Ленин и плеханов об обществе кратко
Обновлено: 05.07.2024
Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
Плеханов скрыл это письмо от российских социал-демократов чтобы не лишать революционеров их идеологической опоры, хотя, если бы оно и попало в руки Ленина – вряд ли бы это что-либо могло изменить. Правда, в первые годы своей деятельности Ленин высоко ценил Плеханова как основателя марксизма в России и считал себя его учеником.
Плеханов выступал за переход к частному землевладению, чему должна дать толчок революция, обеспечив безвозмездный переход земли от помещиков и церкви к крестьянам, а не к государству. Он стремился сократить фазу капиталистического развития России с помощью политической борьбы пролетариата под руководством социал-демократической рабочей партии, создал программу РСДРП. Он полностью разделял положение Маркса о том, что:
«Ни одна общественно экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. В общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи общественно экоомической формации. /К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.13, С. 7/
Но если захват власти происходит от имени класса, то несчастье еще глубже. Октябрьский большевистский переворот он считал преступлением.
Умер Плеханов близ Петрограда, оскорблённый большевистскими обысками, в забвении, оставленный своими увлекшимися захватом власти учениками.
Марксизм появился в России еще в 1950-х годах, но только во время правления Александра III. То есть, начиная с 1980-х годов, эта теория приобрела самостоятельное значение в русской мысли.
Важнейшим фактором, создавшим благоприятную почву для марксизма, было развитие капитализма в России и возникновение рабочего вопроса и рабочего движения. Русский социализм (народничество), который сосредоточился на аграрных условиях и судьбе общины и видел главную революционную силу в крестьянстве, не смог решить новых проблем.
Стремление к мирному реформизму было признано и в российской оппозиции. Наряду с либеральными народниками их выразителями стали легальные марксисты, экономисты, а позднее, хотя и не в полной мере, меньшевики.
Легальные марксисты — П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, названные так потому, что действовали в рамках цензуры, — критиковали либеральное народничество и помогали преодолеть иллюзию, что особый путь России к социализму будет вести через крестьянскую общину, минуя капитализм. Они утверждали, что Россия уже стала капиталистической страной, в этом их поддерживали Плеханов и Ленин. Но отрицание народничества, крестьянского социализма, было для легальных марксистов шагом не к пролетарскому социализму, а к буржуазному либерализму.
Плеханов и Ленин как пропагандисты марксисткой теории
Работы Владимира Ленина: Один шаг вперед, два шага назад (1904); Партийная организация и партийная литература (1905); Две тактики социал-демократии в демократической революции (1905); Марксизм и ревизионизм (1908); Материализм и эмпириокритицизм (1909); Три источника и три составные части марксизма (1913); О праве наций на самоопределение (1914); О расколе единства, заслоненного криком о единстве (1914); Карл Маркс (краткий биографический очерк с наброском марксизма) (1914).
Личность Плеханова и его влияние на большевиков
«В целом надо сказать, что Плеханов, оставаясь верным последователем диалектического материализма, построенного Марксом и Энгельсом, тем не менее, всегда был внутренне свободен. Большой литературный талант и тонкое критическое чутье сделали Плеханова живым и интересным писателем, в котором преданность марксизму никогда не заглушала подлинного нравственного благородства, интереса к истине и ее прогрессу….. Плеханов был лично благородным и этически глубоким человеком…. Все его идеологическое развитие было основано на моральных мотивах.
Марксизм Г.В. Плеханова как версия в интерпретации идейного наследия Маркса
Плеханов был первым русским социалистом, доказавшим применимость марксизма к российским условиям. В становлении буржуазных общественных отношений в стране он видел объективные условия для превращения пролетариата в ведущую революционную силу.
Плеханов пришел к выводу, что освобождение рабочих — это путь долгой и тяжелой борьбы, что революция — это последний акт в вечной классовой борьбе, которая становится сознательной только в той мере, в какой она становится политической борьбой.
«Научный социализм — это теория, которая выводит социализм из состояния развития и характера производительных сил. Все остальные мотивы: несправедливость образа жизни, страдания обездоленных, сострадание к угнетенным — ничего не значат для научного социализма. Социализм объективно необходим — согласно научной теории — потому что этому общественному строю будет соответствовать новый способ производства жизненно важных материальных благ.
Социализм необходим не всегда, а только на определенной стадии развития. И наоборот. Социализм перестает быть неизбежным, когда в развитии производства ослабевают факторы, обусловливающие необходимость социалистического строя. В обществе нет места социализму, если нет соответствующей основы в сфере производства.
Научный социализм подчеркивает, что пролетариат принадлежит будущему не потому, что он угнетен и страдает, а только потому, что он связан со способом производства, соответствующим будущему развитию цивилизации. И наоборот, пролетариат перестает быть прогрессивным, когда способ производства, с которым он связан, перестает быть центральным для развития человечества.
Выводы Плеханова о незрелости России для социализма полностью опираются на концепцию научного социализма.
Ленин и его вклад в развитие марксизма
Таким образом, вслед за Марксом и Энгельсом Ленин развивал диалектический материализм не только как мировоззрение, но и как эпистемологию и метод осмысления и практического преобразования действительности.
Ленин уделял исключительное внимание теоретической разработке проблем исторического материализма. Он дал всесторонний анализ взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания, материальных и идеологических отношений, объективного и субъективного, стихийного и сознательного. Подчеркивая решающее значение материальных условий жизни людей, объективных обстоятельств, Ленин показал огромную роль правильной революционной теории в освободительном движении и ее значение для пролетарской партии рабочего класса и для революционно-преобразующей деятельности широких народных масс.
Указывая на решающее значение марксистских идей для подчинения стихийного движения угнетенных масс единой цели революционного изменения существующего строя, Ленин выдвигал в качестве важнейшей задачи пролетарской партии разработку социалистической идеологии и внедрение ее в сознание пролетариата, всех трудящихся.
Ленин рассмотрел особенности империалистической стадии капитализма и доказал, что она представляет собой канун социалистической революции. Исходя из закона возрастающей неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран при империализме, он открыл.
Ленин пришел к выводу, что победа социалистической революции первоначально была возможна в нескольких странах или даже в одной стране.
Ленин развил марксистское учение о буржуазно-демократической революции и ее перерастании в социалистическую революцию и обогатил его новыми важными выводами. Он доказал, что гегемоном в буржуазно-демократической революции, которая происходит в период, когда капитализм вступил в свою последнюю, империалистическую стадию, должна быть не буржуазия, а пролетариат, главным союзником которого является крестьянство; что победа этой революции должна установить не диктатуру буржуазии, а диктатуру революционного народа — рабочих и крестьян. С установлением революционно-демократической диктатуры рабочих и крестьян революция завершается и начинает перерастать в социалистическую революцию, в ходе которой пролетариат в союзе с бедным крестьянством и со всеми эксплуатируемыми осуществляет преобразование общественной жизни на социалистических принципах. Ленин всесторонне разработал теорию социалистической революции. Он отстаивал идею о необходимости объединения классовой борьбы пролетариата против буржуазии империалистических стран с национально-освободительной борьбой порабощенных народов для ликвидации национального угнетения. Он также установил возможность некапиталистического пути развития, перехода отсталых стран к социализму, минуя капиталистическую стадию развития.
Большое место в теоретическом наследии Ленина занимает учение о диктатуре пролетариата как власти трудящихся. Развивая далее идею диктатуры пролетариата, разработанную Марксом и Энгельсом на основе опыта трех русских революций, Ленин показал необходимость диктатуры рабочего класса при переходе от капитализма к социализму, раскрыл ее сущность, характерные черты, задачи, механизм действия и пути ее дальнейшего развития. Величайшей заслугой Ленина является открытие Советов как формы диктатуры пролетариата, возникшей в России в результате творчества революционных масс, и обоснование их роли в осуществлении Великой Октябрьской социалистической революции.
Роль Ленина в подъёме рабочего класса
В период подъема рабочего движения социал-демократы пытались возглавить рабочее движение, создать рабочую партию.
В манифесте четко выражена идея о необходимости двух этапов революции — буржуазно-демократического и социалистического: «Чем дальше на восток в Европе, тем больше культурных, политических задач ложится на плечи пролетариата. На своих крепких плечах российский рабочий класс должен и будет нести дело завоевания политической свободы. Это необходимый, но лишь первый шаг к великой исторической миссии пролетариата — созданию такого общественного строя, в котором не будет места эксплуатации человека человеком.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Георгий Валентинович Плеханов, 1910-е гг.
Из фондов Музея политической истории России
- Александр Павлович, давайте напомним: Плеханов, как и Ленин, происходил из небогатых дворян. Как он увлекся революционными идеями?
- Плеханов родился в 1856 году, его детство и юность пришлись на эпоху великих реформ Александра II. Ломка всего старого уклада жизни, безусловно, сказалась на дальнейшем выборе его пути. Это во многом объясняет, почему из семьи, в которой почетны были традиции служения Российскому государству (в армии служили и отец с дядей, и три старших брата), вышел революционер.
- А ведь Плеханову было тогда всего двадцать лет.
И это как раз и есть та точка отсчета, с которой началась дружба-соперничество Плеханова и Ленина. До 1903 года, когда состоялся второй съезд РСДРП, учитель и ученик шли в тандеме, однако разногласия усугублялись.
- Что это было: личное соперничество или серьезные идейные разногласия?
- И то и другое. Плеханов считал, что Ленин насаждает в партии бонапартизм. Хотя на самом деле они были очень похожи: нетерпимость, воинственность, жесткость по отношению к оппонентам были свойственны обоим, и Ленин воспринял эти качества от своего учителя. Но, как одинаковые полюсы, Плеханов и Ленин отталкивали друг друга.
- И что дальше? К какой политической силе он примкнул?
Плеханов оставался верен марксистской истине: если нет социально-экономических условий для ликвидации частной собственности, неизбежно возникает равенство в нищете. Увы, на мой взгляд, он оказался непризнанным пророком в своем Отечестве.
- Что предлагал Плеханов в конкретных условиях 1917 года?
- Он считал, что необходимо перейти к многопартийной буржуазной демократии, в условиях которой вызревали бы объективные и субъективные предпосылки к переходу к социализму.
Мы представляем на выставке редкий архивный документ - протокол допроса Плеханова в связи с событиями июльского кризиса 1917 года в Петрограде. Тогда под лозунгами свержения Временного правительства на улицах прошли демонстрации, в которых участвовали вооруженные солдаты. Власть посчитала это попыткой переворота и выступления подавила. Партия большевиков была запрещена, Ленин и его соратники ушли в подполье.
- Как Плеханов отреагировал на захват власти большевиками и левыми эсерами в октябре?
Дело в том, что большевики, разгоняя Учредительное собрание, ссылались в том числе на слова Плеханова. Мол, тот еще раньше заявлял, что в интересах революции можно разогнать любой парламент и даже отменить всеобщее избирательное право. Плеханов возражал: азбучная истина состоит в том, что нужно исходить из определенных условий и конкретных обстоятельств.
Это было последнее антибольшевистское, фактически антиленинское, выступление Плеханова. После этого Плеханов окончательно слег (у него обострилась застарелая болезнь - туберкулез). В январе 1918 года супруга перевезла его в больницу санаторного типа на Карельском перешейке - тогда это уже была независимая Финляндия. Там 31 мая 1918 года он скончался.
- Не заставили ли Плеханова произошедшие события вообще отречься от веры в революцию?
- Нет, не заставили, поскольку для марксизма это было одно из ключевых положений. Тем не менее в последние годы его мучили сомнения: каковы будут результаты этой революции, о которой он так мечтал?
- Ленин, выходит, переиграл Плеханова?
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
С марксизмом в России познакомились еще в 50-х гг. XIX века, но лишь в царствовании Александра III. Т. е. с 80-х гг., эта теория приобретает самостоятельное значение в русской мысли.
Важнейший фактор, создавший для марксизма благоприятную почву, - развитие капитализма в России, возникновение рабочего вопроса и рабочего движения. Русский социализм (народничество), сосредоточенный на аграрных отношениях и судьбах общины, видевший главную революционную силу в крестьянстве, оказался не в состоянии решить новые проблемы.
Стремления к мирной реформистской деятельности получили признание и в среде российской оппозиции. Их выразителями наряду с либеральными народниками стали легальные марксисты, экономисты, а впоследствии, хоть и не в полной мере, меньшевики.
Легальные марксисты – П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, назывались так потому, что действовали в рамках цензуры, - критиковали либеральное народничество, помогая преодолевать иллюзии особого пути России к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Они доказывали, что Россия уже стала капиталистической страной, в этом отношении их поддерживали Плеханов и Ленин. Но отрицания народничества, крестьянского социализма стало для легальных марксистов шагом не к пролетарскому социализму, а к буржуазному либерализму.
Первая от легального марксизма к либерализму, Струве в конечном итоге сформулировал свою политическую позицию как консервативный либерализм.
В 1890 г.г. Булгаков – один из видных теоретиков легального марксизма. Однако на рубеже веков его воззрения эволюционировали от атеизма и марксизма к идеализму, православию и либерализму.
Легальные русские марксисты вскоре перешли на позиции либерализма.
Отличительные черты:
2) Учение о возможности пролетарской революции и построении социализма в отдельно взятой стране с неразвитыми капиталистическими отношениями.
3) Учение о революционной роли крестьянства (в этом моменте марксизм-ленинизм расходится с троцкизмом) при руководящей роли пролетариата и революционной роли национально-освободительного движения. Этот тезис нашел свое выражение в символе серп и молот.
4) Трактовка современного развития капитализма как империализма.
Г.В. Плеханов. Он первым среди русских социалистов доказывал применимость марксизма в условиях России. В утверждении в стране буржуазных общественных отношений он увидел объективные условия для превращения пролетариата в ведущую революционную силу.
Плеханов пришел к выводу, что освобождение трудящихся – это путь длительной и суровой борьбы, что революция станет последним актом в многолетней классовой борьбе, которая становится сознательной лишь постольку, поскольку делается политической борьбой.
«Научный социализм – это теория, выводит социализм из уровня развития и характера производительных сил. Все другие мотивы: несправедливость устройства жизни, страдания обездоленных, сочувствие к угнетенным – ничего не значит для научного социализма. Социализм – по научной теории – необходим объективно, так как именно такое устройство общества будет отвечать новому способу добывания человечеством материальных благ, нужных для жизни.
Социализм необходим не всегда, а только на определенном этапе развития. И обратно. Социализм перестает быть неизбежным, если в развитии производства ослабляются факторы, вызывающие необходимость социалистического устройства. В обществе нет места социализму, если нет соответствующей базы в сфере производства.
Научный социализм подчеркивает, что пролетариату принадлежит будущее не потому, что он угнетен и страдает, а только потому, что он связан с соответствующим будущему развитию цивилизации типом производства. И обратно, пролетариат перестанет быть прогрессивным, если тип производства, с которым он связан, перестанет быть главным для развития человечества.
Выводы Плеханова о неготовности России к социализму целиком базируется на концепции научного социализма.
С марксизмом в России познакомились еще в 50-х гг. XIX века, но лишь в царствовании Александра III. Т. е. с 80-х гг., эта теория приобретает самостоятельное значение в русской мысли.
Важнейший фактор, создавший для марксизма благоприятную почву, - развитие капитализма в России, возникновение рабочего вопроса и рабочего движения. Русский социализм (народничество), сосредоточенный на аграрных отношениях и судьбах общины, видевший главную революционную силу в крестьянстве, оказался не в состоянии решить новые проблемы.
Стремления к мирной реформистской деятельности получили признание и в среде российской оппозиции. Их выразителями наряду с либеральными народниками стали легальные марксисты, экономисты, а впоследствии, хоть и не в полной мере, меньшевики.
Легальные марксисты – П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, назывались так потому, что действовали в рамках цензуры, - критиковали либеральное народничество, помогая преодолевать иллюзии особого пути России к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Они доказывали, что Россия уже стала капиталистической страной, в этом отношении их поддерживали Плеханов и Ленин. Но отрицания народничества, крестьянского социализма стало для легальных марксистов шагом не к пролетарскому социализму, а к буржуазному либерализму.
Первая от легального марксизма к либерализму, Струве в конечном итоге сформулировал свою политическую позицию как консервативный либерализм.
В 1890 г.г. Булгаков – один из видных теоретиков легального марксизма. Однако на рубеже веков его воззрения эволюционировали от атеизма и марксизма к идеализму, православию и либерализму.
Легальные русские марксисты вскоре перешли на позиции либерализма.
Отличительные черты:
2) Учение о возможности пролетарской революции и построении социализма в отдельно взятой стране с неразвитыми капиталистическими отношениями.
3) Учение о революционной роли крестьянства (в этом моменте марксизм-ленинизм расходится с троцкизмом) при руководящей роли пролетариата и революционной роли национально-освободительного движения. Этот тезис нашел свое выражение в символе серп и молот.
4) Трактовка современного развития капитализма как империализма.
Г.В. Плеханов. Он первым среди русских социалистов доказывал применимость марксизма в условиях России. В утверждении в стране буржуазных общественных отношений он увидел объективные условия для превращения пролетариата в ведущую революционную силу.
Плеханов пришел к выводу, что освобождение трудящихся – это путь длительной и суровой борьбы, что революция станет последним актом в многолетней классовой борьбе, которая становится сознательной лишь постольку, поскольку делается политической борьбой.
«Научный социализм – это теория, выводит социализм из уровня развития и характера производительных сил. Все другие мотивы: несправедливость устройства жизни, страдания обездоленных, сочувствие к угнетенным – ничего не значит для научного социализма. Социализм – по научной теории – необходим объективно, так как именно такое устройство общества будет отвечать новому способу добывания человечеством материальных благ, нужных для жизни.
Социализм необходим не всегда, а только на определенном этапе развития. И обратно. Социализм перестает быть неизбежным, если в развитии производства ослабляются факторы, вызывающие необходимость социалистического устройства. В обществе нет места социализму, если нет соответствующей базы в сфере производства.
Научный социализм подчеркивает, что пролетариату принадлежит будущее не потому, что он угнетен и страдает, а только потому, что он связан с соответствующим будущему развитию цивилизации типом производства. И обратно, пролетариат перестанет быть прогрессивным, если тип производства, с которым он связан, перестанет быть главным для развития человечества.
Выводы Плеханова о неготовности России к социализму целиком базируется на концепции научного социализма.
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Пророчества и ошибки Георгия Плеханова
Настоящее прошлое / Революция в лицах
Кто они, главные герои Великой русской революции, оказавшей столь беспрецедентное влияние на судьбу мира? Большое, говорил поэт, видится на расстоянии: минувшее столетие позволяет многое переосмыслить, оценить значимость каждого из них, удостовериться в реалистичности или утопичности их замыслов, правомерности действий, сверить с тем, что произошло позже. © Ещё дискуссии социализма и капитализма, а также о Марксе и марксизме
Георгий Плеханов незадолго до отъезда в Россию. Швейцария, 1917 год
Первый рассказ – о Георгии Плеханове.
Кем был основоположник русского марксизма
Что знает нынешнее молодое поколение о Георгии Валентиновиче Плеханове? Разве лишь то, что в Москве есть экономический вуз, носящий его имя, – Плешка. А ведь понять смысл событий 17-го года и их истоки невозможно без знакомства с этой удивительной личностью. Без Плеханова не было бы и Ленина, а стало быть, и всей многострадальной, но и величественной истории нашего государства. Тесный союз Плеханова и Ленина, правда, под конец уступил место противоборству. Чья сторона взяла верх, известно. А вот кто был прав – до сих пор под вопросом.
Учитель и ученики
Его зажигательные речи (за ним прочно закрепилась кличка Оратор) и яркие обличительные статьи привлекли внимание царской охранки. Пришлось перейти в подполье. Он спал с револьвером под подушкой, учился владеть кастетом и кинжалом, жил по чужим паспортам. Но слежка возрастала. В 1880-м свободолюбец под угрозой неминуемой каторги был вынужден покинуть Родину.
Ленин – личная ошибка
Плюсы и минусы
Актуальность идей
Думается, что Плеханов увидел бы реализацию многих своих идей в Китае и Вьетнаме. Там, в отличие от нас, прошли грамотные реформы, компартии превратились в организации, проводящие преобразования не под лозунгами усиления классовой борьбы, а напротив, привлекающие к социалистическому строительству все основные слои населения, даже верхушку буржуазии.
Если бы история пошла по Плеханову, то не было бы братоубийственной Гражданской войны, не было бы масштабного красного и белого террора. Но история не знает сослагательных наклонений. И то, что случилось, несмотря на все негативные издержки, всё же оказало и положительное влияние на весь мир. Капитализм под влиянием Октября и социалистических преобразований у нас, какими бы жёсткими они ни были, социализировался, улучшил положение трудящихся. Благодаря Октябрю рухнула колониальная система империализма.
Из комментариев.
Евгений Дмитриев пишет: — Накануне (я полагаю - последних) президентских выборов эта весьма своевременная и полезная статья навела на следующие размышления.
Попробуйте посчитать, сколько борцов с тем "антинародным" режимом - большевиков и меньшевиков - с 1900 по 1917 год прошли через царские тюрьмы и ссылки, а некоторые из ни по несколько раз, за политику, за организацию забастовок, распространение печатных материалов, за призывы к свержению и пр. Не сосчитать!
А сколько из современных коммунистов за те же 17 лет, с 2000 по 2017 были репрессированы или осуждены, сосланы как борцы с АНТИНАРОДНЫМ( по выражению Зюганова) режимом? Причем они позиционируют себя реальной оппозицией существующего 25 лет ельцинско-путинского режима. Но что-то не вяжется с этим утверждением. Потому что за все эти годы не проявилось и нет в её руководителях той страстности, отваги и готовности идти на самопожертвования ради идеи, какие отличали большевиков от членов других партий. Я считаю, что КПРФ, к сожалению, давно стала родной сестрой нынешней Федерации "независимых" профсоюзов.
Все встает на свои места, если сделать предположение, что КПРФ (равно как ЛДПР и РПС) реальные столпы, на которые фактически опирается "антинародный режим". Причем, более устойчивые, чем те, которые может представить эрзац-партия "Единая Россия" и РПЦ. Вот почему, думаю, что ни лично Зюганов, ни его ближайшие соратники, не должны выставлять свои кандидатуры на пост Президента. Если, конечно, не хотят окончательно дискредитировать коммунистическую идею и партию. Ведь после 1996 года число доверяющих КПРФ, к сожалению, в целом постепенно уменьшается.
Что же надо сделать? Выход вижу в том, чтобы КПРФ объединилась с ПДС НПСР(Болдырев и т.д), приняли известную общую программу и выставили ЕДИНОГО внепартийного кандидата на президентские выборы. Только так можно в последний раз попытаться изменить т.н. "антинародный режим" и создать реальные предпосылки для динамичного развития больного российского общества и государства.
Александр Кудряшов пишет: — Помнится, писал один дядя из самых главных "прорабов" катастройки: Лениным ударить по Сталину, затем Плехановым по Ленину. Ударили! Что-то несколькими строками статьи навеяло. Вот если бы "история пошла по Плеханову. ". А вот если бы не было Керенского или Николая Второго и далее. ,Так можно далеко зайти. Было два философа, теоретика, интеллектуала, Плеханов был теоретиком и тактиком, Ленин к тому же ещё политиком и практиком. Между двумя лидерами неизбежно возникает психологическая атомсфера соперничества, но история распорядилась по-своему: победил Ленин и большевики. Причём победил в теоретических спорах и в политической борьбе. Он был революционером страстным, решительным и радикальным. Плеханов тоже был революционером, но "теоретическим" и ограничивался буржуазно-демократическим этапом революции. Пребывая в структурах власти той поры, в Советах всех уровней, меньшевики никак не спасли ситуацию, а вот развалу поспособствовали и в итоге спасать страну пришлось Ленину и большевикам, оказавшихся на высоте исторической ответственности. Матери-истории ценны оба, но самым известным русским человеком в мире стал Ленин, а не Плеханов. Историю делают волевые люди, а безвольные только её критикуют или делают "пророчества". Или ошибки..
Александр Прокофьев пишет: — "Первое издание социализма дало богатейшую практику. . Путь, предлагаемый Плехановым, остался альтернативой, но он не был проверен экспериментально". ------- Так давайте проверим! Россия достаточно сильна, чтобы реализовать принцип "одна стран - две системы" (реализованный в Китае). Почему гражданам одного государства надо доводить друг друга до остервенения, доказывая преимущества либо социализма, либо капитализма? Потенциал развития существуют у того и другого, а видеть свои и чужие плюсы/минусы подлинные патриоты обязаны. Кем и когда указано, что нельзя в стране создать несколько социальных экспериментальных полигонов для реализации в них (дополнительно к доминирующим) других - экономических методов управления? Упрощенно говоря, почему в капиталистической России нельзя иметь несколько субъектов федерации, в которых достаточно долгое время будут использоваться принципы социализма? Если армия, валюта, госбюджет общие - государство не "развалиться". Дальний Восток - пусть "эффективные менеджеры" обеспечивают далее его скорейшее развитие, а Европейской частью займутся коммунисты. Или наоборот. Или те, кто признает необходимость переноса столицы России в Сибирь.
За интереснейшую статью - спасибо большое автору .
Елена Слобода пишет: — Плеханов воздействовал на историю России через Ленина. Российский теоретический социализм в советской историографии назвали утопическим, а сейчас о нем и вовсе не вспоминают. А он был куда более жизнеспособным, "почвенным", натуральным, чем марксизм. Для России, разумеется. Ленин категорически отверг его по понятной причине - его брат, гордость семьи, подающий надежды в науке талантливый юноша, был казнен царским правительством в возрасте 21-го года за подготовку цареубийства, которое, впрочем, не состоялось. Он был народоволец. Такая страшная юношеская травма заставила Ленина навсегда возненавидеть и тактику террора, и всех российских революционных теоретиков. Кто из советского поколения не помнит картину "Мы пойдем другим путем"? Этот другой путь открыл ему Плеханов. И назывался он марксизм. Дистанция времени позволяет видеть, что историческое заблуждение марксизма в переоценке роли пролетариата. Даже в Европе. А в России по словам Бердяева не "эмпирический пролетариат господствовал, а миф о пролетариате". В России все решал человек земли, даже переодетый в солдатскую шинель. Правильно назвал С.Г. Кара-Мурза русского крестьянина гордостью человечества. Из брошенного в топку мировой истории русского крестьянства была выплавлена несгибаемая броня Победы. Дух его и сейчас не до конца истреблен в русских сердцах. И возможно, скажет еще свое слово. "Что у тебя там в сумочке накладено?, - спрашивает былинный богатырь Святогор, который, взяв сумочку Никиты Селяниновича, по пояс вошел в землю. "Там у меня тяга земная". Никакой пользы русскому человеку от "чужебесия".
Читайте также: