенным", натуральным, чем марксизм. Для России, разумеется. Ленин категорически отверг его по понятной причине - его брат, гордость семьи, подающий надежды в науке талантливый юноша, был казнен царским правительством в возрасте 21-го года за подготовку цареубийства, которое, впрочем, не состоялось. Он был народоволец. Такая страшная юношеская травма заставила Ленина навсегда возненавидеть и тактику террора, и всех российских революционных теоретиков. Кто из советского поколения не помнит картину "Мы пойдем другим путем"? Этот другой путь открыл ему Плеханов. И назывался он марксизм. Дистанция времени позволяет видеть, что историческое заблуждение марксизма в переоценке роли пролетариата. Даже в Европе. А в России по словам Бердяева не "эмпирический пролетариат господствовал, а миф о пролетариате". В России все решал человек земли, даже переодетый в солдатскую шинель. Правильно назвал С.Г. Кара-Мурза русского крестьянина гордостью человечества. Из брошенного в топку мировой истории русского крестьянства была выплавлена несгибаемая броня Победы. Дух его и сейчас не до конца истреблен в русских сердцах. И возможно, скажет еще свое слово. "Что у тебя там в сумочке накладено?, - спрашивает былинный богатырь Святогор, который, взяв сумочку Никиты Селяниновича, по пояс вошел в землю. "Там у меня тяга земная". Никакой пользы русскому человеку от "чужебесия".

Читайте также: